В данной главе продолжается и завершается история завоевания Ханаана; отчет о покорении южных регионов представлен в предшествующей главе, после чего, надо полагать, Иисус Навин дал своим войскам какое-то время для отдыха. Здесь мы же теперь находим повествование о войне на севере, которая увенчалась успехом.
I. Заговор северных царей против Израиля (ст. 1−5).
II. Бог воодушевил Навина сразиться с ними (ст. 6).
III. Победа над ними (ст. 7−9).
IV. Взятие их городов (ст. 10−15).
V. Поражение Енакимов (ст. 21−22).
VI. Подведение общего итога войны (ст. 16−20,23).
Стихи 1−9. Здесь мы приступаем к рассмотрению истории еще одной военной кампании, предпринятой Иисусом, причем весьма славной и не менее блистательной по своему успеху, чем предыдущая, хотя в отношении чудес она и уступала описанной ранее. Бог совершал чудеса, чтобы воодушевить и ободрить израильтян на более решительные действия. Подобным же образом и войне, ведущейся против сатаны посредством проповеди Евангелия, сначала содействовали чудеса; но после того как благодаря им было предоставлено достаточное свидетельство, что война ведется от Бога, тогда в распоряжении духовных служителей осталась обычная помощь Божьей благодати, чтобы они верно пользовались мечом Духа и не ожидали камней града или остановки солнца. Из данного повествования мы узнаем:
I. Как хананеи выступили против Израиля. Они предприняли нападение, поскольку Бог ожесточил их сердца, чтобы развязали войну, а Израиль был безоговорочно оправдан в их уничтожении. К тому времени Иисус Навин вместе со всеми израильтянами вернулся в стан в Галгале, и, возможно, цари знали, что у Израиля не было иного намерения, кроме как сесть и довольствоваться уже одержанными победами, тем не менее они готовят против него войну. Следует заметить: грешники навлекают на собственную голову погибель, чтобы Бог был праведен в приговоре Своем, а они сами постоянно несли всю вину. Сейчас молодой лев Иуда с добычи... поднимается (Быт 49:9), и если северные цари потревожат его, то себе же на погибель.
1. Итак, в этом заговоре объединилось несколько народов: некоторые, обитавшие на горе, и некоторые, обитавшие на равнине (ст. 2). Хананеи с востока и запада, аморреи, хеттеи, ферезеи и другие (ст. 3), законы и интересы которых сильно отличались, тем не менее сплотились здесь против Израиля как общего врага. Именно поэтому говорится, что сыны века сего более единодушны, а посему догадливее сынов света. Единство врагов Церкви должно послужить упреком в адрес ее друзей за разногласия и разделения и побудить их к объединению.
2. Возглавил заговор Иавин, царь Асорский (ст. 1), подобно Адониседеку, главе предыдущего заговора; здесь говорится, что Асор прежде был главою всех Царств сих (ст. 10), восстание которых, скорее всего, породило вражду; однако теперь она по этому случаю забыта и отложена по согласию сторон (Лк 23:12). Когда эти царства объединили свои силы (каждое внесло свою долю), то получилась весьма большая армия, намного превосходящая войско прежних заговорщиков, ибо речь идет о многочисленном народе, который множеством равнялся песку на берегу морском, а значит, эта армия была намного сильнее и страшнее, она располагала конницей с огромным числом колесниц, которые не упоминаются в описании войска южных царей. Таким образом, северные царства имели большое преимущество перед Израилем, армия которого состояла из пехоты, ибо израильтяне никогда не выводили на поле брани коней и колесницы. Иосиф Флавий сообщает, что армия хананеев состояла из 300 000 воинов пехоты, 10 000 кавалерии и 20 000 колесниц. Многие восстанут на Израиля Божия; несомненно, благодаря своей многочисленности они были весьма уверены в успехе, однако чем больше их вышло, тем большее число убиенных из них получилось в результате.
II. Как Бог воодушевил Иисуса на то, чтобы он устроил им встречу, пусть даже на основании их выбора: не бойся их (ст. 6). Навин славился своим мужеством оно было его главным достоинством, тем не менее, похоже, и он нуждался в неоднократном напоминании, что не нужно бояться. Новые опасности и трудности вызывают необходимость в новой поддержке и утешении от Божьего Слова, которое всегда рядом с нами, чтобы обращаться к нему всякий раз, когда понадобится. Людям, на чьей стороне Бог, не нужно беспокоиться по поводу числа и силы своих врагов: тех, которые с нами, больше, нежепи тех, которые против нас. На чьей стороне Бог Саваоф, за того сражается и воинство Господне. Чтобы воодушевить Иисуса:
(1) Бог заверяет его в успехе и называет время: завтра, около сего времени, когда (вероятно) обе стороны ожидали и планировали встречу, Я предам всех их на избиение. Хотя врагам предстояло пасть от меча Израилева, тем не менее об этом говорится как о деле Божьем Господь предаст их.
(2) Бог дает ему указание перерезать жилы коням, то есть сделать их хромыми, и колесницы их сжечь огнем, не только для того, чтобы они не пригодились израильтянам впоследствии, но и чтобы те не боялись их сейчас: так Бог замыслил вызвать к коням и колесницам презрение. Пусть Израиль смотрит на колесницы как на гнилое дерево, чей удел гореть в огне, а на боевых коней как на инвалидов, которые едва ли сгодятся, чтобы тянуть повозку. Навин, вне всякого сомнения, передал воодушевление, полученное от Господа, израильтянам, которые видели некоторую опасность, исходящую от такой огромной армии (несмотря на то что на собственном опыте убедились в Божьей силе, задействованной на их стороне). Божью же мудрость и благость надлежит видеть в том, что:
[1] Господь лишил врага разума, ибо все ханаанские цари находились не так далеко друг от друга и могли бы сплотиться, однако они не сразу объединились против Израиля, а разделились на южную и северную группировки и поэтому оказались менее грозными.
[2] Господь подготовил Свой народ к столкновению с большей силой благодаря тому, что Израиль поразил меньшую. Сначала израильтяне сразились с пятью царями, а теперь с намного превосходящим числом. Бог соизмеряет испытания с нашей силой, а нашу силу с испытаниями.
III. О выступлении Иисуса Навина против войск заговорщиков: внезапно вышли на них (ст. 7) и застали врасплох в месте их расположения. Навин проявил такую поспешность:
(1) чтобы привести врагов в большее замешательство, потревожив их, когда они даже не подозревали, что израильтяне так близко.
(2) Чтобы не опоздать к четко установленному Богом времени встречи прямо во вражеском стане: завтра, около сего времени. И нам надлежит сверять время с Богом.
IV. Об успехе Навина (ст. 8). Он обрел честь и преимущество полной победы; Навин поразил врагов и гнал их в разных направлениях, куда они разбежались; одни бежали в сторону Сидона на юго-запад, другие к Мицфе на восток, однако Иисус послал отряды, чтобы преследовали их во всех направлениях. Таким образом предал их Господь в руки Израильтян; они не пожелали сдаться в их руки сами и стать прозелитами и данниками, принести себя в жертву Божьей благодати (Рим 15:16), и поэтому Бог предал их в руки израильтян, чтобы стали жертвой Его правосудия; ибо Господь прославится в любом случае: или нами, или над нами.
V. С каким послушанием Навин исполнил данные ему Богом распоряжения: он уничтожил коней и колесницы (ст. 9), что стало примером (1) его покорности Божьей воле, ибо он находится под началом Бога и делает, как велено.
(2) Его самоотверженности и подавления собственных чувств и склонностей в угоду Божьему приказу.
(3) Его уверенности в подвизавшейся за Израиля Божьей силе, наделившей его способностью презреть колесницы и коней, на которых уповали другие (Пс 19:8; 32:17).
(4) Его заботы о поддержании в народе такой же уверенности в Боге, лишив их того, что могло искушать к излишнему упованию. Это стало своего рода отсечением правой руки.
Стихи 10−14. Здесь описывается, как Иисус Навин воспользовался одержанной победой (подобное описание мы находим и в предшествующей главе).
1. В частности, сообщается об уничтожении Асора, поскольку именно в этом городе и по инициативе его царя заключался дерзкий заговор против Израиля (ст. 10−11). По-видимому, царю Асора удалось спасти свою жизнь во время битвы, и он подумал, что находится в безопасности, когда вернулся в собственный город, а Навин отправился преследовать разбегавшиеся войска другой дорогой. Однако то, что асорский царь счел за благо, оказалось для него ловушкой: он попался в пагубную сеть, там был убит, а город по его вине сожжен. Тем не менее мы увидим, что по недосмотру Израиля хананеи возродили город из останков и поселились в нем, причем правил ими царь с таким же именем (Суд 4:2).
2. Об остальных городах этой части страны говорится лишь в общем, что они попали в руки Иисуса Навина, но он не стал их сжигать, как Асор, потому что Израилю надлежало жить в больших и хороших городах, которых он не строил (Втор 6:10), в том числе и в этих. Здесь мы видим, что Израиль купается в крови и в богатстве:
(1) В крови своих врагов: побили все дышащее (ст. 11), не оставили ни одной души (ст. 14), чтобы никто не заразил израильтян мерзостями ханаанскими и никто не помешал завладеть городами. Детей тоже истребили, чтобы они впоследствии не предъявляли права на какой-либо участок этой земли, принадлежавший их отцам.
(2) В богатстве своих врагов: а всю добычу городов сих и весь скот разграбили сыны Израилевы себе (ст. 14). Когда израильтяне выходили из Египта, они обогатились сокровищами своих угнетателей, чтобы покрыть расходы ученичества в пустыне, теперь же они обогатились сокровищами своих врагов, чтобы иметь запас, с которым можно обосноваться в земле Ханаана. Подобным образом богатство грешника сберегается для праведного.
Стихи 15−23. Здесь подводится итог всему.
I. Приводится краткий отчет о достижениях с учетом четырех аспектов.
1. Упрямство хананеев в их сопротивлении израильтянам. Странно, что, несмотря на столь очевидные свидетельства борьбы Господа на стороне Израиля и провал каждого выступления хананеев, те стояли до последнего. Ни один город не заключил мира с Израилем, за исключением гаваонитян, которые лучше своих соседей понимали, что содействует миру их (ст. 19). Здесь подразумевается, что и другие города смогли бы договориться о выгодных для себя условиях, если бы смирили себя (не облачаясь при этом в ветхую одежду и изношенную обувь), но они так и не послали посольство просить о мире. Здесь мы узнаем, откуда происходило столь непостижимое помутнение разума: ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое (ст. 20). Так, сердце фараона сначала ожесточилось от собственной гордыни и своеволия, а потом вследствие праведного суда Божия на погибель фараону; подобное произошло и с сердцами хананеев. Чтобы наказать хананеев за все остальные безумства, Бог предал их этому, побудившему их превратить в своих врагов народ, которой мог бы стать им другом. Вот что их погубило: они войною встречали Израиля, нанесли первый удар, и поэтому не было им помилования. Кто решается раздражать правосудие Всевышнего или уполномоченные Им орудия, тот сам не знает, что творит. Разве мы сильнее Его? Здесь примите во внимание, что ожесточение сердца равнозначно погибели грешников. Кто неразумен и беспечен и не внимает Божьим предостережениям, тот уже отмечен к погибели. Какая надежда у людей, в отношении которых Бог сказал, что огрубело сердце их?
2. Последовательность израильтян в ведении этой войны: долгое время вел Иисус войну (ст. 18); одни думают, что на покорение этой земли понадобилось пять лет, другие семь столь долго Бог обучал израильтян военному искусству и неоднократно являл им примеры Своей силы и благости с каждой новой дарованной им победой.
3. Поражение енакимов (ст. 21−22). Либо израильтяне сражались с ними, встречая их в местах рассеяния (существует такое мнение), либо, скорее всего, енакимы скрывались в своих укреплениях, из которых их выгнали и, наконец, истребили после поражения всех остальных врагов Израиля. Местом обитания этой массы людей были горы Иудеи и Израиля; но ни их высота, ни крепость и труднодоступность их пещер не смогли защитить этих силачей от меча Иисуса Навина. Упоминание об истреблении сынов Енаковых достойно внимания потому, что сорок лет назад они навели страх на соглядатаев, причем многочисленность и сила этих людей представлялась тогда непреодолимой трудностью на пути завоевания Ханаана (Чис 13:28,33). Но препятствие, которое казалось несокрушимым, одолели. Теперь сыны Енаковы никогда не повергнут в ужас Израиля Божия, ибо придет день их падения. Для Всемогущего гиганты как карлики; тем не менее сражение с енакимами приберегли на самый конец войны, когда израильтяне стали более опытными в искусстве брани и не раз убедились в силе и благости Господа. Следует заметить: подчас самые сложные испытания скорбями и искушениями Бог оставляет своим людям на последние дни их жизни. Поэтому пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Самым последним врагом, с которым предстоит столкнуться, будет смерть этот грозный сын Енаков; но и он истребится (1Кор 15:26). Поблагодарим же Бога, дающего нам победу.
4. Конец и итоги этой долгой войны. Хнананеи были истреблены, хотя и не полностью (о чем мы узнаем позже, в Книге Судей Израилевых), но в значительной степени. Они уже не могли поднять голову:
(1) Чтобы помешать израильтянам завладеть землей: Иисус взял всю эту... землю (ст. 16−17). И можно предположить, что народ распространился целыми семьями вглубь завоеванной земли, по крайней мере, в регионах, прилегающих к стану в Галгале, еще до того, как началось упорядоченное расселение по уделам, когда каждый человек знал свой.
(2) Чтобы продолжать действия и как-либо досадить израильтянам: и успокоилась земля от войны (ст. 23), которая закончилась не миром с хананеями (что было под запретом), но миром от их посягательств. Для народа Божия остается покой, покой от войны, в который они войдут, когда брань завершится.
II. Здесь приводится сопоставление нынешних достижений с тем, что было сказано Моисею. Божье Слово и Божьи дела, если их рассматривать вместе, служат друг другу подтверждением. В заключение приводятся такие наблюдения:
(1) Народ, со своей стороны, подчинялся (по крайней мере, при жизни Иисуса Навина) всем заповедям, которые Бог дал Моисею относительно завоевания Ханаана. Обратите внимание, как торжественно об этом говорится: как повелел Господь Моисею, рабу Своему (ст. 15), из чьих рук народ получил закон, так Моисей заповедал Иисусу, ибо Моисей, как законодатель, хранил верность Назначившему его. Моисей сделал свою часть работы, а потом умер, но станут ли соблюдать повеления Моисея, когда он в могиле? Да, они соблюдались: Иисус так и сделал, будучи верным на своем месте, как и Моисей на своем. Он не отступил ни от одного слова во всем (на иврите ничего не убрал), что повелел Господь Моисею. Кто оставляет свой долг неисполненным, тот всячески старается убрать или упразднить Божье повеление, обязавшее его к таковому; а Иисус Навин исполнил заповедь и тем самым подтвердил ее (это слово confirmed использовано в англ. пер. Втор 27:26). Иисус Навин сам был великим военачальником, тем не менее его послушание заслуживало наивысшей похвалы. Кто управляет другими, тому надлежит охотно подчиняться Божьей воле, и тогда власть на самом деле становится честью, а не наоборот. Благоговейное послушание Иисуса Навина, за которое он здесь удостоился похвалы, особенно проявилось в уничтожении хананеев, разрушении их жертвенников и сожжении их истуканов (Втор 7:2−5; Исх 23:24; 34:13). В своей ревности о Господе Саваофе Иисус не щадил ни идолов, ни идолопоклонников. Непослушание, а вернее, частичное послушание Саула Божьему повелению, когда речь шла о полном уничтожении амаликитян, стоило ему царства. По-видимому, Навин сам отчитывается в самом тщательном и точном соблюдении приказов и в исполнении поручения, подчеркивая, что во всем поступал так, как повелел ему Моисей. И отсюда следует, что о своем послушании Божьему повелению во время войны он вспоминает с большей радостью и удовлетворением, нежели обо всех достижениях и триумфах.
2. Бог, со Своей стороны, исполнил все обетования, которые Он дал Моисею относительно завоевания Ханаана (ст. 23). Иисус взял всю землю, завоевал ее и завладел ею, как говорил Господь Моисею. Бог обещал прогнать от израильтян все народы (Исх 33:2; 34:11) и низлагать их (Втор 9:3). Теперь это свершилось. Ни одно слово этого обетования не осталось неисполненным. Наши успехи и радости слаще и приятнее вдвойне, когда мы видим, что они исходят от обетования (сбываются именно так, как говорил Господь), а наше послушание угодно Богу тогда, когда мы взираем на Его заповедь. И если мы сознательно исполняем свой долг, то нам не нужно сомневаться в исполнении обетования.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 11 глава