Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава повествует о соглядатаях, выполнявших задание по разведыванию обстановки в городе Иерихоне. Здесь примите во внимание:

(I) Как их посылал Иисус Навин (ст. 1).

(II) Как их приняла и защитила Раав, солгав вопрошавшим о них (ст. 2−7), чтобы они не попали в руки врага.

(III) Описание обстановки в Иерихоне, которым снабдила соглядатаев Раав, сообщив о паническом страхе, охватившем город в связи с приближением Израиля (ст. 8−11).

(IV) Договор о безопасности, который заключила с соглядатаями Раав, чтобы спасти себя и своих родственников, ибо она видела грядущую на ее город погибель (ст. 12−21).

(V) Благополучное возвращение соглядатаев к Иисусу Навину и их отчет о выполненном задании (ст. 22−24). Наиболее примечательная часть данной истории касается Раав, ибо эта личность дважды упоминается в Новом Завете с похвалою за великую веру (Евр 11:31), подтвержденную добрыми делами (Иак 2:25).

Стихи 1−7. В данных стихах мы узнаем:

I. О дальновидности Иисуса Навина, пославшего соглядатаев исследовать этот стратегически важный переход, который, вероятно, стал бы местом конфликта перед входом Израиля в Ханаан: пойдите, осмотрите землю и Иерихон (ст. 1). В свое время соглядатаев (одним из которых был сам Иисус Навин) посылал и Моисей (Чис 13 гл.), и это предприятие имело неприятные последствия. Тем не менее Иисус Навин посылает соглядатаев и сейчас, но, в отличие от предшественников, им предстоит осмотреть не всю землю, а только Иерихон и представить донесение не всему собранию, а только Иисусу Навину, который, будучи бдительным военачальником, непрестанно заботился о всеобщем благе и особенно тщательно планировал первый шаг, чтобы не споткнуться на пороге. Положение Иисуса Навина не позволяло ему предпринять переход через Иордан, чтобы разведать обстановку самому incognito под чужим именем; и он отправляет двух людей (двух юношей, согласно Септуагинте), чтобы они осмотрели землю и на основании их доклада он смог бы разработать план нападения на Иерихон. Примите во внимание:

(1) Великим мира сего неизбежно приходится «смотреть глазами других людей», а посему необходимо, чтобы они очень внимательно подходили к выбору помощников, поскольку очень часто приходится полагаться на верность последних.

(2) Вера в Божье обетование должна не заменять прилежное использование подходящих средств, а побуждать нас к таковому. Иисус Навин был уверен в Божьем присутствии, тем не менее он посылает соглядатаев. Если своим упованием мы подавляем собственное усердие, то тем самым искушаем Бога, а не доверяем Ему.

(3) С какой готовностью эти люди выполнили рискованное задание. Несмотря на то что они подвергали опасности свою жизнь, юноши отправились, послушавшись своего командира Иисуса Навина, ревнуя о том, чтобы послужить стану, и полагаясь на власть Бога, Который, будучи хранителем Израиля в общем, защищает на пути долга каждого израильтянина в частности.

II. О Божьем провидении, направившем соглядатаев к дому Раав. Как они перешли Иордан, не говорится; но они пришли в Иерихон, находившийся в семи-восьми милях от реки, и в поисках подходящего постоялого двора были направлены в дом Раав, названной здесь блудницей, к женщине, за которой прежде водилась дурная слава, так что даже за ее именем закрепилось позорное прозвище, хотя позже она покаялась и исправилась. Подобным же образом прозвище «прокаженный» закрепилось на всю жизнь и за Симоном (Мф 26:6), хотя он был очищен от проказы; поэтому говорится о блуднице Раав; так же она названа и в Новом Завете, где звучит похвала в адрес ее веры и добрых дел. Таким образом мы узнаем, что (1) серьезность греха не является преградой для прощающей милости, если в нем вовремя и искренне покаялись. Мы читаем о том, что в царство Мессии войдут мытари и блудницы и будут приняты в число всех его привилегированных обитателей (Мф 21:31).

(2) Многие перед обращением были весьма злы и порочны, тем не менее впоследствии они достигли величайшей веры и святости.

(3) Даже если люди по благодати покаялись в грехах юности, они должны быть готовы к тому, что им придется терпеть порицания, и, когда они слышат о своих старых провинностях, им надлежит обновлять покаяние и свидетельствовать об этом терпеливым выслушиванием упреков. По-видимому, у Израиля Божия во всем Иерихоне нашелся только один друг и один доброжелатель, и это блудница Раав. Бог зачастую ставит на службу Своим целям и интересам Церкви людей с разными моральными принципами. Если бы соглядатаи попали в какой-то другой дом, их непременно выдали бы и немилосердно предали бы смерти. Но Бог знал, где у них был друг, который сохранит верность, даже если они не сохранят, и направил их туда. Поэтому то, что кажется большинству людей непредвиденным или случайным, зачастую направлено рукой Божьего провидения на служение великим целям. И Бог будет руководить, держа око Свое над теми, кто верно признает Его в своих путях (см. Иер 36:19,26).

III. О добродетельности Раав, принявшей и защитившей этих израильтян. Содержатели публичных домов принимают всех приходящих и считают себя обязанными проявлять вежливость по отношению к посетителям. Раав же оказала своим гостям нечто большее, чем простую любезность, и в своем поступке руководствовалась необычным принципом; ведь именно верою она с миром приняла людей, которым ее царь и страна объявили войну (Евр 11:31).

1. Она радушно приняла их в своем доме. Они остановились в нем, хотя, судя по тому, что она говорила им (ст. 9), женщина знала, и откуда они пришли, и по какому делу.

2. Осознавая, что за их приходом в город наблюдали и усмотрели в этом злой умысел, Раав спрятала юношей на крыше дома, которая была плоской, и накрыла их снопами льна (ст. 6), так что они остались бы незамеченными, если бы туда в поисках лазутчиков пришли дозорные. Снопы льна, которые она сама разложила на крыше, чтобы высушить на солнце для дальнейшей обработки перед прядением, наводят нас на мысль, что Раав была присуща одна из черт добродетельной жены (даже если ей и не доставало других), а именно добывать шерсть и лен и с охотою работать своими руками (Притч 31:13). Такое серьезное проявление трудолюбия дает надежду думать, что, кем бы она ни была в прошлом, теперь Раав не блудница.

3. Когда Раав допрашивали о соглядатаях, она отрицала, что те находятся у нее в доме, и отправила дозорных, у которых было предписание найти лазутчиков, по ложному пути и таким образом защитила юношей. Не удивительно, что иерихонский царь послал навести о них справки (ст. 2−3); у него были причины для страха, когда враг стоял у дверей; и этот страх пробудил в нем подозрение и ревность ко всем пришельцам. У него были причины требовать, чтобы Раав выдала людей, и с ними обошлись бы как с лазутчиками; Раав же не только не призналась, что знает их или знает, где они находятся, но и, с целью предотвращения дальнейших поисков в городе, сказала преследователям, что они ушли и, по всей вероятности, их можно догнать (ст. 4−5).

(1) Итак, мы уверены, что это было доброе дело, ибо его признал священным апостол, когда сказал, что Раав оправдалась делами, и уточнил, какими именно: приняв соглядатаев и отпустив их другим путем (Иак 2:25); причем она сделала это верой такой верой, которая подняла ее над страхом перед людьми, даже перед царским гневом. На основании услышанных ею сообщений о сотворенных для Израиля чудесах она уверовала, что их Бог является единственным истинным Богом, и поэтому их планы относительно Ханаана, несомненно, осуществятся, и эта вера побудила Раав встать на их сторону, защитить и искать их расположения. Если бы она сказала: «Я верю, что Бог ваш и что Ханаан ваш, но не осмеливаюсь оказать вам какую-либо услугу», то ее вера оказалась бы мертвой и бездейственной и не оправдала бы ее. Но, когда Раав в послушание своей вере подвергла себя сильнейшей опасности и даже рисковала жизнью, она доказала, что ее вера жива и активна. Следует заметить: только тот является истинным верующим, кто способен найти в своем сердце отвагу ради Господа; и кто верою считает Господа своим Богом, тот считает и Его народ своим народом и связывает с ним свою судьбу. Кто видит в Боге свой покров и прибежище, тот должен выразить Ему благодарность готовностью укрывать Его народ в случае необходимости. Пусть поживут у тебя мои изгнанные (Ис 16:3−4). И мы должны радоваться возможности доказать искренность и силу своей любви к Богу, выполняя опасное служение ради Его Церкви и царства среди людей.

(2) Но в поступке Раав есть обстоятельство, оправдать которое совсем не просто, хотя оправдать нужно, иначе он не стал бы добрым делом, послужившем ей в оправдание.

[1] Очевидно, что она предала свою страну, приютив у себя врагов государства и помогая замышлявшим разрушение последнего, что противоречит преданности правителю и чувству привязанности и долга перед обществом, членом которого Раав была. Но в данном случае ее оправдывает тот факт, что она знала, что Господь отдал землю сию Израилю (ст. 9), причем знала это на основании неоспоримых чудес, которые Бог совершил для израильтян и подтвердил акт дарения; а ее обязательства перед Богом стояли выше обязательств перед кем бы то ни было другим. Если она знала, что Бог отдал землю сию израильтянам, то присоединиться к препятствовавшим им овладеть этой землей было бы грехом. Но поскольку в наше время нет подобных подтверждений о передаче какой-либо земли в дар какому-либо народу, то такие вероломные действия против благополучия общества никоим образом не оправданы.

[2] Очевидно, что она ввела допрашивавших ее в заблуждение, сказав неправду, что якобы она не знает, откуда эти люди, и добавив, что они уже ушли, а куда неизвестно. Что же скажем на это? Если бы она сказала правду или промолчала, то предала бы соглядатаев, что, несомненно, стало бы большим грехом; и, похоже, другого способа укрыть их, кроме как направить преследовавших в другом направлении, не было; желающий обманываться да будет обманут! Никто не обязан обвинять себя или своих друзей в поступках, в благости которых он уверен, даже если допрашивающие его считают таковые преступлением. Здесь речь идет о случае совершенно экстраординарном, и поэтому нельзя ссылаться на него как на прецедент; и оправдываемый здесь поступок никоим образом нельзя считать законным с точки зрения норм общего права. По тому, что уже имело место на другом берегу Иордана, Раав знала, что хананеям никакой милости ждать не следует, и отсюда сделала вывод: если они не подлежат милости, то и правды они не достойны; обреченных на погибель можно и обмануть. Тем не менее священники, в общем случае, считают это злом и принимают лишь ту оговорку, что, как хананеянка, наученная греху лжи, Раав была не лучше других, но Бог принял ее веру и простил ее слабость. Как бы там ни было в данном случае, мы уверены, что долг каждого человека говорить правду ближнему своему, остерегаться лжи и ненавидеть ее и никогда не делать... зло, чтобы вышло добро (Рим 3:8). Бог же принимает искренние и честные намерения, хотя к таковым и примешиваются моральная слабость и неразумность, и это не исключает обличения наших проступков. Существует также предположение, что данные слова Раав могли быть верны в отношении каких-то других людей.

Стихи 8−21. Здесь между Раав и соглядатаями заключается договор об услуге, которую она окажет им сейчас, и о милости, которую им предстоит оказать ей впоследствии. Она защищает их на условии, что и они защитят ее.

I. Она ободряет их, а через них Иисуса Навина и весь Израиль самым желанным утешением, в котором они нуждались, планируя войти в Ханаан. Ради этого они и пришли, и оно того стоило. Избавившись от дозорных, Раав восходит на кровлю дома, где затаились соглядатаи, и, возможно, видит, что они пребывают в некотором смятении от опасности, исходившей от дозорных; они едва отошли от испуга, но у Раав есть новость, которая сполна их удовлетворит.

1. Раав сообщает соглядатаям, что вести о славных делах, совершенных для Израиля Богом, дошли и до Иерихона (ст. 10); в городе знают не только о недавних победах над аморреями в соседней стране на другом берегу, но и о чудесном освобождении из Египта и о переходе Чермного моря, которое происходило весьма далеко, причем сорок лет назад, а воспоминания об этом свежи в памяти жителей Иерихона к всеобщему изумлению. Так что этот Иисус и его собратья были мужами знаменательными (Зах 3:8). Видите, как Господь памятными соделал чудеса Свои (Пс 110:4), так что будут говорить о могуществе страшных дел Его (Пс 144:6).

2. Раав рассказывает соглядатаям, какое впечатление произвели на хананеев слухи о тех событиях: вы навели на нас ужас (ст. 9); ослабело сердце наше (ст. 11). Если она содержала публичный дом, то это давало ей возможность узнать настроение людей разного рода и путешественников из других частей страны, поэтому информация из ее уст была наилучшей, к тому же весьма полезной для Иисуса Навина и всего Израиля. Знание о том, сколь удручены враги, могло вселить мужество в самого трусливого израильтянина, и вывод напрашивался сам собой: теряющие перед ними присутствие духа непременно падут перед ними, в особенности потому, что речь шла об исполнении Божьего обетования, что Господь наведет страх и трепет пред ними на всякую землю (Втор 11:25). И это было залогом исполнения всех других обетований, данных израильтянам Богом. Да не хвалится храбрый храбростью своей, равно как и крепкий крепостью своей, ибо Бог может ослабить как тело, так и душу. Пусть Израиль Божий не боится самых сильных врагов, ибо его Бог может, если ему угодно, заставить наисильнейших врагов бояться Израиля. Пусть никто не думает, что, ожесточив свое сердце против Бога, он будет преуспевать, ибо Создавший душу человека может в любое время направить на него меч Своих ужасов.

3. После этого Раав исповедует свою веру в Бога и в Его обетования; и возможно, что и в Израиле не нашлось такой веры (учитывая все обстоятельства), как у этой женщины из Ханаана.

(1) Она верит в Божью силу и власть над всем миром: «Ваш Бог Иегова, Которому вы поклоняетесь и к Которому взываете, настолько выше всех богов, что является единственным истинным Богом; ибо Он есть Бог на небе вверху и на земле внизу (ст. 11), и ему служит воинство как небесное, так и земное». Между небесами и землей огромное расстояние, тем не менее и небо и земля находятся под надзором и управлением великого Иеговы. Небо не выходит вверх за пределы Его власти, и земля не ускользает вниз от Его внимания.

(2) Раав верит в обетование Бога Своему народу Израилю: я знаю, что Господь отдал землю сию вам (ст. 9). Иерихонский царь слышал о великих делах Божьих для Израиля столько же, сколько и она, тем не менее он не пришел к выводу, что Господь отдал эту землю израильтянам; вместо этого царь решил защищать ее от них до последнего; ибо даже сильнейшее средство убеждения само по себе не достигает цели без Божьей благодати; и именно по этой благодати блудница Раав, которая лишь слышала о Божьих чудесах, говорит об истинности обетования, данного отцам, с большей уверенностью, нежели старейшины Израиля, видевшие эти чудеса собственными глазами; причем многие из них погибли именно из-за неверия в это обетование. Блаженны невидевшие и уверовавшие; так уверовала и Раав. О, женщина! велика вера твоя!

II. Раав склонила их к обязательству взять ее и ее родственников под свою защиту, чтобы те не погибли во время разрушения Иерихона (ст. 12−13). Итак:

(1) Это было свидетельством искренности и силы ее веры в грядущий переворот в ее стране, поэтому она и проявила такое благоразумие, чтобы заручиться поддержкой израильтян, и вовремя снискала их расположение. Она предвидела завоевание собственной страны и с верою в это позаботилась о благосклонности завоевателей. Подобным же образом и Ной, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; и верою осудил он весь мир (Евр 11:7). Кто искренне верит в Божье откровение о погибели грешников и о том, что небесный Ханаан будет дарован Израилю Божию, тот со всем усердием станет бежать от грядущего гнева и «ухватится» за вечную жизнь, примкнув к Богу и к Его народу.

(2) Забота Раав о безопасности своих близких, наряду с собственной, является ярким примером проявления естественной привязанности, а также подсказкой для нас, чтобы мы подобным же образом делали все, что в наших силах, для спасения душ дорогих нам людей, дабы по возможности привести их вместе с собой в узы завета. Здесь ничего не говорится о муже и детях Раав, но только о родителях, братьях и сестрах, о которых она продолжала должным образом заботиться, хотя сама имела свой дом.

(3) Ее просьба, чтобы соглядатаи поклялись ей Господом, свидетельствует о том, что она знала единственного истинного Бога, верила в Него и благоговела перед Ним; одним из проявлений такой преданности служит клятва Его именем.

(4) Ее прошение является законным и весьма разумным; поскольку она защитила их, то и им следует защитить ее; и поскольку ее доброта к ним распространялась и на их народ, в интересах которого они пришли, то и их доброта к ней должна распространяться на всех ее близких. Это самое меньшее, что они могли сделать для человека, спасшего им жизнь с риском для собственной. Следует заметить: являющие милость вправе ожидать обретения милости. Примите во внимание, что Раав не требовала каких-либо преимуществ в качестве вознаграждения за свою доброту к соглядатаям, хотя они так сильно зависели от ее милости, что она могла бы выдвинуть свои условия; тем не менее Раав просит лишь о сохранении жизни, что станет исключительной милостью во время общего побоища. Подобным же образом Бог пообещал Авдемелеху, что в наихудшие времена душа его останется у него вместо добычи в награду за его доброе отношение к Иеремии (Иер 39:18). Тем не менее впоследствии Раав удостоилась войти в знатный израильский род, став женой Салмона, одного из прародителей Христа (Мф 1:5). Кто верно служит Христу и переносит ради Него страдания, того Христос не только защитит, но и возвысит и сделает для него несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем.

III. Соглядатаи торжественно поклялись защитить Раав во время всеобщего истребления: «душа наша вместо вас (ст. 14). Мы позаботимся о вашей жизни, как о своей собственной, и не причиним кому-либо из вас вреда, как не стали бы вредить себе». Более того, они призывают на себя Божьи суды, если нарушат обещание. Раав рисковала ради них своей жизнью, и теперь в качестве воздаяния их жизнь послужит залогом за ее жизнь; и поскольку они являются публичными людьми, то залогом теперь станет вера и репутация всего народа, потому что они явно представляют весь Израиль, взяв на себя обязательство со словами: когда же Господь предаст нам землю, имея в виду не только себя, но и народ, посланниками которого они были. Вне всякого сомнения, они знали, что обладают достаточными полномочиями, чтобы вести с Раав переговоры по этому вопросу, и были уверены, что Иисус Навин одобрит их действия, иначе бы их поступок считался нечестным. Общий закон, не позволявший израильтянам вступать в союз с хананеями (Втор 7:2), не возбранял им взять под защиту отдельного человека, который усердно проникся их интересами и сослужил им добрую службу. Одним из законов природы является закон о благодарности. Итак, здесь примите во внимание:

(1) Обещания, которые соглядатаи дали Раав. В общем: «мы окажем тебе милость и истину (ст. 14). Мы проявляем доброту не только сейчас, когда обещаем, но и будем верными в выполнении обещанного; и не только верно исполним, но и милостиво превзойдем твои требования и ожидания». Божья благость зачастую проявляется в Его милости и истине (Пс 116:2), и в этом мы должны следовать Божьему примеру. И в частности: «а кто будет с тобою в твоем доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его» (ст. 19). Если по нашей невнимательности будет причинен вред людям, которых мы обязались защищать, то вина падет на нашу голову, и эта кровь окажется тяжким бременем.

(2) Условия, при которых обещания будут выполнены. Несмотря на то что соглядатаи торопились и, возможно, все происходило в некотором замешательстве, тем не менее мы находим, что они проявили немалую осторожность, обсуждая соглашение и условия его выполнения, чтобы не связать себя обязательствами, которые им не под силу выполнить. Следует заметить: договоры надлежит заключать очень внимательно и приносить клятвы следует благоразумно, чтобы нам не оказаться в весьма затруднительном положении, связанными невыполнимыми обязательствами, когда будет поздно после обета обдумывать. Кто желает добросовестно выполнять свои обещания, тот будет давать их с осторожностью и, возможно, вносить условия, которые другим могут показаться неважными. Обещание соглядатаев сопровождалось тремя условиями, причем необходимыми. Они защитят Раав и всех ее близких при условии, что:

[1] она привяжет к окну своего дома алую веревку, при помощи которой она предлагает им сейчас спуститься вниз (англ. пер., ст. 18). Это станет меткой на доме, о которой соглядатаи должны сообщить стану Израилеву, чтобы никто из воинов, какое бы усердие и пыл в выполнении военной операции они ни проявляли, не причинил никакого вреда помеченному таким образом дому. Это напоминало кропление кровью косяков дверей, чтобы защитить первенцев от ангела-губителя; и поскольку в обоих случаях речь идет об алом цвете, то некоторые толкователи видят в этом прообраз безопасности верующих под защитой Крови Христа, которой окроплена совесть. Та же самая веревка, при помощи которой она спасла этих израильтян, послужит сохранению жизни Раав. Чем мы служим и приносим честь Богу, тем Он может благословить нас и дать нам утешение.

[2] Всех людей, о защите которых Раав беспокоилась, она должна собрать и держать в своем доме, чтобы во время взятия города никто не дерзнул выйти за двери (ст. 18−19). Это условие было необходимым, ибо отличить родственников Раав от других людей можно не иначе, как укрывших в ее доме с отличительной меткой. Смешайся они со своими соседями, им не было бы спасения, но меч истребил бы и тех и других. Это условие было обоснованным: поскольку родственников спасали ради Раав, то ее дом должен удостоиться чести быть их крепостью; и если они не хотят погибнуть с неверными, то им следует поверить в неизбежность и серьезность разорения, грядущего на их город, и укрыться в том месте, которое стало безопасным благодаря обещанию, подобно тому как Ной укрылся в ковчеге, а Лот в Сигоре; к тому же им следовало спасаться от рода сего развращенного, отделившись от него. Кроме того, условие было знаменательным, указывающим на то, что прилагаемые к Церкви ради спасения должны крепко держаться сообщества верных и, удалившись от господствующего в мире растления похотью, остерегаться попасть в его сети снова.

[3] Раав должна хранить тайну (ст. 14,20): если же ты откроешь сие наше дало, то есть: «Если ты выдашь нас после нашего ухода или предашь наше соглашение огласке, так что и другие привяжут к своим окнам алые веревки и введут нас в заблуждение, то мы будем свободны от своей клятвы». Тайны Господней не достоин тот, кто не умеет ее хранить, когда это необходимо.

IV. Тогда Раав тщательно позаботилась о безопасности своих новых друзей, отпустив их другим путем (Иак 2:25). Вполне понимая заключенный договор и согласившись с таковым (ст. 21), спустила она их по веревке чрез окно (ст. 15) в городской стене; расположение ее дома в данном случае было благоприятным, подобным же образом и Павлу удалось сбежать из Дамаска (2Кор 11:32). Она также направила их на более безопасный путь, поскольку знала местность лучше, чем они, и велела им уйти от большой дороги и бежать в горы до возвращения гнавшихся за ними, ибо до тех пор их переход через Иордан не будет безопасным (ст. 16). Идущие по пути Бога и своего долга вправе рассчитывать, что Провидение защитит их, но это не освобождает их от необходимости весьма предусмотрительно заботиться о собственной безопасности. Бог будет хранить нас, но и мы не должны самонадеянно подвергаться опасности. Провидению нужно доверять, а не искушать. Кальвин считает, что соглядатаи велели Раав хранить дело в тайне и не разглашать его ради ее же безопасности, чтобы она не хвалилась, что убережется от меча израильтян, прежде чем они придут защищать ее, иначе попадет в руки иерихонского царя и будет предана смерти за измену; таким образом они предусмотрительно позаботились о ее безопасности, как и она позаботилась о них. Речь идет о добром совете наблюдать за собою, за который надлежит быть благодарным в любое время.

Стихи 22−24. Здесь говорится о благополучном возвращении посланных Иисусом Навином соглядатаев и о великом ободрении, которое они принесли Израилю и которое побуждало продолжить поход на Ханаан. Если бы они захотели расстроить народ (как поступили злые соглядатаи, которых посылал Моисей), то могли бы рассказать об увиденных ими высоких и прочных стенах Иерихона, о чрезвычайной бдительности иерихонского царя и о том, что они едва не попали к нему в руки. Но это были люди иного духа, и, полагаясь на Божье обетование, они также воодушевили Иисуса Навина.

1. Их благополучное возвращение само по себе послужило для Иисуса Навина ободрением и добрым предзнаменованием, ведь Бог обеспечил им хорошего друга во вражеском стане в лице Раав, и, несмотря на ярость иерихонского царя и усердие гнавшихся за ними, они спокойно вернулись; и это было проявлением великой заботы о них со стороны Бога, причем ради Израиля чтобы народ убедился в Божьем руководстве и заботе, что, несомненно, будет способствовать славному продвижению их войска. Кто столь дивным образом защитил разведчиков, Тот убережет и воинов и покроет их головы в день брани.

2. Принесенная ими весть была еще более ободряющей: «все жители земли той (ст. 24), хотя и полны решимости защищать ее, тем не менее в страхе от нас; у них нет ни мудрости, чтобы сдаться, ни храбрости, чтобы бороться». И отсюда они делают вывод: «Господь Бог наш предал всю землю сию в руки наши, она теперь полностью принадлежит нам; фактически нам ничего не остается, кроме как просто завладеть ею». Так страхи грешников подчас предшествуют их падению. И если мы окажем сопротивление нашим духовным врагам, то они убегут от нас, и это даст нам надежду, что в должное время мы станем победителями.

толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 2 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.