В этой главе:
(I) Отдельно описываются передвижения и стоянки сынов Израильских с момента их выхода из Египта и до вхождения в Ханаан на протяжении сорока двух лет; особо отмечаются важные события, имевшие место в некоторых местах (ст. 1−49).
(II) Даются строгие повеления изгнать всех жителей земли Ханаанской, даже если они не собирались завоевать и владеть этой землей (ст. 50−56). Первая часть главы вспоминает их прохождение через пустыню, а последняя касается их поселения в Ханаане.
Стихи 1−49. Данные стихи представляют собой обзор или пересказ путешествия сынов Израильских через пустыню. Это была незабываемая история, заслуживающая, чтобы ее подобным образом сократили и сохранили для славы Бога, который вел их, и для ободрения всех последующих поколений. Здесь обратите внимание:
I. Как составлялось это описание: Моисей описал путешествие их (ст. 2). Когда они начали этот утомительный переход, Бог повелел ему завести журнал или дневник, куда бы он записывал все выдающиеся события, случившиеся в пути, для собственного удовлетворения, когда он будет их просматривать, и для наставление других, когда эти записи будут опубликованы. Для отдельных христиан, и особенно тех, кто занимает ответственные посты, было бы полезным сохранить в записи описание коснувшихся их провидений Божьих, постоянной череды оказанных им милостей, особенно тех перемен и событий, которые сделали определенные дни их жизни знаменательными. Наша память обманчива и нуждается в помощи, чтобы мы могли помнить весь путь, которым вел нас Господь, Бог наш, по пустыне (Втор 8:2).
II. Что представляло из себя это описание. Оно начиналось с описания их выхода из Египта, описывало переход через пустыню и заканчивалось поселением в долинах Моава, где они разбили свой стан.
1. Следует обратить внимание на некоторые моменты их выхода из Египта, о которых они вспоминали во всех ситуациях, как о делах, которые нельзя забывать.
(1) Они вышли по ополчениям своим (ст. 1), согласно установленному порядку и их положению, как армия, со знаменами.
(2) Они вышли под начальством Моисея и Аарона — своих руководителей, наставников и лидеров под руководством Бога.
(3) Они вышли в глазах всего Египта под рукою высокою, ибо рука Бога, совершавшая для них чудеса, была высокой (ст. 3). Они ускользнули не тайно (Ис 52:12), а на виду у своих врагов, для которых Бог сделал израильтян такой ношей, что те не могли, не хотели и не осмеливались противостать им.
(4) Они вышли, когда египтяне хоронили, или готовились хоронить, своих первенцев (ст. 4). У них была нехорошая мысль попытаться удержать израильтян в качестве своих узников, но Бог нашел им другую работу. Египтяне хотели похоронить заживо первенцев Бога, а Бог заставил хоронить их собственных первенцев.
(5) Ко всем казням египетским здесь добавлено, что и над богами их Господь совершил суд. Возможно, идолы, которым они поклонялись, были свергнуты, как впоследствии Дагон перед ковчегом, и поэтому они не могли получить наставление по поводу этого важного дела. Возможно, на это событие ссылается Писание: «…потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис 19:1).
2. При их переходах в сторону Ханаана обратите внимание, (1) что они постоянно двигались. Они на короткое время разбивали свой стан в одном месте, а затем им нужно было двигаться к другому. Таким же является наше положение в этом мире, ибо здесь у нас нет вечного города.
(2) Большая часть их пути лежала через пустыню — необитаемую, непроторенную, лишенную необходимых средств для человеческой жизни. Это возвеличило мудрость и силу Бога, ибо благодаря Его чудесам и щедрости тысячи израильтян не только обеспечивались всем необходимым на протяжении сорока лет в безжизненном месте, но вышли оттуда в таком же количестве и такими же энергичными, как и вошли. Вначале они расположились станом на краю пустыни (ст. 6), а затем переместились в ее центр; через маленькие трудности Бог готовил Свой народ к большим. Мы читаем об их остановке в пустыне Ефам (ст. 8), в пустыне Син (ст. 11) и в пустыне Синайской (ст. 15). Наши перемещения в этом мире представляют собой лишь переходы из одной пустыни в другую.
(3) Они ходили туда и обратно, вперед и назад, словно находились в лабиринте, и в то же время пребывали под водительством столба облачного и огненного. Он вел их по этому пути (Втор 32:10), и этот путь был прямой (Пс 106:7). Путь, по которому Бог приводит Свой народ к себе, всегда является наилучшим, хотя нам он не всегда кажется ближайшим.
(4) В этом дневнике упомянуты некоторые события, такие, например, как отсутствие воды в Рефидиме (ст. 14), смерть Аарона (ст. 38−39), нападение Арада (ст. 40), история, из-за которой место было названо Киброт-Гаттава — гробы прихоти (ст. 16). Подобным образом и мы должны хранить в памяти провидения Бога, коснувшиеся нас и наших семей, нас и нашей земли, наряду со многими примерами божественной заботы, которая вела, питала, хранила нас до настоящего времени. Ситтим — место, где они согрешили, связавшись с Ваал-Фегором, — здесь названо Аве-Ситтим. Авель означает плачущий (как в Быт 50:11), и, возможно, это место получило такое название благодаря плачу благочестивых людей Израиля из-за этого греха и из-за гнева Божьего на них. Плач был таким значительным, что дал название этому месту.
Стихи 50−56. Пока сыны Израилевы жили в пустыне, полное отделение от остальных народов хранило их от искушений к идолопоклонству. Возможно, Бог так долго ограничивал израильтян пустыней, чтобы благодаря этому они забыли своих египетских идолов и народ выветрился и очистился от этой заразы, а вошедшее в Ханаан поколение никогда не знало глубин сатанинских. Теперь, когда им предстояло перейти Иордан, они вновь подвергались этому искушению, и поэтому эти стихи (1) строго призывают их разрушить все остатки идолопоклонства. Они не только должны прогнать от себя всех жителей земли, чтобы завладеть их страной, но и истребить все их изображения и образы и разорить все их высоты (ст. 52). Они не должны были ничего оставить даже в качестве древних памятников для удовлетворения любопытства, как украшение для своих домов или игрушки для своих детей, а обязаны были уничтожить всех идолов в доказательство своего отвращения и ненависти к идолопоклонству, дабы не подвергнуться искушению поклониться идолам и лживым богам, которых они представляли, и не поклоняться Богу Израиля через таких идолов.
2. Бог уверил их, что если они будут так поступать, то Он постепенно отдаст им во владение землю обетованную (ст. 53−54). Если они будут хранить себя от идолов Ханаана, то Бог обогатит их богатствами этой земли. Они не должны познавать их пути и бояться их силы.
(3) Бог угрожал, что если они пощадят идолов или идолопоклонников, то Он накажет их жезлом, который предназначался для тех, а их грех станет их наказанием.
[1] Они пригреют змею на своей груди (ст. 55). Если израильтяне вступят в сговор с ними, даже если это будет лишь договор о примирении, то остаток хананеян будет тернами для их глаз и иглами для их боков, то есть во всех ситуациях они будут стараться причинить им зло, насколько это в их силах, ограбить и напасть на них. Мы должны быть готовы к бедам и страданиям со стороны того, чему греховно потакаем; то, чему мы позволяем искушать нас, после будет доставлять нам беспокойство.
[2] Праведный Бог обратит на них то колесо, которое должно было раздавить хананеев: «Что Я вознамерился сделать им, сделаю вам» (ст. 56). Хананеи должны были лишиться своих владений, но если израильтяне, поселившись вместо них, научатся их путям, то лишатся их владений, ибо вполне справедливо Бог будет больше недоволен ими, чем хананеями. Давайте послушаемся этого и убоимся, ибо если мы не изгоним грех, то грех изгонит нас; если мы не умертвим свои похоти, то похоти предадут смерти наши души.
толкование Мэтью Генри на Числа, 33 глава