Следующим коленом, которому предстояло получить удел, было колено Манассии. И здесь приводятся сведения:
(I) О родах этого колена, каждый из которых получил свою долю (ст. 16).
(II) О земле, попавшей в их удел (ст. 7−13).
(III) О совместной просьбе обоих происходящих от Иосифа колен об увеличении их удела и об ответе Навина на эту просьбу (ст. 14−18).
Стихи 1−6. Хотя колено Манассии и представляло собой лишь половину потомков Иосифа, оно, в свою очередь, имело несколько делений и подразделений.
1. Оно разделилось на две части, одна из которых уже поселилась на противоположном берегу Иордана и состояла из потомков Махира (ст. 1). Махир родился у Манассии в Египте; там он проявил себя мужем брани, вероятно, во время конфликтов между ефремлянами и жителями Гефа (1Пар 7:21). Его воинственный нрав передался и потомкам, и поэтому Моисей отдал им Галаад и Васан на другом берегу Иордана, о чем мы читали раньше (Нав 13:31). Здесь также говорится о жребии, выпавшем Манассии, так как он был первенец Иосифа. Епископ Патрик считает, что перевести следовало: хотя он был первенец Иосифа, и тогда смысл становится очевидным: второй жребий выпал Манассии, потому что, хотя он и был первенцем, тем не менее Иаков отдал предпочтение Ефрему. Имена глав родов, поселившихся на другом берегу Иордана, мы находим в 1Пар 5:24.
2. Часть колена, поселившаяся на этом берегу Иордана, подразделялась на десять родов (ст. 5). Шесть сыновей Галаада названы по именам (ст. 2), эта же информация приводится в Чис 26:30−32 с той лишь разницей, что названный там Иезером здесь назван Авиезером. Пять из родов получили каждый по своей доле, что же касается шестого потомков Хефера, то на его сыне Салпааде оборвалась мужская линия рода, и он оставил только пять дочерей, о которых мы уже не раз читали, причем каждая из пяти получила свою долю; хотя, возможно, поскольку дочери заявляли о своих правах как потомки Хефера, то все пять уделов равнялись одному из уделов пяти названных выше сыновей. Или же, если у Хефера, кроме Салпаада, были другие сыновья, сохранившие имя его рода, то их потомки женились на дочерях старшего брата Салпаада, и они получили эти уделы по праву (см. Чис 36:12). Здесь мы узнаем:
(1) О заявлении, сделанном дочерьми Салпаада и основанном на повелении, которое Бог дал относительно них Моисею (ст. 4). Они сами, когда еще были молоды, обратились со своим делом к Моисею и получили гарантию о наследии наряду с братьями, и теперь не пожелали терять выгоду от гарантии, не поговорив с Иисусом, но своевременно напомнили о себе сами, ибо не похоже, чтобы от их имени выступили мужья.
(2) О получении уделов согласно заявлению. Иисус Навин очень хорошо знал Божье повеление по этому делу и не стал выдвигать возражения, якобы эти женщины не участвовали в битвах за Ханаан и не имеют основания для получения своей доли в ханаанских владениях; напротив, он охотно дал им удел... между братьями отца их. И теперь они пожали плод своей благочестивой ревности и благоразумного предвидения в этом деле. Подобным же образом: кто в пустыне этого мира заботится о том, чтобы обеспечить себе место в наследии святых во свете, тот непременно обретет это благо в мире ином, тогда как пренебрегающие этим сейчас утратят его навеки.
Стихи 7−13. Здесь приводится краткое описание удела этой половины колена Манассиина. Он простирался от Иордана на востоке до великого моря на западе; на юге на всем своем протяжении удел граничил с Ефремом, а не севере примыкал к Асиру и Иссахару. Асир располагался на северо-западе, а Иссахар на северо-востоке; по-видимому, именно это означают слова: к Асиру примыкали они с северной стороны и к Иссахару с восточной (ст. 10), подразумевая и Ефрема, и Манассию, ибо они составляли колено Иосифово, хотя сам Ефрем с Асиром и Иссахаром не граничил. Удел Манассии имел свои особенности, на которые здесь обращается внимание:
(1) Между этим коленом и коленом Ефрема была тесная связь. Город Таппуах принадлежал Ефрему, а прилегающая к нему земля Манассии (ст. 8); кроме этого, было еще много городов Ефрема, расположенных в пределах Манассии (ст. 9), о таковых мы читали и раньше (Нав 16:9).
(2) Подобным же образом и Манассия имел города с прилегающими к ним землями в уделах Асира и Иссахара (ст. 11), ибо так устроил Бог, чтобы, хотя каждое колено и имело свое особое наследие, это не разъединяло их, но находился бы повод для общения, поддерживалась дружба и взаимные связи между коленами, появлялись возможности для оказания друг другу помощи и услуг, как подобает людям, которые, хотя и принадлежали к разным коленам, но все вместе составляли один народ Израиля и были призваны к братолюбию.
(3) Потомки Манассии, вопреки Божьему повелению, допустили, чтобы среди них жили хананеи, и преследовали при этом личные цели, сделав тех данниками (ст. 12−13). Точно так же поступили и ефремляне (Нав 16:10), у которых, возможно, и научились манассеяне, приводя их пример в качестве оправдания. Самым выдающимся представителем этого колена стал впоследствии Гедеон, совершивший в пределах этого удела свои великие деяния. Он был из рода Авиезерова. В этом колене находились Кесария и Антипатрида, ставшие известными в позднюю эпоху иудейского государства.
Стихи 14−18. I. Здесь сыны Иосифа выражают недовольство своим жребием; если бы у них были на это законные причины, то и у нас возникли бы основания думать, что Иисус Навин пожелает им помочь, добавив что-либо к их уделу или изменив его, но не похоже, чтобы он этого хотел. Вероятно, поскольку Иисус Навин сам был из колена Ефремова, то потомки Иосифа надеялись, что он проявит к ним особую благосклонность и не станет ограничиваться решением жребия так же строго, как в определении уделов других колен. Однако Навин дал им понять, что в исполнении своих должностных обязанностей народного руководителя он не станет оказывать своему колену расположение большее, нежели любому другому, но будет действовать нелицеприятно, без симпатий и поблажек, и таким образом Иисус Навин оставил всем народным руководителям отличный пример для подражания. Уделы Ефрема и Манассии были достаточно велики, и, насколько это очевидно, им было дано именно такое количество, с которым они в силах справиться, тем не менее они с презрением говорят о полученном один жребий, как будто бы причитавшегося обоим коленам едва ли достаточно одному. В Библии есть слово mempsimoiroi — ропотники (Иуд 1:16), то есть осуждающие свой жребий.
1. В данном случае ропотники ссылались на свою многочисленность, которой благословил их Бог: я многолюден, потому что так благословил меня Господь (ст. 14). А у нас есть надежда, что Дающий рты дает и пищу. «Я многолюден, и в таком маленьком уделе у меня не будет места для благоденствия». Тем не менее обратите внимание, что, говоря с благодарностью о своей нынешней многочисленности, они говорили без уверенности, что так будет и дальше: «До сих пор Бог меня благословлял, а как Он будет обходиться со мной в будущем, Ему одному известно». Неуверенность в том, как будет дальше, не должна лишать нас благодарности за то, что уже было сделано и делается по милости к нам.
2. Ссылались они и на то, что огромная часть земли, попавшей в их удел, находилась в руках хананеев, а те были грозными врагами, которые выводят на поле брани железные колесницы (ст. 16), то есть повозки, к бокам которых прикреплены длинные косы, или колесные валы, уничтожающие все на своем пути, косящие все, словно траву. Ропотники настаивают на том, что, хотя им и предназначен хороший удел, таковой находится в плохих руках, и они не смогут им завладеть, жалея, что не получили удел в тех частях земли, где врагов истребили более тщательно.
2. Иисус старается помочь им примириться со своим жребием. Он признает, что ефремляне и манассеяне многолюдны, и поскольку это два колена, то и не один жребий будет у них (ст. 17), но при этом говорит, что выпавшее им по жребию станет для обоих колен достаточным уделом, только им нужно трудиться и бороться. Они пожелали жребия, который позволил бы им купаться в неге и роскоши. «Нет, — говорит Навин, на это вы рассчитывать не должны; в поте лица твоего будешь есть хлеб — этот приговор остается в силе даже в самом Ханаане». В своем возражении Навин прибегает к их же аргументу, что они многолюдны: «В таком случае вы лучше справитесь сами, и у вас нет причин ждать помощи от других. У тебя много ртов, которые нужно прокормить, и вдвое больше рук, которые могут трудиться; заработай, а потом ешь».
1. Он предлагает им своим трудом добыть себе больше земли: «...пойди в леса (ст. 15), находящиеся в твоих же пределах, и пусть все, чьи руки могут трудиться, примутся за вырубку деревьев, избавят почву от ненужных насаждений и своим умением и трудолюбием превратят ее в хорошую пахотную землю». Следует заметить: многие, не желающие возделывать землю и не использующие наилучшим образом то, что имеют, желают при этом больших владений; многие хотели бы, чтобы им дали больше талантов, но не пускают в оборот и те, что есть. Нищета большинства людей является следствием их лени; если бы они копали, им не пришлось бы просить милостыню».
2. Иисус предлагает им завоевать больше земли (ст. 17−18) после выдвинутого ими оправдания, что не могут пойти в леса, ибо таковые отделяет от них долина, принадлежащая хананеям, с которыми они состязаться не осмелятся. «Не вздумай их бояться, сказал Иисус, на твоей стороне Бог, и ты изгонишь Хананеев, если примешься за дело со всем усердием, хотя у них колесницы железные». Мы сами ограничиваем себя, опасаясь трудностей на пути своего роста и преувеличивая их истинное значение. Что может стать непреодолимым для веры и святой решимости?
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 17 глава