Апостол проводит различие между «нынешним Иерусалимом» (который сейчас «с детьми своими в рабстве» и являет собой то, что осталось от Иудейской Церкви, отвергшей Христа) и «вышним Иерусалимом», который «свободен: он — матерь всем нам» (Гал 4:25−26) и является христианской Церковью, духовным Иерусалимом, которую Бог избрал, чтобы пребывать имени Его там. В предшествующей главе мы узнали о приговоре первому Иерусалиму, труп которого оставлен на растерзание собравшимся к нему орлам. А сейчас в данной главе мы узнаем о благословениях второму и о многих обетованиях, данных евангельскому Иерусалиму Тем, Кто заявляет о Своей силе, позволяющей их исполнить (ст. 1). Здесь обещается, что:
(I) Покушения на Церковь обернутся против ее врагов, которые убедятся, что причиняли ей вред себе же на погибель (ст. 2−4,6).
(II) Стремления друзей и покровителей Церкви принести ей благо будут честными, регулярными и успешными (ст. 5).
(III) Бог защитит и укрепит самого ничтожного и немощного из принадлежащих Церкви и совершит для таковых спасение (ст. 7−8).
(IV) В качестве подготовки и залога упомянутых милостей Господь изольет на людей дух молитвы и покаяния, действие которого будет всесторонним и особенным (ст. 9−14). Эти обетования очень помогли тогда благочестивым иудеям, жившим в тревожное время господства Антиоха и других гонителей и притеснителей; и они могут оказаться полезными в любом веке, чтобы побудить нас молиться и вселить в нас надежду относительно Евангельской Церкви.
Стихи 1−8. Здесь мы находим:
I. Название данной главы с обетованиями Израилю Божию. Это — бремя слова Господа об Израиле (англ. пер., ст. 1) — Божье предсказание; его вес ощущается при сообщении; оно должно довлеть над людьми; оно будет настойчиво исполняться; это — бремя, тяжкое бремя для всех врагов Церкви, оно подобно куску свинца (Зах 5:7−8). Но оно — об Израиле. Именно ему оно несет утешение и благо. От Божьей десницы к Израилю исходит как огонь закона (Втор 33:2), так и огненные пророчества и огненное провидение. Слово, возвещающее врагам Израиля ужасы, ему самому возвещает мир и, подобно столпу облачному и огненному, поворачивается светлой стороной к Израилю, направляя и ободряя его, а темной стороной — к египтянам, пугая и угнетая их. Как блаженны люди, на стороне которых даже бремя Божьего слова, равно как и Божьи благословения!
II. Сведения о Дарующем привилегии, которые предшествует описанию последних, чтобы показать, что Он имеет как власть, так и способности исполнить обещанное, ибо является Творцом мира и нашим Творцом, а посему Ему принадлежит неоспоримое и неопровержимое господство.
1. Он распростер небо; Он не только сделал это изначально, когда сказал: «да будет твердь...» и создал твердь, но Бог до сих пор простирает небеса, как шатер, предотвращает их сворачивание и будет делать это, пока не придет конец, когда небеса свернутся, как свиток книжный. Невозможно наложить какие-либо ограничения на власть Распростирающего небо, равно как и для Него нет ничего слишком трудного.
2. Он полагает основания земли и твердо держит их на своем месте, вернее, на своей оси, хотя Он и основал ее на морях (Пс 23:1−2), более того, повесил землю ни на чем (Иов 26:7). Основатель этой земли, вне всякого сомнения, является ее правителем и судьей, и как сильно заблуждаются говорящие, что оставил Господь землю сию, ибо если бы Он оставил ее, то она упала бы, ведь именно Он не только основал ее изначально, но и до сих пор полагает основания земли и поддерживает их.
3. Он образует дух человека внутри него. Он сотворил нам душу сию (Иер 38:16). Он не только вдунул в первого человека, но до сих пор вдувает дыхание жизни в каждого; тело происходит от плотских родителей наших, а душа дарована Отцом духов (Евр 12:9). Господь создал сердца людей, которые находятся в Его руке, и Он направляет их, как потоки вод, и придает им форму по Своему желанию, чтобы они служили Его намерениям о них. А посему Он в силах спасти Свою Церковь, воодушевляя ее друзей и удручая ее врагов, и навеки спасет всех Своих избранных, образовав их дух заново.
III. И непосредственно обетования о безопасности Церкви, благодаря которым и все ее друзья могут ощущать святую защиту.
1. Обещается, что какие бы покушения на чистоту и мир Церкви ни совершали враги, таковые в итоге обязательно приведут покушавшихся в замешательство. Враги Бога и Его царства весьма злобны и недоброжелательны по отношению к Иерусалиму и строят замыслы о его разрушении; но в конечном счете окажется, что они готовят погибель только себе; Иерусалим находится в безопасности, а вот борющихся с ним подстерегает всякая опасность. Примером тому служат три сравнения:
(1) Иерусалим станет чашею исступления для всех осаждающих его (ст. 2). Таковые надеются, что город будет для них чашей с вином, которую они выпьют с легкостью и удовольствием, а посему жаждут трофеев, даже крови. Что же касается этой чаши, то она окажется для врагов чашей дремоты, более того — .чашей с ядом, которую они возьмут в руки, подумав, что безраздельно владеют ею и могут выпить до дна — им же хватит одних испарений. Когда против Иерусалима сошлись цари и увидели, что Бог в жилищах его ведом, как заступник, тогда они смутились и обратились в бегство; страх объял их там (Пс 47:4−7). Так смутился Александр Великий, когда встретил первосвященника Иадду, и отказался от совершения какого-либо насилия над Иерусалимом. Когда Сеннахирим устроил осаду вокруг Иуды и Иерусалима, то убедился, что они действуют как отупляющее вино, и крепкие его уснули сном своим (Пс 75:6−7). Существует и такое чтение: сделаю Иерусалим столбом раскаяния или крушения. Покушавшиеся на Иерусалим лишь разобьют свои головы об этот столб, который они не смогут сдвинуть, но непременно поранятся, столкнувшись с ним. Гневное дыхание тиранов будет подобно буре против стены (Ис 25:4), которую они не поколеблют, но она погубит их. Божья Церковь является чашей утешения для всех своих друзей (Ис 66:11) и чашей исступления для всех склоняющих ее к заблуждению и порокам или старающихся погубить ее войнами и гонениями (см. Ис 51:22−23).
(2) Иерусалим станет тяжелым камнем для всех пытающихся его сдвинуть или унести (ст. 3). Здесь делается предположение, что все народы земли соберутся против него, одни в одно время, другие — в другое. Из века в век на Церковь шла с войной целая череда врагов. Но даже если бы они все одновременно объединились против нее и приняли решение истребить, чтобы не вспоминалось более имя Израиля (Пс 82:5), то задача все равно оказалась бы для них невыполнимой. Кто поддерживает царство греха и содействует его развитию и смотрит на Иерусалим, да и на Церковь Божию как на огромное препятствие своим замыслам, которое надлежит убрать с пути, тот убедится, что оно тяжелее, чем думали, поэтому:
[1] Сдвинуть его они не смогут. Вопреки замыслам врагов, у Бога будет Церковь в мире; она построена на камне, она — как гора Сион, которая пребывает вовек (Пс 114:1). Этот камень, отторгнутый от горы не руками, не только удержится на месте, но и наполнит всю землю (Дан 2:35,45). Более того:
[2] Подобно камню, разбившему истукана (Дан 2:45), он раздробит на куски всех, которые будут поднимать его. Все считающие себя достойными противниками надорвут себя этим камнем. Существует мнение, что здесь проводится сравнение со спортивной игрой. В частности, Иероним сообщает, что таковая была популярна у иудеев: молодые люди испытывали свою силу и боролись за первенство, поднимая огромные камни, которые, если оказывались для них слишком тяжелыми, падали на состязавшихся и ранили их. Кто насмехается над религией и подшучивает над святынями, тот увидит в них тяжелые камни и убедится, что играл с огнем; и, несмотря на некоторую небрежность (со словами: что и пошутить нельзя?), они возьмут на себя неподъемный и тянущий на дно груз вины. По-видимому, и наш Спаситель ссылается на эти слова, когда сравнивает Себя с тяжелым камнем для тех, кто не пожелал сделать Его главою угла, а теперь на кого он упадет, того раздавит (Мф 21:44).
(3) Правители Иерусалима будут для своих врагов как жаровня с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов (ст. 6). Не то чтобы они волею собственных страстей сделались поджигателями и горящими головнями для всех окружающих. — Нет. Царь Сиона — кроток и смирен, и все правители в Его подчинении должны уподобляться Ему. — Но Бог правосудия сделает их мстителями врагам за Его и их дело. Выступившие против них убедятся, что борьба с ними подобна противопоставлению волчцов и терний пожирающему огню, который пойдет против них и выжжет их совсем (Ис 27:4). Пожирающий врагов огонь — это Божий гнев, а не гнев князей Иудиных. О Божьем огне сказано, что он — на Сионе, и горнило Его в Иерусалиме (Ис 31:9). Враги думали, что станут для этого огня водой, погасят его и сведут на нет. Но Бог сделает их деревом, даже снопами сена (которые горят еще лучше) для этого огня, чтобы он не только сжег их, но и стал от них гореть еще сильнее. Когда Бог сделал так, что Авимелех и жители Сихемские погубили друг друга, то было сказано: да изыдет огонь от одних и да пожжет других (Суд 9:20). Так же и Здесь: огонь выйдет от князей Иудиных, чтобы истребить все окрестные народы, подобно тому как огонь выйдет из уст Божьих свидетелей и пожрет всякого, кто захочет их обидеть (Откр 11:5). Гонители ранней Церкви ощутили на себе исполнение этого предсказания. Подтверждением тому служит исторический труд Лактанция о Божьих судах над гонителями в первые века христианства; и Юлиан Отступник в конце концов признался: «Ты победил, Галилеянин!» Лозунгом Церкви могли стать слова: Nemo me impune lacesset — Никто ко мне не прикоснется безнаказанно. Некогда была поговорка: если тебе надоела жизнь — преследуй христиан.
2. Обещается, что Бог расстроит советы и ослабит мужество врагов Церкви: «В тот день, когда народы земли соберутся против Иерусалима, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием» (ст. 4); и снова: «всякого же коня у народов поражу слепотою, так что они будут бесполезными; ослепить коня — все равно что подрезать ему поджилки». Кони и всадники забудут боевые навыки, которым обучены, и вместо того чтобы ходить строем и соблюдать правила дисциплины, и те и другие обезумеют и погубят себя. Пехота Церкви станет серьезным противником для кавалерии врага; и воины, которые привыкли полагаться на коней, будут поражены людьми, которым запрещалось умножать число лошадей.
3. Обещается, что Иерусалим будет населен вновь и станет многолюдным: и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме (ст. 6). Уроженцы Иерусалима не станут вливаться в сообщество жителей какой-либо иной страны, но построят там город и назовут его Иерусалимом и увидят в этом исполнение обетований, подобно тому как поселившиеся в Новой Англии давали своим городам названия городов Старой Англии. Более того, у них будет новый Иерусалим на том же основании, на том же участке земли, где находился прежний. Так было, когда иудеи вернулись из пленения; но полное исполнение будет иметь место в Евангельской Церкви, которая и является Иерусалимом, населенном на своем месте. Ибо, когда Евангелие будет проповедано всему миру, Церковь сможет назвать своим любое место.
4. Обещается, что населению Иерусалима будут дарованы силы постоять за себя, и тем не менее Бог возьмет его под Свою защиту (ст. 8). Обратите внимание, к какому приему прибегает Господь, чтобы уберечь Свою Церковь и Своих людей от врат ада, пока не достигнут и не войдут во врата небесные.
(1) Бог Сам хранит их: в тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима — не только город от захвата и разрушения, но и всех его обитателей от какого бы то ни было вреда. Бог не только станет огненною стеною вокруг города, чтобы укрепить его, но и окружит каждого человека своей милостью, как щитом, чтобы ни одна стрела осаждающих не коснулась его.
(2) Господь осуществляет это, наделив людей мужеством и силой помочь себе самим. Действия, которые Бог производит в Своем народе благодатью, способствуют защите и безопасности людей больше, нежели дела Его провидения для них. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу Своему, чтобы люди выполняли свою часть работы, и тоща Ему не придется браться за Свою, К славе Своей, Господь укрепляет немощного, наиболее нуждающегося в помощи Всевышнего, видящего и признающего нужду в Боге и выражающего Ему наибольшую благодарность за помощь.
[1] В тот день самый слабый из жителей Иерусалима будет как Давид, будет мужем брани — таким же смелым и отважным, таким же сильным и ловким, как Давид, будет предпринимать и доводить до конца великие дела, и станет для Иерусалима таким же полезным, каким был при основании города сам Давид, и станет таким же грозным для врагов. Видите, что делает Божья благодать: она превращает мальчиков не только в мужей, но и в победителей, делает из слабых святых не только добрых воинов, но и великих, подобных Давиду. И обратите внимание, что Бог выполняет дело, к славе Своей, легко и действенно, посредством немощных и неприметных орудий чаще, чем посредством самых выдающихся.
[2] А дом Давида будет как Бог, то есть как Ангел Господень перед ними. Главной отраслью дома Давидова был теперь Зоровавель; он будет наделен мудростью и благодатью для служения, к которому призван, и будет идти перед народом, как ангел (существует такое мнение), который шел перед Израилем по пустыне, и этим ангелом был Сам Бог (Исх 23:20). Господь умножит дары и способности, даваемые как народу, так и князьям, соразмерно служению, на которое они поставлены. И о Давиде сказано, что он — как Ангел Божий, и может различить и доброе, и худое (англ. пер., 2Цар 14:17). Таким теперь будет дом Давидов. Жители Иерусалима станут сильными и готовыми к действию — таким был Давид по природе, а их правители станут мудрыми и готовыми принимать решения — таким был Давид по благодати. Однако полностью исполниться этому предстояло в Христе; в то время дом Давидов казался малым и ничтожным, его слава померкла, а в Христе дом Давидов воссияет ярко как никогда, и его облик будет подобен ангельскому; во Христе он обретет большее благословение и сам станет благословением, как никогда прежде.
5. Обещается, что между городом и деревней установится великолепное взаимопонимание и сохранится равновесие. Не будет места взаимной зависти и злобе, каждый будет преследовать не обособленные интересы, но все единодушно объединятся для принятия решений, чтобы согласованно действовать во имя общего блага. И такое благоприятное согласие между городом и деревней, между головой; и телом является необходимым условием для здоровья, благосостояния и безопасности любой нации.
(1) Князья Иудины — правители и старейшины селений — будут относиться к горожанам, жителям Иерусалима, купцам и ремесленникам, с уважением; они не станут их унижать и не будут стремиться подчинить их, но скажут... в сердцах своих без лести, но искренне: сила моя, сила моей страны, моего рода — жители Иерусалима в Господе Саваофе, Бог их (ст. 5). Поэтому они в любом случае будут платить Иерусалиму дань уважения и почтения как городу-матери, городу правления, городу который надлежит обслуживать в первую очередь, потому что он считается оплотом нации и самым сильным укреплением во время общей беды и опасности, куда все прибегут за помощью и защитой, и не столько потому, что город богат (а деньги необходимы для ведения войны) или густонаселен и может вывести на поле брани величайшее множество, и даже не потому, что жители Иерусалима вообще были самыми находчивыми и активнымиJ наилучшими воинами и наилучшими командирами (о Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то отважный муж родился в нем»), но потому, что Иерусалим был святым городом, где Бог держал Свой дом и двор, храм и священников, где Ему поклонялись и соблюдали Его праздники, и потому, что сейчас, как никогда, ему надлежало; быть городом молитвы, ибо на жителей Иерусалима Бог изольет дух... мольбы (англ. пер., ст. 10). А посему князья Иудины скажут: это — сила моя; жители Иерусалима — сила, благодаря своей связи, привилегиям и общению с Господом Саваофом, Богом их. Поскольку Господь Саваоф по-особому является их Богом (ибо в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе), то они будут силой моей. Следует заметить: с государством все в порядке, когда его великие мужи умеют ценить мужей благочестивых, когда его правители считают религию и религиозных людей своей силой и знают, что поддерживать последних в их же интересах, и называют благочестивых и молящихся колесницей Израиля и конницей его (как называл Иоас Елисея), а не смутьянами земли (каковым считал Ахав Илию).
(2) Царский двор и город не будут презирать и смотреть с пренебрежением на жителей деревни, даже на самого ничтожного из них, тем более — на деревенских старейшин; ибо Бог удостоил Иуду особой чести, чтобы спасти его от презрения со стороны братьев. Иерусалим был удостоен особых таинств, подобным же образом и Иуда был удостоен особых знаков провидения. Бог говорит: а на дом Иудин, на бедных деревенских жителей, отверзу очи Мои (ст. 4). Гордые смотрели на них свысока, а Великий Бог смотрит на них с благосклонностью и заботой. Более того, спасет Господь сначала шатры Иуды (ст. 7). Живущие в шатрах — наиболее уязвимы, но Бог дивным образом защитит и освободит их раньше, чем жителей Иерусалима. Он явит Свою славу в деяниях в пользу собирающих стада при колодезях (Суд 5:11). Так и в своем таинственном теле Бог внушает о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле (см. 1Кор 12:22−25), Именно по этой причине Бог позаботится, чтобы величие дома Давидова, являвшееся огромной силой, и величие жителей Иерусалима, владевших огромным богатством и живших в великой роскоши в свое удовольствие, не возносилось над Иудою и над шатрами Иуды, обитатели которых трудились и добывали свой хлеб в поте лица и, возможно, были же столь хорошо воспитаны. Следует заметить» придворные и просто горожане не должны презирать деревенских жителей и относиться с пренебрежением к тем, на которых Бог отверзает очи Свои и спасает сначала, тогда как богатому и великому так трудно войти в Царствие Божие. Если Бог Своей благодатью возвеличил жителей Шатров Иуды, избрав немощное и неразумное, чтобы привлечь к Своей работе, то мы, понося Его орудия или превозносясь перед ними, бросаем Господу, дерзкий вызов (Иак 2:5−6). Это обетование имеет непосредственное отношение к евангельской Церкви, в которой нет различия между людьми высокого и низкого происхождения, между богатыми и бедными, рабами и свободными, обрезанными и необрезанными, но Христос одинаково приглашает всех вкусить Его блага (Кол 3:11). Иерусалим не следует считать, как это бывало, более святым, нежели другие части земли Израилевой.
Стихи 9−14. День, о котором здесь говорится, — это день защиты и освобождения Иерусалима — тот славный день, когда Бог явится для спасения Своего народа; и речь идет не только о победе иудеев над врагами в дни Маккавеев, но, несомненно, и о более отдаленном времени — о евангельском дне и победе Христа над силами тьмы и великом спасении, которое Он совершил для Своих избранных. Итак, здесь приводится описание двух замечательных дел, намеченных на тот день.
I. Бог совершит славное дело для Своего народа: «Я буду стремиться истребить все народы, нападающие на Иерусалим (англ. пер., ст. 9). На Иерусалим выходят страны, их много и они могущественны; но все они будут истреблены, их сила сломлена, покушения отражены; зло, которое они замышляли, обратится им на голову». Бог будет стремиться истребить их, но это не значит, что Он затрудняется в выборе способов и средств достижения цели (Безмерная Мудрость никогда не испытывала затруднений), но Его стремление совершить задуманное указывает на решительность и твердое намерение (Он ревнует о Сионе ревностью великой, и день мщения — в сердце Его), а также на то, что Он волен направить на достижение цели все средства и орудия, любые действия и проявления побочных причин. Господь готовит нападающим зло; когда Он, казалось бы, Сам поднимает их, то делает это в стремлении истребить. В первое пришествие Христа Он стремился смертью лишить силы имеющего державу смерти и действительно лишил его силы,, поразил змея в голову и сломил все силы тьмы, боровшиеся с Божьим царством среди людей и с верными друзьями и подданными этого царства; Господь причинил силам тьмы ущерб и выставил их на посмешище. В Свое второе пришествие Он завершит истребление, когда упразднит всякое противящееся начальство и всякую власть и силу и смерть будет поглощена победою. Истребится последний враг из всех нападавших на Иерусалим.
II. Бог совершит благодатное дело в Своем народе в порядке осуществления славного дела для последнего. Когда Господь будет стремиться истребить врагов Своего народа, то изольет на Своих дух благодати и мольбы (англ. пер., ст. 10). Следует заметить: когда Бог замышляет для Своего народа милость, то первым делом Он настраивает людей на молитву — так Он стремится истребить их врагов, побуждая Своих устремиться к Нему за помощью. Несмотря на то что Он Сам предлагает и обещает помощь, причем оказывает ее Себе же во славу, Он желает, чтобы дом Израилев просил Его об этом (англ. пер., Иез 36:37). Просите, и дано будет вам. Такая честь угодна Богу, и такой чести Он удостаивает молитву и молящихся. Это также является счастливым предзнаменованием грядущего избавления для скорбящей Церкви, как бы рассветом того дня, когда Господь пробудит Свой народ, чтобы изо всех сил возопили к Нему об избавлении. Но кроме того, данное обетование имеет отношение и исполнилось в благодатях Духа, дарованных всем верующим, как передал пророк Исаия: излию дух Мой на племя твое (Ис 44:3), и это исполнилось, когда Иисус был прославлен (см. Ин 7:39). Это обетование о Духе и, вместе с Ним, всех духовных благословениях на небесах во Христе. Итак, здесь примите во внимание:
1. На кого изольются эти благословения.
(1) На дом Давида, на великих людей; ибо люди могут быть великими и хорошими лишь настолько, насколько их сделает таковыми Божья благодать. Уже обещалось (ст. 8); что дом Давида будет как Ангел Господень; и теперь с этой целью на них изливается: Дух благодати; ибо, чем больше святым дано Духа благодати, тем сильнее они уподобляются ангелам. Когда Бог собирался вступиться за эту землю, то Он излил Своего Духа благодати на дом Давида, на вождей земли. Если правители и великие люди идут на добрые дела впереди остальных, то народу это сулит добро (как в 2Пар 20:5). Христос, сын Давидов, воплощает в Себе весь дом Давида; и на Него, как на главу, изливается Дух благодати, а от Него передается всем членам тела; и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать.
(2) На жителей Иерусалима, простых людей; ибо действия Духа одинаковы — что для начинающих и немощных христиан, что для сильных и зрелых. Жители Иерусалима, в отличие от великих людей дома Давида, не могут повлиять на государственные дела своими полномочиями и политической хитростью, но они могут сослужить хорошую службу молитвами, поэтому Дух изольется и на них. Церковь — это Иерусалим, небесный Иерусалим; все истинно верующие, чье жительство на небесах, являются жителями этого Иерусалима, и это обетование принадлежит им. Бог изольет на них Духа Своего. Это — залог, который примут верующие во Христа; таким образом они освящаются, таким образом они запечатлеваются.
2. О каких благословениях идет речь: Я изолью на них Дух. Это действие включает в себя всякое благо, готовящее нас к принятию Божьей милости и всех других даров Всевышнего. Он изольет Дух:
(1) Дух благодати, чтобы освятить нас и сделать благодатными.
(2) Дух мольбы, побуждающий наставляющий и помогающий нам в молитве. Следует заметить: когда бы нам ни давался Дух как Дух благодати, Он дается нам как Дух освящения. Когда бы Он ни давался нам как Дух усыновления, Он учит нас взывать: «Авва, Отче!» Стоило Павлу обратиться, как он теперь молится (Деян 9:11). Вы скорее найдете живого человека без дыхания, нежели живого святого без молитвы. Теперь, во время Евангелия, Дух изливается обильнее, чем во время закона; и дело нашего дальнейшего освящения осуществляется тем успешнее, чем успешнее мы выполняем дело молитвы.
3. Каково будет действие: Я изолью на них дух благодати. Казалось бы, за этим должно по следовать: «И они воззрят на Того, в Которого уверовали, и возрадуются» (и это верно, потому что одним из плодов излияния Духа будет радость, поскольку Писание сообщает о радостях Духа Святого), здесь же мы читаем: и будут рыдать; ибо речь идет о святой скорби, которая является действием излияния Святого Духа, скорби по поводу греха, которая полезна для оживления веры во Христа, чтобы подготовить верующих к радости в Боге. То обстоятельство, что люди будут рыдать, звучит как обетование, ибо рыдание завершится радостью, кроме того, к нему прилагается благословение. Это рыдание является плодом Духа благодати и свидетельством работы благодати над душой, а также сопровождается Духом мольбы, поскольку в молитве оживают чувства; поэтому молитва и слезы зачастую сочетаются (4Цар 20:5). Боровшийся с Богом Иаков плакал и умолял Его. Здесь же речь идет о скорби по поводу греха, что является действием излияния Духа.
(1) Речь идет о рыдании, возникшем при взгляде на Христа: и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем. Итак:
[1] Предсказывается, что Христос будет пронзен, и данное место Писания цитируется как исполнившееся, когда Христа пронзили в бок на кресте (см. Ин 19:37).
[2] О Христе говорится как о пронзенном нами; в первую очередь это относится к иудеям, гнавшим Его до смерти (и мы находим, что те, которые пронзили Его, выделяются среди всех племен земных, которые возрыдают пред Ним, Откр 1:7); тем не менее это верно и в отношении всех нас: будучи грешниками, мы пронзили Христа, поскольку наши грехи стали причиной Его смерти, ибо Он изъязвлен был за грехи наши, которые являются скорбью Его души; Он сокрушается по поводу блудного сердца грешников, о которых сказано, что они снова распинают и открыто бесчестят Его.
[3] Искренне раскаивающиеся в грехе смотрят на Христа как на Того, Которого пронзили, как на пронзенного за их грехи, причем пронзенного ими же самими; и это побуждает их взирать на Него с большим беспокойством о Нем.
[4] Таково воздействие взгляда на Христа — он заставляет рыдать. Это в особенности исполнилось в отношении людей, которым проповедовал распятого Христа Петр. Когда соучастники пронзивших Христа услышали проповедь, то они умилились сердцем и возопили: что нам делать? Это исполняется и в отношении людей, которые печалятся о грехе ради Бога; они смотрят на Христа и рыдают о Нем, причем рыдают не столько о Его страданиях, сколько о собственных грехах, которые их причинили. Следует заметить: искренняя печаль кающейся души проистекает от взгляда с верою на пронзенного Спасителя. Когда мы смотрим с верою на крест Христов, это побуждает нас печалиться о грехе благочестивой печалью.
(2) Речь идет о великом рыдании.
[1] Оно подобно плачу родителей, скорбящих о смерти возлюбленного чада. Они будут рыдать о грехе, как рыдают о единородном сыне, в могиле которого похоронены все надежды семьи, и будут внутренне скорбеть, как скорбят о первенца подобно египтянам, когда те подняли на всю страну плач о смерти своих первенцев. Скорбь детей о смерти родителей подчас притворна, зачастую несильна, быстро проходит и забывается. Но скорбь родителей о ребенке, о сыне, о единственном сыне, о первенце является естественной, искренней, не принудительной и не наигранной; это — глубоко личная и продолжительная скорбь; такова же и печаль истинно кающихся, которая проистекает исключительно из любви к Христу, превосходящей любое другое чувство.
[2] Оно подобно плачу народа о мудром и добром правителе. Это рыдание — как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (ст. 11), где был убит благочестивый царь Иосия, о котором был поднят всеобщий плач, причем весьма великий, потому что иудеям сказали, что именно грех побудил Бога лишить их столь огромного благословения; поэтому они возопили: упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! (Плач 5:16). Наш царь — Христос; причиной Его смерти стали наши грехи, а посему они должны стать предметом нашей скорби.
(3) Речь идет о всеобщем рыдании: и будет рыдать земля (ст. 12). Земля оделась в траур со смертью Христа, ибо тогда тьма была по всей земле, вся земля трепетала; но здесь звучит и обетование о том, что, размышляя о смерти Христа, множество народа станет сожалеть грехе и обратится к Богу. Рыдание будет благочестивым и массовым — так было, когда обратился весь дом Израилев с плачем к Господу (англ. пер., 1Цар 7:2). Существует мнение, что этому еще предстоит свершиться полностью, когда произойдет всеобщее обращение иудейского народа.
(4) К тому же каждый будет рыдать в уединении. Кроме плача земли, который будут совершать ее представители в общем собрании (как в Суд 2:5, когда место плачущих так и назвали — Бохим), рыдание распространится во все уголки страны: будет рыдать... каждое племя особо (ст. 12), все семьи, которые остались (англ. пер., ст. 14). Все внесли свою лепту вины, и поэтому все будут участвовать в скорби. Следует заметить: помимо посещения общих Богослужений, семьи должны собираться на семейное поклонение. Общенародные посты нужно соблюдать не только в синагогах, но и дома. В описанном здесь плаче жены рыдали отдельно, уединившись в своих комнатах, как это делала Есфирь вместе со своими служанками. И существует мнение, что во время всеобщего смирения они отказывали себе в дозволенных удовольствиях (см. 1Кор 7:5). Здесь конкретно названы четыре рода в. качестве примера другим во время плача:
[1] Среди них — два царских рода: дом Давидов, представленный Соломоном, и дом Нафана — другого сына Давида, брата Соломона, потомком которого был Зоровавель, как очевидно из родословия Христа (Лк 3:27−31). Дом Давидов, а в особенности дом Нафанов, который в данное время был главной ветвью дома Давидова, будет идти впереди в этом добром деле. Величайшие правители должны считать себя не освобожденными от закона покаяния, а, скорее, обязанными усердно проявлять покаяние для побуждения других; так смирились Езекия (2Пар 32:26), князья и царь (2Пар 12:6) и царь Ниневии (Иона 3:6).
[2] И два священнических рода: дом Левиин — колено Божие, и в частности — племя Шимея (в русск. пер. — Симеоново, ст. 13), бывшее ветвью колена Левия (1Пар 6:17), и, вероятно, некоторые из потомков этого рода были теперь известными среди народа проповедниками и служителями у жертвенника. Князьям надлежит рыдать о грехах правления, а священникам — о беззакониях в святом. Во время всеобщей скорби и смирения служителям Господним следует плакать между притвором и жертвенником (Иоиль 2:17), причем не только там, но еще и дома в уединении. Ибо в каких семьях должны быть и вид, и сила благочестия, если не в священнических?
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 12 глава