В предыдущих главах мы видели, как Вождь спасения нашего сражался с силами тьмы, как они наступали на Него и как Он решительно наступал на них. Победа, казалось, переходила из рук в руки и была то за одной, то за другой из враждующих сторон. Но к концу она все же склонилась на сторону врагов Христа, и наш Вождь пал пораженный ими. Вот, Бог отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага. Христос, лежащий в гробе, уподобился ковчегу Божьему, оказавшемуся в храме Дагона. Враги Христа, казалось, подчинились силам тьмы, но как бы от сна воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, Пс 77:61,65. В этой главе Князь мира нашего вновь набирает силы, выходит из гроба Победителем, даже более чем просто победителем, пленившим плен. Несмотря на то что ковчег Божий был пленником, Дагон падает перед ним ниц, и это доказывает, что никто не может устоять перед святым Господом Богом. Итак, поскольку воскресение Христа является одной из фундаментальных основ нашей веры, нам необходимо иметь неопровержимые доказательства его. Четыре из этих доказательств содержатся в данной главе, и это всего лишь некоторые из многих, ибо Лука и Иоанн дают более обширный перечень доказательств воскресения Христа, чем Матфей и Марк. Здесь мы находим:
I. Свидетельство ангела о воскресении Христа, ст. 1−8.
II. Явление Самого воскресшего Христа женщинам, ст. 9−10.
III. Признание противников, охранявших гроб, ст. 11−15.
IV. Явление Христа ученикам в Галилее и поручение, которое Он дал им, ст. 16−20.
Стихи 1−10. В этих стихах содержатся свидетельства Ангела, а также самого Христа, доказывающие истинность Его воскресения. Теперь нам кажется, что лучше было бы, если было представлено достаточное число свидетелей, которые бы видели, как отваливал камень ангел и как оживало мертвое Тело, подобно тому как народ видел, как из гроба вышел Лазарь, и тогда не осталось бы уже никаких сомнений, но не будем указывать Безграничной Мудрости, Которая распорядилась так, чтобы свидетели воскресения Христа видели Его воскресшим, но не видели, как Он воскрес. Его воплощение было тайной, такой же тайной было и Его второе воплощение (если так можно выразиться), это новое творение тела Христа для Его прославленного состояния; и потому оно совершилось в тайне. ...Блаженны не видевшие и уверовавшие. Христос представил такие доказательства Своего воскресения, которые подтверждены Писаниями и словом, которое Он говорил (Лк 24:6; Лк 24:7−44; Mк 16:7); ибо мы должны ходить верою, а не видением. Здесь мы находим:
I. Приход добродетельных женщин к гробу.
Заметьте:
1. Когда они пришли. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели... (ст. 1). Это дает отправную точку для определения времени воскресения Христа.
(1) Он воскрес на третий день после Своей смерти. Это было то время, которое Он неоднократно предсказывал и которое Он в точности соблюл. Погребен Он был вечером шестого дня недели, а воскрес утром первого дня следующей недели, так что Он находился в гробе около тридцати шести или тридцати восьми часов. Он пробыл в гробе все это время с тем, чтобы доказать, что Он действительно был мертв, но пролежал в нем не дольше этого времени, чтобы Ему не увидеть тления. Он воскрес на третий день, чтобы подтвердить знамение пророка Ионы (Мф 12:40) и исполнить предсказание (Ос 6:2): «...в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его».
(2) Он воскрес по истечении иудейской субботы, а то была пасхальная суббота. Весь тот день Он пролежал в гробе, что означает упразднение иудейских праздников и других частей ритуального закона, а также то, что Его народу следует быть мертвым к таким обрядам и обращать на них не больше внимания, чем то, которое обращал Он, когда лежал во гробе. На шестой день Христос завершил Свой труд, сказав: «Совершилось!» В седьмой день Он покоился, а затем, в первый день следующей недели Он как бы начал творить новый мир и приступил к новому труду. Итак, никто да не осуждает нас за несоблюдение новомесячий или иудейских суббот, которые в действительности были лишь тенью будущего, но их сущностью был Христос. Далее можно отметить то, что время, в течение которого святые лежат в могиле, является для них субботой (такой, какой была иудейская суббота, заключавшаяся, главным образом, в отдыхе для тела), ибо в ней они успокаиваются от всех трудов своих (Иов 3:17), и все это благодаря Христу.
(3) Он воскрес в первый день недели. В первый день первой недели Бог повелел свету воссиять из тьмы, поэтому Тот, Который должен был стать Светом миру, воссиял из тьмы могилы. И, поскольку суббота седьмого дня недели была погребена со Христом, она и воскресла в субботу первого дня недели, названную днем Господним, Откр 1:10. С этого времени никакой другой день недели не упоминается во всем Новом Завете как день покоя, и этот день часто упоминается в нем как день, который христиане благоговейно соблюдали в торжественных собраниях в честь Христа, Ин 20:19,26; Деян 20:7; 1Кор 16:2. Если освобождение Израиля из земли северной вытеснило воспоминания об освобождении из Египта (Иер 23:7−8), то насколько больше наше спасение, совершенное Христом, затмевает славу прежних дел Божьих. Суббота была учреждена в память о завершении дела творения, Быт 2:2. Человек посредством своего мятежа сделал несовершенным это совершенное дело Божье, которое с того момента ни разу не было полностью восстановлено до тех самых пор, пока Христос не восстал из мертвых, пока небеса и земля не были совершены заново, пока разрушенные воинства небесные не были вновь приведены в порядок и пока день, в который это было сделано, не был по справедливости благословен и освящен, равно как и седьмой день после этого. Воскресший из мертвых в этот первый день недели есть Тот же Самый, Кем и для Кого было когда-то сотворено все и теперь творится заново.
(4) Он воскрес на рассвете этого дня. Он воскрес, как только можно было сказать, что наступил третий день — время, предпосланное для Его воскресения. После того, как Он был взят от Своего народа, Он возвращается со всякой поспешностью и оканчивает дело по правде настолько скоро, насколько это было возможно. Он сказал ученикам, что, хотя вскоре они не увидят Его, все же опять вскоре увидят Его, и потому Он совершил это вскоре настолько поспешно, насколько это было возможно, Ис 54:7−8. Христос воскрес на рассвете дня, потому что тогда Восток свыше снова посетил нас, Лк 1:78. Страдания Христа начались ночью; когда Он висел на кресте, солнце померкло; Его положили в гроб, когда сумерки опустились на землю; но из гроба Он восстал перед самым восходом солнца, ибо Он есть звезда светлая и утренняя (Откр 22:16), истинный Свет. Те, кто с раннего утра принимается за исполнение религиозных упражнений христианской субботы, чтобы в конце оказаться победителями, тем самым следуют примеру Христа и примеру Давида, молившегося: «... Тебя от ранней зари ищу я...»
2. Кто пришел к гробу. Это были Мария Магдалина и другая Мария, те самые женщины, которые присутствовали при Его погребении и потом сидели против гроба, как прежде стояли у креста. Они и теперь пришли, чтобы выразить свою любовь к Христу, все еще осведомляясь о Нем. Итак, познаем, если будем стремиться познать Господа. Здесь не сообщается, была ли с ними Дева Мария; вполне вероятно, что возлюбленный ученик, который взял ее в свой дом, не позволял ей ходить ко гробу плакать там. То обстоятельство, что они служили Христу не только до гроба, но и тогда, когда Он оказался во гробе, представляет подобную заботу Христа о Своих в то время, когда они во тьме постелили постель свою. Как святые любили Христа в гробе, так и Христос любит святых в гробе, ибо смерть и гроб не могут разорвать узы любви, связывающие их.
3. Для чего они пришли к гробу. Другие евангелисты отмечают, что они пришли помазать Тело, Матфей же указывает на то, что они пришли посмотреть гроб и убедиться, все ли было в таком виде, в каком они оставили его. Возможно, они слышали, что первосвященники поставили у гроба стражу, но не были в этом уверены. Они пришли, чтобы еще раз выразить свое почтение к дорогим останкам их возлюбленного Учителя, и, возможно, не без мыслей о Его воскресении, ибо они не могли совершенно забыть все то что Он говорил им об этом.
Примечание: посещения кладбищ очень полезны для христиан, ибо они становятся привычными для них и снимают с них покров ужаса. Особенно же это справедливо в отношении посещения гроба нашего Господа Иисуса, где грех можно видеть погребенным и скрытым от глаз людей, что является прообразом нашего освящения и служит величайшим доказательством искупительной любви, славно сияющей даже в стране тени смертной.
II. Явление им ангела Господня, ст. 2−4. Здесь мы находим описание того, как произошло воскресение Христа, делающее известными нам те его обстоятельства, которые нам необходимо знать.
1. Сделалось великое землетрясение. Когда Он умер, земля, принимавшая Его, содрогнулась от ужаса; теперь же, когда Он восстал, земля, отдавшая Его, прыгала от радости видя, как Он возвеличился. Это землетрясение как бы расторгло узы смерти и оттряхнуло оковы могилы — и предстал Желаемый всеми народами, Агг 2:6−7. Это был сигнал победы Христа; на нее указывало то, что когда небеса возвеселились, то и земля тоже восторжествовала. Это был прообраз того потрясения, которым будет потрясена земля во время всеобщего воскресения мертвых, когда гор не станет и острова убегут, чтобы земле уже больше не скрывать убитых своих. Когда стали сближаться кости, кость с костью своею, в долине произошли шум и движение, Иез 37:7. Царство Христа, которое сейчас должно было быть восставлено, заставило землю дрожать и сокрушило ее. Освященные и пережившие вследствие своего освящения воскресение к духовной жизни ощущают в своей душе что-то похожее на землетрясение, подобно Павлу, который пришел в трепет и ужас.
2. Ангел Господень сошел с небес. Ангелы часто служили нашему Господу Иисусу: во время Его рождения, в Его искушении, в Его предсмертном борении. Но, когда Он оказался на кресте, мы не находим того, чтобы ангел служил Ему: когда Отец оставил Его, они тоже удалились от Него. Теперь же, когда Он восстал во славе, которую имел прежде основания мира, теперь, вот, Ангелы Божьи поклоняются Ему.
3. Ангел приступил, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Наш Господь Иисус мог бы отвалить камень и Сам, собственной Своей силой, но пожелал, чтобы это сделал ангел. Этим Он хотел показать, что, взявшийся расплатиться за наш грех, который был вменен Ему в вину, и оказавшийся под арестом вследствие этого вменения, Он не разрушил темницу, а получил честное и законное освобождение с небес. Он не разрушал темницы, а был послан служитель отвалить камень и так отворить темничную дверь, которая никогда бы не отворилась, если бы Он не совершил полного искупления. Но, будучи предан за грехи наши, Он, чтобы сделать совершенным это освобождение, воскрес для оправдания нашего. Он умер, чтобы заплатить наш долг, и воскрес, чтобы принять наше освобождение. Камень наших грехов был привален к двери гроба нашего Господа Иисуса (и мы видим, что приваливание большого камня означает принятие на себя вины, 1Цар 14:33), но, чтобы показать, что Божье правосудие удовлетворено, ангелу было поручено отвалить этот камень. Не то чтобы ангел воскресил Его из мертвых (он был причастен к воскрешению Христа не больше тех, кто участвовал в воскрешении Лазаря, отняв камень от его гроба), но он таким образом сообщил о согласии Неба на Его освобождение и о радости Неба в связи с этим. Враги Христа приложили к этому камню печать, приняв, подобно Вавилону, решение не отпускать пленников своих; может ли быть отнята у сильного добыча?.. Ибо это был их час, но все силы смерти и тьмы находятся под контролем Бога света и жизни. Ангел с небес имеет власть сорвать печать, хотя бы это была большая печать Израиля, и силу отвалить камень, каким бы большим он ни был. Так, отнимаются у сильного пленники. Тот факт, что ангел сидел на камне, который он отвалил от гроба, достоин внимания и свидетельствует об уверенной победе над всеми препятствиями, чинимыми воскресению Христа. Он сидел на нем, не давая всем силам ада придвинуть его обратно к входу в гроб. Христос воздвигает Себе седалище покоя и седалище суда на сопротивлении Своих врагов; Господь восседает над потопом. Спугнув черную стражу врагов, ангел сидел у гроба, подобно некоему стражу; он сидел, ожидая женщин, готовый дать отчет о Его воскресении.
4. ...Вид его был как молния, а одежда его бела как снег, ст. 3. Это был видимый образ того, что мы называем великолепным и прославленным, — образ славы невидимого мира, которой не присущи оттенки. Его взгляд на стерегущих был подобен вспышке молнии, он блеснул молниею и рассеял их, Пс 113:6. Белизна его одежды была символом не только чистоты, но и радости и торжества. Когда Христос умер, небожители были в глубоком трауре, что проявилось в затмении солнца; когда же Он воскрес, они вновь облачились в славные одежды. Слава этого ангела представляла славу Христа, принять которую Он теперь и воскрес, ибо это описание ангела очень напоминает описание преображенного Христа, Мф 17:2. Когда же после воскресения Он беседовал с учениками, тогда Он полагал на нее покрывало, а это уже указывало на славу святых, которую примут они в свое воскресение когда пребудут, как Ангелы Божьи на небесах.
5. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые, ст. 4. То были воины, думающие о себе, что они ничего не боятся, однако один только вид ангела привел их в ужас. Так, когда восстал Сын Божий на суд, крепкие сердцем стали добычею, Пс 75:6,10.
Примечание: воскресение Христа в такой же мере является радостью для Его друзей, в какой оно является ужасом и смятением для Его врагов. Они пришли в трепет; слово ἐσείσθησαν является производным от слова σεισμὸς, употребленного для обозначения землетрясения в ст. 2. Когда потряслась земля, тогда были потрясены и сыны земли, чей удел на земле, тогда как те, чье блаженство на небесах, не боятся, хотя бы поколебалась земля.
Стерегущие стали как мертвые, когда ожил Тот, Кого они стерегли, и когда вместе с Ним пробудились те, от кого они стерегли Его. Когда они поняли, что понесли полное поражение в том деле, на которое были поставлены, это привело их в ужас. Они были поставлены здесь для того, чтобы стеречь мертвого человека в его гробу — самая легкая задача из всех, какие когда-либо ставились перед ними, однако она оказалась слишком трудной для них. Им было сказано, что следует ожидать нападения группы трусливых и слабых учеников, которые, устрашившись их, сразу же придут в трепет и станут как мертвые, но они пришли в изумление, когда увидели, что им противостоит сильный Ангел, которому они не отважились даже взглянуть в лицо. Так, Бог наводит страх на Своих врагов, Пс 9:21.
III. Слово, которое ангел сказал женщинам, ст. 5−7.
1. Он ободряет их и развеивает их страхи, ст. 5. Что-то ужасное таит в себе приближение к гробам и могилам, особенно в безмолвии и одиночестве, но еще ужаснее было для этих женщин увидеть у гроба ангела; но он тут же успокаивает их, говоря: «Не бойтесь... Стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые, но вы не бойтесь». Пусть боятся на Сионе грешники, ибо у них есть основания для страха, но ты, Авраам, не бойся, ни верное семя Авраамово. Для чего детям Сарры, которые делают добро, смущаться от какого-либо страха? (1Пет 3:6). «Не бойтесь. Пусть нисколько не удивляет вас та весть, которую я вам принес, ибо вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Пусть это вас не пугает, ибо Его воскресение несет в себе утешение для вас. Не бойтесь, я не причиню вам никакого вреда и не сообщу вам никакой недоброй вести. Не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса. Я знаю, вы защитники этого дела. Я пришел не устрашить, а ободрить вас».
Примечание: у тех, кто ищет Иисуса, нет никаких оснований для страха, ибо если они будут усердно искать Его, то найдут Его и откроют в Нем своего щедрого Воздаятеля. Все наши благочестивые искания Господа Иисуса замечены и отмечены на небесах. ...Знаю, что вы ищете Иисуса... И мы, также как и они, услышим в ответ слова благие, слова утешительные: «...вы ищете Иисуса распятого...» Ангел напоминает им о том, что Он был распят, чтобы еще более подчеркнуть их любовь к Нему: «Вы все еще ищете Его, хотя Он и был распят; и, несмотря на это, вы по-прежнему продолжаете оказывать Ему благодеяния».
Примечание: истинные верующие любят Христа и ищут Его не только невзирая на то, что Он был распят, но и потому, что Он был распят.
2. Он заверяет их в том, что Христос воскрес, и этого было достаточно для того, чтобы их страхи развеялись, ст. 6. ...Его нет здесь: Он воскрес... Если бы им было сказано только то, что Его нет здесь, то это не было бы приятной новостью для ищущих Его, если бы при этом не было добавлено также и то, что Он воскрес.
Примечание: для тех, кто ищет Христа и не находит Его там, где надеется Его найти, утешительно знать, что Он воскрес. Даже если мы не находим Его так, чтобы у нас при этом была возможность Его ощупать, Он все равно воскрес. Мы не должны прислушиваться к тем, которые говорят: «Вот, здесь Христос», или: «там», ибо Он не здесь и не там: Он воскрес. Во всех наших поисках Христа мы должны помнить о том, что Он воскрес, и, таким образом, искать Его воскресшего.
(1) Не с какими-то грубыми, плотскими помышлениями о Нем. Были те, которые знали Христа по плоти, но с тех пор мы уже не знаем Его таким, 2Кор 5:16. Верно то, что у Него было тело, но теперь это уже прославленное тело. Те кто пытается как-то изобразить Христа, забывают о том, что Его нет здесь, Он воскрес. Наше общение с Ним должно быть духовным, совершаемым посредством веры в Его слово, Рим 10:6−9.
(2) Мы должны искать Его с великим почтением и смирением и с благоговейным отношением к Его славе, ибо Он воскрес. Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, и потому пред именем Его должны преклониться всякое колено и всякая душа.
(3) Мы должны искать Его, помышляя о горнем. Когда мы будем готовы сделать этот мир своим домом и сказать: «Хорошо нам здесь быть», вспомним тогда о том, что нашего Господа Иисуса нет здесь, Он воскрес. Поэтому пусть также и наши сердца не останутся здесь, но тоже воскреснут и станут искать горнего, Кол 3:1−3; Флп 3:20.
Ангел указывает женщинам на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Христа.
[1] На то, что слово Его, которое они могли помнить, теперь исполнилось: ...Он воскрес, как сказал... Это Он и подтверждает как истинный предмет веры: «Он сказал, что воскреснет, а вы знаете, что Он есть сама Истина, и потому имеете все основания для того, чтобы верить в то, что Он воскреснет. Почему же вы так медлительны сердцем, чтобы веровать тому, что Он сказал?» Никогда не будем считать странным для себя то, на что слово Христа воскресило наши надежды, будь то нынешние временные страдания или та слава, которой надлежит открыться в будущем. Если мы будем помнить то, что Христос сказал нам, то не будем удивляться тому, что Он делает с нами. Когда ангел сказал: «...Его нет здесь, Он воскрес...», он тем самым дал понять, что проповедует им не иное Евангелие, как то, которое они уже приняли, ибо он сам ссылается на слово Христа как на достаточное свидетельство, подтверждающее неизменность Его святого характера. ...Он воскрес, как сказал...
[2] На то, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст: ...подойдите, посмотрите место, где лежал Господь... «Сопоставьте то, что вы слышали, с тем, что вы видите, и, собрав вместе то и другое, вы уверуете. Вы видите, что Его нет здесь, и, если вы вспомните слова, сказанные Им прежде, вы сможете удостовериться в том, что Он воскрес. Подойдите, посмотрите место, и вы увидите, что Его нет там. Вы увидите, что Его невозможно было украсть оттуда, а потому вы должны будете заключить, что Он воскрес».
Примечание: прийти и оком веры посмотреть место, где лежал Господь, может оказаться полезным и благотворным для нас. Посмотрите на оставленные Им там знаки Своей любви, явленной в таком снисхождении ради нас. Посмотрите, каким мягким и немрачным Он сделал для нас это ложе, побывав в нем прежде в собственном лице. Когда мы смотрим вглубь могилы, в которую когда-то и нам должно будет лечь, тогда, чтобы не приходить при виде ее в ужас, заглянем вглубь той могилы, в которой лежал Господь, посмотрим на то место, где лежал наш Господь, как сказано в арамейском переводе. Ангелы, также как и мы, признают Его Своим Господом, ибо всякое отечество на небесах и на земле именуется от Него.
3. Ангел повелевает им сообщить эту новость Его ученикам, ст. 7. ...Пойдите скорее, скажите ученикам Его... Им, вероятно, было очень приятно осматривать гроб и беседовать с ангелами. Им было здесь хорошо, но их ожидало другое поручение. День сей был днем радостной вести, и хотя они были первыми обладателями этого утешения, первыми вкусили его благость, тем не менее они не должны были одни пользоваться этой благой вестью, не должны были удерживать при себе обретенный ими мир, подобно тем прокаженным, 4Цар 7:9. Они должны были пойти сказать ученикам.
Примечание: служению обществу должно отдаваться предпочтение перед нашим личным общением с Богом, ибо блаженнее давать, нежели принимать. Заметьте:
(1) Ученикам Христа надлежит первым услышать эту весть. Ангел не сказал: «Пойдите, скажите первосвященникам и фарисеям, чтобы они пришли в смущение», но: «Скажите ученикам, чтобы они утешились». Бог предвкушает радость Своих друзей более, нежели позор Своих врагов, хотя полная мера того и другого явится впоследствии. «Скажите ученикам Его; может быть, они поверят вашему свидетельству, поэтому скажите им:
[1] Чтобы, угнетенные нынешними печалями и собственным рассеянием, они ободрились». Это время было гнетущим для них, объятых скорбью и страхом, поэтому каким утешением было бы для них слышать сейчас, что их Учитель воскрес.
[2] Чтобы они сами еще глубже принялись расследовать это дело». Этот страх был послан им затем, чтобы пробудить их от этого странного оцепенения, охватившего их, и воскресить их надежды. Полученное известие должно было побудить их искать Христа и приготовиться к Его явлению. Общие намеки побуждают людей к более тщательным поискам. Сейчас они услышат о Нем, но уже очень скоро увидят Его. Христос открывается постепенно.
(2) Эти женщины посылаются для того, чтобы известить о случившемся учеников таким образом они становятся как бы апостолами для апостолов. Для них это была честь и вознаграждение за неизменную преданность Христу, проявленную ими у креста и у гроба, а для учеников — укор за то, что они оставили Его. Бог все еще избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное, и кладет сокровище не только в глиняные сосуды, но и в немощные, как это видно здесь. Как та жена, прельстившись предложениями злого ангела, первая впала в преступление (1Тим 2:14), так эти жены, получив верное знание из указаний доброго ангела, первые поверили в искупление от преступления силою воскресения Христа, дабы тем, что составляет их непрестанную хвалу, был уравновешен и снят упрек в адрес слабого пола.
(3) Им было велено пойти скорее с этим поручением. Почему? Зачем нужна была такая спешка? Разве эта новость могла потерять свою свежесть, разве она не была бы принята ими в любое время? Да, но они теперь были преисполнены печалью, а Христос хотел поскорее утешить их. Когда Даниил смирял себя перед Богом за грех, ангелу Гавриилу было поручено быстро прилететь с посланием утешения, Дан 9:21. Мы всегда должны быть готовы:
[1] Повиноваться заповедям Божьим, Пс 118:60.
[2] Делать добро нашим братьям и нести им утешение, как те, которые могут сострадать и сочувствовать им на основании собственного опыта; не говорите: пойди и приди опять, и завтра я дам, но дайте им сейчас, без промедления.
(4) Им было дано указание сказать ученикам, чтобы они встречали Его в Галилее. Были и другие явления Христа им прежде того известного явления в Галилее, явления неожиданные и удивительные; но Он пожелал, чтобы одно явление было торжественным и публичным, и заранее известил их о нем. Итак, это общее собрание и эта встреча были назначены в Галилее, в восьмидесяти-ста милях от Иерусалима:
[1] Ради тех из Его учеников, которые оставались в Галилее и не восходили в Иерусалим (возможно, они не могли прийти); поэтому Он пожелал отправиться в ту страну, чтобы явить Себя там Своим друзьям. ...Знаю твои дела, и что ты живешь там... Христос знает, где живут Его ученики, и желает посетить их.
Примечание: прославленный Христос не забывает Своих незнатных и бедных учеников, но великодушно являет Себя даже тем, кто далеко находится от того места, где преизобилует благодать.
[2] Из сочувствия к немощи Своих учеников, которые находились сейчас в Иерусалиме, но боялись иудеев и не осмеливались показываться при народе, и потому эта встреча была перенесена в Галилею. Христос знает о наших страхах, учитывает нашу немощь и потому назначил свидание с Ним там, где меньше всего была опасность того, что это общение с Ним будет нарушено Его врагами.
Наконец, ангел торжественно подтверждает истинность своих слов, которые он сказал им: «Вот, я сказал вам. Можете не сомневаться в истинности моих слов и доверять им: это сказал вам я, тот, который не смеет говорить ложь». ...Чрез Ангелов возвещенное слово было твердо... (Евр 2:2). Прежде Бог имел обыкновение возвещать Свою волю Своему народу посредством служения ангелов, как это было при передаче закона; но, поскольку Он вознамерился отказаться во времена Евангелия от такого способа сообщения Своей воли (ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную и не им определил быть проповедниками Евангелия), этот ангел и был теперь послан засвидетельствовать ученикам о воскресении Христа, чтобы они в свою очередь могли возвещать о нем миру, 2Кор 4:7. Говоря: «...вот, я сказал вам», он как бы снимает с себя ответственность за их неверие в том случае, если они не примут сказанного им слова, и возлагает ее на них. Он как бы говорит: «Я исполнил данное мне поручение, верно передал вам мое свидетельство, теперь вы рассмотрите его, поверьте ему на свой собственный страх и риск. Я сказал вам, будете ли вы слушать или не будете».
Примечание: те посланники Божьи, которые верно исполняют порученное им, могут быть спокойны и не переживать за успех дела, Деян 20:26−27.
IV. Женщины отправляются от гроба, чтобы возвестить о случившемся ученикам ст. 8. Заметьте здесь:
1. В каком состоянии духа они пребывали. Они со страхом и радостью великою побежали; то было странное смешение страха и радости в одно и то же время и в одной и той же душе. Слышать о том, что Христос воскрес, было радостно, но входить в гроб, видеть ангела и беседовать с ним — все это не могло не вызвать страха. Эта весть была добрая, но они боялись того, что она слишком хороша для того, чтобы показаться правдивой. Однако заметьте: об их радости сказано, что она была великой, а об их страхе так не сказано.
Примечание:
(1) Святой страх всегда сопровождается радостью. Те, кто служит Господу с благоговением, служат Ему с веселием.
(2) Духовная радость всегда смешана с трепетом, Пс 2:11. Только совершенная любовь и совершенная радость изгоняют всякий страх.
2. Какую поспешность они проявили. Они побежали. Страх и радость вместе ускорили их шаг и дали им крылья для движения. Ангел повелел им пойти скорее, а они побежали. Те, кого Бог посылает с поручением, не должны медлить и терять время. Туда, где сердце расширено благой вестью Евангелия, ноги текут путем заповедей Божьих.
3. Какое поручение они выполняли. Они побежали, чтобы возвестить ученикам Его. Не было никакого сомнения в том, что эта весть обрадует учеников, поэтому они бежали, чтобы утешить их теми же самыми утешениями от Бога, которыми утешились сами.
Примечание: ученики Христа должны быть готовы поделиться друг с другом своим опытом сладостного общения с Небом, должны рассказывать другим о том, что Бог сотворил с ними и что сказал им. Радость во Христе Иисусе, подобно масти в правой руке, даст знать о себе и наполнит все вокруг благоуханием. Когда Самсон нашел мед, он принес его родителям.
V. Явление Христа женщинам, подтвердившее свидетельство ангела, ст. 9−10. Эти ревностные, добродетельные женщины не только первыми услышали весть о Нем, но и первыми увидели Его воскресшего. Тем кто желал увидеть Его, ангел повелел идти в Галилею, но прежде наступления этого времени уже здесь они увидели Того, Который жив и видит их.
Примечание: Иисус Христос часто делает больше обещанного, но никогда не меньше того; часто предупреждает ожидания веры Своего народа, но никогда не разочаровывает их. Здесь:
1. Неожиданное явление Христа женщинам. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их...
Примечание: милостивые посещения Божьи обычно встречают нас тогда, когда мы находимся на пути исполнения своих обязанностей; и тем, кто употребляет на благо другим то, что имеет, будет дано еще больше. Они не рассчитывали на эту встречу со Христом, они не знали, Песн 6:12.
Примечание: Христос всегда ближе к Своему народу, чем он думает. Им не нужно было ни сходить в бездну, чтобы возвести Христа оттуда — Его не было там, Он воскрес, — ни всходить на небо, ибо Он еще не вознесся, но Христос был выше их и по-прежнему близок к нам в Своем слове.
2. Приветствие, с которым Он обратился к ним. Радуйтесь! — χαίρετε. Мы употребляем старую английскую форму приветствия, когда желаем всякого здравия тем, кого встречаем на пути; ибо выражение радуйтесь имеет такое же значение в ее греческом эквиваленте, соответствующем еврейской форме приветствия мир вам. И это приветствие говорит:
(1) О благоволении Христа к нам и о Его желании нам счастья, и это несмотря на то, что Он был так возвышен. Хотя Он и был так превознесен, Он, как и прежде, желает нам блага и заботится о том, чтобы даровать нам утешение.
(2) О свободе и святой простоте, в которых Он всегда обращался со Своими учениками, ибо Он называл их друзьями. Однако само это греческое слово означает радуйтесь. Они были объяты одновременно и страхом, и радостью, и то, что Он сказал им (ст. 9): «Радуйтесь!», имело целью прибавить им радости и успокоить их страхи (ст. 10): «Не бойтесь...»
Примечание: Христос хочет, чтобы Его народ был весел и радостен, и Его воскресение дает ему обильный источник радости.
3. Их благоговейное почтение к Нему. И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Так они выразили:
(1) Благоговение и почтение к Нему; они пали к Его ногам, склонились в позе, выражающей поклонение, и поклонились Ему в смирении и благоговейном страхе как Сыну Божьему, ныне прославленному.
(2) Любовь и привязанность к Нему; они ухватились за Него и не отпустили Его, Песн 3:4. Как прекрасны были для них ноги Господа Иисуса! (Ис 52:7).
(3) Торжество радости, которое они переживали теперь, когда получили еще одно подтверждение факта Его воскресения; — они приняли его с распростертыми объятьями. Так точно и нам должно принимать Иисуса Христа, Который предложен нам в Евангелии: с благоговением упасть к Его ногам, держаться Его верой и с любовью и радостью прижимать Его к нашим сердцам.
4. Ободряющие слова, сказанные им Христом, ст. 10. Мы не находим того, чтобы они что-нибудь говорили Ему, их нежные объятия и восторженное поклонение говорили красноречивее всяких слов, а Он не сказал им ничего больше того, что уже сказал ангел (ст. 5,7); ибо Он всегда утверждает слово Своих посланников (Ис 44:26) и Его способ утешения Своего народа заключается в том, чтобы Духом Своим вновь говорить к их сердцам то же, что они уже прежде слышали от Его Ангелов, от служителей. Здесь заметьте:
(1) Как Он укоряет их страх. Не бойтесь... Они не должны бояться быть обманутыми этими повторяющимися извещениями о Его воскресении, не должны бояться они также и никакого вреда от явления кого-либо из мертвых, ибо эта весть, хотя и могла показаться странной, была все же истинной и благой.
Примечание: Христос восстал из мертвых, чтобы успокоить страхи Своего народа, и этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы их успокоить.
(2) Как Он повторяет данное им поручение. «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они готовились к путешествию в Галилею, и там они увидят Меня». Если есть какое общение между нашими душами и Христом, то именно Он назначает встречу, и Он обязательно исполняет то, что назначает. Иерусалим лишил себя чести принимать Его у себя, это был мятежный город, поэтому Он переносит эту встречу в Галилею. Приди, возлюбленный мой, выйдем... (Песн 7:12). Но особо следует отметить здесь то, что Он называет учеников Своими братьями. «Пойдите, возвестите братьям Моим» — не только тем из них, которые были родными Ему по плоти, но и всем остальным, ибо они все суть Его братья, Мф 12:50. Однако Он никогда не называл их так, как здесь и в Ин 20:17, до того времени, как Он воскрес. Благодаря тому, что вследствие воскресения Он был объявлен Сыном Божьим в силе, и все дети Божьи были объявленного братьями. Будучи Первенцем из мертвых, Он становится первородным между многими братиями, между всеми теми, кто соединен подобием Его воскресения. Теперь Христос уже не имел такого постоянного, такого близкого общения со Своими учениками, какое имел с ними до Своей смерти; но, чтобы они не подумали, что Он стал их чуждаться, Он дает им это внушающее любовь звание братьев и говорит: «Пойдите к братьям Моим», да исполнится Писание, говорящее, когда речь заходит о славном конце Его: Возвещу имя Твое братиям Моим... Они позорно оставили Его в страдании, но, чтобы показать, что Он смог простить и забыть, и чтобы научить нас поступать так же, Он не только не оставляет Своих намерений вновь встретиться с ними, но и называет их братьями. А поскольку все они были Его братьями, они были также братьями и друг другу и должны были любить друг друга, как братья. Тем самым, что Он признал их за Своих братьев, им была оказана великая честь, но тем же самым им был дан пример того, как в смирении следует принимать и пользоваться этой честью.
Стихи 11−15. В целях дальнейшего доказательства факта воскресения Христа здесь приводится признание противников Христа, которые стерегли темницу. И их свидетельство усиливается двумя обстоятельствами: они были очевидцами и сами видели славу воскресения, которую никто другой не видел, и они были врагами, поставленными там для того, чтобы противостоять и препятствовать Его воскресению. Здесь заметьте:
I. Как это свидетельство достигло первосвященников, ст. 11. Когда же женщины шли, чтобы возвестить ученикам эту весть, которая должна была радостью исполнить сердца их, пошли также и воины, чтобы возвестить первосвященникам ту же самую весть, которая должна была покрыть их лица бесчестьем. Некоторые из стражи, — возможно, то были старшие по званию, — вошедши в город, пришли к тем, кто поставил их у гроба, и сообщили о своей неудаче. Они объявили первосвященникам о всем бывшем, рассказали им о землетрясении, о сошествии ангела, об удалении от гроба камня и о выходе из гроба Тела ожившего Иисуса. Таким образом, знамение пророка Ионы достигло первосвященников с наиболее очевидными и неоспоримыми доказательствами, какие только могли быть, и вследствие этого в их руках оказались самые совершенные средства убеждения. Нетрудно представить себе, какое горькое чувство наполнило их в тот момент и как, подобно неприятелям иудеев, они очень упали в глазах своих, Неем 6:16. По справедливости можно было бы ожидать, что теперь они уверуют во Христа и покаются в том, что предали Его смерти, однако они упорствовали в своем неверии и потому ожесточились.
II. Как они отразили это свидетельство и замяли дело. Они собрали совет, чтобы решить, что им делать. Лично они решили не верить, что Иисус воскрес, однако они заботились о том, чтобы других удержать от веры, а себя защитить от полного посрамления за неверие. Они предали Его смерти, и для них не существовало никакого иного пути оправдать свой поступок, как только противостать очевидности Его воскресения. Так, предавшие себя на дела беззаконные обнаруживают, что один грех влечет за собой другой и что они погрузились в жалкую необходимость прилагать беззаконие к беззаконию, что является частью проклятия гонителей Христа, Пс 68:28.
В результате, посовещавшись, они пришли к выводу, что этих воинов любой ценой надо подкупить и заставить не рассказывать народу выдумки.
1. Они дали им денег. Какое только зло не совершают люди из-за любви к деньгам? Они довольно денег дали воинам, вероятно, намного больше, чем Иуде. Как и большинство людей, эти первосвященники любили деньги и точно так же не хотели с ними расставаться, как и другие, однако ради осуществления своих злобных замыслов, направленных против Евангелия Христова, они очень щедро их расточали. По всей вероятности, они дали воинам столько денег, сколько те запросили, а уж как всех обмануть, это они хорошо знали. Довольно денег было дано на распространение того, о чем они заведомо знали, что это ложь, а многие скупятся дать хотя бы немного денег на распространение того, о чем они твердо знают, что это истина, хотя им и обещано возмещение расходов в воскресение праведных. Никогда не будем скупиться на доброе дело, видя, как щедро поддерживается худое.
2. Они вложили в уста их ложь, ст. 13. ...И сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали... Жалкая уловка все же лучше, чем ничто, но эта уловка была поистине жалкой.
(1) Обман был смехотворным, и сам в себе нес опровержение. Если они спали, то как могли они узнать о случившемся или сказать, кто приходил к гробу? Если бы кто-нибудь из них и пробудился и таким образом стал свидетелем происходящего, то, несомненно, он разбудил бы всех, чтобы вместе оказать сопротивление, ибо это был единственный объект, который они охраняли. Было совершенно невероятно, чтобы группа бедных, слабых, трусливых удрученных людей отважилась на такой немыслимый шаг, каким было похищение мертвого Тела. Разве дома, в которых они жили, не были тщательно обысканы и разве иные средства не были употреблены для того, чтобы отыскать мертвое Тело? Это была настолько очевидная ложь, что ее всякий мог увидеть. Но если она и была правдоподобной, то в таком случае все же:
(2) Нечестием было со стороны священников и старейшин нанимать воинов для того, чтобы они говорили преднамеренную ложь (тем более если она не меняла дела) вопреки собственной совести. Не знают, что делают, те, кто понуждает других совершить один сознательный грех, ибо этот грех может осквернить совесть и стать проводником многих грехов. Но:
(3) Учитывая, что этот грех имел своей целью ниспровергнуть великое учение о воскресении Христа, его следует рассматривать как грех против последнего средства. В действительности, это была хула на Духа Святого, объявлявшая мошенничеством и вменявшая в вину ученикам то, что было совершено силой Духа Святого.
Но, чтобы избавить воинов от наказания за небодрствование на посту, которое, по законам Рима, было очень суровым (Деян 12:19), они пообещали вступиться за них перед правителем: «Мы убедим его и вас от неприятности избавим. Мы употребим все наше влияние и заставим его ничего не заметить». А позже они обнаружили, как легко они могут манипулировать им. Если бы эти воины действительно заснули и таким образом предоставили ученикам возможность украсть Тело, в чем они хотели убедить мир, то священники и старейшины первыми бы стали упрашивать правителя наказать их за проявленную неверность, так что их забота о безопасности воинов ясно показывает, что вся эта история была замешана на лжи. Они взяли на себя обязательство защитить их от меча правосудия Пилата, но они не смогли защитить их от меча Божьего правосудия, который уже был занесен над головой тех, кто любит ложь и творит ее. Те, кто берется защитить от наказания человека, идущего на совершение преднамеренного греха, обещают ему больше, чем могут выполнить.
Итак, таков был замысел первосвященников. Какого же успеха они добились в нем?
[1] Готовые пойти на обман взяли деньги и поступили так, как были научены. Их так же мало интересовали Христос и Его религия, как и первосвященников со старейшинами. Люди, которые вообще ни во что не верят, с великой радостью будут смотреть на то, как уничтожается христианство, и в случае необходимости с готовностью протянут ему на время руку помощи, чтобы достичь выгодной для себя цели. Они взяли деньги, а им этого только и нужно было, и ничего больше.
Примечание: деньги являются приманкой в самых черных искушениях; корыстные языки готовы продать за них и саму истину.
Воскресение Иисуса Христа является великим доказательством того, что Он Сын Божий, и никто другой не имел в своем распоряжении более убедительного свидетельства об этой истине, чем то, которым располагали эти воины: они видели ангела, сошедшего с небес, видели отваленный камень, видели Тело Христа, вышедшее из могилы, если только оцепенение, овладевшее ими, не помешало им все это увидеть. И все же они оказались настолько далекими от того, чтобы самим убедиться в истинности факта воскресения, что согласились за плату говорить о Нем ложь и препятствовать другим поверить в Него.
Примечание: даже самые разумные доводы не способны убедить людей без содействия Духа Святого.
[2] Готовые быть обманутыми не только поверили этой лжи, но и стали распространять ее. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Уловка оказалась настолько удачной, что легко достигла своей цели. Когда упорствующие в своем неверии иудеи сталкивались с убедительными аргументами в пользу воскресения Христа, у них был наготове ответ: «Ученики Его, пришедши ночью, украли Его». Для этой цели было сочинено написанное высокопарным стилем повествование, которое (как сообщает о том в своих «Диалогах с Трифоном» Иустин Мученик) великий синедрион разослал всем иудеям рассеяния, побуждая их к решительному противостоянию христианству; смысл этого повествования заключается в том, что когда Его распяли и погребли, ученики пришли ночью и украли Его из гроба. Цель этого послания заключалась в том, чтобы не только ниспровергнуть истину о воскресении Христа, но и сделать Его учеников ненавистными для мира и представить их как величайших злодеев, какие только бывают на свете. Коль скоро ложь была воспринята, никто уже не может сказать точно, ни как далеко она распространится, ни как долго ее будут повторять, ни какое зло она причинит. Некоторые вкладывают иной смысл в слова ...пронеслось слово сие, а именно: несмотря на эти хитросплетения первосвященников, желающих таким образом обмануть народ, между иудеями пронесся слух о тайном сговоре, заключенном ими с воинами, и о деньгах, выданных им для поддержания этого обмана; ибо истина так или иначе все равно откроется.
Стихи 16−20. Евангелист Матфей выпускает из рассмотрения несколько других явлений Христа, описанных Лукой и Иоанном, и спешит описать самое торжественное из них — то, которое было обещано и неоднократно подтверждено словесно как перед Его смертью, так и после Его воскресения. Заметьте:
I. Как ученики пошли навстречу Христу, согласно Его повелению, ст. 16. Они пошли в Галилею; они должны были проделать большой путь, чтобы только взглянуть на Христа, но это того стоило. Они уже видели Его несколько раз в Иерусалиме и все же пошли в Галилею, чтобы увидеть Его и там.
1. Потому что Он повелел им идти туда. Казалось бы, не было особой нужды идти в Галилею, чтобы увидеть Того, Кого они могли видеть в Иерусалиме, тем более что вскоре, прежде Его вознесения, им вновь предстояло вернуться в Иерусалим, однако они уже научились повиноваться повелениям Христа и не возражать против них.
Примечание: желающие поддерживать общение со Христом должны сопровождать Его туда, куда Он определил. Встретившие Его в одном обряде должны сопровождать Его в другом; видевшие Его в Иерусалиме должны идти в Галилею.
2. Потому что эта встреча должна была быть открытой и общенародной. Они видели Его сами и беседовали с Ним наедине, однако это не освобождало их от обязанности присутствовать в торжественном собрании, на которое многие должны были собраться вместе для того, чтобы увидеть Его.
Примечание: наше общение с Богом наедине не должно заменять собой наше присутствие на общем богослужении, когда мы имеем для этого благоприятную возможность; ибо Господь любит врата Сиона, поэтому и мы также должны любить их. Местом встречи была назначена гора в Галилее, вероятно, та самая, на которой Он преобразился. Там они встретились в интересах безопасности, а также, возможно, в ознаменование того превознесенного состояния, в которое Он перешел, и Его устремлений в вышний мир.
II. Как они отреагировали на явление Христа им, ст. 17. Это было то время, когда Он явился более нежели пятистам братии в одно время, 1Кор 15:6. Некоторые полагают, что они увидели Его вначале на некотором расстоянии от себя, на воздухе; ὤφθη ἐπάνω явился сверху пятистам братии (так они переводят этот текст), что давало повод некоторым сомневаться до тех пор, пока Он не приблизился (cт. 18), и только тогда они убедились в том, что это Он. Нам сказано:
1. Что они поклонились Ему. Многие из них поступили так, даже создается впечатление, что все они это сделали. Они воздали Ему честь как Богу, что выразили при помощи некоторых видимых знаков поклонения.
Примечание: все, кто видит Господа Иисуса оком веры, обязаны поклоняться Ему.
2. А иные, некоторые из присутствовавших тогда, усумнились.
Примечание: даже среди поклоняющихся находятся некоторые сомневающиеся. Даже у чистосердечных может быть, несмотря на их чистосердечие, очень слабая и колеблющаяся вера. Они усумнились, ἐδίστασαν — пребывали в состоянии неопределенности, подобно стрелке весов, когда бывает трудно сказать, в какую сторону она склоняется. Эти сомнения впоследствии рассеялись, и их вера переросла в полную уверенность. И то, что ученики усумнились, прежде чем уверовали, способствовало лишь чести Христа. Поэтому нельзя сказать, что они были легковерны и готовы поддаться обманчивому чувству; ибо они сначала исследовали и испытывали все, а потом уже держались истинного, того, в чем убедились, что это истина.
III. Что Иисус Христос сказал им, ст. 18−20. И приблизившись Иисус сказал им... Хотя среди собравшихся и нашлись сомневающиеся, тем не менее Он не отверг их из-за этого, ибо Он трости надломленной не переломит. Он не остался на расстоянии, но приблизился и представил им такие убедительные доказательства Своего воскресения, какие наконец склонили колеблющуюся стрелку весов и заставили их веру восторжествовать над сомнениями. Он приблизился и заговорил с ними так, как разговаривают друг с другом друзья, чтобы они были вполне удовлетворены тем поручением, которое Он намеревался им дать. Тот, Который приблизился к Богу, чтобы говорить за нас Ему, приближается к нам, чтобы говорить от Него нам. Христос теперь вручил Своим апостолам великую хартию Своего Царства в этом мире, Он посылал их как Своих посланников и здесь дает им верительные грамоты.
Раскрывая эту великую хартию, можно заметить две вещи.
1. Те полномочия, которые наш Господь Иисус Сам принял от Отца. Собираясь уполномочить Своих апостолов, Он предваряет вопрос кого-либо о том, какой властью Он это делает и кто дал Ему эту власть, и говорит нам здесь: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле...» — такое значительное слово, которое не мог сказать никто, кроме Него. Таким образом, Он как Посредник утверждает Свое вселенское владычество, являющееся величайшим основанием христианской веры. Он имеет всякую власть. Заметьте:
(1) Откуда у Него эта власть. Он не присвоил или узурпировал ее Себе, но она была дана Ему. Он законным образом получил ее и был облечен ею вследствие уступки со стороны Того, Кто является Источником всякого бытия и, следовательно, всякой власти. Бог помазал Его Царем (Пс 2:6), торжественно воздвиг Его на престол, Лк 1:32. Как Богу, равному Отцу в Своей сущности, вся власть изначально и полноправно принадлежала Ему, но как Посреднику, как Богочеловеку всякая власть была дана Ему; отчасти в вознаграждение за Его труд (так как Он смирил Себя, Бог и превознес Его) и отчасти во исполнение Божьего замысла. Ему была дана власть над всякою плотью для того, чтобы всему, что Отец дал Ему, дать жизнь вечную (Ин 17:2), для действенного осуществления и завершения дела нашего спасения. После воскресения Он был облечен этой властью еще более знаменательным образом, Деян 3:26. До этого Он имел власть прощать грехи (Мф 9:6), а теперь Ему дана всякая власть. Теперь Он отправляется, чтобы получить Себе царство (Лк 19:12) и воссесть одесную Бога, Пс 119:1. И теперь, заключив сделку, ничего не остается, кроме как вступить во владение; это Его собственность вовеки.
(2) Где Он имеет эту власть; на небе и на земле, то есть во всей вселенной. Христос — единовластный, вселенский Правитель, Он есть Господь всех, Деян 10:36. Он имеет всякую власть на небе. Он владычествует над ангелами, все они суть Его смиренные слуги, Еф 1:20−21. Он ходатайствует перед Отцом в силу совершенного Им искупления и удовлетворения Божьего правосудия. Он ходатайствует не как проситель, а как истец: «Отче, хочу...» Он имеет также всякую власть на земле. Одолев Бога жертвой искупления, Он одолевает людей служением примирения и имеет дело с ними как власть имеющий. Он есть поистине Верховный Арбитр во всех делах и Правитель над всеми людьми. Им цари царствуют. Все души людей — Его, пред Ним преклонится всякое сердце и всякое колено, и всякий язык исповедует Его Господом. Эти слова наш Господь Иисус сказал им не только затем, чтобы убедить их в том, что в Его власти было давать им поручения, и содействовать их исполнению, но и затем, чтобы устранить соблазн креста; у них не было причины стыдиться Христа распятого, когда они видели Его прославленным.
2. То поручение, которое Он дает тем, кого послал в мир. ...Итак идите... Это поручение было дано:
(1) Первоначально Апостолам — главным государственным служащим в Царстве Христа, архитекторам, положившим основание Церкви. Итак, те, кто последовал за Христом через возрождение, были посажены на престолах, Лк 22:30. Им было сказано: «...идите...» Это было не только слово повеления, подобное слову: «Сын! пойди, сегодня работай...», но и слово ободрения: «Иди и не бойся, не Я ли послал тебя? Иди и совершай этот труд». Они должны были не превозноситься и призывать народы служить им, а идти и нести Евангелие в их дома; ...идите... Они сконцентрировались на телесном присутствии Христа, и зависели от него, и все свои радости и надежды связывали с ним; теперь же Христос освобождает их от обязанности и дальше следовать за Ним так, как это было до сих пор, и посылает их для другого труда. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, чтобы побудить их к полету (Втор 32:11), так и Христос вызывает учеников Своих рассеяться по всему миру.
(2) Затем их преемникам, служителям Евангелия, чья задача — передавать Евангелие из поколения в поколение, и так до скончания века, точно так, как их делом было передавать его от народа к народу, и так до края земли, что было не менее необходимо. Ветхозаветное обетование евангельского служения относится к потомкам (Ис 59:21), именно так его и следует понимать, иначе как мог бы Христос быть с ними всегда до скончания века? По вознесении Своем Христос поставил в Церкви не только апостолов и пророков, но и пастырей и учителей, Еф 4:11. Итак, заметьте:
[1] Как далеко простирается сфера их служения; до всех народов. ...Идите, научите все народы... Не то чтобы они должны были идти все вместе во всякое место, но они должны были согласованно разойтись таким образом, какой позволил бы им наилучшим образом распространять свет Евангелия. Итак, это ясно открывает волю Христа в том, что:
Во-первых, завет, заключенный с иудеями как с особенным народом, должен был быть теперь отменен и аннулирован. Это слово разрушило стоявшую посреди преграду, так долго разделявшую язычников и видимую церковь. И если раньше апостолам, когда они впервые посылались на миссионерское служение, было запрещено идти на путь к язычникам, то теперь они посылаются ко всем народам.
Во-вторых, спасение во Христе предлагается всем, и оно не исключает никого, кроме тех, кто сам себя исключает своим неверием и нежеланием раскаяться. Спасение, которое они должны были проповедовать, является всеобщим спасением. Пусть приходит всякий, кто бы ни пожелал, и пользуется гарантиями закона об амнистии, ибо во Христе Иисусе нет различия между иудеем и эллином.
В-третьих, христианство должно было переплестись с национальными институтами, царства этого мира должны были стать царствами Христа, а их цари должны были стать попечителями Церкви.
[2] Что является главной задачей их миссии; научить все народы. Μαθητεύσατε — «Сделайте их учениками, приложите все старания к тому, чтобы народы стали христианскими». Он говорит не: «Идите к народам и предрекайте Божьи суды над ними, подобно Ионе, предрекавшему Божий суд над Ниневией, и подобно другим ветхозаветным пророкам» (хотя у них имелись достаточные основания для того, чтобы ожидать наказания для них за их злодеяния), а: «Идите и научите их». Христос как Посредник учреждает в этом мире царство, поэтому пусть народы станут Его подданными; основывает школу, поэтому пусть народы сделаются Его учениками; набирает армию для ведения войны с силами тьмы, поэтому пусть народы земли встанут под Его знамена. Работа, которую должны были выполнять апостолы состояла в том, чтобы повсюду насаждать христианскую веру, и это была почетная работа; по сравнению с ней все достижения великих мира сего были ничто. Те завоевывали народы для себя и делали их несчастными, апостолы же завоевывали их для Христа и делали их счастливыми.
[3] Наставления, данные апостолам для выполнения этой задачи.
Во-первых, они должны принимать учеников через святое таинство крещения. «Идите по всем народам, проповедуйте им Евангелие, совершайте среди них чудеса, убеждайте их самим войти в Церковь Христа и привести туда же своих детей, а потом принимайте их и детей их в церковь, омыв их водой», либо погружая их в воду, либо поливая или окропляя их водой, что кажется более правильным, потому что такие выражения встречаются наиболее часто. Так, например, мы читаем: ...излию дух Мой на племя твое... (Ис 44:3); ...Которого излил на нас обильно... (Тит 3:5−6); ...окроплю вас чистою водою... (Иез 36:25); Так многие народы приведет Он в изумление... (Ис 52:15; англ. так Он окропит многие народы. — Прим. переводчика.), что, по-видимому, представляет собой пророчество об этом поручении крестить народы.
Во-вторых, это крещение должно совершаться во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть:
1. Властью с небес, а не от человеков; ибо Его служители действуют на основании полномочий, полученных ими от трех Лиц Божественной Троицы, Которые действуют сообща как в вопросе нашего сотворения, так и в вопросе нашего искупления. Великая печать неба на их поручении возвеличивает это таинство, хотя с точки зрения плотского человека оно не имеет ни вида, ни величия, подобно Тому, Который и учредил его.
2. С призыванием имени Отца, и Сына, и Святого Духа. Все освящается молитвой, и особенно воды крещения. Молитва веры наполняет это таинство присутствием Божьим, которое есть его слава и красота, его жизнь и сила. Но:
3. И притом во имя (εἰς τὸ ὄνομα) Отца и Сына и Святого Духа. Эти слова должны были стать кратким изложением начал христианской веры и Нового завета, в соответствии с ними были составлены древние символы веры. Принимая крещение, мы тем самым торжественно исповедуем:
(1) Наше согласие с откровением Священного Писания относительно Бога как Отца и Сына и Святого Духа. Мы исповедуем нашу веру в то, что Бог есть, что Бог един, что Божество представлено Отцом, Который рождает, Сыном, Который рожден, и Святым Духом, Который исходит от Отца и Сына. Мы крестимся не в имена, а во имя Отца, Сына и Духа, что ясно показывает, что Сии три суть едино и имя у Них одно. Отдельное упоминание трех Лиц, составляющих Троицу, как в приведенном здесь описании обряда христианского крещения, так и в описании христианского благословения (2Кор 13:13) является убедительным подтверждением учения о Троице и в свое время много способствовало сохранению этого учения чистым и неповрежденным на протяжении всех веков истории Церкви; ибо ничто другое не является более значимым и более величественным в христианских собраниях, чем эти два.
(2) Наше согласие вступить в завет с Богом как Отцом и Сыном и Святым Духом. Крещение есть обет, то есть оно представляет собой клятву; super sacramentum dicere означает говорить под присягой. Это клятва отречения, которой мы отрекаемся от мира и плоти как соперничающих с Богом за престол в наших сердцах, и клятва верности, которой мы передаем и отдаем себя Богу и таким образом становимся Его собственностью, отдаем самих себя, все наше существо — тело, душу и дух — в подчинение Его воле и в устроение блаженства в Его благоволении. Мы становимся его народом — общепринятая форма присяги, как она записана в нашем законе. Как вступление во владение и само владение собственностью возможны при наличии усадьбы, так и крещение обращено к определенной личности, потому что эта личность посвящена Богу. Оно совершается:
[1] Во имя Отца. Тем самым мы признаем Его Отцом Господа нашего Иисуса Христа (ибо именно это прежде всего и подразумевается здесь), имеющего род от вечности, и нашим Отцом, а также нашим Творцом, Хранителем и Благодетелем, Которому мы для того и отдаем себя как нашему единовластному владельцу и господину, чтобы Он заставлял нас действовать и распоряжался нами; как нашему верховному блюстителю и правителю, чтобы Он управлял нами как свободными существами посредством Своего закона; и как нашему наивысшему благу и высочайшей цели.
[2] Во имя Сына, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, находящегося в связи с Отцом. Крещение было особым образом совершаемо во имя Господа Иисуса, Деян 8:16; 19:5. Крестясь, мы сознаем, подобно Петру: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16), — и признаем, подобно Фоме: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). Мы признаем во Христе нашего Пророка, Священника и Царя и отдаем себя Ему, чтобы Он учил нас, спасал и управлял нами.
[3] Во имя Святого Духа. Верой в Божественность Святого Духа и Его свободное волеизъявление в совершении нашего искупления мы предаем себя Его водительству и действию как нашего Святителя, Учителя, Путеводителя и Утешителя.
В-третьих, тех, кто таким образом будет крещен и принят в ученики Христа, нужно будет учить, ст. 20. ... Уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Эти слова содержат в себе два важных момента.
1. Обязанность учеников и всех крещеных христиан вообще. Они должны соблюдать все, что Христос повелел, а для этого должны покоряться учению тех, кого Он посылает. Мы вступаем в члены видимой Церкви с перспективой дальнейшего роста. Научив нас, Христос еще не сделал с нами всего того, что хотел. Он призывает на военную службу воинов, чтобы обучить их несению Его службы.
Таким образом, на всех крестившихся возлагаются обязанности:
(1) Сделать это повеление Христа своим правилом. Есть закон веры, и сказано, что мы подзаконны Христу; крещение обязывает нас к подчинению, поэтому мы должны слушаться.
(2) Соблюдать то, что Христос повелел. Надлежащее послушание повелениям Христа требует прилежного соблюдения их. Мы рискуем не достичь нашей цели в том случае, если не остережемся: во всем нашем послушании мы должны постоянно направлять наш духовный взор к этому повелению и делать все, что мы делаем, как для Господа.
(3) Соблюдать все, что Он повелел, без исключения — все нравственные обязанности и все установленные обряды. Наше послушание законам Христа неискренне, если оно не всеобще; мы должны быть исполнены всем, что угодно Богу.
(4) Строго придерживаться повелений Христа и как не убавлять от них, так и не прибавлять к ним.
(5) Учиться исполнять свои обязанности согласно закону Христа от тех, кого Он назначил учителями в Своей школе, ибо мы для того и поступили в Его школу.
2. Обязанность апостолов Христовых и Его служителей. Они должны учить повелениям Христа, разъяснять их Его ученикам, убеждать их в необходимости послушания им и помогать им применять общие повеления Христа в конкретных обстоятельствах. Служители должны учить их повелениям — не собственным своим измышлениям, а установлениям Христа; их должны они твердо держаться в своем служении, и в познании их должны воспитываться христиане. Этим в Церкви устанавливается постоянное служение для созидания тела Христова, доколе все придем... в мужа совершенного, Еф 4:11−13. Наследники неба до тех пор, пока они не пришли в возраст, должны быть подчинены попечителям и домоправителям.
3. Заверение их в Его духовном присутствии с ними во время исполнения этого поручения. ...И се, Я с вами во все дни до скончания века. Это весьма великое и драгоценное обетование произносится во всеуслышание и начинается словом се, что должно было укрепить их веру и привлечь их внимание к нему. «Обратите внимание: это обетование таково, что вы можете убедиться в его верности и отважиться положиться на него вашими душами». Заметьте:
(1) Обещанное им благоволение. ...Я с вами... Не: «Я буду с вами», а: «Я есмь» — εγω εἰμι. Как Бог послал Моисея, так и Христос послал Своих апостолов с именем Я есмь; ибо Он Бог, для Которого прошлое, настоящее и будущее суть одно. См. также Откр 1:8. Теперь Он их покидал, Его телесное присутствие должно было быть отнято у них, и это их огорчало. Однако Он заверяет их в Своем духовном присутствии, которое было для них лучше, нежели Его телесное присутствие. ...Я с вами, то есть: «Я Духом с вами, Утешитель да пребудет с вами» (Ин 16:7). «Я с вами, а не против вас: с вами, чтобы разделять вашу участь, быть на вашей стороне и поддерживать вас, как сказано о Михаиле, князе нашем» (Дан 10:21). «Я с вами, а не без вас, не на расстоянии от вас, Я скорый помощник» (Пс 45:2). Теперь Христос посылал их заложить основания Царства Его в этом мире, что было великим делом. А затем Он своевременно обещает им Свое присутствие, чтобы:
[1] Проводить их через трудности, с которыми они, по всей видимости, должны были встретиться. «Я с вами, чтобы поддерживать вас, чтобы заступаться за вас. Я с вами во всех ваших трудах, во всех ваших страданиях, чтобы проводить вас через них утешившихся и почтенных. Когда вы будете проходить через огонь или воду, Я буду с вами. На кафедре ли, в темнице ли, се, Я с вами».
[2] Содействовать этому великому делу. «Се, Я с вами, чтобы делать ваше служение успешным для научения народов, для разрушения твердынь сатаны и воздвижения еще более крепких твердынь Господа Иисуса». Трудно было поверить в то, что они смогут положить конец существовавшим в то время национальным религиозным институтам и обратить вспять поток вековой традиции, что они заложат фундамент учения, прямо противоположного духу эпохи и убедят людей стать учениками Иисуса распятого; но: «Се, Я с вами, и потому вы достигнете своей цели».
(2) Продолжительность обещанного благоволения. ...Во все дни, до скончания века.
[1] Его присутствие среди них будет постоянным. Всегда, πάσας τὰς ἡμέρας — во все дни, каждый день. «Я буду с вами в дни покоя и в дни труда, в благоприятные дни и в ненастные дни, в зимние дни и в летние дни». Не бывает такого дня и такого часа, в которые наш Господь Иисус не присутствовал бы в Своих церквах и среди Своих служителей; если бы такой день или такой час настал, то они давно бы уже исчезли с лица земли. После воскресения Он являлся им время от времени, возможно, один раз в неделю, да и то вряд ли. Однако Он уверяет их в том, что Его духовное присутствие среди них будет продолжаться беспрерывно. Где бы мы ни находились, слово Христово близко к нам, в устах наших, и Дух Христов близок к нам, в сердцах наших. Бог Израилев, Спаситель, иногда проявляет Себя как Бог сокровенный (Ис 45:15), но никогда — как Бог отсутствующий; иногда Он выступает во мраке, но никогда не держится на расстоянии.
[2] Его присутствие среди них будет нескончаемым и продлится даже до скончания века. Впереди нас ждет век, который не будет иметь конца, но прежде должен завершиться этот век. До того же времени христианская вера будет сохраняться то в одной части света, то в другой, и Христос будет находиться среди Своих служителей беспрерывно. «Я с вами до скончания века, не собственно с вами — вы быстро умираете, — а, Во-первых, с вами и вашими писаниями». Божественная сила присутствует в писаниях Нового Завета, при этом она не только оберегает само их существование, но и производит посредством них удивительное влияние на людей, которое будет продолжаться до скончания века.
Во-вторых, с вами и вашими последователями; то есть с вами и со всеми служителями Евангелия в различные века Церкви; со всеми, на кого это повеление распространяется; со всеми, кто, будучи призван и послан надлежащим образом, так крестит и так учит». Когда же наступит конец и Царство будет предано Богу и Отцу, тогда уже не будет нужды ни в служителях, ни в их служении; но до тех пор будет и то, и другое и великие цели Царства будут достигаться. Пусть же все верные служители Христа ободряются тем, что сказанное апостолам было сказано также и всем им: «Не оставлю тебя и не покину тебя».
Наш Господь Иисус оставляет Своей Церкви два торжественных прощальных слова, и оба они являются словами ободрения. Одно из них было сказано сейчас, когда Он прекращал Свое личное общение с ними, тогда Его прощальным словом было: «Се, Я с вами во все дни. Я оставляю вас, но, несмотря на это, Я остаюсь по-прежнему с вами». Другое было сказано позже, когда пером Своего возлюбленного ученика Он завершал канон Писания, тогда Его прощальным словом было: «Ей, гряду скоро. Я оставляю вас на время, но вскоре опять пребуду с вами» (Откр 22:20). Из этого становится ясно, что Он уходил не с гневом, а с любовью и что воля Его состоит в том, чтобы мы поддерживали наше общение с Ним и ожидали Его возвращения.
Остается еще одно слово, которое никак нельзя упустить из виду, — это слово аминь. Это не ничего не значащее слово, назначение которого — лишь служить завершением литературного произведения, подобно слову конец, которое пишется в заключение книги, но оно имеет свое значение.
1. Оно выражает подтверждение Христом Своего обетования: «...се, Я с вами...» Это — аминь Того, в Ком все обетования суть да и аминь. «Истинно Я есть и буду с вами. Я Аминь, свидетель верный, убедитесь в этом сами». Или же:
2. Оно выражает согласие Церкви с этим обетованием, обнаруживаемое в их обоюдных желаниях, молитвах и надеждах. Это — аминь самого евангелиста. «Да будет так, благословенный Господь». Наше аминь на обетования Христа превращает их в молитвы. Разве Христос не обещал присутствовать среди Своих служителей, присутствовать в Своем слове, присутствовать в собраниях Своего народа, хотя бы только двое или трое собрались во имя Его, и притом во все дни до скончания века? Давайте от всего сердца скажем на это аминь, давайте поверим, что так и будет, и давайте помолимся о том, чтобы так и было: Господи, вспомни слово Твое к рабам Твоим, на которое Ты повелел нам уповать.
толкование Мэтью Генри на евангелие от Матфея, 28 глава