В этой главе повествуется о детских годах нашего Спасителя; мы видим, как рано начались Его страдания и как слово правды исполнилось в Нем прежде, чем Он Сам начал исполнять всякую правду.
I. Старательные поиски Христа мудрецами, ст. 1−8.
II. Их поклонение Ему, после того как они обнаружили Его местонахождение, ст. 9−12.
III. Бегство Христа в Египет во избежание ярости Ирода, ст. 13−15.
IV. Варварское избиение младенцев в Вифлееме, ст. 16−18.
V. Возвращение Христа из Египта в землю израильскую, ст. 19−23.
Стихи 1−8. Хотя Господь был Желаемым всеми народами, тем не менее Его приход в мир был мало кем замечен, Он был низкого происхождения и не был удостоен почтения. Таким образом Он уничижил Себя Самого, отказался от славы. Если Сын Божий должен был прийти в мир, то справедливо было бы ожидать, что Его примут со всей возможной торжественностью, что все венцы и скипетры будут тотчас сложены у Его ног и великие, могущественные правители будут Его покорными рабами, — именно такого Мессию ожидали иудеи. Но ничего подобного мы не находим в Священном Писании: Он пришел в мир, но мир не узнал Его. Более того, Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его, ибо, взяв на Себя задачу воздать Отцу за оскорбление, нанесенное Его чести человеческим грехом, Он осуществлял это, отвергнув Себя и отказавшись от почестей, несомненно, принадлежавших воплощенному Божеству. Однако как при рождении Его, так и позднее среди величайшего унижения блеснули несколько лучей славы. Хотя Его сила была сокрыта, тем не менее от руки Его исходили лучи (Авв 3:4), достаточные, чтобы осудить мир и особенно Иудеев за их тупость.
Первыми, кто увидел Христа после Его рождения, были пастухи (Лк 2:15 и далее), которым было дано увидеть и услышать о Нем славные вещи и которые рассказали о том, что было возвещено им о Младенце, к великому изумлению всех слушавших их, Лк 2:17−18. Позднее Симеон и Анна, по вдохновению Духа Святого, свидетельствовали о Нем всем, кто был расположен внимать их словам, Лк 2:38. Казалось бы, иудеи и жители Иерусалима должны были принять эти свидетельства и с распростертыми объятиями встретить долгожданного Мессию. Но, насколько нам известно, еще в течение двух лет Он оставался в Вифлееме, никем не замеченный, пока не появились эти мудрецы.
Примечание: беспечных и равнодушных людей ничто не может пробудить. О, поразительное недомыслие этих иудеев! Не менее поразительно неразумие многих, называющих себя христианами!
Примечание:
I. Когда мудрецы наводили справки о Христе. Это было во дни царя Ирода. Ирод был идумей, ставший царем Иудеи при Августе и Антонии, правителях Римской империи того времени. Это был человек лживый и жестокий. Тем не менее он носил почетный титул Ирода Великого. Христос родился в тридцать пятом году его правления; это отмечается с тем, чтобы показать, что скипетр отошел от Иуды и законодатель от чресл Его, то есть настало время прийти Примирителю и Ему покорность народа, чему свидетелями были эти мудрецы, Быт 49:10.
II. Кем были эти мудрецы. Они названы здесь волхвами. Некоторые понимают это слово в положительном смысле: у персов волхвы были философами и священниками; кроме того, их царем мог быть только тот, кто прежде числился среди волхвов. Другие считают, что они занимались незаконным ремеслом. Это слово употреблено относительно Симона, волхва (Деян 13:9−11) и Елимы, волхва (Деян 13:6), и ни в каком другом смысле это слово не встречается в Писании. В таком случае это был пример первой победы Христа над сатаной его поклонники пришли поклониться Христу, когда Тот был еще всего лишь младенцем; так скоро Он собрал трофеи Своей победы над властью тьмы. Но какими бы ни были эти люди в прошлом, теперь они действительно стали мудрыми людьми, ибо начали искать Иисуса.
Мы с уверенностью можем сказать о них следующее:
1. Что они были язычники и не принадлежали к обществу израильскому. В то время как иудеи не обратили внимания на Христа, эти люди искали Его.
Примечание: находящиеся ближе всех к средствам достижения цели часто оказываются дальше всех от самой цели, Мф 8:11−12. Честь, оказанная Христу этими язычниками, является прекрасным примером и предзнаменованием того будущего, когда далекие станут близкими Христу.
2. Что они были люди ученые. Они занимались науками, серьезными науками; добрые ученые могут стать добрыми христианами; познав Христа, они совершенствуют свои знания.
3. Что это были люди с Востока, которые славились как предсказатели будущего, Ис 2:6. Аравия называлась землей Востока (Быт 25:6), а аравитяне — людьми Востока, Суд 6:3. Дары, которые они принесли с собой, были произведениями этой земли. Аравитяне воздавали свое почтение Давиду и Соломону как прообразам Христа. Иофор и Иов были жителями Аравии. Больше мы ничего не можем сказать об этих мудрецах. Предания римской церкви не заслуживают доверия; они утверждают, что их было трое (хотя некоторые древние авторы говорят о четырнадцати мудрецах), что они были царями и погребены в Colen, благодаря чему получили название три царя из Colen. Мы же не будем мудрствовать сверх написанного.
III. Что побудило их искать Христа? Они увидели на востоке, у себя на родине, необычайную звезду, никогда не виденную ими прежде, и посчитали ее указанием на то, что в Иудее, над которой она зависла подобно комете или, скорее, метеору в нижних слоях атмосферы родилась необыкновенная личность; эта звезда сильно отличалась от обычных звезд, и мудрецы пришли к заключению, что она означает нечто необычное.
Примечание: необычные явления Бога в творении должны побуждать нас к тому, чтобы определить намерения и волю Божью в них; Христос предсказывал, что будут знамения в небе. Рождество Христово было возвещено иудейским пастухам Ангелом, а языческим мудрецам — звездою. И с теми, и с другими Бог говорил на понятном для них языке, наиболее подходящим для них путем. Некоторые считают, что свет, увиденный пастухами в ночь рождения Христа, был тем же самым светом, который мудрецы, жившие на огромном расстоянии от них, увидели в виде звезды. Однако с таким мнением нелегко согласиться, потому что ту же самую звезду, которую они видели на Востоке, они видели еще долго после этого, когда она вела их к дому, где находился младенец Христос. Это была свеча, зажженная для того, чтобы привести их к Христу. Идолопоклонники поклонялись звездам как воинству небесному, особенно восточные народы, почему планеты и носят имена их идолов; мы читаем в Священном Писании об одной такой звезде, которую они весьма почитали, Ам 5:26. Итак, звезды, бывшие прежде предметами идолопоклонства, теперь оказались средством для достижения доброй цели — они привели людей к Христу, боги язычников стали Его слугами. Одни считают, что эта звезда привела им на память пророчество Валаама о том, что от Иакова взойдет звезда, указывающая на жезл, который должен восстать от Израиля, Чис 24:17. Валаам пришел от гор восточных и был одним из восточных мудрецов. Другие объясняют поиски волхвов тем, что в то время в восточных странах все ожидали появления великого царя. Тацит в своей истории отмечает: В умах многих людей существовала убежденность, что некоторые древние писания священников содержали предсказания, что приблизительно в это время восточная держава восторжествует и что люди из Иудеи будут господствовать. Светоний в жизнеописании Веспасиана тоже говорит об этом, так что это необычное явление толковалось как указание на этого царя. Мы можем предположить, что волхвы находились под Божественным влиянием и восприняли появление новой звезды как сигнал с неба, возвещающий о рождении Христа.
IV. Как они осуществляли свои поиски. Они пришли с Востока в Иерусалим, чтобы продолжить поиски родившегося Царя. Куда идти искать Царя иудейского, как не в Иерусалим, мать городов иудейских, куда восходят колена, колена Господни? Они могли бы рассудить так: «Если родился такой великий царь, то мы вскоре услышим об этом в нашей собственной стране, и у нас еще будет достаточно времени для того, чтобы выразить ему свое почтение». Но они были так нетерпеливы в своем желании поскорее познакомиться с Ним, что предприняли долгое путешествие, чтобы отыскать Его.
Примечание: те, кто действительно хочет познать Христа, найти Его, не посчитаются с трудностями или опасностями, связанными с этими поисками. Итак, познаем Его, будем стремиться познать Господа.
Их вопрос звучит так: «Где родившийся Царь Иудейский?» Они не спрашивают: «Родился ли такой-то?» (они не сомневались в том, что Он родился, и говорили об этом с уверенностью, так сильно было их внутреннее убеждение), но: «Где он родился?» Отметим: узнавшие кое-что о Христе хотят больше узнать о Нем. Мудрецы назвали Христа Царем Иудейским, ибо Мессию ожидали как царя, Он есть Защитник и Правитель всего духовного Израиля, Он — родившийся Царь.
Они не сомневались, что получат немедленный ответ на свой вопрос и найдут всех жителей Иерусалима у ног этого новорожденного царя; но они ходили от одних дверей к другим, и никто ничего не мог сказать им о Нем. Отметим. Невежество, царящее в мире, а также и в церкви, гораздо больше, чем мы сознаем это. Многие, на которых мы рассчитываем, что они укажут нам путь к Христу, сами блуждают вдали от Него. Мудрецы спрашивают, подобно тому как спрашивала возлюбленная у дочерей Иерусалимских: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Но они ничего не узнали. Однако, подобно этой женщине, мудрецы продолжают поиски: «Где родившийся Царь Иудейский?» Если бы их в ответ спросили: «А почему вы спрашиваете об этом?» На это они могли бы ответить так: «Потому что мы видели звезду Его на востоке». А если бы их спросили: «Какое вам дело до Него? Какое дело людям с Востока до царя Иудейского?» — то на это они бы так ответили: «Мы пришли поклониться Ему». Они решили, что со временем Он будет и их Царем, поэтому хотят побыстрее снискать Его расположение, а также расположение окружающих Его. Отметим: те, в чьих сердцах взошла утренняя звезда, давшая им некоторое познание о Христе, должны считать своим долгом поклониться Ему. Мы уже увидели звезду Христа? Тогда позаботимся воздать Ему честь.
V. Как откликнулись в Иерусалиме на вопрос волхвов. Новость достигла в конце концов царского дворца, и когда царь Ирод услыхал о ней, то встревожился, cт. 3. Он не мог не знать пророчеств Ветхого Завета относительно Мессии и Его Царства, а также времени появления Его, которое определялось седмицами Даниила. Но поскольку он сам царствовал уже так долго и успешно, то стал надеяться, что эти обетования вряд ли когда осуществятся, что его царствование, несмотря на эти обетования, никогда не окончится. Каким же огорчением для него было услышать толки об этом родившемся Царе, теперь, когда время, определенное для Его появления, исполнилось!
Отметим: плотские развращенные сердца ничего не боятся так сильно, как исполнения Писаний.
Но если Ирод, будучи идумеем, встревожился, то можно было бы ожидать, что Иерусалим возрадуется, услышав весть о том, что Царь его грядет. Но оказывается, весь Иерусалим, кроме немногих, ожидавших утешения Израилева, встревожился вместе с Иродом: они боялись, что рождение этого нового Царя будет иметь дурные последствия, что они будут втянуты в войну или что Он ограничит их похоти. Они не желали другого царя, кроме Ирода, даже Самого Мессию. Отметим: многие предпочитают рабство греху славной свободе детей Божьих, и только потому, что страшатся трудностей в этой жизни, связанных со сменой правления в душе. Ирод и Иерусалим были встревожены потому, что имели ошибочное представление о Царстве Мессии как о соперничающем с гражданскими властями, хотя звезда, возвестившая о рождении этого Царя, ясно давала понять, что царство Его было не земного, но небесного происхождения. Отметим: причина противодействия земных царей и народа Царству Христа заключается в их неправильном понимании его.
VI. Помощь, оказанная волхвам в их поисках книжниками и священниками, ст. 4−6. Никто не мог сказать, где находится Царь Иудейский, но Ирод спрашивает, где ожидается Его рождение: «Где должно родиться Христу?» Люди, к которым обратился Ирод, были первосвященники, учители по роду служения своего, и книжники, для которых изучение закона было их призванием; их уста должны хранить ведение, а народ должен искать закона от их уст, Мал 2:7. Всем было известно, что Христос должен родиться в Вифлееме (Ин 7:42), но Ирод хотел заручиться мнением синедриона по этому вопросу и поэтому обратился к соответствующим лицам; чтобы лучше удостовериться, он собрал всех первосвященников и книжников народных, спрашивая у них, где, согласно Писанию, должно родиться Христу. Многие добрые вопросы задаются со злым умыслом, так было и в случае Ирода.
Священникам и книжникам не потребовалось много времени, чтобы ответить на вопрос Ирода, и никакого разногласия в их мнениях по этому поводу не было, все согласились на том, что Мессии должно родиться в Вифлееме, городе Давидовом, названном здесь Вифлеем Иудейский, ради того чтобы отличить его от другого города с таким же названием, находящегося в земле Завулоновой, Нав 19:15. Вифлеем означает Дом хлеба; это было подходящее место для рождения Того, Кто есть истинная манна, хлеб, сшедший с небес, посланный для того, чтобы дать жизнь миру. Доказательства они представили из Мих 5:2, где сказано, что хотя Вифлеем мал между тысячами Иудиными, не многолюдный город, тем не менее ничем не меньше воеводств Иудиных (как написано здесь), ибо слава Вифлеема состояла не в большой численности населения, как других городов, но в том, что из него произошли великие князья. Хотя по некоторым соображениям Вифлеем был мал, однако он превосходил все другие города Израиля тем, что Господь в переписи народов напишет: «такой-то человек, а именно человек Христос Иисус, родился там» (Пс 86:6). «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Отметим: Христос будет Спасителем только для тех, кто пожелает принять Его как своего Вождя. Вифлеем был городом Давида, и Давид был славою Вифлеема, поэтому там должен был родиться сын и потомок его. Там находился знаменитый колодец, у ворот Вифлеема, воды из которого однажды так захотелось Давиду, 2Цар 23:15. Мы имеем во Христе не только хлеб жизни, и имеем с избытком, но и воду живую даром получаем от Него. Заметьте, как язычники и иудеи сопоставляют данные относительно Иисуса Христа. Язычники знают время Его рождения по звезде, а иудеи — место Его рождения по Писанию, и таким образом они информируют друг друга. Отметим: если бы мы так же делились друг с другом своими знаниями, то они возрастали бы. Люди богатеют за счет товарообмена; так и мы, передавая свои знания другим, побуждаем и их делиться с нами знаниями; таким образом многие будут рассуждать, и умножится ведение.
VII. Кровавый замысел царя Ирода, ради которого он предпринял это исследование, ст. 7−8. Ирод к тому времени был старым человеком и правил уже тридцать пять лет; новый царь только что родился и не мог еще в течение многих лет совершить что-либо значительное, и тем не менее Ирод был исполнен зависти к нему. Для тех, кто носит царскую корону на голове, невыносима даже мысль о своих преемниках, тем более о соперниках; вот почему Ирода не могло удовлетворить ничто, кроме крови этого Младенца-Царя, и он даже не задумывается о том, что если это новорожденный действительно Мессия, то, противодействуя Ему или покушаясь на Него, он борется против Бога, а тщетнее и опаснее этого не может быть ничего. Страсть одерживает верх над разумом и совестью.
1. Смотрите, как коварно он составил свой замысел, ст. 7−8. Он тайно приглашает мудрецов для переговоров по этому вопросу. Он не хочет обнаруживать свой страх и свою зависть: позволить мудрецам узнать о его чувствах было позорно, а позволить узнать о них народу было опасно. Грешники часто испытывают мучение от тайного страха, который они скрывают в себе. Ирод узнает от мудрецов о времени появления звезды, посылает их дальше разведать о Младенце и просит известить его потом о результатах. Все это могло бы показаться подозрительным, если бы он не прикрылся благовидным предлогом: «Чтобы и мне пойти поклониться Ему». Отметим: величайшее нечестие нередко скрывается под маскою благочестия! Авессалом клятвой замаскировал свои бунтарские цели.
2. Смотрите, какое удивительное безумие проявил Ирод, доверившись волхвам, вместо того чтобы выбрать себе других людей, верных его интересам. Вифлеем был всего в семи милях от Иерусалима, и он мог отправить шпионов, которые следили бы за волхвами и легко могли бы уничтожить Младенца сразу после их поклонения Ему! Отметим: Бог скрывает от врагов церкви те пути, которыми они легко могли бы уничтожить ее. Когда Он хочет лишить князей достоинства, он делает судей глупыми.
Стихи 9−12. Здесь мы читаем о том, как мудрецы смиренно поклонились новорожденному Царю Иудейскому и какие почести они Ему оказали. Из Иерусалима они пошли в Вифлеем, решив искать до тех пор, пока не найдут; но очень странно то, что пошли они одни, не было никого, ни из дворца, ни из церкви или города, кто сопровождал бы их, если не из побуждений совести, то хотя бы из уважения к гостям или из любопытства увидеть юного князя. Как царица Южная, так и мудрецы восточные восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они приходили от пределов земли, чтобы поклониться Христу, в то время как иудеи, Его соотечественники, не захотели сделать и шага, не пожелали пойти в соседний город, чтобы приветствовать Его. Это могло разочаровать мудрецов в их поисках: сможем ли мы найти Того, Кем так пренебрегают на Его родине? Мы идем так далеко, чтобы почтить Царя Иисуса, а сами иудеи проявляют такое пренебрежение и к Нему, и к нам? Однако они были тверды в своем намерении. Отметим: мы должны продолжать поклоняться Христу, даже если остаемся совсем одни; что бы ни делали другие, нам должно служить Господу; хотя они и не желают идти с нами на небо, мы не должны идти с ними в преисподнюю. Теперь посмотрим:
I. Как они нашли Христа с помощью той же самой звезды, которую видели у себя на родине, ст. 9−10.
Примечание:
1. Как благосклонно Бог направлял их. Посредством первого появления звезды им дано было понять, где следует искать новорожденного Царя; потом звезда исчезла, и они должны были обычным путем осуществлять поиски Его. Отметим: не следует ожидать сверхъестественной помощи там, где можно обойтись обычными средствами. Итак, они сделали все, что было в их силах, они последовали в Вифлеем, но это был многолюдный город, где они будут искать Иисуса, когда придут туда? Они оказались в затруднительном положении, они не знали, что делать, но верили, что Бог, приведший их сюда по слову Своему, не оставит их. И Он их не оставил, ибо, вот, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними. Отметим: если мы следуем по пути исполнения своего долга так далеко, как можем, то Бог направит нас и сделает способными сделать то, чего сами по себе мы не можем делать: Начни и делай, Господь будет с тобой. Vigilantibus, non dormentibus, succurit lex — Закон помогает неленивому, а трудящемуся. Звезда надолго покинула их, но теперь она снова вернулась к ним. Те, кто следует за Богом во тьме, вскоре обнаружат, что свет для них сохранился. Столп огненный вел израильский народ в обетованную землю, а звезда вела мудрецов к обетованному Семени, Который Сам есть звезда светлая и утренняя, Откр 22:16. Бог скорее сотворит новое, чем оставит в смущении тех, кто верно и усердно ищет Его. Эта звезда была знаком присутствия Божьего с ними, ибо Он есть свет и идет впереди народа Своего как Вождь. Отметим: если мы на всех путях своих смотрим верою на Бога, то обнаружим, что находимся под Его водительством: Око Мое над тобою (Пс 31:8), Он сказал: Вот путь, идите по нему. В сердцах тех, кто ищет Христа, восходит утренняя звезда, 2Пет 1:19.
2. Как радостно мудрецы последовали в указанном Богом направлении (ст. 10): Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. Теперь они убедились, что не обманулись и что их долгое путешествие было не напрасным. Исполнившееся желание, как древо жизни. Теперь они были уверены, что Бог был с ними, а знаки Его присутствия и благоволения не могут не наполнять невыразимой радостью сердца тех, кто умеет ценить их. Теперь они могут смеяться над иерусалимскими иудеями, которые, вероятно, смеялись над ними как над прибывшими по пустому делу. Стража ничего не может сообщить возлюбленной о ее возлюбленном, однако едва она отошла от них, как нашла его, Песн 3:3−4. Мы не ошибемся, если ожидаем от человека слишком мало а от Бога — слишком много. В какой восторг пришли эти мудрецы при виде звезды, никто так не может понять, как те, кто после долгой и печальной ночи искушений и одиночества, проведенной во власти духа рабства, наконец получают духа усыновления, свидетельствующего их духу, что они дети Божьи; это свет после тьмы, это воскресение из мертвых. Теперь они получили все основания надеяться, что вскоре узрят Господа Христа, Солнце Правды, ибо увидели Утреннюю Звезду. Отметим: мы должны радоваться всему, что указывает нам путь к Христу. Эта звезда была послана навстречу мудрецам, чтобы ввести их в приемную Царя, она, как церемониймейстер, привела их на аудиенцию. Так Бог исполняет Свое обещание милостиво встречать радующегося и делающего правду (Ис 64:5), и они исполнили Его заповедь: ...да веселится сердце ищущих Господа, Пс 114:3. Отметим: Богу угодно ободрять новообращенные души особыми проявлениями Своей любви, как бы в награду за те трудности, которые они встречают при своем вступлении на путь спасения.
II. Как они обратились к Христу, когда нашли Его, ст. 11. Мы можем представить себе, что они ожидали найти царственного Младенца, хотя и пренебреженного народом, но окруженного почетом в Его собственной семье; каким же было для них разочарованием увидеть скромный дом вместо дворца и Его бедную мать, составлявшую всю Его свиту! Это Спаситель мира? Это Царь иудейский, больше того, Владыка царей земных? Да, это Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради нас. Однако эти мудрецы были настолько мудры, что видели сквозь эту завесу и различили в униженном Младенце славу Единородного от Отца. Они не думали, что ошиблись, что их поиски завели их в тупик. Нет, найдя Того, Кого искали, они:
Во-первых, представили Ему самих себя, а потом — свои дары.
1. Они представили Ему самих себя: ...падши, поклонились Ему, ст. 11. Мы не находим в Евангелии свидетельства о том, что они оказали такую же почесть Ироду, хотя тот был на высоте царского положения, но этому Младенцу воздали честь не только как царю (в таком случае они поклонились бы и Ироду), но и как Богу. Отметим: все, нашедшие Христа, преклоняются пред Ним и покоряются Ему. Он есть Господь, и ты поклонись Ему. Самые мудрые из людей докажут свою мудрость и свое знание Христа, а также понимание самих себя и своих истинных интересов, если они станут смиренными и верными поклонниками Господа Иисуса.
2. Они представили Ему свои дары. У восточных народов принято выражать свое почтение царям посредством подношения даров; так о покорности царей Савеи Христу сказано (Пс 71:10): ...принесут Ему дары. См. Ис 60:6. Отметим: что касается нас, то мы должны отдать все, что имеем, Иисусу Христу, и если мы искренно покоримся Христу, то нам будет не трудно отдать Ему и ради Него то, что является для нас самым дорогим и ценным; наши дары не будут приняты, если прежде мы не предоставим Ему себя в жертву живую. Бог призрел на Авеля, а потом и на жертву его. Дарами, которые преподнесли мудрецы, были золото, ладан и смирна, деньги и то, что заменяло их. Так Провидение позаботилось о своевременной поддержке Иосифа и Марии, находившихся в то время в бедственном материальном положении. Эти дары были произведениями той страны, откуда пришли мудрецы. Мы тоже должны чтить Бога от тех даров, которыми Он наделил нас. Некоторые считают, что эти дары имели определенное значение: они принесли Ему золото как Царю, уплачивая свою подать (кесарю кесарево), ладан — как Богу, ибо Бога чтили благовонным курением, и смирну — как Человеку, Который должен был умереть, ибо смирна употреблялась для бальзамирования тел умерших.
III. Как они покинули Его, когда все закончили, ст. 12. Ирод велел им прийти известить его о том, что им удалось узнать, и они, вероятно, если бы не получили другого повеления, так и поступили бы, совершенно не подозревая о том, что оказались бы в таком случае орудием Ирода в осуществлении его злых замыслов. Поступающие честно и порядочно легко верят, что и другие действуют так же, и не думают о том, каким злым является этот мир, но знает Господь, как избавлять благочестивых от искушений. В Евангелии ничего не говорится о том, что волхвы обещали Ироду вернуться к нему, а если обещали, то, конечно, с обычной оговоркой: Если Бог позволит. Бог не позволил им возвратиться и тем самым предотвратил то злодеяние, которое Ирод замыслил в отношении Младенца Иисуса, и ту беду, которая грозила волхвам — стать невольными помощниками в нем. Они были предупреждены Богом — oraculo vet responso accepto — посредством пророческого указания. Некоторые видят в этом доказательство того, что они спрашивали у Бога совета и в ответ получили это откровение. Отметим: тот, кто действует осторожно, боясь греха и ловушек, может надеяться в своих обращениях к Богу за советом, что Он наставит его на правильный путь. Мудрецы получили предупреждение не возвращаться к Ироду и не идти в Иерусалим; те, которые могли, но не захотели увидеть Христа собственными глазами, были недостойны услышать известие о Нем. Мудрецы иным путем отошли в страну свою, чтобы принести радостную весть своим согражданам. Странно, что мы ничего более не читаем о них в Евангелиях, что ни они сами и никто из их соотечественников не приходили в храм к Тому, Кому поклонились, когда Он был еще в колыбели. Однако то указание, которое они получили от Бога при своем возвращении, служит еще одним подтверждением их искренней веры в этого Младенца как Господа с небес.
Стихи 13−15. В этих стихах описывается, как Христос спасается бегством в Египет от жестокости Ирода; это было следствием предпринятых мудрецами поисков, ибо безвестность, в которой Он до сих пор пребывал, была Его защитой. Почтение, оказанное Христу в Его младенчестве, было очень незначительно (по сравнению с тем, каким оно должно было быть), но даже и это, вместо того чтобы вызвать почтение к Нему среди Его народа, повлекло за собой лишь угрозу для Его жизни.
Итак, заметим здесь:
I. Повеление о побеге в Египет, данное Иосифу, ст. 13. Иосиф не подозревал об опасности, угрожавшей Младенцу, и не знал, как избежать ее. Но Бог открыл ему через Ангела во сне и то, и другое, как Он сделал это и в предыдущем случае, Мф 1:20. Иосиф до своего родства со Христом не общался с ангелами, как теперь. Отметим: те, кто через веру получил духовное родство со Христом, получают доступ к общению с Небом, для которого прежде они были чужды.
1. Иосифу сообщается, что их подстерегает опасность: «Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Отметим: Бог знает обо всех жестоких замыслах и намерениях врагов Своей Церкви. «Знаю дерзость твою против Меня», говорит Господь Сеннахириму, Ис 37:28. Как рано благословенный Иисус испытал скорби! Обычно даже те, чьи зрелые годы прошли в трудностях и бедствиях, имели мирное и спокойное детство. Но не так было у нашего благословенного Господа: Его жизнь и страдания начались одновременно, Он был рожден, подобно Иеремии, Человеком, Который ссорится со всею землею (Иер 15:10), Кто был освящен от чрева, Иер 1:5. Как Христос, глава Церкви, так и Церковь, тело Его, единодушно говорят: «Много теснили меня от юности моей». Ярость фараона обрушивается на еврейских детей, и великий красный дракон готов пожрать младенца, Откр 12:4.
2. Иосиф получает указание, что ему надо делать, чтобы избежать опасности: «Возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет». Так в Своем детстве Христос оставил нам пример того, чему учил впоследствии (Мф 10:23): Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Тот, Кто пришел умереть за нас, спасается бегством, когда Его час еще не пришел. Самосохранение как одно из проявлений закона природы является частью закона Божьего. Беги, но почему именно в Египет? Египет был известен своим идолопоклонством, тиранией и враждебностью по отношению к народу Божьему, он был домом рабства для Израиля и проявил особую жестокость к израильским детям. В Египте, так же как и в Раме, Рахиль плачет о детях своих, и тем не менее он был предназначен как место убежища для святого Младенца Иисуса. Отметим: Бог может, если Ему это угодно, использовать самые худшие места для достижения Своих самых лучших целей, ибо Господня земля, и Он использует ее так, как Ему угодно; иногда и земля помогает жене, Откр 12:16. Бог, сделавший Моав приютом для Своих изгнанников, делает Египет убежищем для Своего Сына. Это можно рассматривать:
(1) Как испытание веры Иосифа и Марии. Они могли впасть в искушение подумать следующим образом: «Если этот Младенец — Сын Божий, как нам было о Нем сказано, то неужели нет иного пути избавления от человека, который есть червь, кроме такого унизительного и бесславного бегства? Разве Он не может призвать легионы ангелов для охраны Своей жизни или херувимов с огненными мечами, чтобы они стерегли это древо жизни? Разве Он не может поразить смертью Ирода или иссушить руку, простертую против Него, и таким образом избавить нас от трудностей бегства?» Совсем недавно им было сказано, что Он станет славою народа Своего Израиля, и вот, земля Израилева так скоро стала слишком опасной для Него? Но мы не находим, чтобы они как-то возражали, их вера, будучи испытанной, была найдена твердой, они верили, что Он Сын Божий, хотя и не увидели чуда, совершенного ради Его сохранения, и были готовы воспользоваться обычными средствами. Став мужем благословенной Девы, Иосиф удостоился великой чести, но честь эта сопровождалась трудностями как и всякая честь в этом мире. Иосиф должен взять Младенца и увезти Его в Египет, и теперь становится ясно, как хорошо Бог позаботился о Младенце и Матери Его, назначив им Иосифа в качестве близкого родственника. Также и золото, которое принесли мудрецы, теперь оказалось весьма кстати для восполнения их нужд. Бог предвидит бедствия Своего народа и заранее предусматривает защиту против них. Бог дает ему понять, что Он и дальше будет заботиться о них и руководить ими: «И будь там, доколе не скажу тебе»; Иосиф должен ожидать дальнейших указаний от Господа и ничего не предпринимать без Него. Так и сейчас Бог хранит Свой народ, уповающий на Него.
(2) Как пример уничижения нашего Господа Иисуса. Как не нашлось для Него места в гостинице в Вифлееме, так не оказалось спокойного места и во всей земле Иудейской. Итак, Он был изгнан из земного Ханаана, чтобы мы, изгнанные за грех из небесного Ханаана, не остались изгнанниками навсегда. Если мы и дети наши окажемся в трудном, стесненном положении, вспомним о том, в каких трудных обстоятельствах протекало детство Иисуса, и смиримся со своими трудностями.
(3) Как знак Божьего неблаговоления к иудеям, которые с таким небрежением отнеслись к Младенцу. Вполне справедливо было с Его стороны оставить тех, кто игнорировал Его. Здесь же мы видим и залог Его благоволения к язычникам, которым апостолы должны были нести благую весть, после того как иудеи отвергли ее. Если Египет принимает Христа, изгнанного из Иудеи, то не пройдет много времени, прежде чем Бог скажет: «Благословен народ Мой — Египтяне».
II. Послушание Иосифа повелению Божьему, ст. 14. Путешествие было нелегким и опасным как для Младенца, так и для Его Матери. Они были недостаточно подготовлены к нему, и их, вероятно, ожидал холодный прием в Египте, и тем не менее Иосиф не был непослушен небесному видению, не возражал против него и не медлил с исполнением его.
Как только ему было велено, он немедленно встал и отправился среди ночи, очевидно, той же ночи, когда получил повеление. Отметим. желающие быть твердыми в послушании должны немедленно осуществлять его на практике. Итак, Иосиф пошел, подобно отцу своему Аврааму, в полной зависимости от Бога, не зная, куда идет, Евр 11:8. Он взял Младенца и Матерь Его. У Иосифа и его жены было мало вещей, поэтому мало было и забот в этом путешествии. Изобилие вещей затрудняет бегство. Если богатые люди имеют преимущество перед бедными, пока они владеют тем, что имеют, то бедные имеют преимущество перед богатыми, когда им приходится расставаться со своим имением.
Иосиф взял младенца и Матерь Его. Некоторые отмечают, что Младенец упоминается первым, как лицо главное, и Мария называется не женою Иосифа, но Матерью Младенца, что было для нее более высоким званием. Это был не первый Иосиф, который был вынужден уйти из Ханаана в Египет, чтобы укрыться там от злобы своих братьев, и этот Иосиф должен был быть принят радушно ради того Иосифа.
Если можно доверять преданию, то по прибытии в Египет им случилось войти в храм, где при их появлении все изображения идолов были повергнуты невидимой силой и упали, подобно Дагону перед ковчегом, в соответствии с пророчеством: Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские.... 19:1). Они оставались в Египте до дня смерти Ирода, которая произошла семь лет спустя, как думают одни, или, как полагают другие, через несколько месяцев. Там они были далеко от храма и храмового служения, жили среди идолопоклонников, но Бог послал их туда, ибо Он хочет милости, а не жертвы. Но, находясь далеко от храма Господня, они имели с собой Самого Господа храма. Вынужденное разделение с народом Божьим и вынужденное пребывание среди нечестивых людей может быть нашим жребием, но это не является грехом, хотя и не может не печалить искренних детей Божьих.
III. Исполнение пророчества Священного Писания в этом событии (Ос 11:1): ...из Египта вызвал я сына Моего. Матфей чаще всех евангелистов обращает внимание на исполнение Священного Писания в жизни Христа, потому что его Евангелие было впервые издано среди иудеев, в глазах которых замечания об исполнении ветхозаветных пророчеств придавали ему больше силы и славы. Приведенное место Писания, несомненно, относится к освобождению Израиля из Египта, в нем Бог признает его как Своего сына, первенца, Исх 4:22. Здесь же это пророчество применяется, по аналогии, к Христу, Главе Церкви. Отметим: Священное Писание имеет не единственное, но многократное исполнение, настолько оно богато и полно по содержанию и так замечательно упорядочено во всех деталях. Бог каждый день исполняет его. Священное Писание нельзя ограничивать одним частным толкованием, но надо толковать его во всей его широте. «Когда Израиль был юн, Я любил его, и хотя Я любил его, Я позволил ему долгое время быть в Египте, но так как Я любил его, то в положенное время вызвал Его из Египта». Читающие это место должны смотреть не только назад, на прошлые события, но и вперед: что было, то и будет (Еккл 1:9); да и сама манера выражения указывает на это, ибо не сказано: «Я вызвал его», но «Я вызвал сына из Египта». Отметим: ничего нет странного в том, что сыновья Божьи оказываются в Египте, чужой стране, в доме рабства, однако они должны быть выведены оттуда. Они могут скрываться в Египте, но не должны оставаться там навсегда. Все избранные Божьи, будучи по природе сынами гнева, рождены в духовном Египте и при обращении к Богу вызываются оттуда. Тот факт, что Христос был в Египте, мог быть использован против Него. Разве должно Солнцу Правды вставать на краю тьмы! Но и Израиль был выведен из Египта, чтобы подняться до величайшей славы, так что в этом нет ничего странного, ибо повторяется то, что уже было.
Стихи 16−18. I. Негодование Ирода на отшествие волхвов. Он долго ожидал их возвращения, надеялся, что они хотя и медлят, но придут обязательно, и он сможет уничтожить своего соперника при первом Его появлении. Но вот, он узнает, что они другим путем отошли в страну свою и это вызвало в нем еще большую ревность, а также подозрение, что волхвы пекутся об интересах этого нового Царя. Он весьма разгневался и, разочаровавшись в своих ожиданиях, стал более отчаянным и жестоким. Отметим: застарелый порок проявляется с особой силой, когда сталкивается с препятствием в своих греховных устремлениях.
II. Его хитрый замысел убрать, несмотря ни на что, рожденного царя Иудейского. Если ему не удалось уничтожить Его одного, то он не сомневается, что сумеет поразить Его общим ударом, который, подобно мечу на войне, истребляет как одних, так и других. Это будет наверняка; желающие уничтожить свои беззакония, должны уничтожить все беззакония. Ирод был идумеем, вражду к Израилю он впитал в себя от рождения. Доик Идумеянин из-за Давида убил всех священников Господних. Удивительно, что Ироду удалось найти людей настолько жестоких, что они пошли на такое кровавое злодеяние. Однако для злых рук всегда найдутся злые орудия. Маленькие дети всегда были под особой защитой не только человеческих законов, но и человеческой природы, и тем не менее эти малыши были принесены в жертву ярости тирана, при котором, как и при Нероне, невинные были самыми незащищенными. Ирод на протяжении всего своего правления был кровавым тираном, незадолго перед этим он уничтожил весь синедрион, то есть суд; но кровь у кровожадного человека вызывает то же чувство, что у человека, пьющего воду по капле — Quo plus sunt potae, plus sitiunter aquae — чем больше пьет, тем больше хочет пить. Ироду было в то время 70 лет, так что Ребенок, Которому было тогда меньше двух лет, никогда не смог бы причинить ему какого-либо беспокойства. Но он не испытывал любви даже к своим собственным детям и не заботился об их продвижении, ибо до этого уже убил двух своих сыновей, Александра и Аристобула, а позднее и Антипатра, а через пять дней после казни последнего умер и сам. Он творил это черное дело исключительно с целью удовлетворения своих собственных грубых страстей — гордости и жестокости. Этот человек ничем не брезговал.
Заметьте, насколько были огромны масштабы осуществления его замысла.
1. По возрасту — он убил всех младенцев от двух лет и моложе. Вероятно, Младенцу Иисусу в то время не было и года, но Ирод, чтобы наверняка не упустить своей жертвы, уничтожил всех детей до двухлетнего возраста. Его не беспокоило, сколько падет невинных голов, лишь бы повинная (по его мнению) не избегла казни.
2. По охваченной территории: он уничтожил всех младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, то есть во всех деревнях вокруг города. То был грех, превзошедший всякую меру, это было безумие, Еккл 7:17. Ненависть, необузданный гнев, облеченный незаконной властью, часто толкают людей на безумные и абсурдные проявления жестокости. Бог не был несправедлив, допустив это: каждая жизнь, едва начавшись, подлежит отдаче в оплату Его справедливости, ибо грех, вошедший в мир через непослушание человека, принес с собой смерть. И мы ничего не должны предполагать здесь, кроме этого всеобщего греха, не должны думать, что эти дети были грешнее всех в Израиле, потому что так пострадали. Божьи судьбы — бездна великая. Болезни и смерти маленьких детей суть доказательства первородного греха. Мы должны смотреть на это избиение младенцев с другой точки зрения: это были мученики за Христа. Как рано начались гонения против Христа и Его Царства! Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, в частности и этот меч, Мф 10:34−35. Это событие было пассивным свидетельством о Господе Иисусе. Как тогда, когда Он был еще в чреве, о Его приближении было засвидетельствовано толчками младенца в чреве Его матери, так и теперь, в два года, Он имел свидетельство Своих сверстников. Они пролили свою кровь за Того, Кто впоследствии прольет Свою кровь за них. Это авангард благородной армии мучеников. Если эти младенцы были крещены кровью (хотя и своей собственной) и вошли в торжествующую Церковь, то можно сказать, что полученное ими на небе с избытком возместило их потери на земле. Из уст этих младенцев и грудных детей Бог устроил Себе хвалу, а иначе было бы нехорошо для Всемогущего, что Он должен был навести такое бедствие.
Предание греческой церкви сообщает, что количество убитых детей составляет 142 человек, но это слишком невероятно. Я думаю, если бы был сделан подсчет рожденных младенцев мужского пола, то ни в одном из самых многонаселенных городов мира не нашлось бы так много детей в возрасте до двух лет, их не набралось бы и четверти от указанного числа. Вот пример суетности человеческих преданий. Странно, что Иосиф Флавий ничего не сообщает об этом событии, но он писал значительно позже Матфея и, вероятно, потому умалчивает о нем, что не слишком интересовался историей христианства, ибо был ревностным иудеем. Но, конечно, если бы это было неправдой и это было бы хорошо доказано, то он обязательно сделал бы опровержение. Макробиус (Macrobius), языческий писатель, говорит, что, когда кесарь Август услышал, что вместе с детьми до двухлетнего возраста, убитыми по приказанию Ирода, был убит и его собственный сын, он сострил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Обычаи страны запрещали Ироду убивать свиней, но не могли помешать ему убить своего сына. Некоторые полагают, что его сын жил с кормилицей в Вифлееме. Другие считают, что по ошибке были смешаны два разных события — избиение младенцев и убийство его сына Антипатра. Но когда римская церковь вносит в свои календари этих святых младенцев, как она их называет, и отмечает день их памяти, в то время как в своих кровавых расправах часто превосходила Ирода, то она уподобляется своим предшественникам, которые строили гробницы пророкам, дополняя тем самым ту же самую меру греха.
Некоторые отмечают другую цель Провидения в убиении этих младенцев. По свидетельству всех ветхозаветных пророчеств, Вифлеем был местом рождения Мессии, а это время — временем Его рождения. И теперь, когда все дети Вифлеема, родившиеся в одно время с Иисусом, были убиты и один Иисус избежал смерти, никто, кроме Него, не мог претендовать на звание Мессии. Ирод думал, что, избавив страну от этого нового Царя, он уничтожил все ветхозаветные пророчества, свел на нет указания звезды и поклонение волхвов. Он решил, что, спалив улей, уничтожил пасечника. Но Бог на небесах посмеется над ним и поругается ему.
III. Исполнение Писания в этом событии, ст. 17−18. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию (Иер 31:15): Глас в Раме слышен. Смотрите и восхищайтесь полнотой Писания! Это пророчество исполнилось уже в дни Иеремии, когда Навузардан, после того как разрушил Иерусалим, привел всех своих пленников в Раму (Иер 40:1) и там распорядился их судьбой по собственному усмотрению — кого казнил, кого отдал в рабство. Тогда плач в Раме был слышен в Вифлееме (ибо эти два города, один из удела Иуды, а другой из удела Вениамина, располагались недалеко друг от друга). Теперь же оно еще раз исполнилось в великом плаче и рыдании об умерщвленных детях. Священное Писание исполнилось:
1. В отношении места плача. Он раздавался от Вифлеема до Рамы, ибо жестокость Ирода простерлась на все окрестности Вифлеема, даже до удела Вениаминова, детей Рахили. Некоторые считают, что местность вокруг Вифлеема носила название Рахиль, поскольку она там умерла и была похоронена. Гроб Рахили находился близ Вифлеема, Быт 35:16,19; сравни с 1Цар 10:2. Почти все свои надежды Рахиль связывала со своими детьми и сына, из-за которого она умерла во время путешествия, она назвала Бенони — сын моей скорби. Матери убиенных младенцев были такими же матерями, как и Рахиль, они жили поблизости от гробницы Рахили, и многие из них были потомками ее. Именно поэтому их плач представлен как плач Рахили.
2. В отношении силы этого плача. Это были плач и рыдание и вопль великий. Невозможно выразить чувства, которые они испытывали, переживая это страшное бедствие. Как некогда в Египте был великий плач о пораженных первенцах, так теперь такой же великий плач был об убиенных младенцах; нам свойственно испытывать особенно нежные чувства к младенцам. Здесь представлен мир, в котором мы живем: мы слышим в нем плач, рыдания и вопли, видим слезы угнетенных, связанные с тем или другим событием. Наш путь проходит через долину слез. Их скорбь была так велика, что они не хотели утешиться. Они застыли в своей скорби и находили в ней удовольствие. Но да будет благословен Господь, нет такой причины для печали в этом мире, которая могла бы оправдать наш отказ утешиться, кроме плача о грехе, вызвавшем эту печаль. Матери не хотели утешиться, ибо их нет, то есть их не стало среди живущих на земле, они больше не держали их в своих объятиях. Если бы их действительно больше не было, тогда было бы извинение для печали, то есть если бы мы не имели надежды; но мы знаем, что они не погибли, а только ушли прежде нас. Если мы забываем о том, что они существуют, то теряем лучшую основу для своего утешения, 1Фес 4:13. Некоторые считают скорбь жителей Вифлеема судом, посланным им за то, что они не оказали почтения Христу. Те, кто не радовался рождению Сына Божьего, справедливо принуждены теперь оплакивать смерть своих сыновей: они только дивились вести пастухов, но не приветствовали ее.
Эта цитата, взятая из пророчества, устраняет возражения, выдвигаемые некоторыми против Христа в связи с этим печальным событием в Вифлееме. «Может ли Мессия, Утешение Израиля, прийти в мир в сопровождении такого плача?» Да, ибо это было предречено, и Писания должны исполняться. Кроме того, если мы дальше посмотрим на это пророчество, то увидим, что этот горький плач в Раме был всего лишь прологом к величайшей радости, которая последовала за ним: Ибо есть награда за труд твой, говорит Господь... и есть надежда для будущности твоей. Чем хуже положение теперь, тем ближе тот момент, когда оно поправится. Им был рожден ребенок, способный возместить все их потери.
Стихи 19−23. Здесь описывается возвращение Христа из Египта в землю Израилеву. Египет может служить местом временного пребывания или убежищем, но не может быть постоянным местожительством. Христос был послан к погибшим овцам дома Израилева, и поэтому Он должен был вернуться к ним.
I. Событием, открывшим путь для Его возвращения, была смерть Ирода, которая последовала вскоре после избиения младенцев — не более чем через три месяца, как полагают некоторые. Так быстро осуществилось возмездие Божье! Отметим: Ироды должны умереть — гордые тираны, наводящие ужас на сильных, и угнетатели праведных на земле живых; их дни уже сочтены, и они должны сойти в преисподнюю. Кто ты, что боишься человека, который умирает? (Ис 51:12), особенно если учесть, что с его смертью не только исчезают его ревность и ненависть (Еккл 9:6), что, умерев, он перестает наводить страх (Иов 3:17), но и что он получает наказание. Из всех грехов пролитие крови особенно быстро переполняет меру терпения Божьего. Иосиф Флавий сообщает, что этого самого Ирода постигла страшная болезнь, которая сжигала его изнутри и причиняла ему невыразимые мучения; что он был ненасытим в своей жадности к мясу, мучился от колик, подагры и водянки; при этом от него исходило такое зловоние, что никто не мог находиться рядом с ним; он был таким не истовым и нетерпеливым в болезни, что мучил себя самого и был ужасом для всех, при служивавших ему; его врожденная жестокость, усиленная болезнью, сделала его таким бесчеловечным, как никогда раньше: он приказал убить своего сына, заключил в темницу множество знатных людей, отдав приказ убить их сразу, как только он сам умрет. Но эта казнь была предотвращена. Вот какого сорта люди были врагами и гонителя ми Христа и последователей Его. Противни ков христианства было немного, но становились ими люди, которые прежде теряли вся кую человечность, как Нерон и Домициан.
II. Указания, посланные Иосифу с небес относительно возвращения, и его послушание этим указаниям, ст. 19−21. Бог послал Иосифа в Египет, и он оставался там до тех пор, пока тот же Самый Бог не дал ему по веления вернуться назад. Отметим: хорошо, когда во всех наших перемещениях нам ясен наш путь и мы видим Бога, идущего впереди нас; мы никуда не должны отправляться без Его повеления. Отметим: наша связь с Богом, если мы поддерживаем ее со своей стороны, никогда не будет прервана с Его стороны, где бы мы ни находились. Бог в любом месте может посетить детей Своих. Ангелы приходили к Иосифу в Египет, к Иезекиилю — в Вавилон, к Иоанну — на Патмос.
Итак:
1. Ангел сообщает Иосифу о смерти Ирода и его сообщников: умерли искавшие души Младенца. Они умерли, а Дитя Божье живо! Святые Божьи, претерпевшие преследования, нередко остаются живы и ходят по могилам своих гонителей. Глава Церкви выдержал бурю, и много таких бурь предстояло еще выдержать Его Церкви. Они умерли, то есть Ирод и Антипатр, которые, несмотря на их взаимную подозрительность, тем не менее, вероятно, объединились в стремлении уничтожить нового Царя. Если Ирод сначала убил Антипатра, а затем умер сам, значит опасность миновала; Бог познается через суды, которые Он совершает, когда один нечестивый становится орудием гибели другого нечестивого.
2. Ангел указывает Иосифу, что ему следует делать. Он должен встать и возвратиться в землю Израилеву, причем должен сделать это без промедления, не ссылаясь на то, что он довольно хорошо устроился в Египте, или на неудобства, связанные с путешествием, особенно, если оно, как предполагают, пришлось на начало зимы, в которую умер Ирод. Дети Божьи должны повиноваться повелениям Его, куда бы Он ни повел их и где бы Он ни поселил их. Если мы смотрим на этот мир как на Египет, место нашего рабства и изгнания, а на небо как на Ханаан, где наш дом и покой, то мы должны встать и отправиться туда, когда нас позовут, с такой же готовностью, с какой Иосиф оставил Египет.
III. Дальнейшее указание от Бога относительно того, куда им направить путь и где поселиться в земле Израилевой, ст. 22−23. Бог мог бы сразу дать Иосифу это указание, одновременно с первым, но Ему угодно постепенно открывать Свою волю, чтобы научить детей Своих уповать на Него и ожидать услышать, что Он скажет им еще. Данное указание Иосиф получает тоже во сне, как и прежние, и, вероятно, так же через ангела. Бог мог бы выразить Свою волю Иосифу через Младенца Иисуса, но мы не находим, чтобы Иисус во время этих переездов что-то примечал или делал замечания. Это было, конечно, потому, что Он должен был во всем уподобиться братиям, будучи Младенцем, Он по-младенчески говорил и по-младенчески поступал, не выказывал Своих безграничных знаний и силы, но, как младенец, возрастал в премудрости.
Итак, этому святому царскому семейству были даны следующие указания:
1. Они не должны оставаться в Иудее, ст. 22. Иосиф мог подумать, что поскольку Иисус был рожден в Вифлееме, то должен и воспитываться там. Однако он благоразумно убоялся туда идти из-за Младенца, потому что услыхал, что Архелай царствует вместо Ирода, отца своего, не над всем царством, как его отец, а только над Иудеей, остальные же провинции были в других руках. Посмотрите, какая существует преемственность врагов, сражающихся против Христа и Его Церкви! Если умирает один, тут же появляется другой, чтобы продолжать старую вражду. По этой причине Иосиф не должен был поселяться с Младенцем в Иудее. Отметим: Бог не желает подвергать детей Своих опасностям, если только это не требуется для Его славы или для их испытания, ибо дорога в глазах Божьих жизнь и смерть Его святых, их кровь драгоценна для Него.
2. Они должны поселиться в Галилее, ст. 22. Там правил Филипп, мягкий, спокойный человек.
Примечание: провидение Божье так все устраивает, что чада Его не остаются без спокойного убежища от грозы и бури; когда в одном месте климат становится жарким и знойным, в другом месте он будет более прохладным и умеренным. Галилея лежала далеко на севере, Самария находилась между ней и Иудеей. Они были посланы туда, в Назарет, в город на холме, расположенный в центре удела Завулонова. Там жила Матерь нашего Господа в то время, когда зачала от Духа Святого; вероятно, Иосиф тоже жил там, Лк 1:26−27. Они были посланы туда, где их хорошо знали, где они были среди своих родственников, это было наиболее подходящее для них место. Там они остались жить, и от этого места Спаситель получил имя Иисус из Назарета, что было камнем преткновения для иудеев, ибо из Назарета может ли быть что доброе?
В этом исполнилось реченное через пророка, что Он Назарянином наречется (англ. — Прим. переводчика.). Это имя можно рассматривать как:
(1) Почетное, хотя оно означает не более чем человек из Назарета. В имени этом содержится тайна, или намек на то, что Христос будет:
[1] Человеком, Отраслью, как пророчествовал о Нем Исайя, Ис 11:1. В этом пророчестве употребляется слово Netzar, означающее либо отрасль, либо город Назарет, так что название, взятое от этого города, означает, что Он является отраслью.
[2] Великим Назореем, прообразами Которого были назореи по закону, особенно Самсон (Суд 13:5) и Иосиф, названный назореем между братьями (Быт 49:26), и то, что сказано о назорействе, относится к Нему, Чис 6:2 и далее. Христос не был назореем в строгом смысле этого слова, потому что Он пил вино и прикасался к мертвым телам, но Он был таковым по существу, ибо был исключительно святым и всецело посвященным для славы Божьей в деле нашего искупления, как Самсон был посвящен на дело спасения Израиля. Мы имеем все основания радоваться этому имени и должны знать Его под этим именем. Или (2) Как позорное, презрительное имя. Назвать человека назарянином значило назвать его презренным человеком, человеком, от которого нельзя ожидать ничего доброго и который не заслуживает никакого уважения. Диавол сначала дал это имя Христу, чтобы унизить Его и настроить против Него народ, и оно прилипло к Нему и Его последователям как прозвище. Здесь не названы конкретные пророки, но сказано вообще — реченное через пророков, что Он будет презрен и умален пред людьми (Ис 53:3), что Он червь, а не человек (Пс 21:7−8), что Он будет чужим для братьев Своих, Пс 68:8−9. Если нашего Господа называли Назарянином, то пусть никакое презрительное, унизительное имя, которым называют нас за нашу преданность Христу, не покажется нам слишком оскорбительным.
толкование Мэтью Генри на евангелие от Матфея, 2 глава