Эта глава касается лампад и светильников в святилище.
I. Священники должны были ухаживать за горящими лампадами в светильнике (ст. 1−4).
II. Живые светильники (если так можно назвать их), левиты, являясь служителями, были горящими и сияющими светильниками. Посвящение левитов описано в Книге Левит, гл. 8, а здесь описывается посвящение левитов, относившихся к младшему духовенству.
1. Как они были очищены (ст. 5−8).
2. Как они были отделены от народа (ст. 9−10).
3. Как они были представлены Богу вместо первенцев (ст. 11−18).
4. Как они были переданы Аарону и его сыновьям для служения им (ст. 19).
5. Как все повеления были должным образом исполнены (ст. 20−22). И наконец, указан возраст, когда они были годны для служения (ст. 23 и далее).
Стихи 1−4. Наставления о том, как сделать золотой светильник, были даны ранее (Исх 25:31), и он был сделан согласно образцу, представленному Моисею на горе (Исх 38:17). Но лишь теперь поступило повеление зажечь светильник, когда другие предметы также начали использоваться. Обратите внимание:
(1) Кто должен был зажечь лампады — сам Аарон, он зажег лампады его (ст. 3). Являясь для Бога представителем народа, тем самым он совершал служение слуги в доме Божьем, зажигая светильник своего Господина; а как представитель Бога для народа он возвещал волю Бога и свидетельствовал о Его благоволении, что так выражено в Писании: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи» (Пс 17:29). И совсем недавно Аарону было велено благословлять народ: «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим» (Чис 6:25). Заповедь — это светильник (Притч 6:23). Писание — светильник, сияющий в темном месте (2Пет 1:19), и без него даже церковь будет темным местом, как и скиния (в которой не было окон) без лампад. Сейчас труд служителей заключается в том, чтобы зажигать эти светильники, истолковывая и применяя слово Божье. Священник зажигал лампаду, расположенную в центре, от огня жертвенника, а оставшиеся лампады — одна от другой; это (как говорит мистер Эйнсворт) символизировало, что источник всего света и познания находится во Христе, который имеет семь духов Божиих, представленных семью огненными светильниками (Откр 4:5), но при толковании Писания один отрывок должен заимствовать свет от другого. Он также предполагает, что поскольку число семь символизирует совершенство, то семь стеблей подсвечника демонстрируют полное совершенство Писания, которое может сделать нас мудрыми ко спасению.
(2) Для чего зажигались лампады — чтобы давать свет на передней стороне светильника, то есть в той части скинии, где напротив светильника стоял стол с хлебами предложения. Они не зажигались, подобно свечам на урне, чтобы гореть для себя, а чтобы давать свет другой части скинии, ибо именно для этого зажигаются свечи (Мф 5:15). Отметьте: свет мира и свет Церкви должны сиять, как светильники. Мы имеем свет для того, чтобы давать его другим.
Стихи 5−26. Ранее мы читали об отделении левитов от сынов Израилевых для служения в скинии, когда был исчислен народ и они сами себя исчислили (Чис 3:6,15). А здесь приводятся наставления для их торжественного посвящения в духовный сан (ст. 6) и их исполнение (ст. 20). Весь Израиль должен был знать, что не они сами присвоили себе эту честь, а были призваны Богом. Было недостаточно, чтобы они просто отличались от своих соседей, они должны быть торжественно посвящены Богу. Отметьте: каждый, кто трудится для Бога, должен быть посвящен Ему, соответственно степени его занятий. Христиане должны принять крещение, а служители — быть рукоположены; вначале мы должны отдать Господу себя, а затем — наше служение. Обратите внимание, как это совершалось:
I. Левиты должны были очиститься; они сделали это. Обряд и церемонию их очищения должны были совершить (1) они сами. Они должны были вымыть одежды свои, и не только помыться, но и обрить бритвою все тело свое, как прокаженный при прохождении обряда очищения (Лев 14:8). Они должны водить бритвою по всему телу своему, чтобы очистить себя от осквернений, которые нельзя было смыть. Иаков, которого любил Бог, был лишен волосяного покрова, а Исав был волосатым. Великие усилия, которые они должны были приложить к себе, чтобы сделать себя чистыми, учат всех христиан, особенно служителей, с помощью покаяния и смирения очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы совершать святыню. Кто носит сосуд Господа, тот должен быть чист.
(2) Моисей. Он должен был окропить их очистительною водою, которая готовилась по божественному наставлению. Это символизировало Кровь Христа, действующую на наши душу через веру, которая очищала нас от злой совести, чтобы мы были годны для служения живому Богу. Наш долг — очистить себя, а Бог пообещал, что тогда Он очистит нас.
II. Приготовившись подобным образом, левиты должны были предстать перед Богом на торжественном собрании всего Израиля, и сыны Израилевы должны возложить руки свои на них (ст. 10), таким образом передавая свою часть в них и в их служении (правом на которое обладали и они, как часть всего народа) Богу и Его святилищу. Они представляли их Богу как жертвы живые, святые и благоугодные, чтобы те совершали разумное служение. И поэтому (как поступают приносящие жертву в иных случаях) они возложили руки свои на них, желая, чтобы их служение было принято вместо посещения храма всем собранием, особенно первенцами, на котором (они признавали это) мог настаивать Бог. Это не служило доказательством власти людей рукополагать священников, ибо это возложение рук сынов Израилевых на левитов не делало их служителями святилища, а лишь символизировало то, что это колено исключалось из армейской службы и гражданских объединений, чтобы стать служителями через Аарона, который должен был представить их Господу. Все собрание сынов Израилевых не могло возложить на них руки; возможно, это сделали начальники и старейшины, как представители всего народа. Некоторые считают, что это сделали первенцы, так как вместо них левиты посвящались Богу. Чего бы ни потребовал Бог от нас для служения Своей славе, мы должны радостно согласиться и возложить на отдаваемое свои руки: не откладывать, а подчиниться Его требованию и отдать то, что предназначено для Его служения.
III. За них нужно было принести жертвы: вначале жертву за грех (ст. 12), а потом всесожжение для очищения левитов, которые, как заинтересованная сторона, должны были возложить руки на головы жертв. Здесь отметьте:
(1) Мы все абсолютно недостойны и негодны быть допущенными и служить Богу, пока не будет принесено искупление за грех и таким образом восстановится наш мир с Богом. Защитное облако должно рассеяться в воздухе, прежде чем установится спокойное общение между Богом и нашими душами.
(2) Именно благодаря жертве, Христу — великой Жертве, мы примиряемся с Богом и становимся годны, чтобы предстать пред Ним. Именно Им христиане освящаются, чтобы совершать христианский труд, а служители — совершать свое служение. Образованный епископ Патрик отмечает, что жертвы, принесенные за левитов, означают, что они сами рассматривались как искупительная жертва, ибо были отданы, чтобы совершить очищение для сынов Израилевых (ст. 19, англ. пер.). Но так как они не были посвящены смерти, как и первенцы, то вместо них были принесены две жертвы, на которые они должны были возложить свои руки именно для того, чтобы грех сынов Израиля, возложенный на них (ст. 10), перешел на этих животных.
IV. Сами левиты предстали пред Господа от сынов Израилевых (ст. 11). Аарон отдал их Богу, так как они вначале сами отдали себя и были отданы сынами Израилевыми. Стоящее в оригинале слово означает жертву потрясания; но это не значит, что ими на самом деле потрясали — они были представлены Богу, как Богу небес и Господу всей земли так же, как жертвы потрясания. То, что их назвали жертвами потрясания, подразумевало, что в своем служении они должны постоянно возноситься к Богу: возводить свои глаза, возносить свои сердца, с усердием и готовностью совершать труд своего исповедания. Их рукополагали не для того, чтобы они бездельничали, а чтобы были активными и деятельными.
V. Бог возвестил, что принимает их: «Левиты Мои» (ст. 14). Бог взял их вместо первенцев (ст. 16−18), о чем сказано ранее (Чис 3:41). Отметьте: то, что мы искренно преподносим Богу, Он милостиво примет и будет им владеть. А Его служители, которые обрели Его милость и стали верными, получают особые знаки Его благоволения и славы: вначале они будут Моими, а потом войдут служить скинии собрания (ст. 15). Бог принимает их, чтобы они были Его собственностью и могли служить Ему. Каждый, кто хочет иметь привилегии скинии, должен принять решение служить в скинии. Как, с одной стороны, ни одно из Божьих творений не является Его незаменимым слугой (ибо Он не нуждается в чьем-либо служении), так и, с другой стороны, никто не становится просто Его почетным слугой, чтобы ничего не делать. Каждый, кем владеет Бог, занят трудом; ангелы также имеют свои служения.
VI. Они были отданы, как подарок, Аарону и его сыновьям (ст. 19), но выгоду от этого получали сыны Израилевы.
1. Левиты подчинялись священникам, как их слуги и помощники в служении в святилище. Аарон представил их Богу (ст. 11), а затем Бог вернул их Аарону (ст. 19). Отметьте: все, что мы отдаем Богу, Он возвращает нам с прибылью. Наши сердца, наши дети, наше состояние становится более значительным, более благоприятным, если мы принесли его Богу.
2. Они должны были служить за народ. Они были взяты, чтобы отправляли службы за сынов Израилевых, то есть не только совершали положенное служение, но и служили их интересам и делали то, что способствовало славе, безопасности и процветанию всей нации. Отметьте: кто верно служит Богу, тот совершает одно из наилучших служений, которое можно сделать для своего народа. Служителей Бога, пока они вращаются в сфере своего служения и честно выполняют свой долг, нужно считать самыми полезными слугами для своей страны. Сыны Израилевы так же нуждались в колене Левиином, как и в любом другом; так какое служение они совершали для сынов Израиля? Левиты должны были служить охранением для сынов Израилевых, чтобы не постигло сынов Израилевых поражение. Работа священника заключалась в том, чтобы совершать очищение с помощью жертвы, а левиты совершали очищение своим присутствием и хранили мир с небесами, который был достигнут благодаря жертве. Если бы служение в скинии было отдано разнородной группе первенцев, то им либо пренебрегали бы, либо совершали неумело и непочтительно, как обычно поступают те люди, которые не связаны особыми узами со служением, не обучены своему делу с усердием и не совершают его постоянно, как левиты; и это могло бы навлечь на сынов Израилевых поражение, что подозревало, возможно, смерть самих первенцев — величайшую казнь Египта. Чтобы предотвратить наказания и совершить очищение, на это служение были назначены левиты, которые с самого младенчества воспитывались своими родителями для этой работы и были хорошо обучены. И поэтому сынам Израилевым, то есть первенцам, не нужно было приближаться к святилищу, или, когда у израильтян появлялась такая возможность, левиты были готовы наставить и представить их, чтобы тем самым предотвратить какую-либо фатальную ошибку или неверный поступок. Отметьте: для Церкви великой милостью является постановление, согласно которому священникам велено идти впереди народа во взаимоотношениях с Богом, быть его водителями, надсмотрщиками и руководителями в религиозном поклонении и совершать свое дело. Когда Христос вознесся, то дал дары им (Еф 4:8,11−12).
VII. Время их служения было определено.
1. Они должны были приступить к служению в возрасте двадцати пяти лет (ст. 24). Они не могли носить скинию и ее принадлежности, пока им не исполнится тридцать лет (Чис 4:3), но могли приступить к другим служениям в двадцать пять лет — очень хороший возраст, чтобы начать общественную работу. В то время эта работа требовала определенных физических сил, а в наше время — определенной зрелости в суждениях и степенности в поведении, которых люди редко достигают раньше этого возраста; новообращенные оказываются в опасности возгордиться.
2. Они освобождались от работы в пятьдесят лет и не служили более (ст. 25, англ. пер.), но не увольнялись со службы с позором, а удалялись отдыхать, соответственно требованиям своего возраста, облаченные почестями своего служения, как и ранее — его бременами. Они продолжали помогать братьям своим при скинии, наставлять младших левитов и напоминать им; они помогали содержать скинию собрания, как стражи, на дорогах, ведущих к скинии, следя, чтобы ни один посторонний или человек в своей нечистоте не вторгся туда, но не должны были совершать какого-либо служения, утомительного для них. Если Божья благодать давала человеку возможность совершать свою работу, то его благоразумие должно было проследить, чтобы он совершал работу только соответственно своим возможностям. Пожилые люди больше подходят, чтобы нести ответственность, а молодые — для работы и служения. Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень (1Тим 3:13). Хотя, безусловно, дары не привязываются к возрасту (Иов 32:9), а все же сие производит один и тот же Дух. Такими были учрежденные обязанности левитов.
толкование Мэтью Генри на Числа, 8 глава