Эта глава и следующая посвящены колену Левия, которое должно было собираться и перемещаться само по себе, отдельно от других колен. Это подразумевает, что они были облачены особой славой, при этом на них было возложено особое служение и особые обязанности. Левиты в этой главе рассматриваются как:
(I) Служители и помощники священников в храмовом служении. Поэтому здесь приведено описание (1) самих священников (ст. 1−4) и их служения (ст. 10).
(2) Левиты отданы в качестве дара священникам (ст. 5−9), и именно для этого они собраны вместе (ст. 14−16) и пересчитаны (ст. 39). Каждая семья была собрана, и ей было определено место и обязанности: для семьи Гирсона (ст. 17−26), для семьи Каафы (ст. 27−32) и для семьи Мерари (ст. 33−39).
(II) Эквиваленты первенцев (ст. 11−13).
1. Первенцы исчислены, и левиты взяты вместо них, поскольку число левитов соответствовало им (ст. 40−45).
2. Так как первенцев было больше, чем левитов, был совершен выкуп (ст. 46 и далее).
Стихи 1−13. В этих стихах:
I. Бог вновь подтверждает, что семье Аарона поручено служение священников (ст. 10). Они ранее были призваны к нему и посвящены; здесь же велено, чтобы они наблюдали священническую должность свою. Апостол использует это же выражение, когда говорит: «Пребывай в служении» (Рим 12:7). Служение священника требует постоянного присутствия и великого усердия; оно часто приносит награду, но в то же время предоставляемые им возможности так кратковременны, что его следует ожидать. Здесь повторяется то, что было сказано ранее (Чис 1:51): «…если приступит кто посторонний, предан будет смерти»; эти слова запрещают захват служения священника каким-либо другим человеком. Никто не мог приближаться к скинии и служить, кроме Аарона и его сыновей; все остальные были посторонними. Это также обязывало священников быть привратниками в доме Божьем и следить, чтобы никто из тех, кому запрещалось по закону, не приближался к скинии; они должны были удерживать всех недостойных, чье приближение могло осквернить святыни, говоря им, что если они приблизятся, то погибнут и умрут от руки Бога, как Озия. Евреи говорят, что позже над дверьми храма висел золотой меч (возможно, напоминавший о пламенеющем мече у входа в Едемский сад), на котором было выгравировано: «Посторонний, который приблизится, будет предан смерти».
II. Приводится подробное описание семьи Аарона; повторяется то, с чем мы уже сталкивались ранее.
1. Посвящение сыновей Аарона (ст. 3). Они все были помазаны служить пред Господом, хотя позже оказалось (и Бог знал об этом), что двое из них были мудрыми, а двое — глупыми.
2. Падение двух старших братьев (ст. 4): они принесли огонь чуждый и за это умерли пред Господом. Это событие упоминается здесь в качестве преамбулы к закону о священничестве для предупреждения всем последующим священникам; пусть на этом примере познают, что наш Бог — ревнитель, и не позволит, чтобы над ним насмехались. Святое помазание елеем было славой, побуждавшей к послушанию, но не прибежищем для непокорных. Здесь говорится: «…детей же у них не было». Так распорядилось провидение, чтобы усилить наказание и ни одного из их потомков не осталось в священниках: таким образом оно стерло имена тех, кто осквернил имя Бога.
3. Двое младших сыновей, Елеазар и Ифамар, продолжали служить при Аароне. Эти слова означают, (1) что они заботились о своем служении, чтобы не совершить какой-либо ошибки; они служили под наблюдением отца и делали все согласно полученным от него наставлениям, так как, возможно, Надав и Авиуд вышли из поля зрения отца, когда принесли чужой огонь. Отметьте: для молодежи полезно действовать под наблюдением и наставлениями людей в возрасте, имеющих опыт.
(2) Это утешало Аарона; ему нравилось видеть, что его младшие сыновья ведут себя так благоразумно и степенно, в то время как двое старших повели себя неправильно. Отметьте: для родителей великое удовлетворение — видеть, что их дети ходят в истине (3Ин 1:4).
III. Левитам сделан подарок, и они назначены помощниками священникам в их служении: «Отдай левитов Аарону» (ст. 9). Аарон имел больше прав и власти над коленом левитов, чем любой из начальников над своим коленом. Священникам предстояло совершать много работы, и в то время лишь три пары рук справлялись со всем — Аарон и его два сына, ибо не похоже, чтобы кто-либо из них в то время имел сыновей, по крайней мере, в возрасте, пригодном для служения. Поэтому Бог велит левитам прислуживать им. Отметьте: тот, для кого Бог находит работу, найдет и помощь, чтобы совершить ее.
1. Служение, для которого были определены левиты: они должны были служить священникам (ст. 6) и быть на страже за Аарона (ст. 7), как дьяконы по отношению к епископу, согласно евангельскому постановлению, накрывая на столы, в то время как священник совершал служение. Левиты убивали жертвы, и тогда священнику оставалось только покропить кровью и сжечь тук; левиты готовили воскурения, а священники зажигали его. Они должны быть не только на страже за Аарона, но и за все общество. Отметьте: служителям оказано великое доверие не только ради славы Христа, но и для блага Его Церкви, поэтому они должны не только служить великому Первосвященнику, но и быть верными душам людей, которые диспенсация доверила им.
2. Размышления, в результате которых левиты оказались необходимыми; они были взяты вместо первенцев. Сохранность первенцев Израиля на фоне гибели египетских первенцев (с которыми многие из них были тесно связаны) рассматривалась Тем, кто никогда не выдвигает неразумных требований, как достаточный повод для того, чтобы предназначить себе всех первенцев, родившихся после этого события (ст. 13): «Ибо все первенцы — Мои». Он мог взять их себе, не предоставив для этого никаких оснований, так как являлся единственным источником и Господом всего сущего и всех сил, но так как послушание должно вытекать из любви, а исполнение долга — быть проявлением благодарности, то до своего призвания к особому служению они были увенчаны особым благоволением. Отметьте: когда Сотворивший нас спасает нас, то это возлагает на нас дополнительные обязанности служить Ему и любить Его. Искупление укрепляет право Бога на нас, которое Он имел благодаря сотворению. Но так как первенцы в семье чаще всего являются любимцами, и некоторые считают унижением, чтобы их старшие сыновья становились слугами священников и служили у дверей скинии, то Бог взял колено левитов в Свою собственность вместо первенцев (ст. 12). Отметьте: постановления Бога никогда не доставляют трудностей людям и не наносят вреда их справедливым интересам и разумным привязанностям. Предполагалось, что израильтяне скорее расстанутся с левитами, чем с первенцами, и поэтому Бог милостивого постановил этот обмен; в то же время ради нас Он не пощадил собственного Сына.
Стихи 14−39. Левиты были подарены Аарону, чтобы служить ему; здесь они передаются ему по описи, чтобы он знал, что имеет, и соответственно мог загрузить их работой. Обратите внимание:
I. По какому принципу они были исчислены: все мужеского пола от одного месяца и выше (ст. 15). При исчислении остальных колен учитывались мужчины от двадцати лет и старше — все, годные для войны; а в число левитов вошли также младенцы и немощные. Так как они не принимали участия в войне, то было необязательно, чтобы они обладали силой и были годны для сражений. Хотя позднее оказалось, что лишь чуть больше третьей части левитов годилось для служения в скинии (около 83 из 223, Чис 4:47), в то же время Бог хотел, чтобы они все считались слугами в Его семье и никто из них не подумал, что Бог отказывается от него и не считает Своим из-за того, что он не в состоянии совершать то служение, которое совершают другие. Левиты в возрасте одного месяца не могли славить Бога и служить в скинии так же, как взрослые, но из уст младенцев также неслась слава левитов. Не нужно препятствовать маленьким детям становиться учениками Христа, ибо таким было колено левитов и таковым принадлежит царство небесное, они — царство священников. Выкуп за первенцев назначался с одного месяца (Чис 18:15−16), поэтому с этого возраста левиты пересчитывались. Они исчислялись по родам их (по дому их отца, а не матери, англ. пер.), ибо если дочь левита выходила замуж за представителя другого колена, то ее сын уже не был левитом. Но мы читаем о духовных священниках нашего Бога, которые наследовали искреннюю веру своих матерей и бабушек (2Тим 1:5).
II. Как они были разделены на три группы, соответственно количеству сыновей Левия: Гирсона, Каафы и Мерари, которые, в свою очередь, делились на несколько семей (ст. 17−20).
1. Каждая из этих групп описывается.
(1) Их количество. Сынов Гирсоновых было 7500. Сынов Каафовых — 8600. В роду Мерари — 6200. Остальные колена не имели второстепенных семейств, которые были пересчитаны так же, как левиты; подобную честь Бог оказал только Своему колену.
(2) Их размещение вокруг скинии, в которой они должны служить. Сыны Гирсоновы ставили палатки за скинией, с западной стороны (ст. 23). Род Каафы — справа, на южной стороне скинии (ст. 29). Род Мерари ставил палатки слева, на северной стороне скинии (ст. 35). И чтобы заполнить площадь, Моисей и Аарон со священниками ставили палатки напротив скинии, с ее восточной стороны (ст. 38). Так скиния была полностью окружена стражей, и Ангел Господень ополчился вокруг боящихся Его, которые являются живыми храмами (Пс 33:8). Каждый знал свое место и там мог пребывать с Богом.
(3) Их начальник, или глава. Каждая группа имела собственное место и своего начальника. Сынами Гирсоновыми командовал Елиасаф (ст. 24); сынами Каафы — Елцафан (ст. 30), о котором мы читаем (Лев 10:4), что он был одним из тех, кто принимал участие в похоронах Надава и Авиуда; сынами Мерари командовал Цуриил (ст. 35).
(4) Их обязанности, когда стан передвигался по пустыне. Каждая группа имела свои обязанности; их необходимо было указать, ибо работу, которую делают все, чаще всего не делает никто. Сыны Гирсоновы должны были заботиться и нести все завесы и покровы скинии и двора (ст. 25−26). Сынам Каафовым поручалась вся утварь скинии: ковчег, жертвенник, стол и т.д. (ст. 31−32). Род Мерари должен был нести тяжести: брусья, шесты, столбы и т.д. (ст. 36−37).
2. Здесь мы можем обратить внимание на то, что, (1) хотя сыны Каафовы были вторым домом, тем не менее им было оказано предпочтение перед старшей семьей рода Гирсонова. Кроме того, Аарон и священники были из этой семьи, они были более многочисленным родом, а их расположение и обязанности — более почетными, которые, возможно, было велено возложить на Моисея, происходившего из этой семьи. Тем не менее (2) потомство Моисея не было выделено почестями или привилегиями, а находилось на одном уровне с другими левитами, чтобы было видно, что он не старается продвинуть свою семью или облечь ее почестями в Церкви или государстве. Так как он имел достаточно почестей, то не стремился, чтобы его имя сияло этим позаимствованным светом, а скорее хотел, чтобы левиты позаимствовали славу у его имени. Пусть никто не думает презрительно о левитах из-за того, что они были ниже рангом, чем священники, ибо сам Моисей считал для своих сыновей достаточным продвижением быть левитом. Возможно, из-за того, что семья Моисея была лишь левитами, в названии этой главы, которая посвящена этому колену (ст. 1), имя Аарона стоит перед именем Моисея.
III. Общая численность этого колена. Подсчитано, что их всего оказалось 223 (ст. 39). Сумма отдельных семей насчитывала на 300 больше; если это количество прибавить к общей сумме, то левитов было бы не на 273 меньше, чем первенцев, как оказалось (ст. 43), а на двадцать семь больше, и поэтому перебор был бы в другую сторону. Но предполагают, что 300, которые были исключены из общего количества при обмене, были первенцами самих левитов, рожденных с момента их выхода из Египта, которые не могли учитываться при обмене, так как уже были посвящены Богу. Но здесь особо обращается внимание на то, что колено Левия было значительно малочисленнее всех других колен. Отметьте: Божья часть в мире часто оказывается самой маленькой. Его избранные являются сравнительно малым стадом.
Стихи 40−51. Здесь описывается обмен, в котором левиты принимаются вместо первенцев.
1. Первенцами считались дети в возрасте от одного месяца (ст. 42−43). Не засчитывались те, которые хотя и были первенцами, но стали главами семей, а лишь несовершеннолетние. И образованный епископ Патрик решительно придерживается того мнения, что брались в учет лишь те, которые родились после выхода из Египта, когда первенцы были освящены (Исх 13:2). Если оказалось 223 первенцев мужского рода, то мы можем предположить, что столько же было женского, и все они родились в первый год выхода из Египта. Отсюда мы можем сделать вывод, что в последний год их рабства, хотя его условия дошли до крайности, между израильтянами было заключено много браков. Они не были огорчены настоящими трудностями, а заключали браки в вере, надеясь, что вскоре Бог посетит их с милостью, и дети, хотя и рожденные в рабстве, будут жить в свободе и славе. Это было знамением того, что Бог благ к ним и благословил их: они не только остались в живых, но и значительно умножились в бесплодной пустыне.
2. Количество первенцев и левитов благодаря особому провидению было почти равным, поэтому, когда Бог расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор 32:8). Бог заранее знает все Свои дела и о точной пропорции между ними, поэтому при сравнении это становится явным. Скот левитов был взят вместо всего первородного скота сынов Израилевых, то есть левиты со всем своим имуществом посвящались Богу вместо первенцев и всего, что им принадлежало, ибо когда мы посвящаем себя Богу, то все, что имеем, переходит как дополнение к вышеупомянутому.
3. Незначительное количество первенцев, которое превосходило число левитов (всего 273), необходимо было выкупить по пять сиклей за человека, а деньги, полученные за выкуп, были отданы Аарону, ибо было бы нехорошо отдать их левитам. Возможно, обмен начался со старших первенцев и происходил по нисходящей линии, и поэтому выкупить за деньги нужно было самых меньших 273 первенца; скорее всего это определялось с помощью жребия или же деньги были уплачены из государственных запасов. Церковь названа церковью первенцев, которые выкуплены, но не так, как те, за золото и серебро; ибо, являясь грешниками, они были преданы справедливости Божьей, поэтому выкупом за них стала драгоценная Кровь Сына Божьего.
толкование Мэтью Генри на Числа, 3 глава