Теперь армии израильтян начали выходить из пустыни, вступать в населенные земли, совершать определенные действия и овладевать пограничными крепостями земли обетованной. Эта глава, особенно ее заключительная часть, рассказывает о славном походе израильтян. В ней описывается:
(I) Поражение царя ханаанского Арада (ст. 1−3).
(II) Наказание народа разъяренными змеями за его ропот и помощь, дарованная тем, кто благодаря своему смирению посмотрит на медного змея (ст. 4−9).
(III) Их дальнейшее продвижение вперед, а также некоторые события, случившиеся в пути (ст. 10−20).
(IV) Славная победа над царем аморрейским Сигоном (ст. 21−32) и над царем васанским Огом (ст. 33−35); овладение этой землей.
Стихи 1−3. Эти стихи описывают (1) нападение на лагерь израильтян царя ханаанского Арада, услышавшего, что они идут по пути, проложенному разведчиками (англ. пер.), ибо, хотя разведчики, посланные Моисеем тридцать восемь лет назад, пришли и ушли незамеченными, тем не менее их приход и поручение, скорее всего, впоследствии стали известны хананеям; это вызвало у них тревогу и побудило наблюдать за Израилем, разведывая их передвижения. Теперь, когда они поняли, что те движутся к Ханаану, царь Арад, считая разумным вести войну на расстоянии, совершил набег и сразился с ними. Но оказалось, что он поступил неосмотрительно и навредил себе, ибо если бы он оставался на месте, то из всех ханаанских народов его народ погиб бы последним, а так он стал первым. Подобным образом чрезмерно нечестивые люди умирают не в свое время (Еккл 7:17).
(2) Его успех во время первой попытки. Его передовой отряд захватил нескольких находившихся в стороне израильтян и взял их в плен (ст. 1). Это, безусловно, раздуло его самомнение, и он решил, что должен получить славу за сокрушение этой грозной армии и спасение своей страны от угрожавшей ей гибели. Это также испытывало веру израильтян, являясь препятствием на пути за их неверие и недовольство.
(3) В данном ситуации израильтяне смиренно обращаются к Богу (ст. 2). Они испытывали искушение поднять ропот, как их отцы, и поддаться отчаянию, посчитав невозможным овладеть Ханааном. Но Бог, который испытывал их Своим провидением, дал им Своей благодатью силы вести себя достойно в данном испытании и довериться Ему, поверив, что Он поможет победить этих яростных противников. Они через своих старейшин молились об успехе и дали обет. Отметьте: когда мы желаем и ожидаем милости от Бога, то должны принести свои души вместе с обещанием верно исполнять свой долг перед Ним, особенно чтить Его милостью, обрести которую стремимся. Так, в данной ситуации Израиль обещает разрушить эти ханаанские города, как заклятое Богу, и не брать добычу из них для собственного пользования. Если Бог дарует им победу, то Ему должна принадлежать вся слава, а себе они не будут присваивать ее. Когда мы настроены подобным образом, то подготовлены принять милость.
(4) Победа, одержанная израильтянами над хананеями (ст. 3). Была послана сильная армия под предводительством, возможно, Иисуса Навина, который не только обратил противников в бегство, но и преследовал их до городов, находившихся на границе с пустыней, и полностью разрушил их, и только потом возвратился в стан. Vincimur in praelie, sed non in bello — мы проиграли битву, но выиграли окончательное сражение. Что сказано о колене Божьем, то является истиной, касающейся всего Израиля Божьего: армия может победить их, но они одолеют в последней битве. Это место назвали Хорма в память об истреблении хананеян и для их устрашения, а также, возможно, для предупреждения потомков, чтобы они не пытались восстановить эти города, которые были разрушены как заклятое Бога и как жертвы божественной справедливости. На примере Иерихона видно, что закон о таких городах запрещает их когда-либо восстанавливать. Возможно, на это имя ссылается пророчество о новозаветном Вавилоне (Откр 16:16), которое гласит, что все его силы будут собраны в месте, называемом Армагеддон — истребление войска.
Стихи 4−9. Эти стихи рассказывают:
I. Об усталости Израиля, совершившего длительный переход в обход земли Едома, так как он не получил разрешения пройти через нее ближайшим путем: «и стал малодушествовать народ на пути» (ст. 4). Возможно, они были недовольны, что дорога была неровной и ухабистой, отвратительной и грязной, или что приходится так далеко идти, или тем, что не было получено разрешение пройти через Едом. Кем владеет недовольный раздражительный дух, тот всегда найдет тот или иной повод для недовольства.
II. Об их неверии и ропоте в создавшейся ситуации (ст. 5). Хотя совсем недавно они одержали славную победу над хананеями и собирались побеждать дальше, тем не менее они с недовольством говорили о том, что Бог сделал для них, и не верили, что Он будет помогать им в будущем. Они были недовольны тем, что их вывели из Египта, что они получали хлеб и воду не так, как другие люди, благодаря заботе и своему трудолюбию, а с помощью чуда, не зная, каким образом. Они имели хлеба в избытке, но жаловались, что нет хлеба, так как хотя и ели пищу ангельскую, но уже устали от нее. Им опротивела манна, и они называли ее негодной пищей, подходящей для детей, но не для мужчин и солдат. Что же удовлетворит тех, кому не нравится манна? Кто расположен к недовольству, тот найдет ошибку там, где ее нет. Подобным образом те, которые долго наслаждались средствами благодати, склонны испытывать пресыщение даже манной небесной и называть ее негодной пищей. Но пусть презрение, которое часто оказывают слову Божьему, не побуждает нас меньше его ценить: это хлеб жизни, существенный хлеб, и он будет питать к вечной жизни тех, кто им питается, несмотря на то, что другие называют его негодной пищей.
III. О справедливом суде, которым Бог наказал их за ропот (ст. 6). Он послал на них ядовитых змей, которые жалили народ, и многие умерли. Пустыня, через которую они проходили, кишела ядовитыми змеями, что следует из Книги Второзаконие 8:15, но до сих пор Бог чудесным образом хранил Свой народ от укусов змей, а теперь, когда они стали роптать, животные, которые до этого времени были изгнаны из стана, напали, чтобы наказать их. Вполне справедливо суды Божьи касаются тех, кто не благодарит Бога за Его милости. Эти змеи названы жгучими (англ. пер.) за их цвет или ярость или за воздействие их укусов, воспламеняющих тело и сильно поднимающих температуру, сжигающих ненасытимой жаждой. Они несправедливо жаловались на недостаток воды (ст. 5), и чтобы наказать их, Бог послал им жажду, загасить которую не могла никакая вода. Кто вопиет без повода, тот справедливо получит повод, чтобы стенать. Разуверившись в Боге, они пришли к заключению, что им придется умереть в пустыне, и Бог поймал их на слове: Он избрал их иллюзии и поразил их страхами; многие из них так и умерли. Они дерзко бросили вызов самому Богу — и яд аспидов оказался на губах их (Ис 14:29), а теперь ядовитые змеи (которые, похоже, были летающими, Ис 14:29) летели им в лица и жалили. Поддавшись гордости, они восстали против Бога и Моисея, и теперь Бог смирил и умертвил их, сделав этих отвратительных животных их наказанием. Теперь орудия, которые раньше использовались, чтобы защитить их от египтян, повернулись против них. Кто принес перепелов, чтобы накормить их, Тот показал, что может привести змей, чтобы жалить их. Все творения ополчаются на тех, кто враждует с Богом.
IV. Об их покаянии и просьбе к Богу удалить это наказание (ст. 7). Израильтяне признались в своем грехе: «Согрешили мы». Они очень точны в своем исповедании: «Мы говорили против Господа и против тебя». Похоже, они не признали бы свой грех, если бы не ощутили жгучую боль, но смягчились под жезлом; когда Он убивал их, они искали Его. Они просили Моисея помолиться о них, осознавая себя недостойными быть услышанными и уверенные в великой части Моисея на небесах. Как быстро изменился их тон! Те, которые только что выступали против него, как наихудшие враги, теперь искали его расположения, как наилучшие друзья, выбирая его своим адвокатом перед Богом. Страдания часто изменяют отношение людей к народу Божьему и учат ценить молитвы тех, над кем раньше они смеялись. Моисей, желая показать, что искренне простил их, благословляет проклинавших его и молится за обижающих его. В этом он был прообразом Христа, который ходатайствовал о Своих преследователях, и примером для нас, чтобы мы поступали так же и тем самым показывали, что любим наших врагов.
V. О чудесном средстве, которое Бог сделал для их исцеления. Он не велит Моисею собрать народ для наказания, а делает пророка инструментом для исцеления, чтобы вызвать у людей добрые к нему чувства (ст. 8−9). Бог повелел Моисею сделать изображение ядовитого змея, которое он сделал из меди, и прикрепить к длинному шесту, чтобы его можно было увидеть из всех частей стана; и каждый укушенный ядовитым змеем мог исцелиться, взглянув на него. Народ молился, чтобы Бог удалил от них змеев (ст. 7), но Бог посчитал это неуместным, ибо Он дает действенное избавление наилучшим способом, хотя и не так, как нам хотелось бы. Поэтому те, кто не умер из-за ропота, были вынуждены испытывать жгучую боль из-за него, чтобы более искренно каяться и смиряться из-за греха. Они также получили исцеление от Бога через руку Моисея, чтобы научиться, если возможно, никогда больше не роптать против Бога и Его пророка. Этот метод исцеления был чудом; особенно поражало то, что, как говорят некоторые биологи, взгляд на яркую отполированную медь был вреден для людей, ужаленных ядовитыми змеями. Бог может достичь Своей цели несовместимыми методами. Сами евреи говорят, что исцеляло не столько изображение медного змея, сколько взгляд на него; они взирали на Бога как на Господа, исцелившего их. Но в этом указании было много Евангелия. Наш Спаситель говорил нам (Ин 3:14,15), что как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, и что всякий, верующий в Него, не погибнет. Обратите внимание на сходство:
1. Между их болезнью и нашими. Дьявол — старый змей, ядовитый змей, поэтому он является (Откр 12:3), как большой дракон. Грех — это укус ядовитого змея; он причиняет боль испуганной совести и отравляет уснувшую совесть. Искушения сатаны названы раскаленными стрелами (Еф 6:16). Похоти и страсти распаляют душу, то же самое совершают ужасы Всевышнего, когда выстраиваются против нее. И наконец, как змей, грех укусит, и ужалит, как аспид; и даже ее наслаждения превратятся в желчь гадюки.
2. Между их средством исцеления и нашим.
(1) Сам Бог изобрел и предписал это противоядие от ядовитых змей; и подобным образом наше спасение через Христа является изобретением Безграничной Мудрости; Бог сам нашел искупительную жертву.
(2) Это был очень неравноценный метод исцеления; подобным образом наше спасение через смерть Христа для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Именно Моисей вознес змея в пустыне, подобным образом закон является детоводителем, чтобы привести нас ко Христу, и Моисей писал о Нем (Ин 5:46). Христос был вознесен иудейскими правителями, преемниками Моисея.
(3) То, что исцеляло, имело такой же вид, как и то, что ранило. Так и Христос, который сам по себе был абсолютно свободен от греха, был послан в подобии плоти греховной (Рим 8:3), и поэтому считалось доказанным, что этот человек был грешником (Ин 9:24).
(4) Медный змей был вознесен, Христос — тоже. Он был вознесен на кресте (Ин 12:33−34), чтобы стать позорищем для мира. Он был вознесен проповедью Евангелия. Используемое здесь слово шест, означает «знамя» или «эмблема», ибо Христос распятый станет, как знамя для народов (Ис 11:10). Некоторые считают, что вознесение змея было прообразом победы Христа над сатаной, ветхим змеем, чью голову Он поразил, когда на Своем кресте открыто продемонстрировал силы и власти, которые отнял и сокрушил (Кол 2:15).
3. Между применением их средства и нашего. Они посмотрели — и остались живы; и мы, если веруем, то не погибнем, ибо именно верой мы смотрим на Иисуса (Евр 12:2). Ко Мне обратитесь, и будете спасены (Ис 45:22). Мы должны осознавать, что имеем рану и из-за нее подвергаемся опасности, поэтому должны принять то, что Бог записал о Своем Сыне, и довериться Его уверению в том, что через Него будем исцелены и спасены, если подчинимся Его наставлениям. Воздвигнутый медный змей не исцелял, если человек не смотрел на него. Если люди пристально рассматривали свои раны, но не смотрели на медного змея, то неизбежно умирали. Если они пренебрегали этим методом исцеления и обращались к природным лекарствам, больше доверяя им, то справедливо погибали. Поэтому, если христиане пренебрегают праведностью Христа или разуверяются в ее силе, тогда их рана несомненно будет смертельной. Если же человек посмотрит на исцеляющий знак своим слабым и плачущим глазом, находясь в самой отдаленной части стана, то он несомненно исцелится. Так и верующий во Христа не погибнет, даже если его вера слаба. Христос умер за слабых братьев. Возможно, вскоре после того, как был воздвигнут медный змей, израильский стан подвергся нападению ядовитых змей; также делают предположение, что они несли с собой медного змея на протяжении всего оставшегося путешествия и водружали всякий раз, когда разбивали лагерь; а когда поселились в Ханаане, то поставили его где-то в пределах своей земли, ибо непохоже, чтобы сыны Израилевы отправлялись далеко в пустыню (где находилось это место), чтобы зажечь ему воскурения, о чем мы можем прочитать (4Цар 18:4). Даже те, кто избавлен от вечной смерти, которая является возмездием за грех, должны быть готовы ощутить жгучую боль, вызванную им, пока они живут в этом мире. Но медный змей может сопутствовать нам, если мы не совершаем таких ошибок, и мы можем в любой ситуации смотреть на него, постоянно помня о смерти Господа Иисуса.
Стихи 10−20. Эти стихи описывают остановки и передвижения сынов Израильских, пока они не пришли в долины Моава, где, наконец, перешли Иордан и вошли в Ханаан, о чем мы читаем в начале Книги Иисуса Навина. Естественные побуждения воздействуют быстрее, чем ближе к центру они находятся. Теперь израильтяне приблизились к обетованному покою и отправились в путь (ст. 10). Было бы хорошо, если бы мы так же поступали, идя к небесам: освобождали землю в конце своего путешествия и становились активнее и изобильнее в служении Господу по мере приближения к небесам. В кратком описании этих передвижений две вещи заслуживают особого внимания:
1. Поразительный успех, которым Бог благословил Свой народ у потоков Арнона (ст. 13−15). Теперь они прошли землю Едома (захватывать и тревожить которую у них не было прав, Втор 2:4−5) и пришли к границе Моава. Хорошо, что в Ханаан ведет не одна дорога. Враги народа Божьего могут задержать его прохождение, но не могут помешать войти в обетованный покой. Обращается внимание на то, что израильтяне во время переходов религиозно соблюдали постановления Бога не враждовать против Моава (Втор 2:9) — потомков праведного Лота. Поэтому они разбили стан по другую сторону от Арнона (ст. 13) — реки, которая в то время была во владении аморреев — одного из заклятых народов, хотя раньше принадлежала Моаву, как следует из текста (ст. 26−27). На то, что израильтяне не проявляли насилия к моавитянам, позднее ссылается Иеффай, когда пытается убедить аммонитян (Суд 11:15 и далее) и обращается со свидетельством. Нам не рассказывается в деталях, чего они достигли, получив теперь возможность разбить стан на берегах Арнона, но Писание ссылается на книгу браней Господних, которая начинается с описания войны с амаликитянами (Исх 17:14). Бог говорит: «Напиши сие для памяти в книгу», где добавлены все остальные сражения, в которых участвовал Израиль, и среди прочих описаны действия у реки Арнон — у Вагеба в Суфе (как написано на полях) и других местах возле этой реки. «Об этом сказано, — написано в других переводах, — в воспоминаниях о бранях Господних, о том, что Он совершил у Красного моря, когда вывел Израиль из Египта, и у потоков Арнона перед тем, как ввести их в Ханаан». Отметьте: празднуя воспоминания о проявленной к нам Божьей милости, хорошо вспоминать не одну, а несколько; вспоминать, как божественная благость и милость постоянно следовали за нами от Красного моря до потоков Арнона. В каждом периоде своей жизни, более того, в каждом шаге мы должны обращать внимание на то, что Бог сделал для нас: что Он сделал в определенном месте и в определенное время, чтобы четко помнить об этом.
2. Чудесный подарок, которым Бог благословил Свой народ в Беэре (ст. 16), что означает «колодезь» или «источник». Писание говорит (ст. 10), что они поставили палатки в Овофе, что означает «мехи», названном так, возможно, потому что там они наполнили свои емкости водой, которой хватило бы им на какое-то время. Но к тому времени (у нас есть основания подозревать) их ситуация напоминала положение Агари (Быт 21:15): «и не стало воды в мехе». Но мы нигде не читаем, что они роптали, и поэтому Бог из сострадания привел их к источнику воды, чтобы ободрить их уповать на Него со смиренным молчанием и надеждой, верить, что Он милостиво ознакомится с их нуждами, хотя они не жалуются на них. В этом мире в лучшем случае мы разбиваем свои палатки лишь у Овофа, где наши утешения находятся в ограниченных и недостаточных сосудах, а когда мы попадем на небеса, то переместимся в Беэр, к источнику жизни, источнику воды живой. Мы читаем, что до сего момента всякий раз, чтобы получить воду, они просили ее, побуждаемые несправедливым недовольством, и Бог давал ее, испытывая справедливое негодование; но здесь мы видим, (1) что Бог дал ее с любовью (ст. 16). Господь сказал Моисею: «Собери народ, чтобы они стали свидетелями чуда и сопричастниками Моего благоволения, и Я дам им воды». Прежде, чем они помолились, Бог даровал им благословения Своей милости.
(2) Что они приняли воду с радостью и благодарностью, и это сделало милость вдвойне приятной для них (ст. 17). Тогда они воспели песнь во славу Божью и ободряли друг друга: «Наполняйся, колодезь!» Так они молились, чтобы он наполнялся, ибо обещанные милости можно получить с помощью молитвы. Они ликовали, что он наполняется, и следили за этим с радостными восклицаниями. Мы можем с радостью почерпать воду из источников спасения (Ис 12:3). Как медный змей был прообразом Христа, который был вознесен для нашего исцеления, так и этот источник является прообразом Духа, который излился для нашего утешения и из которого текут реки воды живой (Ин 7:38). Наполнился ли этот колодец в нашей душе? Воспойте ему; утешьтесь и воздайте славу Богу; возгревайте этот дар, пойте ему: «Наполняйся, колодезь! Ты — садовый источник, чтобы напоить мою душу» (Песн 4:15). Вспомните обетование, которое, возможно, ссылается на эту историю (Ис 41:17−18): «…пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды».
(3) Несмотря на то, что в прежние времена память о чудесах хранилась в именах, данных этим местам, которые символизировали противостояние и ропот народа, теперь это чудо сохранилось в песне хвалы, сохранившейся в том виде, в котором была записана (ст. 18): «Колодезь выкопали князья — семьдесят старейшин, возможно, по указанию законодателя (т.е. Моисея, которым руководил Бог) своими жезлами; то есть своими жезлами они сделали отверстия в мягкой песчаной почве, и Бог повелел воде чудесным образом наполнить сделанные ими отверстия». Подобным образом благочестивые израильтяне намного позднее, проходя долиною плача через сухую безводную местность, делали в ней источники, и Бог дождем с небес наполнял их (Пс 83:7). Обратите внимание:
[1] Бог пообещал им дать воды, но они сами должны были выкопать колодец, чтобы принять ее и дать ей выход. Божьи любимцы должны быть готовы к использованию средств, которые находятся в пределах их возможностей, но в то же время полагаться на превосходство силы Божьей.
[2] Старейшины Израиля стремились приложить свои руки к этому делу и использовали свои жезлы (возможно те, которые были символами их власти и силы) для служения народу, и это записано к их чести. Мы можем предположить, что это в значительной степени утвердило их в служении и принесло большое утешение народу, который видел, что божественная сила использует их как инструменты для этой поразительной помощи. Из этого следует, что дух Моисея, которому вскоре предстояло умереть, в какой-то мере почил на старейшинах Израиля. Сам Моисей не наносил удары по земле, как ранее по скале, но дал повеление сделать так, чтобы их жезлы могли разделить славу его жезла. Теперь старейшины могли с радостью надеяться, что Бог не оставит их, когда Моисей уйдет, и они так же будут благословением для своего народа; теперь они могли надеяться, что божественное присутствие будет с ними до тех пор, пока они будут поступать по указам Законодателя. Утешение можно получить только исполняя свой долг; а чтобы стать соучастником божественной радости, мы должны тщательно следовать божественным наставлениям.
Стихи 21−35. Эти стихи описывают победы, одержанные Израилем над Сигоном и Огом, о которых нужно серьезно задуматься; но не только потому, что о них здесь детально рассказывает Писание, а потому что много лет спустя память о них сохранится и они будут праздноваться особым образом, так как предназначены служить примерами вечной милости. Он убил Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его, и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его (Пс 135:19−20).
I. Израиль послал мирное послание Сигону, царю аморрейскому (ст. 21), но получил враждебный ответ, хуже ответа едомитян, когда он обратился к ним по тому же поводу (Чис 20:18,20). Ибо едомитяне лишь запретили Израилю проходить через свою страну, пообещав защищать собственные границы, а Сигон выступил со своей армией против Израиля в пустыне, то есть вышел за пределы своей страны без каких-либо провокаций со стороны израильтян (ст. 23), и тем самым навлек на себя погибель. Иеффай считает, что к этому побудило его коварство (Суд 11:20): «Сигон не согласился пропустить Израиля чрез пределы свои», но это же коварство обмануло его, ибо Моисей говорит, что Господь ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку Израиля (Втор 2:30). Враги Церкви Божьей часто поступают безрассудно в различных ситуациях, хотя самим их поступки кажутся очень мудрыми. Армия Сигона была разгромлена, и вся страна перешла во владение Израиля (ст. 24−25). Этот захват оправдан (1) поведением самих аморреев, ибо они были агрессорами и спровоцировали Израиль на военные действия. Хотя, возможно, этого было бы недостаточно, чтобы закрепить за Израилем право на владение их землей, если бы сам Бог, Царь народов, Господь всей земли, не дал им право на нее. Аморреи были одним из тех закланных народов, чью землю Бог пообещал Аврааму и его потомству; и это обетование должно было исполниться, когда чаша беззаконий аморреев наполнится (Быт 15:16). Иеффай настаивает на этом акте дарения, подтверждающем их право (Суд 11:23,24). Победа, дарованная Богом в сражении с аморреями, давала им право на владение, как и обетование, данное отцам, благодаря чему они вступали во владение.
(2) Поведением моавитян, которым раньше принадлежала эта земля. Если они когда-нибудь предъявят свои права на нее и сошлются на то, что сам Бог пообещал не давать ничего от земли его во владение Израилю (Втор 2:9), то здесь Моисей обеспечивает потомство возражением на их заявление, а Иеффай использует его против аморреев 260 лет спустя, когда подвергалось сомнению право израильтян на владение этой землей.
[1] Хотя действительно эта страна принадлежала моавитянам, тем не менее аморреи захватили и отобрали ее ранее и сейчас полностью владели ею (ст. 26). Израильтяне не отнимали ее у моавитян, которые ранее потеряли ее и отдали аморреям, и поэтому они должны были оставить свои притязания на нее. И когда Израиль отнял ее у аморреев, то не был обязан вернуть ее моавитянам, которые давно лишились права владеть ею. Посмотрите, насколько изменчивы мирские владения, как часто они меняют своих владельцев и как быстро мы можем лишиться их, имея уверенность в обладании ими; они делают себе крылья. Поэтому мы поступим мудро, если будем хранить ту добрую часть, которая не отнимется у нас. Обратите также внимание на мудрость божественного провидения и его совершенное предвидение, с помощью которого подготовка была совершена задолго до осуществления всех Божьих планов в положенное время. Эта страна в определенное время должна была принадлежать Израилю, поэтому ранее она попала в руки аморреев, которые не подозревали, что она отдана им лишь на какое-то время, как опекунам, пока Израиль не достигнет зрелости и вступит во владение ею. Мы не можем осознать огромные возможности провидения, но все его дела известны Богу, что следует из данного примера, когда Он поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор 32:8). Все земли, которые Господь хотел отдать Своему избранному народу, Он отдал во владение заклятым народам, которых нужно было вытеснить.
[2] Для доказательства этого заявления он ссылается на авторитетные записи об истории этой страны, упоминавшиеся в их притчах и песнях, некоторые отрывки из которых он здесь цитирует (ст. 27−30); они убедительно доказывают требуемое, а именно, что, во-первых, перечисленные здесь места хотя и находились во владении моавитян, но по праву войны принадлежали Сигону, царю аморрейскому. Есевон стал его городом, он настолько овладел им, что выстроил и приготовил для себя (ст. 27). Дивон и Нофа также были завоеваны им и добавлены к царству аморреев (ст. 30). Во-вторых, моавитяне были абсолютно неспособны восстановить владения. Даже Ар-Моав, который не был захвачен Сигоном, а остался во владении Моава, был настолько опустошен этой потерей, что так и не смог оправиться (ст. 28). Моавитяне были уничтожены, и даже Хамос, их бог, отказался от них, оказавшись неспособным спасти их из рук Сигона (ст. 29). Из всего этого следует, что моавитяне навсегда потеряли право на эту страну. Был еще один повод, чтобы вставить эту аморрейскую поэму: желание показать, что торжество нечестивых недолгое. Победившие моавитян и захватившие их теперь сами были побеждены и завоеваны Божьим Израилем. Возможно, что тот же Сигон, царь аморрейский, который отвоевал эту страну у моавитян, теперь потерял ее, отдав израильтянам, ибо, хотя Писание говорит, что страна была отвоевана у прежнего царя Моавитского (ст. 26), тем не менее не упоминается, что прежним царем аморрейским. Это показывает, как иногда справедливость заставляет людей стать свидетелями утери того, что было добыто насилием, когда они раздувались от гордости за свою добычу. Они поднялись высоко, — и вот, нет их (Иов 24:24).
II. Ог, царь Васана, вместо того, чтобы, видя участь, постигшую своего соседа, принять предостережение и быть в мире с Израилем, провоцирует его на войну, которая также заканчивается его поражением. Ог тоже был аморреем и поэтому, возможно, решил, что ему лучше удастся справиться с Израилем, чем его соседям, и, скорее всего, удастся победить благодаря своей богатырской силе и могучему телосложению, на которые обратил внимание Моисей (Втор 3:11), более подробно описывая эти события. Здесь обратите внимание, (1) что аморреи сами начали войну (ст. 33): и выступил против Израиля Ог. Его страна была очень богатой и красивой. Васан был известен хорошими деревьями (о чем свидетельствуют кедры васанские) и хорошими породами скота, о чем свидетельствуют волы и коровы васанские, агнцы и овны этой страны, которые прославляются (Втор 32:14). Нечестивцы делают все возможное, чтобы сохранить себя и свое имущество от судов Божьих, но все напрасно: когда приходит их день, они падают.
(2) Сам Бог заинтересован в данной ситуации, Он велит Израилю не бояться грозных сил противника и обещает им полную победу: «Я предам его в руки твои (ст. 34); считай, что это уже свершилось, эта земля принадлежит тебе, входи и владей ею». Великаны являются лишь червями перед Божьей силой.
(3) Израиль был не только победителем и разгромил не только вражескую армию, но и исполинов вражеской страны, которая впоследствии стала частью наследия двух с половиной колен, первыми поселившихся по другую сторону от реки Иордан. Бог даровал Израилю этот успех, когда Моисей был еще с ними, для его утешения (чтобы он мог увидеть начало того славного дела, конец которого ему не суждено застать) и для ободрения народа в войне против Ханаана под предводительством Иисуса Навина. Хотя по сравнению с другими событиями это казалось незначительным, тем не менее было залогом великих свершений.
толкование Мэтью Генри на Числа, 21 глава