В данной главе сообщается:
(1) Об установлении скинии в Силоме (ст. 1).
(II) О том, как Иисус Навин побудил к действиям семь все еще не устроившихся колен, чтобы они позаботились о своем жребии, и дал им соответствующее задание (ст. 2−7).
(III) Об оценке земли, подлежащей распределению между семью коленами; для выполнения этого служения были назначены конкретные люди (ст. 8−9).
(IV) О распределении семи участков по жребию между семью пока еще не обеспеченными землей коленами (ст. 10).
(V) Об особом уделе колена Вениаминова, о его границах (ст. 11−20) и о входящих в его пределы городах (ст. 21−28). В следующей главе мы найдем, что об остальных шести коленах тоже хорошо позаботились.
Стих 1
Среди повествования о разделении земли приводится сообщение об установлении скинии, которая до сих пор оставалась на старом месте в центре стана; но теперь, когда три из четырех отрядов, окружавших ее в пустыне, заметно поредели (а именно Иуда, Ефрем и Рувим) по причине переселения соответствующих колен в свои владения, а в полном составе остался лишь Дан, пришло время подумать и о перемещении самой скинии в город. Левиты неоднократно снимали скинию в пустыне, несли и устанавливали снова, согласно данным им указаниям (Чис 4:5 и след.). Теперь же им предстоит это сделать раз и навсегда, и столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется (Ис 33:20). Примите во внимание:
I. Место, куда переместили скинию и где ее установили. Речь идет о Силоме городе в уделе Ефремовом, но располагавшемся поблизости удела Вениаминова. Несомненно, Сам Бог тем или иным образом указал израильтянам на это место, ибо Он обещал, что изберет место... чтобы пребывать имени Его там (Втор 12:11). Скорее всего, Бог сообщил Свое мнение по этому вопросу посредством урима. Выбор на Силом пал, потому что:
(1) Он находился в сердце страны, ближе к ее центру, чем Иерусалим, и поэтому являлся наиболее удобным для сбора всех израильтян из разных ее частей; скиния располагалась посреди стана в пустыне, и поэтому теперь ее надлежит установить в середине страны, ибо она освящала целое, будучи святым жилищем Всевышнего. И Бог посреди его (см. Пс 45:4−5).
(2) Этот город находился в уделе колена, представителем которого был Иисус Навин, являвшийся в данное время главным судьей, и близость скинии к месту его жительства означала честь и удобство для него, равно как и привилегированное положение этой местности. Закон Израилев и престолы суда являют собой хорошее сочетание (Пс 121:4−5).
(3) Существует мнение, что определенную роль в выборе сыграло название города: Силом это имя, под которым подразумевается Мессия в пророчестве умирающего Иакова (англ. пер., Быт 49:10; в русск. пер. Примиритель); и это пророчество, несомненно, было хорошо известно евреям. Установление скинии в Силоме давало им надежду, что все таинства этого земного святилища исполнятся в скинии более великой и совершенной, с которой придет упомянутый Иаковом Силом (Евр 9:1,11). И доктор Лайтфут считает, что место, где установили скинию, названо Силомом именно потому, что в то время там царил мир; подобным же образом впоследствии храм Божий находился в Салиме, название которого означает мирный.
II. Установка скинии проходила в торжественной атмосфере: все общество сынов Израилевых собралось, чтобы служить на этой церемонии, воздать честь Божьему ковчегу как знаку присутствия Господа и приветствовать его в святилище. В этом был заинтересован каждый израильтянин, и все выражали по этому случаю свою радость и удовлетворение (см. 2Цар 6:15). Вероятно, что колена, жившие еще в стане, переместили таковой из Галгала в Силом, когда в нем установили скинию, ибо каждый истинный израильтянин желает обитать там, где находится Божье святилище. По этому случаю сделано наблюдение, что земля была покорена ими, подразумевающее, что поскольку страна, по крайней мере, ближайшие окрестности, были полностью завоеваны, то израильтяне не встретили сопротивления и даже не ждали какой-либо опасности, но думали о том, что теперь самое время с благодарностью признать Божью благость к ним, проявившуюся в непрерывной последовательности побед, которыми Господь их благословил. Когда они обрели безопасное место для поселения, то в первую очередь позаботились, чтобы благополучно устроить ковчег в безопасном месте, и это стало добрым предзнаменованием удачного поселения в Ханаане. Ковчег находился в Силоме около 300 лет, пока из-за грехов дома Илии ковчег не был утрачен и потерян, Силом же подвергся тогда разрушению, которое намного позже было использовано в качестве предостережения Иерусалиму: пойдите... в Силом... и посмотрите, что сделал Я с ним (Иер 7:12; Пс 77:60).
Стихи 2−10. I. Здесь Иисус Навин упрекает все еще не устроившиеся колена в том, что они не потрудились взять для поселения землю, дарованную им Богом. Необеспеченными оставались семь колен, которые, хотя и были уверены в причитающемся им наследии, не знали определенно, где оно находится, и, похоже, не сильно по этому поводу волновались (ст. 2). Таковых-то и вразумляет Иисус: долго ли вы будете нерадеть? (ст. 3).
1. Они вполне довольны своим нынешним состоянием, им нравится жить всем вместе так намного веселее, и, подобно строителям вавилонской башни, они не собирались разбредаться по стране и покидать хорошую компанию. Трофеи, добытые ими в городах, позволяли им в данное время жить, ни в чем себе не отказывая, и они отгоняли мысли о будущем. Возможно, колена Иуды и Иосифа, уже получившие свое наследие в близлежащей местности, щедро угощали своих еще не обеспеченных братьев, так что те могли ходить от одного дома к другому, навещая друзей, и не злились на них из-за того, что им самим приходится подождать с получением наследия, но вместо этого радовались, что не нужно хлопотать о поселении в собственный дом.
2. Они проявляли лень и медлительность. Возможно, они и желали, чтобы все наконец свершилось, но им не хватало духу ускорить процесс, предпринять в этом направлении какие-либо действия, хотя те и сулили им явные личные выгоды; то есть они вели себя подобно лодырю, который опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. Подлежавшая дальнейшему разделу земля находилась далеко, и некоторые ее части были в руках хананеев. Если они пойдут, чтобы завладеть ею, то им придется перестраивать или восстанавливать города, гнать на большое расстояние свои стада и отары и перевозить жен и детей в незнакомое место, и тут без хлопот, трудов и преодоления некоторых трудностей не обойтись; поэтому говорится: кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать (Еккл 11:4). Следует заметить: многие отвлекаются от настоящего служения и оказываются лишенными истинных благ из-за кажущихся трудностей. Своей благодатью Бог дал нам право на добрую землю Небесный Ханаан, а мы не радеем о том, чтобы... взять ее в наследие. Мы не входим в покой, как могли бы, с верой, надеждой и святой радостью; мы не живем на небесах, как могли бы, если бы помышляли о горнем, зная, что наше жительство там. Сколько еще это будет продолжаться с нами? Как долго мы будем вредить самим себе и оставлять Милосердного своего, чтя суетное и ложное? Иисус Навин хорошо понимал, какие осложнения может причинить подобная отсрочка: пока семь колен не торопятся завладеть завоеванной землей, хананеи могут собраться с духом и восстановить силы, а также укрепиться в тех местах, которые пока находятся в их руках, что весьма затруднит их полное изгнание. Семь колен не воспользовались преимуществами внезапного нападения; и поэтому как орел вызывает гнездо свое, так и Навин вызывает их, чтобы взяли во владение свои уделы. Он готов выполнить свою часть работы, стоит им заняться своей.
II. Иисус Навин направляет семь колен на путь поселения.
1. Необходимо произвести оценку оставшейся земли, с учетом городов и прилежащих к ним территорий (ст. 4), разделить это на семь равнозначных частей, с максимальной точностью принимая во внимание истинную ценность каждой, а не просто число городов и площадь земель. Иуда расположился к югу, а Иосиф к северу от Силома, чтобы защищать скинию (ст. 5), и поэтому их территории оценивать не нужно но только ту землю, которая еще не распределена. Иисус приводит основание, почему нужно разделить ее всего лишь на семь частей: потому что у левитов не будет земельных владений в мире, но только приходы (как мы говорим), и так из рода в род, ибо священство Господне есть удел их (ст. 7), причем весьма почетный и обильный. Гад, Рувим и половина колена Манассиина уже обосновались и в дальнейшем обеспечении не нуждались. Итак:
(1) Производивших оценку было по три человека от каждого из семи колен, которым предстояло получить землю (ст. 4), всего двадцать один человек, которые, возможно, чтобы ускорить процесс (ибо и без того потеряли время), разделились на три отряда по одному человеку от колена в каждом, и взяли для оценки по региону. Таким образом подход к делу был беспристрастным, чтобы в определении семи уделов не проявляли лицеприятия и не возникало ни тени сомнения, но все остались довольны справедливо полученной долей.
(2) Соответствующую оценку произвели и доложили о результатах Иисусу (ст. 8−9). Иосиф Флавий говорит, что на это ушло семь месяцев. Нам же следует принять во внимание:
[1] Веру и мужество участников операции: в стране оставалось множество хананеев, и все они лютовали на Израиля, подобно медведице, лишенной детей. О работе производивших оценку стало бы известно очень скоро, а чего они могли ожидать, кроме как засады на пути и жестокой расправы со стороны сидящих в ней? Но, подчинившись повелению Иисуса Навина и полагаясь на Божью силу, они были готовы пожертвовать жизнью ради служения своей стране.
[2] Заботу Бога, Который успешно защитил их от смертельных опасностей на пути и благополучно привел назад в собрание народа в Силоме. И мы, когда находимся на пути долга, пребываем под защитой Всемогущего.
2. Когда землю осмотрели и разделили на семь уделов, тогда Иисус Навин, воззвав к Богу и получив от Него указания, пожелал определить, какой из этих уделов принадлежит каждому колену: я брошу вам жребий здесь, у скинии (поскольку речь идет о священном действии), пред лицем Господа Бога нашего (ст. 6), о Котором каждое колено должно думать с благодарностью за преимущества и с покорным принятием недостатков своего удела. Мы должны признавать, что все, чем мы обладаем в этом мире, принадлежит Господу, и распоряжаться этим, как пред Его лицом справедливо, милосердно и полагаясь на Провидение. В одной книге, а именно в книге Писаний, описан Небесный Ханаан, в котором обителей и уделов достаточно для всего духовного Израиля Божия. Христос Наш Иисус Навин выделит их нам. Ему мы должны служить и у Него просить наследия святых во свете (см. Ин 17:2−3).
Стихи 11−28. Здесь идет речь о жребии колена Вениаминова, причем его Провидение поселило рядом с Иосифом по одну сторону, потому что Вениамин был единственным родным братом Иосифа, Вениамином младшим (Пс 67:27), который нуждался в защите великого Иосифа, но при том имел и лучшего защитника, ибо Господь покровительствует ему всякий день (Втор 33:12). И рядом с Иудой по другую сторону, чтобы колено Вениамина объединилось впоследствии с Иудой, храня верность престолу Давидову и храму в Иерусалиме. Здесь мы узнаем:
(1) О точных границах и пределах этого колена, которые не нуждаются в тщательном пояснении. На севере Вениамин граничил с Иосифом, на юге с Иудой, на западе с Даном, восточной же границей служил Иордан. О западной границе сказано, что потом предел поворачивает и склоняется к морской стороне на юг от горы (ст. 14), тогда как никакая часть этого удела к великому морю не приближалась. Епископ Патрик приводит этому такое объяснение: линия границы проходила параллельно великому морю, хотя и на расстоянии. Доктор Фуллер считает, что поскольку в данном стихе нет упоминания именно о великом море, но говорится просто о морской стороне (а под морем зачастую подразумевали озера и пруды), то, возможно, речь идет о Гаваонском водоеме, принадлежавшем к бассейну великого моря, о котором также сказано как о больших водах в Гаваоне (Иер 41:12), располагавшихся на западной границе этого колена.
(2) Об отдельных городах этого колена не обо всех, но о самых значительных. Здесь упомянуты двадцать шесть городов. Первым стоит Иерихон, хотя таковой был разрушен и существовал запрет на его восстановление в виде города со стенами и воротами, тем не менее это место могли застроить как село, и поэтому бесполезным для этого колена его считать нельзя. В Вениаминовых пределах находился Галгал, где Израиль впервые расположился станом, когда Саул стал царем (1Цар 11:15). Впоследствии это место отличилось особым нечестием: все зло их в Галгале (Ос 9:15). Этому колену принадлежало знаменитое место Вефиль. Хотя Вениамин примкнул к дому Давидову, тем не менее Вефиль, по-видимому, находился во власти дома Иосифова (Суд 1:23−25), и там Иеровоам воздвиг одного из своих тельцов. Вениамину принадлежал Гаваон, где находился жертвенник в начале царствования Соломона (2Пар 1:3). Печально известная Гива, в которой убили наложницу левита, Мицфе, Самуилов Авен-Езер, а также город Иеремии Анафоф, являвшийся северной частью Иерусалима, все упомянутые места находились в переделах этого колена. Колено Вениаминово прославил Павел (Рим 11:1; Флп 3:5), но мы не знаем, где была его земля: он искал лучшего отечества.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 18 глава