Книга начинается с истории, которая имеет отношение не к жизни Иисуса Навина (многие замечательные события таковой описаны выше в книгах Моисея), но к его правлению и руководству. В данной главе:
(1) Бог назначает его руководителем вместо Моисея, дает ему широкие полномочия, подробные наставления и огромное воодушевление (ст. 1−9).
(II) Он принимает руководство и сразу же берется за дело, отдавая распоряжения надзирателям народа (ст. 10−11), в частности касающиеся двух с половиной колен (ст. 12−15).
(III) Люди соглашаются с приказами и присягают на верность своему правителю (ст. 16,18). Правление, которое таким образом взяло свое начало от Бога, непременно будет почетным для правителя и утешительным для его подчиненных. Здесь снова находят подтверждение последние слова Моисея: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом?» (Втор 33:29).
Стихи 1−9. Здесь Иисуса Навина облекает особой честью и наделяет огромной властью Тот, Кто Сам является источником чести и власти и Кем царствуют цари. Наставления дает Безмерная Мудрость, а воодушевление Бог всякого утешения. Прежде Господь говорил об Иисусе Навине Моисею (Чис 27:18), теперь же Он говорит с ним самим (ст. 1); вероятно так же, как в свое время с Моисеем, из скинии собрания (Лев 1:1), куда Иисус Навин явился вместе с Моисеем (Втор 31:14), чтобы научиться пути служения. И хотя наперсник судный был у Елеазара, к которому Иисусу Навину надлежало обращаться в случае необходимости (Чис 27:21), тем не менее с целью сильнейшего воодушевления Бог говорит здесь непосредственно с ним самим, существует мнение, что во сне или в видении (как в Иов 33:15); ибо, несмотря на то что Бог связывает нас учрежденными Им уставами, предназначенными для служения Ему, тем не менее Себя Самого Он таковыми не ограничивает, и, чтобы дать Себя познать Своему народу не только посредством уставов, Он взывает к сердцу людей не так, как к слуху. Что же касается призыва Иисуса Навина к правлению, то здесь примите во внимание:
I. Время, когда таковой был дан: по смерти Моисея. Как только Моисей умер, Иисус Навин взял на себя ведение дел в силу торжественного рукоположения еще при жизни Моисея. Перерыв в правлении, даже на несколько дней, мог иметь печальные последствия; но, вероятно, Бог не говорил Иисусу Навину идти вперед к Ханаану до окончания тридцатидневного плача по Моисею; и не потому, как говорят иудеи, что дух его был печален в течение этих тридцати дней и это делало его непригодным для общения с Господом (ведь он скорбел не как не имеющий надежды), но, согласно Божьему замыслу, этот траурный перерыв на месяц и приостановка общественных советов, когда время было столь дорого, имели целью почтить память Моисея и дать народу возможность не только оплакать свою утрату, но и раскаяться в недостойном поведении по отношению к умершему на протяжении сорока лет его правления.
II. Какое положение занимал Иисус Навин прежде, до данного повышения. Он был служителем Моисея, то есть ближайшим спутником и помощником в делах. В Септуагинте это слово переведено как курои^оя работник под началом Моисея, выполняющий его указания и повеления. Примите во внимание:
(1) Человек, удостоенный здесь такой чести, достаточно долго обучался делу. Наш Господь Иисус Сам принял образ раба, и тогда Бог вознес Его высоко.
(2) Иисус Навин был воспитан подчиняться и выполнять повеления. Наилучшими руководителями становятся люди, научившиеся подчиняться.
(3) Преемником Моисея должен стать близко знакомый с ним человек, чтобы последовать ему в учении, житии, расположении... терпении (2Тим 3:10), принимать те же меры, ходить в том же духе, по тем же стопам, имея целью выполнять ту же работу.
(4) В данном случае Иисус Навин предстает прообразом Христа, ибо он вправе называться служителем Моисея, поскольку подчинился закону и в нем исполнилось оправдание закона.
III. Сам призыв, который дал ему Бог, причем довольно подробно.
1. Соображения, по которым Иисус Навин был призван к правлению: Моисей, раб Мой, умер (ст. 2). Все благочестивые люди рабы Божьи. Для величайших из людей быть Божьим рабом отнюдь не унижение, а честь, ибо и ангелы служители Господа. Моисей был призван к необычной работе, он служил распорядителем в Божьем доме и, исполняя возложенные на него обязанности, служил не себе, а нанявшему его Господу; он был верным служителем, памятуя о Сыне (как следует из Евр 3:5), ибо о его делах в доме сказано, что таковые служили для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. Бог признает Своих служителей и заявит о них в день великий. Однако Моисей, хотя и был рабом Божьим, без которого трудно обойтись, все равно умер; ибо Богу угодно передавать дело в другие руки, чтобы показать, что Он не привязывается к орудиям, которые использует, какими бы те ни были. Исполнив дело служителя, Моисей умирает, чтобы успокоиться от трудов своих и войти в радость Господина своего. Заметьте, что Бог не оставляет без внимания смерть своих служителей. Она дорога в Его глазах (Пс 115:6).
2. Призыв сам по себе: итак встань.
(1) «Хотя Моисей умер, работа должна продолжаться; поэтому вставай и принимайся за дело». Пусть плач не мешает сеянию; наши руки не должны опускаться при виде усыхания самых полезных рук; ибо, когда у Бога есть дело, Он найдет или изготовит орудия для его совершения. Раб Моисей мертв, но Господин Бог жив Он живет вечно.
(2) «Поскольку Моисей умер, то его дело передается тебе как преемнику, ибо на то ты и поставлен. Поэтому ты нужен, чтобы занять место умершего, вставай и за дело!» Следует заметить:
[1] Уход полезных людей должен побуждать оставшихся в живых проявить еще большее прилежание в добрых делах. Такой-то и такой-то умер, и мы вскоре умрем, а посему будем трудиться, пока есть день.
[2] Если полезные люди умирают в расцвете сил, а на их место встают другие, чтобы продолжить их дело, то это великая милость для народа. Иисус Навин должен встать и довести до конца начатое Моисеем. Таким образом последующие поколения «входят в труд» предыдущих. Так же и Христос наш Иисус Навин делает для нас то, что никогда не смог бы сделать Моисеев закон, а именно оправдывает (Деян 13:39) и освящает (Рим 8:3). Моисей своей жизнью проложил путь Иисусу Навину и подготовил народ к тому, что последнему предстояло совершить. Подобным же образом и закон является нашим детоводителем ко Христу: и тогда смерть Моисея готовит место для Иисуса Навина; так мы мертвы для законанашего первого мужа, чтобы могли принадлежать Христу (Рим 7:4).
3. Конкретная служба, к которой сейчас призван Иисус Навин: «...встань, перейди через Иордан сей реку, которую видишь перед собой, на берегах которой вы расположились станом». Это стало испытанием веры Иисуса Навина отдаст ли он приказы о подготовке к переходу реки, тогда как никакого брода не наблюдалось, по крайней мере, в том месте и в то время, когда Иордан выступает из всех берегов своих (Нав 3:15). В его распоряжении не было понтонов, или наплавных мостов, по которым могли бы перебраться на другой берег, тем не менее Иисус Навин должен верить, что Бог, приказавший им перейти реку, откроет путь. Переход через Иордан означал переход в Ханаан; Моисею не было позволено перевести туда народ, и он не мог этого сделать (Втор 31:2). Таким образом честь приведения многих сынов в славу приберегается для Христа вождя спасения нашего (Евр 2:10).
4. Здесь еще раз звучит свидетельство о передаче земли Ханаана в дар сынам Израилевым: Я даю им (ст. 2−4). Праотцы получили обетование: Я дам ее вам; теперь же, когда сменилось четвертое поколение, мера беззаконий аморреев наполнилась и наступило время исполнения обетования, земля действительно передается во владение, и израильтяне обрели то, чего так долго ожидали: «Я даю эту землю вам, войдите в нее, она полностью принадлежит вам, Я даю вам (ст. 3); более того, она уже ваша, хотя пока еще не завоевана, но является вашей собственностью так же надежно, как если бы уже была в ваших руках». Примите во внимание:
(1) Кому именно передается земля: сынам Израилевым (ст. 2), потому что они потомство Иакова, названного Израилем в то время, когда ему было дано это обетование (Быт 35:10,12). За детьми Израиля, хотя те и раздражали Бога в пустыне, тем не менее сохранилось право на владение этой землей ради отцов. Ведь речь идет о тех детях ропотников, о которых было сказано, что они войдут в Ханаан (Чис 14:31).
(2) Какая земля передается: от реки Евфрат на востоке до Средиземного моря на западе (ст. 4). Хотя из-за своего греха они и лишились столь обширных владений и так и не заселили всю территорию в упомянутых здесь пределах, тем не менее, прояви они послушание, Бог дал бы им не только это, но и намного больше. На протяжении веков в иудейскую религию обращались прозелиты из всех названных и многих других стран (как следует из Деян 2:5 и след.). И если Церковь росла, несмотря на то что народ не умножался, то данное обетование нельзя назвать бездейственным. Если обетование и не исполнилось полностью в буквальном смысле, то верующие могли отсюда сделать вывод, что оно имело более глубокий смысл, относящийся к благодати и славе, и ему предстояло исполниться в Царстве Мессии.
(3) Условие, на котором сыны Израилевы получат дар, здесь выражено неявно и подразумевается в словах «как Я сказал Моисею», то есть «на тех условиях, о которых вам неоднократно говорил Моисей: если будете соблюдать постановления Мои, то войдете и завладеете этой доброй землей. Берите ее на этих условиях и с этими оговорками, а не иначе». Заповедь и обетование разделять нельзя.
(4) Здесь подразумевается, с какой легкостью они завладели бы землей, если бы не провинились: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших (в упомянутых пределах), станет вашей собственностью. Чтобы завладеть, вам достаточно ступить ногами».
5. Обетования, которые Бог дает здесь Иисусу Навину для ободрения.
(1) Он может быть уверен в присутствии Господа в этом великом деле, к которому призван: «...как Я был с Моисеем (ст. 5), чтобы направлять и укреплять его, признавать его Своим, помогать и даровать успех в выведении Израиля из Египта и ведении его через пустыню, так Я буду и с тобою и дам тебе силы поселить народ в Ханаане». Иисус Навин осознавал, насколько он уступает Моисею в мудрости и благодати; но деяния Моисея совершались благодаря Божьему присутствию, и, хотя Иисус Навин не всегда проявлял присутствие духа, которым обладал Моисей, тем не менее в Божьем присутствии у него достаточно хорошо все получалось. Следует заметить: весьма великое утешение для подрастающего поколения духовных служителей и христиан заключается в том, что они не будут испытывать недостатка в благодати, которой располагали их предшественники; главное не ограничивать себя в возможностях ею пользоваться. Слова о Божьем присутствии повторяются снова: «...с тобою Господь Бог твой (ст. 9), Бог власти, и эта власть на твоей стороне, куда бы ты ни пошел». Следует заметить: идущие туда, куда посылает их Бог, будут располагать Его присутствием, куда бы ни шли, и нужды в чем-то еще для утешения и успеха у них не будет.
(2) Он никогда не лишится Божьего присутствия: не отступлю от тебя и не оставлю тебя (ст. 5). И Моисей заверял Иисуса Навина в том, что, хотя ему и приходится теперь покинуть его, Бог его никогда не оставит (Втор 31:8); здесь же Господь Сам утверждает слово раба Своего Моисея (Ис 44:26) и берет на Себя обязательство не покидать Иисуса Навина. Мы нуждаемся в Божьем присутствии, не только когда приступаем к делу, чтобы Господь наставил нас, но и в процессе работы нам постоянно нужна Его помощь. Если в какой-то момент мы лишимся ее, то нам конец. Мы можем быть уверены, что Господь будет с нами, пока мы с Ним. Данное здесь Иисусу Навину обетование применимо ко всем верующим и используется в качестве аргумента против сребролюбия: довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя (Евр 13:5).
(3) Он одержит победу над всеми врагами Израиля: никто из выступивших против тебя не устоит пред тобою (ст. 5). Следует заметить: невозможно устоять перед теми, на чьей стороне Бог. Если Он за нас, кто против нас? Бог обещает Иисусу Навину чистый успех враг не одержит над ним верх; причем речь идет об успехе постоянном во все дни его жизни. Что бы там ни случилось с Израилем после кончины Иисуса Навина, правлению последнего будет сопутствовать триумф. Бог здесь ободряет Иисуса Навина такими же словами, которые тот сам произнес когда-то давно для ободрения народа (Чис 14:9).
(4) Ему самому предстоит делить землю между народом Израиля (ст. 6) То обстоятельство, что, приступая к делу, он был уверен в его завершении и в том, что труд не будет тщетным, послужило огромным ободрением в начале работы. Существует мнение, что Иисус Навин нуждался в твердости и мужестве именно по причине дурного нрава народа, наследственные уделы которого ему предстояло определить. Он прекрасно знал, с какими упрямыми и недовольными людьми имеет дело и какими неуправляемыми они были во времена его предшественника; поэтому пусть будет готов к раздражению с их стороны и запасется мужеством.
6. Задание, или повеление, которое Бог дает Иисусу Навину, состоит в том:
(1) Чтобы он во всем руководствовался Божьим законом и взял его за правило (ст. 7−8). Бог как бы дает ему в руки книгу закона; подобным же образом при венчании на царство Иоаса ему дали откровение (англ. пер., 4Цар 11:12). Что же касается книги закона, то:
[1] Иисус Навин должен поучаться в ней день и ночь, чтобы понимать ее и иметь под рукою на все случаи жизни. Если кто-либо думает, что занятость освобождает от размышления и других видов поклонения, то пусть вспомнит об Иисусе Навине и о времени, в котором он жил. Ему было оказано огромное доверие; даже если бы на его попечении находилось десять душ, то заботы хватало бы, тем не менее он должен находить время и силы для учебы. О каких бы мирских делах нам ни приходилось заботиться, мы не должны пренебрегать тем одним, что только нужно.
[2] Пусть книга закона не отходит от его уст; то есть все приказы Иисуса Навина народу и его решения по жалобам, с которыми к нему обращались, должны соответствовать Божьему закону; в любом случае он должен говорить, как это слово (Ис 8:20). Иисусу Навину предстояло сохранить и продолжить начатое Моисеем дело, поэтому он не только должен довести до конца спасение, которое совершил для израильтян Моисей, но и поддерживать святую религию, учрежденную среди них. Для введения новых законов причины не было; но хранить добрый залог Иисус Навин должен верно и прилежно (2Тим 1:14).
[3] Он должен тщательно хранить и исполнять весь закон. Именно с этой целью надлежит учиться, а не ради размышлений или забивания головы знаниями, чтобы найти нечто, чем можно было бы озадачить священников; но нужно, чтобы Иисус Навин как человек и судья мог в точности исполнять все, что... написано в законе; а в нем были записаны разные правила, которые, в частности, касались предстоящего ему дела, например законы о войне, об уничтожении хананеев, о разделе Ханаана и т.д. Таковые он должен тщательно соблюдать. Иисус Навин обладал огромной властью и авторитетом, тем не менее ему самому надлежит подчиняться и выполнять то, что велено. Нет такого достоинства или власти, которые могли бы поставить человека, каким бы великим тот ни был, выше Божьего закона. Иисус Навин должен не только руководствоваться законом и заботиться, чтобы народ соблюдал закон, но и соблюдать сам, чтобы собственным примером хранить его честь и силу.
Во-первых, он должен исполнять написанное. Не достаточно просто слышать и читать закон, хвалить его и восхищаться им, знать и помнить его, говорить и рассуждать о нем, но нужно его исполнять. Во-вторых, он должен поступать в соответствии с написанным, в точности соблюдая закон, причем не только выполнять его требования, но и применять его во всех обстоятельствах по назначению. В-третьих, он должен исполнять все написанное без исключения и без оговорок, взирая на все заповеди Божьи, даже самые неугодные плоти и крови. В-четвертых, исполнять надлежит тщательно, прислушиваясь к собственной совести и ко всем подсказкам провидения, используя каждую возможность. Для полного послушания необходимо тщательное соблюдение. В-пятых, он не должен уклоняться от закона ни в своем образе жизни, ни в правлении, ни вправо, ни влево, ибо ошибки возможны и с той и с другой стороны, а истина находится посредине. В-шестых, он должен проявлять твердость и мужество, чтобы поступать по закону. На пути долга встречается так много разочарований, что желающие упорно продолжать этот путь должны быть полны решимости. И наконец, чтобы побудить Иисуса Навина к послушанию, Господь заверяет его, что, исполняя эти требования, он будет поступать мудро (написано на полях) и сделает свой путь успешным (англ. пер., ст. 7−8). Кто взял себе Божье Слово за правило и добросовестно ему следует, тот делает хорошо и преуспеет. Божье Слово снабдит поступающих так наилучшими принципами для руководства (Пс 110:10) и даст им право на наилучшие благословения: Бог исполнит желание их сердца.
(2) Чтобы он ободрял себя Божьим присутствием и обетованиями и находил в них поддержку: будь тверд и мужествен (ст. 6). И снова: только будь тверд и очень мужествен (ст. 7). В заключение Господь говорит те же слова: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся (ст. 9). Иисус Навин уже давным-давно показал свою доблесть в войне с Амаликом и в несогласии с нечестивыми соглядатаями; тем не менее Бог считает нужным привить ему эту заповедь. Имеющие благодать нуждаются в неоднократных призывах проявлять данную им благодать и пользоваться ею. Иисус Навин был смиренным и низким в собственных глазах; он доверял Богу, Его власти и обетованию, но не был уверен в себе, в собственной мудрости, силе и пригодности к делу, в особенности придя на смену такому великому человеку, как Моисей; поэтому Господь так часто повторяет: «Будь тверд и мужествен; пусть ощущение собственной немощности не лишает тебя присутствия духа. Ведь Бог вседостаточен. Не Я ли повелеваю тебе?» (англ. пер., Нав 1:9)
[1] «Я велел тебе сделать дело, и поэтому оно будет сделано, какими бы непреодолимыми ни казались лежащие на пути трудности».
[2] Более того: «Я повелел, призвал и дал поручение сделать это, а посему с готовностью признаю тебя Своим, укреплю и поддержу тебя». Следует заметить: когда мы идем по пути долга, у нас есть причина быть сильными и очень мужественными, и она оживляет нас и дает нам дерзновение, если мы не упускаем из вида Божье заверение, слыша Его слова: «Яе Я ли повелеваю тебе? Поэтому Я и помогу тебе, дам тебе успех, приму тебя и вознагражу». Наш Господь Иисус так же, как и здесь Иисус Навин, переносил страдания, памятуя о Божьей воле и о заповеди, которую Он получил от Отца Своего (Ин 10:18).
Стихи 10−15. Иисус Навин, заняв пост правителя, тотчас же приступил к работе, причем не с целью захвата власти и не ради собственного удовольствия, а для продолжения Божьего дела среди народа, над которым его поставил Бог. Желающий стать духовным служителем (1Тим 3:1), равно как и желающий стать судьей, желает дела, причем доброго дела; никто не получает повышения, чтобы быть праздным.
I. Он издает приказы, призывающие народ подготовиться к походу; они так долго стояли на одном месте, что подъем стана мог оказаться довольно трудоемкой работой. Надзиратели народа, руководившие им под началом Иисуса Навина в соответствующих коленах и родах, получили от него приказы, чтобы передать их народу. Младшие судьи так же необходимы и полезны на своем месте, как верховный судья на своем. Что бы делал Иисус Навин без надзирателей? Поэтому и нас призывают подчиняться не только царю как верховной власти, но и правителям как от него посылаемым (1Пет 2:13−14). Посредством упомянутых надзирателей (1) Иисус Навин ставит людей в известность, что спустя три дня они пойдут за Иордан сей. Я полагаю, что эти повеления были даны не раньше, чем вернулись соглядатаи, посланные разведать обстановку в Иерихоне (хотя эта история описывается ниже в гл. 2). И возможно, что именно такая ревность и излишняя осторожность Иисуса Навина стали причиной столь частого призыва к твердости и мужеству. Примите во внимание, с какой уверенностью Иисус Навин говорит народу (ибо Сам Господь сказал ему), что они пойдут за Иордан и возьмут землю. Мы с большим почтением относимся к истине Божьей.
(2) Иисус Навин дает указания запастись продовольствием, а не транспортными суднами, ибо Вынесший израильтян из Египта на орлиных крыльях подобным же образом перенесет их в Ханаан, принесет их к Себе (Исх 19:4). А желавшие иной пищи, кроме манны, которая пока еще не исчезла, должны приготовить ее, причем к назначенному времени. Хотя манна и не исчезла полностью до тех пор, пока сыны Израилевы не вошли в Ханаан (Нав 5:12), тем не менее, когда они пришли в землю обитаемую (Исх 16:35), где могли запастись и другим пропитанием, возможно, манна перестала падать столь обильно, и они не смогли бы собрать так же много, как тогда, когда она впервые была дана в пустыне; теперь же ее количество постепенно убывало, и поэтому народу дано повеление заготовить пищу, которая включала бы в себя все другие продукты, необходимые для похода. Некто из иудейских богословов, считая, что наличие манны избавляло израильтян от необходимости заготавливать другие продукты, истолковал данные слова образно: якобы народу надлежало покаяться в своих грехах и обрести мир с Богом, приняв решение жить новой жизнью, чтобы подготовиться к принятию великой милости (см. Исх 19:10−11).
II. Иисус Навин напоминает двум с половиной коленам о возложенном на них обязательстве перейти Иордан вместе с братьями, хотя их владения и семьи остаются на этом берегу. Выгоду от перехода Иордана получат остальные колена, эти же проявляют самопожертвование против желания; поэтому в свое время возникла необходимость, чтобы Моисей заключил с ними соглашение, когда дал им наделы раньше других братьев: вспомните, что заповедал вам Моисей (ст. 13). Возможно, некоторые из них подумали, что Моисей, весьма сильно настоявший на этом, умер, и они могли бы найти тот или иной предлог, чтобы освободить себя от данного обязательства или убедить Иисуса Навина, что обойдутся и без них; но он требует выполнения и сообщает им, что, несмотря на смерть Моисея, его повеление и их обещания остаются в силе. Иисус Навин напоминает им (1) о преимуществах, которые они получили, поселившись в первую очередь: «Господь Бог ваш успокоил вас. Он дал покой вашим душам; вы знаете о надежности своих владений и, в отличие от остальных, не ждете сначала конца войны, а потом бросания жребия. Он также дал покой вашим семьям, вашим женам и детям, устроенность которых приносит вам утешение. Он успокоил вас, дав вам землю, эту добрую землю, которая теперь в вашем полном владении». Следует заметить: когда Бог Своим провидением дает нам покой, нам следует подумать о том, как Его почтить за такое преимущество и как бы мы могли послужить нашим братьям, которые еще не устроены или не так хорошо устроены, как мы. Вспомните, как беспокоился Давид (когда Господь успокоил его, 2Цар 7:1), пока не нашел места для ковчега (Пс 131:4−5). Когда Бог дает нам покой, мы должны следить, чтобы нам не разлениться и не «залечь на дно».
(2) Об их согласии помочь братьям в битвах за Ханаан, пока Бог не успокоит подобным же образом и тех (ст. 14−15).
[1] Это соглашение обоснованно само по себе. Все колена имели такое прочное единство, что могли считать себя членами друг другу.
[2] Это соглашение было предписано рабом Господним Моисеем; именно он заповедал им поступить так, а его преемник Иисус Навин проследил, чтобы повеления исполнялись.
[3] Выполнение соглашения было единственным способом спастись от наказания за великий грех, которое непременно постигло бы их, останься они на этом берегу Иордана (Чис 32:23).
[4] Таково было условие, на котором Моисей пожаловал им эту землю; и если бы они не выполнили его, то не имели бы законного права и не могли бы свободно распоряжаться своим наследием (как говорится об этой земле в ст. 15).
[5] Они сами заключили соответствующий завет и соглашение: рабы твои сделают, как повелевает господин наш (Чис 32:25). Таким же образом и на нас возложены разнообразные обязательства, чтобы мы укрепляли друг другу руки и искали не собственной выгоды, а благоденствия ближних.
Стихи 16−18. Этот ответ был дан не только двумя с половиной коленами (хотя прозвучавшие выше слова были адресованы непосредственно им), а и надзирателями народа (ст. 10) как его представителями в соответствии с определением свыше, благодаря которому и Иисус Навин был поставлен над ними; причем говорили они это искренне, с большим энтузиазмом и решимостью.
I. Они обещали послушание со своей стороны (ст. 16), причем не только как подданные своему правителю, но и как воины своему комаидиру, чьи конкретные приказы они должны выполнять. Имеющий у себя в подчинении воинов говорит одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит (Мф 8:9). Поэтому народ отвечает Иисусу Навину: «все, что ни повелишь нам, сделаем без ропота и споров; и куда ни пошлешь нас пусть даже на самое трудное и рискованное задание, пойдем». Подобным же образом и мы должны присягать на верность нашему Господу Иисусу, вождю спасения нашего, и связать себя обязательством выполнять все повеления Его слова и идти, куда бы ни послало нас Его провидение. И поскольку Иисус Навин смиренно признавал, насколько он уступает Моисею во влиянии на людей и в авторитете, то они здесь обещают слушаться его, как когда-то слушались Моисея (ст. 17). Честно говоря, у них не было основания хвалиться своей покорностью Моисею, ибо тот убедился, что они народ жестоковыйный (см. Втор 9:24). Но в данном случае они имели в виду, что будут слушаться Иисуса Навина, как им следовало бы слушаться Моисея и как слушались некоторые из них (а подчас и основная масса народа). Следует заметить: мы не должны возвеличивать умерших, какими бы выдающимися правителями или духовными служителями те ни были, чтобы оправдать недостаток почтения и должного уважения к их ныне живым преемникам, даже если последние не столь талантливы. Хотя Провидение и отдает бразды правления в другие руки, пусть пребудет добросовестное послушание.
II. Они молятся о Божьем присутствии с Иисусом Навином: «только Господь, Бог твой, да будет с тобою, чтобы благословлять тебя и даровать успех, как Он был с Моисеем» (ст. 17). Нам следует молиться и просить обо всех представителях власти (1Тим 2:1−2). И самое лучшее, о чем мы можем просить Господа в отношении своих правителей, о Божьем присутствии с ними; таким образом они станут для нас благословением, и эта молитва отвечает нашим собственным интересам. Здесь подразумевается причина, побуждающая людей слушаться Иисуса Навина так же, как слушались Моисея: потому что они верили (и молились с верою), что Бог будет с ним, как Он был с Моисеем. Если у нас есть основания полагать, что Бог к кому-то благосклонен, то к таковым и нам надлежит относиться с почтением и уважением. Существует мнение, что здесь идет речь о границах послушания: «Мы будем слушаться лишь в том случае, если увидим, что с тобою Бог, и не более того. Пока ты будешь близко к Богу, то и мы будем держаться тебя. Доселе наше послушание дойдет и не перейдет». Но они были столь далеки от подозрений, что Иисус Навин отклонится от Божьего правила, что не было нужды вводить это условие.
III. Они принимают закон, согласно которому любой израильтянин подлежит смерти в случае непослушания приказам Иисуса Навина или противления повелениям его (ст. 18). Возможно, такой закон был принят еще во времена Моисея, чтобы предотвратить множество бунтов, замышлявшихся против него; ибо большинство людей боится меча правителя сильнее, чем Божьего правосудия. Тем не менее появилась и особая причина для принятия такого закона теперь, когда вступали в битву за Ханаан; ибо во время браней строгая военная дисциплина более необходима, чем в другие времена. Существует мнение, что, принимая данный устав, израильтяне имели на примете закон о пророке, подобном Моисею, которого воздвигнет Господь и воплощением которого (хотя главным образом это относится к Христу), как они думали, стал Иисус Навин, ибо он служил прообразом Того, Чьих слов надлежало слушаться во избежание истребления из народа своего, ибо Господь взыщет (Втор 18:19).
IV. Они воодушевляли Иисуса Навина, чтобы тот энергично взялся за дело, к которому призвал его Бог; и, желая ему твердости и мужества, они, фактически, обещали, что будут делать все возможное для точного, смелого и бодрого исполнения всех его приказов, в утешение своему правителю. Лидеры в добрых делах получают огромное воодушевление, когда видят, что их последователи идут за ними весьма охотно. Иисус Навин, уже доказавший свою доблесть, воспринял пожелание твердости и мужества не как оскорбление, а как проявление доброты.
толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 1 глава