В описании уделов Иуды и Вениамина приводились сведения об окружающих их границах и находящихся внутри городах. В описании уделов Ефрема и Манассии сообщалось только о границах, без городов. В данной главе мы узнаем только о городах без описания границ в уделах Дана и Симеона, потому что большей частью таковые находились в пределах Иуды (в особенности это касается Симеона). В сообщениях об уделах остальных колен приводятся как описания их пределов, так и названия городов, особенно пограничных. Итак, здесь мы находим сведения о жребии:
(I) Симеона (ст. 1−9);
(II) Завулона (ст. 10−16);
(III) Иссахара (ст. 17−23);
(IV) Асира (ст. 24−31);
(V) Неффалима (ст. 32−39);
(VI) Дана (ст. 40−48).
И наконец говорится о наследии, выделенном для самого Иисуса Навина и его семьи (ст. 49−51).
Стихи 1−9. Симеону жребий выпал после Иуды, Иосифа и Вениамина, потому что Иаков лишил это колено своей благосклонности; тем не менее в очереди он предшествует двум младшим сыновьям Лии и трем сыновьям служанок. И, насколько нам известно, в этом колене не было ни единой выдающейся личности, судьи или пророка.
I. Удел Симеона располагался в пределах Иуды (ст. 1) и был взят у него (ст. 9). По-видимому, обозревавшие землю в первый раз подумали, что она больше, чем на самом деле, и каждое колено получит соразмерно такой же большой доле, которая была выделена Иуде; но при более тщательном исследовании пришли к выводу, что так не получится: участок сынов Иудиных был слишком веник для них (ст. 9), больше, чем им нужно, и, как оказалось, больше той доли, которая им причиталась. Но Бог не стал уменьшать удел Иуды посредством жребия, а предоставил израильтянам обнаружить и исправить ошибку самим, полагаясь на свое благоразумие и щепетильность, при этом:
(1) Потомки Иуды не противились тому, чтобы лишиться части своих городов, попавших во время изначального распределения в их пределы, поскольку убедились, что их удел несоразмерно велик. Во всех подобных случаях следует признавать возможность ошибки и, если это допустимо, пересмотреть и исправить ее. Хотя, строго говоря, они могли перед всем миром отстаивать свое право на выпавшее им по жребию, тем не менее не упорствовали, когда стало очевидным, что другое колено нуждается в том, без чего они могут обойтись. Следует заметить: мы должны заботиться о достатке других, а не только о своем собственном. Благодаря изобилию одних можно восполнить нужды других, чтобы существовало определенное равенство и справедливость торжествовала и в тех случаях, которые не предусмотрены законом.
(2) Участок, взятый у Иуды, Провидение определило в удел Симеону во исполнение пророчества Иакова относительно этого колена: разделю их в Иакове. Города Симеона были разбросаны по уделу Иуды, который их окружал, за исключением части, прилегающей к морю. Это побудило потомков Симеона заключить с коленом Иуды союз (Суд 1:3), а впоследствии многим из этого колена посчастливилось стать приверженцами дома Давидова во время отступничества десяти колен, примкнувших к Иеровоаму: и собрал Аса всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним (2Пар 15:9). Хорошо находиться в добром соседстве!
II. Здесь перечислены названия городов, попавших в удел Симеона. Вирсавия, или Шева (ибо похоже, что речь идет об одном и том же городе), идет первой. К числу городов Симеона относился и Циклаг, который упоминается в повествованиях о Давиде. Позже мы узнаем, какие действия предприняли потомки Симеона, чтобы расширить свои границы и обеспечить себе больше места (1Пар 4:39 и след.).
Стихи 10−16. Здесь описывается удел Завулона, который, хотя и родился у Лии после Иссахара, тем не менее получил благословения Иакова и Моисея раньше своего брата; поэтому такой же порядок соблюдается и здесь: его удел определен перед уделом Иссахара, и располагался он к северу от Иссахара и к югу от Асира.
1. Удел этого колена на западе омывался великим морем, а на востоке Тивериадским, в соответствии с пророчеством Иакова: Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной (Быт 49:13) с торговыми судами на великом море и рыболовецкими на Галилейском.
2. Хотя некоторые места этого удела стали известными в истории Ветхого Завета, в особенности гора Кармил, где во времена Илии состоялось незабываемое состязание между Богом и Ваалом, все же самые яркие события произошли и описаны в Новом Завете, ибо в пределах этого колена находился Назарет, где наш благословенный Спаситель провел большую часть Своей земной жизни, и по названию этого города Его величают Иисус из Назарета; находилась здесь и гора Фавор, где произошло преображение, а также тот берег Галилейского моря, на котором Христос произнес так много проповедей и совершил столь много чудес.
Стихи 17−23. Удел Иссахара простирался от Иордана на востоке до великого моря на западе, на юге он граничил с Манассией, а на севере с Завулоном. Это колено было многочисленным (Чис 26:25). К нему принадлежал Фола один из судей Израилевых (Суд 10:1), а также один из израильских царей Вааса (3Цар 15:27). Наиболее знаменательными местами в пределах Иссахара являлись:
(1) Изреель, где, неподалеку от виноградника Навуфея, находился дворец Ахава.
(2) Сунем, где жила добрая сунамитянка, оказавшая гостеприимство Елисею.
(3) Поток Киссон, на берегах которого Девора и Варак разбили Сисару.
(4) Гора Гелвуя, на которой погибли Саул и Ионафан, причем это недалеко от Аэндора, где Саул вопрошал волшебницу.
(5) Долина Мегиддо, в которой, неподалеку от Гададриммона, был убит Иосия (4Цар 23:29; Зах 12:11).
Стихи 24−31. Удел Асира располагался на побережье великого моря. Кроме пророчицы Анны, которая постоянно пребывала в храме ко времени рождения нашего Спасителя (Лк 2:36), мы не находим упоминаний о каких-либо других известных представителях этого колена. Не много в пределах Асира и знаменательных мест. Афек (упомянутый в ст. 30) город, возле которого потерпел поражение Венадад (3Цар 20:30). В близком соседстве с этим коленом находились знаменитые портовые города Тир и Сидон, которые так часто упоминаются в Библии. Тир здесь назван укрепленным городом (ст. 29), но епископ Патрик считает, что речь идет не о том Тире, о котором мы будем читать в дальнейшем, потому что тот был построен на острове; а этот укрепленный древний город находился на материке. Существует также предположение, что в упомянутые две крепости Тир и Сидон убежали, скрываясь в них, многие из хананеев, когда на их страну напал Иисус Навин.
Стихи 32−39. Удел Неффалима располагался севернее всех других и граничил с горой Ливан. На самой дальней северной границе находился город Ласем, или Лаис, и когда потомки Дана пришли и завладели им, назвав город Даном, тогда протяженность Ханаана с севера на юг стала измеряться от Дана до Вирсавии. На юге с Неффалимом граничил Завулон, на западе Асир, на востоке этот удел примыкал к Иуде у Иордана (вероятно, это название города, и таким образом проводится отличие от колена Иудина). Именно в пределах Неффалимовых при водах Меромских Иисус Навин поразил и обратил в бегство Иавина (Нав 11:1 и след). Здесь также находились города Капернаум и Вифсаида в северной части Тивериадского моря, где Христос сотворил так много великих дел; и, предположительно, здесь была гора, на которой прозвучала известная проповедь (Мф 5:1).
Стихи 40−48. Несмотря на то что в пустыне Дан возглавлял один из четырех несших знамя отрядов стана Израилева, землей в Ханаане он обеспечивается в последнюю очередь, причем жребий ему выпал в южной части страны, между Иудой на востоке и землей филистимлян на западе, Ефремом на севере и Симеоном на юге. Провидение распорядилось так, чтобы это многочисленное и сильное колено находилось в опасной точке, поскольку лучше всего справилось бы с беспокойными соседями филистимлянами, как и происходило во времена Самсона. Здесь приводятся сведения:
(1) О том, что выпало этому колену по жребию: Цора, Ештаол и окрестности стана Данова, о которых мы читаем в истории о Самсоне. Неподалеку находилась долина Есхол, откуда соглядатаи принесли знаменитую гроздь винограда. В удел входила также Иоппия.
(2) О том, что потомки Дана добыли себе благодаря собственному усердию и доблести здесь об этом лишь упоминается, а более подробный рассказ мы найдем позже (Суд 18:7 и след.).
Стихи 49−51. Перед торжественным заключением отчета о разделе земли, звучащим в последнем стихе и подразумевающим, что по завершению дела все остались довольны, приводится описание наследия, выделенного Иисусу Навину.
1. Он получил свою долю последним, хотя и являлся самым старшим и величайшим человеком среди израильтян, который, учитывая его руководящую роль в завоевании Ханаана, мог бы потребовать поселения для себя и своей семьи в первую очередь. Но он предпочел открыто показать, что во всех своих действиях стремился к благополучию страны, а не преследовал личную выгоду. Он мирился с собственной неустроенностью, пока не убедился, что все остальные поселились; и в этом он являет отличный пример для всех общественных деятелей, как благополучие народа должно стоять выше частных интересов. Сначала нужно послужить стране.
2. Жребий Иисуса Навина соответствовал повелению Господню. Вероятно, когда Бог через Моисея говорил Халеву, какое наследие ему причитается (Нав 14:9), тогда же Он дал подобное обетование и Навину, которого имел на примете, делая выбор. И благодаря тому, что Иисус получил свою долю по особому обетованию, а не по общему провидению, как остальные, таковая стала желанной вдвойне.
3. Выбор пал на гору Ефремову, принадлежавшую его собственному колену, и таким образом Иисус изъявил желание жить сообща, хотя обладал исключительным правом выбрать себе наследие среди какого-либо другого колена, например в уделе Иуды, и таким образом провести отличие между собой и остальными ефремлянами. Пусть высокое положение или честь не побуждают человека стыдиться своего рода или страны и не отчуждают его. В уделе Ефрема была установлена скиния, и Навин предпочел не удаляться от нее.
4. Здесь говорится, что удел Иисусу, сыну Навину, дали сыны Израилевы (ст. 49), что свидетельствует о его смирении, ибо он не стал брать наследие без согласия и одобрения народа, таким образом признавая себя major singulis — более великим, чем кто-либо другой, и в то же время minor univers is — меньшим, чем все собрание, предпочитая даже имение для своей семьи получить в дар от народа под Божьим руководством.
5. Речь идет о городе, который, перед тем как в нем поселиться, нужно построить. В то время как другие жили в домах, которых не строили, Иисусу надлежало соорудить себе (чтобы и в этом послужить образцом усердия и умения довольствоваться малым) такое жилище, возведение которого не займет много времени, то есть лишенное изысков и величия. Наш Господь Иисус Сам пришел и жил среди нас, причем не в роскоши, а в бедности, заботясь об обители для нас и не имея при этом, где приклонить голову. Ибо и Христос не Себе угождал.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 19 глава