В этой главе имеется:
I. Дальнейшее описание небесного состояния церкви (ст. 1−5).
II. Подтверждение данного, а также всех остальных видений этой книги (ст. 6−19).
III. Заключение (ст. 20−21).
Стихи 1−5. Небесное состояние церкви, которое перед этим описывалось в виде города под названием новый Иерусалим, теперь описывается как рай, с намеком на земной рай, утраченный через грехопадение первого Адама; это другой рай, восстановленный вторым Адамом. Рай в городе, или весь город в раю! В первом раю только два человека созерцали его красоту и наслаждались им, но в этом втором раю целые города и народы найдут для себя удовлетворение и обильное наслаждение. Заметим следующее.
I. В раю есть река. Земной рай был хорошо орошаем; местность, лишенная воды, не может быть ни красивой, ни плодородной. О данной реке говорится, что:
1. Ее источником является престол Бога и Агнца. Все наши источники благодати, утешения и славы находятся в Боге, и все наши потоки текут от Него через посредничество Агнца.
2. Качество ее воды — чистая, светлая, как кристалл. Все потоки земных утешений мутны, эти же потоки светлы, здоровы, они освежают, животворят и сохраняют жизнь всем тем, кто пьет из них.
II. В раю есть дерево жизни. Такое дерево было и в земном раю, Быт 2:9. Но это дерево значительно превосходит то. Заметим относительно него следующее.
1. Местоположение дерева — среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, или, если лучше перевести, посередине между аллеей и рекой. Это древо жизни питается чистыми водами реки, текущей от престола Бога. Присутствие Бога с Его совершенствами обеспечивает всю славу и все блаженство небес.
2. Плодовитость дерева.
(1) Оно приносит много видов плодов — двенадцать, соответствующих вкусам всех святых.
(2) Оно постоянно приносит плоды: дает на каждый месяц плод свой. Это дерево никогда не бывает пустым, бесплодным, на нем всегда бывают плоды. Небо не только богато разнообразием чистых удовольствий, приносящих настоящее удовлетворение, но эти удовольствия никогда не прекращаются и всегда свежи.
(3) Его плоды не только приятны, но и целебны. Божие присутствие на небе — это источник здоровья и счастья святых; они обретут в Нем исцеление от всех своих прежних болезней и будут Им сохраняемы вечно здоровыми и сильными.
III. Рай будет совершенно свободен от всякого зла (ст. 3): там ничего уже не будет проклятого — не будет змея, который был в земном раю. В этом состоит величайшее превосходство второго рая. Диаволу нечего там делать; он не сможет отвлечь святых от служения Богу и подчинить их себе, как он это сделал с нашими прародителями, он не сможет помешать им в служении Богу.
IV. Наивысшее блаженство райского состояния.
1. Там святые будут видеть лицо Божие, будут созерцать прекрасное видение.
2. Бог признает их, поскольку они будут иметь на челах своих печать Его и имя Его.
3. И будут царствовать во веки веков. Их служение будет не только свободным, но и почетным, они будут иметь власть.
4. Все это будет дополняться совершенным познанием и совершенной радостью. Они будут исполнены мудрости и утешения, будут постоянно ходить в свете Божием; и все это будет не временно, а во веки веков.
Стихи 6−19. В этих стихах мы имеем торжественное подтверждение достоверности содержания этой книги, в частности последнего видения (хотя некоторые считают, что это подтверждение относится не только к данной книге, но ко всему Новому Завету и даже ко всей Библии в целом как завершающее и удостоверяющее канон Писаний). Достоверность ее подтверждается:
1. Именем Самого Бога, давшего все эти откровения, и Его сущностью: Он Господь Бог верный и истинный, и такими же, верными и истинными, являются слова Его.
2. Посланниками, избранными Им для того, чтобы передать эти откровения миру; святые ангелы показали их святым людям Божиим. Бог не может употреблять святых Своих и ангелов, для того чтобы обманывать мир.
3. Исполнением этих пророчеств, которое вскоре будет иметь место; они скоро осуществятся. Христос спешит, Он грядет скоро, и тогда все станет ясным и определенным, и те, кто поверил Его словам и сохранил их, окажутся мудрыми и счастливыми.
4. Верностью того ангела, который был для апостола гидом и толкователем видений. Верность его такова, что он не только отвергает религиозное поклонение апостола, но снова и снова укоряет его за это. Тот, кто так дорожил славой Божией и так отвращался всего, что вредило ей, не мог прийти во имя свое, чтобы обольщать детей Божиих пустыми мечтами и обманами. Апостол исповедует свой собственный грех, свое безумие, в которое снова впал, и навечно записывает об этом в книге, доказав этим еще раз свою искренность, свою верность и беспристрастность как писателя.
5. Повелением оставить эту книгу пророчеств незапечатанной, чтобы все могли внимательно прочесть и потрудиться понять ее, высказать свои возражения и сравнить ее пророчества с текущими событиями. Бог обращается ко всем свободно и открыто, Он не говорит по секрету, но каждого призывает быть свидетелем сделанных Им заявлений, ст. 10.
6. Впечатлением, какое произведет эта книга на людей. Для нечистых и неправедных она послужит поводом к тому, чтобы стать еще более нечистыми и неправедными; но тех, кто праведен пред Богом, она будет еще более утверждать, укреплять и освящать; она будет запахом живительным для одних и смертоносным — для других, и таким путем обнаружится, что она исходит от Бога, ст. 11.
7. Эта книга станет тем мерилом, по которому Христос будет осуществлять Свой суд; Он будет распределять награды и наказания в соответствии с делами людей, с тем, как они согласовывались или расходились со словом Божиим. Следовательно, само это слово должно быть верным и истинным, ст. 12.
8. Эта книга есть слово Того, Кто является начальником и совершителем веры и святости Своего народа, Кто будет награждать их, ст. 13−14. Он есть первый и последний, Тот же самый от начала и до конца, и таким же является Его слово. И этим словом Он даст Своим детям, тем, кто соблюдает его, право на древо жизни и на вход в небеса. Это будет окончательным подтверждением истинности и авторитетности Его слова, поскольку оно содержит в себе основание для того состояния святости и блаженства, которое еще остается для народа Его на небесах.
9. Именно эта книга осудит и не впустит в небо нечестивых, неправедных, в частности тех, кто любит и делает неправду (ст. 15), а поэтому не может быть ложной.
10. Она подтверждается также свидетельством Иисуса Христа, которое есть Дух пророчества. Иисус, будучи Богом, является корнем Давида, и в то же время как человек Он есть потомок его. Он есть Тот, в Ком соединились все совершенства несотворенного и сотворенного естества, Он слишком велик и слишком благ, чтобы обманывать церковь и мир. Он источник всякого света, звезда светлая и утренняя, и являясь таковым Он дал Своей церкви утренний свет пророчеств, чтобы уверить их в рассвете того полного дня, который приближается.
11. Она подтверждается щедрым приглашением, обращенным ко всем людям, чтобы они пришли, приняли обетования Евангелия и воспользовались его привилегиями, этими потоками воды живой; они предлагаются всем, кто чувствует в своей душе жажду, которую ничто в этом мире утолить не может.
12. Она подтверждается общим свидетельством Духа Божьего и тем Духом благодати, что присутствует во всех истинных членах церкви Божией; Дух и невеста объединяются в свидетельстве об истинности Евангелия и о его совершенствах.
13. Следующим подтверждением достоверности этой книги является строгое предостережение об осуждении и проклятии, грозящем всем тем, кто осмелится исказить или изменить слово Божие, либо убавляя от него, либо прибавляя к нему, ст. 18−19. Тот, кто добавит что-нибудь к слову Божьему, навлечет на себя язвы, о которых написано в книге сей, а кто отнимет что от слов этой книги, тот лишит себя участия в обетованиях и привилегиях, изложенных в ней. Это предостережение подобно пламенеющему мечу, охраняющему канон Священного Писания от нечистых рук. Такая же ограда была поставлена Богом вокруг закона (Втор 4:2) и всего Ветхого Завета (Мал 4:4), теперь она торжественно воздвигается вокруг всей Библии, удостоверяя нас в священном характере этой книги, в ее божественном авторитете и громадной важности, почему великий Бог и проявляет о ней такую особую заботу.
Стихи 20−21. Мы подошли к общему заключению всей книги, состоящему из трех частей.
I. Прощание Христа со Своей церковью. Дав откровение Своему народу, находящемуся на земле, Христос, кажется, собирается теперь оставить их и возвратиться на небо; но, расставаясь с ними, Он проявляет большое милосердие, обещая вскоре прийти к ним опять: ей, гряду скоро! Как некогда Христос, возносясь на небо после Своего воскресения, дал ученикам при расставании обещание Своего благословенного присутствия с ними, так теперь, снова расставаясь, Он дает обещание скоро вернуться. Если кто-нибудь скажет: «Где обетование пришествия Его, уже столько веков прошло со времени этого пророчества?» — то пусть таковые знают, что Господь не медлит исполнением обетования, данного Его детям, но долготерпит Своих врагов. Его пришествие будет раньше, чем они осознают, раньше, чем они будут готовы к нему и пожелают его; а для Его народа оно будет своевременным. Это видение относится к определенному времени, и оно не замедлит. Он грядет скоро. Пусть эти слова постоянно звучат в наших ушах, проявим все усердие к тому, чтобы Он нашел нас в мире этом без пятна и порока.
II. Сердечный отклик церкви на обещание Христа.
1. Выражение твердой уверенности в этом обещании: Аминь, истинно так, да будет так.
2. Выражение искреннего желания его исполнения: Ей, гряди, Господи Иисусе. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических. Таков пульс церкви, дыхание Духа благодати, оживляющего мистическое тело Христа. И мы не должны успокаиваться, до тех пор пока не ощутим в себе дыхание того же Духа, побуждающего нас ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Таков язык церкви первенцев, и мы должны, присоединяясь к ним, часто приводить себе на память это обетование. Когда с неба посылается обетование, мы должны отвечать на него молитвой: «Ей, гряди, Господи Иисусе, положи конец греху, печали и искушениям; собери детей Твоих из этого злого мира и возьми их на небеса, туда, где совершенная чистота, мир и радость; заверши Свой великий замысел и исполни то слово, на которое Ты повелел Твоему народу уповать».
III. Апостольское благословение, завершающее всю книгу: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Заметим здесь:
1. Библия заканчивается ясным доказательством Божества Христа, так как Дух Божий внушает апостолу благословить Его детей именем Иисуса Христа и просить у Христа благословения на них, что является истинным актом поклонения.
2. Мы ничего не должны желать более, чем присутствия благодати Христа с нами в этом мире, чтобы она приготовила нас к славе в мире ином. Только Его благодать может сохранить нас в радостном ожидании явления Его, приготовить нас к нему и сохранить для него. Для тех, кто здесь пользуется Его благодатью и благоволением, Его славное явление будет желанным и радостным. Поэтому к этой всеобъемлющей молитве все мы должны прибавить сердечное аминь как выражение нашего самого искреннего желания иметь в большей мере благодать нашего благословенного Иисуса Христа и Его славное присутствие с нами, пока Его благодать к нам не завершится славой, ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 22 глава