В этой главе апостол объясняет обязанности мужей и жен в отношении друг друга, начиная с обязанностей жен, ст. 1−7. Он призывает христиан к единству, любви, сочувствию, миру и терпению в страданиях; к тому, чтобы они противостояли злословиям своих врагов, не платя им злом за зло или ругательством за ругательство, но благословляя их и с готовностью давая отчет в своей вере и уповании, сохраняя при этом добрую совесть, ст. 8−17. Чтобы поощрить их к этому, он указывает им на пример Христа, Который страдал, Праведник за неправедных, однако наказал древний мир за непокорность и спас несколько душ, сохранивших верность в дни Ноя, ст. 18−22.
Стихи 1−7. Объяснив долг подданных по отношению к государственной власти и обязанности слуг по отношению к их господам, апостол переходит к объяснению долга жен и мужей.
I. Чтобы жены-христианки не думали, что обращение к Христу и их права на все христианские привилегии освобождают их от покорности неверующим мужьям или мужьям-иудеям, апостол здесь говорит им:
1. В чем состоит долг жен.
(1) В повиновении, или в нежной покорности воле своих мужей и в послушании их справедливому авторитету, такое услужливое поведение жен будет самым надежным способом приобрести тех непокорных и неверующих мужей, которые отвергают слово или не принимают никаких других доказательств его истинности, кроме благоразумного, миролюбивого и примерного жития жен своих. Запомним:
[1] Каждые конкретные отношения предусматривают конкретные обязательства, служители должны объяснять их, а народ — понимать.
[2] Радостное повиновение и любовное, почтительное уважение — это долг жены-христианки по отношению к своему мужу, каким бы он ни был, добрым или злым; таким был долг Евы перед Адамом до их падения, и до сих пор от жен требуется то же самое, хотя теперь это намного труднее, чем было раньше, Быт 3:16; 1Тим 2:11.
[3] Хотя цель Евангелия — покорять и приобретать души для Иисуса Христа, однако много есть таких упорных людей, которые не приобретаются словом.
[4] После слова Божиего нет ничего более действенного для приобретения людей, чем доброе поведение и тщательное исполнение родственных обязанностей.
[5] Нечестие и неверие не упраздняют родственных уз и не освобождают от обязанностей, обусловленных родственными отношениями; жена должна исполнять свой долг перед мужем, если даже он не покоряется слову (2) В страхе, или в почтении к своим мужьям, Еф 5:33.
(3) В чистом житии, за которым тщательно наблюдают их неверующие мужья.
[1] Нечестивые люди очень строго следят за поведением верующих; их любопытство, зависть и подозрительность заставляют их пристально наблюдать за путями и жизнью добрых людей.
[2] Чистое житие, сопровождаемое должным уважением к каждому человеку, — прекрасный способ приобрести их для веры в Евангелие и заставить покориться слову.
(4) В предпочтении украшения души украшению тела.
[1] Апостол устанавливает правило относительно одежды верующих женщин, ст. 3. Запрещаются три вида украшения: плетение волос, к чему в те времена обычно прибегали распутные женщины; золотые уборы, или золотые украшения, какие в свое время носили Ревекка, Есфирь и другие благочестивые женщины, но впоследствии ими стали украшать себя, главным образом, блудницы и порочные люди; нарядность в одежде, то есть излишняя изысканность. Запомним:
Во-первых, Верующие люди должны заботиться о том, чтобы их внешнее поведение полностью соответствовало их христианскому исповеданию: Будьте святы во всех поступках.
Во-вторых, Внешнее украшение тела очень часто бывает чувственным и чрезмерным; например, когда оно не соответствует званию и положению в этом мире; когда вы гордитесь им и возноситесь; когда вы одеваетесь с намерением очаровать и соблазнить кого-то; когда ваша одежда слишком богата; когда покрой вашего платья чересчур причудлив в подражание легкомысленным и тщеславным людям; когда ваша одежда неприлична и экстравагантна. Украшения блудницы не пристали целомудренной жене-христианке.
[2] Вместо внешнего украшения тела, апостол учит христианок украшать себя более превосходными и прекрасными украшениями, ст. 4. Заметьте здесь:
Во-первых, Что подлежит украшению — сокровенный сердца человек, то есть душа, сокровенный, внутренний человек. Надо заботиться больше об украшении души, нежели тела.
Во-вторых, Каким должно быть украшение. Душу следует украшать тем, что нетленно, то есть дарами и плодами Духа Святого. Украшения тела уничтожаются молью и снашиваются, но дары Божии становятся тем ярче и прекраснее, чем больше мы ими пользуемся. Самым лучшим украшением христианки является кроткий и молчаливый дух, спокойный покладистый характер, свободный от страстей, гордости и чрезмерного гнева, обнаруживающий себя в кротком услужливом поведении в своей семье. Если муж груб и не расположен к вере (как было в случае добродетельных жен, к которым обращается апостол), то нет более надежного способа приобрести его, чем благоразумное и кроткое поведение. Кроткий дух, по крайней мере, даст ей самой душевное спокойствие, которое, будучи видимым для окружающих, станет ее украшением в глазах мира.
В-третьих, Превосходство кроткого и молчаливого духа. Кроткий и молчаливый дух драгоценен перед Богом и любезен людям. Запомним:
1. Главная забота истинного христианина заключается в правильном управлении своим собственным духом. Где кончается труд лицемера, там начинается труд истинного христианина.
2. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину.
2. Поскольку обязанности жен-христианок трудны по своей природе, то апостол усиливает их с помощью примеров:
(1) Святых жен прошлого, уповавших на Бога, ст. 5. «Вы, как и эти святые жены, не можете претендовать на извинения, ссылаясь на то, что вы являетесь слабым полом. Они жили в древние времена, имели меньше знаний и меньше примеров для своего ободрения и, тем не менее, во все века исполняли этот долг; они были святыми женами, поэтому их пример для вас обязателен; они уповали на Бога, однако не пренебрегали своим долгом перед мужем; обязанности, налагаемые на вас, быть кроткого духа и покорными своим мужьям, не новы, они практиковались величайшими и наилучшими женщинами в мире».
(2) Сарры, которая повиновалась своему мужу и последовала за ним, когда он вышел из Ура Халдейского, не зная куда идет, и называла его господином, тем самым выказав ему почтение и признав его власть над собой, хотя Бог с неба провозгласил ее царицей, изменив ее имя. «Вы — дети ее, если подражаете ей в вере и в добрых делах и не оставляете исповедуемой вами истины из страха перед собственными мужьями, а также и не пренебрегаете своими обязанностями перед ними, но охотно, не по принуждению и не из страха, исполняете их, ради совести перед Богом и из сознания своего долга». Запомним:
[1] Бог тщательно отмечает поступки всех мужчин и женщин в этом мире и хранит записи о них.
[2] Покорность жен своим мужьям — долг, который исполнялся повсеместно всеми святыми женщинами во все века.
[3] Самая великая честь для каждого мужчины и для каждой женщины заключается в том, чтобы в любом положении и в любых условиях, в какие их поставило провидение, вести себя смиренно и верно.
[4] Бог отмечает все доброе, что есть в Его рабах, но покрывает множество их недостатков: неверие и насмешка Сарры не упоминаются при прославлении ее добродетелей.
[5] Христиане должны исполнять свой долг в отношении друг друга не из страха, не по принуждению, но по доброй воле и из послушания Божиим установлениям. Жены должны покоряться своим грубым мужьям не из страха, но из желания быть добродетельными женами и угодить Богу.
II. Далее рассматривается долг мужей по отношению к женам.
1. Отдельные элементы его:
(1) Сожительство, которое запрещает неоправданное разделение супругов и подразумевает совместное владение имуществом и личное общение друг с другом в любви и согласии (в англ. тексте вместо слова обращайтесь стоит живите. — Прим. переводчика).
(2) Обращайтесь благоразумно с женами, не с похотью, как животные, и не со страстью, как бесы, но благоразумно, как подобает разумным и трезвым мужчинам, знающим Слово Божие и свой долг.
(3) Оказывая им честь — оказывая им должное уважение, поддерживая ее авторитет, защищая ее личность, содействуя ее доброй репутации, находя удовольствие в общении с ней, обеспечивая ее щедрым содержанием и доверяя ей.
2. Причины, обуславливающие этот долг. Потому что она — немощнейший сосуд по своей природе и по своей конституции и поэтому нуждается в защите; но в других отношениях, более возвышенных, она равна своему мужу, является сонаследницей благодатной жизни, всех благословений этой и другой жизни, поэтому они должны жить друг с другом мирно, в противном случае их совместной молитве и молитве друг за друга могут быть препятствия, так что часто бывает так, что «вы не просите совсем, а если просите, то просите с расстроенным и раздраженным духом, и поэтому безуспешно». Запомним, (1) Немощи женского пола не являются основанием для разобщения или неуважения, но, напротив, в этом состоит причина для почтения и уважения к ним: Оказывая им честь, как немощнейшим сосудам (в англ. переводе. — Прим. переводчика).
(2) Все наследники благодатной жизни достойны чести.
(3) Все верующие, состоящие в браке, должны стараться жить в мире и любви, чтобы семейные ссоры не препятствовали успеху их молитв.
Стихи 8−15. Далее апостол переходит от частных к более общим увещаниям.
I. Он учит нас, как должны обращаться друг с другом христиане и друзья. Он советует христианам быть единомысленными, единодушными в убеждениях своей общей веры и в исполнении своего общего религиозного долга; поскольку многие христиане в то время переживали скорби, он предписывает им быть сострадательными, братолюбивыми, милосердными к тем, кого постигло горе, и дружелюбными со всеми. Сделаем из этого вывод:
1. Христиане должны стремиться к единодушию в главных вопросах веры, в неподдельной любви и в практике христианской жизни; они должны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим 15:5), по Слову Божиему, а не в угоду человеку.
2. Хотя христиане не могут быть абсолютно единомысленны, тем не менее они должны сострадать друг другу и любить друг друга, как братья; они не должны преследовать и ненавидеть друг друга, а любить любовью большей, чем обычная привязанность, братской любовью.
3. Христианство требует сострадательности к несчастным и вежливости ко всем. Только отъявленные грешники или низкие отступники не заслуживают вежливого обращения, 1Кор 5:11; 2Ин 1:11.
II. Апостол учит нас, как мы должны обращаться со своими врагами. Он знал, что христиане будут ненавидимы и гонимы всеми за имя Христа, поэтому:
1. Он предостерегает их, чтобы они не воздавали злом за зло, или ругательством за ругательство, но, напротив, «когда вас ругают, вы благословляйте, когда вам говорят злые слова, вы говорите добрые; ибо Христос Своим словом и Своим примером призвал вас благословлять проклинающих вас и завещал вам благословение как вечное наследие, хотя вы и недостойны его». Терпеливо переносить обиды и благословлять своих врагов — это путь для получения Божиих благословений. Запомним:
(1) Воздавать злом за зло или ругательством за ругательство — это греховная, нехристианская практика; власти могут наказывать злодеев, а частные лица могут требовать судебной защиты, когда их обидели, но личная месть в виде драки, скандала или тайного вредительства запрещена, Притч 20:22; Лк 6:27; Рим 12:17; 1Фес 5:15. Ругать — это значит бранить резкими, неприятными и укоризненными словами, но когда служители строго укоряют и горячо осуждают грехи, это не значит ругаться; все пророки и апостолы поступали таким образом, Ис 56:10; Соф 3:3; Деян 20:29.
(2) Закон Христа обязывает нас воздавать благословением за проклятие (Мф 5:44): «...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Вы не должны оправдывать их грехи, но должны делать для своих врагов все, что требует справедливость или повелевает милосердие». Мы должны любить, сострадать и молиться за проклинающих нас.
(3) Призвание христианина не только наделяет его славными привилегиями, но и налагает на него трудные обязательства.
(4) Все истинные слуги Божии безусловно наследуют благословение, они уже теперь в значительной степени владеют им, но полностью будут обладать им в ином мире.
2. Апостол дает превосходный совет тем, кто хочет спокойно и счастливо жить в этом злобном мире, ст. 10; он заимствован из книги Псалмов 33:13−15. «Если вы действительно хотите, чтобы ваша жизнь была долгой и ваши дни — мирными и благополучными, то удерживайте свой язык от брани, злоречия, клеветы, а уста — от лжи, обмана и лицемерия. Старайтесь не причинять своим ближним никакого вреда, но будьте всегда готовы творить добро и побеждать зло добром; ищите мира со всеми, стремитесь к нему, хотя он и уходит от вас. Это самый лучший способ расположить людей хорошо отзываться о вас и жить с вами мирно». Запомним, (1) Божиим людям Ветхого и Нового заветов предписываются одни и те же нравственные обязанности; удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей — таково было правило в дни Давида, и таким же оно остается в наши дни.
(2) Вполне законно рассматривать временные привилегии как мотив, побуждающий людей к благочестию.
(3) Благочестивая жизнь, особенно умение управлять своим языком, — это наилучший путь к достижению спокойной и благополучной жизни; искренний, безвредный и сдержанный язык это единственное средство, могущее спокойно и мирно провести нас через этот мир.
(4) Избегать зла, делать добро есть путь к довольству здесь и к блаженству — там.
(5) Долг христианина состоит не только в том, чтобы принимать мир, когда его предлагают, но искать и стремиться к миру, когда его отвергают; здесь имеется в виду мир между сообществами и частными лицами, в противоположность делениям и распрям.
3. Христианам не следует опасаться, что их терпение и незлобивость, предписываемые апостолом, навлекут на них жестокость их врагов, ибо на их сторону встанет Сам Бог: Потому что очи Господа обращены к праведным.., ст. 12; Он особо отмечает их, они находятся под Его постоянным водительством, Он оказывает им особенное уважение и любовь. И уши Его к молитве их; так что, если их кто-то обидит, у них есть это средство, они могут пожаловаться своему небесному Отцу, Чьи уши всегда внимательны к молитвам Своих рабов, переживающих трудности, и Кто, конечно, поможет им против нападок их неправедных врагов. Но лицо Господне против делающих зло; Его гнев, недовольство и мщение будут неотступно следовать за ними, ибо Бог — больший враг жестоких преследователей, чем люди. Отметим:
(1) Мы не должны понимать буквально все места Священного Писания, необходимо исследовать их смысл и значение, а иначе будем увлечены богохульными заблуждениями и нелепыми утверждениями; мы не должны воображать, что Бог имеет уши, глаза и лицо, хотя именно так говорится в Священном Писании.
(2) Бог особенно заботится и по-отечески любит всех Своих праведных людей.
(3) Бог всегда слышит молитвы верных, Ин 9:31; 1Ин 5:14; Евр 4:16.
(4) Хотя Бог бесконечно благ, тем не менее Он ненавидит нераскаявшихся грешников и изольет Свой гнев на делающих зло. Бог всегда справедлив и Он совершит правосудие над всем миром, и Его благость не помешает Ему сделать это.
4. Дальнейший настоятельный призыв к смиренному и терпеливому поведению христиан, обоснованный двумя доводами:
(1) Это самый верный и лучший способ предотвратить страдания: И кто сделает вам зло?.. (ст. 13). Я полагаю, что говоря это, апостол имел в виду христиан в обычных условиях, а не в период жестоких гонений. «Обычно лишь немногие бывают настолько жестоки и нечестивы, чтобы вредить тому, кто живет такой честной и полезной жизнью, как вы».
(2) Таким путем можно использовать страдания во благо себе. «Если вы ревнители доброго, и тем не менее страдаете, то это страдания за правду (ст. 14), они будут вашей славой и вашим блаженством, так как дают вам право на блаженства, обещанные Христом» (Мф 5:10); поэтому:
[1] «Вы не должны страшиться ничего, чем бы они ни устрашали вас, вас не должны смущать и беспокоить ни ярость, ни сила ваших врагов». Запомним:
Во-первых, Всегда ревновать о добром — это самое лучшее направление, которое мы можем избрать для обеспечения безопасности в пути.
Во-вторых, Страдать за правду это честь и счастье христианина; страдать за дело истины, ради сохранения доброй совести или верности какому-либо христианскому долгу великая честь; в этом случае утешение больше, чем мучение, слава больше, чем позор, и приобретение больше, чем потеря.
В-третьих, У христиан нет причин страшиться угроз или ярости никаких своих врагов. «Ваши враги — Божии враги, Его лицо против них, Его власть выше их они находятся под Его проклятием и ничего не могут сделать вам без Его позволения, поэтому не смущайтесь».
[2] Вместо того чтобы бояться страхом человеческим, Господа Бога святите в сердцах ваших.., ст. 15; ...Он — страх ваш, и Он трепет ваш! (Ис 8:13). Не бойтесь убивающих тело.., бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну, Лк 12:4−5. Мы святим Господа Бога в своих сердцах, когда искренно и ревностно поклоняемся Ему, когда думаем о Нем с благоговением и трепетом, когда уповаем на Его силу, надеемся на Его верность, подчиняемся Его мудрости, подражаем Его святости и воздаем Ему славу, достойную Его совершенств. Мы святим Бога перед другими, когда наше поведение вдохновляет и их прославлять и чтить Его; от нас требуется то и другое, Лев 10:3. «Когда этот принцип глубоко укоренится в вашем сердце, следующее, что от вас требуется в отношении людей, — это всегда быть готовыми, то есть способными дать ответ, или оправдать и защитить веру, исповедуемую вами, причем всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, в том уповании, которое вы имеете или ради которого терпите такие трудности в этом мире». Запомним, Во-первых, Благоговейное сознание Божиих совершенств — самое лучшее средство против страха перед страданиями, если мы больше боимся Бога, то людей, конечно, будем бояться меньше. Во-вторых, Упование и вера христианина могут быть защищены перед всем миром. Христианская вера имеет под собой доброе основание, это не какие-то человеческие фантазии, но разумная система, данная по откровению с неба, отвечающая всем нуждам несчастных грешников и полностью сосредоточенная на славе Бога через Иисуса Христа. В-третьих, Каждый христианин обязан дать отчет о своем уповании и защитить его. Христиане должны быть готовы обосновать свое христианство, чтобы не могло показаться, будто они движимы безрассудством или пустым воображением. Возможно, придется не раз и не два защищать свою веру, так что христианин должен быть всегда готов сделать это и перед властями, когда они потребуют, и перед любознательным христианином, желающим знать об этом либо ради большей осведомленности, либо в целях своего совершенствования. в-четвертых, Исповедание своей веры следует делать с кротостью и благоговением; защищать свою веру следует скромно и кротко, в страхе Божием, наблюдая за собою и благоговея перед Тем, Кто является высшим для нас.
Стихи 16−17. Ничто так хорошо не подтверждает исповедание христианской веры, как указанные здесь два средства — добрая совесть и доброе житие. Совесть добрая тогда, когда она хорошо исполняет свои функции сохраняется чистой и непорочной, свободной от сознания вины; тогда она оправдает вас, если даже люди осудят вас. Доброе житие во Христе — это святая жизнь по учению Христа и по Его примеру. «Наблюдайте хорошо за своей совестью и за своей жизнью, и тогда, хотя люди будут злословить вас и ложно обвинять как злодеев, вы сумеете оправдать себя, а обвиняющих вас — постыдить. Возможно, вы думаете, что тяжело страдать за добрые дела, за чистоту совести и за доброе житие, но не смущайтесь, ибо для вас лучше (а для ваших врагов хуже) пострадать за добрые дела, нежели за злые». Запомним:
1. Самые честные люди не могут избежать осуждения и клеветы со стороны злых людей; они будут злословить их как злодеев и обвинять в преступлениях, отвратительных для их души; так же обращались со Христом и Его апостолами.
2. Добрая совесть и доброе житие — это самый верный способ сохранить доброе имя, они обеспечивают отличную и прочную репутацию.
3. Ложные обвинения обычно оборачиваются позором для обвиняющих, поскольку в конце концов обнаруживаются их безрассудство, несправедливость, лживость и жестокость.
4. Господь допускает иногда, чтобы добрые люди пострадали за свои добрые дела, за свою честность и за веру.
5. Как добрые дела могут навлекать на доброго человека страдания, так и злые не освобождают злого человека от них. Апостол предполагает, что человек может пострадать и за те и за другие. Если страдания доброго человека за его добрые дела так жестоки, то каковы будут страдания злого человека за его злые дела? Печально состояние того человека, кто одновременно грешит и страдает, грех делает страдания чрезвычайными, бесполезными, безутешными и губительными.
Стихи 18−20. В этом разделе:
I. В качестве аргумента в пользу терпения в страданиях Петр приводит пример Христа; мы более отчетливо увидим силу этого аргумента, если рассмотрим некоторые мысли, заключенные в этом отрывке. Отметим.
1. Сам Христос не был избавлен от страданий в этом мире, хотя не имел никакого греха и мог бы уклониться от них, если бы захотел.
2. Причиной Его страданий были грехи людей: Христос... пострадал за грехи наши. Страдания Христа были подлинным и справедливым наказанием, Он перенес это наказание ради искупления и возмещения греха, и оно покрыло все грехи.
3. В случае страданий нашего Господа праведный страдал за неправедных, Он заменил нас и понес вместо нас наши грехи. Тот, Кто не знал греха, пострадал за тех, кто не знал правды.
4. Достоинство и совершенство жертвы Христа таковы, что Ему было достаточно пострадать один раз. Жертвы, приносимые по закону, повторялись изо дня в день и из года в год, а жертва Христа, принесенная однажды, уничтожила грех, Евр 7:27; Евр 9:26,28; Евр 10:10,12,14.
5. Благословенная цель Его страданий привести нас к Богу, примирить нас с Богом, открыть нам доступ к Отцу, сделать нас и наше служение угодными Ему и ввести нас в вечную славу, Еф 2:13; Еф 3:12; Евр 10:21−22.
6. Что касается Самого Христа, то результатом и исходом Его страданий было умерщвление Его по плоти и последующее оживление Духом. Итак, если Христос не был избавлен от страданий, то почему христиане должны избежать их? Если Он страдал, чтобы искупить грехи, то почему бы нам не быть довольными, когда страдаем только для испытания и исправления, а не для искупления? Если Он, совершенно праведный, страдал, то почему бы не страдать нам, преступникам? Если Он, однажды пострадав, вошел в славу, то не должны ли и мы быть терпеливыми в скорбях, ведь они скоро закончатся, и мы последуем за Ним в Его славу? Если Он страдал, чтобы привести нас к Богу, то не должны ли и мы покориться трудностям, приносящим нам так много пользы, так как они побуждают нас обратиться к Богу и исполнять свой долг перед Ним?
II. Апостол переходит от примера Христа к примеру древнего мира и напоминает иудеям, которым он писал, о разной участи тех, кто уверовал во Христа, проповедовавшего им через Ноя, и покорился Ему, и тех, кто продолжал упорствовать и не уверовал в Него; этим самым он намекал иудеям на то, что они находились под таким же приговором. Бог не будет терпеть их намного дольше, чем тех. Ныне им предложена милость, и принявшие ее будут спасены, а отвергшие Христа и Евангелие погибнут так же определенно, как погибли непокорные во дни Ноя.
1. Для объяснения этого обратим внимание на следующее:
(1) Проповедник — Иисус Христос, принимавший участие в делах Церкви и мира с тех пор, как Адам получил первое обетование о Нем, Быт 3:15. Он сошел, не в смысле перемещения в пространстве, но тем особым образом, о котором часто говорится относительно Бога, Быт 11:5; Ос 5:15; Мих 1:3. Он.., сошед, проповедал, состязался с ними Духом Своим, вдохновлял и делал способными Еноха и Ноя призывать их к покаянию и проповедовать им правду, 2Пет 2:5.
(2) Слушатели. В то время когда апостол говорил о них, они были уже мертвы и свободны от телесной оболочки, поэтому он называет их духами, находящимися ныне в темнице, а не потому, что они были в темнице, когда Христос проповедовал им, как представлено в латинском переводе (Вульгате. — Прим. переводчика) и как толкуют паписты.
(3) Грех этих людей: они были непокорными, то есть упорными, не поддающимися убеждению и неверующими, как означает это слово; этот грех усугублялся терпением и долготерпением Божиим (ожидавшим их в течение ста двадцати лет), во дни Ноя, во время строения ковчега; этим строительством, а также своей проповедью Ной предостерегал их об угрожающем им бедствии.
(4) Исход всего этого: их тела утонули во время потопа, а души были ввергнуты в преисподнюю, названную здесь темницей (Мф 5:25; 2Пет 2:4), Ной же и его семья, которые поверили Богу и были покорны Ему, спаслись в ковчеге.
2. Из всей этой истории мы узнаем, что:
(1) Бог точно учитывает все средства и преимущества, какими располагали люди всех времен для спасения своих душ; относительно древнего мира записано, что Христос предлагал им помощь, посылал им Своего Духа, делал серьезное предостережение через Ноя и долго ожидал их исправления.
(2) Хотя Божие терпение долго ожидает грешников, однако в конце концов оно истощается; без конца ожидать человека впустую — это недостойно величия Бога всевышнего.
(3) Дух непокорных грешников сразу после выхода из тела заключается в темницу преисподней, откуда нет освобождения.
(4) Путь большинства — не самый лучший, не самый мудрый и не самый безопасный, лучше последовать за восемью в ковчег, нежели за восемью миллионами, поглощенными водами потопа и осужденными на геенну.
Стихи 21−22. Спасение Ноя в ковчеге от воды символизирует спасение всех искренних христиан в Церкви через крещение; то временное спасение посредством ковчега было прообразом, а первообразом является вечное спасение верующих посредством крещения; чтобы предотвратить ошибки относительно крещения:
I. Апостол объясняет, что он подразумевает под спасающим крещением; это не внешний обряд омовения водой, вода сама по себе не может сделать ничего, кроме смывания грязи с тела; но это крещение, включающее в себя правдивое обещание верной и доброй совести, которая обязывается верить и полностью посвятить себя Богу — Отцу, Сыну и Духу Святому и одновременно отказывается от плоти, мира и сатаны. Завет, заключаемый при крещении и соблюдаемый, несомненно спасает нас. Омовение — это лишь видимый знак, это символический акт.
II. Апостол показывает, что эффективность крещения для спасения основана не на совершенном акте, а на воскресении Христа, предполагающем Его смерть; оно является основанием нашей веры и упования, мы сообразуемся с ним, умирая для греха и воскресая к святости и новой жизни. Запомним:
1. Таинство крещения, принятого правильно, является средством и залогом спасения. Так и нас ныне... крещение... спасает. Богу угодно сообщать нам Свои благословения в установленных Им таинствах и посредством этих таинств, Деян 2:38; Деян 22:16.
2. Внешнее участие в крещении без обещания доброй совести и без доброго жития не спасает человека. Необходимо обещание доброй совести Богу. Возражение. Дети не могут дать такого обещания, поэтому не могут быть крещены. Ответ. Истинное обрезание — это обрезание сердца и духа (Рим 2:29), в те времена дети не были более способны к этому, чем наши дети — дать обещание доброй совести, однако их разрешалось обрезать в возрасте восьми дней. Поэтому дети членов христианской церкви могут быть допущены к этому таинству по той же самой причине, по какой допускались дети иудеев, если нет никакого ясно выраженного запрета Христа на это.
III. Упомянув о смерти и воскресении Христа, апостол говорит далее о Его вознесении и пребывании одесную Отца как о предмете, над которым верующие могут размышлять для своего утешения во время страданий, ст. 22. Если Христос достиг такой славы после глубокого унижения, то пусть последователи Его не отчаиваются, но надеются, что после кратковременных страданий они достигнут необыкновенной радости и славы. Запомним:
1. Иисус Христос, завершив Свои труды и страдания здесь, на земле, вознесся на небо, Деян 1:9−11; Mк 16:19. Он восшел на небо, чтобы получить Свой венец и славу (Ин 17:5), закончить ту часть Своего посреднического труда, какую не мог завершить на земле, ходатайствовать за Свой народ, чтобы доказать совершенство Своей жертвы, дать в наследство Своему народу небо, приготовить для него обители и послать им Утешителя как первый плод Его ходатайства, Ин 16:7.
2. Восшед на небо, Христос сел на престоле одесную Отца. Слово сел, сказанное о Нем, означает полный отдых и прекращение всяких страданий и скорбей, возвышение до самого высочайшего достоинства и положения наивысшей власти.
3. Ангелы, власти и силы — все покорились Иисусу Христу; всякая власть на небе и на земле — управлять, давать законы, заповеди, выносить окончательный приговор — доверена Иисусу, Богочеловеку, Который врагов Своих удостоит вечной скорби и позора, а Своих рабов — вечной радости и покоя.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Петра, 3 глава