Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 20 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта короткая глава касается городов убежища, о которых мы часто читали в Моисеевых книгах, однако здесь они упоминаются в последний раз, ибо теперь этот вопрос освещен весьма основательно. Здесь мы узнаем:

(I) О законе, данном в этом отношении Богом (ст. 1−6).

(II) О том, какие именно города выделил с этой целью народ (ст. 7−9). Этот правозащитный закон служил прообразом будущих благ.

Стихи 1−6. Многие положения Моисеева закона подлежали исполнению, когда израильтяне придут в Ханаан, среди таковых было и это, касающееся выделения убежищ для защиты людей, повинных в непредумышленном убийстве, причем данная привилегия распространялась на весь Израиль, поскольку ни один человек не может быть уверен, что рано или поздно подобное не случится с ним. В интересах всей страны было, чтобы рукою жаждущего возмездия мстителя не пролилась кровь безобидного человека, сердце которого, в отличие от руки, не повинно в преступлении. Об этом законе, немало служившем к благу израильтян, Бог и напоминает им сейчас, чтобы они вспомнили и о других данных Господом законах, касавшихся Его чести.

1. Распоряжение о выделении городов убежища дается весьма своевременно как раз после обзора земли, чтобы без труда разделили ее на три части для наиболее удобного расположения городов, как велел израильтянам Бог (Втор 19:3). Хотя, вероятно, это сделали не раньше, чем были выделены места для жительства левитов (о чем повествуется в следующей главе), потому что все города убежища должны принадлежать левитам. Как только Бог дал левитам города для покоя, Он тотчас же велел выделить города для убежища, в которых, кто знает когда, мог с облегчением укрыться каждый. Таким образом Бог позаботился не только об удобстве для израильтян в любое время, но и об их безопасности в тревожные времена, к которым в этом мире должны быть готовы все. Здесь также подразумевается, что духовный Израиль Божий имеет и будет иметь во Христе и на небесах не только покой, но и безопасное убежище. Об этих городах так часто и так много говорится в Моисеевом законе и с ними было связано так много хлопот (чтобы они соответствовали своему предназначению, впрочем, и наш закон предписывает органам правосудия защищать и освобождать убийцу в тех случаях, когда он мог бы рассчитывать на спасение в святилище), что мы непременно приходим к выводу о символическом значении этого закона: здесь мы находим прообраз облегчения, которое кающиеся грешники находят в Евангелии, а также защиты таковых от проклятия закона и от гнева Божия в нашем Господе Иисусе, к Которому прибегают верующие (Евр 6:18) и в Котором находятся (Флп 3:9), как в святилище, где они могут не бояться ареста и где нет ныне никакого осуждения (Рим 8:1).

2. Даны указания, как пользоваться этими городами. Подробные объяснения законов по данному вопросу приводились раньше (Чис 35:10 и след.).

(1) Предполагается, что человек может неумышленно и необдуманно убить другого человека, даже собственного ребенка или лучшего друга (ст. 3), к которому не только не испытывал ненависти, но и питал искреннюю любовь (ст. 5); ибо не в воле человека путь его. О, как же мы должны благодарить Бога за то, что Он удерживает нас от убийства и не дает нам быть убитыми по случайности! В описанном здесь случае предполагается, что родственники убитого будут требовать, чтобы убийца поплатился жизнью, ибо издревле существовал закон: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.

(2) Предусмотрено, что если следствие установит, что убийство произошло по чистой случайности и без умысла из-за давней неприязни или внезапного взрыва чувств, то убийце следует укрыться в одном из городов убежища (ст. 4−6). Согласно закону, он имел право жить в таком городе и находился на попечении местных властей, но покидать его не мог, подобно узнику; и только после смерти первосвященника, никак не раньше, ему разрешалось вернуться в свой город. А иудеи говорят: «Если он умирал раньше первосвященника в городе своего убежища и ссылки, то там его и хоронили, но по смерти первосвященника останки узника следовало со всеми надлежащими почестями перенести в гробницу его отцов».

Стихи 7−9. Здесь сообщается о выделении городов убежища в земле Ханаана под руководством Иисуса Навина и князей (ст. 7); и по этому случаю повторяется информация о трех городах, которые назначил убежищами в уделах двух с половиной колен Моисей (Втор 4:43), но (по мнению епископа Патрика) свой истинный статус они обрели только теперь.

1. Руководители освятили эти города, ибо именно таково значение слова, переведенного как отделили, в подлиннике (ст. 7). Не то чтобы проводили какую-либо церемонию, символизирующую освящение этих городов, но обошлись публичным провозглашением в торжественной обстановке названных городов убежищами, которые священны в честь Бога защитника попавших в беду невиновных. Если бы речь шла о святилищах, то в отношении таковых было бы правильнее сказать, что их освятили. Наше прибежище Иисус Христос освящен Отцом; более того, ради нас Он Сам освятил Себя (англ. пер., Ин 17:19).

2. Названные здесь города (как и находящиеся на другом берегу Иордана) располагались в трех разных частях страны, чтобы (как говорят) дать человеку возможность добраться до одного из них из любого ее уголка за полдня. Кедес был в уделе Неффалима колена, находившегося на самом севере, Хеврон в уделе Иуды самого южного колена, Сихем в уделе Ефрема, располагавшегося посредине: он был примерно на равном расстоянии от двух остальных. А Бог прибежище, которое рядом.

3. Все эти города принадлежали левитам, что приносило честь Божьему колену, поскольку его представители стали судьями в делах, столь близко касающихся Провидения, а также защитниками угнетенной невинности. И для несчастного беженца милостью было то, что, не имея возможности войти в дом Господа и ходить по Его дворам, он мог обратиться к Его служителям за наставлением и молитвенной поддержкой, и это некоторым образом заменяло участие во всеобщих обрядах, которого ему не хватало. Если заключение неизбежно, то пусть оно проходит в городе левитов, где узник, если пожелает, сможет правильно использовать время.

4. Эти города находились на холмах, чтобы их видели издалека, ибо не может укрыться город, стоящий на верху горы; и это станет своего рода указателем и ободрением для несчастного человека, направившего свои стопы в убежище; хотя ему и приходилось в конце пути подниматься в гору, его утешал тот факт, что скоро он окажется в безопасном месте, стоит ему добраться до окраины города, который пока далеко.

5. Некоторые толкователи видят связь между значением названий этих городов и Христом, прибежищем нашим. Я не нахожу удовольствия в заумных рассуждениях о названиях, но охотно обращаю внимание на эти: Кедес означает святой, а нашим прибежищем является Христос с присущей Ему святостью. Сихем плечо, а мы знаем, что владычество на раменах Его. Хеврон общение, а верующие призваны в общение Иисуса Христа, Господа Нашего. Бецер крепость, ибо Христос твердыня для всех уповающих на Него. Рамоф высокий или превознесенный, ибо Бог вознес Его десницей Своей. Голан-радость или ликование, ибо во Христе все святые оправданы и будут прославлены. И наконец, помимо упомянутых городов, убежищем всякому схватившемуся за них служили рога жертвенника, если преступление позволяло ему укрыться в святилище. Объяснение мы находим в законе, гласившем, что убившего намеренно надлежало забирать от жертвенника и предавать смерти (Исх 21:14). И мы находим упоминания о том, что к жертвеннику прибегали с целью защиты (3Цар 1:50; 2:28). Христос наш жертвенник, который не только освящает дар, но и защищает приносящего.

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 20 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.