Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 34 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе Бог наставляет Моисея, а Моисей наставляет Израиль:

(I) О пределах и границах земли Ханаанской (ст. 1−15).

(II) О разделении и распределении ее между коленами Израиля (ст. 16 и далее).

Стихи 1−15. В этих стихах излагается четкий план, согласно которому должна быть отмерена и распределена земля Ханаанская со всех сторон. Бог велит Моисею уладить этот вопрос сейчас, но при этом он не должен быть похож на географа с картой, удовлетворяющего любопытство других, а быть владыкой, совершающим акт дарения, с документом, благодаря которому известно, что переходит и передается согласно ему. Израильтянам были обещаны более обширные владения, достигающие реки Евфрат, если они будут послушны (Втор 11:24), и именно так далеко протянулись владения Израиля во времена Давида и Соломона (2Пар 9:26). Но здесь описан только Ханаан, выпавший в удел девяти с половиной коленам, ибо оставшиеся два с половиной уже были поселены (ст. 14−15). Относительно границ Ханаана следует отметить:

I. Что эта страна имела четкие границы, ибо Бог назначил пределы их обитанию (Деян 17:26). Для израильтян установлены границы, (1) чтобы они знали, кого они лишают владений и как далеко распространяется данное им повеление прогнать жителей земли (Чис 33:53). Они должны истребить лишь тех, кто живет в пределах обозначенных границ; их кровавый меч может идти до сего места, но не далее.

(2) Чтобы они знали, какое владение им принадлежит. Бог не хотел, чтобы у Его народа усиливалось желание обрести мирские владения, но чтобы он знал, что имеет достаточно, и успокоился своей осведомленностью. Сами израильтяне не должны были считать, будто они одни поселены на земле, а должны оставить место для соседей, живущих рядом с ними. Бог положил границы и нашему жребию, поэтому давайте и мы ограничим свои желания и приведем свои мысли в соответствие с нашими условиями.

II. По сравнению с другими, эта страна была небольшой: так, как указаны ее границы в этих стихах, она составляет около 160 миль в длину и около 50 в ширину; похоже, она занимала пространство не больше половины Англии, тем не менее это была страна, обещанная отцу верных, обещанная во владение семени Израиля. Лишь на этой небольшой части суши в течение многих веков ведом был Бог и имя Его было велико (Пс 75:2). Это был виноградник Господень, запертый сад; но так же, как в садах и виноградниках, незначительная протяженность земли щедро компенсировалась необычайным плодородием земли, в противном случае она не могла бы накормить такой многочисленный народ, населявший ее. Здесь обратите внимание:

(1) Какую незначительную часть мира Бог оставил для себя. Хотя вся земля и ее полнота Его, тем не менее лишь немногие знают о Нем и служат Ему, и лишь немногие счастливы, действительно счастливы, так как приносят плоды Богу.

(2) Как мало мирских благ Бог дает Своему народу. Те, у кого есть удел на небесах, имеют основание быть довольными своей незначительной частью на этой земле, как в данном случае: чего недостает в количестве, то возместится качеством. Малое у праведника, полученное от любви Божьей и с Его благословением, намного лучше и приятнее богатства многих нечестивых (Пс 36:16).

III. Следует обратить внимание, какими являются утвержденные здесь границы и пределы.

1. Сам по себе Ханаан был прекрасной страной (как ее называют в Книге Даниила 8:9), тем не менее он граничил с пустынями и морями и был окружен различными печальными видами. Подобным образом виноградник Церкви со всех сторон граничит с пустынями этого мира, которые служат ему контрастом, чтобы он выглядел более красивым.

2. Многие границы служили защитой этой земле и были ее природными укреплениями, чтобы сделать более сложным доступ врагам; это должно было навести Израиль на мысль, что Бог природы был их защитником и Своим благоволением, как щитом, венчал его.

3. Граница достигала потока Египетского (ст. 5), чтобы вид страны, которую они могли видеть со своих владений, напоминал им о египетском рабстве и их чудесном избавлении от него.

4. Их граница начиналась с Соленого моря (ст. 3) и там же заканчивалась (ст. 12). Это был вечный монумент гибели Содома и Гоморры. Прекрасная плодородная долина превратилась в озеро, которое никогда не тревожил ветер и не бороздили суда, в котором никогда не разводили рыбу и где не было найдено ни одного живого творения; поэтому его назвали Мертвым морем. Эта часть границы была для них постоянным предупреждением, чтобы они остерегались тех грехов, которые погубили Содом. Тем не менее беззаконие Содома позже было найдено в Израиле (Иез 16:49), и из-за него Ханаан хотя и не превратился в Мертвое море, тем не менее стал бесплодной землей и продолжает таким быть до сего дня.

5. Их западной границей было Великое море (ст. 6), которое сейчас называют Средиземным. Некоторые считают, что это море было частью их владений и благодаря этому дарению они имеют право владеть им; и если бы они не лишились этого права из-за греха, то главенствовали бы на нем.

Стихи 16−29. Бог назначает особых уполномоченных для разделения земли. Завоевание земли считается доказанным, хотя, как и ранее, никаких усилий не было приложено для овладения ею. Так как израильтяне должны получить землю во владение не своим мечом и луком, а силой и благоволением Бога, то не назначаются генералы и главнокомандующие, которые должны вести войну. Они должны быть настолько уверены в успехе и победе, чтобы (в то время как Бог сражается за них) назначить людей и поручить им разделить землю, то есть определить, кто будет контролировать бросание жребия, разрешать возникшие противоречия и следить, чтобы все происходило честно.

1. Главными уполномоченными, составлявшими quorum, были Елеазар и Иисус Навин (ст. 17), являвшиеся прообразом Христа, который, как священник и царь, разделяет небесный Ханаан для духовного Израиля; в то же время, раз они распределялись согласно жребию, то тем самым Христос признает, что распределение осуществляется согласно воле Отца (Мф 20:23; ср. Еф 1:11).

2. Более того, чтобы не было подозрений в лицеприятии, от каждого колена был назначен начальник, который должен был внимательно следить за ходом дела, чтобы колену, которому он служит, не был нанесен никакой ущерб. Государственные дела должны совершаться таким образом, чтобы не нарушались права отдельного человека, и, если возможно, при этом каждый был удовлетворен, что с ним поступили справедливо. Блаженно государство, в котором представители народа встречаются вместе — несколько человек от каждого колена, — чтобы вместе решать вопросы, касающиеся всего общества, и составлять конституцию, которая является славой, покоем и безопасностью народа, благословленного ею.

3. Некоторые обращают внимание на то, что порядок, в котором эти колена перечислены, сильно отличается от того, в котором они перечислялись ранее во всех ситуациях, и совпадает с соседством их жребиев при распределении земли. Земли Иуды, Симеона и Вениамина, которые первыми перечислены здесь, расположены рядом. Далее располагалось наследство Дана по одну сторону, а Ефрема и Манассии — по другую. Земли Завулона и Иссахара расположились на одной линии несколько севернее, а земли Ассира и Неффалима — севернее всех, что легко отметить, рассматривая карту Ханаана. «Это, — отмечает епископ Патрик, — свидетельствует о том, что, записывая эти события, Моисей был водим божественным Духом». Бог заранее знает все Свои дела. Он абсолютно предвидит, не испытывая сомнения и смущения, все, что нам кажется новым и поразительным.

толкование Мэтью Генри на Числа, 34 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.