В данной и следующей главе приводятся две прощальные проповеди, которые Иисус Навин произнес народу Израиля незадолго до своей смерти. Если бы он замышлял удовлетворить любознательность грядущих поколений, то, скорее всего, описал бы поселение Израиля на недавно завоеванных территориях, методы ведения хозяйства, ремесла, торговлю, обычаи, судопроизводство и конституцию молодого государства, то есть все, о чем было бы ин тересно узнать. Но посредством записей в этой книге он решил передать потомкам понятие о религии и о долге перед Богом; и поэтому, пропустив сведения, типичные для исторических книг, он сообщает своему читателю о методах, к которым он прибегал, чтобы убедить израильтян быть верными своему завету с Богом, и которые, стоит надеяться, окажут на потомков, читающих его увещевания, столь же благотворное влияние, как и на услышавших таковые. В этой главе:
(I) Описывается собрание государственных мужей, созванное Иисусом (ст. 1−2), вероятно, для обсуждения общего состояния дел в стране и наведения порядка в тех областях, где обнаружились недостатки после нескольких лет испытаний.
(II) Обращение Иисуса Навина, прозвучавшее либо в качестве вступления, либо в заключение совещания. Причем главный замысел собрания начальников Израилевых в том и состоял, чтобы они услышали эту речь, в которой:
(1) Навин напоминает им, что сделал для них Бог (ст. 3−4,9,14) и что еще собирается сделать (ст. 5,10).
(2) Навин увещевает их прилежно и настойчиво исполнять свой долг перед Богом (ст. 6,8,11).
(III) Он предостерегает их, чтобы не сближались с соседями-язычниками (ст. 7).
(IV) Он честно предупреждает их о фатальных последствиях, если они отступят от Бога и обратятся к идолам (ст. 12−13,15−16). В этом Иисус Навин проявил свое усердие о Господе и благочестивую ревность об Израиле.
Стихи 1−10. Что касается обстоятельств данного призыва Иисуса Навина, то следует принять во внимание:
I. Никаких упоминаний о том, где проходило это общее собрание, нет. Существует мнение, что это было в собственном городе Навина Фамнаф-Сараи, где он жил и откуда, будучи в преклонных летах, не мог без трудностей передвигаться. Но не похоже, чтобы Иисус напускал на себя такую важность, поэтому более вероятно, что начальники Израилевы собрались в Силоме, где находилась скиния собрания и куда теперь могли прийти на поклонение Господу все мужчины: наверно, дело было во время одного из трех больших праздников, и Навин использовал такую возможность, чтобы передать им свои указания.
II. Здесь приводится лишь общее упоминание о времени, когда это происходило, а именно спустя много времени после того, как Господь Бог успокоил Израиля, но точное количество не указано (ст. 1). Это было:
(1) После того как Израиль прочувствовал блаженство покоя и обладания Ханааном и воспользовался благами этой доброй земли.
(2) После того как у Иисуса нашлось достаточно времени, чтобы понаблюдать, откуда исходит опасность растления Израиля, а именно от сближения с оставшимися на этой земле хананеями, против которого Навин старается предостеречь израильтян.
III. К кому именно была обращена речь: «...призвал Иисус всех сынов Израилевых, старейшин их...» (ст. 2). Весь народ не мог находиться достаточно близко, чтобы услышать, но Иисус призвал старейшин, то есть членов тайного совета, из которых в последующие времена состоял Великий Синедрион; глав колен, то есть великих и титулованных представителей каждой местности; судей, сведущих в законе, расследовавших дела и преступления и выносивших по ним приговоры; и, наконец, надзирателей, или судебных исполнителей, уполномоченных приводить эти приговоры в исполнение. Таковых Иисус Навин созвал, и к ним он обратился:
(1) Чтобы они передали сказанное или, по крайней мере, смысл и суть его речи жителям подведомственных территорий, дабы увещевание Навина распространилось по всей стране.
(2) Ибо если удастся убедить начальников прилепиться к Господу и служить Ему, то благодаря их влиянию на простых людей те тоже будут хранить верность. Если великие люди станут благочестивыми, то это поспособствует благочестию многих.
IV. Состояние Иисуса Навина во время увещевания: он состарился, вошел в преклонные лета (ст. 1). Вероятно, это было на последнем году его жизни, а он прожил до 110 лет (Нав 24:29). Он сам указывает на данное обстоятельство в первых словах своей речи (ст. 2). Когда несколько лет назад наступил такой возраст, Бог напомнил ему об этом: ты состарился (Нав 13:1). Но теперь он и сам чувствует возрастное увядание настолько, что не нуждается в напоминании и готов сказать об этом: я состарился, вошел в преклонные лета. Навин прибегает к этому:
(1) В качестве аргумента для себя, который побуждает его к увещанию израильтян, поскольку, будучи стар, он проведет с ними уже немного времени, необходимого для советов и наставления, и поэтому, по словам Петра: доколе он находится в этой телесной храмине, то использует все возможности возбуждать их напоминанием (2Пет 1:13) о долге, зная по возрастающей немощи своего возраста, что ему вскоре придется оставить эту храмину, и желая, чтобы после его смерти их дела шли так же хорошо, как и сейчас. Когда мы увидим быстрое приближение смерти, это должно побудить нас с умноженной энергией совершать дело своей жизни.
(2) В качестве аргумента для израильтян, чтобы прислушались к его словам. Он стар и опытен, поэтому заслуживает внимания, ибо пусть говорят дни; он состарился на служении и посвятил свою жизнь благополучию Израиля, а посему заслуживает еще большего внимания. Он стар и при смерти и не будет долго проповедовать им, поэтому пусть они примут во внимание сказанное сейчас и сохранят это в памяти не будущее.
V. Саму речь, цель которой побудить, насколько это возможно, израильтян и их потомков к тому, чтобы твердо хранили истинную веру и поклонение Богу Израилеву.
1. Иисус напоминает им о великих делах, совершенных для них Богом в эти дни, когда они находились под его руководством, ибо более давние события здесь не упоминаются. В качестве подтверждения Навин ссылается на то, что они сами были очевидцами этих свершений: «Вы видели всё, что сделал Господь Бог (ст. 3); не я сделал, и не вы сделали (мы были лишь орудиями в Божьей руке), но что сделал через меня для вас Бог».
(1) Многие великие и сильные народы (по меркам того времени) были изгнаны из самой прекрасной на то время на земле страны, чтобы освободить место Израилю. «Вы видите, что сделал Господь Бог ваш... со всеми сими народами, которые были Его твореньем, трудом Его рук и которых Он мог превратить в новую тварь подходящую для служения Ему; тем не менее, видите, какую погибель Он навел ради вас (ст. 3), как Он прогнал их от вас (ст. 9), как будто бы они для Него ничего не значили, хотя по сравнению с вами были великими и сильными».
(2) Эти народы были не только изгнаны (даже при таком условии они могли бы поселиться в какой-то другой, менее богатой стране и начать там все заново, например в пустыне, по которой так долго бродил Израиль; и таким образом они просто поменялись бы местами), но подверглись попранию на глазах израильтян; несмотря на оказанное этими народами сильнейшее сопротивление, они все равно были покорены Израилю, для которого овладение их землей стало тем более славным и явило ярчайший пример власти и благости Бога Израилева: «Господь Бог ваш (ст. 3) не только вел, кормил и хранил вас, но и сражался за вас, как муж брани», причем под этим именем Он стал известен им, когда вывел их из Египта (Исх 15:3). Все победы израильтян в ходе этой долгой войны были столь явными и легкими, что пред ними никто не устоял (ст. 9), то есть не осмелился выступить против них так, чтобы повергнуть их в страх, создать им трудности или задержать продвижение победоносной армии. В каждой битве израильтяне брали верх и при любой осаде брали город; их потери перед взятием Гая были исключительным случаем и оказались незначительными, ибо имели единственную цель показать, на каких условиях Бог станет их поддерживать. Что же касается всего остального, то ни одна армия не прославилась столь постоянной и непрерывной чередой побед, как армия Израиля в войне за Ханаан.
(3) Израильтяне не только одолели хананеев, но и полностью завладели их землей: «Я разделил вам по жребию... народы сии (ст. 4), как истребленные, так и оставшиеся, не просто, чтобы вы обогатились добычей и трофеями и какое-то время свободно жили на их территории, но чтобы их страна стала надежным и вечным наследием для ваших колен. Она не только у вас под ногами, но и в ваших руках». Навин заверяет слушающих в готовности Бога продолжить и в должное время довести это славное дело до конца. Верно, что какое-то число хананеев еще оставалось на этой земле и в некоторых местах они были сильными и дерзкими, но это не должно разочаровывать израильтян в упованиях. Когда Израиль умножится так, чтобы заселить эту землю, тогда Бог изгонит всех хананеев до последнего при условии, что Израиль использует свои преимущества и энергично продолжит войну против них: «Господь Бог ваш Сам прогонит их от вас (ст. 5), так что на этой земле не увидишь ни единого хананея; вы завладеете даже той частью страны, которая пока находится в их руках». Если бы выдвинули возражение, что воины из разных колен уже разошлись по своим уделам и армия расформирована, и поэтому будет трудно собрать их вновь, когда возникнет необходимость снова вступить в сражение с остатком хананеев, то в ответ на это Навин говорит, что израильтянам не нужно беспокоиться о численности своих войск, ибо один из вас прогоняет тысячу (ст. 10), как это делал Ионафан (1Цар 14:13). «Каждое колено может постараться для себя ради восстановления собственного удела, не боясь отсутствия численного преимущества; ибо Господь Бог ваш, Которому принадлежит вся власть и воодушевлять и лишать присутствия духа, и в распоряжении Которого находятся все создания, Сам сражается за вас; а скольких, по вашему мнению, Он может одолеть?» После этого Навин весьма усердно увещевает их быть верными своему долгу, настойчиво идти по доброму пути Господа, на который они так успешно встали. Он призывает их:
(1) Быть очень мужественными: «Бог сражается за вас с вашими врагами, поэтому и вы твердо стойте за Него. Неуклонно соблюдайте и исполняйте все написанное в книге закона (ст. 6)». Он не навязывает им ничего превышающего их обязанности. «Бережно храните, прилежно исполняйте и усердно взирайте на написанное».
(2) Быть очень осторожными: «Остерегайтесь отходить от закона влево или вправо, ибо и по ту и по другую сторону вас поджидают заблуждения и крайности. Остерегайтесь как нечестивого пренебрежения каким-либо из Божьих установлений, так и упрямой приверженности какому-либо из ваших собственных изобретений». Особую осторожность следует проявить в отношении любого приближения к идолопоклонству, ведь речь идет о грехе, к которому они были изначально склонны и будут более всего искушаемы (ст. 7).
[1] Они не должны знакомиться с идолопоклонниками, находиться среди них, ходить к ним в гости или присутствовать на их праздниках и пиршествах, ибо любое сближение и общение таит в себе угрозу заражения.
[2] Они должны избегать оказания малейшего почтения какому-либо из идолов и не воспоминать имени богов их, но стараться предать любое напоминание о них вечному забвению, чтобы поклонение им никогда не возродилось. «Пусть само их имя будет забыто. Считайте идолов чем-то грязным и отвратительным, о чем не говорят без крайнего презрения и омерзения». Евреи не допускали, чтобы их дети упоминали свиное мясо: это запрещалось, дабы само название не породило желание; но если возникала необходимость сказать о нем, то называли его той странной вещью. К сожалению, христиане так часто поминают языческих богов, что это стало привычным, особенно в пьесах и в стихах: так пусть же имена тех, которые соперничают с Богом, будут преданы презрению и забвению.
[3] Они не должны смотреть сквозь пальцы на то, как другие оказывают идолам почтение. Не только самим следует избегать клятвы именем языческих богов, но и не побуждать к ней других, а значит, им нельзя заключать какие-либо заветы с язычниками, потому что те для подтверждения завета будут клясться своими идолами; пусть ни при каких обстоятельствах израильтяне не принимают подобной клятвы.
[4] Они должны остерегаться упомянутых проявлений идолопоклонства, которые шаг за шагом приводят к его высшей степени, а именно к служению и поклонению лжебогам, вопреки второй заповеди.
(3) Проявлять постоянство: прилепитесь к Господу Богу вашему (ст. 8), то есть: «Радуйтесь Ему, полагайтесь на Него, посвятите себя служению Его славе и продолжайте поступать до самого конца так, как вы делали до сего дня с тех пор, как пришли в Ханаан». В своем желании представить их в наилучшем свете Иисус Навин не рассматривает такие давние примеры, как беззаконие Фегорово. Они могли совершить немало ошибок, но не оставляли Господа Бога своего; и Навин хвалит израильтян, чтобы подготовить их к благосклонному восприятию увещевания быть стойкими. «Продолжайте начатое и вас ждет успех, ибо Господь пребудет с вами, пока вы с Ним». Кто отдает приказы, тот должен уметь и похвалить; если вы хотите, чтобы люди стали лучше, то представьте их в наилучшем свете. «До сего дня вы держались Господа, поэтому так же и продолжайте, иначе лишитесь похвалы и награды за былые заслуги. Ваша праведность не вспомнится вам, если вы отойдете от нее».
Стихи 11−16. I. Здесь Иисус Навин предписывает, что им нужно делать, чтобы быть стойкими в религии (ст. 11). Если мы желаем прилепиться к Господу и не оставлять Его, то (1) должны всегда стоять на страже, ибо многие драгоценные души заблудились и погибли из-за беспечности: «Посему старайтесь, всячески старайтесь беречь свои души (дословно), чтобы внутренний человек содержался в чистоте от скверны греха и был целиком занят на службе Господу». Бог дал нам драгоценные души с таким поручением: «Всячески оберегайте их, храните их со всем прилежанием, больше всего хранимого».
(2) Все наши поступки в религии должны быть продиктованы не рабским страхом перед Богом, а любовью, поэтому делаем все не по принуждению, а охотно и с радостью. «Господь это Господь Бог ваш, и вы не оставите Его».
II. В качестве аргумента, почему они должны хранить верность Богу, Навин говорит им о Божьей преданности: «Вот, я ныне отхожу в путь всей земли (ст. 14), я стар и при смерти». Умереть значит отправиться в путешествие, в путешествие к долгожданному дому; таков путь всей земли путь, по которому рано и поздно придется пройти всему человечеству. Этот общий жребий не обошел даже Иисуса Навина, несмотря на то что он велик и благочестив и без него трудно обойтись. Навин обращает здесь на это внимание, чтобы слушающие восприняли его слова как предсмертные и отнеслись к ним с соответствующим почтением. Или: «Я умираю и покидаю вас. Меня не всегда имеете, но если вы прилепитесь к Господу, то Он никогда не покинет вас». Или же: «Теперь, когда моя кончина близка, полезно оглянуться назад на прошлые годы, обозревая которые я нахожу, что вы сами знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, будучи вполне убежденными на основе самых явных доказательств и находясь под впечатлением (знание приносит нам пользу, когда укоренилось не только в голове, но и в душе и сердце, и когда оно влияет на нас должным образом), вы знаете, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш». А Он сказал великое множество (см. Нав 21:45). Бог обещал израильтянам победу, покой, изобилие, устроение у них Своей скинии и т.д. и не осталось тщетным ни одно слово. «Итак, говорит Навин, Бог явил вам такую верность? И вы не изменяйте Ему». Такой же аргумент в пользу стойкости приводил и апостол: ибо верен Обещавший (Евр 10:23).
III. Иисус честно предупреждает их о фатальных последствиях отступничества: «Если вы отступите, то знайте это непременно приведет вас к погибели» (ст. 12−13,15−16). Примите во внимание:
1. Как Навин описывает отступничество, против которого предостерегает израильтян. К таковому приводит постепенное сближение с идолопоклонниками, которые будут искусно их обольщать (поскольку израильтяне стали теперь хозяевами страны) и навязывать свое знакомство, преследуя личные цели. Следующий шаг это браки с язычниками, которых те будут добиваться хитростью, охотно отдавая своих детей в семьи богатых израильтян. А следствием станет служение и поклонение другим богам (ст. 16), которые претендуют на роль древних божеств этой страны. Так путь греха ведет по наклонной вниз, и кто дружит с грешниками, тому не избежать дружбы с грехом. Навин говорит об этом, как:
(1) О подлом и постыдном дезертирстве: «это уход от начала, которое было столь хорошим» (см. ст. 12).
(2) О самом вероломном нарушении обещания: «Это преступление завета Господа Бога вашего, который Он поставил с вами (ст. 16) и под которым вы собственноручно подписались». Другие грехи являлись преступлением заповеданного Богом закона, здесь же идет речь о преступлении заповеданного Им завета, которое приравнивается к разрыву их отношений с Богом и утрате всех благ завета.
2. Как Навин описывает истребление, о котором предупреждает израильтян. Он говорит, что:
(1) оставшиеся хананеи (если израильтяне приютят их у себя, будут им потакать и сблизятся с ними) станут для них петлей и сетью, втягивая их в грех (не только идолопоклонства, но и распутства, которое погубит как их целомудрие, так и мудрость и здравый смысл, дух и честь), а также во всякие неразумные сделки, неприбыльные предприятия, что причинит им массу неудобств разного рода. Сначала хананеи будут заманивать израильтян в то или иное злодеяние хитростью, чтобы обрести над ними преимущество, а потом начнут действовать открыто и станут бичом для ребер их и терном для глаз их и, возможно, будут убивать или уводить их скот, сжигать или красть их зерно, тревожить или грабить их дома, станут им досаждать, как только смогут. Ибо, сколько бы хананей ни притворялся другом, если он не обратится в веру и не станет поклоняться истинному Богу, то во все времена само имя и вид израильтянина будет ему ненавистен. Видите: за грехом непременно последует наказание, более того, сам грех станет наказанием.
(2) На них возгорится гнев Господень. Заключение союзов с хананеями не только предоставит идолопоклонникам возможность причинять вред израильтянам (что сравнимо со змеей, пригретой на груди), но и побудит Бога к вражде с Израилем, и гнев Его недовольства последним возгорится.
(3) Подобно тому как исполнилось обетование, исполнятся и угрозы, ибо Бог вечной истины верен и в том и в другом: «...как сбылось над вами всякое доброе слово (ст. 15) согласно обетованию, поскольку вы крепко держались Бога, так и все злое постигнет вас согласно угрозам, если вы оставите Господа». Моисей предложил израильтянам жизнь и добро, смерть и зло; они испытали на себе добро и наслаждались им в данное время столь же неизбежно придет и зло, если они проявят непослушание. Божьи обетования были не просто добрыми сказками, подобным же образом и угрозы отнюдь не страшные сказки.
(4) Это приведет к полному краху их церкви и государства, как предсказывал Моисей. Об этом здесь говорится три раза. Ваши враги будут мучить вас, доколе не будете истреблены с сей доброй земли (ст. 13). И снова: «Бог будет наказывать вас, доколе не истребит вас с этой доброй земли (ст. 15). Небо и земля совместными усилиями станут искоренять вас, так что вы сгибнете с этой доброй земли (ст. 16)». Их истребление усугубится тем, что земля, с которой им предстоит сгинуть, весьма хороша, ведь речь идет о земле, дарованной израильтянам Самим Богом, а значит, Он берег бы ее для них, если бы они сами своим нечестием не прогнали себя оттуда. Подобным же образом и то обстоятельство, что небесный Ханаан прекрасен и Божьи гарантии относительно него надежны и не требуют платы, будет усугублять муки тех, кто истреблен из него и для кого он навеки закрыт. Как прискорбно думать о том, что они могли бы стать, но не стали такими счастливыми! Так Иисус Навин излагает израильтянам фатальные последствия отступничества, чтобы, зная страх Господень, они убедились в необходимости держаться Господа искренним сердцем.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 23 глава