Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой и следующей главе представлена история перехода Израиля в Ханаан через Иордан. И какая достопамятная история! Намного позже народу будет заповедано помнить, что Бог сделал для израильтян между Ситгимом (откуда они снялись с места, ст. 1) и Галгалом (где они разбили следующий стан, Нав 4:19), чтобы познать праведные действия Господни (Мих 6:5). По приказу Иисуса израильтяне встали и пошли к берегу реки (ст. 1), а затем всемогущая сила перевела их через нее. Их переход через Чермное море был неожиданным, ибо происходил во время ночного побега, но о переходе Иордана их известили заблаговременно, и упования израильтян возросли.

I. Народ получил указание следовать за ковчегом (ст. 2−4).

II. Израильтянам велено освятить себя (ст. 5).

III. Священникам приказано идти вместе с ковчегом в авангарде (ст. 6).

IV. Иисус Навин возвеличен и назначен главнокомандующим (ст. 7−8).

V. Обнародовано сообщение о том, что Бог собирается для них сделать (ст. 9−13).

VI. Дело сделано Иордан разделился, и Израиль благополучно его перешел (ст. 14−17). И это от Господа и есть дивно в очах наших.

Стихи 1−6. Когда Раав упомянула об иссушении воды Чермного моря (Нав 2:10), весть о котором привела хананеев в ужас более всего остального, то подразумевала, что люди на этом берегу Иордана опасаются, что Иордан мощный оборонительный объект их страны подобным же образом уступит дорогу израильтянам. Надеялись ли на это они сами, явно не говорится. Бог часто совершал для них дела, совершенно неожиданные (Ис 64:3). Итак, здесь говорится, что:

1. Израильтяне пришли к Иордану и расположились там (англ. пер., ст. 1). Хотя им еще не сказали, что предстоит переходить Иордан, и не обеспечили обычными средствами для перехода реки, тем не менее они идут вперед с верой в то, что перейдут ее, как говорилось раньше (Нав 9:11). Мы должны идти по пути долга, даже если предвидим трудности, доверяя Богу, что Он проведет нас через таковые, когда мы с ними столкнемся. Давайте продвигаться как можно дальше, полагаясь на Божью способность сделать то, на что мы сами не способны. В этот поход израильтян повел Иисус Навин, причем приводится особое упоминание о его раннем подъеме, как и в некоторых случаях, описанных дальше (Нав 6:11; 7:16; 8:10), а это свидетельствует о том, что он не давал себе поблажек, но очень любил свое дело, будучи готовым прилагать все усердие и заботу в исполнении. Кто желает совершать великие дела, тому надлежит вставать рано. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть. В этом Иисус Навин подавал добрый пример находящимся под его началом надзирателям, научив их рано вставать, а также всем занимавшим общественные посты, чтобы постоянно радели о своем долге.

II. Народ получил указания следовать за ковчегом. Надзирателям дано поручение пройти по стану и передать указания (ст. 2), дабы каждый израильтянин знал, что делать и на что полагаться.

1. Они могли полагаться на ковчег, который поведет их; то есть на Самого Бога, ибо Он постановил, что ковчег будет служить символом и знамением Его присутствия. По-видимому, столп облачный и огненный был удален, иначе именно он повел бы израильтян, но можно предположить, что он парил над ковчегом, и у них было два поводыря: так ковчег удостоился особой чести, а его слава обрела особую защиту. Здесь о нем сказано «ковчег завета Господа Бога вашего». Можно ли найти большее утешение, чем то, что Господь их Бог, причем Бог, заключивший с ними завет? Вот ковчег завета. И если у нас есть наш Бог, то нам не нужно бояться никакого зла. Господь был близко к израильтянам, присутствовал среди них, шел перед ними: чего еще не хватает тем, у кого такой вождь и защитник? Прежде ковчег несли посреди стана, но теперь он будет идти впереди, чтобы усмотреть им место, где остановиться (Чис 10:33), и как бы передать им во владение обетованную землю. В ковчеге находились скрижали закона, а над ними место милосердия (в русск. пер. крышка ковчега), ибо если в сердце царит Божий закон и благодать, то это вернейший залог Божьего присутствия и благосклонности. А кто желает, чтобы его повели в небесный Ханаан, тот должен взять себе в руководители Божий закон (если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди) и взирать на великую жертву умилостивления, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни.

2. Они могли полагаться на священников и левитов, которые и были поставлены для этой цели нести ковчег перед народом. Дело духовных служителей распространять слово жизни и заботиться о проведении таинств, которые являются символами Божьего присутствия и орудиями Его власти и благодати; и при этом они должны идти перед Божьим народом по пути к небесам.

3. Народ должен следовать за ковчегом: двиньтесь с места своего и идите за ним:

(1) Как подобает тем, кто полон решимости никогда не бросать ковчег. Где бы ни находились Божьи святыни, там надлежит быть и нам; если они внезапно меняют свое расположение, то и мы должны сдвинуться с места и идти за ними.

(2) Как подобает тем, кто полностью доволен его водительством, зная, что он поведет по наилучшему пути, к наилучшей цели; а посему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Все, о чем народу надлежит заботиться, это наблюдать за движениями ковчега и следовать за ним с безусловной верой. Так же и нам надлежит идти под руководством Слова и по указаниям Духа во всяком деле, чтобы нам сопутствовал мир, как теперь он сопутствовал Израилю Божию. Народ должен идти за священниками, пока они несут ковчег, но не более того; так и нам надлежит следовать за духовными служителями, пока они следуют за Христом.

4. Следуя за ковчегом, они не должны подходить к нему близко (ст. 4). Никто из них не должен подходить к ковчегу ближе, чем на тысячу ярдов.

(1) Таким образом им надлежит выразить свое уважение и благоговение перед символом Божьего присутствия, чтобы его чрезмерная близость к ним не породила презрение. Приказ держаться на расстоянии был вполне уместен в ту эпоху тьмы, рабства и ужасов, теперь же благодаря Христу мы имеем дерзновение и доступ.

(2) Таким образом стало очевидным, что ковчег мог себя защитить и не нуждался, чтобы его охраняли воины, но сам охранял сопровождавших. Каким благородным вызовом для врага служило то обстоятельство, что ковчег несли безоружные священники, а все способные защитить его находились на расстоянии в полмили, и это подразумевало, что ковчег может позаботиться о безопасности как своей, так и всех следующих за ним!

(3) Таким образом идущие за ковчегом будут лучше его видеть: чтобы знать вам путь, по которому идти, глядя на него, словно ковчег оставлял след или писал мелом путь. Если бы израильтянам было позволено подходить к нему ближе, то они окружили бы его, и ковчег не видел бы никто, кроме идущих совсем рядом с ним. Но поскольку он находился на приличном расстоянии впереди, то все имели радость созерцать его, что служило большим воодушевлением. Кроме того, огромное ободрение звучало в словах, приведенных в качестве обоснования данного условия: ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня. В отличие от того, что было характерно для пути израильтян в пустыне, эта тропа была нехоженой, в особенности переход через Иордан. Пока мы пребываем в этом мире, нам следует ожидать и быть готовыми к необычным событиям и идти по неизведанному прежде пути; еще больше неожиданностей будет, когда мы отправимся в мир иной; наш путь долиною смертной тени это путь, по которому мы прежде не ходили, что и делает его устрашающим. Но если мы уверены в Божьем присутствии, то нет нужды бояться; это придаст нам такие силы, которых у нас не было прежде, когда мы приступим к делу, которого не выполняли раньше.

III. Израильтянам дано повеление освятить себя, чтобы подготовиться к сопровождению ковчега; повеление было весьма обоснованным: ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса (ст. 5). Видите, как возвышенно Иисус Навин говорит о Божьих делах: Господь творит чудеса, и поэтому надлежит восхищаться, благоговеть и доверять Ему. Видите, как хорошо Иисус Навин знал Божью волю: он мог сказать заранее, что и когда Бог собирается сделать. Видите, какие приготовления должны совершить мы, чтобы принять откровения Божьей славы и Его благодать: нам надлежит освятить себя. Это мы должны делать, когда собираемся сопровождать ковчег, а Бог при этом сотворит чудеса среди нас; мы должны удалить все другие заботы, полностью посвятив себя Богу, и очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Теперь народ Израиля входил в святую землю, и поэтому ему надлежало освятить себя. Господь собирался явить им необычные примеры Своей милости, а им надлежало настроиться душой на внимательное наблюдение за таковыми посредством размышления и молитвы, чтобы воздать Богу славу за данные явления и принять от них утешение.

IV. Священникам дан приказ взять ковчег и нести его пред народом (ст. 6). Обычно носить ковчег было делом левитов (Чис 4:15). Но по такому великому случаю нести его велено священникам. И они поступили согласно приказу взяли ковчег, не посчитав это унижением, и пошли пред народом, не думая об опасности; нести ковчег было одновременно и честью, и защитой. И сейчас мы можем предположить, что, отправившись с ним в путь, они молились молитвой Моисея: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои (Чис 10:35). Здесь звучит указание для правителей, чтобы они побуждали духовных служителей к работе и использовали свой авторитет для распространения религии. Кроме того, и духовные служители должны научиться идти впереди по Божьему пути, не убегая и не сворачивая с него при встрече с опасностью. Им надлежит ожидать ударов, но они знают, в Кого уверовали.

Стихи 7−13. Здесь мы увидим, как Бог прославляет Иисуса Навина и ставит израильтян в известность, что тот является их правителем; для этого Господь замыслил дивное дело. А затем мы увидим, как Иисус Навин прославляет Бога и старается таким образом показать Израилю, что Он их Бог. Так Бог прославляет того, кто славит Его, а люди, которых Он повышает, должны в свою очередь делать все возможное, чтобы возвеличить Его.

I. Бог говорит с Иисусом, чтобы прославить его (ст. 7−8).

1. Когда великий Бог говорил с ним, как в свое время с Моисеем, с крышки ковчега, перед тем как священники понесли ее вместе с ковчегом, Он тем самым удостоил его огромной чести. То обстоятельство, что Бог говорил с ним в такой близости, должно послужить утешением для самого Иисуса Навина и сделать его великим в глазах народа.

2. Бог замыслил прославлять его пред очами всех сынов Израиля. Господь уже говорил Иисусу, что будет с ним (Нав 1:5), и утешил таким образом его самого, но теперь это увидит весь Израиль, и таким образом Иисус Навин будет возвеличен. Поистине велик тот, с кем пребывает Бог и кого Он ставит на служение и признает Своим. Бог прославил Иисуса, потому что хотел, чтобы и люди прославляли его. Благочестивым правителям надлежит отдавать дань чести и уважения, ибо они настоящее благословение для общества, и чем больше мы видим, что Бог с ними, тем сильнее мы должны их почитать. Когда израильтяне увидели, как Бог разделил Чермное море, тогда они убедились, что Он был с Моисеем в деле вывода их из Египта; и посему о них сказано, что они крестились в Моисея... в море (1Кор 10:2) и поэтому поверили Моисею (Исх 14:31). А теперь благодаря разделению Иордана они убедятся, что Бог подобным же образом пребывает с Иисусом в деле введения их в Ханаан. Бог по разным случаям прославлял Навина и прежде, но теперь Он начал прославлять его как преемника Моисея в правлении. Существует наблюдение, что Бог начал прославлять Иисуса Навина именно на берегу Иордана в том же месте, где Он начал прославлять нашего Господа Иисуса как Посредника; ибо Иоанн крестил в Вифаваре доме перехода, и именно там во время крещения нашего Спасителя Господь провозгласил: Сей есть Сын Мой возлюбленный.

3. Бог передает через Иисуса Навина приказы священникам, хотя именно они являются Его ближайшими служителями: а ты дай повеление священникам (ст. 8), то есть: «Ты сообщишь им Божье веление по этому делу и проследишь, чтобы они выполнили его и стояли неподвижно у берега Иордана, пока воды не разделятся, дабы было очевидно, что Иордан обратился назад именно пред лицем Господа, сильного Бога Иаковлева (Пс 113:5,7). Бог мог бы разделить реку и без священников, тогда как они сделать это без Него не могли. В данном случае священники должны показать хороший пример народу и научить его прилагать все усилия в служении Господу, полагаясь на Его помощь во время нужды.

II. Иисус Навин обращается к народу, и своей речью он прославляет Бога.

1. Он требует внимания: «подойдите сюда ко мне поближе, так чтобы могли услышать, и, прежде чем вы увидите дела, выслушайте слова Господа, Бога вашего (ст. 9), чтобы вы могли сопоставить их с явлением, и они подтвердились». Перед этим Иисус велел израильтянам освятить себя и поэтому призывает их выслушать слова Бога, ибо речь идет об обычных средствах освящения (Ин 17:17).

2. И теперь, наконец, он говорит израильтянам, каким образом им предстоит перейти Иордан, а именно о том, что потоки вод остановятся: вода Иорданская иссякнет (ст. 13). Бог мог бы сделать поверхность воды твердой при помощи внезапного сверхъестественного мороза, чтобы все могли перейти по льду; но поскольку такое явление подчас случалось даже в этой стране, причиненное обычными силами природы (Иов 38:30), то оно не могло прославить Бога Израилева должным образом, равно как и навести ужас на врагов Израиля. Значит, надлежит сделать нечто, не имеющее прецедентов, за исключением разделения Чермного моря, и здесь повторяется именно это чудо, чтобы показать, что для завершения спасения Своего народа у Бога есть та же сила, которую Он применил, начиная таковое, ибо Он Альфа и Омега; и что слово Господа, обращенное к Иисусу Навину (согласно халдейскому парафразу, ст. 7), столь же важно, вечно и истинно, какими были слова, сказанные Богом Моисею. Кроме того, отделяя воду от воды и образуя участок суши на том месте, которое она покрывала, Богу угодно напомнить израильтянам истины о деле сотворения (Быт 1:6,9), которым научил их Моисей, получив откровение, и это должно помочь им убедиться воочию в том, что они принимали на веру, дабы знали, что Бог, Которому они поклоняются, это Тот же Бог, Который создал мир, и та же самая сила задействована теперь на их стороне.

3. Ранее израильтянам было дано указание следовать за ковчегом, а здесь говорится, что он пойдет пред ними чрез Иордан (ст. 11). Примите во внимание:

(1) Во время правления Моисея поводырем израильтян было облако, теперь же, в правление Иисуса Навина, их поводырем, как и положено, будет ковчег завета. Как облако, так и ковчег были зримыми знаками присутствия и верховенства Господа, но во времена Моисея Божья благодать парила вверху, словно облако, и была покрыта завесой, тогда как Христос наш Иисус Навин снял завесу с ковчега завета.

(2) Здесь ковчег назван ковчегом завета Господа всей земли. «Кто является вашим Богом (ст. 9), заключившим с вами завет, Тот является и Господом всей земли и имеет право и власть повелевать, управлять, использовать и распоряжаться всеми народами и всем творением. Он Господь всей земли, а значит, не нуждается в вас и не ждет от вас никакой пользы; поэтому, заключив с вами завет, Бог удостоил вас чести и даровал блаженство. Если Бог ваш, то и все творение к вашим услугам, когда Господу угодно использовать его для вас». Прославляя и поклоняясь Богу как Богу Израилеву и как своему Богу через Иисуса Христа, мы должны помнить, что ОнГосподь всей земли, и соответственно тому надлежит благоговеть перед Ним и полагаться на Него. Некоторые толкователи обратили внимание, на чем делается акцент в оригинале, и решили, что перевод должен быть более выразительным: смотрите на ковчег завета, ведь речь идет о ковчеге Господа и о завете Господа всей земли.

(3) Израильтянам сказано, что ковчег пойдет пред ними чрез Иордан. Бог определяет им идти только туда, куда Он Сам пойдет перед ними и вместе с ними; и они могут спокойно решиться даже на то, чтобы войти в Иордан, если их поведет ковчег завета. Пока нашим руководством являются Божьи заповеди, нашей опорой — обетования Господа, а поводырем Его провидение, нам не нужно бояться самых больших трудностей, которые встречаются на пути долга. Вот что верно обещано всему потомству: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя» (Ис 43:2).

4. Дело, которое Бог собирается сейчас для них совершить, послужит верным залогом Его будущих дел. Об этом Иисус Навин говорит в первую очередь, ибо это у него на сердце и приносит ему огромную радость: «из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый (истинный и сильный Бог, а не один из мертвых богов язычников), хотя вы Его и не видите и не должны иметь Его изображений, но Он среди вас, чтобы дать вам закон, обеспечить ваше благополучие и принимать ваше поклонение; Он среди вас во время предстоящего вам теперь великого предприятия; и поэтому вы, а вернее, Он Сам прогонит от вас Хананеев» (ст. 10). Таким образом разделение Ханаана должно послужить:

(1) Верным знаком Божьего присутствия с израильтянами. Благодаря этому они непременно знали бы, что Бог был среди них, если бы не их неверие, которое упорно противилось самым убедительным доказательствам, ведь даже их отцы сразу же после разделения Чермного моря дерзко спрашивали: есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх 17:7).

(2) Верным залогом завоевания Ханаана. «Если среди вас живой Бог, то изгнанием Он изгонит (такова фраза на иврите) от вас Хананеев». Господь сделает это обязательно, причем весьма успешно. Что Ему помешает? Что может встать на пути Того, перед Кем разделяются и высыхают реки? Форсирование речной преграды стало верным предвестником разгрома всех врагов израильтян: как они устоят, когда сам Иордан отступил? Если у противников не хватило мужества оспаривать переход Иордана израильтянами, но они трепетали при приближении Бога Иаковлева (Пс 113:7), то какое сопротивление они смогут оказать после этого? Заверение, которое Иисус Навин дает здесь народу, было настолько хорошо обосновано, что придало каждому израильтянину силы преследовать тысячу хананеев, а двое могли прогнать тьму. Еще большую убедительность придало бы упоминание прозвучавшей сорок лет назад песни Моисея, в которой он четко предсказал разделение Иордана и влияние этого явления на изгнание хананеев: «все жители Ханаана (Исх 15:15−17) придут в уныние, поэтому изгнать их не составит труда; они будут стоять неподвижно, как камни, пока Твой народ не перейдет реку, а затем Ты приведешь его в землю и посадишь там». Следует заметить: славные явления Бога ради Его Церкви и народа могут послужить нам ободрением в вере и в надежде на будущее. Что же касается Бога, то совершенны дела Его. Если воды Иордана не смогли помешать израильтянам войти, то войска Ханаана не смогут заставить их выйти.

5. Иисус Навин велит, чтобы приготовились двенадцать человек, по одному из каждого колена, дабы могли принимать исходящие от него приказы (ст. 12). Вопреки одному из мнений, не похоже, чтобы этим двенадцати предстояло сопровождать священников, пока те будут нести ковчег, дабы стать непосредственными свидетелями чуда; но им надлежало быть поблизости для служения, к которому они призваны (Нав 4:4 и след.).

Стихи 14−17. Здесь приводится краткое и понятное описание разделения реки Иордан и перехода через нее сынов Израилевых. Данную историю не украшают «цветы» риторики (золото в покраске не нуждается), но она изложена лаконично в виде фактов.

I. В это время река была шире и глубже, чем обычно в другие времена года (ст. 15). Весной во время жатвы ячменя Иордан выходил из своих берегов по причине таяния снега на горах Ливана, где река брала свое начало. Это сильное наводнение, имевшее место именно в это время (а ведь Провидение могло его моментально остановить или же приказать израильтянам перейти реку в другое время года), весьма возвеличило Божью силу и милость Всевышнего к Израилю. Следует заметить: даже если противники спасения Божьего народа имеют всевозможные преимущества, Бог способен сломить сопротивление и сделает это. Пусть Иордан будет заполнен водой до краев, пусть вода переливается через край, Всемогущему легко разделить воды и высушить их, как если бы река всегда была узкой и мелкой; Господу все равно.

II. Как только стопы священников погрузились в воду, потоки тотчас же остановились, как будто бы опустился некий шлюз, перекрывавший им путь (ст. 15−16). Так что вода поднялась, превратилась в огромный гребень и отошла назад, но, по всей видимости, она не растеклась, а застыла, так что живущие на расстоянии многих миль от места происшествия с изумлением наблюдали необъяснимый подъем воды, воспоминания о котором сохранились на долгие годы. Вода с другой стороны этой невидимой плотины стекла вниз по руслу, оставив дно реки сухим; вероятно, вниз вода ушла на такое же расстояние, как и образовавшееся после подъема воды. Когда израильтяне переходили Чермное море, тогда вода стояла стеной по обе стороны, здесь же только справа. Следует заметить: Бог природы может, когда Ему угодно, изменить свойства или внести поправки в естественный порядок вещей, например превратить жидкость в твердое вещество, воду в неподвижную скалу; и наоборот, скалу в озеро воды, чтобы достичь Своих целей (см. Пс 113:5,8). Чего не может сделать Бог? Чего Он не сделает для совершения спасения Своего народа? Подчас Он потоками рассекает землю (Авв 3:9), а подчас, как здесь, рассекает потоки без земли. Легко представить, как шумели и вздымались воды, так что казалось, что и горы тряслись от волнения их (Пс 45:4), когда течение этого сильного потока внезапно остановилось; как возвышали реки голос свой, возвышали реки волны свои, когда Господь в вышних показал, что Он сильнее шума вод многих (Пс 92:3−4). Ссылаясь на это Божье деяние, пророк спрашивает: разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое? (Авв 3:8). Нет, Ты выступаешь для спасения народа Твоего (Авв 3:13). Кроме того, с намеком на это событие предсказывается, что наряду с другими великими делами, которые Бог совершит для новозаветной Церкви в последние дни, Он высушит воды большой реки Евфрат, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (Откр 16:12). Когда придет время входа израильтян в обетованную землю, тогда все трудности будут преодолены, горы станут равнинами (Зах 4:7), реки высохнут, чтобы прошли искушенные Господа. Когда мы завершим свое странствие по этой пустыне, то между нами и Небесным Ханааном, подобно Иордану, будет лежать смерть, но ковчег завета приготовил нам путь через нее; она последний враг, который будет уничтожен.

III. И народ переходил против Иерихона, что стало:

(1) Примером смелости израильтян и благородного пренебрежения к врагам. Иерихон был одним из самых сильных городов, тем не менее они дерзнули сразу же выйти прямо на него.

(2) Воодушевлением во время перехода через Иордан, ибо Иерихон был красивым городом и окружающая местность поражала своим великолепием. И, учитывая перспективу обладания всем этим, стали бы израильтяне бояться каких-либо трудностей на пути завоевания?

(3) Причиной сильного замешательства и страха их врагов, которые, несомненно, внимательно наблюдали за их передвижением и превратились в ошеломленных свидетелей свершившихся чудес.

IV. Священники стояли на суше среди Иордана твердою ногою... пока все сыны Израилевы переходили (ст. 17). Там надлежало быть ковчегу, чтобы показать, что сила, разделившая воды, будет удерживать их в таком состоянии, сколько потребуется; и если бы не Божье присутствие, символом которого служил ковчег, обеспечивая безопасность народа, то потоки воды вернулись бы и погребли людей под собой. В том месте священникам надлежало стоять неподвижно:

(1) Для испытания их веры отважатся ли они занять позицию, предписанную Господом, когда над головой возвышаются горы из воды. Они сделали смелый шаг, когда только зашли в реку, и теперь они смело держат позицию, задержавшись дольше других в Иордане; но они знали, что вместе с ними защита, которую они же и несли. Следует заметить: во время смертельной опасности духовные служители должны являть пример храбрости и уверенности в благости Всевышнего.

(2) Для укрепления веры народа, чтобы израильтяне с триумфом вошли в Ханаан и не боялись никакого зла (причем не только в этой долине смертной тени, ибо именно таковой была разделенная река), будучи уверенными в Божьем присутствии, которое как бы стояло между ними и величайшей опасностью, между ними и гордыми водами, которые в противном случае забрали бы у них жизнь. Подобным же образом во время величайшей опасности святых успокаивает жезл и посох Господа (Пс 22:4).

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 3 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.