Эта глава посвящена жертвам, которые нужно было приносить с помощью огня Господу во время трех великих торжеств, празднуемых в седьмой месяц.
I. Во время праздника труб, совершаемого в первый день этого месяца (ст. 1−6).
II. В день очищения, на десятый день (ст. 7−11).
III. Во время праздника кущей, который начинался в пятнадцатый день и праздновался семь дней (ст. 12−38). Затем приводится заключение к этим постановлениям (ст. 39−40).
Стихи 1−11. На протяжении седьмого месяца совершалось больше торжественных праздников, чем во время любого другого месяца года не только потому, что он считался первым месяцем до выхода Израиля из Египта (а так как он совпал с месяцем Абиб, то это привело к тому, что впредь он стал началом месяцев во всех церковных вычислениях), но и так как до сих пор он продолжает оставаться первым месяцем при гражданских вычислениях юбилейных лет и лет прощения, а также потому что это было время отдыха между сбором урожая и посевом, когда у израильтян было больше свободного времени, чтобы посещать святилище. Это подразумевает, что хотя Бог может обойтись без жертв, принимая во внимание дела милосердия и необходимые дела, тем не менее чем больше мы освобождены от давящих ситуаций этой жизни, тем больше времени должны быть заняты непосредственным служением Богу.
1. В этих стихах даются повеления о жертвах, которые нужно приносить в первый день месяца, в день трубного звука, который был приготовлением для двух других великих торжеств: святой скорби в день очищения и святой радости во время праздника кущей. Божественные постановления хорошо соответствуют поставленной цели, если один религиозный праздник делает нас годными для другого, и все вместе — годными для небес. День трубного звука был объявлен (Лев 23:24), а здесь людям дают наставления, какие жертвы они должны приносить в этот день, так как ранее об этом не упоминалось. Отметьте: кто желает знать намерения Бога из Писания, тот должен сравнивать одну его часть с другой и сопоставлять отрывки, которые ссылаются на одно и то же событие, ибо более поздние открытия божественного света объясняют то, что было непонятным, и дополняют то, чего недоставало вначале, чтобы был совершен Божий человек. Эти стихи повелевают, чтобы при этом приносились жертвы (ст. 2−6), но особое внимание уделяется тому, чтобы праздники новомесячия не замещали ежедневные жертвоприношения. Это подразумевает, что мы не должны искать повода ослабить свою ревность к Божьему служению или радоваться возможности освободиться от своего долга, а скорее должны возрадоваться возможности совершить больше труда в религии. Если мы совершаем семейное поклонение, то не должны думать, что это может освободить нас от тайных молитв или что в те дни, когда мы ходим в церковь, нам необязательно поклоняться Богу наедине и в своих семьях; мы должны всегда преуспевать в деле Господнем.
2. В день очищения. Помимо всех служений, совершаемых в этот день, постановления о которых изложены в Книге Левит (гл. 16) и которые, как можно подумать, требуют много беспокойств и затрат, здесь перечисляются всесожжения, которые нужно приносить (ст. 8−10), ибо своей верой и покаянием — этими двумя великими евангельскими благодатями, символом которых являются эти действия — мы должны взирать на славу и честь Бога, ради которых возносятся всесожжения. Подобным образом должен приноситься один козел в жертву за грех, сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения (ст. 11). Это подразумевает, что даже в наших покаяниях присутствует так много недостатков и ошибок, что нам необходимо иметь часть в жертве, чтобы искупить вину за несовершенство наших святых действий. Хотя мы не должны каяться за то, что мы покаялись, тем не менее мы должны раскаиваться, что не покаялись лучшим образом. Это также подразумевает несовершенство жертв, приносимых по закону, и их неспособность освободить от греха, раз в тот же день, когда приносилась жертва за грех в день очищения, должна была приноситься еще одна жертва за грех. Но то, что бессилен был сделать закон, совершил Христос.
Стихи 12−40. Вскоре после дня очищения, во время которого люди должны были смирять свои души, следовал праздник кущей, когда они должны были радоваться пред Господом, ибо сеющие со слезами вскоре пожнут в радости. К предыдущим законам, касающимся этого праздника (которые изложены в Книге Левит 23:34 и далее), здесь добавлены наставления о жертве, которую нужно было приносить Господу в течение семи дней этого праздника (Лев 23:36). Здесь обратите внимание:
(1) Радуясь, в течение всех этих дней они должны были приносить жертвы. Радостное расположение духа не причиняет вреда и не является плохим симптомом, если только оно не делает нас непригодными для непосредственного служения Богу, а ободряет и располагает к нему наши сердца.
(2) На протяжении всех дней проживания в палатках они должны приносить жертвы. Пока мы пребываем здесь в походном состоянии, то наш долг (равно как и выгода) — постоянно поддерживать общение с Богом, а необустроенность внешних условий не оправдает нас, если мы пренебрегаем нашей обязанностью поклоняться Богу.
(3) Хотя жертвы для каждого из семи дней отличаются лишь количеством тельцов, тем не менее они детально описаны и должны выполняться; и это не напрасное повторение, ибо тем самым Бог учит нас быть очень точными в соблюдении постановлений, устремив глаз веры на повеления, касающиеся работы, которую необходимо совершить в определенный день. Подобным образом подразумевается, что повторение одних и тех же служений, если они совершаются с чистым сердцем и сопровождаются огнем благочестивых и благоговейных чувств, не утомляют Бога, и поэтому мы не должны уставать от них или говорить: «Вот сколько труда!».
(4) Количество тельцов (стоимость которых составляла самую значительную часть затрат на жертвы) уменьшалось с каждым днем. В первый день праздника было велено приносить тринадцать, на второй — двенадцать, на третий — одиннадцать тельцов и т.д. Так, на седьмой день они приносили семь, а в последний день, хотя он считался великим праздником и сопровождался святым собранием, приносили лишь одного тельца; и хотя во все другие дни приносили двух овнов и четырнадцать агнцев, в этот день — одного овна и семь агнцев. Такова была воля Законодателя, и это является достаточным основанием для закона. Некоторые полагают, что при этом Бог принял во внимание слабость плоти, которая будет недовольна обязанностью и затратами для религии. Поэтому велено, чтобы количество жертв уменьшалось и они не жаловались, что Бог заставляет их служить приношениями (Ис 43:23). Или это намекало на то, что со временем диспенсация закона состарится и в конце она исчезнет, а многочисленные жертвы закончатся одной великой Жертвой, бесконечно более драгоценной, чем все они. В конце праздника, после того как все жертвы были принесены, Иисус Христос встал и воскликнул тем, кто все еще жаждал праведности, осознавая недостаточность и неспособность жертв оправдать их: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37).
(5) Все жертвы сопровождались хлебными приношениями и возлияниями по числу их, по уставу. Сколько бы ни было мяса, но пиршества не будет без хлеба и вина, поэтому и то, и другое всегда должно присутствовать у Божьего жертвенника, который был Его столом. Мы не должны считать, что совершенные нами многие дела в религии будут приняты, если они не совершаются должным образом, как велит Бог.
(6) Каждый день должна приноситься жертва за грех, как мы видим на примере других праздников. Наши жертвы хвалы не будут приняты Богом, если только мы не имеем части в жертве умилостивления, которую принес за нас Христос, сам став жертвой за грех.
(7) Даже в те дни, когда приносились все эти жертвы, утренние и вечерние всесожжения должны были продолжаться и приноситься каждый день. Никакие особенные служения не должны вытеснять наши постоянные поклонения.
(8) Хотя жертвы должны были представляться всем собранием, то есть за счет всего общества, тем не менее, помимо них, отдельные люди должны были прославить Бога своими обетами и добровольными жертвами (ст. 39). Когда Бог повелел делать это, то дал им возможность проявить свою щедрость в поклонении, чтобы они сделали все, что могут сделать, не изобретая новых форм поклонения, а проявляя щедрость в этих (2Пар 30:23−24). В Книге Левит даны обширные наставления о жертвах различного вида, которые могли принести отдельные люди, благодаря за провидение Бога, благословившее их, и благодати Бога, присутствующие в них. Хотя каждый израильтянин имел часть в общих жертвах, он не должен был думать, что они заменят его обеты и добровольные приношения. Подобным образом молитвы служителя с нами и за нас не избавляют от необходимости молиться о себе.
толкование Мэтью Генри на Числа, 29 глава