Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Откровение | 22 глава

Комментарии Баркли


РЕКА ЖИЗНИ (Откр 22:1−2)

До сих пор шло внешнее описание града Божия, а теперь мы видим его изнутри.

Во-первых, здесь река воды жизни. У этой картины много источников в Ветхом Завете. В основе ее лежит река для орошения рая (Быт 2:8−16). Еще ближе картина потока, дающего жизнь, и вытекающего из храма, в (Иез 47:1−7). И псалмопевец поет о потоках, веселящих град Божий (Пс 45:5). «Из дома Господня, — говорит Иоиль, — выйдет источник» (Иоиль 3:18). «Живые воды, — говорит пророк Захария, — потекут из Иерусалима» (Зах 14:8). С этой картиной близко связана также типичная для Писания картина источника живой воды: в Откр 7:17; Откр 21:6. Иеремия жалуется на то, что люди оставили Бога, Который есть источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2:13). «Уста праведника — источник жизни» (Притч 10:11). «Учение мудрого — источник жизни» (Притч 13:14). «Страх Господень — источник жизни» (Притч 14:27). «У Тебя (Бога), — говорит псалмопевец, — источник жизни» (Пс 35:10). «Бог — говорили раввины в своих мечтах о Золотом веке, — создаст реку текущего из Святого Святых, около которой будут произрастать различные приятные плоды».

Суит считает, что река жизни — это Дух. В четвертом Евангелии Иисус говорит: «Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7:38−39).

Но вполне может быть, что Иоанн имеет в виду нечто более простое. Человек, живущий в обществе, где один поворот крана дает любое количество чистой и холодной воды, едва ли может себе представить, что значила вода на востоке. В жарких странах вода всегда была, да еще и сегодня, в буквальном смысле — жизнь, и река жизни вполне может символизировать обилие жизни, которую Бог дает Своим людям и которую им остается только взять.

ДРЕВО ЖИЗНИ (Откр 21:1−2 (продолжение))

В этом отрывке встает еще одна неясность в связи с пунктуацией. Среди улицы его — это, может быть, не начало второго предложения, а конец первого, и тогда посреди улицы града Божия будет находиться не река жизни, а древо жизни. На наш взгляд текст получит больше смысла, если эту фразу читать с первым предложением.

Картину древа жизни Иоанн берет из двух источников: древо жизни в раю (Быт 3:6); и, еще больше, из Книги пророка Иезекииля. «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез 47:12). С этим опять же тесно смыкались мечты раввинов о будущем. Вот одна из них: «В грядущем веке Бог создаст деревья, которые будут приносить плоды каждый месяц, и человек, который будет кушать их, сохранит здоровье».

Дерево приносит много различных плодов, и мы конечно, можем видеть в этом символы плодов духа (Гал 5:22−23).

Разве нельзя видеть в различных плодах, которые Древо приносит каждый месяц, символы особой благодати для различных возрастов жизни, которую дает Бог, от колыбели до могилы? Древо жизни более не является запретным; оно стоит посреди града Божия, чтобы каждый мог брать с него плоды. Плоды его не предназначены для иудеев, и листья его служат для исцеления народов. Раны и ссоры народов могут быть исцелены лишь в Духе Божием.

ПРЕЛЕСТЬ СВЯТОСТИ (Откр 22:3−5)

Вот она — окончательная кульминация в описании града Божия.

Здесь нет уже ничего проклятого и осужденного, то есть здесь нет больше ничего из тех скверностей, которые разрушают христианскую жизнь.

Рабы Божии увидят Его лицо. Сбудется обетование о том, что чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8). Мы лучше поймем величие этого обетования, если будем помнить, что христианину дана привилегия, в которой было отказано даже Моисею, которому Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20,23). Лишь только во Христе человек может видеть Бога.

Зрелище Бога оказывает двойное действие. Во-первых, оно вызывает совершенное поклонение; там, где всегда виден Бог, жизнь становится актом поклонения. Во-вторых, оно влечет с собой совершенное посвящение; у жителей града Божия на челе будет имя Его, показывающее, что они принадлежат Ему.

Иоанн опять возвращается к мысли, что в граде Божием не будет ни тьмы, ни потребности в каком-либо дополнительном свете, потому что там присутствует Бог.

Видение заканчивается тем, что люди Божии будут царствовать во веки веков. В совершенном повиновении Ему обретут они совершенную свободу и единственно подлинную царственность.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (Отк 22:6−9)

Последняя часть Откровения изложена странно и несвязанно. Все идет без всякого очевидного порядка; повторяется кое-что из сказанного выше и всегда очень трудно сказать, кто же действительно говорит. Может быть, Иоанн умышленно еще раз затрагивает все эти темы, которые проходят через всю книгу, и приводит на сцену действующих лиц, чтобы подчеркнуть свою весть. Здесь трое говорящих.

Во-первых, один из ангелов, объяснявший Иоанну небесные объекты. Он еще раз подчеркивает истинность и справедливость всего того, что Иоанн видел и слышал. «Господь Бог святых и пророков» — это Бог, вдохновивший умы пророков, и потому вести, полученные Иоанном, пришли от того же Бога, Который вдохновлял великих ветхозаветных пророков, и к ним следует относиться так же серьезно.

Говорит также Сам Иисус Христос. Он напоминает, что до прихода Его осталось недолго, потом дает благословение и обещает блаженство тем, кто читает слова пророчества Иоаннова и соблюдает их. Суит справедливо называет это «поощрением благочестивого и преданного ученика». Преданный и благочестивый ученик — самый хороший ученик. Многие преданы, многие благочестивы, но не ученики; они не могут согласиться с дисциплиной ученичества и даже подозрительно смотрят на увеличение знания, которое несет с собой ученичество. Но есть также много учеников, но не преданных и благочестивых; их слишком интересует интеллектуальное знание и слишком мало — молитва и служение своим собратьям.

Последним говорит Иоанн. Он говорит о себе как об авторе книги, а потом почему-то повторяет предостережение против поклонения ангелам, которое он уже высказал в 19:10. Опасность, связанная с поклонением ангелам, казалась Иоанну настолько реальной, что он посчитал повторение необходимым. Совершенно очевидно, что он не хочет оставить у нас сомнения в том, что поклоняться ангелам нельзя и поклоняться надо только Богу.

ВРЕМЯ БЛИЗКО И ВРЕМЯ ПРОШЛО (Откр 22:10−11)

В этом отрывке говорится о том, что пришествие Христа близко; это должны быть слова Воскресшего Христа.

В Книге пророка Даниила говорится: «Ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам» (Дан 8:26). Но теперь не время запечатывать, а время открывать и читать, потому что пришествие Христа может свершиться в любую минуту.

Что же тогда значит этот странный отрывок, в котором говорится, что люди должны оставаться такими, какие они есть? Есть две возможности.

1. Наступает момент, когда уже слишком поздно что-либо изменить. У Даниила читаем: «Нечестивые же будут поступать нечестиво» (Дан 12:10). А у Иезекииля сказано: «Кто хочет слушать, — слушай; а кто не хочет слушать, — не слушай» (Иез 3:27). Иные так долго отказываются встать на путь Христов, что уже и не могут больше встать на него; а это грех против Святого Духа.

2. Древний комментатор Откровения Андрей считает, что Воскресший Христос говорит: «Пусть каждый делает то, что ему нравится; Я не навязываю ему выбор силой». А это значит, еще одно предупреждение; каждый человек сам пишет свою судьбу.

ХРИСТОВЫ ПРИТЯЗАНИЯ (Откр 22:12−13)

Воскресший Христос еще раз объявляет о Своем скором Втором Пришествии и делает два важных заявления.

1. Возмездие Его с Ним и Он воздаст каждому по Делам его. Суит считает: «Иисус говорит, как верховный управляющий, Который на закате мира созывает Своих работников, чтобы выдать им дневную плату».

2. Он — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Это повторение титулов, приведенных в 1:17; 2:8; 21:6. Здесь заключена не только одна идея.

а) Здесь заключена идея завершенности. Греки употребляли выражение от альфа до омеги, а иудеи — выражение от альфа до тау в смысле полноты, завершенности. Так, например, Авраам соблюдал весь закон от алеф до тау. Это символ того, что в Иисусе вся полнота и Ему ничего не нужно из другого источника.

б) Здесь заключена идея власти. Греки говорили, что Зевс — начало, середина и конец. Иудеи переняли эту идею и применили ее к Богу, толкуя эту фразу по-своему. Они говорили, что Бог — начало, и потому Он ни от кого не принял Своей власти; Он — середина, и потому Он ни с кем не делит Своей власти; Он — конец, и потому Он никогда никому не передавал Своей власти.

14−15

ПРИНЯТЫЕ И ОТРИНУТЫЕ (Откр 22:14−15)

1. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, ибо они имеют право войти в град Божий. Те, которые омыли свои одежды, имеют право войти в град Божий. Эти две фразы очень похожи между собой. Те, которые соблюдают заповеди Его, в греческом — хой пойоунтес тас ентолас; и те, которые омыли свои одежды, в греческом — хой плунонтес тас столас. В эпоху ранней Церкви все манускрипты писались прописными буквами, без всякого интервала между словами.

В лучших списках стоит: «Те, которые омыли свои одежды», но отсюда хорошо видно, как писцу могла вкрасться ошибка при переписывании; он подставлял более привычную фразу.

Эта фраза указывает на то, какую роль играет человек в процессе спасения. Иисус Христос Своей жертвой на Кресте дал людям благодать, через которую только они и могут быть спасены, но человек должен причаститься этой жертвы. Приведем простой пример. Мы можем принести человеку мыло и воду, но не можем заставить его пользоваться ими. Те, кто входит в град Божий, приняли жертву Христову.

2. Далее следует перечень тех, которым закрыт вход в град Божий. Мы уже рассматривали в 21:8 очень похожий список тех, кто брошен в озеро огненное. Новыми здесь являются псы. Это слово может иметь два значения.

а) Собака была символом всего дикого и нечистого. Суит говорит: «Люди, которые видели бродячих собак в кварталах ближневосточных городов, не удивятся тому презрению и отвращению, которое восточные люди вкладывают в это слово». Потому и иудеи называли язычников псами и собаками. Есть такая раввинская поговорка: «Есть с идолопоклонниками — это все равно, что есть с собаками. Кто такие собаки? Это необрезанные». Комментатор Откровения Андрей высказал предположение, что псы — это не только самые бесстыдные и неверующие, но и христиане, которые после крещения «возвращаются к своей блевотине». И потому псы могут символизировать все самое отталкивающее.

б) Но есть и еще одна возможность. Во Втор 23:18 есть странная фраза: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету». Первая часть фразы совершенно ясна: нельзя приносить Богу в жертву деньги, заработанные проституцией. Но выражение цены пса представляет трудности. Смысл здесь заключается в том, что, в древних храмах были не только проституирующие жрецы, но и проституирующие жрецы-мужчины, и их то обычно и называли псами, кобелями. Пес может означать совершенно безнравственного человека, и в этом смысле оно, по-видимому, употреблено здесь.

Из града Божия исключены все, кто любит и творит ложь. Это эхо слов псалмопевца: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Пс 100:7).

ГАРАНТИЯ ИСТИННОСТИ (Откр 22:16)

Иисус гарантирует истинность всего того, что видел и слышал Иоанн. Смысл этой гарантии таков. Книга начинается с обещания откровения, данного Иисусом Христом (1:1); здесь же Иисус свидетельствует, что в том виде, как Иоанн получил откровение, он получил его от Него.

Он продолжает и предъявляет, так сказать, Свои верительные грамоты, Свои полномочия. «Я есмь корень и потомок Давида», — говорит Он. Это указание на Ис 11:1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Иисус говорит, что в Нем — исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанный потомок.

«Я... звезда светлая и утренняя», — говорит Он. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. Так, например, раввины называли Мардохея. Более того, такое имя должно было напоминать великое мессианское пророчество: «Восходит звезда от Иакова» (Чис 24:17).

Все это пробуждало и другие сферы размышлений. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи; перед Иисусом бегут ночь греха и смерти.

А это, конечно же, будило новые воспоминания. В дни, когда Он ходил во плоти, Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Сказав, что Он — утренняя звезда, Воскресший Христос еще раз заявил, что Он — свет миру и победитель мирской тьмы.

ВЕЛИКОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ (Откр 22:17)

Этот отрывок толкуют по-разному.

Суит считает первые две части призывом ко Христу исполнить Свое обетование и скоро вернуться в этот мир; а третью часть — приглашением к жаждущей душе обратиться ко Христу. Но нам кажется совершенно невероятным, чтобы между первой и второй частью, с одной стороны, и третьей частью, с другой стороны, было такое большое Различие. Более вероятно, что весь отрывок — великое приглашение ко всем людям обратиться ко Христу. Он распадается на три части.

1. Приглашение Духа и невесты. Церковь, как мы знаем — это Церковь. Но что следует понимать под Духом? Это может быть Дух, Который действует во всех пророках, и Который всегда зовет людей назад к Богу. Но еще более вероятно, что Иоанн имеет под Духом в виду голос Самого Иисуса. Иоанн заканчивает послания к семи церквам приглашением послушать, что Дух говорит (2:7,11,17,29; 3:6,13,22). А обращается к семи церквам Сам Воскресший Христос, а Христос — Дух. Вполне возможно, что выражение: «Дух и невеста говорят: прииди!» значит, что Христос и Его Церковь соединяют в этой фразе предложение принять все, что Он предлагает людям.

2. «Слышавший да скажет: прииди!» символизирует великую истину, что каждый христианин должен быть миссионером. Тот, кого нашел Христос, должен найти для Христа других.

3. Третья часть представляет собой приглашение ко всем страждущим душам обратиться к Иисусу Христу, чтобы Он удовлетворил их потребности. Это должно напомнить нам о приглашении Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис 55:1); а также о великих словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35). Лишь во Христе может быть удовлетворена жажда душевная.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Откр 22:18−19)

К этому торжественному предостережению надо кое-что сказать.

1. Это предостережение не разрушать заложенного в книге учения. Это, собственно, то же, что имел в виду Павел, когда говорил: «Кто благовествует вам не то (Евангелие), что вы приняли, да будет анафема» (Гал 1:8−9). Нельзя изменять истину.

2. Такие же предостережения мы находим и в других местах в Библии. «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор 4:2). «Всякое слово Бога чисто: ... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч 30:5−6).

В послании Аристея повествуется о том, как по указу египетского царя семьдесят книжников-иудеев подготовили Септуагинту, греческий перевод иудейской Библии. Когда задание было выполнено, «их попросили произнести обычное по их обычаям проклятие каждому, кто сделает какое-либо изменение, прибавив что-нибудь или изменив каким-либо образом, либо опустив какие-либо написанные слова» («Послание Аристея» 310:311). В предисловии к своей книге «О началах» Руфин заклинает перед лицом Бога Отца, Сына и Святого Духа, каждого, кто читает или переписывает его книгу, ничего не прибавлять, не изымать, не вставлять и не изменять. Евсевий приводит («Церковная история» 5:20,2) пример, как заканчивает свою книгу великий ученый второго века Ириней Лионский: «Заклинаю тебя, когда будешь переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и Его славным пришествием, когда Он придет судить живых и мертвых, сравнить то, что ты написал, с этим манускриптом, и исправить, а также написать это заклинание на твоей копии».

В древности, когда все книги переписывались от руки, и каждый человек знал, как просто переписчику сделать ошибку при переписывании, существовал обычай вставлять в конце книги строгое предостережение относительно изменений.

И вот в свете этого обычая мы и должны читать слова Иоанна.

Надо же представить себе, как часто Иоанн указывает на то, что Иисус Христос придет в любой момент (22:7,10,12,20). «Се, гряду скоро», — вот рефрен всей главы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (Откр 22:20−21)

В заключительных словах Откровения звучит и пафос и слава. Среди ужасных гонений того времени Иоанн страстно и больше всего ждал скорого возвращения Христа. Эта мечта не осуществилась так, как он этого ожидал, но мы не можем сомневаться в том, что Иисус с избытком исполнил Свое обещание, что Он пребывает с Его людьми во все дни до скончания века (Мф 28:20).

Затем следует слава. Что бы ни случилось, Иоанн был уверен в благодати Господа Иисуса Христа, а также в том, что ее с избытком хватит на всех и вся.

Это, несомненно, символично и это правильно, что последним словом Библии должно быть слово благодать.

комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 22 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.