В данной главе приводится дальнейшее описание чудесного перехода Израиля через Иордан.
I. Проявленная тогда забота о сохранении этого события в памяти: двенадцать камней установлены в Иордане (ст. 9) и двенадцать камней взяты из Иордана (ст. 1−8).
II. Передвижение израильтян по образовавшемуся пути: сначала перешли два колена, а потом весь народ; последними вышли священники, несшие ковчег (ст. 10−14).
III. После выхода последних с ковчегом воды снова сомкнулись (ст. 15−19).
IV. Возведение монумента в Галгале, чтобы сохранить для потомков память об этом чудесном деле (ст. 20−24).
Стихи 1−9. Можно представить, сколь деятельными были Иисус Навин и все мужи брани во время перехода через Иордан, ибо во вражеский стан, прямо на противника шли не только они сами, но и (и это непременно вызывало беспокойство) их жены, дети, семьи вместе со всем имуществом, скотом, шатрами, торбами и баулами; и нужно провести их по этой необычной и нехоженой дороге, которая (можно предположить) была очень грязной и каменистой, трудной для немощных и устрашающей для робких. Если речь идет о спуске на дно реки и восхождении из ее глубин, то голова любого человека будет полна забот, а руки работ (что относится к Иисусу Навину более, нежели к кому-либо другому), тем не менее во всей этой спешке нельзя забывать об увековечении памяти дивного дела Божия, и это невозможно отложить до более благоприятного времени. Следует заметить: как бы сильно мы ни были заняты работой или семейными заботами, нам нельзя пренебрегать или забывать о делах, прославляющих Бога и служащих Его славе, ибо это наша главная забота. Итак:
I. Бог дал повеления относительно подготовки мемориала. Если бы Иисус Навин сделал это сам без указания свыше, то возникло бы подозрение, что он замышляет увековечить собственное имя и славу; кроме того, лишь заповеданное Богом может вызывать у потомков святое и благоговейное почтение. Следует заметить: дивные дела Божии надлежит хранить в памяти постоянно. Некоторые из израильтян, перешедших Иордан, возможно, были столь бесчувственными и безразличными к великой благосклонности Бога по отношению к ним, что не ощущали потребности помнить о ней; тогда как на других, наверное, она произвела столь глубокое впечатление, что они даже думали, что никакого мемориала возводить не нужно, ибо сердце и язык каждого израильтянина в любом веке будет ей живым и вечным монументом. Но Бог, зная их характер и склонность к скорому забвению Его дел, дал соответствующие распоряжения для увековечения этого события в памяти всех грядущих поколений, чтобы люди, которые не смогут или не захотят читать его описание в священной истории, смогли узнать о нем благодаря возведенному с этой целью памятнику и народному преданию, объясняющему значение такового. Кроме того, памятник будет служить подтверждением факта и останется вечным свидетельством для тех, кто в последующие века усомнится в истинности события. Таким образом, надлежит возвести монумент, и (1) Иисус Навин как главнокомандующий должен руководить этим делом: когда весь народ перешел чрез Иордан (ст. 1) и никого не оставили, включая самых слабых, которые отставали, и Бог полностью выполнил Свою работу, ибо каждый израильтянин благополучно добрался в Ханаан, тогда Бог сказал Иисусу запастись камнями для монумента. Ученый епископ Патрик выдвинул благочестивое предположение, что Иисус Навин удалился в какое-то уединенное место, чтобы воздать благодарность за чудесную милость, и там с ним говорил Бог. Или, возможно, Бог дал Навину эти и другие указания через священника Елеазара, ибо, хотя последний здесь и не упоминается, тем не менее, когда Иисус Навин посредством возложения рук посвящался на великое служение, Бог предписал, что Елеазар должен спрашивать за него о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить Иисус Навин и все сыны Израилевы с ним (Чис 27:21).
(2) В подготовке материалов для этого монумента должны участвовать избранные люди по одному от каждого колена, чтобы в каждом колене эту историю рассказал его представитель и чтобы каждое колено внесло таким образом свой вклад в прославление Господа: по одному человеку из колена (ст. 2,4). Не только левиты, но и каждый израильтянин должен на своем месте способствовать тому, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Божьем (Пс 144:12). И два колена, несмотря на то что уже обосновались в своих владениях, будучи причастниками милости, тоже должны оказать помощь в сооружении мемориала.
(3) Камни для сооружения мемориала надлежит взять из середины прохода (где, вероятно, лежало множество больших камней) в непосредственной близости от того места, где стояли священники с ковчегом (ст. 3,5). Этот монумент был достоин того, чтобы его возвели из искусно вырезанных камней, красивых и изысканных, но камни, добытые со дна реки, были более естественными и лучше годились для напоминания о чуде. Пусть израильтяне расскажут потомкам, как отступил Иордан, ибо именно тогда эти самые камни из него и вынесли. Когда Господь дает постановления о знамениях, то Он выбирает самые подходящие и значительные вместо помпезных и изысканных; ибо Бог избрал немудрое мира. Эти двенадцать человек, после того как перейдут Иордан, должны вернуться к месту, где находился ковчег, получив разрешение приблизиться к нему (тогда как другим это не позволено) для доверенного им служения: «пойдите пред ковчегом (ст. 5), то есть подойдите к нему, находящемуся посреди Иордана, близко, и оттуда возьмите эти камни».
(4) Предназначение этих камней служить знамением (ст. 6), памятником (ст. 7). Они должны стать поводом для вопроса: «Как оказались здесь эти камни?», который в будущем дети будут задавать родителям (наверное, земля вокруг не каменистая), и тогда родители сообщат им, как в свое время сами были поставлены в известность, что в этом месте Бог Своей могучей властью разделил Иордан, чтобы Израиль прошел через него в Ханаан, и далее как говорит об этом Иисус Навин (ст. 22 и след.).
II. Дело было сделано согласно распоряжениям.
1. Из середины Иордана взяли двенадцать камней и на глазах у всего народа перенесли их на то место, где собирались остановиться на ночлег (ст. 8). Вероятно, камни были огромными самыми большими, какие только можно донести, и приблизительно одинаковыми по размеру и форме. Но мы не знаем точно, отправились ли эти двенадцать с камнями на определенное место тотчас же или остались, чтобы сопровождать ковчег, идя в ногу с торжественной процессией и украшая триумфальный вход в Ханаан. Эти камни, которые им было велено взять, символизировали акт получения во владение этой доброй земли из Божьих рук; теперь она полностью принадлежит израильтянам, пусть они придут и владеют ею; о деянии этих двенадцати говорится как о деянии сынов Израилевых (ст. 8), потому что они были представителями соответствующих колен. Мы также можем проследить связь между этим событием и тем обстоятельством, что, когда Господь Иисус — наш Иисус Навин высушил Иордан, именуемый смертью, победив ее, и открыл Небесное Царство для всех верующих, то Он назначил двенадцать апостолов по числу колен Израилевых, чтобы они посредством мемориала в виде Евангелия передали знание о Нем в отдаленные места и в грядущие века.
2. А среди Иордана установлены другие двенадцать камней (ст. 9); и были они, вероятно, намного больше прежних по размеру, ибо мы не находим упоминания о том, что каждый камень нес один человек; их сложили таким образом, что они представляли собой груду или столб, вершину которого можно было увидеть над водой, когда река мельчала, или же их могли разглядеть в воде, когда та была чистой; или, по крайней мере, вода, обтекая их, создавала шум и заметное волнение, а лодочники огибали это место, как скалу. Вероятно, так или иначе, это место было обозначено, чтобы знали, где именно стоял ковчег; кроме того, оно служило дубликатом второго памятника, установленного на суше в Галгале, для подтверждения свидетельства и сохранения предания. Благодаря дублированию знамения достоверность события не вызывала сомнений.
Стихи 10−19. Вдохновенному историку, по-видимому, так понравилась эта тема, что он не желает с ней расставаться, и поэтому в своем повествовании он приводит много деталей, в особенности, описывая, с какой точностью Иисус Навин исполнял данные ему Богом приказы, не делая ничего без указания свыше и доведя до конца все, что Господь повелел ему, причем так, как завещал Моисей (ст. 10). Мы не находим упоминания, чтобы Моисей давал Иисусу Навину какие-либо конкретные повеления по этому вопросу; это дело было для него совершенно новым. Следовательно, здесь подразумеваются данные ему Моисеем общие наставления, что надлежит следовать указаниям свыше и передавать народу то, что принял от Господа, и при всякой возможности напоминать людям об их долге перед Богом, выполнение которого наилучшая благодарность за Его милости. Именно это говорил Иисусу Навину ныне почивший Моисей, и Навин помнил об этом и поступал соответственно тому. Хорошо, если мы помним данные нам полезные наставления и готовы воспользоваться ими, когда возникает потребность.
I. А народ между тем поспешно переходил (ст. 10). Существует мнение, что речь идет о двенадцати мужчинах, которые несли камни, но, скорее всего, подразумевается весь народ. Ибо, несмотря на то что о переходе израильтян уже сообщалось (ст. 1), здесь он упоминается вновь, чтобы сделать ударение на том обстоятельстве (которое надлежало вести дополнительно), что переходили поспешно, либо потому, что Иисус Навин через надзирателей приказал им поторопиться, поскольку дело надлежало совершить за один день, чтобы не осталось ни копыта, либо они сами были склонны поторопиться.
1. Некоторые спешили из-за своей неспособности довериться Богу. Они боялись, что вода вернется и накроет их, ибо осознавали свою вину и не верили в Божью силу и благость.
2. Другие спешили, не желая искушать Господа, чтобы Он продлил чудо на большее, чем положено, время, равно как и не желая испытывать терпение священников, ведь тем пришлось бы нести ковчег дольше в случае промедления, которого можно избежать.
3. Кто-то торопился, потому что хотел скорее попасть в Ханаан, и таким образом показывал свое страстное стремление к этой прекрасной земле.
4. Кто меньше всего размышлял об этом, тот спешил, потому что спешили другие. Верующий не торопится предвосхищать Божью волю, но торопится исполнить ее (англ. пер., Ис 28:16).
II. Два с половиной колена шли в авангарде (ст. 12−13). Это соответствовало обещанию, которое они дали, когда получили удел по ту сторону Иордана (Чис 32:27). И недавно Иисус Навин напомнил им об этом обещании (Нав 1:12−15). Вполне справедливо, что устроившиеся в первую очередь должны первыми выйти навстречу трудностям, тем более, что, в отличие от остальных колен, все они как на подбор были годными к службе и уже вооруженными мужчинами, не обремененными в походе семьями. По Божьему провидению им предстояло вести такую огромную массу людей и воодушевлять остальных. Причем у двух с половиной колен не было причин для жалоб: где риск, там и честь.
III. Когда весь народ перебрался на противоположный берег, тогда и священники с ковчегом вышли из Иордана. Вполне естественно предположить, что это сделали бы в любом случае; собственное благоразумие могло подсказать им, что не было надобности оставаться там, тем не менее они и шагу не ступили без команды Иисуса Навина, а последний не давал команды выйти из Иордана, пока не получил соответствующее указание от Бога (ст. 15−17). Священники проявили такую похвальную исполнительность, слушаясь Иисуса Навина, а он Господа, словно испытывали блаженство от пребывания под столь хорошим руководством. В каком бы низком положении ни оказались священники или Божий народ по воле Всевышнего, им надлежит терпеливо ждать, пока Своим провидением Господь не выведет их оттуда, как в данном случае, когда Он призвал священников выйти из Иордана и не томил их ожиданием, пока они несли символ Божьего присутствия ковчег завета, находясь в крайне тяжелых условиях.
IV. Как только священники вместе с ковчегом вышли из Иордана, вода реки, стоявшая гребнем, постепенно вернулась в свое русло, потекла естественным образом и вскоре заполнила место перехода (ст. 18). Благодаря этому становится еще более очевидным, что задержка течения реки произошла не по какой-то таинственной природной причине, а исключительно в силу Божьего присутствия, причем ради Израиля; ведь когда цель Израиля была достигнута и символ Божьего присутствия вынесли, то воды реки тотчас же потекли вперед; поэтому, если спросят: «Что с тобою... Иордан, что ты обратился назад?», то нужно ответить: «Исключительно в покорности Богу Израилеву и по милости к Израилю Божию». А посему нет подобного Богу Израилеву, и блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ? Существует наблюдение, что якобы здесь подразумевается: когда ковчег и несущие его священники удаляются из какого-либо места, то сдерживающие течение шлюзы поднимаются и защита устраняется, а, значит, в ближайшее время следует ждать потока Божьих судов. Кто отлучен от Церкви, тот вскоре погибнет. Если ковчег удаляется, то уходит и слава.
V. Здесь говорится, какую честь принесло Иисусу Навину описанное событие: в тот день прославил Господь Иисуса (ст. 14), и это проявилось как в том, что Бог удостоил его близкого общения, говоря с ним при любой подходящей возможности и будучи готовым ответить на его вопросы, так и в подтверждении власти Навина над священниками и народом. Кто почитает Бога, того и Господь удостоит чести; и если Всевышний желает прославить человека (а Он говорил, что прославит Иисуса Навина, Нав 3:7), то сделает это весьма успешно. Однако Иисус Навин был столь возвеличен не только ради самого себя, но чтобы обрести такое положение, которое давало бы ему возможность лучше служить Израилю, ибо после этого израильтяне боялись его, как боялись Моисея. Видите, как здесь описывается наилучший и самый надежный путь завоевания уважения, благоговения и послушания со стороны подчиненных: речь идет не о запугивании, угрозах и жестком стиле руководства, а о святости, любви и всевозможных признаках заботы о благосостоянии народа, о Божьей славе и исполнении Его воли. Боятся, в лучшем понимании этого слова и с наилучшими намерениями, тех руководителей, с которыми пребывает Бог и которые постоянно на Него взирают. Кто освящен, тот по-настоящему возвеличен и достоин особой чести. На избранников небес следует смотреть с благоговением.
VI. Приводится сообщение о времени, когда это великое событие произошло: в десятый день первого месяца (ст. 19), как раз сорок лет спустя после выхода из Египта, не считая пяти дней. В Своем гневе Бог сказал, что израильтяне будут бродить сорок лет по пустыне, но, чтобы получилось сорок, нужно учитывать и первый год, который к тому времени закончился и был годом триумфального освобождения из египетского рабства, равно как и учитывать этот последний год, который тоже ознаменовался триумфом на том берегу реки Иордан, так что не все сорок лет были годами скорби. И наконец Господь приводит израильтян в Ханаан за пять дней до окончания сорокалетнего периода, чтобы показать, как мало радости Он находит в наказании, как скор Он на проявление милости и что ради избранных сократятся те дни скорби (Мф 24:22). Бог устроил так, чтобы израильтяне вошли в Ханаан за четыре дня до ежегодного празднования Пасхи, причем именно в тот день, когда надлежало начинать приготовления (Исх 12:3), ибо Он желал, чтобы их вход в Ханаан был благодатным и освященным религиозным праздником и чтобы они вспомнили о своем освобождении из Египта и, сравнивая два события, прославили бы Бога как Альфу и Омегу своего блаженства.
Стихи 20−24. Двенадцать камней, которые положили в Галгале (см. ст. 8), теперь были здесь либо воздвигнуты один поверх другого, но так, чтобы их можно было сосчитать, либо расположены друг за другом рядами; ибо после установления мемориала о них уже говорят не груда камней, а эти камни.
I. Считается само собой разумеющимся, что потомки будут спрашивать о значении этого мемориала из камней: спросят в последующее время сыны ваши отцов своих (ибо кого им еще спрашивать?): «что значат эти камни?» Следует заметить: кто хочет быть мудрым, когда состарится, тот должен быть любознательным, пока молод. Наш Господь Иисус, хотя и обладал полнотой ведения, на собственном примере учит детей и молодых людей слушать и задавать вопросы (Лк 2:46). Когда Иоанн крестил в Иордане близ Вифавары (дома перехода, где народ перешел реку), то, возможно, он показывал именно на эти камни, говоря: Бог может из камней сих (которые изначально были установлены представителями двенадцати колен) воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:9). Поскольку камни служили памятником чуду, то детский вопрос давал прекрасную возможность рассказать о нем; а наш Спаситель говорит: если дети умолкнут, то камни возопиют (Лк 19:40); ибо так или иначе Господь будет прославлен за свои чудесные дела.
II. Здесь дается указание, какой ответ на этот вопрос должны дать родители: «скажите сынам вашим (ст. 22), что вы узнали из написанного Слова и от своих отцов». Следует заметить: долг родителей заключается в том, чтобы вовремя познакомить детей со Словом и с делами Божьими, чтобы они были наставлены при начале пути своего.
1. Они должны сообщить своим детям, что Иордан отступил перед Израилем, который перешел чрез него по суше, и именно в этом месте переходили. Люди видели глубину и силу течения Иордана в то время, но Божья сила остановила его, даже когда он выступал из всех берегов своих «и это для вас, живущих много лет спустя». Божьи милости нашим прародителям это милости и для нас; и нам следует использовать любую возможность для воскрешения в памяти великих дел Божиих для наших отцов в прежние дни. Помеченное таким образом место служило народу напоминанием: Израиль перешел чрез Иордан сей. Напоминание на месте события будет полезным, и сам вид местности напомнит о том, что здесь происходило; причем не только жители страны, но и пришельцы и путешественники будут смотреть на эти камни и получать наставление. Многие при виде камней обратятся к Библии и прочитают историю этого чудесного дела Божия; а некоторые, наверное, несмотря на то что живут далеко, прочтут историю, заинтересуются и пожелают отправиться туда, чтобы увидеть эти камни.
2. Они должны использовать данный вопрос как повод рассказать своим детям, что за сорок лет до этого Бог высушил Чермное море: как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем. Следует заметить:
(1) Если мы сравниваем более поздние милости с предшествующими, то это весьма возвеличивает их, ибо становится очевидным, что Бог вчера, сегодня и вовеки тот же.
(2) Более поздние милости должны напоминать нам о предшествующих и побуждать нас благодарить за них.
3. Родители должны наставлять детей, чтобы те извлекали уроки из чудесных деяний, знание о которых так бережно передается им (ст. 24).
(1) Таким образом возвеличивается Божья сила. Весь мир убедился или мог убедиться, что рука Господня сильна и что для Бога нет ничего слишком сложного; никакая сила, в том числе и природная, не помешает действиям Господа. Истории об избавлении Божьего народа служат для всех людей наставлением и честным предупреждением, чтобы не состязались со Всемогущим.
(2) Божий народ был задействован в служении Господу и получил воодушевление упорно продолжать служение и в дальнейшем: «...дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни и поэтому выполняли свой долг перед Ним, и так навсегда, или во все дни (на полях), каждый день во все дни своей жизни, а также и потомки ваши во всех поколениях». Память об этом чудесном деянии Господа должна удерживать израильтян от поклонения иным богам и побуждать их много и неотступно служить своему собственному Богу. Следует заметить: когда родители что-либо сообщают своим детям или наставляют их, они в первую очередь должны стремиться к тому, чтобы научить и побудить детей бояться Господа Бога во все дни. Серьезное благочестие это наилучшее учение.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 4 глава