В этой главе апостол преследует ту же цель, что и в предыдущей, — освободить галатийских христиан от влияния, оказанного на них иудействующими учителями, и показать им, как они безрассудно поступили, позволив увести себя от евангельского учения об оправдании и лишить себя свободы от рабства закону Моисея. С этой целью он рассматривает:
I. Превосходство нового завета над старым (ст. 1−7).
II. Перемену, происшедшую в галатах при их обращении (ст. 8−11).
III. Их прежнее отношение к Павлу и его служению (ст. 12−16).
IV. Характер лжеучителей, обольстивших их (ст. 17−18).
V. Нежную привязанность, какую он питал к ним (ст. 19−20).
VI. Историю об Исааке и Измаиле, сравнением которых он иллюстрирует разницу между уповающими на Христа и надеющимися на закон. Во всем этом Павел проявляет, с одной стороны, прямоту и честность, с другой — нежную заботу о галатах.
Стихи 1−7. В этой главе апостол обращается непосредственно к тем, кто слушал иудействующих учителей, превозносивших закон Моисея над Христовым Евангелием и старавшихся привести христиан под рабство закону. Чтобы убедить галат в их безрассудстве и исправить их ошибку, он показывает в этих стихах, на примере несовершеннолетнего наследника, какие великие преимущества имеем мы, живущие во времена евангельского домостроительства, перед теми, кто жил под законом.
I. Он знакомит нас с положением ветхозаветной церкви, уподобляя его положению несовершеннолетнего наследника: оно было положением неведения и рабства по сравнению с тем светом и свободой, какие дало нам Евангелие. Хотя, в сущности, период ветхозаветной церкви был домостроительством благодати, тем не менее это было время относительного неведения: как несовершеннолетний наследник... подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного, воспитывающих и наставляющих его в вещах, значение которых он мало понимает, хотя впоследствии они должны принести ему большую пользу, так и ветхозаветная Церковь была подчинена Моисеевым постановлениям, значение которых она не могла понять в полной мере, ибо, как сказал апостол (2Кор 3:13): ...сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но для церкви, достигшей зрелого возраста, в период Евангелия, они принесли большую пользу. Кроме того, ветхозаветный период был не только периодом неведения, но и периодом рабства, ибо они были порабощены вещественным началам мира, то есть связаны огромным количеством обременительных обрядов и ритуалов, с их помощью они обучались и воспитывались, а также держались в подчинении, подобно детям, находящимся в подчинении у попечителей и домоправителей. Положение церкви в то время очень напоминало положение раба, так как она была обязана исполнять все согласно повелению Божию без ясного понимания причин; служение же в евангельский век совершается более разумно, чем тогда. Когда исполнился срок, назначенный Отцом, когда церковь достигла своего совершеннолетия, то ее прежнему неведению и рабству пришел конец, и теперь мы живем в период большего света и большей свободы.
II. Далее он открывает нам, насколько блаженнее положение христиан в период новозаветного домостроительства, ст. 4−7. Когда пришла полнота времени, — времени, назначенного Отцом, для того чтобы положить конец домостроительству закона и вместо него установить другое, более совершенное, — Бог послал Сына Своего. Никто иной, как Сам Сын Божий, единородный Сын Отца должен был ввести это новое домостроительство; и Он явился в должное время, как было предсказано и обещано еще прежде основания мира, для этой великой цели. Ради ее осуществления Он родился от жены — воплотился, и подчинился закону поработил Себя. Тот, Кто был истинным Богом, ради нас стал человеком; Тот, Кто был Господом всех, подчинился и принял образ раба; и единственной великой целью всего этого было — искупить подзаконных, то есть спасти нас от тяжкого ига и дать евангельские заповеди, более понятные и легкие. В действительности, придя в этот мир, Он имел в виду нечто более великое, чем просто освободить нас от рабства обрядового закона; ибо Он пришел в нашем теле и согласился пострадать и умереть за нас, чтобы таким образом искупить нас от гнева Божия и от проклятия нравственного закона, тяготевших над всеми нами как грешниками. Но это была единая цель Его прихода, милость, сберегавшаяся, чтобы быть дарованной во время Его пришествия, — покончить с рабским состоянием церкви и заменить его лучшим; ибо Он был послан искупить нас, дабы нам получить усыновление — чтобы мы уже не считались рабами и чтобы с нами не обращались как с рабами, но как с сынами, достигшими зрелости, которым дается больше свобод и привилегий, чем тем, кто находился в подчинении воспитателей и домоправителей. Ход рассуждений апостола приводит нас именно к такому пониманию этого выражения, хотя, несомненно, оно означает и то усыновление по благодати, о котором так часто говорит Евангелие как о привилегии верующих во Христа. Израиль был сыном Божиим, Его первородным сыном, Рим 9:4. Но теперь, в Новом завете, каждый верующий получает усыновление и как залог и доказательство этого вместе с усыновлением он получает Духа усыновления, побуждающего его к молитве и дающего ему право обращаться к Богу как к своему Отцу (ст. 6): А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче.» И вслед за этим апостол делает заключение (ст. 7): Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа; то есть теперь, в век Евангелия, мы уже не рабы закона, но, уверовав в Иисуса Христа, становимся сынами Божиими; мы приняты и усыновлены Им, а будучи Его сынами, мы являемся также и наследниками Божиими, имеем право на небесное наследство (как он рассуждает и в Рим 8:17); поэтому не следует быть такими осмысленными, чтобы возвращаться к закону и искать оправдания через дела его. Из сказанного апостолом в этих стихах мы можем заметить следующее:
1. Чудеса божественной любви и милости, проявившиеся в том, что: Бог Отец послал в мир Своего Сына ради нашего искупления и спасения; Божий Сын смирился и много пострадал ради осуществления этой цели; Дух Святой из милосердия снизошел до того, чтобы обитать в сердцах верующих.
2. Великие и неоценимые преимущества, какими обладают христиане в век Евангелия.
(1) Мы получаем усыновление. Это великая привилегия — быть чрез Иисуса Христа сынами Небесного Отца. Мы, являющиеся по своей природе чадами гнева и сынами противления, становимся по благодати сынами любви.
(2) Мы получаем Духа Сына Божия. Примечания:
[1] Все, получившие привилегию усыновления, имеют Духа усыновления, все принятые в число детей Божиих, ибо Он желает, чтобы все Его дети были похожи на Него.
[2] Дух усыновления есть Дух молитвы, и мы, молясь, должны обращаться к Богу как к Отцу.
[3] Если мы Его дети, то, значит, и Его сыновья. В отличие от человеческих законов, по которым наследником является только старший сын, у Бога все дети — наследники. Тот, кто имеет природу сына, будет иметь и наследство сына.
Стихи 8−11. Павел напоминает галатам о том, какими они были до своего обращения к Христу и какую благословенную перемену произвело в них обращение; исходя из этого он старается убедить их, какое великое неразумие они проявляют, слушая тех, кто хочет снова поработить их закону.
I. Он напоминает им об их прежнем состоянии и поведении, кем они были до того, как услышали проповедь Евангелия. Тогда они не знали Бога, были в полном неведении относительно истинного Бога и того, как должно поклоняться Ему; они находились в то время в наихудшем из всех состояний рабства, ибо служили богам, которые в существе не боги: они были во власти множества суеверий и поклонялись богам, хотя и почитавшихся таковыми, но, в действительности, являвшихся не богами, а простыми творениями, возможно, их собственным изделиями, не могущими ни услышать их, ни помочь им. Заметим:
1. Тот, кто не знает истинного Бога, склоняется к ложным богам. Оставляя Бога, сотворившего мир, человек не может оставаться без богов и поклоняется изделиям рук своих.
2. Никто не достоин поклонения, кроме Того, Кто по существу является Богом; порицая служение ложным богам, апостол ясно показывает, что только истинный Бог может быть объектом нашего поклонения.
II. Он предлагает им рассмотреть ту счастливую перемену, какую произвела в них проповедь Евангелия. Они познали Бога, (были приведены к познанию истинного Бога и Его Сына Иисуса Христа и таким образом освободились от невежества и рабства, в котором находились до этого), или лучше, получили познание от Бога. Этой блаженной переменой своего состояния, когда они от идолов обратились к живому Богу и получили усыновление чрез Иисуса Христа, они обязаны не самим себе, а Богу. Это было действие Его щедрой благодати, они должны сознавать это и чувствовать себя обязанными твердо держаться свободы, дарованной им Христом. Заметим: все наше знакомство с Богом начинается с Него, мы знаем Его по тому, что получили познание от Него.
III. Из этого Павел делает заключение о неразумии и несмысленности галат, позволивших снова обратить себя в рабство. Он говорит об этом с удивлением и большим огорчением, что они могли так поступить: ...для чего возвращаетесь опять, ст. 9 и дальше. «Как вы, наученные поклоняться Богу евангельским путем, могли склониться к об рядовому поклонению? Вы, познавшие Евангелие, приведшее вас к свету, свободе и любви, возвратились опять к закону Моисееву, к состоянию неведения, рабства и страха?» Они менее всего имели оснований поступать таким образом, поскольку никогда не были под законом, как иудеи, их поведение было более непростительным, чем поведение самих иудеев, кому, естественно, трудно было рас статься с тем, чего они так долго держались. Кроме того, они позволили поработить себя немощным и бедным вещественным началам, не могущим очистить душу, дать настоящее удовлетворение разуму и предназначенным только на период несовершеннолетия, в котором прежде находилась церковь, но который теперь закончился. Поэтому их слабость и неразумие были особенно неизвинительны, когда они, подчиняясь этим началам, соблюдали различные праздники иудеев: дни, месяцы, времена и годы. Заметим здесь:
1. Случившееся с галатами свидетельствует о том, что люди, в свое время очень ревностно исповедовавшие христианство, могут впоследствии отступить от его чистоты и простоты к очень грубым заблуждениям.
2. Чем более Бог являет милости к человеку, давая ему познать Евангелие и даруемые им свободу и привилегии, тем больше его вина и безумие, если он позволяет лишить себя этого; апостол делает особое ударение на том, что галаты пожелали снова поработить себя немощным и бедным началам закона после того, как познали Бога, или вернее, получили познание от Него.
IV. В связи с этим Павел выражает свои опасения относительно галат: Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. Он очень усердно трудился среди них, проповедуя Евангелие, стараясь утвердить их в евангельской вере и свободе, а они, оставляя теперь все это, делали его труд напрасным и бесплодным; мысль об этом не могла не причинять ему глубокого огорчения. Заметьте:
1. Значительная доля труда верного служителя — напрасный труд, и это не может не быть большим огорчением для тех, кто жаждет спасения душ.
2. Труд служителей оказывается напрасным в том случае, когда начавшие в духе заканчивают плотью; хотя, казалось бы, они были правильно наставлены, тем не менее впоследствии уклоняются от евангельского пути.
3. Те, над кем напрасно трудились верные служители Иисуса Христа, понесут большую ответственность за это.
Стихи 12−16. Чтобы устыдить галатийских христиан за их отступление от евангельской истины, проповеданной им Павлом, он напоминает им о той любви, с какой они раньше относились к нему и его служению, и обращает их внимание на то, как непоследовательно их нынешнее поведение по отношению к прежнему исповеданию. Здесь мы можем заметить:
I. С какой любовью Павел обращается к галатам. Он называет их братьями, хотя знает, что их сердца отвратились от него. Он желает, чтобы все обиды были удалены, чтобы они питали к нему такие же чувства какие он питает к ним, чтобы они были, как он, потому что и он, как они; более того, он говорит им, что они ничем не обидели его. По его личному мнению, он не ссорился с ними. Хотя, обличая их поведение, Павел выражался с некоторой горячностью и огорчением, но он уверяет, что это было вызвано не личной обидой (как они могли подумать), а ревностью об истине и чистоте Евангелия и об их духовном благополучии и блаженстве. Таким образом он пытается смягчить их сердца по отношению к себе, чтобы они были более расположены принять те увещания, какие он делал им. Этим самым он учит нас, что обличая других, мы должны постараться убедить их в том что наши действия вызваны не личной обидой или недовольством, а искренней заботой о славе Божией и чести христианской веры, об их истинном благоденствии, ибо обличения наиболее действенны тогда когда они наиболее беспристрастны.
II. С каким восхищением он вспоминает их прежнюю любовь к себе, чтобы больше устыдить их за то, как они теперь вели себя по отношению к нему. С этой целью:
1. Он напоминает им о тех трудностях, какие он испытывал, трудясь среди них в первое свое посещение: Знаете, что я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз. Мы не можем знать определенно, что эта была за немощь плоти (хотя галатам это было известно, конечно), называемая ниже искушением во плоти. Некоторые предполагают, что это были гонения за Евангелие, другие считают, что в его личности или в его манере говорить было нечто такое, что делало его служение мало привлекательным и приемлемым, 2Кор 10:10; 2Кор 12:7−10. Но какова бы ни была эта немощь, она, по-видимому, не произвела на галат невыгодного для него впечатления, ибо:
2. Он отмечает, что несмотря на его немощь, они не презрели его, но, напротив, приняли, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Они проявили к нему глубокое уважение, приняли его так, как если бы он был ангелом Божиим или Самим Иисусом Христом; более того, они так высоко ценили его, что, если бы возможно было, исторгли бы очи свои и отдали ему. Заметим: Как не постоянно уважение людей, как склонны они изменять свои мнения, как легко их уважение и любовь сменяются презрением, так что они готовы вынуть глаза у тех, для кого прежде готовы были вынуть свои собственные! Поэтому мы должны стараться угождать Богу, ибо очень мало значит, как судят люди, 1Кор 4:3.
III. Как горячо Павел увещевает их: Как вы были блаженны! (англ. Где же то блаженство, о котором вы говорили? — Прим. переводчика). Он как бы хочет сказать: «Когда-то вы выражали самую искреннюю радость и удовлетворение, слыша благую весть Евангелия, и были готовы излить свое благословение на меня как проповедника его; как же случилось, что вы так сильно изменились, что вас уже не радует евангельская весть и вы более не уважаете меня? когда-то вы считали себя блаженными, потому что приняли Евангелие, откуда взялись у вас причины думать теперь иначе о нем?» Оставившим свою первую любовь следовало бы хорошо подумать — где же то блаженство, о котором они когда-то свидетельствовали? Что стало с тем наслаждением, какое они прежде находили в общении с Богом и Его служителями? Чтобы больше пристыдить их, Павел задает им еще один вопрос (ст. 16): «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» Как случилось, что я, кого прежде вы любили, теперь стал вашим врагом? Есть ли у вас какая причина для этого, кроме той, что я говорил вам истину, стремился наставить и утвердить вас в евангельской истине? А если нет, то как необоснованно ваше недоверие!» Заметьте:
1. Это обычное явление, когда люди считают своими врагами тех, что, в действительности, являются их лучшими друзьями; к таковым, несомненно, относятся все, будь то служитель или кто-то другой, кто говорит им истину, высказывается прямо и откровенно по вопросам, касающимся их вечного спасения, как делал это апостол Павел в отношении галат.
2. Исполняя верно свой долг, служители иногда приобретают себе врагов, ибо именно так случилось с Павлом, кого галаты считали своим врагом только за то, что он говорил им истину.
3. Однако служители не должны переставать говорить истину из страха кого-то обидеть и навлечь на себя их недовольство.
4. И если кто-то стал их врагом только потому, что они говорили ему истину, то их совесть может быть спокойна.
Стихи 17−18. В этих стихах, как и в предыдущих, апостол стремится убедить галат в грехе и безрассудстве их отступления от евангельской истины: дружески укорив их перед этим за то, что они изменили свое отношение к нему, старавшемуся утвердить их в истине, теперь он описывает характер лжеучителей, ставивших своей задачей отлучить их от этой истины. Если бы галаты были внимательны, то скоро бы поняли, как мало было у них оснований слушать лжеучителей. Каково бы ни было их мнение о них, Павел заявляет, что это хитрые люди, стремящиеся возвыситься и заботящиеся, под благородными предлогами, о своих интересах, а не об интересах галат: «Они ревнуют по вас, — говорит он, — они выказывают свое большое уважение к вам и делают вид, будто очень любят вас, но нечисто, они делают это не с добрыми намерениями, не искренне, ибо хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по ним. Они стремятся, в основном, к тому, чтобы приобрести вашу любовь, и с этой целью делают все возможное, чтобы настроить вас против меня, отлучить от истины и таким образом завладеть вами». Апостол уверяет, что именно такова была их цель, и поэтому они поступают крайне неразумно, слушая их. Заметим:
1. При очень большой ревности бывает иногда очень мало истины и искренности.
2. Обычный метод обольстителей состоит в том, чтобы расположить людей к себе и таким способом сделать их своими единомышленниками.
3. На что бы они ни притязали, они больше заботятся о своих интересах, чем об интересах других, и не останавливаются перед тем, чтобы опорочить доброе имя других, если таким путем могут возвеличить свое собственное. По этому поводу апостол дает нам превосходное правило, записанное в ст. 18: Хорошо ревновать в добром всегда... Это правило указывает нам, на что мы должны направлять свою ревность и как регулировать ее:
(1) Она должна быть направлена только на добро, ибо ревность только тогда хороша, когда является ревностью о добром.
(2) Ревность должны быть постоянной и стабильной: хорошо всегда ревновать о добром, не время от времени, подобно жару больного лихорадкой, а постоянно, подобно естественному теплу здорового тела. Как хорошо было бы для церкви, если бы это правило лучше соблюдалось среди христиан!
Стихи 19−20. Апостол выражает свою горячую любовь к галатам и свое нежное попечение об их благоденствии, чтобы лучше расположить их к восприятию обличений, какие обязан был сделать им. Он не был похож на них, не был, как они: в их присутствии — один человек, а в отсутствии — совершенно другой. Их нелюбовь к нему не уничтожила его любви к ним. Не похож он был и на их лжеучителей, притворявшихся, будто безмерно любят их, в то время как преследовали лишь свои собственные интересы; он проявлял искреннюю заботу об их истинном благе, он искал не чего-то от них, но их самих. Галаты слишком быстро признали его своим врагом, но он уверяет их в том, что остался их другом, более того, что питает к ним самые нежные родительские чувства. Он называет их «дети мои», на что имеет полное право, поскольку послужил орудием в их обращении к Христу; более того, он называет их «малые дети» (англ. перевод. — Прим. переводчика), что означает сильную и нежную привязанность его к ним, а также их состояние, обнаруживающее их сходство с малыми детьми, легко поддающимися обману и внушениям других. Свое беспокойство об их состоянии, ревностное желание их духовного благополучия Павел сравнивает с муками рожающей женщины: ...я снова в муках рождения... И ради чего он терпел такие муки, чего он так ревностно желал? Не того, чтобы они полюбили его, но того, чтобы изобразился в них Христос, чтобы они стали истинными христианами и лучше утвердились в евангельской вере. Отметим здесь:
1. Какую нежную привязанность испытывают верные служители к тем, среди кого они трудятся, она подобна самой сильной родительской любви к своим маленьким детям.
2. Главное, чего они стремятся достичь в них и ради чего претерпевают муки рождения за них, — чтобы Христос мог изобразиться в них. Они ищут не того, чтобы завоевать их любовь к себе, тем более не того, чтобы воспользоваться чем-то от них, но чтобы они обновились духом ума своего преобразились в образ Христа, чтобы лучше утвердились в вере и в христианской жизни.
3. Христос не может изобразиться полностью в человеке до тех пор, пока он не перестанет уповать на свою собственную праведность и будет полагаться только на Него и на Его праведность.
Как еще одно доказательство своей любви к ним, Павел добавляет (ст. 20), что хотел бы теперь быть у них. Он был бы рад возможности быть среди них, побеседовать с ними и найти повод, для того чтобы изменить голос свой, ибо в настоящее время он в недоумении о них. Он не знал, что думать о них. Он не вполне был осведомлен об их состоянии, поэтому не знал, как обращаться с ними. Он был полон тревоги за них, что и послужило причиной написания этого послания в таком суровом тоне; но он был бы рад убедиться, что их состояние лучше, чем он опасался, и что у него есть основания хвалить, а не укорять и не бранить их. Заметьте: хотя служители очень часто вынуждены прибегать к обличениям, однако это не доставляет им радости; они предпочли бы не иметь повода для этого и всегда рады возможности изменить свой голос.
Стихи 21−31. С помощью сравнения, взятого из истории Исаака и Измаила, Павел поясняет разницу между верующими, уповающими только на Христа, и теми иудействующими, что надеялись на закон. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Он считает само собой разумеющимся, что они слушали закон, так как иудеи читали его по субботам в своих собраниях; и поскольку они очень желали быть под законом, то он советует им должным образом исследовать то, что написано в нем (имея в виду Быт 16 и 21), ибо, сделав это, они очень скоро убедились бы, как мало у них оснований надеяться на него.
1. Он напоминает им саму историю (ст. 22−23): Ибо написано: «Авраам имел двух сынов» и далее. Он представляет различное положение двух сыновей Авраама: один из них, Измаил, был от рабы, а другой, Исаак, — от свободной; первый был рожден по плоти, то есть обычным, естественным путем; другой по обетованию, когда по законам человеческой природы у Сарры уже не было оснований ожидать сына.
2. Затем он объясняет галатам смысл и значение этой истории (ст. 24−27): В этом есть иносказание, то есть помимо буквального исторического смысла Дух Божий подразумевает в этих словах нечто большее, а именно: Агарь и Сарра — это два завета, то есть прообразное представление двух различных домостроительств завета. Агарь символизирует завет, который был дан от горы Синайской, рождающий в рабство; хотя ветхозаветное домостроительство было домостроительством благодати, однако по сравнению с евангельским оно было домостроительством рабства, и это состояние рабства особенно усугублялось для иудеев тем, что они неправильно понимали цель закона и надеялись оправдаться его делами. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму потому что он с детьми своими в рабстве (гора Синай называется арабами Агарь); это совершенно верно представляет современное положение иудеев, сохраняющих верность старому завету и до сих пор находящихся в рабстве вместе со своими детьми. Сарра же должна была служить символом вышнего Иерусалима, то есть положения христиан при новом, более совершенном домостроительстве, свободном как от проклятия нравственного закона, так и от рабства обрядовому. Он — матерь всем нам, то есть символизирует положение, в которое принимаются все, и иудеи, и язычники, по вере в Иисуса Христа. К этой большей свободе церкви и к ее распространению в период евангельского домостроительства апостол относит слова пророка Исайи: «Возвелись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа».
3. Истолкованную таким образом историю Павел применяет к настоящему времени (ст. 28): Мы, братия, дети обетования по Исааку. Мы, христиане, принявшие Христа, ищущие оправдания и спасения только через Него и поэтому ставшие духовным семенем Авраама, хотя по природе и не его семя, получили право на обетованное наследство. Но чтобы христиане не смущались тем противодействием, какое они могут встретить со стороны иудеев, преданных своему закону настолько, что готовы гнать непокоряющихся ему, Павел говорит: Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Галаты должны быть готовы к этому. Для их утешения Павел обращает их внимание на то, что говорит Писание (Быт 21:10): «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Хотя иудаисты преследуют и ненавидят их, однако в итоге иудаизм будет угасать и исчезнет, а истинное христианство будет процветать и пребывать вовек. И в заключение Павел делает вывод: (ст. 31): Итак братия, мы дети не рабы, но свободной.
толкование Мэтью Генри на послание к Галатам, 4 глава