Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 24 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава продолжает и заканчивает рассказ о провале планов Валака и Валаама, направленных против Израиля, которые были разрушены благодаря не силе, а Духу Господа сил. Это великий пример власти Бога над сынами человеческими, Его благоволения к Своим детям, наряду со многими победами, описанными в книге браней Господних. О приготовлениях для проклятия Израиля в третий раз мы прочли в заключении предыдущей главы. Эта же глава рассказывает:

(I) В какое благословение превратилось преднамеренное проклятие (ст. 1−9).

(II) Как в связи с этим Валак освободил Валаама от служения (ст. 10−13).

(III) О пророчествах Валаама, касающихся Израиля и некоторых соседствующих с ним государств (ст. 14 и далее).

Стихи 1−9. Валаам благословляет Израиль, и это благословение очень совпадает с теми двумя, о которых мы читали в предыдущей главе, но вступление к нему отличается.

I. Манера его провозглашения в значительной степени отличается в некоторых моментах.

1. Валаам отказывается от волхвования, на которое полагался раньше, и не использует заклинания или магическое искусство, увидев, что они бессильны. Не имело смысла общаться с дьяволом ради изречения проклятия, когда было четко видно, что Бог твердо решил благословить Израиль (ст. 1). Рано или поздно Бог обличит в безрассудстве людей, искавших ложные ценности, от которых нет выгоды. Для чего нам участвовать в ворожбе? Валаам знал, что Бог недосягаем для волхвования.

2. На этот раз он не удалился в уединенное место, как раньше, а повернулся лицом к пустыне, где Израиль разбил свой стан; и раз ничего нельзя сделать и он в любом случае будет благословлен, то Валааму ничего не остается, как подчиниться.

3. Теперь на него сошел Дух Божий, то есть дух пророчества (как на Саула, не дав ему схватить Давида, 1Цар 19:23). Он излагал не свои собственные слова, а говорил языком Духа, сошедшего на него.

4. Нынешнее вступление к пророчеству отличалось от сказанного ранее (ст. 3−4) и напоминало слова Давида (2Цар 23:1−3); тем не менее в его речи (как считают некоторые) присутствовало много гордости и тщеславия, ибо он стремился присвоить себе славу этого пророчества и прославить себя, как одного из представителей небесного совета. Он хвастался двумя вещами:

(1) Благоволением к нему Бога, которое выразилось в том, что Бог явил себя ему. Он слышал слова Божии и видел видения Всемогущего. Сам Бог встретился и говорил с ним (Чис 23:16), и он чрезвычайно гордился этим. Павел говорит смиренно о своих видениях и откровениях (2Кор 12:1), а Валаам говорит о них с гордостью.

(2) Своей способностью принимать и излагать эти откровения. Безусловно, он впадал в транс, как и другие пророки, но его глаза были открыты. Об этом он упоминает дважды, но в оригинале стоят другие слова. Некоторые считают, что эти слова можно было бы прочитать так: «муж, чьи глаза были закрыты (ст. 3), но теперь открыты глаза его» (ст. 4). Он сознался, что ошибался, когда пытался проклясть Израиль; но теперь он увидел свою ошибку, хотя так и остался ослепленным алчностью и амбициями — безрассудными и вредными похотями. Отметьте:

[1] Кто противостоит Богу и Его народу, тот рано или поздно увидит, как сильно обманывался.

[2] У многих глаза открыты, хотя сердца остаются закрытыми; они просвещены, но не освящены; а знание, которое наполняет людей гордостью, послужит лишь для того, чтобы осветить их дорогу в ад, куда многие идут с открытыми глазами.

II. По своей сути благословение совпадает с теми, которые были произнесены ранее. Его восхищают некоторые особенности в Израиле:

1. Его красота (ст. 5): «Как прекрасны шатры твои, Иаков!» Хотя израильтяне жили не в величественных дворцах, а в простых скромных палатках, которые, несомненно, были повреждены непогодой, тем не менее в этих палатках Валаам увидел красоту, так как они стояли в восхитительном порядке, соответственно своим коленам (ст. 2). Ничто не представляет религию тем, кто видит ее на расстоянии, лучше, чем единство и гармония исповедующих ее (Пс 132:1). Дружелюбие этого народа, добрая репутация среди соседей сравниваются (ст. 6) с красотой плодородных долин и прекрасных садов, цветущих деревьев и благоухающих трав. Отметьте: те, чьи глаза открыты, видят святых земли превосходными людьми и восхищаются ими. Праведник безусловно превосходит ближнего своего (англ. пер.). Они — дерева, насажденные Господом; в этом заключается их превосходство. Ветви праведности — насаждения Господни (см. Ос 14:5−7).

2. Его плодовитость и умножение. Это передается с помощью образов долин, садов и деревьев (ст. 6), а также выражением (ст. 7): «Польется вода из ведр его», то есть Бог будет поливать его Своими благословениями, как дождем с небес, и тогда семя его будет как великие воды. Сравните с Ос 2:23: «Я посею ее для Себя на земле». Воды в Писании означают люди и народы, и племена. Это осуществилось чудесным умножением этого народа и его многочисленностью даже при рассеянии.

3. Его слава и продвижение. Как многочисленность народа составляет славу царя, так и величие царя являет славу народа, поэтому Валаам предсказывает, что превзойдет Агага царь его. Возможно, Агаг был самым могущественным царем в тех странах и Валаам не знал более почитаемого правителя; он возвысился над своими соседями. Но Валаам предсказывает, что лидер Израиля, которым после Моисея должен стать Иисус Навин, будет величественнее и прославленнее Агага и станет более значительной личностью в истории. Саул, первый царь израильтян, одержал победу над Агагом, хотя говорится, что он подошел дрожащий.

4. Его сила и победа (ст. 8).

(1) Он вспоминает, что они сделали, или, скорее, что было сделано для них: «Бог вывел его из Египта»; об этом он уже говорил раньше (Чис 23:22). Чудеса, сопровождавшие их выход из Египта, прославили их и вселили ужас в противников больше, чем все остальное (Нав 2:10). Бог, выведший их из Египта, несомненно введет их в Ханаан, ибо все дела Бога совершенны.

(2) Он взирает на их нынешнюю силу. Силу Израиля сравнивали с силой единорога, о котором сказано: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде?» (Иов 39:9−10). «Нет, Израиль слишком силен, чтобы его контролировать или сдерживать моими проклятиями или твоей армией».

(3) Он смотрит вперед на будущие завоевания: «Он пожирает народы, враждебные ему», то есть он не только разрушит и поглотит их с такой же легкостью и непреодолимостью, как лев пожирает свою добычу, но он укрепится, отучнеет и обогатится своей добычей».

5. Его смелость и безопасность: «Преклонился, лежит как лев и как львица» (ст. 9). Сейчас он раскинулся в долинах Моава, не спрашивая разрешения у царя моавитского и не боясь его; но скоро он будет так делать в Ханаане. Разорвав свою добычу, он отдыхает; он спокоен и не страшится зла, бросает вызов всем своим соседям, ибо кто потревожит спящего льва? Относительно львов сделали наблюдение (как замечает в этом месте образованный епископ Патрик), что для сна они не укрываются в убежищах, а ложатся, где им вздумается, зная, что никто не осмелится потревожить их. В такой же безопасности пребывал Израиль в Ханаане в основном во времена Давида и Соломона; и поэтому говорят, что праведник смел, как лев (Притч 28:1), но не для того, чтобы нападать на других, а чтобы отдыхать, ибо Господь дает им жить в безопасности (Пс 4:9).

6. Его влияние и польза от него для соседей. Их друзья и союзники будут счастливы: «Благословляющий тебя благословен»; оказавшие им услугу, безусловно, будут облагодетельствованы. А их враги и поднимающие против них оружие будут несчастны, ибо «проклинающий тебя проклят»; наносящий им вред содействует своей гибели, ибо Бог воспринимает все, что сделано для них — то ли добро, то ли зло, — как причиненное Ему. Так Валаам подтвердил благословение, данное Аврааму (Быт 12:3); он говорит, словно в настоящее время благословил Израиль и не проклял его, так как хотел, чтобы друзья Израиля разделили с ним благословение, а его враги устрашились проклятия.

Стихи 10−14. Эти стихи описывают результат бесплодных попыток проклясть Израиль и полный отказ от этих планов.

1. Валак поступил наихудшим образом. Он сильно разозлился на Валаама (ст. 10), выражая своими словами и жестами наивысшую степень недовольства и огорчения; он всплеснул руками от негодования, показывая, что исчерпал все средства и его планы разрушены. Он обвинил Валаама в самом подлом публичном оскорблении и лжи: «Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты показал, что находишься в сговоре с ними и служишь их интересам, ибо благословляешь их вот уже третий раз, хотя, повелев строить жертвенники и приносить жертвы, ты пообещал проклясть их». Поэтому он запрещает Валааму находиться здесь и прогоняет из своей страны, укоряя себя в том, что собирался щедро одарить его; но теперь не сделает этого (ст. 11): «Господь лишает тебя чести. Посмотри, что ты получаешь, угождая Господу, вместо того чтобы угождать мне; своим поведением ты помешал мне возвысить тебя». Подобным образом укоряют тех, кто потерял какие-то блага в этой жизни, исполняя свой долг, считая их глупцами из-за того, что они ему отдают предпочтение перед мирскими благами. В то же время, если бы Валаам был искренним, придерживаясь слова Божьего, то, несмотря на потерю почестей, которые Валак собирался оказать ему, Бог обратил бы эту потерю в большое для него преимущество.

2. Валаам ведет себя наилучшим образом.

(1) Он пытается принести свои извинения за доставленное огорчение. Для этого он приводит очень убедительное оправдание, ссылаясь на то, что Бог не позволил ему сказать то, что он хотел, и побудил сказать то, чего он не хотел; Валак не должен быть недоволен им не только потому, что он ничего не мог изменить, но и потому, что он ранее предупреждал его, от чего зависят его действия (ст. 12−13). Валак не мог сказать, что он обманул его, так как он честно сказал о контроле, под которым пребывает.

(2) Он прилагает усилия, чтобы загладить свою вину (ст. 14). Хотя он не может сделать то, чего Валак хочет от него, тем не менее [1] он удовлетворит его любопытство, предсказав судьбу некоторых окружавших его народов. Людям, естественно, нравятся пророчества, и этим Валаам надеется успокоить разгневанного царя.

[2] Он удовлетворяет его, сообщив с уверенностью, что, как бы ни поступила с его народом эта грозная армия, это случится в последнее время; и поэтому Валаку не стоит бояться какого-либо зла или притязаний с их стороны; это видение касалось будущего, но в дни его правления в стране будет мир.

[3] Он поделится с ним мыслью, как сделать Израилю зло, не совершая обрядов волхвования и проклятия. Похоже, именно этот смысл вложен в слова: «Я возвещу тебе…», ибо в действительности они означают: «Я посоветую тебе». В чем заключался этот совет, здесь не сказано, так как он был дан частным образом, но впоследствии нам сообщается его содержание (Чис 31:16). Он посоветовал Валааму совратить израильтян к идолопоклонству (Откр 2:14). Раз ему не удалось получить разрешение у Бога проклясть их, то он показывает царю способ, как можно получить помощь от дьявола, чтобы искушать их. Flectere si nequeo superos, Acheronta movebo — если я не могу воздействовать на небеса, то буду умолять ад.

Стихи 15−25. Служение пророков заключалось в том, чтобы благословлять и пророчествовать во имя Господа. Валаам, как пророк, под воздействием силы благословил Израиль; в этих стихах он предсказывает будущие события.

I. Его предисловие очень напоминает предыдущее (ст. 3−4). Он справляется с ролью истинного пророка очень хорошо; Бог позволил и повелел ему так поступить, ибо, каким бы он ни был, но само по себе пророчество было правдивым. Валаам хвалится, (1) что его око открыто (ст. 15). Пророков прежде называли прозорливцами (1Цар 9:9), так как они должны были говорить то, что видели, и поэтому, прежде чем открыть свои уста, должны были открыть свои глаза.

(2) Что он слышит слова Божии, которые многие слышат, но не обращают на них внимание и не слышат в них Бога.

(3) Что он имеет ведение от Всевышнего; это добавлено здесь. Человек может обладать обширными знаниями о Боге, но быть абсолютно лишенным Его благодати, может принимать истину в ее свете и в то же время не любить ее.

(4) Что он видит видения Всемогущего, но не в таком свете, чтобы изменяться по Его образу. Он называет Бога Всевышним и Всемогущим. Ни один человек не может говорить о Нем с большим уважением или придавать большее значение знакомству с Ним, но в то же время Валаам не испытывает истинного страха перед Ним, любви к Нему или веры в Него. Подобным образом человек может идти к небесам, но не достичь их.

II. В этих стихах звучит пророчество о том, кто будет венцом и славой израильского народа, — о (1) Давиде, которого ныне еще нет; не сейчас, но со временем он сразит князей Моава (ст. 17) и овладеет горой Сеир; под его предводительством Израиль явит силу свою (ст. 18). Это исполнилось, когда Давид победил Моав и смерил их веревкою так, что сделались Моавитяне у Давида рабами (2Цар 8:2). Подобным образом едомитяне покорились Израилю (ст. 14). Но (2) этот прообраз в основном указывал на обетованного Мессию, нашего Господа Иисуса, и именно о Нем звучит это славное пророчество. Бог хотел, чтобы люди были осведомлены о Его приходе заранее, и не только евреи, но и другие народы, ибо Его Евангелие и Царство должны были намного превзойти границы земель Израильских. Валаам предсказывает:

[1] «Хотя зрю Его, но не близко; я действительно вижу его в видении, но на большом расстоянии, на расстоянии приблизительно в 1500 лет». Или его слова можно понять так: Валаам, нечестивый пророк, видел Христа, но не близко, не так, как Иов, назвавший Его своим Искупителем, пришедшим для него (Иов 19:25,27). Когда Он придет с облаками, то узрит Его всякое око, но многие увидят Его (как богач в аду увидел Авраама) вдали.

[2] Он взойдет от Иакова и Израиля, как звезда и жезл: первое означает Его славу и сияние, яркую утреннюю звезду, второе — Его силу и власть; именно происшедший от Иакова овладеет. Возможно, это пророчество Валаама (одного из сынов востока) о звезде, восходящей от Иакова, как и указание на жезл, восстающий от Израиля, благодаря традиции сохранилось в его стране, и оно дало повод мудрецам, которые также были с востока, при виде необычной звезды, засиявшей над Иудеей, спрашивать о родившемся Царе Иудейском (Мф 2:2).

[3] Его царство будет всемирным, и он победит всех врагов, что было прообразом побед, одержанных Давидом над Моавом и Едомом. Но Мессия поразит или, как читают некоторые, сокрушит всех сынов Сифовых (ст. 17), то есть всех сынов человеческих, рожденных от Сифа, сына Адама, — отпрысков остальных сынов Адама, истребленных потопом. Христос будет царем не только Иакова и Израиля, но и всех народов мира; и поэтому все сыны Сифа будут либо подчиняться Его золотому скипетру, либо будут сокрушены на части Его железным жезлом. Он учредит Свое всемирное правление, власть и силу и сокрушит все противостоящие царства (1Кор 15:24). «Он лишит сил всех сынов Сифовых», — читают некоторые. Он сокрушит их защиту и плотскую уверенность, и поэтому они либо подчинятся Его правлению, либо подвергнутся Его суду.

[4] Его Израиль явит силу свою. Подчиненные Христа, оживленные Его силой, будут вести духовную войну с силами тьмы и будут более чем простыми победителями. Люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать (Дан 11:32).

III. Он предсказывает будущее амаликитян и кенеев — жителей той части страны, которую, возможно, видел в своем видении.

1. Амаликитяне в то время были первым из народов (ст. 20), поэтому об Агаге говорили (ст. 7), как о выдающемся правителе, и они были первыми, с кем столкнулся Израиль, выйдя из Египта; но настанет время, когда этот народ будет полностью разгромлен и истреблен, каким бы величественным он ни выглядел сейчас: «…но конец его — гибель». Этими словами Валаам подтверждает участь Амалика, о которой говорил Моисей (Исх 17:14,16), утверждая, что Бог поклялся, что брань у Него против Амалика из рода в род. Отметьте: с кем враждует Бог, тот несомненно погибнет, ибо где Бог судит, там Он победит.

2. Кенеи в то время были самым защищенным народом; они расположились таким образом, что сама природа была их охранными сооружениями: «На скале положено гнездо твое (как у орла) (ст. 21). Ты считаешь, что находишься в безопасности, но разорен будет Каин (ст. 22) и постепенно угаснет, пока не возьмет их в плен Ассур», что случилось, когда были взяты в плен десять колен. Отметьте: устройство государства похоже на устройство тела; даже самого крепкого телосложения люди постепенно угаснут и погибнут; даже гнездо в скале не вечно будет в безопасности.

IV. Следующее пророчество касается более отдаленного времени, судьбы греков и римлян, ибо Киттим (ст. 24) подразумевает эти народы.

1. Вступление к его притче; эта часть пророчества Валаама заслуживает особого внимания (ст. 23): «Горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог!» Этими словами пророк признает, что все революции в государствах и царствах — дело Господа: наведет сие Бог. Кем бы ни были инструменты, Он — верховный повелитель. Но пророк говорит очень печально об этих грядущих событиях: «Кто уцелеет?» То ли (1) эти события находятся на таком расстоянии и так далеки от нас, что сложно сказать, кто уцелеет, когда они грядут. Но все, кто останется жив к тому времени, изумятся этим событиям. Или (2) они будут такими зловещими и наведут такое опустошение, что вряд ли кому-то удастся спастись или остаться в живых; кто останется в живых, когда смерть будет ехать верхом с ликованием? (Откр 6:8). Кто останется в живых в то время, тот будет похож на головню, выхваченную из огня, а их жизнь будет дана им, как добыча. Бог готовит нас для наихудших времен!

2. Само пророчество заслуживает внимания. Греция и Италия расположены на берегу моря, и поэтому чаще всего их войска передвигаются на кораблях. Здесь, похоже, Валаам предсказывает, (1) что греческие армии смирят и победят ассирийцев, которые к тому времени объединятся с персами. Это исполнилось, когда восточные страны были побеждены или, скорее, опустошены Александром.

(2) Что греческая и римская армии нанесут поражение иудеям или евреям, которых называли детьми Евера. Это частично исполнилось, когда греческая армия притесняла еврейский народ, а полностью — когда Римская империя завоевала его и положила начало новому периоду его существования. Но (3) что Киттим, то есть Римская империя, которая в конце поглотит греческую империю, сама погибнет окончательно, когда камень, отпавший от горы без содействия рук, поглотит все эти царства и в том числе железные и глиняные ноги (Дан 2:34). Таким образом (говорит д-р Лайтфут) Валаам, вместо того чтобы проклясть Церковь, проклинает вначале Амалика, а затем — Рим, врагов Церкви. Да погибнут все Твои враги, Господи!

толкование Мэтью Генри на Числа, 24 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.