Жаль, что эта и следующая главы идут по отдельности, ибо и та и другая дает информацию об уделе детей Иосифа Ефрема и Манассии, которые занимали почетное положение после Иуды и поэтому получили первый и лучший удел в северной части Ханаана, подобно тому как Иуда получил свой в южной части. В данной главе приводятся:
(I) Общие сведения об уделах колена Ефрема и колена Манассии вместе (ст. 1−4).
(II) Границы удела Ефремова в частности (ст. 5−10). Границы удела Манассиина описаны в следующей главе.
Стихи 1−4. Хотя Иосиф был одним из младших сыновей Иакова, тем не менее он старший из рожденных законной и любимой женой патриарха Рахилью, а потому и сам стал самым возлюбленным его сыном, а также величайшим украшением и кормильцем своей семьи, спасшим ее от смерти во время голода; о нем сказано как о Пастыре и твердыне Израилевой, и поэтому жребий к его потомкам был весьма благосклонен. Их удел находился в самом сердце земли Ханаана. Он простирался от Иордана на востоке (ст. 1) до моря Средиземного моря на западе и таким образом охватывал по ширине весь Ханаан от одного его края до другого; и, вне всякого сомнения, почва в его пределах была плодородной, что соответствовало благословениям как Иакова, так и Моисея (Быт 49:25−26 и Втор 33:13 и след.). Уделы Ефрема и Манассии описаны не столь подробно, как уделы других колен; мы узнаем лишь об их пределах и границах, без перечисления конкретных городов, в отличие от перечня таковых в уделе Иуды, с которым мы ознакомились выше (подобные списки мы встретим и далее в описаниях владений других колен). Найти этому какую-либо причину весьма сложно, разве что предположить, что представители Ефрема и Манассии предоставили Иисусу Навину, как потомку Иосифа, самому распределить между ними разные города в пределах их жребия и не перечислять все названия на большом совете князей, решавших подобные вопросы, и поэтому их названия не звучат наряду с остальными в данной книге.
Стихи 5−10. 1. Здесь определены границы удела Ефрема, которые отделяли его от Вениамина и Дана (уделы этих колен находились между Ефремом и Иудой) на юге и от Манассии на севере, а с востока на запад удел простирался от Иордана до великого моря. Ученые, которые пожелали бы изобразить границы в точном соответствии с приведенной здесь информацией, придут в сильное недоумение, поскольку данное описание является весьма кратким и запутанным. Сообщения людей, путешествовавших по этой местности в последнее время, не помогут устранить трудности столь сильны различия между тем, что было тогда, и тем, что есть теперь; не только города подверглись разрушению так, что от них не осталось ни следа, но и высохли малые реки, а большие изменили свое русло; ведь даже гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего (Иов 14:18). И если бы не было надежды ответить на вопросы, возникающие при взгляде на набросок с границами Ефрема, то не стоило бы их и упоминать: несомненно, что в то время все было предельно ясно, поскольку приведенные записи отвечали своему главному предназначению, а именно поставить людей в известность о древних межевых знаках, чтобы потомки ни в коем случае их не передвигали.
2. Здесь говорится о некоторых городах, которые не лежали в пределах этих границ, по крайней мере, если провести прямые линии, но находились внутри удела Манассии: города отделены сынам Ефремовым в уделе сынов Манассииных (ст. 9), потому что оказалось, что Манассия мог обойтись и без них, а Ефрему они необходимы; и стоило надеяться, что никаких недоразумений из-за смешения этих двух колен не возникнет, поскольку оба были потомками сыновей Иосифа и должны проявлять братолюбие. И отсюда очевидно, что, хотя Манассия превосходил числом Ефрема во время исчисления колен на равнинах Моавитских, ибо потомков Манассии было тогда 52 000, а потомков Ефрема 32 000 (Чис 26:34,37), тем не менее к тому времени, когда они благополучно устроились в Ханаане, ситуация снова изменилась и подтвердилось благословение Моисея: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины (Втор 33:17). Семьи и государства уменьшаются и растут, а потом снова растут и уменьшаются, как это угодно Богу.
3. На ефремлянах поставлено клеймо позора за то, что они не изгнали хананеев из Газера (ст. 10) то ли по беззаботности, то ли по трусости; то ли по недостатку веры в обетование Бога, что Он дарует успех, если они решительно предпримут попытку, то ли им недоставало ревности о Божьем повелении, обязывавшем полностью изгнать хананеев и не заключать с ними мира. И хотя ефремляне надеялись удовлетворить требования закона, сделав хананеев данниками, тем не менее (по мнению Кальвина) это лишь усугубило проблему, ибо свидетельствует, что они пощадили тех из корыстных соображений, чтобы получить прибыль от их труда, и, общаясь с ними по вопросам дани, ефремляне навлекли на себя опасность заразиться от них идолопоклонством. Хотя существует мнение, что когда ефремляне наложили на хананеев дань, то они обязали их отречься от идолов и соблюдать семь заповедей сынов Ноя. Я бы тоже так думал, но дальнейшее развитие истории показывает, что израильтяне были настолько далеки от запрещения идолопоклонства другим, что вскоре впали в него сами.
В уделе колена Ефремова было много знаменательных мест, правда, не упомянутых здесь. Там находился город Самуила Рама (названная в Новом Завете Аримафеей, из которой происходил Иосиф, взявший на себя заботу о погребении нашего Спасителя) и Силом, где поначалу была установлена скиния. А также в пределах этого колена находилась Фирца царский город Иеровоама и его наследников и пальма Деворы, под которой она судила Израиля. Здесь, после того как сгорел царский дворец в Фирце, Амврий построил Самарию, которая долгое время была стольным градом десяти колен; неподалеку от нее располагался Сихем и горы Гевал и Гаризим, а также Сихарь с колодезем Иакова неподалеку, где Христос говорил с женщиной-самарянкой. Мы много читаем о Ефремовой горе в Книге Судей Израилевых, и, вероятно, в уделе этого колена находился город Ефраим, куда удалялся Христос (Ин 11:54). Пророки, особенно Осия, зачастую называли Ефремом все царство десяти колен.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 16 глава