Эта глава относится к «книге браней Господних», в которую, возможно, она была вставлена. Это история святой войны с мадианитянами. Здесь изложены:
(I) Святые повеления начать войну (ст. 1−2).
(II) Начало войны (ст. 3−6).
(III) Славная победа (ст. 7−12).
(IV) Триумфальное возвращение израильтян с войны.
1. Уважение, оказанное воинам Моисеем (ст. 13).
2. Упрек в их адрес из-за того, что они пощадили женщин (ст. 14−18).
3. Наставления Моисея, чтобы они очистили себя и свое имущество (ст. 19−24).
4. Распределение захваченной добычи: одна половина принадлежала воинам, вторая — обществу, из обеих частей полагалась дань Господу (ст. 25−47).
5. Добровольные жертвы начальников (ст. 48 и далее).
Стихи 1−6. I. Господь Саваоф дает повеление Моисею начать войну с мадианитянами, и Его повеление, несомненно, оправдывает эту войну, иначе мы не могли бы оправдать ее. Мадианитяне были потомками Авраама от Хеттуры (Быт 25:2). Некоторые из них поселились на юге Ханаана (среди них находился Иофор) и сохранили поклонение истинному Богу. Эти же мадианитяне жили на востоке Ханаана и стали идолопоклонниками, как и их соседи, моавитяне, с которыми они вступили в союз. Их земля не должна была отойти к израильтянам, и Израиль не воевал бы с ними, если бы они не стали отвратительны из-за своего упорства, когда подослали к ним порочных женщин, чтобы соблазнить их к блуду и идолопоклонству. Это была провокация, ставшая поводом к вражде. «Поэтому, — говорит Бог, — отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых» (ст. 2).
1. Бог хотел наказать мадианитян, поэтому израильтяне вторглись в ту часть страны, которая была ближе всех расположена к их стану, и, скорее всего, причинили им зла больше, чем моавитянам, которых оставили в покое. Бог рассчитается с нашими наихудшими врагами, втянувшими нас в грех, помогая избавиться от них; каждый искушается, увлекаясь собственною похотью; те, которые увлекают нас своими похотями, являются мадианитянами, и мы должны не только прекратить общаться, но вступить в войну с ними, умерщвляя свои похоти. Бог отомстил Своему народу за то, что он покорился искушению мадианитян, а теперь мадианитяне, пославшие искушение, должны были ответить за него, ибо заблуждающийся и вводящий в заблуждение (Иов 12:16) должны будут отчитаться перед Его судом; и хотя суд начинается с дома Божьего, но он там не заканчивается (1Пет 4:17). Настанет день, когда получат по заслугам те, которые внесли ошибки и порочность в Церковь, а дьявол, обманувший людей, будет ввергнут в озеро огненное. Бог долго не мстил амаликитянам, выступившим против израильтян с войной, но очень скоро отомстил мадианитянам, осквернившим их, ибо они оказались более опасными и злобными врагами.
2. Бог хотел, чтобы это сделал Моисей при своей жизни, чтобы тот, кто сильно возмущался нанесенным оскорблением, получил удовлетворение, увидев зло отмщенным. «Посмотри, как будут наказаны враги Бога и Израиля, и после отойдешь к народу твоему». Моисею предстояло совершить лишь одно служение подобного вида, и на этом его дело было завершено; на этом его день, как наемника, заканчивался, и ему предстояло иметь свой quietus — войти в покой. Он был полезен до сего момента, но не далее; войны в Ханаане должны были вестись иной рукой. Отметьте: Бог иногда удаляет полезных людей, когда нам кажется, что без них нельзя обойтись, но мы должны удовлетвориться мыслью, что они не отойдут, пока не совершат определенный им труд.
II. Моисей дает повеления народу приготовиться к выступлению (ст. 3). Он не хотел, чтобы в этих действиях участвовал весь стан израильский, но они должны были вооружить из себя людей на войну, которые либо были самыми годными, либо самыми смелыми, чтобы совершить мщение Господне над Мадианитянами. Бог сказал: «Отмсти за сынов Израильских»; Моисей говорит: «Совершить мщение Господне», ибо интересы Бога и Израиля совпадают и цель у них одна. И если Бог Своими делами демонстрирует ревность по чести Израиля, тогда, безусловно, Израиль своими делами должен проявить свою ревность по славе Бога. Мы можем оправдать свою месть лишь в том случае, если при этом совершаем мщение Господне. Более того, нам запрещено мстить за себя, так как Бог сказал: «Мне отмщение, Я воздам».
III. Для выполнения этой задачи были выделены войска, по тысяче из колена, от всех колен Израилевых, то есть 1231 воинов всего — небольшое количество по сравнению с тем, что они могли послать, и, возможно, небольшое по сравнению с численностью врагов, против которых они посылались. Но Бог хотел научить их, что Ему все равно — спасти через многих, или немногих (1Цар 14:6).
IV. Финеес, сын Елеазара, был послан с ними. Странно, что в рассказе об этом великом событии не упоминается имя Иисуса Навина. Если он был главнокомандующим этих сил, то почему не написано, что он руководил ими? Если он остался дома, то почему не написано, что он вместе с Моисеем встречал их, когда они вернулись? Возможно, не было главнокомандующего, так как каждое колено имело своего начальника тысячи, и они продвигались в том порядке, в котором шли через пустыню: вначале — Иуда, затем — остальные на своих местах под командованием своих военачальников (как говорит ст. 48). Это была святая война; Финеес был главой войска, но не для того, чтобы заместить главнокомандующего, а чтобы, согласно повелению Бога, принимать решение о ходе военных действий, с которыми все тысяченачальники должны соглашаться и в соответствии с которыми совместно должны действовать. Поэтому он взял с собой святые инструменты или сосуды, возможно, наперсник судный, с помощью которого Бог мог бы давать ему неотложные советы. Хотя он еще не был первосвященником, тем не менее мог быть делегирован pro hac vice — для этой особой ситуации носить урим и туммим (как в 1Цар 23:6). Было также определенное основание, чтобы послать Финееса руководить этим походом: он уже проявил свою ревность, направленную против мадианитян и их проклятого искусства, когда они заманили в сеть израильтян, убив Хазву, дочь начальника мадиамского, за ее бесстыдство и обольщение Фегором (Чис 25:15). Кто так хорошо использовал меч справедливости против отдельного преступника, лучше остальных способен направить меч войны против всего народа. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю.
Стихи 7−12. Эти стихи описывают:
1. Поход, совершенный этой маленькой армией израильтян под божественным водительством: как они завоевали и распорядились страной мадианитян. Они пошли войною на Мадиама. Возможно, они вначале опубликовали свой манифест, показывая основания для ведения этой войны и требуя, чтобы им были выданы зачинщики злобных действий для предания суду справедливости, ибо впоследствии этого требовал закон (Втор 20:10) и таковой была их практика (Суд 20:12−13). Но мадианитяне оправдывали свои действия, укрывая тех, кто совершил их, и израильтяне атаковали их огнем и мечом, вдохновленные благочестивой яростью и ревностью о Боге и своем народе.
2. Наказание (военное наказание), совершенное ими во время этого похода.
(1) Они убивали всех мужеского пола (ст. 7), то есть всех встретившихся по мере продвижения они предавали мечу, не давая пощады. Но очевидно, что они не убили всех мужчин этого народа, ибо читаем, что во дни Гедеона мадианитяне представляли собой сильного и грозного врага Израиля; мадианитянами считались жители востока (Суд 6:3).
(2) Они убили царей Мадиамских — тех, которые названы старейшинами Мадиамскими (Чис 22:4), и князей Сигоновых (Нав 13:21). Здесь перечислены пятеро этих князей: один из них Цур, возможно, тот самый, чьей дочерью была Хазва (Чис 25:15).
(3) Они убили Валаама. Строят много предположений по поводу того, что привело Валаама к мадианитянам в то время; возможно, мадианитяне, узнав о выступлении армии израильтян против них, наняли Валаама, чтобы он помог им своим волхвованием; и если он не может помочь им в наступательных действиях, прокляв армии Израиля, то сможет помочь обороняться, благословляя страну Мадиамскую. Но что бы ни было поводом для его прихода, Божье всемогущее провидение привело его туда и именно там справедливая месть настигла его. Если бы он сам верил своим словам о благословенном положении Израиля, то не примкнул бы к его врагам; и он справедливо умер смертью нечестивого (хотя желал умереть смертью праведника) и сошел в могилу с необрезанными, раз восстал против обличений собственной совести. Валаам посоветовал мадианитянам пойти на эту хитрость и поэтому справедливо должен был погибнуть вместе с ними (Ос 4:5). Теперь его безрассудство стало очевидным для всех людей, ибо он предсказывал судьбы других, но не мог предвидеть собственной.
(4) Они взяли всех детей и жен Мадиамских в плен (ст. 9).
(5) Они сожгли все города и все селения их (ст. 10), не преследуя цель поселиться там (эта страна была за пределами их обитания), но тем самым они не дали сбежавшим возможность обрести убежище в своей стране и вновь поселиться там. Некоторые считают, что здесь имелись в виду их храмы, построенные для идолов; было справедливо, чтобы они разделили их участь в этом отмщении.
(6) Они опустошили страну, забрали весь скот и ценности и вернулись в израильский стан, нагруженные богатой добычей (ст. 9,11−12). Так (подобно тому, как они выходили из Египта) они обогатились добычей своих врагов и обеспечили себя скотом для разведения в земле обетованной, куда вел их Бог.
Стихи 13−24. Эти стихи описывают триумфальное возвращение армии израильтян после войны с мадианитянами.
I. Их встречают с большим почетом (ст. 13). Сам Моисей, несмотря на возраст и положение, вышел из стана, чтобы приветствовать их с победой и придать больше торжественности их триумфу. Государственные победы нужно признавать на государственном уровне: воздать славу Богу и ободрить тех, кто рисковал своей жизнью ради блага своей страны.
II. Они были строго обличены в том, что оставили в живых женщин. Вполне вероятно, что Моисей велел им убить женщин, по крайней мере, это подразумевалось в общем приказе Израилю отомстить мадианитянам; наказание соответствовало их преступлению, заключавшемуся в том, что они увлекли израильтян к поклонению Фегору. И поэтому легко было сделать вывод о том, что главными преступниками были женщины, и их не нужно было щадить. «Увы! — говорит Моисей, — для чего вы оставили в живых всех женщин?» (ст. 15). Увидев их, он исполнился святого негодования. Именно они были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа и (1) поэтому вполне справедливо заслужили смерть. Закон, касающийся блуда, гласил: «да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка». Бог предал смерти прелюбодеев израильских с помощью поражения, а теперь прелюбодейки мадиамские должны быть преданы смерти с помощью меча, особенно на том основании, что они были искусительницами.
(2) «Опасно оставлять их в живых; они будут продолжать искушать израильтян к нечистоте, и так ваши пленники станут победителями и вторично погубят вас». Поэтому был дан суровый указ убить всех взрослых женщин, оставив лишь детей женского пола.
III. Они должны были очистить себя согласно обряду и оставаться вне стана на протяжении семи дней, пока не пройдут дни их очищения, ибо (1) они обагрили свои руки кровью, через которую хотя не передавалась никакая нравственная вина, так как война была справедливой и законной, тем не менее они подвергались церемониальной нечистоте, которая делала их негодными, чтобы приближаться к скинии, пока не будут очищены. Так Бог хотел сохранить в их разуме страх и отвращение к убийству. Давиду не разрешалось строить храм, так как он был человек воинственный и проливал кровь (1Пар 28:3).
(2) Они не могли не прикасаться к мертвым телам, которыми осквернялись, и это требовало, чтобы они очистились водою очистительною (ст. 19−20,24).
IV. Они должны были подобным образом очистить захваченную добычу, пленных (ст. 19) и все вещи (ст. 21−23). То, что хранило в себе огонь, должно быть очищено огнем, а что не содержало такового, должно быть омыто водой. Вещи, используемые мадианитянами, теперь стали собственностью израильтян, и они должны быть освящены для использования этим святым народом и славы их святого Бога. Для нас сейчас все освящено словом и молитвой, если только мы освящены Духом, который приравнивается к огню и воде. Для чистых все чисто.
Стихи 25−47. Эти стихи описывают распределение добычи, захваченной в походе против мадианитян. Сам Бог повелел, как она должна распределяться, а Моисей и Елеазар поступили соответственно этим указаниям. Так они предотвратили соперничество между израильтянами, и победа послужила ко благу всех. Справедливо, чтобы давший добычу повелевал ее распределением. Все, что имеем, мы получаем от Бога, и поэтому должны быть покорны Его воле.
I. Добычу велено разделить на две части: одна — для 1231 воинов, участвовавших в сражениях, а другая — для общества. Похоже, что разделению из добычи подлежали лишь пленники и скот, что же касается посуды, драгоценностей и других вещей, то каждый мужчина хранил то, что взял (как подразумевают ст. 50−53). Распределялось лишь то, что будет полезным для укоренения на этой доброй земле, куда они направлялись. Обратите внимание, (1) что половина добычи была отдана всему собранию. Моисей распределил часть каждому колену, а затем предоставил начальникам колен распределять соответствующие части между их семьями. Война велась по поручению всего собрания; все израильтяне были готовы прийти на помощь Господу с храбрыми, если бы им было велено, и они действительно помогли им своими молитвами. Поэтому Бог повелел, чтобы сидящие дома делили добычу (Пс 67:13). Давид в свое время поставил в закон и в правило для Израиля, чтобы какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе (1Цар 30:24−25). Те, на кого возложено доверие всего народа, должны стремиться не только к собственной выгоде, обретаемой благодаря тяжелому труду и риску, а к благополучию всего общества.
(2) Что 1231 отправившихся на сражение получили такую же часть, что и все общество (которое было в пятьдесят раз многочисленнее), и, следовательно, часть воина намного превосходила часть их братьев, оставшихся дома, — и у него для этого были все основания. Чем больше усилий мы прилагаем и чем большему риску себя подвергаем, служа Богу и своему поколению, тем больше будет наша награда в конце, ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви.
II. Бог должен был получить положенную Ему часть в качестве признания Его всемогущей власти над ними. Он был их Царем, и ему нужно было платить подать: возблагодарить за участие в этой войне, за победу в ней и захваченную добычу, так как именно Он даровал им успех; а священники, которые принимали дары, могли взять часть себе для собственного содержания. Отметьте: Бог должен получить должное из всего, чем мы владеем. И здесь, как и ранее, воинам оказано предпочтение перед остальным обществом, ибо из части, полученной для народа, Бог потребовал одну пятидесятую часть, а из части воинов — одну часть из пятисот, так как люди получили ее, не прилагая каких-либо усилий и не подвергая себя риску. Чем меньше мы имеем возможностей почтить Бога личным служением, тем больше должны почитать Его своим имуществом. Дань от части солдат была отдана священникам (ст. 29), а дань от части общества — левитам (ст. 30), ибо священники были взяты из левитов, как и солдаты — из народа для особого и опасного служения, и их плата должна быть соответствующей.
Стихи 48−54. Эти стихи демонстрируют благочестие и благоговение начальников армии: полковников, которые названы начальниками над тысячами войск, и их помощниками — стоначальниками. Они пришли к Моисею, как своему генералу и главнокомандующему, и, хотя он готовился покинуть сцену, тем не менее они очень смиренно и уважительно обратились к нему, называя себя его рабами. Они не возгордились из-за оказанных им почестей и не забыли о своем долге перед ним. В их обращении к нему обратите внимание (1) на благочестивое замечание о чудесной милости Бога, проявленной к ним в последнем походе, благодаря которой были сохранены не только их жизни, но и жизни всех воинов, отданных под их ответственность; и после обзора личного состава оказалось, что ни один из воинов не погиб (ст. 49). Это было очень необычно, и в истории, скорее всего, нельзя найти схожей ситуации. Многие тысячи солдат рисковали своей жизнью на возвышенностях равнин, и ни один не погиб от вражеского меча, болезни или бедствия. Это было от Господа и выглядело удивительным в глазах тех, кто считает, что жизнь всех людей, особенно воинов, находится в их руках. Раз они видели проявленную к ним великую милость в том, что не погиб ни один из тех, кто был вверен их попечению, то это также свидетельствовало о нежных чувствах командиров к своим солдатам и о том, как их жизнь драгоценна для них. Из тех, которые поручены нам, не убыло ни одного из них; так же драгоценны для Христа кровь Его подчиненных и воинов (Пс 71:14).
(2) На их благочестивую признательность за это благоволение: «И вот, мы принесли приношение Господу» (ст. 50). Принесенное ими приношение состояло из того, что добыл всякий человек для себя, и это было взято честно, на божественном основании. Подобным образом каждый человек отлагает у себя, сколько позволит ему Бог (англ. пер. 1Кор 16:2). Ибо где Бог щедро сеет дарами Своей щедрости, там Он ожидает соответственно щедро пожинать плоды нашего благочестия и благотворительности. Вначале скиния, а впоследствии храм были богато украшены добычей, захваченной у врагов Израиля, как это делал Давид (2Цар 8:11−12) и его начальники (1Пар 26:26−27). Мы ни в коем случае не должны брать себе добытое в войне или торговле, если не можем с верой посвятить его часть Богу, который ненавидит грабительство с насилием; но когда Бог чудесным образом хранит и благословляет нас, то надеется, что мы особым образом отблагодарим Его за это. Что же касается этого приношения, то [1] начальники принесли его для очищения своих душ (ст. 50). Они пришли к Моисею не для того, чтобы требовать вознаграждения за хорошую службу и мщение Господне мадианитянам или чтобы возвеличить победу и увековечить свои имена — они приносят приношение для очищения своих душ, сознавая (как должны поступать наилучшие люди, совершая наилучшие служения), что совершали оплошности при исполнении долга не только в том, за что были порицаемы (ст. 14), но и во многих других ситуациях, ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
[2] Моисей принял приношение и положил в скинии в память для сынов Израилевых (ст. 54), то есть в память о проявленной к ним милости Божьей, чтобы они получили ободрение уповать на Него в своих дальнейших войнах, и как память их благодарности Богу (Писание говорит, что жертвы приносятся в память), чтобы Он, удовлетворившись их благодарным признанием дарованной милости, продолжал быть милостивым к ним.
толкование Мэтью Генри на Числа, 31 глава