В этой главе Валак и Валаам заняты приготовлениями, чтобы причинить зло Израилю, при этом, насколько известно, ни Моисей, ни старейшины не осведомлены о происходящем и не имеют возможности разорвать сеть, но Бог, хранящий Израиля, который не спит и не дремлет, разрушает их планы без какого-либо ходатайства или замыслов с их стороны. Здесь рассказывается:
(I) О первой попытке проклясть Израиль.
1. С помощью жертв совершены приготовления (ст. 1−3).
2. Но Бог дает Валааму совсем другие наставления (ст. 4−5).
3. Вместо проклятий Валаам вынужден благословить Израиль (ст. 7−10).
4. Великое разочарование Валака (ст. 11−12).
(II) О второй попытке, совершенной таким же образом и таким же образом расстроенной (ст. 13−26).
(III) О приготовлениях для третьей попытки, сорванной таким же образом (ст. 27−30), исход которой описан в следующей главе.
Стихи 1−12. В этой главе рассказывается:
I. О великих приготовлениях для проклятия Израиля. Цель этого заключалась в том, чтобы побудить Бога Израиля оставить этот народ и то ли перейти на сторону Моава, то ли остаться нейтральным. О глупые предрассудки, как можно вообразить, что Бог будет в распоряжении человека! Валаам и Валак думали подкупить Его алтарями и жертвами, принесенными без каких-либо полномочий и повелений с Его стороны, словно Он ест мясо волов и пьет кровь козлов. Смехотворная глупость: как можно надеяться жертвами угодить Богу и завоевать Его благоволение, если в них не проявляется вера или послушание! Тем не менее создалось впечатление, что они принесли эти жертвы Богу небес Всевышнему Numen — Божеству, а не своим личным богам. Но умножение жертвенников свидетельствовало о том, что они отошли от веры своих предков, изменили истинной вере и стали идолопоклонниками, ибо кто умножает жертвенники, тот умножает богов. Много жертвенников настроил Ефрем для греха (Ос 8:11). Они не заботились иметь Бога в разуме и осуетились в умствованиях своих; тем не менее они самонадеянно старались тем самым привлечь Бога и восстановить против израильтян Того, чье святилище и помазанный жертвенник находились среди них. Обратите внимание:
(1) Насколько властолюбив и горд Валаам, желавший в своем распоряжении иметь царя и давать законы князьям. Такой же дух владеет нечестивцем, превозносящим себя превыше Бога, которому поклоняются. С какой властью Валаам отдает приказы! «Построй мне здесь (там, где я поставил палатку) семь жертвенников из камня или дерна». Так под показным благоговением он скрывает злобу против Израиля, но его жертвы были мерзостью, так как приносились с лукавством (Притч 21:27). Он не стремился прославить Бога жертвами праведности, а желал обогатить себя мздой неправедной.
(2) Как исполнителен был Валак. Сразу были возведены жертвенники, приготовлены жертвы наилучшего качества — семь тельцов и семь овнов. Валак не возражает против его указов, не вздыхает, не считает обременительным или унизительным стоять у всесожжения, как велел ему Валаам.
II. Проклятие превратилось в благословение благодаря всемогущей силе Бога, который любил Израиль. Это описывает Моисей в Книге Второзаконие 23:5.
1. Бог вкладывает благословение в уста Валаама. Пока жертвы горели, Валаам отошел на возвышенное уединенное место — в какую-то темную рощу на вершине горы (ст. 3, на полях). Он знал, что уединение предоставляет хорошую возможность для общения с Богом; кто хочет встретиться с Ним, тот должен оставить этот мир — его дела и разговоры, — полюбить уединение, не считать себя оставленным, когда ты наедине, так как с тобой Отец. Поэтому зайдите в свою тайную комнату, закройте дверь и будьте уверены, что Бог встретится с вами, если вы будете искать Его правильно. Но Валаам уединился, имея лишь надежду, что Бог встретится с ним; но, осознавая собственную вину и зная, что недавно Бог встречался с ним во гневе, он имел все основания сомневаться: «Может быть, Господь выйдет мне на встречу…» (ст. 3). Да не думает такой человек получить благоволение от Господа. Более того, похоже, хотя он собирался встретиться с Богом, в действительности он собирался волхвовать (см. Чис 24:1). Но, к чему бы он ни стремился, Бог хотел через него прославить себя, и поэтому встретился Бог с Валаамом (ст. 4). Что общего у света с тьмою? Никакого дружеского общения, мы уверены в этом. Путь Валаама продолжал оставаться неверным, и Бог так и остался его соперником; но так как Валак избрал его своим пророком, то Бог побудил его изречь такое исповедание во славу Бога и Израиля, которое оставит навечно неоправданными тех, кто выйдет против них с оружием в руках. Когда Валаам узнал, что Бог встретится с ним (возможно, через ангела), то начал хвастаться своими делами: «Семь жертвенников устроил я, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике». Но как он совершил это? Это ему ничего не стоило; все жертвы были принесены за счет Валака; тем не менее (1) он хвалится этим, словно совершил великий подвиг. Поклонение, совершаемое из лицемерия, часто расхваливают с гордостью и напрасной славой. Подобным образом фарисей вошел в храм, чтобы похвастаться своей религией (Лк 18:11−12).
(2) Он настаивает на этом, как на основании, почему Бог должен удовлетворить его желание проклясть Израиль, словно своими жертвами он сделал Бога своим должником и может теперь требовать у Него все, что угодно. Он думает, что Бог так многим обязан ему за эти жертвы, что наименьшее, чем Он может компенсировать их, — это принести Израиль в жертву злобности царя моавитского. Отметьте: чаще всего нечестивые люди обманывают себя, думая, что, демонстрируя свое благочестие, они убедят Бога благоволить к ним и смотреть на них сквозь пальцы, когда совершают величайшие грехи, особенно преследуя праведных (Ис 66:5). Однако, хотя жертвы были мерзостью, тем не менее Бог использует эту возможность и ожидание Валаама, чтобы вложить слово в его уста (ст. 5), ибо от Господа ответ языка. Тем самым он хочет показать, насколько ошибаются те, кто говорит: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами» (Пс 12:4). Кто сотворил уста человека, тот знает, как ими управлять и с их помощью служить Своим целям. Это вселяет ужас в дерзких грешников, которые поднимают к небесам уста свои. Бог может сделать так, что языком своим они поразят самих себя (Пс 63:9). Это также является утешением для свидетелей Божьих, которых Он может призвать в любое время, чтобы они вступились за Него. Если Бог вложил слово в уста Валаама, который противостал Богу и Израилю, то, безусловно, Он не будет нуждаться в тех, кто желает прославить Бога, и наставит Свой народ их свидетельством, и в тот час дано будет им, что сказать.
2. Валаам провозгласил благословение для ушей Валака. Он нашел царя стоящим у всесожжения своего (ст. 6), Валак заботливо ухаживал за ним, с нетерпением ожидая успеха. Кто желает получить благоприятный ответ от Бога, тот должен находиться у жертвы, служить Господу без развлечения и, делая добро, не унывать. Валаам, выбрав место, где должен произнести проклятие Израилю, которое он составил в определенной форме, был готов изречь его и начинает с притчи, которая оборачивается благословением (ст. 7). Он провозглашает Израиль невредимым и блаженным и тем самым благословляет его.
(1) Он провозглашает его защищенным, недостижимым для своих отравленных стрел.
[1] Он признает, что собирался проклясть его, что Валак послал за ним, чтобы привезти из страны, где он жил, и что он пришел с намерением исполнить его просьбу (ст. 7). Вот с какими словами пришли к нему: «Приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!» Валак собирался воевать с израильтянами, он хотел, чтобы Валаам благословил его армии, пророчествовал и молился о гибели Израиля.
[2] Он признает, что его планы потерпели неудачу, а он сам не способен воплотить их. Он не мог сказать в адрес Израиля даже плохого слова или пожелать ему зла: «Как прокляну я? Бог не проклинает его» (ст. 8). Это не значит, что именно поэтому он не желает делать этого — поэтому он не может сделать этого. Это честное исповедание, во-первых, слабости и бессилия искусства волхвования, за которое другие так высоко ценили его, и, безусловно, он ценил себя не меньше. Он был самым знаменитым человеком в этой области и тем не менее признает, что проиграл. Бог предупреждал Израиль не волхвовать (Лев 19:31), и это провидение дало им основание для того закона, показывая бессилие и безрассудство волхвования. Ранее они видели бессилие египетских магов, и здесь — великого прорицателя востока (см. Ис 47:12−14). Во-вторых, это свидетельство верховной власти и владычества божественной силы. Валаам признает, что может сделать не больше, чем ему позволяет Бог, ибо он может отвергнуть все его цели и круто изменить все его планы. В-третьих, это свидетельство нерушимой защиты народа Божьего. Отметьте:
(1) Израиль Божий принадлежит Богу, и Он благословляет его. Он не проклинал их, так как они избавлены от проклятия закона; Он не противостоял, не отказывался и не оставлял их, хотя они были ничтожными и порочными.
(2) К кому доброжелательны небеса, к тому враждебно настроен ад; с тем враждует змей и его семя.
(3) Хотя враги народа Божьего могут одолеть его, но они не могут проклясть его; то есть они не могут причинить ему реальное зло, ибо не могут отделить от любви Божией (Рим 8:39).
(2) Он провозглашает их блаженными в трех вещах:
[1] Они счастливы, так как непохожи и отличаются от других народов: «С вершины скал вижу я его» (ст. 9). Похоже, он сильно удивлен, что в то время как ему представляли Израиль как грубую примитивную и беспорядочную толпу, которая наполняла близлежащие страны бродячими группами, он увидел организованный, сгруппированный лагерь, в котором просматривались признаки дисциплины и хорошего порядка. Он увидел, что это народ, живущий отдельно, и предвидел, что так и будет продолжаться, а их отличие от других будет их неизреченной славой. Людей, обладающих хорошими качествами, мы называем исключительными людьми; в этом заключалась слава Израиля, хотя враги превратили ее в позор, так как израильтяне отличались от всех соседних народов не только религией и священными обрядами, но пищей, одеждой и обычными традициями как народ, вызванный из мира и не сообразующийся с ним. Они не теряли своей репутации, пока не смешались с язычниками (Пс 105:35). Отметьте: обязанность и честь тех, кто посвятил себя Богу, отделиться от мира и не ходить его путями и традициями. Кто сознательно исполняет свои особые обязанности, тот может утешаться своими особыми привилегиями, на что, возможно, рассчитывал в данной ситуации Валаам. Божий Израиль не будет стоять на одном уровне с другими народами, а возвеличен больше их как народ, близкий к Богу и отделенный для Него.
[2] Они счастливы, так как являются многочисленным народом, а не презираемым и малочисленным, как ему представляли его. Они являли собой неисчислимый народ, который представлял славную и угрожающую силу (ст. 10): «Кто исчислит песок Иакова?» Многочисленность народа была именно тем вопросом, который особо беспокоил Валака (Чис 22:3): «Он был многочислен; и устрашились Моавитяне». В данной ситуации Бог поселяет страх и беспокойство через Валаама, который предсказывает их дальнейшее умножение. Валак хотел, чтобы он увидел часть народа (Чис 22:41), надеясь, что чем больше он их увидит, тем большая ярость, направленная против израильтян, охватит его, и он извергнет свои проклятия с большей страстью и силой. Но случилось наоборот: вместо того, чтобы разгневаться, видя их многочисленность, он восхитился ими. Чем больше мы знаем народ Божий, тем лучшее мнение имеем о нем. Пророк обращает внимание на их количество: во-первых, на песок Иакова, то есть на народ Иакова, о котором предсказано, что его будет как песка земного (Быт 28:14). Тем самым он признает исполнение обетования, данного отцам, и ожидает, что оно и дальше будет исполняться. Возможно, ошибка Давида частично заключалась в том, что он повелел пересчитать песок Иакова, о котором Бог сказал, что он будет неисчислим. Во-вторых, на число четвертой части Израиля, ссылаясь на расположение его стана, который разделялся на четыре эскадрона под четырьмя знаменами. Отметьте: Божий Израиль представляет собой очень большой народ, это Его духовный Израиль, и таковым он предстанет перед Ним, когда соберется вместе в великий день (Откр 7:9).
[3] Он счастлив, так как его ждет счастливый конец: «Да умрет душа моя смертию праведников, которые состоят в завете с Богом, и да будет кончина моя, или будущее состояние, как их, то есть мое воздаяние в ином мире». В этих стихах:
Во-первых, считается доказанным, что смерть будет концом всех людей. Даже праведники умрут; и нам было бы полезно думать об этом почаще, как Валаам, говоря о своей смерти.
Во-вторых, он основывается на предположении, что душа бессмертна, и по ту сторону смерти она находится в ином состоянии, о чем говорит его благородное свидетельство, доказывая, что в древние времена об этом знали и в это верили. Ибо почему смерть праведника была желаннее смерти нечестивого, как не потому, что она обещала блаженство в ином мире, раз манера и обстоятельства смерти, которую мы видим — всему и всем — одно?
В-третьих, он провозглашает, что праведные блаженны не только при жизни, но и после смерти, что делает их смерть не только желаннее смерти других, но и желаннее самой жизни, ибо в таком смысле можно воспринять его слова. Не только «когда я умру, то позволь мне умереть смертью праведника», но и «я готов умереть даже сейчас при условии, что умру смертью праведников, и готов принять свою кончину сейчас, если только она будет такая, как у них». Очень близко к тому месту, где находился в то время Валаам, на одной из гор Моава несколько позднее умер Моисей, и, возможно, Бог, вложивший эти слова в его уста, хотел сослаться на это, чтобы этими словами ободрить Моисея пойти и умереть так, как хотел умереть Валаам.
В-четвертых, он показывает, что его мнение о религии лучше принятого решения; многие люди хотят умереть смертью праведников, но не прилагают усилий, чтобы жить жизнью праведников. Они бы с радостью имели такую же кончину, как и те, но не такую же жизнь. Они хотели бы быть святыми на небесах, но не на земле. Это желание ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать. Это лишь желание Валаама, но не его молитва, и это напрасное желание, ибо касается лишь кончины и не спрашивает о средствах для достижения этого. Подобным образом это благословение идет далеко, до самой смерти и даже дальше, до последней кончины.
III. Далее нам рассказывается, (1) как это разгневало Валака (ст. 11). Он притворялся, что почтил Господа своими жертвами и ожидал ответа от Него; но когда не получилось так, как он хотел, он забыл Бога и разгневался на Валаама, словно все это было сделано им одним: «Что ты со мною делаешь! Как ты огорчил меня!» Иногда Бог побуждает врагов Церкви досаждать друг другу, в то время как сидящий на небесах смеется над ними и усилиями их бессильной злобы.
(2) Как Валаам был вынужден согласиться с этим. Он подчиняется, так как ничего не может сделать, тем не менее приноравливается к ситуации, словно лично он добросовестно все выполнил, и отвечает со степенностью пророка: «Не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?» (ст. 12). Такое свидетельство о всемогущей силе Бога исходит от нечестивого пророка, чтобы еще больше смутить нечестивого царя.
Стихи 13−30. Эти стихи рассказывают:
I. О повторных приготовлениях для проклятия Израиля, совершенных как и раньше.
1. Изменено место (ст. 13). Валак вообразил, что Валаам, которому открылся полный обзор стана Израиля с вершины скал (ст. 9), то ли был настолько очарован его красотой, что не смог проклясть его, то ли настолько исполнился ужасом при виде его, что не осмелился сделать этого. Поэтому он привел пророка в другое место, откуда он мог видеть только часть израильского стана, выглядевшую менее внушительно, или по крайней мере показать ту его часть, проклясть которую он надеялся получить разрешение. Так постепенно он хотел укрепить свое положение, намереваясь, если ему удастся, достичь своей цели, напасть на ту часть стана Израиля, которая сейчас открылась взору Валаама и в адрес которой он теперь собирался метать молнии своих проклятий. Посмотрите, как неугомонны и неутомимы враги Церкви в своих злобных попытках разрушить ее. Они не оставляют ни одного камня неперевернутым и ни одного плана неиспытанным, чтобы добиться своего. О, если бы и мы были настолько же полны замыслов и решимости осуществлять добрые планы для славы Божьей!
2. Повторяются жертвы, строятся новые жертвенники, на каждом из них приносится в жертву по тельцу и по овну, и Валак присутствует при каждой жертве, как и ранее (ст. 14−15). Если бы мы так же ревновали о получении благословения, как Валак стремился проклясть (Израиль, но на самом деле себя и свой народ), то не жалели бы затрат и труда для совершения религиозных действий.
3. Валаам вновь обращается к Богу, Господь встречается с ним во второй раз и вкладывает иные слова в его уста, которые не противоречат, а подтверждают прежние (ст. 16−17). Бог не говорил Валааму: «Ищете напрасно»; тем более Он не скажет эти слова кому-либо из семени Иакова, и они действительно найдут Его, но не только, как Валаам, своим наставником и предсказателем, а щедрым Воздаятелем. Когда Валаам вернулся, Валак нетерпеливо ожидал, чтобы узнать содержание этого послания: «Что говорил Господь? Принес ли ты лучшие вести и надежды, что желаемое совершится?» Такой же вопрос должны задавать мы, когда приходим услышать слово Божье (см. Иер 23:35).
II. Во второй раз проклятие превращается в благословение благодаря всемогущей силе Бога; это благословение содержательнее и сильнее предыдущего, оно разрушает все надежды изменить его. Валак стремился узнать, что же сказал Господь (ст. 17), и теперь Валаам обращается непосредственно к нему (ст. 18): «Встань, Валак, и послушай». Это было послание от Бога, которое он должен был передать, а от Валака, хотя он был царем, требовалось, чтобы он слушал (слушал и внимал, усердно размышляя об этом, чтобы ни одно слово не ускользнуло) и внимал с благоговением: «Встань, Валак, и послушай». Его преемник Аод, собираясь получить послание от Бога, встал со стула (Суд 3:20).
1. В своей речи Валаам информирует Валака о двух вещах, которые сильно огорчают и разочаровывают его:
(1) У него нет оснований надеяться победить Израиль.
[1] Нет никакого смысла пытаться уничтожить Израиль, и он будет обманывать себя, продолжая ожидать этого, по трем причинам:
Во-первых, так как Бог не меняется: «Бог не человек, чтобы Ему лгать» (ст. 19). Люди меняют свое мнение и потому нарушают данное слово; они лгут, так как раскаиваются. Но Бог — никогда. Он никогда не меняет Своего мнения и поэтому никогда не аннулирует данное обещание. Валаам признался (ст. 8), что не может изменить Божье решение, и отсюда делает вывод, что и Бог не изменит его; в этом заключается несовершенство человека и совершенство Бога. Бог не может лгать (Евр 6:18). И когда Писание говорит, что Он раскаялся, то это не означает, что Он изменил Свое мнение (ибо Он тверд; и кто отклонит Его?), Он лишь изменил Свой путь. Великая истина заключается в том, что у Бога нет изменения и ни тени перемены. В этих стихах (1) он взывает к Валаку, ссылаясь на это: «Он ли скажет и не сделает? Разве может Он сказать, имея определенное намерение, и не исполнить сказанного Своим провидением, соответственно Своей воле? Разве может Он сказать слово Свое, произнести обетование — и не исполнить? Разве можем мы не согласиться с тем, что Бог неизменен и держит Свое слово? Все Его указы неизменны и все Его обетования нерушимы».
(2) Он применяет эту истину к данной ситуации (ст. 20): «Он благословен, и я не могу изменить сего», то есть «я не могу одолеть Его, чтобы изменить это». Израиль с давних времен был благословенным народом — семенем, которое Господь благословил; на него перешло благословение Авраама; он был рожден, имея благословение завета и для благословений Ханаана, и поэтому его нельзя проклинать, если только не предположить, что Бог вечной истины может нарушить Свое слово и солгать себе и своему народу.
Во-вторых, так как в настоящее время за Израилем не было никакой вины: не заметно нечестия в Иакове (ст. 21, англ. пер.). Это не значит, что в то время в Иакове было беззаконие и Бог видел его.
(1) Не было такого беззакония, чтобы спровоцировать Бога отказаться от них и отдать для погибели. Как бы плохи они ни были, но не насколько плохи, чтобы предать смерти.
(2) В то время они не поклонялись идолам, а именно это подразумевалось под словами нечестие и порочность; мы не находим подобного греха в Израиле со времен золотого тельца, и хотя в других ситуациях они очень раздражали Бога, тем не менее Он не истреблял их. Валаам знал, что их и Бога может разделить только грех. Пока Бог не видел, что грех царствует у них, Он не посылал на них разрушительные проклятия, и поэтому, пока они держались Бога, Валаам потерял надежду причинить им какое-либо зло. Отметьте: пока мы воздерживаемся от греха, мы удерживаемся от зла. Некоторые придают этим словам иной смысл и так читают их: «Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле», то есть «Он не посылал бедствия, не позволял и не допустит, чтобы Израилю причинили вред, но Он вступится за него и отомстит». Отметьте: Бог не допустит, чтобы какое-либо зло причинялось Его Церкви и народу, ибо все, что сделано против народа Божьего, Он воспринимает как причиненное Ему самому и соответственно воздаст за это.
В-третьих, так как сила обоих была непреодолимой. Пророк показывает Валаку, что между ними не было соперничества и не было смысла стремиться к этому, ибо (1) с ними присутствовал Бог: «Господь, Бог его с ним пребывает особым образом, и он не побуждает Бога оставить его».
(2) Они радуются Его присутствию и всегда должны ликовать в нем: «Трубный царский звук у него. Они трубят, выступая против своих врагов, уверенные в победе и успехе, прославляя постоянно своего Бога, как своего Царя и Завоевателя».
(3) Они на собственном опыте познали, как выгодно иметь присутствие Бога и Его силу, выступающую за них, ибо Бог вывел их из Египта (ст. 22). Сила, которую нельзя было обуздать, никогда не противостояла им; и то, что Бог начал славно, Он несомненно закончит также прославлено.
(4) Пока с ними присутствие Бога, они обладали силой единорога, который способен выставить голову против всего, что противостоит ему (см. Чис 24:8). Таковой является сила, которую Бог Израиля дает Своему народу.
[2] Из всего этого он делает вывод, что нет смысла надеяться причинить зло Израилю, используя всевозможные искусства (ст. 23). Во-первых, он признает свое поражение. Безусловно, никакой ворожбой нельзя преодолеть Иакова. Проклятия ада никогда не займут место благословений небесных. Нельзя отрицать, что подобные попытки будут совершаться, но они несомненно будут бесплодными и недейственными. Некоторые отмечают, что Иаков означает Церковь страдающую и преследуемую, а Израиль — Церковь процветающую и успешную; но независимо от того, в каком положении пребывает Церковь — униженном или возвышенном, много у нее друзей или мало, содействуют или противостоят ей вторичные причины, — все сводится к одному: ни одно оружие, направленное против нее, не будет успешным. Отметьте: Бог с легкостью может (Он так и сделает) сокрушить и разрушить все средства и замыслы сил тьмы, направленные против Его Церкви, и поэтому они не смогут преодолеть и погубить ее. Во-вторых, Валаам предвидит, что это будет присутствовать в памяти людей по прошествии времени. В свое время (то есть со ссылкой на то, о чем мы говорим) об Иакове и Израиле скажут: «Вот что творит Бог!» Какие чудеса Бог сотворил для Своего народа! О них будут говорить с изумлением, радостью и благодарностью, бросая вызов соседним государствам и предлагая, чтобы они привели подобные примеры заботы их богов о них. Отметьте: ради славы Бога мы должны постоянно помнить, как Он разрушил замыслы врагов Церкви. Нет подобного Богу Израилеву. Возможно, именно на слова Валаама, который превозносит в этих стихах Бога Израиля над всеми богами языческими, ссылается Моисей, когда говорит (Втор 32:31): «Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том», подразумевая, в частности, Валаама. Поэтому у Валака нет надежды погубить Израиль. Но:
(2) Валаам показывает, что у него гораздо больше оснований опасаться быть истребленным, потому что израильтяне пролили много крови своих соседей; а если он и его страна избежали подобной участи, то не потому, что были слишком сильными, чтобы воевать с ними, а потому что Бог не поручал им этого (ст. 24). Смотрите и трепещите: народ, который рядом с вами разбил свой стан, лишь отдыхает какое-то время, подобно льву, но вскоре он встанет, как львица, как неистовый лев, который не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. Похоже, здесь он имел в виду победы, одержанные над хананеями, которые он предвидел; израильтяне не сложат оружие, пока полностью не завоюют землю, лежащую перед ними. Когда дом соседа в огне, у человека есть основания подумать о собственной безопасности.
2. Чем же закончилось это мероприятие?
(1) И Валак и Валаам устали от этого дела.
[1] Теперь Валак хочет, чтобы его прорицатель замолчал. Раз он не может сказать того, что хочет, то царь желает, чтобы он ничего не говорил: «Ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его» (ст. 25). Если ты не можешь проклясть их, то я прошу тебя не благословлять их. Если ты не можешь помочь и ободрить мою армию, то хотя бы не противодействуй и не угашай ее дух». Отметьте: Бог может сделать так, чтобы покинувшие Его были утомлены множеством советов (Ис 47:13; 57:10).
[2] Валаам желает еще раз признать, что над ним есть высшая власть, и ссылается на то, что было сказано в начале мероприятия (Чис 22:38): «Я буду делать все то, что скажет мне Господь» (ст. 26). Это демонстрирует, в общем, во-первых, что не во власти человека путь его: сколько бы замыслов ни было в сердце человека, но все будет так, как желает Бог. Во-вторых, в частности, что никакое оружие, направленное против Церкви, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с ней на суде, Бог будет контролировать и осудит (Ис 54:17).
(2) Тем не менее они решили совершить еще одну попытку. Царь и пророк подумали, что слишком стыдно оказаться побежденным и поэтому решили следовать своему плану, хотя это грозило лишь огорчениями для них. Теперь, в третий раз:
[1] Они изменили место. Валак наконец убедился в том, что это не ошибка Валаама, на которого он возлагал вину, а в действительности пророк пребывал под божественным контролем, и поэтому теперь он собирается отвести его на место, откуда Бог наконец может разрешить ему проклясть израильтян (ст. 27). Возможно, он и Валаам в этот раз были более ободрены повторить свою попытку, так как Бог во второй раз позволил Валааму пойти, несмотря на то, что в первый раз запретил. Так как благодаря повторению действий они добились своей цели, то так же собираются действовать сейчас. Подобным образом, так как приговор, вынесенный грешникам за их злые дела, не приводится в исполнение немедленно, их сердца еще больше побуждают их творить зло. На этот раз Валак повел Валаама на вершину горы Фегор — самое выдающееся высокое место во всей стране, где, возможно, поклонялись Ваалу, и поэтому его называли Ваал-Фегор. Он выбрал это место, так как считал, что, во-первых, эта гора является местом жительства (как он воображал) Ваала — бога Моава, и Иегова, Бог Израиля, не сможет прийти туда, чтобы воспрепятствовать ему; или, во-вторых, раз он считал это место приемлемым для своего бога, то оно будет хорошим и для Господа, и там Он будет в хорошем расположении. Такие пустые представления имеют о Боге глупые люди и так суетно они судят о Его качествах. Подобным образом сирияне воображали, что Господь будет Богом их гор, но не долин (3Цар 20:28), словно в одном месте Он сильнее, чем в другом.
[2] Они повторили свои жертвы: по одному тельцу и одному овну на каждом из семи жертвенников (ст. 29−30). Таким настойчивыми они были в своих дорогостоящих жертвоприношениях, хотя у них не было обетования, на котором можно было бы строить надежду на успех. Поэтому пусть тот, у кого есть обетование о кончине, не огорчается из-за откладывания, а будет прилежен в молитве и не ослабевает (Лк 18:1).
толкование Мэтью Генри на Числа, 23 глава