Дав в предыдущей главе свои наставления о необходимости продвижения и преуспевания на христианском поприще, в этой главе апостол старается, насколько это было в его силах, устранить то, что, как он предвидел, могло воспрепятствовать им исполнить эти наставления. Поэтому он предостерегает их против лжеучителей, представлявших опасность для соблазна. Чтобы предотвратить эту опасность:
I. Апостол описывает этих обольстителей как нечестивых, ст. 1−3.
II. Он уверяет их в том, что они будут наказаны, ст. 3−6.
III. Говорит о совершенно противоположном отношении Бога к тем, кто боится Его, ст. 7−9.
IV. Остальную часть главы апостол заполняет дальнейшим описанием обольстителей, от которых он хотел бы их уберечь.
Стихи 1−3. I. В конце первой главы упоминаются святые Божии люди, жившие в ветхозаветные времена и использовавшиеся как личные секретари Святого Духа для написания священных изречений; в начале же этой главы апостол говорит, что даже в те времена наряду с истинными пророками были также и лжепророки. Во все века церкви, во всех домостроительствах, когда Бог посылал истинных пророков, диавол тоже посылал своих, чтобы обольщать и обманывать людей: в ветхозаветные времена — лжепророков, в новозаветные — лжехристов, лжеапостолов и лжеучителей. Заметим следующее относительно этих людей.
1. Их задача — вводить разрушительные заблуждения, пагубные ереси, в то время как дело учителей, посланных Богом, состоит в том, чтобы показать людям путь истины, то есть истинный путь к жизни вечной. Существуют пагубные ереси, существует также и пагубная деятельность, и лжеучители усердны в распространении пагубных заблуждений.
2. Обычно пагубные ереси вводятся скрытно, под прикрытием и под видом истины. Те, кто вводит их, отвергаются искупившего их Господа. Они отвергают великого Учителя, посланного Богом, и отказываются слушать и учиться у Него, хотя Он — единственный Спаситель и Искупитель рода человеческого, заплативший достаточную цену, чтобы искупить столько грешников, сколько их существует в мире.
4. Несущие заблуждения, пагубные для других, несут сами себе скорую (и поэтому определенную) погибель. Губящие сами себя быстро погибают; ожесточившиеся настолько, что распространяют губительные заблуждения, погибнут определенно и внезапно, причем безвозвратно.
II. Во втором стихе Петр говорит о том, какие последствия будут иметь их действия для других; здесь мы узнаем:
1. Развращенным лидерам редко когда не удается увести за собой многих людей, хотя путь заблуждений — губительный путь, однако многие готовы следовать по нему. Пророки пророчествуют ложь, и народ Мой любит это. Люди пьют беззаконие, как воду, им нравится жить в заблуждении.
2. Распространение заблуждений приведет к поношению пути истины, то есть пути спасения через Иисуса Христа, Он есть путь, истина и жизнь. Христианская религия происходит от Бога истины как инициатора, ведет к истинному блаженству в наслаждении истинным Богом как цели и производит истину внутри как средство для служения, угодного Богу. И тем не менее принимающие губительные заблуждения и распространяющие их порицают и поносят этот путь. Апостол предсказывал это как событие совершенно определенное. Да не преткнемся мы на тех заблуждениях, какие встречаются в наши дни, но будем стараться не давать никакого повода врагу поносить святое имя, Которым мы призваны, или злословить путь, которым надеемся спастись.
III. Обратите внимание, какими методами действуют обольстители, чтобы увлечь за собой учеников: они используют льстивые слова; они льстят, обольщают добрыми словами и красивыми речами сердца простодушных, склоняя их всецело согласиться с понятиями, распространяемыми этими обманщиками, покориться наставлениям и руководству этих лжеучителей, получающих прибыль от тех, кого они делают своими прозелитами; они служат себе и извлекают из них пользу для себя, ибо все это делается из любостяжания, с целью приобрести больше богатства, чести или похвалы путем увеличения количества своих последователей. Верные служители Христовы, указывающие людям истинный путь, желают блага своим последователям, чтобы они спаслись, а лжеучители стремятся только к своим временным выгодам и мирскому величию.
Стихи 3−6. Люди склонны думать, что отсрочка — это предвестник прощения, и если приговор не исполняется вскоре, то значит, он отменен или будет отменен. Но апостол говорит нам, что, как бы ни преуспевали лжеучители и каким бы продолжительным ни был их успех, однако погибель их не дремлет. Бог уже давно определил, как намерен поступить с ними. Эти нечестивцы, стремящиеся отвратить людей от веры, уже осуждены, и гнев Божий пребывает на них. Праведный Судия скоро совершит возмездие, день их бедствия близок, грозящая им погибель не дремлет. Для доказательства этого утверждения нашему вниманию предлагается несколько примеров, как Бог совершал Свой праведный суд в отмщение грешникам.
I. Смотрите, как Он обошелся с согрешившими ангелами. Заметьте:
1. Никакое превосходство не освобождает грешника от наказания. Ангелы, превосходящие нас в силе и познании, нарушили закон Божий, и приговор закона исполнился над ними без всякого милосердия или смягчения, ибо Бог не пощадил их. Обратите внимание на следующее.
2. Чем большим превосходством обладает преступник, тем более суровым будет его наказание. Ангелы, превосходившие людей по достоинству своей природы, были немедленно наказаны. Им не было пощады даже на несколько дней, никакого благоволения не было оказано им.
3. Грех унижает и лишает достоинства того, кто совершил его. Ангелы небесные были низвергнуты с высоты и лишены всей их славы и достоинства из-за непослушания. Всякий грех против Бога оборачивается злом для самого грешника.
4. Восставшие против Бога небесного будут отправлены в ад. Нет никакого промежуточного места или положения между высотой славы и глубиной погибели, где бы им позволено было остаться. Если тварь грешит на небе, она должна страдать в аду.
5. Грех есть дело тьмы, поэтому тьма есть возмездие за грех. За тьмой греха следует тьма несчастий и мучений. Не желающие ходить во свете и по указанию закона Божиего будут лишены света Его лица и утешения Его присутствия.
6. Как грех связывает людей для наказания, так страдания и муки держат их под наказанием. Адский мрак, составляющий их страдание, держит их так, что они не могут избавиться от своих мучений.
7. Мера мучений не достигнет своей последней ступени, пока не наступит день суда. Хотя согрешившие ангелы уже в преисподней, тем не менее они соблюдаются на день великого суда.
II. Смотрите, как Бог обошелся с древним миром, — точно так же, как и с ангелами. Он не пощадил древний мир. Здесь заметим:
1. Количество преступников, как и их достоинство, не имеет никакого значения для обретения благоволения. Если согрешил весь мир, то и наказание распространяется на всех.
2. Если найдется всего лишь несколько праведников, то они будут сохранены. Бог не погубит праведного с неправедным. В гневе Он помнит о милости.
3. Тот, кто в век всеобщего развращения и упадка был проповедником правды, содержа слово жизни в безупречном и примерном хождении, будет спасен в день всеобщей гибели.
4. Бог может использовать в качестве орудия мщения для наказания грешников то, что первоначально Он сотворил и предназначил для их пользы. Он уничтожил весь мир водой, но отметим:
5. Что было причиной этого: то, что это был мир нечестивых. Нечестие ставит людей вне Божией защиты и подвергает их полному уничтожению.
III. Смотрите, как Бог обошелся с Содомом и Гоморрой; хотя местность, где они располагались, была подобна саду Господню, однако, так как они, живя на такой плодородной земле, погрязли в грехе, то Бог скоро превратил ее в бесплодную, и хорошо орошаемая земля стала пылью и пеплом. Отметим:
1. Ни политические союзы, ни конфедерации не уберегут грешника от Божиего суда. Законное правительство Содома и окрестных городов защитило их не лучше, чем ангелов — их высокое достоинство, и древний мир — огромное количество людей.
2. Бог использует для наказания неисправимых грешников противоположные стихии. Он уничтожил первый мир водой, а Содом — огнем. Тот, Кто удерживает огонь и воду от нанесения вреда Своему народу (Ис 43:2), может использовать их для уничтожения Своих врагов; поэтому они никогда не могут чувствовать себя в безопасности.
3. Самые гнусные грехи навлекают самые суровые суды. Те, что прославились своими омерзительными пороками, стали известными благодаря особым карам, постигшим их. Грешившие очень много против Бога должны рассчитывать на самое страшное возмездие.
4. Наказание грешников в прошлые века предназначено как пример будущим поколениям. «Проследите за ними, не только, в какое время они жили, но и каков был их образ поведения и путь жизни». Люди, живущие нечестиво, должны знать, чего им следует ожидать, если они будут продолжать идти путем нечестия. Примем как предостережение все эти примеры Божиего возмездия, записанные для нашего наставления, чтобы мы, следуя греховным путем, не надеялись избежать наказания.
Стихи 7−9. Когда Бог истребляет нечестивых, Он избавляет праведного, посылая огонь и серу на развратных, защищает головы праведников, и они укрываются в день Его гнева. Примером такого избавления служит спасение Лота.
1. Характеристика Лота: он назван праведным, в его сердце преобладали праведные наклонности и таковым было, в основном, его поведение. Бог определяет человека праведным или неправедным не по отдельному поступку, но по общему направлению его жизни. И вот среди самого развратного и распутного рода, совершенно лишенного всего доброго, живет праведный человек. Он не следует за большинством на зло, но живет праведно в городе неправедных.
2. Какое впечатление производили на этого праведного человека грехи других. В то время как грешники находят удовольствие в грехе, праведной душе он доставляет огорчение и мучение. В дурном обществе не избежать либо греха, либо огорчения. Пусть тревожат нас грехи других, иначе мы не сможем сохранить себя чистыми от них.
3. Здесь особенно отмечается, что огорчения и мучения, какие испытывал этот добрый человек, были продолжительными и непрерывными: ежедневно. Постоянно видя и слыша беззаконные дела жителей Содома, он не примирился с ними, и отвращение, вызываемое ими, не уменьшилось у него. Таковым был праведный человек, которого Бог сохранил от суда, уничтожившего все вокруг него. Этот пример убеждает нас в том, что Бог знает, как избавлять Своих людей и наказывать Своих врагов. Здесь предполагается, что праведных ожидают искушения и испытания. Сатана и его помощники будут наносить им раны, чтобы привести их к падению; и если мы хотим достичь неба, то должны пройти через многие скорби. Поэтому наш долг — учитывать это и быть готовыми к этому. Заметьте здесь:
(1) Бог знает Своих. Он сберегает благочестивых для Себя, и если в пяти городах есть всего лишь один праведник, Он знает Его.
(2) Мудрость Божия никогда не бывает в затруднении относительно путей и средств избавления Своих людей. Они сами часто находятся в крайнем затруднении и не видят путей выхода, но у Бога много путей для избавления их.
(3) Избавление благочестивых — это дело Бога, дело, в котором Он лично участвует: Его мудрость замышляет, как спасти их, а Его сила осуществляет само избавление от искушения, чтобы удержать их от падения в грех и чтобы они не погибли в своих бедствиях. И если Он может избавить их от искушения, то, конечно, мог бы и сохранить их от него, если бы не видел необходимости в таком испытании.
(4) Бог делает огромное различие в Своем обращении с благочестивыми и нечестивыми. Спасая Своих людей от уничтожения, Он предает Своих врагов заслуженной погибели. Нечестивые не имеют части в спасении, которое Бог совершает для праведных. Они сберегаются ко дню суда. Здесь мы видим:
[1] Существует день суда. Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную.
[2] Сохранение нераскаянных грешников — это всего лишь соблюдение их на день откровения праведного суда Божиего.
Стихи 10−22. Поскольку цель апостола состоит в том, чтобы предостеречь и вооружить нас против обольстителей, то он обращается теперь к более подробному обсуждению этих людей и дает описание их характера и поведения, которые вполне оправдывают праведного Судию, соблюдающего их для самого сурового и тяжелого наказания, подобно тому как Каин был взят под особую защиту, с тем чтобы сохранить его для необычайного возмездия. Но почему Бог таким образом поступает с лжеучителями? Апостол объясняет это далее.
I. Они идут вслед скверных похотей плоти, они следуют помыслам и желаниям своих сердец, предаются водительству своего собственного плотского ума, отказываясь склонить свой разум к божественным откровениям и привести всякое помышление в послушание Христу; они действуют в своей жизни прямо противоположно святым Божиим заповедям и сообразуются с требованиями своей испорченной природы. Порочные убеждения часто сопровождаются порочной жизнью, и кто выступает за распространение заблуждения, тот стоит и за преуспевание в нечестии. Они не хотят довольствоваться достигнутой ими меры беззаконий, им недостаточно отстаивать, сохранять и защищать беззаконие, которое они уже совершили, но они идут вслед скверных похотей плоти, продолжают свой греховный путь, и все более и более возрастают в нечестии и достигают все большей степени нечистоты и осквернения; они презирают тех, кого Бог поставил начальствовать над ними и к кому Он требует почтения. Они презирают установление Божие, и нам не следует этому удивляться, ибо они дерзки и своевольны, упрямы и непокорны, они не только питают презрение в своем сердце, но и не страшатся языками своими злословить высших.
II. Апостол усугубляет их вину, приводя в пример совершенно иное поведение более превосходных творений — ангелов, о которых он говорит, что:
1. Они превосходят крепостию и силою даже тех, кто облечен властью и силой среди сынов человеческих, и намного более — этих лжеучителей, злословящих власти и правителей; добрые ангелы значительно превосходят нас во всех природных и нравственных качествах: в силе, в разумении, а также в святости.
2. Божии ангелы — обвинители грешных тварей, либо таких же, как они сами, либо людей, либо тех и других. Те, кому позволено созерцать лицо Божие и стоять перед Его престолом, не могут не ревновать о Его чести и не обвинять тех, кто Его бесчестит.
3. Ангелы выносят обвинение согрешившим творениям перед Господом; они не разглашают об их грехах и не рассказывают об их преступлениях подобным себе, клевеща и злословя, но делают это пред Господом, Который есть Судия и воздаст за всякое нечестие и неправду.
4. К своим обвинениям против самых нечестивых и самых страшных преступников добрые ангелы не примешивают ни грубых оскорблений, ни позорящих укоризн. И мы, молящиеся о том, чтобы воля Божия творилась и на земле, как на небе, будем подражать в этом ангелам; свои жалобы на нечестивых людей будем высказывать Богу, причем без гнева и оскорблений в их адрес, но с сочувствием к ним и в спокойном духе, чтобы доказать свою принадлежность Тому, Кто кроток и милостив.
III. Показав (ст. 11), как не похожи эти обольстители лжеучители на превосходнейшие творения, теперь апостол указывает (ст. 12) на их сходство с низшими творениями: они как конь, как лошак несмысленный, они как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление. Люди, находящиеся под властью греха, очень далеки от соблюдения божественного откровения, они не размышляют о нем и не живут соответственно его указаниям. Они ходят видением, а не верою и судят о вещах согласно своим чувствам, одобряя и ценя то, что приятно и приемлемо для их чувств. Бессловесные животные следуют своим инстинктивным потребностям, и грешники следуют наклонностям своего плотского ума, они отказываются использовать свой разум, данный им Богом, и поэтому невежественны относительно того, что должны и могли бы знать. Отсюда следует:
1. Причиной злословия является невежество.
2. Результатом этого невежества будет погибель. Эти люди истребятся в своем растлении. Их пороки не только навлекают на них грядущий гнев Божий, но и в этой жизни часто подвергают их несчастьям и гибели; эти дерзкие беззаконники, гордящиеся своим позором и находящие особое удовольствие в том, чтобы открыто грешить, справедливо заслуживают всех наказаний в этой жизни и величайших мучений в будущей. Поэтому все случающееся с ними есть всего лишь справедливое возмездие за беззаконие. Грешники, делающие развлечение из зла, обманывают самих себя и оскверняют все, к чему прикасаются, ибо одним грехом они подготавливают себя к другому; их расточительные пиршества, неумеренность в пище и питье приводят их ко всякого рода распущенности, так что глаза у них исполнены любострастия, их похотливые взгляды выдают их собственные нечистые страсти и направлены к тому, чтобы возжигать подобные похоти в других; и они делают это непрестанно — сердце их не может насытиться похотью, и глаза непрестанно ищут того, что могло бы удовлетворить их нечистые желания; кто сам постоянно и дерзко грешит, очень усердно и часто с успехом обольщает других, увлекая их в такой же разгул. Но заметим здесь, что самой большой опасности увлечения заблуждением подвергаются неутвержденные. Те, чьи сердца не утверждены благодатью, легко уклоняются на путь греха, а иначе над ними не смогли бы одержать победы эти презренные распутные твари, которые не только похотливы и разгульны, но также и алчны, их сердца приучены к любостяжанию; они жаждут богатства, стремление их душ направлено к благам этого мира; изобретение путей к обогащению составляет их главное занятие, в этом упражняются их сердца, и в результате они осуществляют свои замыслы. Не следует удивляться тому, что таких людей, предающихся похотям всякого рода, апостол называет сынами проклятия, ибо они подлежат проклятию Божиему, провозглашенному на нечестивых и неправедных людей, и они несут с собой это проклятие всем, кто слушает их и соглашается с ними.
IV. Апостол доказывает, что они — сыны проклятия (ст. 15−16), алчные люди, каковых гнушается Господь, отмечая:
1. Они оставили прямой путь; иначе и не могло быть, своекорыстные люди не могут идти прямым путем, так как он есть путь самоотречения.
2. Они свернули на неправильный путь: они заблудились и уклонились от пути жизни и вступили на путь, ведущий к смерти, в ад; апостол подтверждает это, показывая, что они идут по следам Валаама, сына Восорова.
(1) Путь, на который приводит человека мзда неправедная, есть путь неправды.
(2) Вознаграждение, которого ожидают и надеются получить грешники, — временные земные блага, но они часто разочаровываются в них.
(3) Чрезмерная любовь к благам этого мира совращает человека с пути, ведущего его к обладанию несравненно лучшими благами иного мира; любовь к богатству и почестям совратила Валаама с пути долга, хотя он знал, что избранный им путь неугоден Богу.
(4) Те, кто виновен в тех же самых делах и совершает их из тех же самых принципов, что и великие грешники, являются, согласно определению Бога, последователями этих отъявленных преступников, поэтому должны рассчитывать на то, что окажутся в конце концов там же, где и они; в ином мире они разделят участь с теми, кому подражали в этом.
(5) Упорные, ожесточенные грешники иногда получают обличение в своих беззакониях. Бог останавливает их на их путях, заставляя говорить их совесть, или изумляет и устрашает их каким-нибудь потрясающим происшествием.
(6) Хотя необычайные обличения могут на какое-то время остудить дерзость человека и помешать его продвижению по греховному пути, однако они не заставят его оставить путь неправды и встать на путь святости. Если бы обличение грешника в его беззаконии могло вернуть его на путь долга, то, конечно, и обличение Валаама возымело бы такое действие, ибо с ним произошло поразительное чудо: бессловесная ослица, из уст которой никто не мог ожидать обличения, заговорила, причем человеческим голосом, обратившись к своему владельцу и хозяину (названному здесь пророком, ибо Господь иногда являлся ему и говорил с ним, Чис 22:23−24; в действительности же он был среди пророков Божиих, как Иуда среди апостолов Иисуса Христа), обнаружила безумие его поступка и воспротивилась его продвижению по злому пути, однако все было напрасно. Тот, кто не поддается обычным обличениям, едва ли оставит греховный путь под воздействием какого-то чудесного явления. Валаам был удержан от проклятия народа, но он так сильно жаждал славы и богатства, обещанных ему, что при всех наложенных на него ограничениях он сделал все от него зависящее для получения их.
V. Апостол продолжает описание лжеучителей (ст. 17), представляя их:
1. Как безводные источники. Отметим:
(1) Служители должны быть подобны источникам, из которых народ Божий может черпать наставления, указания, утешения, но (2) Лжеучители ничего не могут дать тем, кто обращается к ним; слово истины — это слово жизни, оно оживляет принимающих его, а лжеучители содействуют распространению заблуждений, в них нет истины, они уподобляются пустым источникам. Поэтому напрасно ожидать от них, невежественных и пустых, что они могут напитать нас и наполнить знаниями.
2. Как облака и мглы, гонимые бурею. Когда мы видим облако, то ожидаем, что оно прольет освежающий поток, но обольстители подобны облакам, не проливающим дождя, потому что они гонимы ветром; они водимы не Духом Святым, а своими собственными честолюбием и корыстью. Они поддерживают и распространяют идеи, наиболее выгодные им самим; как облака препятствуют проникновению солнечных лучей и омрачают небо, так и они омрачают Провидение словами без смысла, не содержащими истины; поскольку эти люди распространяют тьму в этом мире, то вполне справедливо, что их участь в будущем мире — мрак тьмы. Абсолютная тьма была приготовлена для диавола, великого обольстителя, и его ангелов, помощников, используемых им, для того чтобы отвращать людей от истины; поэтому им приготовлен мрак тьмы, причем вечной тьмы; адский огонь тоже вечен, и дым из преисподней поднимается во веки веков. Такое обращение Бога с лжеучителями вполне справедливо, потому что:
(1) Они увлекают тех, с кем общаются, и улавливают их в сети, как рыбак ловит рыбу.
(2) Они достигают этого, произнося надутое пустословие — высокопарные изречения, в которых много шума, но мало смысла.
(3) Они воздействуют на плотские похоти и порочные наклонности человека, предлагая им приятное для них.
(4) Они обольщают людей, отставших и держащихся на расстоянии от распространяющих вредные и пагубные заблуждения. Отметим:
[1] Прилежанием и усердием обольстители достигают мастерства и ловкости в распространении заблуждений. Они искусны и удачливы, как рыбаки, ежедневно занимающиеся рыбной ловлей. Их задача состоит в том, чтобы увлекать учеников за собою, и в их методах есть нечто достойное замечания, — то, как они приготовляют приманку для людей, которых хотят уловить.
[2] У лжеучителей есть преимущество в борьбе за овладение человеком они улавливают его с помощью его же плотских похотей, в то время как служители Христа побуждают человека к самоотречению и умерщвлению тех самых похотей, которым другие потворствуют; неудивительно поэтому, что истина не преобладает, а заблуждения так широко распространяются.
[3] Люди, в течение какого-то времени сохранявшие верность истине и чистоту от всяких заблуждений, могут быть так обмануты лукавством и усердием обольстителей, что снова впадут в заблуждения, от которых едва отстали. «Поэтому будьте всегда на страже, сохраняйте благочестивую ревность о самих себе, исследуйте Писания, молитесь, чтобы Дух Святой наставил и утвердил вас в истине, ходите смиренно перед Богом, остерегайтесь всего, что может вынудить Его предоставить вас превратному уму, чтобы лжеучители не уловили вас красивым и правдоподобным обманом, обещая свободу всем, слушающим их, не истинную христианскую свободу для служения Богу, а греховную распущенность, свободу следовать помыслам и похотям своего сердца». Чтобы предостеречь нас против этих людей, ищущих себе последователей, апостол говорит, что обещая другим свободу, они сами являются жалкими рабами, рабами тления, ибо их собственные похоти одержали над ними полную победу и, фактически, они находятся у них в полном порабощении, исполняя желания плоти, удовлетворяя ее страсти, соглашаясь с ее указаниями и подчиняясь ее велениям. Их умы повреждены, и сердца развращены настолько, что у них нет ни сил, ни желания отвергать то, что навязывается им. Они побеждены и пленены своими духовными врагами и предали свои члены в рабы неправедности; какой позор — быть побежденными и покоренными теми, кто сам является рабом тления, рабом собственных похотей! Размышление об этом должно предохранять нас от уловления обольстителями; к сказанному Петр добавляет (ст. 20): быть обольщенным теми, что сами являются рабами греха, быть плененным диаволом, к его великому удовольствию, — это не только позорно, но и приносит реальный вред тем, кто отстал от находящихся в заблуждении, ибо последнее для таковых бывает хуже первого. Здесь мы видим:
Во-первых, Очень хорошо избегать скверн мира и удерживаться от грубых и позорных грехов, хотя еще и нет полного обращения и изменения, которое производит спасительная благодать ибо таким образом мы храним себя от огорчения тех, кто поистине благочестив, и от поощрения тех, кто откровенно нечестив; если же мы вместе с другими ведем себя необузданно и предаемся грехам века сего, то смущаем и приводим в уныние стремящихся жить по Евангелию и укрепляем руки открыто восстающих против Всевышнего, а сами при этом все более отчуждаемся от Бога и ожесточаем против Него свои сердца.
Во-вторых, Некоторые люди на время избегают скверн мира чрез познание... Христа, не будучи при этом обновленными духом ума своего. Религиозное воспитание сдерживает многих, еще не обновленных Божией благодатью; если мы восприняли свет истины и имеем умозрительное познание о Христе, это может принести нам некоторую пользу, но мы должны полюбить истину и сокрыть Божие слово в своем сердце, так как иначе оно не освятит и не спасет нас.
В-третьих, Некоторые, избегшие на время скверн мира, с самого начала улавливаются и обольщаются лжеучителями, смущающими людей правдоподобными и обманчивыми возражениями против истин евангельских, в результате чего наиболее невежественные и неустойчивые начинают колебаться и сомневаться в истинности учения, принятого ими, потому что не могут решить трудные вопросы и ответить на все возражения, выдвигаемые лжеучителями.
В-четвертых, Если человек однажды запутывается в сквернах мира, то легко побеждается ими, поэтому христиане должны держаться Слова Божиего и остерегаться желающих смутить их, потому что если люди, избегши скверн мира.., опять запутываются в них.., то последнее бывает для таковых хуже первого.
VI. В последних двух стихах этой главы апостол доказывает, что состояние отступления хуже, чем состояние неведения, ибо является поношением пути истины: приобретя некоторое познание о пути истины и выразив некоторое расположение к нему, отступники своим поведением заявляют, что обнаружили какую-то неправду в этом пути праведности и в слове истины — какую-то ложь. Подвергать поношениям добрый путь Божий и вызывать ложные обвинения на путь истины означает навлекать на себя суровое осуждение; гибель таких отступников от Христа и предателей Евангелия более неизбежна, чем любых других грешников, ибо:
1. Наибольший гнев возгорается у Бога на тех, кто своим поведением выказывает презрение к Евангелию и непослушание закону, кто позорит и оскорбляет Его благодать.
2. Диавол наиболее пристально наблюдает за теми, удерживая их, кто возвратился назад после того, как ушел от него и исповедовал себя последователем Господа Иисуса Христа, Мф 12:45; они содержатся под более усиленной охраной, и неудивительно поэтому, что они лижут свою блевотину, возвращаясь к тем же самым заблуждениям и беззакониям, какие некогда оставили и, казалось бы, отвергли, и идут валяться в грязи, от которой как будто бы были очищены. Итак, если Писание дает такое описание христианства, с одной стороны, и греха — с другой, которое мы имеем в этих двух стихах, то нам, безусловно, следует высоко ценить первое и твердо держаться его, ибо это есть путь правды и святой заповеди, и отвращаться последнего, удаляясь от него как можно дальше, потому что он представлен как нечто отвратительное и омерзительное.
толкование Мэтью Генри на 2-е послание Петра, 2 глава