Эта глава, в основном касающаяся жертв и приношений, располагается между двумя рассказами о бунтах (одна — в гл. 14, другая — в гл. 16) и символизирует, что постановления, соответствовавшие закону, были прообразом даров, которые Христу предстояло принять даже для противящихся (Пс 67:19). В предыдущей главе из-за мятежа Израиля Бог решил погубить его и в подтверждение Своего гнева приговорил к смерти в пустыне. Но благодаря ходатайству Моисея Он сказал: «Я прощаю», и в подтверждение Своей милости в этой главе повторяет и поясняет некоторые законы о приношениях, чтобы показать, что примирился с ними, несмотря на суровые условия, в которых они оказались теперь, и не будет отлучать их от Церкви. Здесь изложен:
(I) Закон о хлебных приношениях и возлияниях (ст. 1−12) для израильтян и пришельцев (ст. 13−16), а также закон о возношении начатков теста (ст. 17−21).
(II) Закон о жертвах за грех по недосмотру (ст. 22−29).
(III) Наказание за самонадеянные грехи (ст. 30−31) и пример наказания за нарушение субботы (ст. 32−36).
(IV) Закон о кистях на краях одежд для запоминания (ст. 37 и далее).
Стихи 1−21. В этих стихах представлены:
I. В полном объеме наставления о жертвах хлебного приношения и возлияния, которые добавлялись ко всем жертвам из животных. Начало этого закона звучит весьма ободряюще: «Когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам, то вы должны будете делать то и то» (ст. 2). Эти слова четко говорили не только о том, что, несмотря на вынесенный им приговор, Бог примирился с ними, но и о том, что Он сохранит землю обетованную для их потомства, несмотря на их склонность восставать против Него. Время от времени они считали себя виновными в проступках, которые казались им фатальными, навсегда лишающими их наследия, каким оказался последний проступок для нынешнего поколения; но данные слова заверяли их, что они будут удержаны и не будут провоцировать Бога в такой степени, что лишатся всего, ибо этот указ считает доказанным тот факт, что некоторые из них в определенное время войдут в Ханаан. Хлебные приношения были двух сортов; некоторые из них приносились отдельно, и у нас есть закон о них (Лев 2:1 и далее). Другие добавлялись ко всесожжениям и мирным жертвам и постоянно сопутствовали им, и именно их касаются приведенные здесь наставления. Это стало необходимо с того времени, когда жертвы признательности (определенные в ст. 3), которые предназначались в качестве пищи на Божьем столе, начали нуждаться в постоянном наличии хлеба, елея и вина, какой бы ни была жертва из животных. Поставщики провизии для храма Соломона обеспечивались пшеничной мукой (3Цар 4:22). Бог был достоин хорошего дома, в котором на Его столе находилось не только мясо, но и хлеб, а Его чаша была налита доверху. В доме моего Отца достаточно хлеба. Этот закон предназначался для того, чтобы наставить, в каком соотношении должны присутствовать хлебные приношения и возлияния соответственно различным жертвам, к которым они были добавлены. Если жертвой был агнец или козленок, тогда в качестве хлебного приношения должна присутствовать десятая часть ефы пшеничной муки, то есть гомор, включавший в себя около пяти пинт; эта мука должна быть смешана с четвертой частью гина елея (гин содержал около пяти кварт); столько же должно присутствовать вина для возлияния — около кварты и половины пинты (ст. 3−5). Если в жертву приносили овна, то количество хлебного приношения удваивалось и приносили две десятые части ефы пшеничной муки, смешанной с одной третьей частью гина елея (который в то время для них был, как масло для нас сейчас); к этому добавляли такое же количество вина для возлияния (ст. 6−7). Если приносили в жертву вола, то хлебное приношение возрастало в три раза: нужно было принести три гомора пшеничной муки, пять пинт елея и такое же количество вина для возлияния (ст. 8−10). Это требовалось при каждой жертве, приносимой либо отдельным человеком, либо за счет общества. Отметьте: наши религиозные служения должны следовать определенным правилам, в том числе касающимся соотношения.
II. В данном случае израильтяне и пришельцы ставились на один уровень, как и в других вопросах (ст. 13−16): «Для вас и для пришельца, то есть последователя иудейской религии, устав один».
1. Это было приглашением язычникам стать прозелитами, принять веру и поклоняться истинному Богу. В гражданских вопросах между пришельцами и истинно рожденными израильтянами существовали различия, но не в вопросах, касающихся Бога: что вы, то и пришелец да будет пред Господом, ибо с Ним нет различия, соответственно происхождению человека (см. Ис 56:3).
2. Евреи должны быть добры к пришельцам и не угнетать их, видя, что Бог признает их Своими и принимает. Общение в религии — великое ободрение для взаимной привязанности, и оно уничтожит всякую враждебность.
3. Это должно было усмирить гордость евреев, склонных кичиться своими родовыми привилегиями: «Мы — семя Авраамово». Бог дал им понять, что сыны пришельца для Него так же желанны, как сыны Иакова; ни рождение человека, ни его предки не дадут ему преимущества и не породят к нему предубеждение со стороны Бога. Это также подразумевало, что как верующие пришельцы могут считаться израильтянами, так и неверующие израильтяне могут считаться пришельцами.
4. Это было блаженным знамением призвания язычников и их допуска в Церковь. Если закон проводил такое незначительное различие между евреями и язычниками, то еще меньшее — Евангелие, которое разрушило разделяющую стену и примирило тех и других с Богом одной Жертвой без соблюдения обрядовых церемоний.
III. Закон о приношении начатков теста Господу. Этот закон, как и предыдущий, сопровождается приятным предположением, что они войдут в землю, в которую Бог введет их (ст. 18). Сейчас, когда они жили, питаясь манной, им не нужно было так выразительно признавать право Бога на их хлеб насущный и свою зависимость от Него, ибо факты говорили сами за себя, но в Ханаане, где они будут есть плоды своего труда, Бог требовал, чтобы они признавали Его своим землевладельцем и великим Даятелем. Они должны были приносить Ему не только начатки плодов и десятую часть пшеницы со своих полей (это итак было решено), но когда они привозили ее в свои дома, замешивали тесто и оно было почти готово для подачи на стол, то Богу также нужно было отдавать дань признательности — часть этого теста. Евреи говорят, что, по крайней мере, сороковую часть всего количества нужно было вознести или предложить Богу (ст. 20−21), а священник должен был взять ее для использования в своей семье. Так они должны были признавать свою зависимость от Бога в обеспечении хлебом насущным, даже когда вкушали его в своем доме. Они должны были уповать на Бога, что этот хлеб будет благополучно использоваться ими, ибо мы читаем, что Бог развеял то, что было принесено домой, и его стало мало (Агг 1:9). Христос учил нас молиться: «Хлеб насущный дай нам на сей день», а не: «Дай нам в этом году наш ежегодный урожай». Этим законом Бог сказал народу то, что намного позднее пророк сказал вдове в Сарепте (3Цар 17:13): «…но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня». Законы в видении Иезекииля о храме четко поддерживают это приношение, которое в то же время является заповедью с обетованием о благословениях для семьи (Иез 44:30): «…и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение», ибо когда Бог получает Свою долю из того, что принадлежит нам, то мы можем надеяться быть удовлетворенными тем, что выпало на нашу долю.
Стихи 22−29. В этих стихах излагаются законы о жертвах за грехи по неведению; под ними евреи подразумевали идолопоклонство или неверное поклонение из-за ошибок своих учителей. Рассматриваемый здесь случай предполагал, что они не исполняли всех сих заповедей (ст. 22−23). Если они совершали ошибку, когда приносили жертвы признательности, не согласуясь с законом, тогда должны были принести жертву искупления, более того, даже в том случае, когда упущение было совершено из-за забывчивости или по ошибке. Если они ошибались, исполняя одну часть церемонии, то должны были восполнить ее соблюдением второй части, согласно природе корректирующего закона.
1. Рассматривается случай, когда согрешал весь народ по неведению и этот обряд становился привычным из-за заурядной ошибки (ст. 24) — тогда согрешало все общество, то есть весь народ, ибо так поясняет ст. 25: все сообщество сынов Израилевых. Церемониальных обрядов было так много и они так отличались друг от друга, что можно было с легкостью предположить, что некоторые из них со временем забывались и переставали совершаться, как, в частности, это возношение от начатков теста; и если со временем, после сверки с законом, оказывалось, что повсеместно пренебрегали тем или иным постановлением, тогда нужно было принести жертву за все сообщество; тогда этот недосмотр будет прощен (ст. 25−26) и не последует никакого заслуженного наказания, сопровождающегося государственным судом. Принесение жертвы по уставу четко подразумевало прежний устав, лишь повторением которого являлось нынешнее постановление; тот же вол, который там был назван жертвой за грех (Лев 4:13,21), здесь назван всесожжением (ст. 24), так как он полностью сжигался, хотя и не на жертвеннике, а вне стана. К этой жертве здесь добавлен козел в жертву за грех. Мы читаем, что соответственно этому закону Езекия совершил очищение за ошибки правления своих отцов, принеся семь тельцов, и семь овнов, и семь агнцев, и семь козлов на жертву о грехе за царство, и за святилище, и за Иудею (2Пар 29:21)… и за всего Израиля (ст. 24). Мы читаем, что то же самое было сделано после их возвращения из плена (Езд 8:35).
2. Подобным образом предполагается, что так мог согрешить отдельный человек: если же один кто согрешит по неведению (ст. 27), пренебрегая какой-либо частью своего долга, то он должен был принести свою жертву, соответственно повелению (Лев 4:27 и далее). За душу, сделавшую по ошибке грех, нужно было принести искупление (ст. 28). Обратите внимание:
(1) За грехи, совершенные по недосмотру, нужно было принести искупительную жертву, ибо, хотя неведение в какой-то степени служит оправданием, оно не оправдает тех, кто знал волю своего Господа и не поступал по ней. Давид молился, чтобы Бог очистил его от тайных его ошибок, то есть тех, о которых он не знал, и тех, которых не понимал (Пс 18:13). Грехи, совершенные по недосмотру, будут прощены через Христа — великую Жертву; именно Он, принеся себя в жертву на кресте, однажды и навсегда объяснил смысл Своей жертвы в молитве: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Похоже, что Павел ссылается на этот закон о грехе по недосмотру (1Тим 1:13): «Я помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии». Закон об искуплении за грех по неведению благоприятен для язычников, так как четко предназначен для тех, кого не касается благосостояние Израиля (ст. 29), ибо они являются последователями праведности. Так благословение Авраама приходит на язычников.
Стихи 30−36. Эти стихи описывают:
I. Общую судьбу самонадеянных грешников.
1. Самонадеянными грешниками считаются те, которые грешат с дерзкою рукою, как написано в оригинале (ст. 30), то есть которые открыто противостоят Божьей власти и выставляют свои похоти соперничать с ней, которые грешат ради того, чтобы грешить, противореча заповеди закона и бросая вызов наказанию, которые сражаются против Бога и осмеливаются делать все, что в их силах (см. Иов 15:25). Это значит грешить не только против знания, но грешить преднамеренно против Божьей воли и славы.
2. Подобные совершенные грехи чрезмерно греховны. Кто подобным образом нарушает заповедь, (1) тот хулит Господа (ст. 30); он говорит о Нем наихудшее, что может, и несправедливо. Вот язык, которым пользуется самонадеянный грех: «Вечной истине не стоит верить, Господу всего сущего не стоит повиноваться, а всемогущей силе не стоит доверять или ее бояться». Он приписывает Безграничной мудрости глупость, а праведному Судье неба и земли — беззаконие; такая злобность присуща преднамеренному греху.
(2) Тот презрел слово Господне (ст. 31). Есть люди, которым во многих ситуациях не удается исполнить слово, но они высоко ценят его и считают закон достойным уважения; а самонадеянные грешники пренебрегают им, считая себя слишком значительными, слишком хорошими и мудрыми, чтобы руководствоваться им. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? Каким бы ни был грех, но непослушание навлекает на себя анафему. Непокорство добавляется ко греху колдовства, а упрямство — к идолопоклонству.
3. Приговор в адрес таких людей ужасен. Для таких грехов не остается жертвы; закон не предусматривает ни одной: истребится душа та из народа своего (ст. 30), истребится душа та (ст. 31); для того, чтобы Бог был навсегда оправдан, а грешник — навечно осужден, да будет грех ее на ней, и этого достаточно, чтобы он погрузился в самый нижний ад. Иудейские толкователи так понимали это: беззаконие прилепляется к душе, когда она истребляется, и человеку придется дать отчет об этом грехе в великий день суда. Возможно, нанесенная обида не подвергала обидчика осуждению со стороны гражданских властей, но если преступление было преднамеренным, то Бог брал наказание в Свои руки, а в них очень страшно попасть. В Новом Завете мы читаем, что подобный приговор о лишении всех выгод, которые мы можем иметь благодаря великой Жертве, произнесен всем, кто хулит Святого Духа и полностью отошел от христианства.
II. Отдельный пример дерзкого греха, когда нарушается суббота.
1. Проступок заключался в том, что человек собирал дрова в день субботний (ст. 32), возможно, для того, чтобы развести огонь, в то время как по закону израильтянам было велено печь и варить в предыдущий день (Исх 16:23). Этот проступок кажется незначительным, но он нарушал закон о субботе и поэтому подразумевал презрение к Творцу, ибо Его славе посвящалась суббота; он также покушался на весь закон, оградой которому служила суббота. Из приведенного текста следует, что проступок совершался преднамеренно и был оскорблением для закона и Законодателя.
2. Преступник был схвачен (ст. 33−34). Те, которые обнаружили его собирающим дрова, в своей ревности по славе дня субботнего привели его к Моисею и Аарону и ко всему сообществу. Это подразумевает, что в тот день субботний по обычаю все сообщество собралось у Моисея и Аарона, чтобы принять от них наставления и присоединиться к ним в религиозном поклонении. Похоже, что даже обычные израильтяне, хотя и совершали много ошибок, но не могли безразлично смотреть на осквернение субботы; и это было добрым знаком того, что они не совсем оставили Бога и не были полностью оставлены Им.
3. Так как не было еще определено, что должно с ним сделать, то они обратились к Богу. Закон уже сделал осквернение субботы преступлением, наказуемым смертной казнью (Исх 31:14; 35:2), но они сомневались, считается ли этот проступок осквернением, и каким должно быть наказание: какой смертью он должен умереть. Бог являлся Судьей, поэтому Он должен рассматривать дело.
4. Приговор был вынесен; заключенный признан нарушителем субботы и в соответствии со смыслом данного закона должен быть предан смерти. А чтобы показать, как велика его вина и как недоволен им Бог, а также чтобы другие услышали, убоялись и не поступали так дерзко, ему была определена смерть, которая считалась самой ужасной: его нужно было побить камнями (ст. 35). Отметьте: Бог ревнует о славе Своей субботы и не оставит ненаказанными ее нарушителей, кем бы они ни были.
5. Приговор был приведен в исполнение (ст. 36). Он был побит камнями до смерти обществом. Максимально возможное количество людей принимало участие в казни, чтобы, по крайней мере, бросившие в преступника камень боялись нарушать субботу. Это подразумевает, что открытое нарушение субботы — грех, который должен наказываться и обуздываться гражданскими властями, а они, раз действие является публичным, выступают в роли хранителя обеих скрижалей (см. Неем 13:17). Кто-то может подумать, что собирание нескольких веток не причинит большого вреда, в какой бы день это ни происходило, но Бог хотел показать пример наказания поступившего так человека, чтобы это было постоянным предостережением для нас сознательно соблюдать святую субботу.
Стихи 37−41. В предыдущих стихах законом было предусмотрено прощение грехов по неведению или по слабости, а в этих стихах приводится средство для их предотвращения. Народу велено делать кисточки на краях одежды, которые должны были служить напоминанием об их долге, чтобы они не грешили из-за забывчивости.
1. Этим символом должны быть кисточки из шелка, нитей или гребенной шерсти, или сама ткань одежды внизу должна быть распущена, а край закреплен голубой лентой, чтобы крепко держать ее (ст. 38). Так как евреи были избранным народом, то они отличались от своих соседей одеждой и питанием, а также были наставлены незначительными специфическими примерами не подражать путям язычников в важных вопросах. Поэтому они называли себя евреями, где бы ни были, как народ, не стыдившийся своего Бога и Его закона. Наш Спаситель, исполняя закон, носил такие кисти; поэтому мы читаем о крае или кайме Его одежды (Мф 9:20). Фарисеи увеличивали эти края, чтобы их считали более святыми и набожнее других. Филактерии имели другую природу, так как были их собственным изобретением, а кисти — божественным постановлением. Евреи и в наши дни носят их и, надевая одежду, украшенную ими, говорят: «Благословен Тот, кто освящает нас для Себя и повелел нам носить кисти».
2. Цель этого — напоминать израильтянам, что они являются избранным народом. Кисти не были предназначены для отделки и украшения одежды, их цель — напоминанием возбуждать их чистый смысл (2Пет 3:1), чтобы они, смотря на них, вспоминали все заповеди. Многие украшениями питают свою гордость, а у израильтян они должны были побуждать совесть к исполнению долга, чтобы их религия постоянно окружала их и они могли нести ее с собой, как одежду, куда бы ни шли. Если их искушали ко греху, то кисти должны быть предостережением для них не нарушать Божьи заповеди. Если они забывали своевременно исполнить свой долг, то кисти должны были напомнить им об этом. Хотя для нас это постановление не обязательно, но оно наставляет постоянно вспоминать все заповеди Господни, чтобы мы могли исполнять их, хранить в своей памяти и применять в определенных случаях, когда для этого есть повод. Особенно это средство должно было хранить от идолопоклонства: чтобы они не ходили вслед сердца своего и очей своих в религиозном поклонении. Это также распространялось на весь их образ жизни, ибо ничто больше не противостоит Божьей славе и нашим личным интересам, чем когда мы ходим по путям сердца своего и по видению очей своих, ибо помышления сердца — зло, как и похоть очей. После повторения некоторых церемониальных постановлений эта глава заканчивается великим и фундаментальным законом религии: будьте святы перед Богом вашим, очиститесь от греха и искренне посвятите себя Его служению. Вновь и вновь приводится великое основание для всех Его заповедей: Я Господь, Бог ваш. Если бы мы более твердо верили и чаще серьезно задумывались о том, что Бог есть Господь, наш Бог и Искупитель, то осознали бы, что обязаны исполнять свой долг, содействовать своим интересам, быть благодарными и хранить все Его заповеди.
толкование Мэтью Генри на Числа, 15 глава