В этой главе изложены:
(I) Повеления о том, как делать и использовать серебряные трубы; это, похоже, последние из всех повелений, которые Бог дал на горе Синай, и одни из самых незначительных, хотя и не лишенных смысла (ст. 1−10).
(II) История, повествующая, как стан Израиля снялся с горы Синай и в определенном порядке проследовал в пустыню Фаран (ст. 11−28).
(III) Договор Моисея с Ховавом, своим родственником (ст. 29−32).
(IV) Молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь и когда останавливался (ст. 33 и далее).
Стихи 1−10. В этих стихах приведены наставления о предупреждениях для народа, которые передавались ему в различных ситуациях с помощью звука трубы. По этому вопросу кто-то мог подумать, что в данном случае Моисей не нуждался в Божьем наставлении и его собственный разум мог научить его, насколько удобны трубы. Но постановления Израиля, касающиеся различных сфер, были божественными даже в этом случае, каким бы незначительным он ни казался. В этих стихах Бог наставляет Моисея, (1) как делать трубы. Их нужно было делать из серебра, но они должны быть не вылитые, а чеканной работы (написано в некоторых переводах); материал и форма, безусловно, очень подходили для данной цели. В то время было велено сделать лишь две трубы, так как было лишь два священника, чтобы использовать их. Но во времена Соломона (мы читаем) было сто двадцать священников, трубивших трубами (2Пар 5:12). Форма труб, скорее всего, была такой же, как и в наши дни.
(2) Кто мог использовать их. Никто из низших по званию, а лишь священники, сыны Аароновы (ст. 8). Они не должны были считать для себя унижением быть трубачами в доме Божьем, какое бы важное положение ни занимали; наименьшее служение в доме Божьем было почетным. Это символизировало то, что служители Господа должны возвышать голос свой, подобно трубе, чтобы показать людям их грехи (Ис 58:1) и призвать ко Христу (Ис 27:13).
(3) По какому поводу должны были звучать трубы.
[1] Для созывания общества (ст. 2). Подобным образом им велено трубить на Сионе, чтобы объявить торжественное собрание и назначить пост (Иоиль 2:15). Народ нужно было уведомить о времени и месте религиозных собраний, пригласить поучаствовать в основных постановлениях; «всякий жаждущий пусть приходит», — взывает мудрость на возвышенных местах и перекрестках. Но чтобы труба не издавала неопределенных звуков, им велено трубить одной трубой, чтобы собрать начальников и старейшин; чтобы собрать вместе тех, кто должен быть примером усердия во всех добрых делах, было достаточно одной трубы. Если же нужно было созвать весь народ, то нужно было затрубить в обе трубы, чтобы их звук был слышен на большом расстоянии. Со ссылкой на это место Писание называет блаженным народ, знающий трубный зов (Пс 88:16), то есть тот, который приглашен и призван уповать на Бога в публичных постановлениях (Пс 121:1). А главное собрание будет созвано в великий день трубою громогласною Ангелов Божиих (Мф 24:31).
[2] Для снятия стана, чтобы известить, когда каждый эскадрон должен отправляться в путь, ибо ни один голос не обладал достаточной силой, чтобы дать приказ: только хорошо обученные солдаты в наше время могут быть натренированы различать бой барабанов. Для этой цели трубы должны были трубить тревогу (ст. 5); это был прерывистый, вибрирующий звук, восхищающий и ободряющий мысли людей, выступающих против своих врагов, в то время как плавный и продолжительный звук больше подходил для созыва собрания (ст. 7). В то же время мы читаем, что труба трубила, когда люди собирались вместе, трепеща от судов Божьих (Иоиль 2:1). При звуке первой трубы отправлялся в путь эскадрон Иуды, при второй трубе — Рувима, при третьей — Ефрема, при четвертой — Дана (ст. 5−6). Некоторые считают, что это делалось для того, чтобы освятить их передвижение, ибо таким образом священники, которые были устами Бога к народу, не только отдавали божественные приказы двигаться, но и изрекали божественное благословение народу во всех их передвижениях. Имеющий уши да слышит, что Бог истины с нами. Вот как царь Авия оценивал себя и состояние своей армии: «У нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные» (2Пар 13:12).
[3] Для оживления и ободрения своих армий, когда они вступали в сражение (ст. 9): «И когда пойдете на войну, трубите тревогу трубами», тем самым взывая к небесам о разрешении разногласий и молясь Богу, чтобы Он даровал победу. Бог узнает в этом Свое собственное постановление и вы будете вспомянуты пред Господом, Богом вашим. Бог обратит внимание на звук трубы и сам примет участие в их сражении; и пусть все люди обратят внимание на это и ободрятся вступиться за Него, как Давид, когда услышал шум идущего по вершинам тутовых дерев. Это не значит, что Бога нужно было разбудить звуком трубы, как и Христа не нужно было будить во время бури (Мф 8:25). Но когда Он хочет даровать милость, то желает, чтобы мы просили о ней; служители должны побуждать добрых воинов Иисуса Христа мужественно сражаться против греха, этого мира и дьявола, убеждая их в том, что Христос — вождь их спасения и Он сокрушит сатану под стопами их ног.
[4] Для придания торжественности их праздникам (ст. 10). Один из их праздников назывался праздником труб (Лев 23:23 и далее). Трубы должны были придать привлекательность и торжественность всем их праздникам (Пс 80:3) и жертвам (2Пар 29:27); это действие символизировало их радость и восхищение, когда они совершали свой долг перед Богом, и возносило мысли присутствующих на служении к святому ликованию в Боге, которому они поклонялись. И тогда их церемонии становились напоминанием пред Богом, ибо Ему нравятся наши религиозные действия, которыми мы наслаждаемся. Святая работа должна сопровождаться святой радостью.
Стихи 11−28. В этих стихах описывается:
I. Передвижение стана Израильтян от горы Синай, у подножия которой он был расположен на протяжении года, в течение которого произошли знаменательные и важные события. Похоже, об этом передвижении Бог дал им знать несколько ранее (Втор 1:6−7): «полно вам жить на горе сей! Обратитесь, отправьтесь в путь к земле обетованной». Апостол говорит нам, что гора Синайская рождает в рабство (Гал 4:24) и символизирует данный там закон, который несомненно полезен нам как путеводитель, приводящий ко Христу, но мы не должны останавливаться на нем, а двигаться вперед — к радости и свободе детей Божьих, ибо наше блаженство передается не законом, а обетованием. Обратите внимание:
(1) Был дан знак (ст. 11) — поднялось облако, — и мы можем предположить, что какое-то время оно стояло на месте, пока израильтяне не приготовились отправиться в путь. Нужно было проделать много работы, снять палатки и упаковать все находящиеся в них вещи; каждая семья была занята своей палаткой и всеми в одно и то же время, многим рукам приходилось много трудиться.
(2) Переход начался: они поднялись по повелению Господню — так, как вело их облако (ст. 13). Некоторые считают, что слова «по повелению Господню», подразумевающие, что Он вел и руководил ими во всех их скитаниях, часто упоминаются в этой и предыдущей главах, чтобы избавиться от клеветы и порицаний, которые впоследствии выдвигались против Израиля, в том, что израильтяне так долго оставались в пустыне, потому что потерялись там и не могли найти выхода. Нет, дело обстояло не так: на каждом этапе, при совершении каждого шага они находились под божественным руководством, и если они и не знали, где находились, то это знал Тот, кто вел их. Отметьте: кто поступает по наставлению Божьего слова и Духа, тот следует прямым путем, хотя иногда кажется, что он заблудился. Пребывая в уверенности и не теряя своего Бога и водителя, им не нужно бояться потерять свой путь.
(3) Место, где они остановились после трехдневного перехода: они вышли из пустыни Синайской и остановились в пустыне Фаран. Отметьте: все наши переезды в этом мире — лишь перемещения из одной пустыни в другую. Перемены, которые, как нам кажется, к лучшему, не всегда оказываются таковыми; пока, куда бы мы ни пошли, нас сопровождают слабости человеческой природы, мы должны быть готовы сталкиваться с ее обычными бедствиями. Мы никогда не будем в покое, никогда не придем домой, пока не попадем на небеса, и только там все будет хорошо.
II. Порядок шествия их стана соответственно недавно утвержденной модели.
1. Первым выступало ополчение Иуды (ст. 14−16). Знамя ведущего ополчения, которое теперь находилось в этом колене, было залогом скипетра, который во времена Давида должен быть передан ему; и оно указывало далее, на начальника нашего спасения, о котором также было предсказано: Ему покорность народов.
2. Далее следовали две семьи левитов, которым было вверено нести скинию. Как только облако поднималось, скиния разбиралась и упаковывалась для переезда (ст. 17). За ними следовало шесть груженых повозок, на которых перевозились самые громоздкие части скинии. Частые переезды скинии во время скитаний символизировали подвижность той обрядовой диспенсации. То, что так часто перемещается, в конце концов исчезнет (Евр 8:13).
3. Далее, после Иуды, следовало ополчение Рувима по повелению Господню (ст. 18−20).
4. Далее следовали сыны Каафовы со священными принадлежностями скинии, среди стана, занимая самое безопасное и почетное место (ст. 21). Скиния же была поставляема (сынами Гирсоновыми и Мерари, написано на полях) до прихода их; или, возможно, это выражало то, что обычно, если была возможность, не только левиты, но и другие израильтяне, шествовавшие в первом ополчении, прикладывали свои руки, чтобы побыстрее возвести скинию, еще до того, как ставили свои палатки.
5. Ополчение Ефрема следовало за ковчегом (ст. 22−24), на что, как считают некоторые, ссылается псалмопевец, когда молится (Пс 79:3): «Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею (три колена, составлявшие это ополчение) воздвигни силу Твою (ковчег назван Его крепостью и силой (англ. пер. Пс 77:61) и приди спасти нас».
6. Ополчение Дана замыкало шествие (ст. 25−27). Оно названо тыловым, или замыкающим, так как собирало вместе всех, кто остался позади; не женщин и детей (мы можем предположить, что о них заботились главы их семей отдельно в каждом колене), а всех, кто считался нечистым, разнородную толпу, всех, кто был слаб, немощен и во время перехода держался позади. Отметьте: Тот, кто вел Иосифа, с особым сочувствием относился к шествующим позади (Иез 34:16), которые не могли идти наравне с остальными, и Он не потеряет ни одного из тех, кто был дан Ему (Ин 17:11).
Стихи 29−36. В этих стихах:
I. Описывается, что произошло между Моисеем и Ховавом в то время, когда Израильский стан начал двигаться по направлению к Ханаану. Некоторые считают, что Ховав и Иофор — одно и то же лицо — это тесть Моисея и что здесь нужно привести историю, пересказанную в Книге Исход, гл. 18. Но, скорее всего, Ховав был сыном Иофора, он же Рагуил (Исх 2:18), и когда отец, будучи стар, отправился в свою страну (Исх 18:27), то он оставил своего сына Ховава с Моисеем, как Верзеллий оставил Кимгама с Давидом; здесь одно и то же слово означает тесть и шурин. До сего часа Ховав был доволен своим положением и был с Израилем, пока тот располагался станом у горы Синай, недалеко от его страны. Но теперь, когда израильтяне двинулись в путь, он решил вернуться в свою страну, к родственникам, в дом своего отца.
1. Моисей доброжелательно предлагает ему идти вместе с ними в Ханаан (ст. 29). Он уговаривает его, обещая, что израильтяне будут добры к нему, и для уверенности добавляет слово Божье: «Господь доброе изрек об Израиле». Тем самым он хотел сказать: «Пойдем, прими решение остаться с нами, ты будешь жить так же, как мы живем, а Бог пообещал, что мы будем жить хорошо». Отметьте: кто стремится в небесный Ханаан, тот должен приглашать и ободрять всех своих друзей идти вместе с ним, ибо нам не достанется меньше сокровищ завета и небесной радости, если другие придут, чтобы разделить их с нами. И какой более сильный аргумент мы можем привести, чтобы убедить людей присоединиться к народу Божьему, чем слова «Господь доброе изрек об Израиле»? Хорошо общаться с теми, кто имеет общение с Богом (1Ин 1:3), и идти с теми, с кем Бог (Зах 8:23).
2. К тому времени Ховав принял решение вернуться в свою страну (ст. 30). Можно было бы подумать, что человека, который так часто видел особое присутствие Бога с Израилем и такие поразительные знаки Его благоволения к нему, не придется долго уговаривать присоединиться к нему. Но его отказ нужно отнести к привязанности, которую он имел к родному воздуху и земле, которую не смогла вытеснить (как это должно быть) вера в обетование Бога и оценка Его заветных благословений. Он несомненно был сыном чресл Авраамовых (ибо мадианитяне произошли от Авраама через Кетуру), но не наследником веры Авраама (Евр 11:8), ибо в противном случае он не дал бы такой ответ Моисею. Отметьте: видимые блага этого мира сильно оттягивают людей от стремления к благам иного мира, которые невидимы. Притягательные достоинства земли у большинства людей преобладают над привлекательными благами небес.
3. Величайшая настойчивость, с помощью которой Моисей заставил его переменить свое решение (ст. 31−32). Он убеждает, (1) что тот сможет быть полезным для израильтян: «…располагаемся мы станом в пустыне (земле, которую хорошо знал Ховав), и ты будешь для нас глазом, но не для того, чтобы показывать, где мы должны разбить лагерь и куда нам идти (это указывало облако), но чтобы показать нам преимущества и недостатки места, в котором мы расположились или через которое проходим, и мы могли наилучшим образом использовать преимущества и оградить себя от неудобств». Отметьте: уповая на Божье провидение, мы вполне можем воспользоваться помощью своих друзей в том вопросе, в котором они могут быть полезны нам. Даже люди, водимые чудесами, не должны пренебрегать обычными средствами назидания. Некоторые считают, что Моисей сделал это предложение Хоававу не потому, что надеялся иметь значительную выгоду от его информации, а дабы угодить ему мыслью о том, что тот сможет каким-то образом быть полезным для такой большой группы людей, и тем самым привлечь его пойти с ними, вдохнув в него амбициозную цель достичь этой чести. Кальвин же по-другому излагает смысл этого места, что весьма согласуется с оригиналом, хотя я не нахожу, чтобы кто-нибудь с того времени обращал на это внимание. «Не оставляй нас, умоляю тебя (англ. пер.), пошли с нами — и ты разделишь с нами обетованную землю, ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; тебе придется разделить с нами трудности, с которыми нам предстоит столкнуться, и мы не сможем избавить тебя от них за все хорошее, что ты для нас делаешь, пока мы не придем в Ханаан. Ты должен отправиться с нами, чтобы потом продолжать жить с нами». Отметьте: кто хорошо начал, тот должен использовать этот факт как основание, чтобы продолжать дальше, в противном случае он потеряет выгоду и награду за все, что сделал раньше, и за свои страдания.
(2) Что израильтяне будут добры к нему: «…то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе» (ст. 32). Отметьте:
[1] Мы можем дать лишь то, что получили. Мы можем послужить и сделать лишь то добро для своих друзей, которое угодно Богу вложить в наши руки и дать силу сделать это. Мы можем осмелиться обещать делать то добро, которое Бог даст нам совершить.
[2] Кто разделяет с Божьим Израилем его трудности и труды, тот разделит с ним его утешения и славу. Кто примет решение разделить с ними их участь в пустыне, тот разделит с ними и их участь в Ханаане. Если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим 2:12; Лк 22:28−29). Нам не говорится, что Ховав ответил Моисею, поэтому мы надеемся, что его молчание означало согласие и он не оставил их, а узнав, что может быть полезен, решил пойти с ними, а не потакать личным желаниям. В таком случае он оставил нам хороший пример, и мы читаем в Писании (Суд 1:16; 1Цар 15:6), что его семья не пожалела об этом.
II. Описание общения между Богом и Израилем во время этого перехода. И отправились они от горы Господней (ст. 33) — горы Синай, где они видели Его славу, слышали Его голос и где вступили в завет с Ним (им не стоило надеяться, что подобные явления Бога, которыми они там были благословлены, будут постоянными). Они покинули эту прославленную гору, о которой Писание нам больше ничего не говорит, кроме ссылок на эти повествования. Прощай, Синай; Сион является той горой, о которой Бог сказал: «Это покой Мой на веки» (Пс 131:14), и о которой мы должны сказать те же слова. Покинув гору Господню, они взяли с собой ковчег завета Господня, с помощью которого поддерживалось постоянное общение с Богом, ибо:
1. С его помощью Бог направлял их стези. Ковчег завета шел перед ними, находясь на месте, как считают некоторые, по крайней мере, во время этого перехода; другие считают, что лишь оказывая влияние; хотя ковчег несли среди стана, тем не менее облако, нависшее над ним, направляло все их движения. Писание говорит, что ковчег (т.е. Бог ковчега) усматривал им место, где остановиться. Это не значит, что безграничной мудрости и знанию Бога нужно было совершать поиск, но каждое место, к которому они были направлены, было так же удобно для них, как если бы мудрейший человек из их среды шел впереди и отмечал самые удобные места для расположения стана. Подобным образом Ханаан назван местом, которое Бог усмотрел (Иез 20:6).
2. Тем самым во всех своих путях они признали Бога, считая ковчег знаком Божьего присутствия. Всякий раз, когда он передвигался или покоился, они взирали на Бога. Моисей, являясь устами собрания, возносил молитву, когда ковчег поднимался в путь и когда останавливался. Таким образом, их выступление и вхождение освящались молитвой, и это является примером для нас, чтобы мы начинали и заканчивали каждый день молитвой.
(1) Вот его молитва, когда ковчег отправился в путь: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои» (ст. 35). В то время они находились в безлюдной стране, но двигались по направлению к вражеской стране, и в своих успехах и победах в войнах они так же зависели от Бога, как в пустыне — от Его водительства и обеспечения всем необходимым. Намного позже Давид использовал эту молитву (Пс 67:2), ибо он тоже сражался в битвах Господа.
[1] В мире есть люди, являющиеся врагами Бога, которые ненавидят Его: Его тайные и явные враги, враги Его истин, Его законов, Его постановлений, Его народа.
[2] Весь народ Божий должен искренно желать и с верой ожидать, чтобы Его враги были побеждены и рассыпались. Эта молитва — пророчество. Кто упорствует в своем неповиновении Богу, тот торопится к собственной гибели.
[3] Чтобы поразить и рассеять врагов Бога, достаточно, чтобы Бог восстал. Когда восстал Бог на суд, тогда дело скоро будет сделано (Пс 75:9−10). «Восстань, Господи, как восстает солнце, чтобы рассеять ночные тени». Воскресение Христа из мертвых рассеяло Его врагов (Пс 67:19).
(2) Его молитва, когда ковчег остановился (ст. 36).
[1] Чтобы Бог дал Своему народу отдохнуть. Некоторые читают ее так: «Возврати, Господи, тысячи и тьмы Израилевы, возврати их вновь к покою после изнурительной работы». Подобным образом Писание говорит (Ис 63:14): «Дух Господень вел их к покою». Так пророк молится, чтобы Бог дал Израилю успех и победу в другой стране, а мир и покой — дома.
[2] Чтобы сам Бог покоился среди них. Поэтому мы читаем: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым». Отметьте: во-первых, Церковь Бога — огромное собрание людей; многие тысячи принадлежат Божьему Израилю. Во-вторых, в своих молитвах мы должны выражать заботу об этом собрании. В-третьих, благополучие и блаженство Божьего Израиля заключается в постоянном присутствии Бога среди них. Их безопасность заключается не в их количестве, хотя их тысячи и многие тысячи, а в благоволении Бога, когда Он милостиво возвращается к ним и пребывает с ними. Эти тысячи представляют собой нуль, а Он — выдающаяся Личность, и в связи с этим блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ!
толкование Мэтью Генри на Числа, 10 глава