Эта глава детально описывает, какого именно прогресса в покорении Ханаана добились некоторые колена Израиля после смерти Иисуса Навина. Он (как мы говорим) совершил самую трудную часть этого великого дела и оставил его в таком положении, что они могли легко завершить его в должное время, если бы только у них возникло желание. Нам рассказывается, что они сделали для этого сразу же после его смерти и что им не удалось.
I. Объединившиеся колена Иуды и Симеона действовали смело.
1. Бог повелел Иуде действовать (ст. 1−2).
2. Иуда взял Симеона, чтобы действовать сообща (ст. 3).
3. Они добились успеха в сражении против Везека (ст. 4−7), Иерусалима (ст. 8), Хеврона и Давира (ст. 9−15), Хорма, Газы и других городов (ст. 17−19).
4. Тем не менее, когда им приходилось сталкиваться с железными колесницами, их сердца ослабевали (ст. 19). Упоминается тот факт, что с ними пошли кинеяне (ст. 16).
II. По сравнению с этими коленами, остальные были трусливы.
1. Вениамин потерпел поражение (ст. 21).
2. Дом Иосифов успешно выступил против Вефиля (ст. 22−26), но в других сражениях не улучшил свою ситуацию. Так же обстояли дела у Манассии (ст. 27−28) и Ефрема (ст. 29).
3. Завулон пощадил хананеев (ст. 30).
4. Асир более остальных колен раболепствовал перед хананеями (ст. 31−32).
5. Неффалиму не удалось полностью завладеть несколькими городами хананеев (ст. 3З).
6. Дана теснили аморреи (ст. 34). Ничего не говорится об Иссахаре, равно как и о двух с половиной коленах, расположившихся по ту сторону Иордана.
Стихи 1−8. В данной главе:
1. Сыны Израилевы вопрошали у Бога наставления, чтобы знать, какому племени следует первым выступить, дабы очистить эту страну от хананеян и тем самым вдохновить и ободрить остальных. Это было по смерти Иисуса. Когда он жил, то давал им наставления, и все колена слушались его; но когда умер, то не оставил преемника, который обладал бы такой же властью, что и он. Народ должен был спрашивать у наперсника судного и оттуда принимать повеление, ибо Сам Бог был не только их Царем, но и Господом их воинств. Заданный ими вопрос звучал так: «Кто из нас прежде пойдет?» (ст. 1). Мы можем предположить, что к этому времени они настолько умножились, что им явно не хватало того места, которым они владели, и они должны были изгнать врага, чтобы освободить для себя место. Теперь же они спрашивали, кто первым должен взять в руки оружие. Не ясно, то ли каждое колено было настолько амбициозным, что боролось за то, чтобы ему была оказана эта честь, то ли каждое колено боялось быть первым и таким образом старалось избежать этой участи, но по общему согласию этот вопрос вверили Самому Богу, Который более всех остальных подходит, чтобы распределять почести и поручать работу.
II. Бог назначил первым выступить Иуду и пообещал ему успех (ст. 2): «Я предаю землю в руки его, чтобы он ею владел; поэтому Я предам врага в его руки, лишу его права на владение и истреблю». Но почему первым должен выступить Иуда?
1. Колено Иуды было самым многочисленным и сильным, поэтому оно должно было выступить первым. Отметьте: Бог поручает служение соответственно силе, которую Он дал. Больше всего дел ожидают от тех, у кого больше всего возможностей.
2. По своему положению Иуда был первым, поэтому должен быть первым и в исполнении долга. Именно его должны были славить его братья, и поэтому он должен был предводительствовать в рискованных служениях. Пусть бремя славы и бремя труда идут рядом.
3. Иуда все получал первым, жребий первым указал на Иуду, поэтому Иуда первым должен был вступить в сражение.
4. Именно из колена Иуды должен был произойти наш Господь, и поэтому в Иуде, Христе, Лев колена Иудина шел впереди них. Вначале Христос вступил в бой с силами тьмы и сокрушил их, и это должно вдохновить нас в наших сражениях; именно в Нем мы более чем победители. Обратите внимание: служение и успех упоминаются вместе: «Иуда должен выступить; пусть исполнит свое дело, и тогда он увидит, что Я предаю землю в руки его». Его выступление не будет успешным, если только Бог не дарует ему успех; но Бог не дарует ему успех, если он не будет энергичен в своем служении.
III. Поэтому Иуда готовится выступить, но при этом просит своего брата и соседнее колено Симеона, жребий которого пал внутри Иуды и был передан ему, присоединить к нему свои силы (ст. 3). Обратите внимание:
(1) Что сильнейшие не должны пренебрегать, а наоборот, желать помощи даже тех, кто слабее их. Иуда был самым значительным из всех колен, а Симеон самым незначительным, и тем не менее Иуда ищет дружбы Симеона и просит о помощи; голова не может сказать ногам: «Вы мне не нужны», ибо все мы члены друг другу.
(2) Кто настоятельно просит о помощи, тот должен быть готов оказать помощь: «Войди со мною в жребий мой, и тогда я войду с тобою в твой жребий». Израильтянам приличествовало помогать друг другу в борьбе против хананеян, и все христиане, даже принадлежащие разным коленам, должны укреплять руки друг друга в борьбе против общих интересов царства сатаны. Кто подобным образом в любви помогает другим, у того есть основания надеяться, что Бог милостиво поможет ему.
IV. Объединенные армии Иуды и Симеона расположились на поле: пошел Иуда (ст. 4), и пошел с ним Симеон (ст. 3). Возможно, главнокомандующим в этом выступлении был Халев, ибо кто больше подходил для этого дела, как не он, имевший разум взрослого человека и руку юноши, обладавший опытностью преклонного возраста и энергией, присущей юности? (Нав 14:10−11). Далее, похоже, следует (ст. 10−11), что в то время у него еще не было своего надела. Им сильно повезло, что они имели такого генерала, который, согласно своему имени, имел огромное сердце. Некоторые думают, что, когда Израиль вопрошал, кому прежде пойти против хананеев, те объединились в одну грозную армию и, услышав о смерти Иисуса Навина, чье имя вызывало в них ужас, ободрились. Если так, то это доказывает, что они объединились себе назло.
V. Бог даровал им огромный успех. Независимо от того, то ли они первыми напали на врага, то ли враг первый поднял тревогу, но предал Господь Хананеев и Ферезеев в их руки (ст. 4). Хотя армия Иуды была сильной и смелой, но победу следует приписывать Богу: Он предал Хананеев в руки их; дав им власть, Он также дал возможность уничтожить их; Он дал им силу, и таким образом испытал, послушны ли они Его повелению, которое заключалось в том, чтобы они полностью истребили их. Епископ Патрик обращает внимание на тот факт, что мы не сталкиваемся с подобными религиозными выражениями в трудах языческих писателей, описывающих успех их армий, как в данном месте и любом другом, описываемом священной историей. Мне хотелось, чтобы подобное благочестивое признание божественного провидения со временем не перестало бы употребляться многими, называющими себя христианами. Нам рассказано, (1) как армия хананеев была разгромлена на поле недалеко от Везека, где они выстроились в боевом порядке; позже Саул избрал это место для основных встреч (1Цар 11:8). Они убили 10000 воинов и тем самым несомненно нанесли сильный удар, который значительно ослабил врага, и так находящегося в трудном положении.
(2) Как был захвачен и умерщвлен их царь. Его звали Адони-Везек, что означает повелитель Везека. Некоторые землевладельцы называли свои земли своими именами (Пс 48:12), но в данном месте царь (и было много других) называл себя по названию земли. После сражения он был взят в плен, и здесь нам рассказывается, что с ним сделали: ему отсекли большие пальцы на руках, чтобы сделать непригодным для сражений, и большие пальцы на ногах, чтобы он не смог убежать (ст. 6). Жестоко подобным образом торжествовать над человеком, оказавшимся в беде и предоставленном на их милость, но он был заклятым хананеем и подобным образом поступал с другими, о чем, возможно, они слышали. Иосиф Флавий сказал: «Они отрезали его руки и ноги», возможно, подразумевая, что ему были нанесены смертельные раны, а не только отсечены большие пальцы рук и ног. Но унижение, которому он подвергся, вынудило его признать праведность Бога (ст. 7). Здесь обратите внимание:
[1] Каким великим человеком был АдониВезек, как величественно он выглядел на поле боя, когда вражеские армии бежали перед ним, как величественно он выглядел дома, когда цари были помещены с псами его стад. Но теперь он стал узником, подвергнулся крайнему позору и унижению. Посмотрите, насколько изменчив мир и насколько скользки его высоты. Пусть занимающие его высоты не будут гордыми, а самые сильные самоуверенными, ибо не знают, в каком униженном положении они могут оказаться, прежде чем умрут.
[2] Какое опустошение он совершил у своих соседей: он покорил семьдесят царей, в результате чего они стали его узниками. В то время самый главный человек в городе назывался царем, и величие этого звания лишь усугубляло его позор и распаляло гордость оскорблявшего. Нам не следует полагать, что Адони-Везеку удалось в одном сражении захватить семьдесят незначительных царей и сделать их своими рабами, но в то или иное время своего правления он подобным образом низложил и подвергнул жестокому обращению многих, которые были царями городов, успешно противостоявших ему, и он подобным образом обращался с ними, дабы угодить своей властной варварской фантазии и вызвать ужас у других. Похоже, хананеи были разорены междоусобными кровопролитными гражданскими войнами, что в значительной степени облегчило Израилю их завоевание. «Иуда, говорит д-р Лайтфут, победив Адони-Везека, фактически победил семьдесят царей».
[3] Насколько справедливым было его наказание, соответствующее тому, как он обращался с другими. Праведный Бог иногда Своим провидением делает так, чтобы наказание соответствовало греху, и при этом следит, чтобы наказание было справедливым; грабитель будет ограблен: когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя (Ис 33:1). Не оказавшим милости не будет оказана милость (Иак 2:13); (см. Откр 13:10; 18:6).
[4] Как честно он признал праведность Бога во всем, что с ним произошло: «Как делал я, так и мне воздал Бог». Посмотрите на силу совести, когда Бог пробуждает ее Своими судами: как она напоминает о грехе и оправдывает справедливость Бога. Кто своей гордостью бросал вызов Богу, тот теперь покорился Ему и с огромным сожалением вспоминает о царях под своим столом, хотя раньше с большим удовольствием глядел на них в таком положении. Похоже, он признает, что с ним обращаются лучше, чем он обращался со своими узниками, ибо хотя израильтяне искалечили его (согласно закону возмездия: око за око, а палец за палец), но они не загнали его под стол питаться там крохами, ибо хотя другие могли рассматривать подобное действие как справедливое наказание, но это могло бы послужить угождению гордости и высокомерию в большей степени, чем приличествовало израильтянину.
VI. Особое внимание обращается на завоевание Иерусалима (ст. 8). Наши переводчики полагают, что здесь говорится о событии, имевшем место ранее, во времена Иисуса Навина, а здесь оно упоминается в связи со смертью там Адони-Везека, и поэтому читают: «И воевали сыны Иудины против Иерусалима», ставя этот стих пояснительной фразой. Но в оригинале об этом говорится как о новом факте, и скорее всего так и было, ибо сказано, в частности, что это было совершено сынами Иудиными, а не в общем всем Израилем, которым командовал Иисус Навин. Бесспорно, Иисус победил и убил Адониседека, царя Иерусалимского (Нав 10 гл., но мы не читаем, что при этом он взял город. Возможно, пока он повсеместно завоевывал новые земли, данный Адони-Везек, соседствующий владыка, завладел городом; а теперь, когда Израиль одержал победу в поле, город перешел в их руки и они убили его обитателей, за исключением тех, которые удалились в крепость и оставались там до времени, когда пришел Давид; они также город предали огню в знак своего отвращения к идолопоклонству, которым он был глубоко поражен; но, скорее всего, они не полностью сожгли его, а оставили удобные обители для тех, кому предстояло вступить во владение им.
Стихи 9−20. В этих стихах продолжается описание славной и успешной кампании, совершенной Иудой и Симеоном.
1. Удел Иуды был довольно основательно очищен от хананеян, но не полностью. Те, которые жили на горах, окружавших Иерусалим, были изгнаны (ст. 9,19), а жившие в долинах защищали свою землю, ибо имели железные колесницы, о которых мы читаем в Нав 17:16. Здесь сыны Иуды потерпели поражение и таким образом потеряли влияние, которое своим примером оказывали на другие колена до сего момента: те последовали их примеру в данной ситуации, когда они смалодушничали, а не их примеру в других ситуациях, когда они проявили смелость. Враги имели железные колесницы, поэтому атаковать их было опасно, но разве не был на стороне Израиля Бог, Который имеет колесниц тьмы, тысячи тысяч ангелов (Пс 67:18, англ. пер.), перед которыми эти железные колесницы как солома для огня? Разве Бог не пообещал четко через Свое пророчество (ст. 2) даровать им успех в этом походе против хананеев, не исключая тех, которые имели железные колесницы? Но они позволили страхам одержать верх над своей верой, не смогли довериться Богу, оказавшись в невыгодном положении, и поэтому не осмелились выступить против железных колесниц, а трусливо удалили свои армии, хотя одним ударом могли добиться победы; все это привело, как оказалось, к гибельным последствиям. Они хорошо начали, так что же остановило их? (Гал 5:7).
2. Халев стал владельцем Хеврона, который десять или двенадцать лет тому назад (как вычислил д-р Лайтфут) был отдан ему Иисусом Навином, но так как тот посвятил себя служению государству, предпочитая государственные интересы личным и помогая поселиться другим коленам, то, похоже, до того момента он так и не стал его правителем. Этот благочестивый человек был настолько доволен, посвятив себя служению другим, что о себе заботился в последнюю очередь; такие люди редко встречаются, ибо все ищут своего (Флп 2:20−21). Но теперь все сыны Иудины пришли ему на помощь, чтобы завоевать Хеврон (ст. 10); они убили сынов Енаковых и помогли ему завладеть городом (ст. 20). Они отдали Хеврон Халеву. И теперь он, чтобы отплатить за доброту, проявленную к нему соотечественниками, с нетерпением ожидает, когда можно будет увидеть Давир покоренным и переданным в руки сынам Иудиным. Чтобы ускорить это событие, он обещает отдать свою дочь в жены тому, кто возьмет на себя командование осадой этого важного города (ст. 11−12). Гофониил смело взялся за дело; он завоевал город и женщину (ст. 13), а благодаря части своей жены и умному обращению с ее отцом получил хорошее наследство для себя и своей семьи (ст. 14−15). Это событие очень подробно описано и пояснено ранее (Нав 15:16−19).
(3) Симеон получил землю хананеев, находившуюся на границе (ст. 17−18). В восточной части предела Симеона они уничтожили хананеев в Цефафе и назвали его Хорма истребление, добавив этот город к нескольким расположенным невдалеке заклятым городам, которыми они завладели несколько раньше и названными так же (Чис 21:2−3). Тогда они полностью исполнили данный ими обет в том, что основательно уничтожат города хананеев, расположенные на юге. В восточной части они захватили Газу, Аскалон и Екрон города филистимлян. Они завладели этими городами, но так как полностью не уничтожили их обитателей, то со временем филистимляне восстановили их и стали закоренелыми врагами Израиля Божьего. Ничего лучшего не происходит, если работу делаешь наполовину.
(4) Кенеяне получили землю для поселения в колене Иуды, предпочитая оставаться здесь, а не в каком-то другом колене, ибо это колено было самым сильным и здесь они надеялись жить спокойно и в безопасности (ст. 16). Они были потомками Иофора, который то ли пошел вместе с Израилем, когда Моисей пригласил его (Чис 10:29), то ли встретил их в том же месте, когда они пришли после своих блужданий в пустыне по прошествии тридцати восьми лет, и пошел с ними в Ханаан, ибо Моисей пообещал, что их участь будет такой же, как участь Израиля (Чис 10:32). Вначале они остановились в городе Пальм, то есть Иерихоне городе, который не восстанавливался и поэтому вполне подходил для тех, которые жили в палатках и не собирались строиться. Но позже они переселились в пустыню Иудину, то ли из привязанности к этому месту, которое было уединенным и удаленным, то ли из привязанности к этому колену, которое особенно доброжелательно относилось к ним. Хотя мы также читаем о шатре Иаили, происходившей из этой семьи, которая проживала далеко на севере в уделе Неффалимовом, когда Сисара нашел там себе убежище (Суд 4:17). Израиль проявил к ним уважение и позволил поселиться, где им нравится, ибо это был тихий народ и где бы ни находился, удовлетворялся малым. Кто никому не угождает, тому никто не будет угождать. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Стихи 21−36. Данные стихи рассказывают, как поступили остальные племена с оставшимися хананеями.
I. Вениамин не изгнал иевусеев из той части Иерусалима, которая вошла в его удел (ст. 21). Иуда подал им хороший пример и благодаря своим победам дал большое преимущество, но они не последовали его примеру из-за недостаточной решительности.
II. Дом Иосифов:
1. Они побудили себя к незначительным действиям и завладели Вифлеемом (ст. 22). Этот город упоминался в уделе колена Вениаминова (Нав 18:22), но здесь о нем говорится (ст. 13) как о городе, расположенном на границе этого колена, и, похоже, что через него проходила линия раздела, так что одна половина принадлежала Вениамину, а вторая Ефрему; похоже, также, что в то время активность ефремлян, которые старались возвратить его себе и отобрать у хананеев, позволила им полностью завладеть этим городом или, по крайней мере, большей его частью, ибо впоследствии мы часто читаем, что он был во власти десяти колен (а Вениамин к ним не принадлежал) и что Иеровоам в нем поставил одного из своих тельцов. При описании похода ефремлян против Вефиля следует обратить внимание:
(1) На то, что им сопутствовало божественное благоволение: Господь был с ними. Он таким же образом пребывал бы и с другими коленами, если бы они пожелали задействовать свою силу. Халдейский перевод говорит здесь, а также во многих других местах: «Слоео Господне было их помощником», а именно сам Христос вождь Господнего воинства. Теперь, когда они действовали поодиночке, Он был с ними так же, как в то время, когда они были одним целым.
(2) На благоразумные средства, которые они применяли для завладения города. Они послали разведчиков, чтобы обнаружить, какая часть города была самой незащищенной и каким путем им следует пойти, чтобы атаковать с максимальным преимуществом (ст. 23). Разведчики получили информацию в полном объеме от человека, удачно встретившегося им, который показал тайный вход в город, оставленный неохраняемым, так как мало кто знал о нем и с этой стороны никто не ожидал опасности. И в данной ситуации:
[1] Его не стоит винить в том, что он поделился этими сведениями, если он делал это из убеждения в том, что Господь был с ними и что благодаря Его дарению эта земля принадлежала им по праву. По той же причине не следует обвинять Раав за помощь тем, которые считались врагами ее страны, но друзьями Бога.
[2] Подобным образом не следует винить тех, кто сделал ему милость: не только сохранил жизнь ему и его семье, но и дал свободу идти, куда они желали, ибо за одним хорошим поступком следует другой. Но, похоже, этот человек не присоединился к израильскому народу; скорее он боялся, а не любил его, поэтому переселился к хетгеям, которые ушли в Арабию и поселились там после того, как Иисус Навин напал на страну. Этот муж предпочел жить с ними и там построил город; мы можем предположить, что это был маленький город, какие обычно строят земледельцы; он также дал ему древнее имя своего родного города Луз миндальное дерево, а не новое имя, которое несло бы в себе религию: Вефиль дом Бога.
(3) На их успех. Разведчики доставили полученную информацию в армию, а это значительно повысило их шансы на успех: город был захвачен, и все преданы мечу (ст. 25).
2. Помимо этих успешных действий сыны Иосифа, похоже, не совершили ничего значительного.
(1) Манассия не смог изгнать хананеев из нескольких весьма значительных городов, находившихся в его уделе, и больше не делал попыток избавиться от них (ст. 27). А хананеи, владевшие городами, приняли решение не оставлять свою землю, в то время как у Манассии не хватило решимости попытаться изгнать их, словно с ними невозможно было справиться, если только они не захотят сдаться, на что не следовало рассчитывать. Только когда Израиль обрел силу и стал на ноги, он заставил их служить себе, обязав платить дань (ст. 28,35).
(2) Подобным образом и Ефрем, хотя и был сильным коленом, но не изгнал хананеев из Гезера довольно значительного города и позволил им жить среди них (ст. 29), и это, как полагают некоторые, подразумевает, что им было позволено мирно жить и пользоваться привилегиями непобежденного народа, а не сделало плательщиками дани.
III. Завулон, который был склонен к морской торговле, ибо было предсказано, что он будет пристанью корабельной, не смог покорить Хитрон и Наглол (ст. 30), а только заставил жителей этих городов платить дань.
IV. Асир вел себя хуже любого другого колена (ст. 31−32): он не только оставил в руках хананеев городов больше, чем любое из них, но и подчинился им, вместо того чтобы заставить их платить дань; и поэтому выражение жил Асир среди хананеев подразумевает, что хананеи были более многочисленными и сильными и продолжали оставаться хозяевами страны, а израильтянам было позволено жить среди них только с их молчаливого согласия.
V. Неффалим также позволил хананеям жить среди них (ст. 3З). Только со временем он сумел покорить их и потребовал платить дань.
VI. Дан даже не пытался расширить свои завоевания в той земле, где лежал его удел; у него не хватало духа поднять голову против аморреев, и он под воздействием силы был вынужден удалиться в горы и наследовать расположенные там города; он не осмеливался спускаться в долину, где, возможно, находились железные колесницы (ст. 34). Более того, некоторые из этих городов, расположенных в горах, не покорились ему (ст. 35). Они были настолько урезаны в своих владениях, что вынуждены были искать больше места для поселения в Лаисе, расположенном довольно далеко (Суд 18:1 и далее). В благословении Иакова Иуда сравнивался со львом, а Дан со змеей, и теперь посмотрите, как побеждал и преуспевал Иуда, обладавший смелостью льва, и как Дан, применяя присущее ему коварство змея, не мог укорениться. Хитрость и искусное руководство не всегда совершают чудеса, на которые они претендуют. Похоже, то, что не смог совершить Дан, частично совершили для него соседи ефремляне; они заставили аморреев платить дань (ст. 35). Что касается всего этого вопроса, то показано, что в целом народ Израиля отнесся безответственно к своему долгу и выгоде; они не делали того, что должны были сделать, чтобы изгнать хананеев и освободить для себя место.
1. Причиной тому была их лень и трусость. Они не прилагали усилий для завершения своих завоеваний; подобно ленивцу, видевшему во сне льва на пути и на улицах, они воображали себе непреодолимые трудности и отпугивали себя от посева и сбора урожая ветрами и облаками.
2. Причиной тому была их алчность. Они полагали, что труд хананеев и их деньги принесут им больше пользы, чем их кровь, и поэтому позволили им жить среди них, чтобы иметь от этого выгоду.
3. Они не испытывали должного страха и отвращения к идолопоклонству; им было жалко предать хананеев мечу, хотя мера их беззаконий наполнилась; они полагали, что не будет вреда, если позволят им жить, и что они не будут представлять для них опасность.
4. То же самое, что удерживало их отцов в течение сорока лет в пустыне и не позволяло войти в Ханаан, удерживало их теперь и не позволяло полностью им овладеть; это их неверие. Неверие в силу и обетование Бога лишило их преимуществ и навлекло тысячи неприятностей.
толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 1 глава