Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Захария | 7 глава

Толкование Мэтью Генри


Мы завершили обсуждение видений, но не откровений данной книги; пророк больше не увидит знамений, подобных прежним, тем не менее и в дальнейшем «...было слово Господне к Захарии». В этой главе описывается:

(I) Моральная проблема; с ней к пророку пришли дети пленения, и она касалась поста: нужно ли им соблюдать священные посты, которых придерживались в течение семидесяти лет пленения (ст. 1−3).

(II) Ответ на заданный вопрос; причем он звучит не только в этой, но и в следующей главе и дается не сразу, а по частям и, по-видимому, в разное время, поскольку здесь приводятся четыре отдельных рассуждения на эту тему, каждое из которых предваряют слова: «было слово Господне» (ст. 4,8 и 8:1,18). Их логика прослеживается легко. В данной главе пророк (1) строго упрекает вопрошавших за неправильное поведение во время поста (ст. 4−7).

(2) Призывает их изменить образ жизни, что станет для них наилучшим постом, и остерегаться грехов, навлекших суды, в память о которых и соблюдали посты (ст. 8−14). А затем, в следующей главе, осмотрев рану, перевязывает и исцеляет ее, заверяя народ в том, что Господь еще приберег для них великую милость, благодаря которой их посты превратятся в праздники.

Стихи 1−7. Тематическая проповедь Захарии, записанная в данной и следующей главе, отделена от предшествующей (в которой он описал слушавшим свои видения) временным промежутком более чем в два года. Это очевидно на основании сопоставления дат: в четвертый год царя Дария... девятого месяца (ст. 1) и в восьмом месяце, во второй год Дария (Зах 1:1). Не то чтобы Захария все это время проводил праздно (ибо четко говорится о том, что он продолжал пророчествовать вместе с Аггеем до завершения строительства храма в шестом году Дария, Езд 14−15), просто ни одна из его проповедей этого периода впоследствии не переписывалась и в письменном виде не сохранилась, в отличие от обсуждаемых нами. Бога можно чествовать, трудиться для Него и служить Его интересам словом уст и написанным словом прививая и настойчиво напоминая то, чему мы уже научены, равно как и внедряя нечто новое. Итак, здесь описывается:

I. Предложенная к рассмотрению проблема, касающаяся постов. Неких людей отправили к священникам и пророкам с вопросом, нужно ли продолжать соблюдение ежегодных постов, в частности поста пятого месяца, как это делали раньше. Нельзя сказать точно (в англ. пер., слово Вефиль не упоминается, но говорится, что посланников отправили в дом Божий, ст. 2, прим. перев.), идет ли речь об оставшихся в Вавилоне иудеях, которые, лишившись возможности соблюдать установленные Богом священные праздники, восполнили их отсутствие священными постами, которых от них потребовало Божье провидение, или же говорится о вернувшихся из пленения, но живших в сельской местности, как склонны думать некоторые толкователи, потому что адресаты проповеди Захарии названы народом земли сей (ст. 5). Что же касается самого вопроса, то ответ, данный посланникам иудеев в пленении, можно адресовать не только тем, но и всему народу. Примите во внимание:

1. Кем были пришедшие с этим вопросом: Сарецер и Регем-Мелех — лица, занимавшие довольное высокое положение в обществе, потому что пришли со своими людьми (англ. пер., ст. 2), причем они не сочли за унижение и оскорбление, что их послали с этим поручением, но; скорее, почитали за честь (1) посетить Божий дом, чтобы совершить служение и получить повеления. Даже самые великие личности — меньше малейшего из уставов Иисуса Христа.

(2) Быть доверенными лицами Божьего народа и вести переговоры о его делах. Состоятельные люди, имея по сравнению с тружениками больше свободного времени, должны посвящать его служению общественным интересам, и их истинное величие проявляется в добрых делах; посланники церквей — это слава Христова (2Кор 8:23).

2. С каким поручением они пришли. Их, возможно, отправили не с золотом и серебром (как прежних посланников, Зах 6:10−11 ибо, если металлы и были, они не упоминаются), но с двумя заданиями, которые должны побуждать нас всех приходить в дом Божий:

(1) Просить Господа о милости. Так и этих людей послали помолиться пред лицем Господа и, существует мнение (основанное на обычаях того времени), принести жертвы, вместе с которыми иудеи возносили молитвы. В пленении иудеи молились, повернувшись в сторону храма (как очевидно из Дан 6:10); теперь же, когда храм находился на верном пути к восстановлению, иудеи послали своих представителей помолиться в нем, помня о том, что Бог говорил: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис 56:7). В молитве мы должны мысленно представлять, что находимся пред лицем Господа, должны видеть Его око на себе и направлять свой взор к Нему.

(2) Спрашивать у Господа о Его воле. Следует заметить: свои просьбы к Богу мы должны направлять с готовностью получить от Него наставления; ибо если мы отклоняем ухо свое от слушания Его закона, то не можем рассчитывать, что наши молитвы будут Богу приятны. А посему нам надлежит жаждать обитания в доме Господнем во все дни своей жизни (Пс 26:4), чтобы вопрошать Его там, прося не только: «Господи, что Ты сделаешь для меня?», но и: «Господи! что повелишь мне делать?»

3. К кому они обратились с вопросом. Они пришли спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков; первые были наставниками в обычных вопросах, вторые — в чрезвычайных; Господь благословил Свой народ и теми и другими, и люди имели возможность проверить, сообщат ли им священники или пророки Божье мнение по этому поводу. Следует заметить: поскольку Бог дал нам разнообразные дары, причем все они даны на пользу, то мы должны пользоваться каждым из них в подходящем случае. Преданность народа священникам и духовным наставникам не исключала доверия к пророкам, которые, очевидно, благодаря своим дарам весьма достойны служить интересам Церкви. Равно как и любовь к пророкам не побуждала людей пренебрегать священниками, поэтому они обращались и к тем и к другим и, посоветовавшись с ними, воздавали славу Богу Израилеву и Духу, Который производит все сие. Бог мог говорить с народом либо через урим, либо через пророков (1Цар 28:6), поэтому люди не пренебрегали ни священниками, ни пророками. Ни те ни другие не завидовали друг другу и не проводили различий между собою; так пусть и народ не проводит между ними различий, но благодарит Бога как за тех, так и за других. Действительно, пророки исправляли ошибки священников, но в то же время они говорили народу, что уста священника должны хранить ведение и людям надлежит искать закона от уст его, ибо он вестник Господа Саваофа (Мал 2:7), Следует заметить: кто желает знать Божье мнение, тот должен советоваться с Божьими служителями, а в случаях сомнения обращаться за помощью к тем, чье дело — с особой тщательностью исследовать Писания.

4. В чем заключался вопрос, ответ на который они искали: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» (ст. 3). Примите во внимание:

(1) Что именно они практиковали не только во время семидесяти лет пленения, но и вплоть до этого времени — на протяжении двадцати лет после провозглашения освобождения. В определенное время они соблюдали посты для смирения и молитвы и верно их придерживались, насколько это возможно, поклоняясь в уединении, в кругу семьи и на всеобщем собрании. В данном случае упомянут только один пост — пост пятого месяца, но, очевидно (Зах 8:19), иудеи соблюдали четыре ежегодных поста: один — в четвертом месяце (17 июня) — в память о разрушении стены Иерусалима (Иер 52:6); следующий — в пятом месяце (4 июля) — в память о сожжении храма (Иер 52:12−13); потом — в седьмом месяце (5 сентября) — в память об умерщвлении Годолии, которое привело к окончательному рассеянию иудеев; затем — в десятом месяце (10 декабря) — в память о начале осады Иерусалима (4Цар 25:1). Со стороны иудеев было весьма похвально продолжать соблюдение постов и теперь, смиряя себя в смиряющих обстоятельствах провидения, посредством которых Бог призвал их к плачу и скорби, чтобы им пережить беды и подготовиться к избавлению. Кроме того, соблюдение постов своевременно и должным образом сообщало их детям о простертой против них руке Господа.

(2) В чем они в данное время сомневались: нужно ли им и далее соблюдать эти посты. Вопрос звучит так, будто его задает один человек: плакать ли мне? Но он интересовал многих, и ответ одному удовлетворил бы и остальных. Или же многие перестали поститься, а вопрошающего их пример не убедил, и если Богу угодно, чтобы он продолжал, то он будет поститься, как бы ни поступали остальные. Пост этого человека описывается так: плакать и изолироваться (англ. пер., ст. 3). Религиозный пост должен освящаться не только воздержанием (представленным здесь как изоляция от вполне законных жизненных благ), но и благочестивым сожалением о грехе (о котором здесь говорится как о плаче). «Должен ли я и далее соблюдать дни, в которые томит человек душу свою, как я делал это уже много лет?» Речь идет о семидесяти годах (ст. 5), отсчитанных от последнего пленения, как и ранее (Зах 1:12). Вопрошающий выражает свою готовность продолжать поститься по Божьему указанию, даже если это будет означать умерщвление плоти.

[1] Должно быть сказано нечто о продолжении постов. Пост и молитва уместны в любое время и приносят благо, и у нас всегда найдется достаточно оснований и нужд, чтобы смирить себя перед Господом. Отказ от постов в то время означал, что иудеи стали слишком беспечными, и мог стать причиной еще большей беспечности. Их положение до сих пор оставалось тяжелым, и знаки Божьего недовольства все еще были очевидными; больной поступает неразумно, если прерывает курс лечения, когда налицо остаточные явления болезни.

[2] Но надлежит сказать нечто и об отказе от этих постов. Бог изменил образ действия Своего провидения в отношении иудеев и вернулся к ним по пути милости; нужно ли им менять свои действия в исполнении долга? Теперь, когда Жених вернулся, для чего поститься сынам чертога брачного? Всему свое время. Что же касается поста пятого месяца (о котором, в частности и спрашивали), соблюдавшегося в память о сожжении храма, то, казалось бы, его нужно отменить в первую очередь, потому что в данное время храм был на верном пути к восстановлению. Тем не менее, поскольку этот пост соблюдали довольно долго, его не могут оставить, не посоветовавшись, не спросив и не узнав Божьего мнения по этому поводу. Следует заметить: мы не должны изменять образ действий религиозного служения, оказавшийся полезным для нас самих и для других, если на это нет веских оснований и если этому не предшествует тщательное размышление.

II. Ответ на заданный вопрос. Несмотря на благовидность вопроса, вопрошавшие, по-видимому, не проявляли должной добросовестности, ибо их больше беспокоила внешняя сторона поста, а не его суть. Похоже, они хвалились тем, что постятся, и упрекали Всемогущего за задержку в возвращении к ним с милостью: «Мы ведь делаем это уже много лет». Подобная ситуация: «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» (Ис 58:3). И существует мнение, что в основе вопроса лежало неверие вопрошавших и недоверие Божьим обетованиям; ибо если бы таковым доверяли должным образом, то не возникло бы сомнения в том, что посты следует прекратить, поскольку их причина устранена. Поэтому в самом начале дается весьма резкий ответ, обличающий вопрошавших в лицемерии, причем он адресован не только народу земли сей, но и священникам, установившим эти посты; и вполне возможно, что некоторые из них настаивали на продолжении из корыстных побуждений. Пусть все они примут к сведению, что, думая, якобы Бог им весьма обязан за эти посты, они сильно заблуждаются, ибо пост не угоден Господу, если не соблюдается должным образом и в его основе лежат худые намерения.

1. То доброе, что они делали, совершалось неправильно: вы постились и плакали (ст. 5). Им вменяется в вину отнюдь не пренебрежение долгом: хотя они и изнуряли свое тело (ибо их пост был всегда предо Мною, Пс 49:8), тем не менее делали это неверно. Следует заметить: кто приходит вопросить о своем долге, тому сначала надлежит выслушать, в чем заключаются его ошибки. А кто ревностно заботится о внешней стороне служения, тому нужно добросовестно исследовать себя, чтобы узнать, каково его внутреннее состояние.

(1) Во время поста они не думали о Боге: для Меня ли вы постились? для Меня ли? Господь взывает к их совести, и последняя засвидетельствует, что в своем посте они были неискренними; тем более это известно Богу, Который больше сердца нашего и знает всё. Для Меня ли вы постились? Вы прекрасно знаете, что отнюдь не для Меня. Речь идет лишь об остове и форме долга, лишенного жизни, души и силы. Для Меня ли вы постились? для Меня ли? Повторение подразумевает, какое большое значение придается главному обстоятельству: насколько это и другие священные действия посвящаются Богу, именно Богу, насколько мы принимаем во внимание и руководствуемся Его Словом и видим ли мы конечную цель, которая есть Божья слава, стремимся ли мы угодить Господу и обрести Его благосклонность, чтобы старательно в искренности своих намерений представить себя Богу достойным. Если этого нет, то любой пост является несерьезным. Когда постились, но не для Бога, это лишь раздражало Его, ибо выглядело как насмешка и не могло быть угодным Ему. Кто использует пост в качестве прикрытия греха (как Иезавель) или, постясь, старается понравиться людям, чтобы снискать их одобрение (как фарисеи), тот хранит лишь внешнее уничижение, а сердце при этом остается несмиренным, как это было с Ахавом. Для Бога ли они постятся? Для Него ли? Таков ли тот пост, который Я избрал? (Ис 58:5). Независимо оттого, как часто, долго и строго мы постимся, если пост не служит усилению нашей любви и преданности Господу, если не оживляет молитву, не обостряет благочестивую скорбь и не изменяет состояния нашей души и образа жизни к лучшему, то он не отвечает своей цели и Бог не примет его, ибо не сочтет, что таковой совершается для Него.

(2) Во время поста они думали о себе, и в этом отношении их пост ничем не отличался от приема пищи и питья: «И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите? (ст. 6). То есть в другие дни (более того, возможно, даже и в дни поста, совершая который вы находили причины для поблажек и позволяли себе пить и есть) не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? Разве вы не заботились всегда только о себе? Зачем же тогда притворяетесь, что хотите узнать Божье мнение? Во время религиозных праздников и благодарения вы уже не видите Бога, точно так же как и во время поста»: Или же, скорее, данные слова имеют отношение к обычным приемам пищи: во время поста и молитвы они славили Бога не более, нежели во время еды и пития, а в центре пересечения линий всех их естественных, общественных и религиозных действий находилось собственное эго. Если бы они соблюдали посты более достойно, то не возник бы и вопрос об их продолжении. Следует заметить: когда мы едим и пьем для себя, то цель приема пищи и питья не достигнута, а посему нам надлежит есть и пить во славу Божию (1Кор 10:31), чтобы тело оказалось полезным душе в ее служении Господу.

2. Главное доброе дело, которое им надлежало бы делать, оставалось неисполненным: «Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков? (ст. 7). Да, именно так вам следовало бы поступать во время поста. Недостаточно просто плакать и изолироваться в дни поста в знак сожаления о постигших вас судах, но нужно было исследовать писания пророков, чтобы увидеть основание для борьбы Бога с вашими отцами и внять предостережению в виде их несчастий и не идти по их стопам по пути беззакония. Вы спрашиваете: нужно ли нам делать то, что мы делали, постясь? Нет, вам нужно делать то, чего вы еще не делали: вы должны покаяться в грехах и преобразовать свою жизнь. Именно к этому вас призывают сейчас, и к этому призывали ваших отцов прежние пророки». Чтобы иудеи сильнее ощутили несчастье, которое причинил грех, и пришли к покаянию, Захария напоминает им о былом процветании их государства: Иерусалим тогда был населен и покоен, а теперь он опустошен и страдает. И города вокруг него, которые теперь лежат в руинах, тоже были населены и наслаждались миром. И сельская местность была густонаселенной: люди населяли южную страну и низменность (англ. пер., ст. 7), которая совсем не имела укреплений, но тем не менее находилась в безопасности и была очень плодородной, а посему наслаждалась изобилием. Но и тогда Господь через пророков взывал к ним весьма серьезно и настойчиво, чтобы они исправили свои пути и деяния, иначе их процветанию придет конец. «Итак, — говорит пророк, — вам следовало бы внять этому и сделать вывод: то, что Бог требовал от отцов для предотвращения судов, а они не делали, требуется теперь от вас для устранения этих судов. И если вы не сделаете, то ваши посты и плач ровным счетом ничего не значат». Следует заметить: слова поздних пророков согласуются со словами прежних; и независимо от того, преуспевают люди или бедствуют, их надлежит призывать, чтобы оставили грехи и исполняли свой долг; эти слова до сих пор должны звучать припевом в каждой песне.

Стихи 8−14. Слова о том, что народу следовало бы услышать провозглашавшееся через прежних пророков (англ. пер., ст. 7), находят здесь более подробное объяснение, чтобы предостеречь этих вопрошающих лицемеров, которые продолжали грешить, добиваясь при этом четкого ответа, нужно ли им и далее поститься. Пророк уже напоминал о том, что отцы не внимали призывам пророков, и показал, к чему это привело (Зах 1:4−6), и говорит об этом снова, ибо беды отцов должны служить нам предостережением. Божьи суды, постигшие Израиль за грехи в древности, описаны в назидание нам, христианам (1Кор 10:11), подобным же образом мы должны учиться на похожих событиях провидения в наши дни.

I. Здесь Захария повторяет главные мысли проповедей, прозвучавших из уст прежних пророков для отцов (ст. 9−10), ибо то же самое требуется от иудеев и сейчас. «Так говорит Господь Саваоф теперь, так Он говорил и отцам вашим тогда: производите суд справедливый». От них здесь требуется то, что могло бы продлить благоденствие их отцов и должно вернуть покой им, и речь идет не о посте и жертвоприношениях, а об оказании милости и сострадания. Это — долг, к которому людей обязывает свет и законы природы, даже если бы к ним не посылались с настойчивыми призывами пророки; этот долг прямо ведет к общему благополучию и миру, и получает от этого пользу сам исполняющий, отнюдь не Бог.

1. Судьи должны отправлять правосудие беспристрастно в соответствии с принципами закона и по существу дела, невзирая на лица: «...судите по истине и после суда исполняйте приговор».

2. Люди должны заботиться друг о друге и не только не причинять вреда, но и проявлять готовность делать для ближнего все, что в их силах. Надлежит оказывать милость и сострадание каждый брату своему, когда того требует случай. Нужно относиться с состраданием к немощам других, равно как и к их бедам. Напс veniam petimusque damusque vicissim — В такой доброте мы нуждаемся и проявляем сами.

3. Они не должны давить на людей, над которыми имеют преимущество и которые, как им известно, не могут постоять за себя. Нельзя ни в торговле, ни в судопроизводстве притеснять вдову и сироту, пришельца и бедного (ст. 10). Нельзя припирать к стене немощного лишь потому, что он слаб. Не стоит отрицать права людей, которые на законном основании готовы заявить о таковых и восстановить их. Мы же должны, не только опасаясь гнева, но и по совести, отдавать принадлежащее людям, которые не в силах потребовать у нас свою собственность. Либо же подразумевается, что обычная точность в отношениях с людьми является необходимым требованием, когда мы имеем дело с вдовами и сиротами. Более того, если мы не помогаем им и не облегчаем их участи, как нам и положено, то это равнозначно угнетению.

4. Нельзя не только причинять вред какому-либо человеку, но подобное желание или мысль не должна и возникать: «...и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Не замышляйте злодеяний, не желайте их, более того, даже не тешьте себя фантазиями на тему зла». Божий закон возлагает на сердце ограничения и запрещает прокручивать и допускать злобные, язвительные и недоброжелательные мысли. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль против брата твоего (Втор 15:9).

II. Пророк описывает своеволие и непослушание отцов, упорствовавших во всякого рода зле и несправедливости, невзирая на увещания и вразумления, которые часто давались им от имени Бога. Здесь Захария прибегает к разнообразным выражениям (ст. 11−12), чтобы донести смысл и показать настойчивость плотских помышлений, которые суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Иудеи были твердолобыми и непокорными и упрямо нарушали закон просто из духа противления.

1. Если им это удавалось, они не слушали пророков, не подходили к ним близко, держась на расстоянии; или же, если слушать все-таки приходилось, они решительно не принимали услышанное во внимание: они не хотели внимать и смотрели куда-то в сторону, как будто бы не им говорилось.

2. Бывало, они слышали сказанное, и поначалу казалось, что готовы подчиниться, тем не менее, вместо того чтобы применить услышанное к себе, они всячески старались избежать этого и вели себя подобно не привыкшему к ярму буйволу, который высвобождает загривок (англ. пер., ст. 11). Они не желали покоряться благому игу и легкому бремени Божьих заповедей. Они ретировались (в буквальном смысле), то есть поначалу вроде бы и склонялись к делу, а потом отказывались от него. Подобное поведение описывает Иеремия (Иер 34:10−11). Они стали как неверный лук и вели себя как сын, сказавший отцу: иду, государь, и не пошел.

3. Они забили себе голову предубеждениями против Божьего Слова и находили то или иное возражение, чтобы оградить себя от каждой услышанной проповеди. И уши свои отяготили, чтобы не слышать, уподобившись глухому аспиду (Пс 57:5), а никто не глух столь безнадежно, как не желающий слышать и отягчающий уши свои.

4. Они решительно настроились на то, что все сказанное им с целью усиления данных указаний не произведет на них ни малейшего впечатления: сердце свое окаменили, оно стало твердым как алмаз, самый твердый и сложный в обработке камень, или как кремень, которому каменщик не может придать форму так же легко, как другим камням в карьере. Вряд ли найдешь что-либо более жесткое, тугоплавкое и несгибаемое, чем сердце самонадеянного грешника. И люди, чьи сердца столь ожесточены, могут винить в том только себя; они сами их ожесточили, и со стороны Бога справедливо предать таковых превратному чувству ожесточенности и нераскаянности собственного сердца. Эти упрямые грешники ожесточили свои сердца нарочно, чтобы не слышать сказанного Богом в рукописном Слове, в законе Моисеевом и через проповедовавших им пророков. У них были Моисей и пророки, но они решили не слушать ни того, ни других, и вряд ли бы их убедил кто-нибудь посланный к ним из умерших. Они не придавали значения словам пророка, хотя речь идет о словах Самого Господа Саваофа, которые Он сообщил Духом Своим, говорившим в пророках. Таким образом в своем пренебрежении к пророкам они бросили дерзкий вызов Самому Богу и противились Духу Святому. Следует заметить: причина, почему люди нехороши, кроется в том, что они сами не желают быть хорошими, не хотят размышлять, не хотят уступать, а посему, если ты буен, то один потерпишь.

III. Пророк показывает фатальные последствия непослушания отцов: за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. Бог был весьма недоволен ими, причем на законном основании. Он требовал от них исключительно благоразумного и полезного для них же самих, тем не менее они отказывались от этого самым дерзким образом. Какой господин потерпит такое оскорбление от собственного слуги? Так и непримиримая вражда к Евангелию, подобная описанной здесь по отношению к закону т пророкам, навлекла на последнее поколение Иудейской Церкви гнев до конца (1Фес 2:16). Великие грехи против Господа Саваофа, Чья власть неоспорима, наводят великий гнев Господа Саваофа, Чья сила неодолима. Посмотрим на Следствия:

(1) Поскольку иудеи отклоняли ухо от Божьего слова, то и Бог отклонял ухо от их молитв. Как Он взывал к ним в дни процветания, чтобы оставили грехи, а они не слушали и упорствовали в своих беззакониях, так и они взывали (ст. 13) в дни беды об устранении судов, а Он не желал слышать и продлил их бедствия. Бросавшие в гордыне своей дерзкий вызов Господу возопили к Нему, когда пришли страдания: Господи! в бедствии он искал Тебя. Но Бог сказал и будет твердо держаться сказанного: кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость (Притч 28:9; Притч 1:24 и след.). Притаившееся в сердце беззаконие непременно навредит успеху молитвы (Пс 65:18).

(2) Поскольку они устранились от долга и верности Богу, предавшись духу мятежности и неустроенности, то Бог распотрошил их и разбросал подобно соломе, воздымаемой ветром: Господь развеял их по всем народам, которых они не знали и не могли рассчитывать на доброе отношение с их стороны (ст. 14).

(3) Поскольку они нарушали законы своей земли, то Бог лишил последнюю славы: земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед. Местность, на которой находилось царство двух колен, осталась совершенно необитаемой после окончательного рассеяния иудеев, связанного с умерщвлением Годолии; там не было ни мужчины, ни женщины, ни ребенка до тех пор, пока народ не вернулся в конце семидесятилетнего пленения; более того, похоже, что даже дороги, пересекавшие страну, пребывали в запустении (по ним никто не ходил ни взад, ни вперед), что можно расценивать как проявление милости (пока иудеи были изгнаны из земли, она оставалась незанятой до их возвращения), хотя сейчас данные слова подчеркивают тяжесть суда; ибо, в какую ужасную пустыню может превратиться столь долго незаселенная земля! И во всем этом виноваты они сами, потому что собственным нечестием сделали вожделенную страну пустынею. Это произошло не столько по вине халдеев, сколько по их собственной. Своим запустением земля обязана нечестию живущих на ней (Пс 106:34). Причиной послужило дерзкое непослушание Божьему закону. А нынешнее поколение увидело, к какому запустению некогда вожделенной земли привел грех, но не вняло предостережению.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 7 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.