Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 7 глава

Толкование Мэтью Генри


Мы неоднократно видели, как дела Израиля, даже когда они были весьма благоприятными и сулили самые обнадеживающие перспективы, внезапно расстраивались и заходили в тупик в результате греха, пресекавшего оптимистическое развитие событий. Золотой телец, ропот в Кадесе, беззаконие Фегорово прервали размеренный ход вещей и причинили израильтянам немалое беспокойство. В данной главе мы узнаем еще об одном грехе, ставшем препятствием на пути продвижения воинства Израилева. Но поскольку речь идет о грехе одного человека или семьи, к тому же вскоре искупленном, то его последствия оказались не столь пагубными, как в случае упомянутых выше грехов; тем не менее люди узнали, как много зависит от их хорошего поведения. В данной главе описывается:

(I) Грех Ахана, осквернившегося заклятым (ст. 1).

(II) Последовавшее за этим поражение Израиля при Гае (ст. 25).

(III) Уничижение и молитва Иисуса Навина в связи с этим бедствием (ст. 6−9).

(IV) Данное ему Богом указание, как загладить вину, которая побудила Бога к борьбе с израильтянами (ст. 10−15).

(V) Обнаружение, допрос, обличение, осуждение и казнь преступника, благодаря чему Божий гнев отвратился (ст. 16−26). Этот случай делает очевидным тот факт, что ни закон, ни сам Ханаан «ничего не довел до совершенства», ибо совершенства святости и мира с Богом следует ожидать только в небесном Ханаане.

Стихи 1−5. Повествование в данной главе начинается со слова но. Предшествующая глава завершается словами: Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле, и не остается места для сомнений, что он будет продолжать, как и начал победоносный и чтобы победить. Навин поступал правильно и во всем соблюдал Божьи приказы. Но сыны Израилевы сделали преступление и таким образом настроили против себя Бога; и тогда даже имя и слава Иисуса Навина, его мудрость и мужество не помогли им. Если мы теряем Бога, то теряем и друзей, которые могут нам помочь лишь в том случае, когда Бог за нас. Итак, здесь мы узнаем:

I. Как согрешил Ахан (ст. 1). Здесь приводится лишь общее упоминание о грехе; более подробное описание мы услышим позже из его уст. Об этом грехе сказано: взял из заклятого, не подчинившись повелению, вопреки угрозе (6:17). Во время разорения Иерихона были даны приказы, чтобы израильтяне не щадили ничьей жизни и не присваивали себе никаких сокровищ; мы не видим нарушений первого запрета (они никого не миловали), а только второго: жалость отбросили и подчинились закону, а жадности потакали. Любовь к миру это тот горький корень, искоренить который сложнее, чем все остальные. Хотя история об Ахане явно подразумевает, что из тысяч израильтян он оказался единственным провинившимся таким образом. Будь там и другие нарушители запрета, мы непременно узнали бы об этом; странно, что таковых больше не нашлось. Искушение было сильным. Легко предположить, что сжигать такое множество ценных вещей было попросту жалко: к чему такая трата? Когда грабят города, то каждый считает, что имеет право присвоить все, что под руку попадет. Как Легко было понадеяться на секретность и безнаказанность! Тем не менее Божья благодать так повлияла на умы израильтян посредством Божьих таинств, недавнего обрезания и празднования Пасхи, а также посредством касающихся их событий Божьего провидения что они благоговели перед Божьим предписанием и судом и самоотверженно покорились Господу. Тем не менее, хотя согрешил одинединственный человек, сказано, что сыны Израилевы сделали преступление, ибо совершившии его член их тела до сих пор не был отлучен от них, и никто от него не отрекся. Они сделали это, то есть вина за проступок Ахана распространилась на все общество, членом которого он был. И пусть это послужит нам предостережением, чтобы не грешили сами, иначе от нашего греха могут пострадать и оскверниться многие (Евр 12:15), и чтобы не дружили с грешниками и не вступали с ними в союзы, иначе станем соучастниками их вины. Не один старательный торговец разорился из-за легкомысленных партнеров. Кроме того нам надлежит наблюдать друг за другом с целью предотвращения греха, ибо грехи других могут причинить нам вред.

II. Как пострадал из-за него стан Израилев гнев Господень возгорелся на сынов Израиля хотя израильтяне ничего не заметили, преступление увидел Бог и предпринимает меры, чтобы увидели и они; ибо так или иначе рано или поздно тайные грехи становятся явными; и если люди не осведомляются о таковых, то Бог Своими вопросами заставит их обратить внимание. Член общества провинился и подлежит гневу, а об этом не знают, пока не разгорится огонь, здесь он разгорелся мгновенно.

1. Иисус Навин посылает группу людей, чтобы разведали обстановку в следующем городе, лежащем ни пути израильтян, и этим городом был Гай Вернувшись, лазутчики посоветовали послать туда всего лишь 3000 человек, потому что город показался им ничтожным для его покорения большего войска не нужно (ст. 2−3). Итак возможно, именно в результате такой заслуживающей осуждения уверенности и даже беспечности на военную операцию отправился небольшой отряд; или же причиной тому послужило потакание лени людей, ибо не желали трудить туда всего народа. А возможно, и сам народ не проявлял особого желания участвовать в операции, поскольку им было отказано в разграблении Иерихона; и лазутчики старались угодить людям. Тогда как при взятии города хотя Господь собственной силой разрушит его стены, всем израильтянам надлежит трудить себя туда и трудить себя там, шествуя вокруг него. То обстоятельство, что Израиль Божии стал много думать о своем труде и замышлял, как бы поберечь силы, не предвещало ничего хорошего. От нас требуется, чтобы мы совершали свое спасение, хотя именно Бог совершает таковое в нас. Кроме того, зачастую приводит к печальным последствиям недооценка сил врага. Их мало (по словам лазутчиков), но как бы мало их ни было, для израильтян их оказалось много. Чтобы пробудить в себе осторожность и прилежание в нашей христианской брани, мы должны учитывать, что она направлена против начальств, против властей.

2. Отряд который Навин послал в первое нападение на город, потерпел поражение и понес потери: они обратились в бегство от жителей Гайских совершенно обескураженные, а враги внезапно прогнали их с такой силой и решимостью которой от них не ожидали (ст. 4−5). Во время отступления погибли тридцать шесть израильтян на самом деле не слишком большая потеря для такого множества, но устрашающая неожиданность для народа, у которого не было причин рассчитывать на что-либо иное, кроме чистой, легкой и уверенной победы. И, как оказалось, хорошо еще, что позор пал лишь на 3000 человек: пойди туда все войско и оно не смогло бы устоять теперь, когда израильтяне навлекли на себя вину и гнев; ведь по сравнению с малым отрядом поражение огромного войска было бы еще более прискорбным и бесславным Тем не менее такой неблагоприятный поворот дел имел свои цели:

(1) Смирить Израиля Божия, чтобы научить его всегда радоваться с трепетом. Пусть не хвалится подпоясывающиися, как распоясывающийся.

(2) Ожесточить хананеев и вселить в них самонадеянность невзирая на охвативший их ужас, чтобы крах, когда он их постигнет, был еще страшнее.

(3) Стать свидетельством Божьего недовольства Израилем и призвать его очистить старую закваску. И это было главной целью поражения народа.

3. Беспорядочное отступление этого отряда привело весь стан в состояние испуга, сердце народа растаяло, причем не столько из-за потерь, сколько от разочарования. Немного раньше Иисус Навин заверил людей, что Бог живых прогонит от них Хананеев (Нав 3:10) Как же случившееся согласуется с этим обещанием. Каждый мыслящий человек среди них явно, увидел в том проявление Божьего гнева и предзнаменование чего-то еще более ужасного, поэтому неудивительно, что они пришли в такое: оцепенение. Если Бог обратится в неприятеля их и Сам станет воевать против них, то что; с ними будет? Истинные израильтяне трепещут, когда Бог гневается.

Стихи 6−9. Здесь сообщается о глубокой озабоченности Иисуса Навина по поводу этого прискорбного случая. Будучи народным вождем, он больше, чем кто-либо другой, переживал из-за утраты людей и в этом может послужить примером для правителей и сильных мира сего и научить их принимать ближе к сердцу бедствия, постигающие их народ; кроме того, он предстает прообразом Христа, для Которого кровь Его подданных драгоценна (Пс 71:14). Примите во внимание:

I. Как он скорбел: разодрал одежды свои (ст. 6) в знак огромной печали по поводу этой народной беды и в благоговейном трепете пред Божьим недовольством, которое, несомненно, стало причиной несчастья. Если бы речь шла об обычной случайности на войне (как мы склонны это называть), то полководцу не пристало бы так сокрушаться; но когда речь идет о Божьем гневе, тогда такое проявление чувств является его долгом и честью. Один из храбрейших воинов на земле некогда признался: «Трепещет от страха Твоего плоть моя» (Пс 118:120). Смирившись под крепкую руку Божию, Иисус Навин пал лицем своим на землю, не почитая за унижение лежать ниц перед великим Богом, к Которому и был обращен этот знак благоговения, притом его взор был направлен на ковчег Господень. Старейшины Израилевы, переживая за дело и будучи вдохновлены его примером, тоже пали ниц рядом с Иисусом и в глубоком самоуничижении посыпали прахом головы свои не только в знак скорби, но и в знак покаяния. Нисколько не сомневаясь в том, что Божья борьба с ними была обусловлена тем или иным грехом (хотя тогда не знали каким именно), они смирились пред Господом, чтобы предотвратить дальнейшее усиление гнева. Так они лежали до самого вечера, дабы показать, что их действия происходят не от внезапного порыва чувств, но от глубокого осознания, в сколь бедственном и опасном положении они окажутся, если каким-то образом побудят Бога отойти от них. Навин не набросился с бранью на лазутчиков за дезинформацию относительно силы врага и не ругал воинов за трусость, хотя, возможно, и те и другие заслуживали порицания, но обратил свой взор к Богу; ибо может ли стан постигнуть какое-либо несчастье и Он был бы к этому непричастен? Навин видит, что Бог недоволен, и это беспокоит его.

II. Как он молился, вернее, умолял, смиренно представляя дело Господу, причем не удрученно, как Давид, когда Господь поразил Озу, но с сильным чувством. Навин пребывал в несколько тревожном и раздосадованном расположении духа, выражение которого, впрочем, допускается в молитве, в которой он смиренно обращается к Богу и «дает выход» своей беде, но не выходит при этом из себя и произносит мудрые слова в конце.

1. Сначала он выражает сожаление, что все израильтяне не остались вместе с двумя коленами на том берегу Иордана (ст. 7). Он считает, что лучше было бы остаться и терпеть там недостаток, нежели прийти сюда и потерпеть здесь поражение. В этом явно звучат нотки досады и недоверия Богу, и это нельзя оправдать, хотя можно отчасти простить человеку, который столь глубоко переживал за интересы народа, что не смог скрыть своего разочарования. Навин произнес слова, которые сильно напоминают ропот израильтян: для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы... погубить нас? (см. Исх 14:11−12; 16:3; 17:3; Чис 14:2−3); но Проникающий в сердце знал, что слова эти исходили от другого духа, и поэтому не судил чрезмерно строго сказанное неуместно. Стоило Навину подумать о том, что причина внезапного расстройства дел кроется в какой-то ошибке, которую можно легко исправить, и вернуть прежний порядок (как часто бывало во времена его предшественника), то, вне всякого сомнения, он не стал бы утверждать, что их предали в руки Аморреев, чтобы погубить. Бог знает, что делает, хотя этого не знаем мы; однако мы можем быть уверены, что Он никогда не причинял и не причинит нам вреда.

2. Слова Иисуса свидетельствуют о том, что он пребывает в крайнем недоумении относительно значения данного события: «что сказать мне (ст. 8), какое объяснение могу я дать после того, как Израиль, Твой собственный народ, для которого Ты в последнее время совершил так много великих дел и которому Ты обещал полное владение этой землей, обратил тыл врагам своим (дословно шею), когда израильтяне не только убегали от врагов, но и пали пред ними, став добычей? Что нам думать о Божьей силе? Укоротилась ли мышца Господня? А как же Божье обетование? Разве Его слова не только да и нет? А как же Божьи дела для нас? Неужели все снова разрушится и окажется напрасным?» Следует заметить: пути Провидения зачастую сложны и таинственны, и подчас даже наилучшие и мудрейшие из людей не могут объяснить их; но они уразумеют после (Ин 13:7).

3. Навин ссылается на опасность краха, грозящую теперь Израилю. Он думает, что все пропало: «Хананеи... окружат нас, посчитав, что наша защита отступила от нас и теперь преимущество на их стороне, и скоро нас станут презирать не меньше, чем некогда боялись, и истребят имя наше с земли» (ст. 9). Таким образом даже благочестивые люди, когда, дела идут неважно, склонны бояться наихудшего и видеть более суровый исход, чем на то есть основания. Но здесь из уст Иисуса Навина звучит, скорее, прошение: «Господи, не позволь, чтобы имя Израиля, которое было столь дорого Тебе и слыло великим в мире, истребилось».

4. Навин ссылается на то, что данное событие бросает тень позора и на Бога; и если Израиль потерпит крах, то от этого пострадает Божья слава. Иисус говорит, что хананеи истребят имя наше, но, как бы оправдывая себя за настойчивость и признавая, что не так уж важно, что станет с нашим незначительным именем (не велика потеря истребить таковое), но что сделаешь тогда имени Твоему великому? Именно это серьезное отягчающее обстоятельство бедствия беспокоит Иисуса и побуждает рыдать. Он боится, что это отразится на Господе, подвергнет сомнению Его мудрость и силу, благость и верность; что скажут египтяне? Следует заметить: для благодатной души нет ничего более прискорбного, чем бесчестье Божьего имени. И на этом настаивает Навин, умоляя Бога, чтобы Он не дал оправдаться его страхам и вернул Свою благосклонность; это единственные слова во всем обращении Навина, в которых звучит некоторое ободрение, и они звучат в конце, предполагая такой исход: Отче! прославь имя Твое. Божье имя великое имя, оно превыше всякого имени; и что бы ни случилось, нам нужно верить, что Господу будет угодно содействовать славе Своего имени, чтобы оно не хулилось, и молиться об этом. Об этом нам надлежит заботиться более всего остального. Это должно стать предметом всех наших желаний, а также источником воодушевления и основанием для любого упования. Невозможно придумать лучшего аргумента, чем этот: Господи, что сделаешь тогда имени Твоему великому? Да прославится во всем Господь, и да будет воля Его!

Стихи 10−15. Здесь звучит Божий ответ на обращение Иисуса Навина, который исходил, как мы можем предположить, от давира (дословно оракула, прим. перев.) над ковчегом, перед которым простерся Иисус (ст. 6). Кто желает познать Божью волю, тот должен старательно вслушиваться в живые слова и ждать у ворот мудрости указаний от мудрости (Притч 8:34). И пусть человек, который увидел над собой знаки Божьего недовольства, никогда не жалуется на Бога, а жалуется Богу, тогда он получит мирный ответ. Навину ответ пришел незамедлительно, когда он еще говорил (Ис 65:24), как и Даниилу (Дан 9:20 и след.).

I. Бог ободряет пребывающего в отчаянии Иисуса, который имеет мрачные предчувствия относительно состояния дел Израиля в настоящем: «встань, не позволяй своему духу так унывать и опускаться; для чего ты пал на пице твое?» (ст. 10). Вне всякого сомнения, Навин хорошо смирился пред Господом и горевал увидев знаки Его недовольства. Но теперь Бог говорит ему, что достаточно, Он больше не потерпит, чтобы Навин оставался в этой скорбной позе, ибо Господь не рад печали кающихся, когда их терзают душевные муки, если такие страдания продолжаются после того, как они уже удостоены принять прощение и мир. И даже эти дни плача должны прийти к концу Отряси с себя прах; встань (Ис 52:2). Плач Навина длился до самого вечера (ст. 6); было так поздно, что этим вечером израильтяне уже не смогли бы предпринять какие-то действия с целью обнаружения преступника, но были вынуждены отложить их до следующего утра. Скорбная мольба Даниила (Дан 9:21) и Ездры (Езд 9:5−6) продолжалась лишь до времени вечерней жертвы; и тому и другому она вернула силы; но молитва Навина охватила и это время, поэтому Господь его будит: «встань, не лежи здесь всю ночь». Хотя мы видим, что и Моисей лежал ниц перед Богом сорок дней и сорок ночей, ходатайствуя об Израиле (Втор 9:18). Тем не менее Навин должен встать, потому что у него есть другое дело, кроме лежания здесь: нужно обнаружить и уничтожить заклятое, и чем скорее, тем лучше. Иисус именно тот человек, которому надлежит это сделать, поэтому наступило время снять траурную одежду, облечься в судейскую мантию и покрыть Себя ревностью, как плащом. Плач не должен мешать сеянию, и один религиозный долг не должен вытесняться другим. Все хорошо в свое время. Возможно, так рассуждал и Шехания, когда обратился к Ездре в подобной ситуации (см. Езд 10:1−2).

II. Господь сообщает Навину об истинной и единственной причине этого бедствия и показывает, за что Он боролся с израильтянами Израиль согрешил (ст. 11). «Не думай, что Бог изменил Свое намерение или укоротилась мышца Его или не сбудется Его обетование; нет, именно грех этот великий злодей остановил поток Божьих милостей и привел вас к поражению». Грешник не назван, хотя описан грех, причем о таковом говорится как о поступке всего Израиля, пока не определят; кто конкретно его совершил, и опечалятся ради Бога, благодаря чему покажут себя чистыми в этом деле (2Кор 7:11). Обратите внимание, каким крайне грешным представлен здесь грех.

1. Преступили они завет Мой четкое предписание, которому сопутствовало уведомление о наказании в случае нарушения. Израильтяне согласились с тем, что вся иерихонская добыча принадлежит Богу, а они возьмут себе трофеи в остальных городах Ханаана; но, обокрав Господа тем, что взяли из Его части, они преступили завет Его.

2. Они взяли из заклятого, презрев проклятие, которое столь серьезно предвещалось тому, кто осмелится посягнуть на Божью собственность, как будто бы в этом проклятии не было ничего страшного.

3. Кроме того, они украли; сделали это тайно, как будто бы могли скрыть от Божьего всеведения, и были готовы сказать: не увидит Господь или не заметит такой мелочи в столь богатой добыче. Значит, ты подумал, что Я такой же, как ты.

4. Кроме того, они утаили. Вероятно, когда операция закончилась, Иисус призвал все колена и спросил их, верно ли они распорядились добычей в соответствии с Божьим повелением, и приказал, если они знают о каком-либо нарушении, то должны открыть таковое; но Ахан вместе со всеми остальными заявил о невиновности и не показывал вида, подобно прелюбодейной жене, которая поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».

5. Более того, они положили заклятое между своими вещами, как будто бы имели на него такое же право, как и на любую принадлежащую им вещь, рассчитывая, что их никогда не призовут к ответу, и не собираясь возвращать. Несмотря на то что Навин был мудрым и бдительным правителем, он ничего об этом не знал, пока ему не сказал Бог, который ведает обо всем тайном нечестии в мире, неизвестном людям. Бог мог бы теперь сказать Иисусу, кто именно это сделал, но не сказал, чтобы:

(1) Навин и Израиль проявили усердие в поисках преступника.

(2) Дать самому преступнику возможность раскаяться и сделать признание. Вне всякого сомнения, Иисус тотчас же объявил всему стану о совершенном преступлении, после чего, если бы Ахан сдался и смиренно признал свою вину, чем предотвратил бы расследование, то, кто знает, может быть, он попал бы под действие закона, предусматривающего принесение жертвы повинности человеком, который сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу (Лев 5:15−16). Но Ахан так и не признался, пока на него не пал жребий разоблачения, что свидетельствует об ожесточении его сердца, поэтому милости он не нашел.

III. Бог побуждает Навина к дальнейшим вопросам об этом, сказав, что:

(1) Это послужило единственным основанием для Его борьбы с израильтянами, только это и ничто иное. Поэтому когда заклятое будет удалено, то у Навина исчезнут причины для страха и дела пойдут хорошо; по устранении этого препятствия стремительный поток успеха возобновит свое течение.

(2) Если заклятое не будет уничтожено, то израильтяне не могут рассчитывать на возвращение благодатного присутствия Бога с ними; выражаясь понятными словами: не буду более с вами, как был раньше, если не истребите... заклятого, то есть заклятого человека, который стал таковым из-за заклятого. Заклятое подлежит уничтожению; и те, кому Бог доверил носить меч, носят его напрасно, если не наводят ужас на нечестие, навлекающее Божьи суды на страну. Своим личным покаянием и исправлением мы разрушаем заклятое в своих сердцах, и если мы не сделаем этого, то никоим образом не должны рассчитывать на благосклонность благословенного Бога. Пусть все люди знают, что именно грех, и ничто иное, разлучает их с Богом, и если в нем не раскаяться искренне и не оставить его, то разлука будет вечной.

IV. Бог указывает Навину, каким образом провести расследование, чтобы найти виновного.

1. Иисус должен освятить народ сейчас в течение ночи, то есть, как здесь объясняется, он должен дать народу повеление освятить себя (ст. 13). А что еще должны делать судьи и духовные служители, чтобы способствовать освящению? Им следует привести себя в надлежащее расположение духа, чтобы предстать перед Богом и подвергнуться исследованию с Его стороны; они должны исследовать себя теперь, когда Господь собирается исследовать их, должны приготовиться к сретению Бога своего. Их призывали освятиться перед получением Божьего закона (Исх 19), теперь же нужно освятиться, чтобы подвергнуться Божьему суду; ибо и в том и в другом случае надлежало с величайшим благоговением прислушиваться к Господу. «Заклятое среди тебя, и поэтому освяти себя», то есть пусть все невиновные получат возможность снять с себя подозрения и очиститься с особой тщательностью. Грех других может побудить нас к дальнейшему освящению, подобно тому как постыдный факт кровосмешения в Коринфе послужил благословенному преобразованию коринфской церкви (2Кор 7:11).

2. Навин должен провести всех израильтян через испытание жребием (ст. 14); сначала жребий падет на колено, к которому принадлежит виновный, потом на племя, потом на семейство и наконец на самого человека. Обличение происходило постепенно, чтобы дать виновному возможность выйти и сдаться; ибо Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Обратите внимание: здесь говорится, что именно Господь укажет колено, племя и семейство, на которое падет жребий, потому что в полу бросается жребий, но все решение его от Господа, и какой бы случайностью это ни казалось, жребием управляет безмерная мудрость и справедливость; и если грехи обнаруживают грешников, то в этом следует признавать действие Бога; именно Господь хватает их, а задержание производят от Его имени. Бог нашел неправду рабов твоих (Быт 44:16). Здесь также подразумевается, с какой уверенностью и непогрешимостью праведный Бог вершит Свой суд, проводя различие между виновным и невиновным; и хотя некоторое время казалось, что все подверглись одинаковому осуждению, например целое колено, когда на него пал первый жребий, тем не менее Имеющий лопату в руке успешно позаботится извлечь драгоценное из ничтожного, чтобы праведников, хотя те и принадлежат к тому же колену, племени и семейству, что и нечестивец, не постигла участь нечестивого (Быт 18:25).

3. Когда преступник обнаружится, то его должны предать смерти без милосердия (Евр 10:28), всячески выражая святое отвращение (ст. 15). Он и все, что у него есть, надлежит сжечь огнем, чтобы у израильтян не сохранилось никаких остатков заклятого. Основанием для столь сурового приговора служит то обстоятельство, что преступник (1) бросил дерзкий вызов Богу: он преступил завет Господенъ; а Господь по-особому ревнует о чести святого завета.

(2) Причинил огромный вред Божьей Церкви: сделал беззаконие среди Израиля, опозорил народ, на который все его соседи смотрели как на народ мудрый и разумный, осквернил народ, освященный Господу, и побеспокоил Его подзащитного. Поскольку эти преступления были столь мерзкими по своей природе и имели такие фатальные последствия, являя пагубный пример, то казнь (которая в ином случае попала бы под определение жестокой) заслуживает одобрения как необходимость в отправлении правосудия. Виновный совершил святотатство; он посягнул на Божьи права, отняв собственность Господа и обратив на личные нужды то, что надлежало посвятить славе Всевышнего и употребить на служение в Его святилище; именно с такой строгостью необходимо наказать это преступление в назидание всем народам во все века, чтобы остерегались грабить Бога.

Стихи 16−26. В данных стихах приводится описание:

1. Обнаружения Ахана при помощи жребия, которое оказалось наилучшим расследованием, несмотря на то что продвигалось медленно. Можно предположить, что, хотя Иисус спал крепче, спокойнее и с большим удовлетворением, когда узнал наихудшее о болезни, поразившей тело (которое он возглавлял под Божьим руководством), и получил представление о надежном методе лечения, тем не менее он встал рано поутру (ст. 16) по велению сердца, желавшего устранить заклятое. Мы находим, что Иисус Навин имел обыкновение вставать рано и в других случаях; здесь же он проявляет усердие и сильное желание убедиться, что Израиль вернул себе Божью благосклонность.

1. В ходе расследования обращает на себя внимание тот факт, что виновным коленом оказалось Иудино, которое было и которому надлежало быть самым выдающимся и достопочтенным из всех колен. Это стало примесью к достоинству потомков Иуды и могло послужить к обузданию их гордыни: многие представители колена Иудина прославили его, однако нашелся и обесчестивший. Пусть наилучшие семьи не почитают за странность, если их члены или потомки станут для них горем и позором. Иуде полагался первый и самый большой удел в Ханаане; тем более нельзя извинить его представителя, который не пожелал ждать своей доли и посягнул на Божью собственность. Иудейское предание гласит, что когда во время исследования было указано колено Иуды, то его доблестные мужи (которые знали о своей невиновности) обнажили мечи и заявили, что не вернут их в ножны, пока не убедятся, что преступник наказан, а с них вина снята.

2. В конечном счете жребий указал на виновного (ст. 18), как будто бы раздались слова: ты тот человек. Странно, что Ахан, зная о своей вине и видя, что жребий все ближе и ближе подходит к нему, не догадался убежать или сделать признание; но его сердце ожесточилось, обольстившись грехом, как оказалось, к собственной его погибели. Мы можем только представить, как он изменился в лице, и какое смятение и ужас охватили его, когда жребий выделил его как преступника и все израильтяне устремили на него свой взор с готовыми сорваться с уст словами: нашли мы тебя, враг наш! Здесь примите во внимание:

(1) Как неразумно надеяться, что грех останется тайным; у праведного Бога есть много способов выведения на свет скрытых дел тьмы, прибегая к которым Он наводит позор и погибель на тех, кто продолжает дружить с этими бесплодными делами. Когда Богу угодно, то и птица небесная может перенести слово (Еккл 10:20; см. Пс 93:7 и след.).

(2) Насколько мы заинтересованы в обнаружении причины борьбы, которую ведет с нами Бог: какой конкретный грех, как и грех Ахана, принес беду в наш стан. Мы должны исследовать себя и внимательно прислушаться ко всем укорам собственной совести таким образом, чтобы найти заклятое, и усердно молиться вместе со святым Иовом: объяви мне, за что Ты со мною борешься? Обнаружьте предателя и не давайте ему приюта.

II. Обвинения и проверки (ст. 19). Иисус Навин ведет судебное расследование и, хотя для определения виновного он вполне удовлетворился бы падением жребия, тем не менее призывает Ахана сделать признание с покаянием, чтобы обрести спасение души в ином мире (поскольку никакого утешения в плане сохранения жизни в этом он ему дать не мог). Примите во внимание:

(1) С какой кротостью (достойной истинного ученика Моисея) и заботой Навин говорит с обвиняемым. Он мог бы на законном основании сказать ему «вор», «непокорный», «рака» или «ты, безумец», но Навин называет его «сыном»; он мог бы «заклинать» Ахана к признанию, как заклинал нашего благословенного Спасителя первосвященник, или угрожать ему пытками, чтобы вырвать признание, но ради сохранения любви Навин предпочитает просить его: умоляю тебя... сделай исповедание (англ. пер., ст. 19). Это хороший пример для всех, чтобы не только не оскорбляли попавших в беду (пусть даже из-за собственного нечестия), но и с преступниками обращались в духе кротости, ибо не знаем, что бы с нами стало и что бы мы делали, предай нас Господь в наши же руки и на наше собственное усмотрение. Кроме того, это служит примером для судей, как следует отправлять правосудие, подчиняя собственные страсти под строгую и сдержанную руку и никогда не позволяя себе дойти до недостойного поведения или речей даже по отношению к самым отъявленным провокаторам. Гнев человека не творит правды Божией. Пусть помнят, что суд дело Божие, а Бог господствует над гневом Своим. Описанный здесь метод вернее всего побудит преступников к покаянию.

(2) Каких действий ждет от Ахана Навин: признать факт, признаться Богу стороне пострадавшей от преступления; Иисус представлял интересы Господа, поэтому, исповедуясь перед ним, виновный делал исповедание перед Богом. Таким образом он мог удовлетворить Навина и все собрание относительно того, что вменялось ему в вину; признание могло послужить доказательством его покаяния и предостережением для других, чтобы не грешили и не совершали таких преступлений, как Ахан; основная же цель, которую преследует при этом Навин, это воздать честь Господу Богу как Богу безмерного ведения и власти, от Которого не скроешь ни единой тайны, и как Богу Израилеву, Который негодует по поводу оскорблений, нанесенных Его Израилю, равно как и по поводу оскорблений, нанесенных Ему Израилем. Следует заметить: исповедуясь в грехе, мы не только берем на себя бесчестье, но и воздаем славу Богу Богу праведному, признавая справедливость Его недовольства нами, и Богу благому, который не использует против нас наше исповедание, но, будучи верным и справедливым, простит нас, когда мы придем к признанию того, что по Своей верности и справедливости Ему следовало бы нас наказать. Ибо, согрешив, мы нанесли оскорбление Божьей чести. Это оскорбление искупил своей смертью Христос; но от нас требуется, чтобы своим покаянием мы доказали благожелательность по отношению к Его чести и сделали все, что в наших силах, чтобы воздать Ему славу. Епископ Патрик приводит цитату из самарянской летописи, которая приписывает Иисусу Навину такие слова, сказанные Ахану: возведи свои очи к Богу неба и земли и признай, что ничто нельзя скрыть от Того, Кто знает величайшие тайны.

III. Достаточно искренней и непринужденной исповеди Ахана, прозвучавшей наконец теперь, когда он увидел, что бесполезно скрывать свое преступление (ст. 20−21).

1. Признание вины: «Я действительно согрешил; то, в чем меня обвиняют, столь верно, что невозможно отрицать, и столь худо, что невозможно извинить. Я осознаю и плачу об этом; Господь поступил справедливо, когда обнаружил это, ибо я на самом деле согрешил». Это слова кающегося, который переживает и тяготится угрызениями совести. «Мне некого винить, только себя самого; именно у меня находится заклятое; я тот человек, который превращал правду, и не было мне в этом пользы». А отягчает его грех то обстоятельство, что он согрешил пред Господом Богом Израилевым. Поскольку Ахан сам был израильтянином, располагающим наряду с остальными представителями этого возвышенного народа его привилегиями, то, оскорбляя Бога Израилева, он оскорбил своего Бога и сделал себя виновным в самом низком и неблагодарном вероломстве, которое только можно представить.

2. Подробный рассказ о факте: я сделал то и то. Бог сообщил Навину в общем, что была украдена часть заклятого, и предоставил ему самому выяснить у Ахана подробности; ибо в любом случае Господь сделает так, что грешники языком своим поразят самих себя (Пс 63:9); если Он приведет их к покаянию, то они выступят в роли собственных обвинителей и пробужденная совесть заменит тысячу свидетелей. Следует заметить, что кающимся грешникам приличествует в своем покаянии перед Богом быть очень обстоятельными и говорить не просто: «Я согрешил», но: «Я согрешил в этом и в том», с сожалением размышляя о каждом шаге, который привел к греху, и обо всех обстоятельствах, которые усугубили его и сделали крайне грешным: я сделал то и то. В своей исповеди Ахан сообщает:

(1) Что именно он взял. Разоряя некий дом в Иерихоне, он нашел красивую вавилонскую одежду; дословно мантию, подобную той, которую носили правители на торжественных приемах; вероятно, она принадлежала иерихонскому царю и была привезена издалека (согласно переводу), из Вавилона. Существует мнение, что речь идет о разноцветной одежде. Что бы там ни было, в глазах Ахана она выглядела великолепно. «Как жаль, подумал Ахан, что одежда сгорит и никому от этого не будет пользы; а если я заберу ее себе, то она не один год прослужит мне лучшим нарядом». Под этим предлогом он сначала дерзко присваивает одежду, считая, что нет никакого вреда в том, чтобы уберечь ее от огня; но потом, приложив к этом руку, он продолжает в том же духе и берет мешок денег двести сиклей серебра, то есть сто унций серебра, и слиток золота, весивший пятьдесят сиклей, то есть двадцать пять унций. Он не вправе ссылаться на то, что хотел спасти это от огня (ибо серебро и золото надлежало принести в сокровищницу)-, но кто начинает придумывать несущественные оправдания в своем дерзновении совершить один грех, тот настолько ожесточает сердце, что переходит к следующему греху, уже и не пытаясь искать предлоги; ибо дорога греха ведет по наклонной вниз. Задумайтесь, стоило ли Ахану так отчаянно рисковать из-за желанной добычи, и какую огромную потерю он понес в результате (см. Мф 16:26).

(2) Как он это взял.

[1] Грех начинался с глаз: он увидел красивые вещи, как некогда Ева увидела запретный плод, и увиденное странным образом очаровало его. Видите, что происходит, когда мы позволяем сердцу идти на поводу у глаз, и как необходимо заключить завет с глазами, чтобы они знали блуждание обернется слезами. Не смотри на вино, как оно краснеет, и на женщину, как она прекрасна; закрой соблазняющий тебя правый глаз, чтобы не пришлось вырывать его и бросать прочь от себя (Мф 5:28−29).

[2] Грех исходил из сердца. Ахан признается: это мне полюбилось. Таким образом похоть, зачав, родила этот грех. Кто желает удерживаться от греховных поступков, тот должен умерщвлять и обуздывать греховные желания, в особенности алчность к мирскому богатству, которую мы конкретно называем любостяжанием. Какое необъятное зло коренится в сребролюбии! Посмотри Ахан на эти вещи глазами веры, он увидел бы в них заклятое и испугался, но, глядя на них лишь плотскими глазами, он увидел красивые вещи и пожелал их. Его погубила именно похоть, а не взгляд на вещи.

[3] Когда Ахан совершил преступление, то очень постарался скрыть его. Взяв запретные сокровища и опасаясь, что будут предприняты поиски, он спрятал это в земле, ибо был полон решимости во что бы то ни стало сохранить добычу и никогда не возвращать ее. Таким образом Ахан во всем признался, чтобы все увидели правоту Бога в вынесенном ему приговоре. Видите, как коварен грех: приятное в момент совершения становится горьким впоследствии; в конце он кусает, как змея. Обратите особое внимание на то, чем могут обернуться вещи, добытые нечестным путем, и как обманываются люди, дерзнувшие ограбить Бога. Имение, которое он глотал, изблюет (Иов 20:15).

IV. Признания Ахана виновным. Бог указал на его вину при помощи жребия. Он сам признал себя виновным во время исповеди; но, чтобы не дать какому-либо недовольному израильтянину повода для возражения, Навин приводит еще одно доказательство вины, предприняв обыск шатра Ахана, в котором нашли упомянутые им вещи. Особое внимание обращается на то, с какой поспешностью посланные отправились на поиски: они побежали в шатер (ст. 22), не только демонстрируя готовность выполнять приказы Иисуса, но и показывая, как они тяготились, пока стан не очистился от заклятого и не появилась возможность вернуть Божью благосклонность. Кто ощущает на себе гнев, тот старается незамедлительно оставить грех. Промедление в таком случае опасно, и тратить время понапрасну нельзя. Когда украденные вещи принесли, то их положили пред Господом (ст. 23), чтобы весь Израиль увидел явные свидетельства против Ахана и благоговел перед строгостью Божьих судов в столь суровом наказании кражи такой мелочи, равно как и увидел справедливость судов Всевышнего в Его стремлении сохранить за Собой право на заклятое, чтобы побоялись когда-либо совершить преступление подобного рода. Положив вещи пред Господом, они признали Его право на них и ждали Его указаний, что с ними делать дальше. Следует заметить: кто думает хитрить с Богом, тот лишь обманывает себя; Он вернет Себе то, что у него пытались отнять (Ос 2:9), и в конечном счете не потерпит потерь от кого-либо из людей.

V. Осуждения Ахана. Иисус Навин выносит ему приговор: за то, что ты навел на нас беду (ст. 25). Это основание для приговора. Какую сильную беду ты на нас навел! (Существует и такое чтение). Навин ссылается на предупреждение не брать заклятого, чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не делатъ ему беды (6:17). Следует заметить: грех явление весьма бедственное, причем не только для самого грешника, но и для всех окружающих. Корыстолюбивый (каким был Ахан) расстроит дом свой (Притч 15:27) и все общество, которому принадлежит. «Теперь, говорит Иисус Навин, Господь на тебя наводит беду». Примите во внимание, что с Аханом обошлись столь сурово не только потому, что он ограбил Бога, но и потому что он навел беду на Израиль; над его головой как бы написано обвинение: «Ахан, смущающий Израиля» (как и Ахав, 3Цар 18:18). Поэтому вот его приговор: Господь на тебя наводит беду. Следует заметить: праведный Бог непременно воздаст скорбью оскорбляющим Его народ (2Фес 1:6). Навлекших беду постигнет беда. Некоторые из иудейских богословов обращают внимание на слова в день сей и делают вывод, что беда постигнет виновного только в этом мире, а не в грядущем; плоть пострадала, чтобы мог спастись дух, и если это так, то наказание было не столь суровым, как кажется. В описании как греха, так и наказания Ахана присутствует слово беда и прослеживается связь с именем Ахан. или Ахар (как он назван в 1Пар 2:7), которое означает беда. Имя ему подходило весьма и весьма.

VI. Казни Ахана. Отсрочки исполнения приговора быть на могло. Пораженный гангреной орган нужно немедленно удалить. Когда доказали, что он навлек проклятие и беду на весь стан, то можно предположить, что весь народ закричал: Смерть ему! Смерть ему! Побить его камнями! Здесь мы узнаем:

1. О месте казни. Ахана вывели из стана в знак извержения развращенного из своей среды (1Кор 5:13). Когда наш Господь Иисус сделался проклятием за нас, тогда благодаря этой беде мы обрели мир, Он же пострадал как заклятое вне врат, неся наше поругание (Евр 13:12−13). Казнь Ахана совершалась на расстоянии, чтобы стан, пострадавший от его греха, не осквернился от его смерти.

2. О людях, задействованных в казни. Таковая была деянием всего Израиля (ст. 24−25). Очевидцем стал каждый, чтобы увидеть и бояться. Публичные казни являются публичным примерным наказанием. Более того, все израильтяне согласились, что Ахан должен умереть, и каждый, кто мог, принимал активное участие в знак всеобщего отвращения к святотатству обвиняемого и страха перед Божьим недовольством.

3. О разделивших с Аханом участь в наказании; ибо не один он умер за свое беззаконие (Нав 22:20).

(1) Вместе с ним были уничтожены украденные вещи; одежду сожгли, как и надлежало поступить со всеми остальными трофеями Иерихона, которые могут гореть; серебро и золото тоже погубили расплавили и погребли вместе с пеплом от остальных сгоревших вещей под грудой камней, чтобы уже никогда им не нашлось иного применения.

(2) Подобным же образом было уничтожено и все остальное имущество Ахана: не только шатер и все его убранство, но и волы, ослы и овцы его, чтобы показать, что приобретенные неправедным путем (в особенности таким святотатственным) вещи не только не принесут пользы, но и будут способствовать потере всего остального имущества, к которому они были добавлены. Орел в басне украл мясо с жертвенника и вместе с ним принес в свое гнездо кусок горящего угля, от которого оно сгорело (см. Авв 2:9−10; 3ах 5:3−4). Кто посягает на чужую собственность, тот лишается и своей.

(3) Сыновья и дочери Ахана были преданы смерти вместе с ним. Существует мнение, что на самом деле их вывели (ст. 24) лишь для того, чтобы они стали очевидцами наказания своего отца; но большинство толкователей приходит к выводу, что они погибли вместе с Аханом и слова «и сожгли их огнем, и наметали на них камни» (ст. 25) относятся к ним. Бог четко предписывал судьям, чтобы они не предавали детей смерти за грехи отцов; но Сам Он не намеревался связывать Себя этим законом и в данном случае явно приказал сжечь преступника и все, что у него было (ст. 15). Возможно, сыновья и дочери Ахана были подстрекателями и сообщниками преступления и помогли вынести заклятое. И весьма вероятно, что они помогли спрятать его посреди шатра, во всяком случае, не обошлось без того, что они знали и хранили тайну, и таким образом стали соучастниками ex post facto после факта. Даже если их участие в преступлении было минимальным, это все равно омерзительно, и они справедливо разделили участь отца в наказании. Как бы там ни было, Господь таким образом прославился, и свершившийся суд стал более устрашающим.

4. О постигшем Ахана наказании. Его побили камнями (думают как нарушителя субботы, ибо предполагают что святотатство совершилось в день субботний), и затем труп был сожжен как заклятое, чтобы не было никаких остатков. Единодушие, с которым все израильтяне участвовали в казни, учит нас, что любой народ заинтересован в том, чтобы каждый на своем месте вносил посильный вклад в дело подавления пороков и нечестия и улучшения нравов. Беззаконие — бесчестие народов, и поэтому каждый истинный израильтянин должен бросить в него камень.

5. Об укрощении Богом Своего гнева в результате: после сего утихла ярость гнева Господня (ст. 26). Удаление греха путем истинного покаяния и преобразования не только единственный, но и самый верный и действенный способ вернуть Божью благосклонность. Устраните причину исчезнет и следствие.

VII. Памятника обличению и казни Ахана. Была проявлена забота, чтобы сохранить об этом память в предостережение и назидание потомкам.

1. На месте казни Ахана возвели груду камней: наверно, каждый из собрания Израилева бросил в эту груду свой камень в знак ненависти к преступлению.

2. Этому месту было дано новое название: долина Ахор, или беды. Это стало постоянным клеймом позора на имени Ахана и постоянным предупреждением всем людям, чтобы не посягали на Божью собственность. Суровость по отношению к Ахану способствовала укреплению авторитета Иисуса Навина в самом начале его правления, а Израиль при входе в обетованный Ханаан получил напоминание о необходимости соблюдать под страхом смерти условия, на которых эта земля дана им во владение. О долине Ахор говорится, что она дана в преддверие надежды, потому что, когда народ избавился от заклятого, тогда появилась надежда для Израиля (Ос 2:15; Езд 10:2).

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 7 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.