Показав в предыдущей главе, в чем состоял грех древних иудеев и какое их постигло наказание за него, в данной главе апостол:
I. Говорит о том, что привилегии, данные нам Христом в Евангелии, превосходят привилегии иудейской церкви при Моисее, и приводит это как причину, почему мы должны правильно воспользоваться ими, ст. 1−4.
II. Объясняет, почему древние евреи не получили никакой пользы от своих привилегий, ст. 2. Затем:
III. Подтверждает привилегии верующих и гибельное положение упорствующих в неверии, ст. 3−10.
IV. В заключение приводит сильные аргументы и мотивы, побуждающие к вере и послушанию.
Стихи 1−10. I. Апостол заявляет, что привилегии, дарованные нам Христом в век Евангелия, не только равны привилегиям, которыми пользовались находившиеся под Моисеевым законом, но значительно превосходят их. Это превосходство он видит в том, что нам оставлено обетование войти в Его покой, то есть вступить в завет со Христом и через Христа — в состояние общения с Богом и возрастания в этом состоянии до тех пор, пока мы не достигнем совершенства в славе. Нам даны откровения об этом покое, призывы войти в него, а также указания, как достичь его. Обетование о духовном покое оставлено нам Господом Иисусом Христом в Его последнем завещании как драгоценное наследство. Наша задача состоит в том, чтобы позаботиться стать наследниками, имеющими право на этот покой и на свободу от господства греха, сатаны и плоти, которые порабощают души людей и лишают их истинного покоя, а также право на свободу от ига закона и всех его обременительных ритуалов и обрядов, чтобы наслаждаться миром с Богом, подчиняясь Его велениям и Его промыслу, и миром со своей собственной совестью, чтобы иметь в итоге надежду на совершенный и вечный покой в небесах.
II. Он доказывает истину своего утверждения, что мы имеем такие же преимущества, как и древние иудеи. Ибо, — говорит он (ст. 2) и нам оно возвещено, как и тем; и Ветхий и Новый заветы проповедуют, по сути, одно и то же Евангелие, только в Ветхом оно представлено не так ясно и не в такой утешительной форме, как в Новом. Лучшие привилегии, какими обладали древние иудеи, были евангельскими привилегиями; жертвоприношения и обряды Ветхого завета были Евангелием того домостроительства; и самое превосходное в них было то, что они указы вали на Христа. Если же это было их высшей привилегией, то мы не ниже их, ибо мы имеем такое же Евангелие, как и они, но более понятное и ясное.
III. Снова указывает причину, почему лишь немногим из древних иудеев принесло пользу то евангельское домостроительство, которым они обладали, — она заключалась в недостатке их веры: Не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших, ст. 2. Заметьте:
1. Слово проповедуется нам для того, чтобы мы могли извлечь из него пользу для себя, чтобы духовно обогатились через него; оно есть драгоценность, которая дается нам, чтобы мы обрели мудрость, составляющую богатство души.
2. Во все века существовало великое множество слушателей, которым слышанное слово не приносило пользы; многие из тех, кто, казалось, имел много дела с проповедью слова Божьего, много слышал его, ничего не приобрели, однако, для своих душ; а кто, слушая, ничего не приобретает, тот очень много теряет.
3. Причиной бесполезности слышания слова является наше неверие. Мы не растворяем слышанного слова верою; жизнь слова заключается в вере слушающего его. Хотя сам проповедник и верует в Евангелие, и растворяет верою проповедуемое им слово, говорит потому, что верует, тем не менее если слушатели не имеют в себе веры для растворения услышанного слова, то они никогда не станут лучше от него. Вера должна растворять каждое слово, она должна действовать в то время, когда мы слушаем; и если, услышав слово, мы соглашаемся, что оно истинно, одобряем его, принимаем предлагаемую нам милость, применяем это слово к себе с должной искренностью, то получим большую пользу и прибыль от проповедуемого слова.
IV. На этих рассуждениях апостол основывает свое повторное предупреждение и настоятельный совет, чтобы принявшие Евангелие сохраняли святой страх и усердно следили за собой, чтобы скрытое неверие не лишило их пользы от слова и того духовного покоя, который открывается и предлагается в Евангелии: Посему будем опасаться (англ. — страшиться. — Прим. переводчика), чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим, ст. 1. Заметим:
1. Благодать и слава доступны всем, живущим в век Евангелия: они предлагаются каждому и обещаются всем принимающим это предложение.
2. Тот, кто может достичь их, может также и лишиться их. Достигшие спасения верою могут через неверие отпасть.
3. Когда кому-то кажется, что ему не достичь евангельского спасения это страшно, страшно для него самого, потерявшего свою утешительную надежду, и страшно для других, теряющих честь их святого исповедания. Но если это так страшно, когда кажется, что мы не войдем в этот покой, то насколько страшнее, если мы действительно окажемся опоздавшими. Такое разочарование будет фатальным.
4. Хорошим средством для предотвращения либо реального, либо кажущегося опоздания является сохранение святого, благоговейного страха перед тем, чтобы не оказаться опоздавшим. Это сделает нас бдительными и усердными, искренними и серьезными; этот страх заставит нас исследовать свою веру и упражняться в ней, в то время как самонадеянность — это прямая дорога к погибели.
V. Апостол подтверждает блаженство всех тех, кто истинно верует в Евангелие. Он делает это:
1. Путем положительного утверждения этой истины на основании своего собственного опыта и опыта других: «А входим в покой мы уверовавшие, ст. 3. Мы входим в благословенный союз со Христом и через Него — в общение с Богом. Находясь в этом положении, мы действительно наслаждаемся многими благословениями: прощением грехов, миром своей совести, радостью во Святом Духе, возрастанием в благодати и надеждой на будущую славу; покоимся в свободе от рабства греху, предав себя Богу, Который готовит нас к вечному покою с Ним на небесах».
2. Он иллюстрирует и подтверждает блаженство верующих, входящих в покой, тем, что (1) Бог завершил Свое дело творения и вошел в покой Свой (ст. 3−4), повелев нашим прародителям покоиться в седьмой день, покоиться в Боге. Так как Бог закончил Свой труд и успокоился от него, то Он хочет, чтобы верующие тоже закончили свой труд и вошли в свой покой.
(2) Бог продолжал соблюдать субботу и после падения людей и данного Им откровения об Искупителе. Они должны были хранить седьмой день, святую субботу ради Господа, прославляя Его, сотворившего их из ничего Своей творческой силой, и молясь Ему о том, чтобы Он сотворил их заново Своим Духом благодати, чтобы направил их к вере в обетованного Искупителя и Восстановителя всего, чтобы этой верой они обрели покой душам своим.
(3) Ханаан был дан Богом для верующих иудеев как прообраз покоя: как те, которые действительно веровали, Иисус и Халев, действительно вошли в Ханаан, так и те, которые теперь веруют, войдут в покой.
(4) Бог определил другой день покоя, кроме установленного Им седьмого дня, соблюдавшегося как до, так и после грехопадения, и кроме прообразного ханаанского покоя, которого большинство иудеев лишились за неверие. Ибо псалмопевец говорит о другом дне и о другом покое, откуда следует, что для народа Божия остается более духовный и более превосходный покой, чем тот покой, в который Иисус Навин ввел иудеев (ст. 6−9). Этот покой есть:
[1] Покой благодати, утешения и святости евангельского века. Это покой, который Господь Иисус доставил обремененным душам и встревоженным совестям, это покой подкрепляющий.
[2] Покой славы, вечное субботство небес, состоящее в покое и совершенстве природы и благодати, где народ Божий будет наслаждаться достигнутой целью своей веры и предметом всех своих желаний.
(5) Это доказывается еще и тем, что этим покоем уже овладели славные Предтечи — Бог и Христос. Это достоверно, что Бог, после сотворения мира за шесть дней, вошел в Свой покой, и Христос, совершив дело нашего искупления, вошел в Свой покой. Они являются не только примером, но и залогом того, что верующие тоже войдут в свой покой: Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих, ст. 10. Каждый истинно верующий успокаивается от своих дел собственной праведности и от обременительных дел закона, как Бог и Христос успокоились от Своих дел творения и искупления.
VI. Апостол утверждает, что неверующие погибнут; они никогда не войдут в этот духовной покой — ни в покой благодати здесь на земле, ни в покой славы на небе. Это достоверно так, как может быть достоверным подтверждаемое словом Бога и Его клятвой. Как верно то, что Бог вошел в Свой покой, так же верно и то, что упорствующие в неверии не войдут в него. Как верно то, что неверующие иудеи пали в пустыне и никогда не достигли обетованной земли, так верно и то, что неверующие погибнут и никогда не достигнут небес. Как верно то, что Иисус Навин, великий вождь иудеев, не мог ввести их в Ханаан из-за их неверия, несмотря на свою выдающуюся храбрость и замечательные способности в управлении войсками, так верно и то, что даже Сам Иисус, вождь нашего спасения, несмотря на всю полноту благодати и силы, пребывающих в Нем, не даст, не сможет дать неверующим ни духовного, ни вечного покоя: он остается только для народа Божьего, другие же своими грехами обрекают себя на вечное беспокойство.
Стихи 11−16. В этой последней части главы апостол, во-первых, делает повторное серьезное увещание, а потом приводит веские доводы для его усиления.
I. Серьезное увещание: Итак постараемся войти в покой оный... ст. 11. Заметим:
1. Какая ставится цель — духовный покой и вечный покой, покой благодати сейчас и покой славы потом, покой во Христе на земле и покой со Христом на небе.
2. Какой указывается путь к достижению этой цели — постараться, усердно постараться; это единственный путь к покою; кто не старается сейчас, тот не обретет покоя потом. После должного, усердного старания последует сладостный совершенный покой. Труд в настоящее время сделает более приятным будущий покой. Сладок сон трудящегося, Еккл 5:11. Итак постараемся, и будем единодушными в этом, вдохновляя и побуждая друг друга к усердию. Истинная дружба проявляется в том, чтобы, видя, как наши братья-христиане мешкают, напомнить им об их долге и призвать их к усердному труду. «Придите, господа, пойдем все на труд, зачем нам сидеть? Можно ли нам медлить? Давайте будем трудиться, сейчас время труда, а покой для нас еще остается». Так мы, христиане должны побуждать себя и друг друга к усердию в исполнении своего долга, и тем более, чем более усматриваем приближение дня оного.
II. Для того чтобы сделать это увещание эффективным, приводятся соответствующие сильные доводы, взятые из:
1. Ужасного примера тех, кто уже погиб из-за своей непокорности: ...чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Если, видя, как много людей пало прежде нас, мы не принимаем этого предостережения, то увеличиваем тяжесть собственного греха: их гибель вопиет к нам; их погибшие души, не вошедшие в покой, вопиют к нам своими мучениями, чтобы мы не губили себя, как они, греша подобно им.
2. Из той поддержки и той пользы, которые мы получаем от слова Божия, укрепляющего нашу веру и побуждающего нас к усердию, чтобы мы могли достигнуть обещанного покоя: Слово Божие живо и действенно.... ст. 12. Под словом Божиим можно понимать либо то Слово, которое в начале было у Бога и Которое было Бог (Ин 1:1), то есть Господа Иисуса Христа, либо писаное слово. Действительно, все сказанное в этом стихе очень подходит к Христу. Но большинство относят это к писаному слову, к Священному Писанию, которое есть слово Божие. Итак о слове Божием сказано:
(1) Что оно живо; оно очень живое и действенное во всем — когда касается совести грешника и проникает в его сердце и когда утешает его и перевязывает раны души. Кто называет слово Божие мертвой буквой, тот не познал его; оно живое, быстрое, подобно свету, быстрее которого ничего нет. Оно не только живое, но и животворящее, это живительный свет, живущее слово. Святые умирают и грешники умирают, а слово Божие живет. Всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век, 1Пет 1:24−25. Отцы ваши — где они? да и пророки, будут ли они вечно жить? Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим пророкам, разве не постигли отцов ваших? Зах 1:5−6.
(2) Оно действенно (англ. сильно, могущественно. — Прим. переводчика). Когда Бог касается словом Своим посредством Духа Своего, то оно сильно и обличить, и обратить, и утешить. Оно сильное Богом на разрушение твердынь (2Кор 10:4−5), сильное воскрешать мертвых, делать глухих слышащими, слепых — видящими, немых — говорящими и хромых — ходящими. Оно сильно разрушить царство сатаны и на его развалинах воздвигнуть Царство Христа.
(3) Оно острее всякого меча обоюдоострого. Оно есть меч духовный (Ефес 6:17), обоюдоострый меч, выходящий из уст Христа (Откр 1:16). Оно острее всякого меча обоюдоострого, ибо проникает туда, куда не может проникнуть никакой другой меч, и рассекает более глубоко: до разделения души и духа, то есть души и ее привычного, господствующего нрава; душу, в которой долгое время господствовал гордый дух, оно смиряет; душу с непокорным духом делает мягкой и послушной. Греховные свойства, которые стали как бы естественными свойствами души, глубоко укоренились в ней и как бы слились в одно целое с ней, отделяются и отсекаются этим мечем. Он отделяет невежество от разумения, непокорность — от воли, враждебность — от помышлений, отсекая плотские помышления, которые суть вражда против Бога. Этот меч проникает до разделения ... составов и мозгов, самых тайных, тесно связанных и интимных частей тела; этот меч может отрезать похоти плоти, так же как и похоти духа, оно побуждает людей решиться на самую суровую операцию ради умерщвления греха.
(4) Оно судит помышления и намерения сердечные, самые тайные и сокровенные мысли и намерения. Оно открывает человеку все его мысли и намерения, обнаруживает их греховность, недобрые принципы, управляющие ими, и греховные цели, к которым они устремлены. Слово выворачивает грешника наизнанку и показывает ему все, что находится в его сердце. Такое слово должно оказать большую поддержку для нашей веры и нашего послушания.
3. Из совершенств Господа Иисуса Христа, Его личности и Его служения.
(1) Его личное совершенство, в частности, Его всеведение: И нет твари, сокровенной от Него... ст. 13. Эти слова согласуются с утверждением Христа о Самом Себе: ...и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности, Откр 2:23. Ни одна тварь не может укрыться от Него, ни одно творение Божие, ибо Христос есть Творец всех и всего; ни одно движение, ни одно действие нашего разума и сердца (которые можно назвать нашими творениями) не может быть сокрыто от Него, не может остаться неизвестным Тому, Кому мы поклоняемся и Кто является Первосященником исповедания нашего. Он, в Своем всеведении, рассекает жертву нашу, которую мы приносим Ему, чтобы она могла быть представлена Отцу. Как первосвященник осматривает жертвенных животных, разрезает их до спинного хребта, чтобы проверить, здоровы ли внутренности так все рассекается и лежит обнаженным перед всевидящим оком нашего великого Первосвященника. Тот, Кто сейчас исследует наши жертвы, в конечном счете испытает как Судья наше состояние перед Ним. Мы дадим отчет Тому, Кто будет решать нашу вечную участь. Христос может дать точный отчет о всех нас. Он отчитается за всех верующих в Него и сосчитается со всеми, наши отчеты будут представлены Ему. Всеведение Христа и то, что мы должны будем дать Ему отчет за себя, обязывают нас быть постоянными в вере и послушании, пока Он не завершит Своего дела с нами.
(2) Затем описывается превосходство и совершенство служения Христа, в частности, служения Его в качестве нашего Первосвященника. Сначала апостол просвещает христиан относительно их Первосвященника, какого Он характера, а затем напоминает им о долге, к которому обязывает их этот характер.
[1] Каков характер Первосвященника Христа (ст. 14): Итак, имея Первосвященника великого... то есть:
Во-первых, это великий первосвященник, более великий, чем Аарон или любой из священников его чина. Первосвященники эпохи закона считались великими и почетными личностями, но это были всего лишь слабые прообразы и тени Христа. Величие нашего Первосвященника доказывается тем, что:
1. Он прошел небеса. Первосвященники закона однажды в год скрывались из поля зрения людей за завесой, входя во Святое Святых, где находились священные символы присутствия Божия. Христос же однажды и навсегда вошел в самое небо, чтобы получить власть над всеми, чтобы послать Духа Святого, приготовить место для народа Своего и ходатайствовать за него пред Богом. Первую часть Своего первосвященнического служения Христос выполнил на земле, умерев за нас, а другую исполняет на небе, ходатайствуя и представляя приношения за Свой народ.
2. Величие Христа доказывается Его именем Иисус — Исцелитель и Спаситель, имеющий божественную природу, Сын Божий по происхождению от вечности и потому обладающий божественным совершенством, способный спасти исключительно всех, кто приходит через Него к Богу.
Во-вторых, Он не только великий, но и милостивый, сострадательный первосвященник, сочувствующий Своему народу: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших... ст. 15. Хотя Он так велик и настолько выше нас, тем не менее Он очень благ и нежно заботится о нас. Он сочувствует нашим немощам так, как никто другой не может сочувствовать, ибо Он испытал все бедствия и скорби, каким подвергается наша падшая природа, и не только для того чтобы принести удовлетворение за нас, но и для того чтобы сочувствовать нам.
В-третьих, Он есть безгрешный первосвященник: Он был, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (англ. но не согрешил. — Прим. переводчика). Он был искушаем сатаной, но вышел из этого искушения, не согрешив. Мы редко переносим искушения, не претерпев при этом некоторого потрясения. Мы склонны отступать, хотя и не совсем сдаемся. Но наш великий Первосвященник одержал совершенную победу в Своей схватке с сатаной, тот не мог найти в Нем никакого греха, не мог заметить ни малейшего пятна. Христос был подвержен Отцом суровому испытанию. Ему угодно было поразить Господа, и тем не менее Он не согрешил ни мыслью, ни словом, ни делом. Он не прибегал к насилию, и не было лести в устах Его. Он был свят, непорочен и безвинен. Таков и должен быть у нас Первосвященник. Описав нам нашего Первосвященника, апостол далее наставляет нас:
[2] Как мы должны вести себя по отношению к Нему. Во-первых, мы должны твердо держаться исповедания нашей веры в Него, ст. 14. Никогда не будем отрекаться от Него или стыдиться Его перед людьми. Пусть наши умы твердо держатся просвещающего учения Христова и наши сердца — его животворящих принципов, будем открыто исповедовать его нашими устами и всецелым подчинением ему в нашей практической жизни. Заметим:
1. Мы должны овладеть доктринами, принципами и практическими правилами христианской жизни.
2. Достигнув этого, мы можем подвергнуться опасности потерять достигнутое по причине испорченности нашего собственного сердца, искушений со стороны сатаны и обольщений со стороны мира.
3. Превосходство нашего Первосвященника делает наше отступление от Него самым ужасным и непростительным грехом; это будет величайшим безумием и низкой неблагодарностью.
4. Христиане должны не только хорошо начать, но и твердо держаться своего исповедания: только претерпевшие до конца спасутся, и никто другой. Во-вторых, превосходство нашего Первосвященника должно поощрять нас к тому, чтобы с дерзновением приступать к престолу благодати, ст. 16. Заметим здесь:
1. Бог воздвиг престол благодати и установил путь поклонения Ему, чтобы Он мог встречать бедных грешников и принимать их, и чтобы они могли с надеждою приближаться к Нему путем покаяния и веры. Он мог бы воздвигнуть престол строгого и неумолимого правосудия, несущего смерть в возмездие за грех, но предпочел воздвигнуть престол благодати. Престол говорит о власти, внушает страх и благоговение. Престол же благодати внушает дерзновение даже самому последнему грешнику. Здесь царствует благодать и она действует совершенно независимо ни от чего, властно и щедро.
2. Мы должны, и это в наших интересах, как можно чаще пребывать перед этим престолом, служа Господу при исполнении всех наших обязанностей, как в личном поклонении Ему, так и в общественном богослужении. Благо для нас пребывать у этого престола.
3. Цель, с которой мы должны приступать к престолу благодати, — чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Милость и благодать — это то, в чем мы нуждаемся, в милости — для прощения всех наших грехов, а в благодати для очищения наших душ.
4. Кроме нашей повседневной зависимости от Бога, существуют особые периоды, когда мы особенно нуждаемся в милости и благодати Божией, и мы должны возносить свои молитвы в такие периоды — во времена искушений, постигающих либо через бедствия, либо через благоденствие, и особенно в день смерти; мы должны каждый день молиться о милости на наш последний день. Господь обещал нам, что мы обретем милость Его в оный день, 2Тим 1:18.
5. Всякий раз, когда мы хотим получить милость у престола благодати, должны приступать к нему со смиренным дерзновением, в свободе духа и в свободе слова; мы должны просить с верой, нимало не сомневаясь, приходить в духе усыновления, как дети, примиренные с Богом Отцом. Мы должны, конечно, приближаться к Нему с благоговейным, благочестивым страхом, но не с ужасом, не так, как насильно влекомые к престолу правосудия, но как любезно приглашаемые к престолу милости, где царствует благодать, где она любит проявлять себя по отношению к нам.
6. Служение Христа как нашего Первосвященника, именно такого Первосвященника, служит основанием нашей уверенности при всяком приближении к престолу благодати. Если бы мы не имели Посредника, то не осмелились бы приблизиться к Богу, ибо мы виновные и оскверненные творения. Все мы осквернены и не можем одни войти в присутствие Божие. Мы должны входить в него только под водительством Посредника, иначе наше сердце не дерзнет и надежда наша рухнет. Мы имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса. Он есть наш Защитник, ходатайствуя за нас, Он предстает с выкупом в Своей руке, который Он уплатил за все, в чем наши души нуждаются или чего они могут пожелать.
толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 4 глава