Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Числа | 11 глава

Толкование Мэтью Генри


До сего момента все в Израиле обстояло благополучно; Божье благоволение к народу на какое-то время отсутствовало из-за проблемы, возникшей в связи с золотым тельцом; похоже, люди исполняли повеления, касавшиеся их расположения в определенном порядке и очищения стана, а начальники исполнились благоговения и были щедры при посвящении жертвенника. Поэтому появилась добрая надежда, что они скоро будут в Ханаане. Но эта глава приступает к описанию печального эпизода, когда все средства сокрушены, а Бог стал врагом израильтян и сражался против них. И именно грех причинил столько вреда.

I. Их ропот разжег пламя, которое, тем не менее, быстро погасила молитва Моисея (ст. 1−3).

II. Как только пламя суда было погашено, огонь греха вновь разгорается, и Бог использует эту возможность, чтобы возвеличить Свою милость и Свой суд.

1. Люди недовольны отсутствием мяса (ст. 4−9).

2. Моисей недоволен отсутствием помощи (ст. 10−15). И теперь (1) Бог обещает удовлетворить обе стороны: назначить помощников Моисею (ст. 16−17) и дать людям мясо (ст. 18−23).

(2) Он сразу исполняет эти обещания и [1] Дух Божий готовит семьдесят старейшин в помощь для управления народом (ст. 24−30).

[2] Сила Божья приводит перепелов, чтобы накормить народ (ст. 31−32). В то же время [3] справедливость Бога наказывает их за ропот (ст. 33 и далее).

Стихи 1−3. Эти стихи описывают:

I. Грех народа. Он стал роптать (ст. 1). Они стали ропотниками, написано на полях. Среди израильтян возникло тайное недовольство и неудовлетворенность, которые не проявляли себя в открытом мятеже. Но к какому великому пожару привел этот маленький огонь! Они получили от Бога превосходные законы и постановления, но как только отошли от горы Господней, сразу стали ссориться с самим Богом. В этой ситуации обратите внимание на (1) порочность греха, который использует заповедь, чтобы стать чрезмерным.

(2) Слабость закона из-за плоти (Рим 8:3). Закон раскрыл грех, но не может уничтожить его; он контролирует его, но не может победить. Они стали роптать. Толкователи задают вопрос о том, на что они жаловались; и действительно, раз они были обеспечены всем необходимым для благодарения, то кто-то мог бы справедливо удивиться, как они вообще могли найти повод для ропота. Возможно, что между ропотниками вообще не было согласия по поводу причины. Одни, возможно, были недовольны тем, что ушли от горы Синай, где они так долго отдыхали, другие — тем, что они не отправились в путь раньше; одни жаловались на погоду, другие — на дороги; одни, возможно, считали, что трехдневный переход слишком утомительный, другие — на то, что он недостаточно продолжительный, так как не привел их прямо в Ханаан. Если задуматься о том, как направлялся их стан, как он охранялся, как был украшен и обеспечен провизией и хорошим сообществом, какая забота была проявлена о народе во время их переходов, что одежда их не ветшала на них, и нога их не пухла (Втор 8:4), то можно спросить: «Что еще можно было сделать для этого народа, чтобы облегчить его жизнь?» Но, тем не менее, они роптали. Отметьте: кем владеет недовольный, раздраженный дух, тот всегда найдет повод для ссоры, даже в том случае, если внешние обстоятельства вполне благоприятны.

II. Справедливое негодование Бога по поводу оскорбления, нанесенного Ему этим грехом: Господь услышал, но, похоже, не Моисей. Отметьте: Бог знает о тайном недовольстве и ропоте сердца, хотя они тщательно скрываются от людей. Когда Он увидел это, то был очень недоволен и воспламенился гнев Его. Отметьте: хотя Бог милостиво позволяет нам жаловаться Ему, когда для этого есть повод (Пс 141:2), тем не менее Он справедливо раздражается и плохо воспринимает, если мы жалуемся Ему безосновательно; подобное поведение подчиненных раздражает и нас.

III. Как Бог наказал их за этот грех: и возгорелся у них огонь Господень — такое же пламя огня с небес, которое поглотило Надава и Авиуда. Пламя их гнева против Бога разгорелось в их мыслях (Пс 38:3), и поэтому вполне справедливо пламя гнева Божьего коснулось их тел. Мы читаем об их ропоте несколько раз, когда они в самом начале вышли из Египта (Исх 15,16,17), но не написано, что какие-либо наказания постигли их за этот ропот, как в данном случае, ибо сейчас они очень хорошо знали на собственном опыте, как Бог заботится о них, и поэтому сейчас с их стороны было непростительно высказывать Ему недоверие. И теперь огонь возгорелся на Иакова (Пс 77:21); но чтобы показать, что Бог не желает соперничать с ними, огонь коснулся лишь тех, кто занимал края стана. Так Божьи наказания постепенно касались их, чтобы они внимали предостережениям.

IV. Они возопили к Моисею, который был их испытанным ходатаем (ст. 2). Когда Он убивал их, они искали Его и обратились к Моисею, чтобы он оставался их другом. Отметьте:

(1) Когда мы жалуемся без повода, то Бог вполне справедливо дает нам повод для жалоб.

(2) Кто в благополучии пренебрегает друзьями Бога, тот будет рад иметь их своими друзьями, оказавшись в беде. Отче Аврааме… пошли Лазаря.

V. Ходатайство Моисея об израильтянах, достигшее своей цели: «Когда помолился Моисей Господу (он всегда был готов стать в пролом, дабы отвратить гнев Божий), то Бог уважил его и его жертвы и утих огонь. Из этого следует, что Богу не нравится наказывать, ибо как только Он начал противостояние, вскоре согласился оставить его. Моисей был одним из тех уважаемых людей, которые верой угашали силу огня.

VI. Поэтому этому месту было дано новое имя, чтобы увековечить позор ропщущего народа и славу праведного Бога. Это место назвали Тавера — горение, дабы другие, услышав, боялись и остерегались грешить, как раньше, дабы не потерпеть поражение, как те израильтяне (1Кор 10:10).

Стихи 4−15. Эти стихи описывают печальные события, внесшие беспорядок в жизнь Израиля, которые встревожили и народ и начальника.

I. Раздраженные люди начали плохо отзываться о самом Боге (как толкует эти события Пс 77:19), несмотря на Его славные явления народу и Его защиту. Обратите внимание:

1. Кто были преступниками.

(1) Пришельцы среди израильтян стали обнаруживать прихоти (ст. 4). Толпа, вышедшая вместе с ними из Египта, хотела попасть в Ханаан, но не желала пройти период испытаний по дороге в него. Это были прилипалы, которые держались за подол евреев и пошли с ними потому, что не знали, как прожить дома, и были расположены искать удачу (как мы говорим) в дальних странах. Это были больные овцы, заразившие стадо, закваска, которая оказывает влияние на все тело. Отметьте: незначительное количество вздорных, недовольных и недоброжелательных людей может причинить великое зло наилучшим сообществам, если только не будут приняты значительные усилия, чтобы привести их в замешательство. Подобные люди представляют собой род развращенный, спасаясь от которого мы поступим мудро (Деян 2:40).

(2) Даже сыны Израилевы подверглись их влиянию, о чем говорит ст. 4. Святое семя присоединилось к этим мерзостям. Пришельцы, о которых здесь говорится, не были причислены к сынам Израилевым, а находились в стороне как народ, которому Бог не придавал значения. Тем не менее сыны Израилевы, забыв о своем положении и отличии, примкнули к ним и научились их путям, словно ничтожества, изгнанные из стана, годились, чтобы быть их советниками. Сыны Израилевы, как народ, близкий Богу и обладающий исключительными привилегиями, решил восстать против Него! О, как же мало почитают Бога в этом мире, если народ, который Он образовал для себя, чтобы явить Свою славу, так опозорил Его! Поэтому пусть никто не думает, что его внешнее исповедание и привилегии оградят от искушений сатаны, побуждающего согрешить, или от наказаний Бога за грех (см. 1Кор 10:1−2,12).

2. В чем заключалась их вина: они испытывали вожделение и роптали. Хотя совсем недавно они были наказаны за этот грех и многие из них погибли (так Бог уничтожил Содом и Гоморру, и дым от этого огня все еще был в их ноздрях), тем не менее они опять вернулись к нему (см. Притч 27:22).

(1) Они возвеличивали изобилие и лакомства, которые имели в Египте (ст. 5), словно Бог причинил им много зла, выведя их оттуда. Находясь в Египте, они стенали от тяжелого труда, ибо их жизнь наполнилась горечью из-за тяжелых уз рабства; тем не менее сейчас они говорили о Египте, словно жили там как князья, раз это послужило предлогом для их нынешнего недовольства. Как они могли говорить о том, что даром ели рыбу в Египте, или почти даром, словно это им ничего не стоило, раз им приходилось так дорого платить за нее тяжелым трудом? Они помнили огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок (безусловно, драгоценные продукты, которыми стоит восхищаться!), но забыли печи для обжига кирпичей и надсмотрщиков, голос угнетателя и дары бича. Нет, все было забыто этим неблагодарным народом.

(2) Они устали от хорошей заботы Бога о них (ст. 6). Господь кормил их хлебом с небес, ангельской пищей. Чтобы показать, насколько безрассудны их жалобы, они здесь описаны (ст. 7−9). Манна была хорошей пищей, приятной для глаз, каждая ее крупица была похожа на сверкающую жемчужину; она была полезной и питательной; ее нельзя было назвать сухим хлебом, ибо на вкус она напоминала лепешки с елеем; она была приятна (как говорят евреи, Прем 16:20) вкусу каждого и напоминала то, что он желал. Хотя это была одна и та же пища, но так как она подавалась в разном виде, то представляла собой разнообразные блюда. Она не стоила им денег или труда, ибо выпадала ночью, когда они спали, а о труде, который они затрачивали на ее сбор, не стоит и говорить. Они жили на полном обеспечении, но при этом могли говорить о египетской дешевизне и рыбе, которую ели там даром. Более того, намного важнее тот факт, что манна поступала непосредственно от силы и щедрости Бога, а не благодаря общему провидению; в этом выражалось Его особое благоволение. Как и милость Бога, она обновлялась каждое утро и была всегда свежей, не такой, какой бывает пища на борту судна. Пока они питались манной, похоже, они освобождались от проклятия, которое грех навлек на человека, гласящее, что в поте лица своего он будет есть хлеб. Они говорили о манне с таким пренебрежением, словно она была недостаточно хорошей пищей даже для свиней: душа наша изнывает. Они говорили так, словно Бог жестоко обращался с ними, не обеспечив их лучшей пищей. Вначале они восхищались ею (Исх 16:15): «Что это? Что это за изумительная, драгоценная вещь?», а теперь с презрением относились к ней. Отметьте: раздражительные, неудовлетворенные мысли найдут ошибку даже там, где ее нет, и в том, что слишком хорошо для них. Бог очень недоволен, когда недооценивают Его благоволение и ставят «но» перед каждой обычной милостью. Ничего нет, только манна! Кто может быть очень счастлив, тот часто делает себя очень несчастным своим недовольством.

(3) Они не удовлетворятся, пока не получат мясо в пищу. Из Египта они привели с собой в значительном количестве стада крупного и мелкого скота, но то ли они были жадными и не могли найти в сердце сил убить их, так как это уменьшало численность скота (они должны были иметь мясо такое же дешевое, как и хлеб, на другое они были не согласны), то ли испытывали любопытство и говядина с бараниной не нравились им, так как они хотели иметь нечто более изысканное и нежное, как рыба, которую ели в Египте. Обычная пища их не устраивала, они хотели деликатесов. Они пиршествовали с Богом мирными жертвами, получив положенную им часть, но, похоже, Бог не обеспечивал их стол достаточно хорошей пищей, и они должны были получать кусочек лакомства, как и всякий, кто приступает к Его жертвеннику. Отметьте: когда мы страстно желаем иметь все наслаждения и чувственные удовольствия в наивысшей их точке, то это свидетельствует о владычестве плотского ума. Не прельщайся лакомыми яствами (Притч 23:1−3). Если Бог дает нам простую пищу, то мы должны быть благодарны, даже если не едим тук и не пьем изысканные напитки.

(4) Они разуверились в силе и милости Бога, считая ее недостаточной, чтобы обеспечить их: «Кто накормит нас мясом?», имея уверенность, что не Бог. Вот как комментируется этот вопрос (Пс 77:20−21): «…может ли Он приготовлять мясо?» Раз однажды, когда считал нужным, Бог дал им мясо с хлебом (Исх 16:13), то Он сделал бы это вновь из милости, отвечая их надеждам, если бы вместо ропота они помолились. Отметьте: Бог считает оскорблением, когда наши желания далеки от нашей веры.

(5) Они были страстными и настойчивыми в своих желаниях; они обнаруживали похоти (испытывали страстные вожделения похоти, дословно), жаждали алчно и ненасытно, оплакивая свои желания из-за раздражения. Сыны Израиля были такими несерьезными и избалованными, что рыдали из-за того, что не имели желаемого, когда хотели. Они не возносили свое желание Богу, а предпочитали говорить о нем с кем угодно, но не с Ним. Мы же не должны потакать тем своим желаниям, которые не можем с верой обратить в молитву, как в случае, когда израильтяне требовали пищи по душе своей (Пс 77:18). За этот грех сильно воспламенился гнев Господень; это написано для нашего назидания, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (1Кор 10:6).

(6) Мясо — хорошая пища и ее вполне законно можно употреблять, тем не менее Писание говорит, что они были похотливы на злое. То, что законно само по себе, становится злом, если Бог не позволяет нам пользоваться им, а мы в то же время продолжаем страстно желать его.

II. Хотя сам по себе Моисей был кротким и хорошим человеком, но в данной ситуации он оказался в затруднительном положении: это прискорбно было для Моисея.

1. Надо признаться, что такое поведение вызвало большое недовольство. Ропот израильтян был великим бесчестьем для Бога; Моисей также воспринял близко к сердцу их порицания в свой адрес, ибо народ знал, что пророк делал все, что было в его силах, и не мог сделать ничего без божественного повеления; в то же время, выслушивая постоянно недовольные и возмущенные высказывания этого безрассудного и неблагодарного народа, даже его самообладание не выдержало. Бог учел это, поэтому мы не находим, чтобы Он бранил его за подобное поведение.

2. Моисей не совсем правильно отреагировал на провокацию в данной ситуации и не исполнил свой долг перед Богом и Израилем, пытаясь усовестить их.

(1) Он недооценил славу, в которую Бог облек его, сделав прославленным служителем Своей силы и благодати, когда он избавлял и вел этот избранный народ; это должно было уравновесить бремя данной ситуации.

(2) Он слишком много жаловался на чувственные скорби и слишком близко к сердцу принимал незначительный шум и усталость. И если он не смог вынести труда, связанного с руководством, которое заключалось в том, чтобы идти нога в ногу с направляющим, то как бы он справился с ужасами войны, когда в сражение вступали лошади? Он вполне мог вооружить себя довольно сильными аргументами, которые дали бы ему силу пренебречь их ропотом и превратить их в ничто.

(3) Он чрезмерно возвеличил свои собственные дела, считая, что Бог возложил на него бремя всего народа сего, хотя сам Бог фактически освободил его от всех трудностей. Моисею не нужно было заботиться, чтобы они были обеспечены жилищем и пищей: все это делал Бог. И если он попадал в сложную ситуацию, то это не вызывало затруднений, пока он мог получить наставление от Бога, ибо обладал божественной мудростью, направлявшей его, божественной властью, поддерживающей и подкрепляющей его, а также могущественной властью, дающей право распределять награды и наказания.

(4) Он не был достаточно сострадателен в той степени, как того требовали возложенные божественным поручением и заповедью обязанности, и не делал все возможное для своего народа, если решил, что раз они не являются детьми, рожденными его телом, то он не должен заботиться о них, как отец, хотя Бог, который мог распоряжаться им как угодно, повелел ему быть им отцом.

(5) Он берет на себя слишком много, спрашивая: «Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему?» (ст. 13), словно он был домоправителем, а не Бог. Не Моисей дал вам хлеб (Ин 6:32). Не ожидалось, что он должен дать им мясо — он должен быть инструментом в руках Бога, и если его слова подразумевали: «Откуда Бог возьмет мяса для них?», то он слишком ограничивал силу Святого Израилева.

(6) Он проявляет недоверие к божественной благодати, когда отчаивается в том, что сможет нести весь народ сей (ст. 14). Своими собственными силами он не смог бы сделать и более легкого дела, но если Бог дает силу, то можно совершить и более великое дело.

(7) Самое плохое — несдержанно желать смерти, иметь желание быть убитым мгновенно только из-за того, что в это время жизнь стала для него трудной (ст. 15). Неужели это Моисей? Неужели это кротчайший человек на земле? Даже наилучшие имеют слабости, и иногда им не удается проявить ту благодать, благодаря которой они стали известны. Но в то время Бог милостиво не придал значения страстям Моисея, и поэтому мы не должны быть строгими в своей критике его поведения, а должны молиться: «Господи, не введи нас в искушение».

Стихи 16−23. В этих стихах Бог великодушно отвечает на две предыдущие жалобы. Его милость использует отрицательные качества человеческого характера, чтобы предстать более прославленной.

I. Предприняты определенные действия для устранения трудностей, на которые жалуется Моисей. Если бремя руководства слишком тяжело для него (хотя он был слишком раздражен, выражая свой протест), то он получит помощь, но при этом сам не будет освобожден от руководства (хотя это было бы справедливо, если бы Бог был скрупулезен, отмечая его неверные высказывания), а ему будут назначены помощники, обладающие даром, как говорит апостол (1Кор 12:28), вспоможения и управления (т.е. будут помогать руководить, но не для того, чтобы затмить его славу, а чтобы облегчить ему работу — чтобы они несли с ним бремя народа. А для того, чтобы это выглядело приемлемо и принесло действительно пользу:

1. Моисею велено назначить этих людей (ст. 16). Люди были слишком горячи, опрометчивы и возбуждены, чтобы им доверить этот выбор; поэтому Моисей должен был угодить себе, совершая выбор, чтобы впоследствии не жаловаться. Он должен был выбрать семьдесят человек, соответственно количеству душ, которые поселились в Египте: выбрать тех, которых знал как старейшин, то есть людей мудрых и опытных. Те, которые вели себя наилучшим образом как тысяченачальники и стоначальники (Исх 18:25), теперь получили эту почетную должность. «Выбери тех, которые будут хорошими старейшинами, а не только называться таковыми — исполнителей, которые будут совершать свое служение». Мы читаем о том же количестве старейшин (Исх 24:1), поднявшихся с Моисеем на гору Синай, но те были избраны лишь для участия в этом событии, а эти — навсегда. И соответственно этому постановлению, синедрион — высший верховный совет и суд у евреев, который спустя много лет был организован в Иерусалиме, — также состоял из семидесяти человек. Похоже, наш Спаситель ссылается на это событие, выбирая семьдесят учеников, которые должны были помогать апостолам (Лк 10 гл.).

2. Бог обещает обеспечить их необходимыми качествами. Если они не годились для этого служения, то должны были стать пригодными, в противном случае они могли оказаться не помощью, а препятствием для Моисея (ст. 17). Хотя Моисей слишком дерзко разговаривал с Богом, тем не менее Бог не порвал взаимоотношения с ним, Он долготерпит нас, и мы так же должны относиться друг к другу. «Я сойду, — говорит Бог, — и буду говорить там с тобою, когда ты успокоишься; и Я возьму от Духа мудрости, благочестия и смелости, который на тебе, и возложу на них». Это не значит, что у Моисея стало меньше Духа из-за того, что он Им поделился, и что благодаря этому они стали равными ему; Моисей так и остался непревзойденным (Втор 34:10), но они облачились духом руководства, соответственно занимаемой должности, а также духом пророчества, чтобы можно было доказать свое божественное призвание к этому служению; форма правления представляла собой теократию. Отметьте:

(1) Кому Бог поручает служение, того обеспечивает необходимыми качествами для его совершения, а тот, кому не хватает способностей, не должен считать себя действительно призванным к этому делу.

(2) Все хорошие качества от Бога; всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов.

II. Даже недовольные люди удовлетворятся, и всякие уста затворятся. Им велено очиститься (освятиться, англ. пер. ст. 18), то есть находиться в особом положении и быть годными принять такое доказательство Божьей силы, которое стало бы знамением милости и суда. Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль (Ам 4:12).

1. Бог обещает (стоит ли об этом говорить), скорее, угрожает, что они будут есть мясо и насытятся им, что в течение месяца они будут не только есть мясо, но и пиршествовать им, помимо каждодневной манны, и если они не научатся управлять своими желаниями лучше, чем в настоящее время, то пресытятся им (ст. 19−20): вы будете есть его, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным. В данной ситуации отметьте:

(1) суетность всех чувственных наслаждений; они пресытят, но не удовлетворят — совсем наоборот духовные наслаждения. Как проходит этот мир, так и его похоти (1Ин 2:17). То, чего страстно жаждали, очень скоро вызывает отвращение.

(2) Какими же жестокими грехами являются обжорство и пьянство, раз они совершают насилие над природой и превращают в телесную болезнь то, что должно способствовать здоровью; это грехи, которые сами по себе являются наказанием, но не самым худшим из тех, которые сопутствуют им.

(3) Бог поступает праведно, делая для людей отвратительным то, чего они неумеренно жаждут. Бог мог вызвать у них презрение к мясу такое же, как и к манне.

2. Моисей высказывает сомнение в том, что это можно исполнить (ст. 21−22). Это возражение похоже на возражение учеников: «Откуда мог бы кто накормить их?» (Мк 8:4). Некоторые оправдывают Моисея в данной ситуации и истолковывают его слова как скромный вопрос о том, каким образом может оказаться столько пищи, но в его словах слишком много сомнения и недоверия Богу, и его трудно оправдать. Он сообщает количество людей, словно Тот, кто обеспечивал их хлебом, не может с помощью той же неограниченной власти дать им и мясо. Он считает, что это должно быть мясо животных или рыб, так как они самые объемистые творения, мало задумываясь о мясе птиц, небольших птиц, которые также могут подойти для этой цели. Бог видит не так, как человек, но Его мысли выше наших. Он ссылается на ненасытимость человеческих желаний в этом мире: чтоб им было довольно. Отметьте: даже истинным и выдающимся верующим иногда трудно полагаться на Бога, испытывая разочарования во вторичных причинах, и сверх надежды, верить с надеждою. Сам Моисей с трудом сдержался от слов: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?», когда этот вопрос превратился во всеобщий вопль. Несомненно, это была его слабость.

3. Бог дает краткий, но достаточный ответ на это возражение, задав вопрос: «Разве рука Господня коротка?» (ст. 23). Если бы Моисей помнил о годах у десницы Всевышнего (англ. пер.), то не испугался бы всех этих трудностей. Поэтому Бог напоминает ему о них, подразумевая, что его возражение бросает тень на божественную силу, не только свидетелем, но и инструментом которой так часто он был. Неужели он забыл о чудесах, которые божественная власть совершила для этого народа, когда поражала казнями Египет, разделяла море, пробуравливала скалу и проливала хлеб с небес? Разве эта сила иссякла? Разве Бог стал слабее, чем раньше? Или Он устал от Своих дел? Какие бы возражения ни выдвигали наши неверующие сердца, несомненно одно:

(1) Рука Бога не коротка, Его сила не может иссякнуть сама по себе или по какой-либо причине, а лишь по собственной воле; с Богом все возможно. Та рука не коротка, которая черпает воды, измеряет небеса (Ис 40:12) и собирает ветер в пригоршни (Притч 30:4).

(2) Она не истощилась. Бог так же силен, как и раньше: Он не утомляется и не изнемогает. И этого достаточно, чтобы заглушить неверие, когда средства подводят нас: есть ли что трудное для Господа? В данной ситуации Бог напоминает Моисею первый принцип и отсылает к прежнему времени, чтобы он вспомнил древнее имя Бога — Господь Бог всемогущий, чтобы привести доказательство, разрешающее этот вопрос: «…ты увидишь, сбудется ли слово Мое к тебе, или нет». Эти слова возвеличивают слово Божье превыше всех Его имен, ибо подтверждают, что Его дела всегда будут совершаться. Если Он скажет, то дело будет сделано.

Стихи 24−30. Эти стихи описывают исполнение слов, в которых Бог пообещал Моисею, что тот будет иметь помощников для управления Израилем.

I. В этих стихах в общем описана ситуация, касающаяся семидесяти советников. Хотя Моисей был немного обеспокоен мятежом народа, в то же время общение с Богом совершенно успокоило его, и вскоре он обрел самообладание. В этом вопросе (1) он исполнил свою задачу и представил семьдесят старейшин Господу, поставив их около скинии (ст. 24). Они должны быть готовы принять благодать Бога в том месте, где Он явил себя, а люди должны стать свидетелями их торжественного призвания. Отметьте: кто ожидает благоволения от Бога, тот должен смиренно предложить Ему себя и свое служение.

(2) Бог тоже исполнил Свою роль. Он дал семидесяти старейшинам от Духа (ст. 25), и это позволило им, которые по своим способностям и образованию были на одном уровне с ближними, говорить и совершать необычные поступки; это также свидетельствовало, что они были движимы божественным вдохновением. Они пророчествовали не переставая на протяжении того дня, или (как считают некоторые) только в тот день. Они излагали народу Божьи истины и, возможно, толковали недавно полученный закон с такой поразительной четкостью, полнотой, готовностью и такими подходящими выражениями, что все, кто слышал их, могли сказать: «истинно с ними Бог (см. 1Кор 14:24−25). Подобным образом намного позднее царствование Саула было отмечено даром пророчества, который сходил на него днем и ночью (1Цар 10:6,11). Когда Моисею предстояло вывести Израиль из Египта, то Аарон был назначен его пророком (Исх 7:1). Но сейчас, когда Бог призвал Аарона к другому служению, вместо него Моисей получил семьдесят пророков, которые должны были помогать ему. Отметьте: тот больше всего подходит руководить Божьим Израилем, кто хорошо знает божественные истины и годен обучать к назиданию.

II. Описана особая ситуация, в которой оказались двое из них — Елдад и Модад, возможно, братья.

1. Моисей назначил их помощниками в управлении, но они оставались в стане и не вошли в скинию (англ. пер.), как остальные (ст. 26). Кальвин предполагает, что вызов им был послан, но их не нашли, так как они были где-то в пути; поэтому, хотя они были записаны, их не позвали. Моисей подумал, что они не пришли в скинию из-за чрезмерной скромности и смирения; осознавая свою слабость и недостойность, они хотели, чтобы их исключили из числа старейшин. Причина, по которой они так поступили, заслуживала одобрения, а поступок, когда они не повиновались повелению, — был их ошибкой. Дух Божий нашел их в стане, где они прятались среди вещей, и там они начали пророчествовать, то есть проявили свой дар молитвы, проповеди и прославления Бога в чьей-то палатке. Отметьте: Дух Божий не привязывается к скинии, а, подобно ветру, дышит, где хочет (Ин 3:8). Куда нам идти от этого Духа? Особое провидение распорядилось так, чтобы эти двое отсутствовали, ибо тем самым было явлено, что старейшины несомненно были движимы божественным Духом и что не Моисей дал им Дух, а сам Бог. Они скромно отклонили данное предложение, возвышавшее их, но Бог настаивал на нем; более того, им была оказана честь, так как их имена были названы, чего нельзя сказать об остальных, ибо кто смиряет себя, тот возвысится, и больше всего для руководства подходит тот, кто имеет меньше всех амбиций.

3. Информация об этих двух людях дошла до Моисея (ст. 27): «Елдад и Модад пророчествуют в стане; в одной из палаток проходит собрание, которое проводят Елдад и Модад без участия остальных старейшин, надзора и председательства Моисея». Кем бы ни был человек, принесший это известие, похоже, он считал это ненормальным явлением.

4. Иисус Навин старался заставить их молчать: «Господин мой, Моисей! Запрети им» (ст. 28). Похоже, Иисус был одним из семидесяти старейшин, и это побудило его больше ревновать о славе старейшин. Он считает, что не было необходимости для подобного поведения (ибо духи пророческие послушны пророкам) и хочет, чтобы они либо вообще не пророчествовали, либо пришли в скинию и пророчествовали вместе с остальными. Он не хочет, чтобы их наказали за проступок, а лишь ограничили на будущее. Иисус сделал это из хороших побуждений, а не из-за неприязни к Елдаду и Модаду; им двигала искренняя ревность по единству Церкви и забота о славе Бога и Моисея.

5. Моисей отказался последовать его предложению и упрекнул его (ст. 29): «Не ревнуешь ли ты за меня? Ты не знаешь, какого ты духа». Хотя Иисус Навин был близким другом и наперсником Моисея, хотя он сказал это из уважения к пророку, так как ему было неприятно видеть, что его слава тускнела из-за призвания этих старейшин, тем не менее Моисей обличил его и в его лице всех, кто имел такой же дух.

(1) Мы не должны тайно огорчаться из-за даров, благодатей и полезности других людей. Ошибка учеников Иоанна заключалась в том, что они завидовали славе Христа, так как она затмевала славу их учителя (Ин 3:26 и далее).

(2) Мы не должны гневаться из-за слабостей и недостатков других. Допустив, что Елдад и Модад были виновны в отклонении от правил, Иисус Навин тем не менее слишком быстро принял решение и разгневался. Наша ревность должна сдерживаться кротостью мудрости: праведность Бога не нуждается в гневе человеческом (Иак 1:20).

(3) Мы не должны позволять даже самым лучшим и способным людям разделять общество на партии и становиться их лидерами. Павел не захотел, чтобы его имя использовалось для разделения на группировки (1Кор 1:12−13).

(4) Мы не должны торопиться осуждать и заставлять молчать тех, кто отличается от нас, словно они не идут со Христом так как не идут за Ним с нами (Мк 9:38). Разве должны мы отвергать тех, кто принадлежит Христу, или ограничивать их в добрых делах лишь на том основании, что они не во всем разделяют нашу точку зрения? Моисей был иного духа; он не собирался заставлять их молчать и угашать в них Дух; он хотел, чтобы все в народе Господнем были пророками, то есть чтобы Господь послал Духа Своего на них. Это не значит, что некоторые из поставленных им пророков не обладали необходимыми качествами, или он считал, что Дух пророчества должен одинаково воздействовать на всех; этими словами Моисей выражает любовь и высокую оценку всего народа Господнего, собственное удовлетворение при виде даров в других людях, а также то, насколько он далек от неодобрения Елдада и Модада, которые пророчествовали без контроля с его стороны. Подобный превосходный дух владел благословенным Павлом, который радовался, когда проповедовали Христа даже те, которые тем самым стремились увеличить тяжесть уз его (Флп 1:16). Мы должны радоваться, когда Богу служат, когда прославляют Его и совершают добрые дела, хотя при этом они уменьшают похвалу нашу и нашего пути.

6. Только что рукоположенные старейшины немедленно приступили к своим обязанностям (ст. 30); когда их призвание было торжественно подтверждено их пророчеством, они отправились с Моисеем в стан и приступили к работе. Получив дар, они начали служить, как добрые домостроители. Моисей радовался, что так много людей разделят с ним его труд и славу. И пусть (1) свидетельству Моисея поверят те, кто стремится к власти, ибо руководство — это бремя. Это бремя заботы и беспокойства для тех, кто сознательно исполняет свои обязанности; а для тех, кто их не исполняет, оно окажется более тяжелой ношей в день, когда придется дать отчет, и их постигнет участь бесполезного слуги, зарывшего свой талант.

(2) Пусть примеру Моисея подражают те, кто находится у власти; пусть не пренебрегают советом и помощью других, а стремятся получить и будут благодарны за них, пусть не жаждут монополизировать мудрость и власть. При многих советниках народ благоденствует.

Стихи 31−35. Бог исполнил Свое обещание, данное Моисею, и дал ему помощников в управлении; тем самым Он доказал власть Своего Духа над духами людей; далее Он исполняет обещание, данное людям, и дает им мясо, тем самым доказывая Свою власть над нижними творениями и Свое владычество в царстве природы. Обратите внимание:

(1) люди были полностью удовлетворены мясом, которое было предоставлено в изобилии: ветер (юго-восточный ветер, что следует из Пс 77:26) принес перепелов (ст. 31). Неизвестно, что это был за вид животных; псалмопевец называет их птицами пернатыми или птицами с крыльями. Образованный епископ Патрик склонен согласиться с некоторыми современными толкователями, которые считают, что это была саранча — лакомая и хорошо известная пища в тех краях, так как она была принесена ветром, лежала грудами и была высушена солнцем для употребления. Но что бы ни представляли собой эти животные, они соответствовали цели и послужили лакомым блюдом для пиршества Израиля в течение месяца — таким терпимым был Бог Отец к Своей недовольной семье. Саранча, которая была наказанием для плодородного Египта, так как питалась плодами, была благословением для бесплодной пустыни и сама становилась пищей.

(2) Как алчно они желали мяса, посланного Богом. Они набросились на добычу с аппетитом, который невозможно насытить, не обращая внимания на слова Моисея от Бога, чтобы не пресыщались ею (Чис 5:32). Два дня и ночь они собирали пищу, пока каждый глава семьи не принес домой десять хомеров (то есть, по крайней мере, десять мешков, которые мог нести осел). Давид жаждал напиться воды из колодца в Вифлееме, но не пил, когда появилась возможность, так как добился его в результате рискованного предприятия. Тем более у этих израильтян было больше повода отказаться от этого мяса, которое они получили в результате своего ропота и которое (они легко могли осознать это со слов Моисея) было дано им во гневе. Но люди, находящиеся во власти плотского ума, исполняют свою похоть, хотя тем самым наносят себе вред и губят свои драгоценные души.

(3) Как дорого им пришлось заплатить за это пиршество, когда подводился итог: и поразил Господь народ весьма великою язвою (ст. 33), какой-то телесной болезнью, которая стала результатом пресыщения и привела к смерти многих, особенно лидеров их бунта. Отметьте: Бог часто из любви исполняет желания Своего народа. Он исполнил прошение их, но послал язву на души их (Пс 105:15). Несмотря на все, что было им сказано, не прошла прихоть их, и поэтому еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс 77:30−31). Если мы получаем то, чего чрезмерно жаждали, то (у нас есть повод опасаться) это тем или иным образом может привести к скорби и страданиям. Вначале Бог насытил их, а затем наказал:

[1] Чтобы спасти репутацию Своей силы, дабы не говорили: «Он не погубил бы их, если бы мог обеспечить пищей».

[2] Чтобы показать нам, чего стоит процветание нечестивцев: оно готовит их к гибели, они насыщаются, как бык перед закланием. И наконец, память об этом событии сохранилась в имени, данном этому месту (ст. 34). Моисей назвал его Киброт-Гаттаава — гробы людей похотливых или гробы похоти. И было бы хорошо, если бы эти могилы похотливых израильтян стали могилами похоти Израиля. Именно для этого было сделано предостережение, но оно не привело к ожидаемому результату, ибо далее следует (Пс 77:32): «При всем этом они продолжали грешить».

толкование Мэтью Генри на Числа, 11 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.