Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 22 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава начинает рассказ об интересной истории Валака и Валаама, когда они пытались проклясть Израиль, но их планы были расстроены. Она рассказана намного позже народу Божьему, чтобы они помнили, чего добивался Валак, царь моавитский, и что ему на это ответил Валаам, сын Веоров, чтобы израильтяне знали праведность Господа (Мих 6:5). Эта глава рассказывает:

(I) О страхе Валака перед Израилем и его замысле проклясть его (ст. 1−4).

(II) Он послал послов к Валааму, чародею, чтобы задействовать его для этой цели, но был разочарован отказом во время первого визита к нему (ст. 5−14).

(III) Валаам отправляется к царю после вторичного визита его послов (ст. 15−21).

(IV) Противостояние, с которым столкнулся Валаам по дороге (ст. 22−35).

(V) Разговор между Валаком и Валаамом (ст. 36 и далее).

Стихи 1−14. Наконец сыны Израилевы закончили свое блуждание по пустыне, из которой вышли (Чис 21:18), и теперь разбили стан в долинах Моава возле Иордана, где и оставались, пока не пересекли Иордан под предводительством Иисуса Навина после смерти Моисея. Эти стихи рассказывают:

I. О страхе, охватившем моавитян при приближении Израиля (ст. 2−4). Им не стоило бояться израильтян, если они знали (и скорее всего Моисей известил их) повеления, которые Бог дал Израилю: чтобы он не соперничал с моавитянами и не испытывал к ним враждебности (Втор 2:9). Но если они и знали об этом, то восприняли как ложь, цель которой — лишить их бдительности, чтобы затем их было легче завоевать. Несмотря на старую дружбу между Авраамом и Лотом, моавитяне решили истребить Израиль, если это в их силах, и поэтому считали доказанным, что Израиль решил погубить их, не имея никаких оснований для подобных подозрений. Подобным образом часто те, кто замышляет зло, воображают, что им хотят причинить зло, и их беспочвенные подозрения часто становятся знаменем беспричинной злобы. Они слышали о победе израильтян над аморреями (ст. 2) и решили, что их собственный дом в опасности, когда соседский объят огнем. Они обратили внимание на их многочисленность (ст. 3): он был многочислен; и отсюда сделали вывод, что израильтяне легко смогут завоевать их страну и окружающие государства, если немедленно не предпринять какие-либо эффективные действия, чтобы остановить продвижение этой победоносной армии: «Этот народ поядает теперь все вокруг нас с такой же скоростью и неумолимостью, как вол поядает траву полевую» (ст. 4), считая себя неравным соперником такой грозной армии. Поэтому они были сильно испуганы и огорчены; так нечестивцы убоятся страха, где нет страха (Пс 52:6). Этими страхами они поделились со своими соседями — старейшинами мадиамскими, с которыми могли бы объединиться для общей безопасности, ибо если царство Моавитское падет, то республика Мадиамская долго не продержится. Моавитяне, если бы хотели, могли использовать для собственного блага продвижение Израиля и их успех в сражении с аморреями. У них было основание возрадоваться и возблагодарить Бога Израиля за освобождение от грозного царя аморрейского Сигона, который отнял у них часть страны и, похоже, собирался завладеть оставшейся. Поэтому у них были основания искать расположения Израиля и помогать ему, но, оставив религию своего отца Лота и погрузившись в идолопоклонство, они возненавидели народ Бога Авраама и были справедливо преданы безрассудным планам и отчаянию.

II. О плане царя моавитского проклясть народ Израиля, то есть о его плане восстановить против них Бога, который, как он понимал, до сего момента сражался за них. Он больше доверял своей хитрости, чем своей силе, и вообразил, что, если сможет договориться с каким-нибудь пророком, чтобы с помощью его заклинаний навлечь зло на Израиль и провозгласить благословение себе и своей армии, тогда, даже будучи слабым, он сможет справиться с ними. Эта идея появилась, (1) как результат остатков религии, ибо она признает зависимость от видимых всемогущих сил, которые руководят делами сынов человеческих и определяют их исход, и нашу обязанность обращаться к этим силам.

(2) На руинах истинной религии, ибо если бы моавитяне и мадианитяне не деградировали так значительно от веры и поклонения своих благочестивых предков — Авраама и Лота, то не воображали бы, что могут причинить какое-либо зло своим проклятием единственному народу, который признает и служит истинному Богу, против служения которому они сами восстали.

III. Об обращении к Валааму, сыну Веора, известному чародею, с просьбой проклясть Израиля. Валаам жил довольно далеко, в стране, из которой вышел Авраам и где жил Лаван, и хотя, возможно, многие чародеи, притворявшиеся прорицателями, жили поблизости, тем не менее ни у кого не было такой безупречной репутации в успешной деятельности, как у Валаама. Валак решил нанять наилучшего пророка, о котором он слышал, хотя за ним пришлось далеко посылать — так сильно его сердце привязалось к этому плану. Чтобы добиться его согласия, (1) он притворяется его другом и жалуется ему, как доверенному лицу, на опасность, которой он подвергается со стороны многочисленного стана Израильского: «Вот, народ покрыл лицо земли, и живет он подле меня» (ст. 5).

(2) Фактически он делает его своим богом, придавая великую силу его слову: «…кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (ст. 6). Образованный епископ Патрик наряду со многими еврейскими богословами склонен думать, что Валаам был великим пророком, которого справедливо считали человеком, имевшим близкие отношения с Богом, благодаря исполнению многих предсказаний и получению ответов на многие молитвы и о добре и о зле; но так как он стал слишком гордым и алчным, то Бог отошел от него, и тогда, чтобы подкрепить падающую репутацию, он посвятил себя дьявольским практикам. Он назван пророком (2Пет 2:16), так как, возможно, вначале поднял свою репутацию с помощью магического колдовства, как Симон-волхв, который настолько очаровал людей, что они начали называть его великой силой Божией (Деян 8:10). Проклятия, произносимые Божьими пророками во имя Господа, имели поразительный результат, как, например, проклятия Ноя (Быт 9:25) и Елисея (4Цар 2:24). Но незаслуженное проклятие не сбудется (Притч 26:2), как и проклятие Голиафа, когда он проклял Давида своими богами (1Цар 17:43). Давайте стремиться, чтобы о нас возносились молитвы служителей и народа Божьего, и бояться, чтобы они были направлены против нас, ибо Тот, кто благословляет и проклинает, с большим уважением относится к ним. Но Валак не мог положиться на свои признания и считать их достаточными, чтобы убедить Валаама исполнить его просьбу, поэтому он больше полагался на главный стимул (ст. 7): старейшины пошли с подарками в руках за волхвование, ибо он возлюбил мзду неправедную (2Пет 2:15).

IV. Бог ограничил Валаама, запретив ему проклинать Израиль. Возможно, Валаам, являясь любознательным и пытливым человеком, был ознакомлен с историей и ситуацией Израиля, но он также слышал, что с ним был Бог истины, и поэтому сразу должен был ответить, что никогда не проклянет народ, которого Бог благословил. Тем не менее он оставляет посланников на ночь, чтобы иметь время поразмыслить, что ему делать, и получить наставление от Бога (ст. 8). Когда мы вступаем в переговоры с искушениями, то подвергаем себя опасности оказаться побежденными ими. Ночью Бог пришел к нему, возможно, во сне, и спросил, какое дело у него с этими странниками. Он знал причину их визита, но хотел услышать это от пророка. Валаам рассказывает, с каким поручением они пришли (ст. 9−11), и в данной ситуации Бог велит ему не идти с ними и не пытаться проклясть благословенный народ (ст. 12). Подобным образом для сохранности Своего народа Богу иногда угодно общаться с нечестивыми людьми, такими, как Авимелех (Быт 20:3) и Лаван (Быт 31:24). Мы также читаем о некоторых беззаконниках, которые, тем не менее, пророчествовали во имя Христа и многие чудеса творили. Валааму велено не только не ходить к Валаку, но и не соглашаться проклинать этот народ, что он мог попытаться сделать на расстоянии. Вот основание для этого: ибо он благословен. Часть благословения, дарованного Аврааму, гласила (Быт 12:3): «и злословящих тебя прокляну», поэтому попытка проклясть его будет не только бесплодной, но и рискованной. Израиль часто раздражал Бога в пустыне, тем не менее Он допустит, чтобы его проклинали враги, ибо Он не по грехам воздает. Блаженство тех, чьи грехи покрыты, придет на них (Рим 4:6−7).

V. Возвращение посланников без Валаама.

1. Валаам лукавит, сообщая посланникам ответ Бога (ст. 13). Он говорит им лишь, что не хочет Господь позволить ему идти с ними. Он не говорит, что должен сказать: что Израиль — народ благословенный и его ни в коем случае нельзя проклинать, ибо в противном случае замыслы будут сокрушены и в будущем ни к чему не приведут. Но он сказал, что на самом деле хотел бы оказать Валаку эту смиренную услугу, и дал понять, что вполне одобряет его план и был бы рад доставить ему удовольствие, но на самом деле является пророком и не может пойти без разрешения Бога, которое он еще не получил, и поэтому в настоящее время приносит свои извинения. Отметьте: тот явно отмечен для искушений сатаны, кто с пренебрежением говорит о божественных запретах, словно они представляют собой лишь отказ в позволении, а нарушение закона Божьего означает лишь идти без Его позволения.

2. Посланники лукавят, сообщая Валаку ответ Валаама. Они сообщают лишь, что не согласился Валаам идти с ними (ст. 14), подразумевая, что он хотел большего внимания с их стороны и более щедрых предложений. Они не хотели, чтобы Валак знал, что Бог запретил им совершать эту попытку. Подобным образом великие люди часто вводятся в заблуждение окружающими их льстецами, которые делают все возможное, чтобы те не видели собственных ошибок и безрассудных поступков.

Стихи 15−21. Здесь описывается второе посещение Валаама посланниками, которые пытались его убедить проклясть Израиль. Было бы хорошо, если бы мы были так же ревностны и постоянны в совершении добрых дел, несмотря на разочарования, каким был Валак, преследовавший нечестивые планы. Враги Церкви не знают покоя и усталости в своих попытках навредить ей, но Сидящий на небесах смеется над ними. Обратите внимание:

I. На искушение, которому Валак подверг Валаама. В этот раз его просьба была более настойчивой и энергичной, чем в предыдущий. Возможно, теперь он дал вдвое больше денег в руки своих посланников, но кроме того, в этот раз искушал его почестями и заложил приманку не только для его алчности, но и для его гордости и амбиций. Как же ревностно мы должны просить Бога ежедневно умерщвлять в нас эти два члена ветхого человека! Кто научился смотреть со святым презрением на мирские богатства и продвижения, тот увидит, что совсем несложно хранить добрую совесть, что трудно для большинства людей. Посмотрите, как искусно Валак преподнес это искушение.

1. Он послал князей более и знаменитее тех (ст. 15). Он послал их к этому чародею с таким большим уважением и почитанием его способностей, словно тот был всемогущим владыкой, понимая, что тогда Валаам почувствует, что предыдущие посланники своей малочисленностью и скудостью недостаточно высоко оценили его.

2. Просьба была очень неотложной. Этот могущественный правитель стал просителем у него: «Пусть ничто не препятствует тебе (ст. 16, англ. пер.) — ни Бог, ни совесть, ни боязнь согрешить или опозориться».

3. Предложения были очень значительными: «Я окажу тебе великую почесть среди князей моавитских»; более того, он дает пророку лист бумаги, чтобы тот написал собственные требования: «Я сделаю тебе все, что ни скажешь мне», то есть обещает: «Я дам тебе все, чего ты захочешь, буду исполнять все твои повеления, твое слово будет для меня законом» (ст. 17). Так грешники не жалеют усилий, затрат и трудов, как и не боятся низко пасть, лишь бы удовлетворить стремление к роскоши или злобность. Так неужели мы должны быть неуклюжими и стеснительными, угождая законам добродетели? Да не будет этого.

II. Сперва кажется, что Валаам противостоит, но на самом деле он покоряется искушению. В данной ситуации мы можем увидеть в Валааме борьбу между его обличениями и его пороками.

1. Обличения призывают его придерживаться Божьего повеления, и он говорит соответствующим языком (ст. 18). Ни один человек не мог бы сказать лучше: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота (а это больше, чем он может дать, а я могу попросить), то и тогда я не могу преступить повеления Господа, Бога моего». Посмотрите, как почтительно он говорит о Боге: «Он — Иегова, Бог мой». Отметьте: многие называют Бога своим, хотя не принадлежат Ему, но это не так, ибо они принадлежат не только Ему; они клянутся Господом и клянутся царем своим. Посмотрите, как уважительно он говорит о слове Божьем: как человек, решивший прилепиться к нему, которого ничто не изменит, и как пренебрежительно он говорит о богатствах этого мира: словно золото и серебро — ничто по сравнению с благоволением Бога; и тем не менее в то же время испытывающий сердца знал, что он любит мзду неправедную. Отметьте: плохому человеку очень легко говорить хорошие слова и своими устами демонстрировать благочестие. О человеке нельзя судить по его словам. Бог знает сердце человека.

2. Его пороки в то же самое время неотвратимо влекут его нарушить Божье повеление. Похоже, он отклоняет искушение (ст. 18), но даже в то время не выражает отвращения к нему, как это сделал Христос, когда Ему предложили все царства мира (отойди от Меня, сатана), как сделал Петр, когда Симон волхв предложил ему деньги: «Серебро твое да будет в погибель с тобою». Но далее оказывается (ст. 19), что ему очень хотелось принять это предложение, ибо дальше он желает узнать, что Бог скажет ему, надеясь, что Он может изменить Свое решение и разрешить ему идти. Это бросало тень на репутацию Всемогущего Бога, словно Он мог изменить Свое мнение и теперь, наконец, позволить проклясть тех, кого объявил благословенными; словно Он мог дать позволение совершить то, что раньше объявил злом. Конечно, он подумал, что Бог такой же, как и он. Ему уже сказали, какова воля Божья, и он должен был покориться ей, а не желать вторично услышать то, что было четко определено. Отметьте: если человек просит позволения согрешить, то это является великим оскорблением для Бога и несомненным доказательством владычества порочности в сердце.

III. Бог разрешает ему пойти (ст. 20). Возможно, Он пришел к нему во гневе и сказал, что раз он хочет, то может идти с посланниками Валака. Так предал его Бог похоти его сердца. «Раз ты так хочешь идти — иди, но знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, ибо хотя ты отправился в путь, но тебе не удастся, как ты надеешься, проклясть, ибо будешь делать то, что Я буду тебе говорить». Отметьте: Бог держит в узах нечестивых людей; до сих пор они могут идти с Его позволения, но не далее, чем Он позволит. Так Он обращает гнев человека во славу себе, и в то же время остаток гнева Он укрощает. Бог во гневе сказал Валааму: «Пойди с ними», и у нас есть основание думать, что Валаам так и понял, ибо мы нигде не читаем о том, чтобы он ссылался на это разрешение, когда Бог порицал его за этот поступок. Отметьте: как Бог иногда отказывает молитвам Своего народа из любви, так иногда Он исполняет желания нечестивых людей во гневе.

IV. Он отправляется в поход (ст. 21). Бог разрешил ему идти, если люди сии пришли звать его, но пророк так радовался возможности поехать, что не стал дожидаться, чтобы они позвали его, а сам встал поутру, побыстрее приготовил все и пошел с князьями Моавитскими, которые гордились достигнутой целью. Апостол описывает грех, совершенный Валаамом, который заключался в том, что он предался обольщению мзды (Иуд 1:11). Любовь к деньгам — корень всякого зла.

Стихи 22−35. Эти стихи описывают противостояние Бога Валааму на его пути в Моав. Возможно, князья поехали вперед или каким-то другим путем, и Валаам договорился, где они встретятся или будут дожидаться его, ибо здесь ничего о них не рассказывается, а лишь то, что Валаам, как человек, занимавший важное положение, был сопровождаем двумя людьми — честь достаточная, можно было бы подумать, для такого человека, и ему не нужно было ехать к Валаку за продвижением.

I. Здесь говорится о недовольстве Бога Валаамом за это путешествие: воспылал гнев Божий за то, что он пошел (ст. 22). Отметьте:

(1) Грех грешника не становится менее отвратительным для Бога, если Он его разрешает. Мы не должны думать, что раз Бог Своим провидением не отвращает людей от греха, то Он одобряет его и этот грех не вызывает в нем ненависти; Он допускает грех, но гневается на него.

(2) Больше всего Бог недоволен злобными планами, направленными против Его народа; кто касается его, тот касается зеницы Божьего ока.

II. Каким образом Бог решил показать Валааму, что недоволен им: «И стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему». Теперь Бог исполнял обетование, данное Израилю (Исх 23:22): «Я врагом буду врагов твоих». Святые ангелы — противники греха, и, возможно, мы недостаточно осознаем, насколько они заняты его предотвращением, в частности, противостоя тем, кто имеет плохие замыслы против Церкви Божьей и Его народа, за которыми стоит Михаил, князь великий (Дан 12:1; 10:21). Какое утешение для всех, кто желает блага Израилю Божьему, знать, что Господь никогда не позволит врагам причинять ему зло, а пошлет святых ангелов, чтобы они помешали злым замыслам и сохранили малых сих! Когда пророк увидел четыре рога, которые разбросали Иуду, то в то же время он увидел четырех рабочих, которые пришли, чтобы сбить эти роги (Зах 1:18 и далее). Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. Этот Ангел был противником Валаама, так как Валаам считал его своим врагом; а те, которые останавливают нас на греховном пути, действительно являются нашими наилучшими друзьями, и мы таковыми считаем их. Ангел стоял с обнаженным (ст. 23) пламенеющим мечом обращающимся — таким же, какой был в руках херувима (Быт 3:24). Отметьте: святые ангелы враждуют с теми, на кого гневается Бог, ибо являются служителями Его справедливости. Обратите внимание:

1. Валаам знал, что Бог недоволен им, по поведению ослицы, но это не удивило его. Увидела ослица Ангела Господня (ст. 23). Напрасно Валаам хвалился, что был человеком, чьи глаза были открыты, который видит видения Всемогущего (Чис 24:3−4), раз ослица, на которой он ехал, видела больше его. Его глаза были ослеплены алчностью, амбициями и сверканием наград за волхвование! Отметьте: многим людям противостоит Бог и Его святые ангелы, но они не знают об этом. Ослица знает владетеля своего и видит опасность, но Валаам не знал и не разумел (Ис 1:3). Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее (Ис 26:11). Никто не должен гордиться видениями и откровениями, раз даже ослица видела ангела; но пусть те стыдятся собственной тупости (которая хуже тупости тварей, которые умирают), кто продолжает идти нечестивыми путями, упорствуя и продолжая грешить, когда ему говорят, что Бог обнажил против него Свой меч. Ослица понимала закон самосохранения лучше такого человека, ибо, дабы сохранить себя и своего бесчувственного наездника, (1) она своротила с дороги (ст. 23). Валаам должен был обратить внимание на этот намек и задуматься, не свернул ли он с пути своего долга; но вместо этого он стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. Подобным образом те, кто добровольным грехом влечет себя в погибель, гневаются на тех, кто хочет предотвратить их гибель.

(2) Она недалеко ушла, когда вновь увидела ангела, и чтобы избежать его, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову (ст. 24−25). Как часто мы подвергаемся несчастным случаям, путешествуя по дороге; и если остаемся в сохранности, то должны быть благодарны за это божественному провидению, которое, с помощью служения святых ангелов, хранит нас, чтобы мы не преткнулись о камень ногою. Но если мы попадаем в беду, то должны задать себе вопрос, находимся ли мы на правильном пути в глазах Бога, или нет. Хотя повреждение ноги Валаама сохранило ему жизнь, но разозлило его настолько, что он опять стал бить ее; так и мы склонны гневаться на то, что на самом деле является милостью, хотя в настоящее время причиняет неудобство.

(3) При следующем столкновении с ангелом ослица легла под Валаамом (ст. 26−27). Он должен был задуматься о том, что это было довольно необычным явлением, ибо его ослица не была норовистой и никогда не вела себя подобным образом. Так часто поступают те, чьи сердца полностью расположены делать зло, упрямо продолжая свой путь, какие бы препятствия провидение ни ставило на их пути, чтобы ограничить и остановить их продвижение. Валаам в третий раз стал бить ослицу, хотя она оказала ему наилучшую услугу, что могла, сохранив жизнь от меча ангела и своим падением научив его поступать так же.

(4) Но раз все это не воздействовало на него, Бог открыл уста ослицы и она дважды обратилась к нему. Но и это не подействовало: «И отверз Господь уста ослицы» (ст. 28). Это было великое, сверхъестественное чудо, совершенное силой Бога природы, создавшего уста человека и научившего его говорить, ибо в противном случае (раз мы учимся говорить благодаря подражанию, и поэтому кто рождается глухим, тот соответственно остается немым) первый человек так и не заговорил бы, как и его потомки. Кто научил человека говорить, Тот, если Ему угодно, заставит ослицу говорить человеческим голосом (2Пет 2:16). Как отмечает мистер Эйнсворт, когда дьявол искушал ко греху наших первых родителей, то задействовал коварного змея, а Бог, чтобы обличить Валаама, задействовал безобидную ослицу — животное глупое, согласно притче, ибо сатана растлевает ум человеческий с помощью лукавства человеков, по хитрому искусству обольщения, а Христос избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. Через бессловесную ослицу Бог обличает безрассудство пророка, ибо Он никогда не нуждается в инструментах обличения, и, если Ему угодно, может заставить камни возопить во свидетельство Ему (Лк 19:40; Авв 2:11).

[1] Ослица пожаловалась на жестокость Валаама (ст. 28): «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня?» Отметьте: праведный Бог не позволит, чтобы слабых и презренных обижали; либо они сами смогут говорить, защищая себя, либо Он тем или иным образом вступится за них. Если Бог не допустит, чтобы причиняли зло твари, то тем более человеку, христианину и Его чаду. Мы не можем открыть уста безгласного, как сделал здесь Бог, но можем и должны открывать уста свои за безгласного (Притч 31:8; Иов 31:13). Жалоба ослицы была справедливой: «Что я сделала?» Отметьте: когда мы испытываем побуждение ударить кого-то рукой или языком, то должны задуматься о том, что они сделали нам и чем спровоцировали нас. Все творение стенает от бремени, хотя мы этого не слышим (Рим 8:22). Удивительно, что Валаам не изумился, услышав разговор своей ослицы, и не смутился от этого; но некоторые считают, что это для него было обычным явлением, раз он был прорицателем и к нему часто обращались через его близких; другие полагают, что упрямая и жестокая страсть настолько ослепила его, что он не мог обратить внимание и задуматься о странности происходящего. Ничто не одурманивает человека больше, чем необузданный гнев. Валаам в ярости пожелал, чтобы у него в руке был меч и он им мог убить ослицу (ст. 29). Посмотрите на его бессилие: как он мог надеяться своими проклятиями причинить вред Израилю, если не в его власти было убить собственную ослицу? Он не мог этого сделать, тем не менее с радостью сделал бы это; но чего бы он добился этим кроме того, что сделал себя беднее (как происходит со многими) ради потакания своим страстям и чувству мести? В этом состояло безрассудство этого ложного пророка. Епископ Холл обращает внимание на данное место, ибо очень плохо попасть в руки тех, кто безжалостно обращается с животными, ибо праведный печется и о жизни скота своего.

[2] Ослица увещевала его (ст. 30). Бог дает возможность бессловесному скоту не только говорить, но и говорить с определенным смыслом. Ослица приводит ему три здравые мысли: во-первых, она является его собственностью: «Не я ли твоя ослица?» Отметьте:

(1) Бог отдал человеку владычество над животными — они преданы в руки его для использования — и покорил под ноги его.

(2) Даже нечестивцам Бог дает право владеть животными, которым они не должны причинять зло.

(3) Владычество над животными, которое дал нам Бог, является хорошим основанием, почему мы не должны быть жестокими с ними. Мы — их хозяева и поэтому не должны быть тиранами.

Во-вторых, она служит ему: на которой ты ездил сначала и до сего дня. Отметьте: нам полезно почаще задумываться о том, насколько полезны для нас нижние твари, мы должны быть благодарны за них Богу и нежны с ними.

В-третьих, никогда ранее она так с ним не поступала: никогда не вредила ему ногу и не ложилась под ним, и поэтому он должен сделать вывод, что нынешнее ее поведение было вызвано чем-то необычным. Отметьте:

(1) Мы должны усмирить свое недовольство обидчиком, если он редко обижает нас.

(2) Если животные отступают от обычной своей покорности, то причину этого мы должны искать в себе и смириться из-за собственного греха.

2. Валаам, наконец, увидел, что Бог с помощью ангела показал Свое недовольство им, и это сильно поразило его. Когда Бог открыл его глаза, то увидел он Ангела Господня (ст. 31), и тогда он пал на лицо свое, испытывая благоговение перед прославленным посланником и страх перед мечом в его руке. У Бога есть много способов обуздать и смирить ожесточившееся и несмиренное сердце.

(1) Ангел обличил его в жестокости (ст. 32−33): «За что ты бил ослицу твою?» Задумываемся ли мы об этом или нет, но Бог несомненно призовет нас к отчету за жестокое обращение с животными. Более того, Он показывает, что у пророка было больше оснований бить себя в грудь и осуждать себя, чем бить ослицу («Путь твой не прав предо Мною, и как же тогда ты собираешься добиться успеха»); ослица была намного мудрее его, и он должен быть ей признателен за то, что она свернула в сторону. Это было сделано для его безопасности, а не ее, ибо если бы она продолжила путь, то он был бы убит, а она осталась в живых. Отметьте: когда Бог открывает наши глаза, то мы должны увидеть опасность, которой подвергаемся на греховном пути, должны осознать, насколько встретившиеся на нем препятствия содействовали нашему благу и какими глупцами мы были, стараясь преодолеть эти препятствия, которые помогли спасти нашу жизнь.

(2) Валаам, похоже, уступил (ст. 34): «Согрешил я: согрешил, отправившись в это путешествие, согрешил, продвигаясь так упорно», но он оправдывает это тем, что не видел ангела; а теперь, увидев его, желает вернуться обратно. Бог не столько был недоволен тем, что Валаам отправился в путь, сколько его недобрыми замыслами в адрес Израиля и его тайной надеждой (несмотря на оговорку, благодаря которой было получено разрешение) все-таки проклясть Израиль и удовлетворить Валака, получив от него награду. Не показано, что он осознал порочность своего сердца или желал этого, но, увидев, что не может продвигаться вперед, он согласился (раз нет другого выхода) вернуться. Не было признаков того, что его сердце изменилось, но, раз его руки были связаны, он ничего не мог поделать. Так многие оставляют свои грехи потому, что грехи оставляют их. Похоже, что образ жизни изменился, но чего это стоит, если не изменилось сердце?

(3) Тем не менее ангел разрешает ему продолжить путь: «Пойди с людьми сими (ст. 35). Иди, если хочешь выглядеть глупцом и опозориться перед Валаком и всеми князьями моавитскими. Иди, только говори то, что Я буду говорить тебе, независимо от того, хочешь ты этого или нет». Похоже, что это не повеление, а предсказание события: он не только не сможет проклясть Израиль, но будет вынужден благословить его, и это больше прославит Бога и смутит пророка, чем его возвращение. Так Бог дал ему четкое предостережение, но он не воспринял его, и пошел Валаам с князьями Валаковыми. Бог гневался и поражал Валаама за грех корыстолюбия, но он пошел по пути сердца своего (Ис 57:17).

Стихи 36−41. Эти стихи описывают встречу Валака и Валаама — объединившихся врагов Божьего Израиля, но здесь, похоже, они каждый по-своему надеются на успех.

1. Валак говорит о нем с уверенностью, не сомневаясь, что сейчас, когда Валаам пришел, он добьется своей цели. В ожидании этого он вышел навстречу к самой границе своего государства (ст. 36), частично, чтобы польстить своему нетерпеливому желанию увидеть человека, от которого так много ожидал, частично, чтобы польстить Валааму и побудить его сделать все, что в его силах. Посмотрите, какое уважение языческие князья оказывают тем, кто лишь называется и выглядит, как пророк, притворяясь, что имеет какое-то отношение к небесам; как хорошо был принят тот, кто пришел с устами, полными проклятий! И какой позор, что большая часть людей не оказывает должного уважения посланникам Христа, а некоторые презирают их; как холодно принимают тех, кто приносит благую весть о мире и благословении! Теперь Валаку не на что жаловаться за исключением того, что Валаам не пришел раньше (ст. 37). Он считает, что пророк должен был задуматься о неотложности этого дела: «Не посылал ли я к тебе, звать тебя?» (тут нужно отметить, что назойливость людей по рангу ниже царей часто одерживает победу над их желаниями), то есть он должен был подумать о намерениях Валака относительно него: «Неужели я в самом деле не могу почтить его?» В своем царстве Валак был источником почестей, и Валаам мог выбирать в качестве дара любую; поэтому царь считал, что пророк оскорбил его своим опозданием, которое рассматривалось, словно тот считал приготовленные для него почести недостойными его. Отметьте: продвижение в положении является искусительной приманкой для многих людей, и было бы хорошо, если бы нас побуждала служить Богу слава, представленная нам. Почему мы медлим, чтобы прийти к Нему? Неужели Он в самом деле не может почтить нас?

2. Валаам с сомнением говорит об исходе мероприятия и просит Валака не слишком полагаться на него (ст. 38): «Могу ли я что от себя сказать? Я пришел, но что из этого? Я бы с радостью проклял Израиль, но я не должен и не могу, Бог не позволит мне». Похоже, он говорит с недовольством, словно вложено кольцо в ноздри его и удила в рот его, как у Сеннахирима, которого нужно было обуздать (Ис 37:29).

3. Они с поспешностью приступают к делу. Валаама с почестями принимают, приносят благодарственную жертву богам Моава за благополучное прибытие желанного гостя, в его часть устраивают пиршество над жертвой (ст. 40), а утром, чтобы не терять времени, Валак сажает Валаама в свою колесницу и везет на высоты своей страны не только потому, что они были святынями и могли оказать (как он думал) некую помощь пророку в ворожбе, но и потому что с этих мест он мог лучше рассмотреть стан Израиля, который должен был стать мишенью или целью, куда он будет стрелять своими отравленными стрелами. И теперь Валаам так же стремится угодить Валаку, как ранее — Богу. Посмотрите, как необходимо всем нам молиться каждый день: «Отче наш, сущий на небесах, не введи нас в искушение».

толкование Мэтью Генри на Числа, 22 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.