Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В данной главе:

(I) Ионе дается повеление проповедовать в Ниневии (ст. 1−2).

(II) Иона не выполняет это повеление (ст. 3).

(III) За это непослушание он подвергается преследованию и попадает в шторм, во время которого он спит (ст. 4−6).

(IV) Оказывается, что он сам и его непослушание является причиной, вызвавшей бурю (ст. 7−10).

(V) Его бросают в море, чтобы буря утихла (ст. 11−16).

(VI) Его жизнь чудесным образом сохранена во чреве рыбы (ст. 17) для его дальнейшего служения.

Стихи 1−3. Обратите внимание, (1) что Бог почтил Иону, дав ему поручение идти и пророчествовать против Ниневии. Имя Иона означает голубь — вполне подходящее имя для всех Божьих пророков и всего народа Божьего, который должен быть прост, как голубь, и скорбеть, как голубь, о грехах и бедствиях земли. Его отца звали Амафия — моя истина, ибо Божьи пророки должны быть сынами истины. К нему было слово Господне (к нему слово Господне пришло, в англ. пер.), ибо слово Бога — реальная вещь; человеческие слова — всего лишь ветер, а Божьи слова имеют суть. Он ранее был знаком со словом Господним и знал Его голос; сейчас же ему было велено: «Встань, иди в Ниневию город великий» (ст. 2). В то время Ниневия была главным городом Ассирийской монархии и весьма известным (Быт 10:11); это был город великий: он имел внушительные размеры — сорок восемь миль по окружности (некоторые полагают, что намного больше), большое количество жителей, судя по множеству младенцев, обитающих в нем (Иона 4:11), много богатств (не было конца их запасам, Наум 2:9), обладал великой силой и владычеством. Этот город в течение какого-то времени царствовал над царями земли. Но великие города так же, как и великие люди, находятся во власти Бога и суда. Ниневия была великим городом, хотя и языческим, не знающим и не поклоняющимся истинному Богу. Как много великих городов и великих народов сидят во тьме и в долине тени смертной!. Этот великий город был нечестивым городом: «Злодеяния его дошли до Меня (их злоба, читают некоторые); их злодеяния были дерзкими, и они грешили самонадеянно». Печально думать о том, как много грехов совершается в великих городах, где проживает много грешников, которые не только грешат сами, но и заставляют грешить других. «Злодеяния его дошли до Меня, то есть достигли высочайшей степени; чаша их злодеяний наполнилась до края, как чаша Содома (Быт 18:20−21). Они дошли до Меня, до Моего лица (дословно)»; это дерзкое и открытое оскорбление Бога, это грех против Него, совершенный перед Его глазами, поэтому Иона должен был возопить против него (в англ. пер.): свидетельствовать о его великих злодеяниях и предостеречь о великом опустошении, которое приближается к нему за эти грехи. Бог выступает против них и посылает перед Собой Иону, чтобы тот объявил им войну и протрубил боевую тревогу. Взывай громко, не удерживайся. Он не должен был шептать в углу свое послание, а громко возвещать его на улицах Ниневии; имеющий уши да слышит, что Бог хочет сказать через Своего пророка в адрес этого нечестивого города. Когда вопль о грехе достигает Бога, то оттуда выходит вопль об отмщении грешнику. Он должен пойти в Ниневию и вопить о ее злодеяниях, подвергая себя опасности. Некоторым пророкам было велено отправлять послания соседним народам; в частности пророчество Наума было бременем Ниневии, но Ионе было велено пойти и самому принести этого послание: «Встань быстро; будь смел и посвяти себя этому делу, будь решителен, как и приличествует пророку; встань, иди в Ниневию». Кто отправляется по поручению Бога, тот должен встать и пойти; он должен побуждать себя к работе, определенной для него. Пророки вначале были посланы к заблудшим овцам дома Израилева, но не только к ним; они получали хлеб, предназначенный для детей, а Ниневия ела крошки.

(2) Что Иона опозорил Бога, отказавшись повиноваться Его приказам и отправиться в город, куда был послан с поручением (ст. 3): «Но Иона, вместо того чтобы отправиться в Ниневию, встал, чтобы бежать в Фарсис, за море — не стремясь попасть в какой-либо порт, а желая бежать от лица Господня»; и если бы ему удалось это сделать, то было бы все равно куда идти; это не значит, что он надеялся найти место, где он бы скрылся от Божьего всевидящего ока, но он надеялся укрыться от Его присутствия, от духа пророчества, который (как он думал), побуждая его к этой работе, неотступно следовал за ним, и он желал избавиться от его голоса. Некоторые полагают, что Иона, как и некоторые иудеи, придерживался того мнения, что действие духа пророчества oграничивалось землей Израильской (хотя Иезекииль и Даниил четко доказали ошибочность этого мнения), и поэтому надеялся избавиться от него, если удастся пересечь границы этой земли.

[1] Иона не хотел идти в Ниневию и пророчествовать против нее, потому что путешествие туда представлялось длительным и опасным, так как он не знал дороги, или потому что боялся, как бы передача такого неприятного послания такому великому и могущественному городу не стоила ему жизни. Он посоветовался с плотью и кровью и отказался быть посланником, так как не был уверен в собственной безопасности или ревновал из-за исключительных привилегий своей страны, не желая, чтобы какая-нибудь другая также была почтена божественным откровением. Он опасался, что это положит начало отходу царства Божьего от иудеев к другому народу, который принесет больше плодов. Он сам признает (Иона 4:2), что причиной его нежелания отправляться в это путешествие было предвидение того, что Ниневия покается, а Бог простит и помилует ее, что унизит народ Израиля, который долгое время был избранным народом Бога.

[2] Поэтому он отправился в Фарсис — Фарсис в Киликии (в некоторых переводах), возможно, потому что имел там друзей или родственников, у которых надеялся какое-то время пожить. Он пришел в Иоппию — известный морской порт в Израиле, расспросил о кораблях, отправлявшихся в Фарсис, и нашел один. Похоже, провидение благоволило к его планам и предоставило возможность убежать. Мы можем оставить путь своего долга и тем не менее поймать благоприятный ветер. Приготовленный путь не всегда является правильным. Он нашел корабль, готовый сняться с якоря и отправиться в Фарсис, поэтому ему не пришлось терять время. Или, возможно, он отправился в Фарсис, потому что именно туда отправлялся найденный им корабль, то есть все места были равноценны для него. Он не считал, что оставил свой путь — путь, по которому должен был идти, — если только был в пути и шел, куда хотел. Он отдал плату за провоз; его не интересовала сумма, лишь бы только добраться до своей цели и быть подальше от лица Господня. Он поплыл вместе с ними: моряками, пассажирами, купцами — всеми, кто отправлялся в Фарсис. Иона, забыв о своем достоинстве, равно как и о своем долге, толпился вместе с ними и вошел на корабль, чтобы плыть с ними в Фарсис. Посмотрите, какими становятся наилучшие мужи, когда Бог предоставляет их самим себе, и насколько необходимо, чтобы Дух Божий сопутствовал Его слову и каждая мысль в нас была послушна Ему, когда слово Господне приходит к нам. Пророк Исаия признает, что не воспротивился и не отступил назад только потому, что Бог не только заговорил с ним, но и открыл его ухо (Ис 50:5). Поэтому давайте на этом примере научимся не надеяться на человека и не слишком полагаться на себя или на других во время испытаний; посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Стихи 4−10. Когда Иона зашел на борт судна и отправился в Фарсис, то чувствовал себя в безопасности, но в данных стихах мы читаем, что его преследуют, догоняют, находят и обличают как отступника от Бога — одного из тех, кто предал Его.

I. Бог послал за ним преследователя — крепкий ветер на море (ст. 4), могучий ветер из хранилищ Своих (Пс 114:7); из этих хранилищ Бог воздвиг (низверг, дословно) крепкий ветер на море, обладавший огромной силой; даже ветры послушны Его слову и часто становятся посланниками Его гнева; Он собирает ветер в пригоршни Свои (Притч 30:4), где хранит и откуда посылает их, куда Ему угодно; ибо хотя нам кажется, что ветер дышит, где хочет, но это не так: он дует, куда Бог его направляет. Этот ветер сделал на море великую бурю, ибо когда поднимается ветер, то поднимаются волны. Отметьте: грех приносит сильный ветер и бурю в душу, в семью, в церкви и народы; он лишает покоя и тревожит. Буря усилилась до такой степени, что корабль готов был разбиться; моряки уже были готовы к этому; некоторые читают: «Тот корабль, а не какой-то другой, готов был разбиться». В то же время и в том же море находились другие корабли, но, похоже, именно этот корабль, на котором находился Иона, носился по волнам больше других и был в большой опасности. Этот ветер был послан за Ионой, чтобы вернуть его к Богу и своему долгу. Великая милость — если нас зовут и требуют вернуться домой, когда мы заблудились и ушли прочь, даже если это делается с помощью бури.

II. Эта великая буря сильно встревожила экипаж корабля, и только Иона — человек, которого она непосредственным образом касалась, — оставался беспечным (ст. 5). Моряки были напуганы грозящей опасностью, хотя не им противодействовал Бог.

1. Они устрашились. Так как из-за их профессии им очень часто приходилось сталкиваться с опасностью подобного рода, то они легкомысленно относились к ним; но теперь самые старшие и опытные среди них испугались и начали понимать, что в данной буре было Что-то необычное, судя потому, насколько внезапно она началась и как сильно разыгралась. Отметьте: Бог может поразить ужасом самых дерзких людей, вельмож и тысяченачальников, чтобы они призывали скалы и горы в качестве убежища.

2. Каждый из них взывал к своему богу; это был результат их страха. Многие не начнут молиться, пока страхом не придут к этому; кто хочет научиться молиться, тот пусть отправляется в море. Господи, в бедствии они искали Тебя. Каждый из них молился; не было такого, чтобы одни молились, а другие их оскорбляли, — все участвовали в молитве; так как все подвергались опасности, то все взывали к небесам; не было такого, чтобы один молился за всех, а каждый молился за себя. Взывали каждый к своему богу — богу своей страны или города или своему божеству-хранителю. То, что каждый человек имеет бога и верит в бога, свидетельствует против атеизма; это также является примером безрассудства язычников, которые имеют много богов и каждый имеет бога, которого себе воображает, в то время как есть только один Бог, и других не нужно. Но хотя они утеряли голос света природы, утверждающей, что есть только один Бог, но продолжали руководствоваться законом природы, гласящим, что Богу нужно молиться («Не должен ли народ обращаться к своему Богу», Ис 8:19), и особенно Ему нужно молиться, когда оказался в беде или опасности. Призовите Меня во время тесное. Злостраждает ли кто? Напуган ли? — Пусть молится.

3. Молитвы о спасении поддерживали их действия, и, призывая своих богов на помощь, они делали все возможное, чтобы помочь себе, ибо основное правило звучит так: «Помоги себе, и Бог поможет тебе». Они стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее, как действовали моряки, плывшие вместе с Павлом, в подобной ситуации, которые даже выкидывали пшеницу в море, чтобы облегчить корабль (Деян 27:18−19,38). Это было торговое судно, перевозившее товар и нагруженное многими вещами, благодаря которым путешественники надеялись получить прибыль, но теперь они были согласны терпеть убыток, выбросив товар за борт ради спасения жизни. Посмотрите, насколько сильна природная любовь к жизни. Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. И разве не должны мы так же высоко ценить духовную жизнь, жизнь души, полагая, что вся прибыль мира не сможет возместить утерю души? Посмотрите на суетность мирского богатства, насколько оно зыбко и преходяще. Богатство может приделать себе крылья и улететь; более того, мы можем оказаться в такой ситуации, когда сами будем вынуждены приделать ему крылья и выбросить прочь, как в данном случае, раз оно сберегается владетелем его во вред ему и он рад освободиться от него и утопить то, что в противном случае потопит его, даже если у него не будет возможности возвратить свое богатство. О, если бы люди были так же мудры ради своей души и готовы расстаться с богатством, удовольствиями и славой, которые они не могут хранить, не потерпев кораблекрушение веры и доброй совести и не погубив свои души навеки! Кто подобным образом отказывается от временных выгод ради спасения и своего духовного благополучия, тот в конце получит неизреченную выгоду, ибо то, что они теряют согласно этим условиям, они обретут в жизни вечной. Но где все это время находился Иона? Если бы кто-то, разыскивая, спустился вниз, в его каюту, более того, во внутренность корабля, то увидел, что там он лег и крепко заснул; ни внешний шум, ни чувство вины не разбудили его. Возможно, до того он не мог спать из страха, что Бог опять заговорит с ним во сне, а теперь, вообразив, что он находится вне опасности, заснул крепко. Отметьте: грех обладает отупляющим воздействием, и мы должны остерегаться, чтобы в какое-то время наши сердца не ожесточились из-за его обманчивости. Такова тактика сатаны: когда с помощью своих искушений ему удается увлечь людей от Бога и своего долга, то потом он убаюкивает их в плотской безопасности, чтобы они не осознавали свое бедственное положение и опасность. Мы все должны стараться быть бдительными.

III. Начальник корабля позвал Иону, что-бы тот молился (ст. 6): «Пришел к нему начальник корабля; он пристыдил его и велел проснуться, чтобы молиться о жизни и приготовиться к смерти».

1. Он справедливо отругал его: «Что ты спишь!» Мы одобряем поведение начальника корабля за этот упрек в адрес пророка, ибо хотя он не знал его, но в то время все стали одной семьей; и мы должны помогать всякому, кто имеет драгоценную душу, спасти ее от смерти. Мы жалеем Иону, который нуждался в данном порицании, ибо если бы он как пророк Господа был на своем месте, то наверняка сейчас обвинял бы царя Ниневии, но так как он оставил путь своего долга, то теперь сам подвергся порицанию огорченного начальника корабля. Посмотрите, как своим грехом и безрассудством люди умаляют свое достоинство и делают себя ничтожными. Тем не менее мы должны восхититься милостью Бога, пославшего ему этот своевременный упрек, ибо это был первый шаг к его исцелению, как крик петуха для Петра. Отметьте: кто спит во время бури, того можно спросить, почему он спит.

2. Он обратился к нему с уместным советом: «Встань, воззови к Богу твоему, сейчас каждый, находящийся на борту, взывает к своему богу, так почему ты не встаешь и не взываешь к своему? Неужели ты вместе с остальными не боишься опасности и не желаешь спасения?» Отметьте: посвященность других должна оживить наши молитвы, а кто надеется, что его коснется общая милость, тот должен на, полном основании внести свой вклад в молитвы и прощения, которые возносятся о ней. Если у нас есть часть у престола благодати, то во времена всеобщего бедствия мы должны использовать ее ради общего, блага. Самих слуг Божьих иногда необходимо призывать и побуждать исполнять эту часть своего долга.

3. Этот совет имеет хорошее основание: (Может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем». Похоже, боги, к которым они взывали до сих пор, считались только посредниками между ними и всевышним Богом и ходатаями за них перед Ним, ибо начальник корабля говорит об одном Боге, от Которого ожидает помощи. Чтобы побудить к молитве, он предполагает, что опасность очень велика и неотвратима: «Скорее всего, мы погибнем, между нами и смертью лишь один шаг, и, похоже, мы приблизились к нему». Тем не менее он предполагает наличие некоторой надежды, что их гибель можно предотвратить и они не погибнут. Пока есть жизнь, есть надежда, а пока есть надежда, есть место и для молитвы. Он также предполагает, что только Бог может спасти их, что спасение может прийти только от Его силы и сострадания: «Если Он вспомнит о нас и заступится, то мы сможем спастись». Поэтому мы должны взирать на Него и на Него возлагать свое упование, как бы близка ни была опасность.

IV. Оказалось, что Иона был причиной этой великой бури.

1. Моряки обратили внимание на особенности и необычные явления, сопутствовавшие буре, или на собственное бедственное положение, н которое они из-за нее попали, и сделали вывод, что она является посланником божественной справедливости, посланной за одним из тех, кто находится на этом корабле; этот человек, должно быть, виновен в каком-то чудовищном грехе и считается чудовищем (Деян 28:4): «Верно один из нас — убийца, или виновен в святотатстве и лжесвидетельстве, или в чем-то подобном, раз его преследует месть моря; это из-за него мы все страдаем». Даже свет природы учит, что во время необычных судов гнев Божий проливается с небес на необычные грехи и грешников. Всякий раз, когда на нас обрушивается какое-либо зло, мы должны сделать вывод, что для этого был повод; мы совершили какое-то зло, в противном случае данное зло не постигло бы нас; для противостояния Бога всегда есть основание.

2. Они решили с помощью жребия определить, кто был преступником, который явился причиной бури: «Пойдем, бросим жребии, чтоб узнать, за кого постигает нас эта беда». Никто из них не подозревал себя или не спросил: «Не я ли, Господи, не я ли!» Они подозревали друг друга и хотели найти этого человека. Отметьте: когда на нас обрушилось какое-то зло, то желательно знать, по какой причине это произошло; то, что было неправильно, можно изменить, а когда обиды возмещены, то и скорби будут удалены. Для этого мы должны взирать на небеса и молиться: «Господи, объяви мне, за что Ты со. мною борешься, а чего я не знаю, Ты научи меня». Моряки хотели узнать, кто является мертвым грузом на корабле и заклятым, чтобы этот человек умер за других и корабль не погиб, это было не только необходимо, но и в высшей степени справедливо. Для этого они бросили жребии, с помощью которых взывали к суду Бога, для Которого все сердца открыты и нет тайны, сокрытой от Него; они были согласны покориться Его решению и принять ту истину, на которую укажет жребий, ибо, благодаря свету природы, знали то, что нам говорит Писание: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Даже язычники считали бросание жребия священным действием, которое нужно совершать серьезно и торжественно, а не делать развлечением. Стыдно за тех христиан, которые не имеют подобного благоговения, взывая к провидению.

3. И пал жребий на Иону, который мог бы спасти их от этой беды, если бы только сказал им то, что говорила ему его совесть: «Ты — тот человек»; но, как обычно бывает с преступниками, они никогда не признаются, пока не будут приперты к стенке и жребий не укажет на них. Мы можем предположить, что на корабле были другие люди, которые во всех смыслах были большими грешниками, чем Иона, но именно его преследовала буря, и на него указал жребий, ибо своего ребенка и своего раба наказывает родитель и хозяин, если тот поступает неверно, а других нарушителей предает закону. Буря была послана за Ионой, так как Бог хотел, чтобы он выполнил Его работу, и поэтому она была послана, чтобы вернуть его. Отметьте: у Бога есть много способов вывести на свет скрытые грехи и грешников и явить то безрассудство, которое, как они думали, скрыто от глаз всех живых. Десница Божья найдет всех Его рабов, которые оставили Его, равно как и всех Его врагов, замышлявших планы против Него, даже если они убегут в самые отдаленные части моря или спустятся в трюм корабля.

4. Вслед за этим Иона предстал для допроса перед начальником корабля и моряками. Он был чужестранцем; никто из присутствующих не мог сказать, что знал узника или мог предъявить ему какое-то обвинение, поэтому они хотели принудить его исповедаться и судить его от его же уст. Для этого им не нужны были орудия пытки; опасности потерпеть кораблекрушение было достаточно, чтобы напугать его и заставить сказать правду. Хотя жребий указал, что именно он был человеком, из-за которого они потерпели такой ущерб и подверглись опасности, но они не накинулись на него яростно, как можно было бы опасаться, а спокойно и мягко расспросили о его ситуации. Преступникам следует оказывать сострадание, когда они найдены и обличены. Они не оскорбляли его словами, а попросили: «Скажи нам, что произошло?»

Они спросили его о двух вещах:

(1) Признает ли он себя тем человеком, за которым была послана буря, как указал жребий: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Это все из-за тебя? Если так, то какое твое занятие? За какое преступление тебя так преследуют?» Возможно, серьезность и благопристойность внешнего вида и поведение Ионы дали им повод подозревать, что жребий указал на него ошибочно, и поэтому они не желали ему верить, пока он сам не признает собственной вины, поэтому они просили, чтобы он удовлетворил их в этом вопросе. Отметьте: нашедшие причину своих бед должны не только начать, но и продолжить исследование, должны докопаться до деталей и делать расследование за расследованием.

(2) Кем он был: какая у него профессия и в какой стране он живет.

[1] Они спросили о его призвании: «Какое твое занятие?» Это был уместный вопрос, чтобы задать его страннику. Возможно, они подозревали, что его профессия могла навлечь на них эту беду: «Может ты прорицатель, колдун, изучающий черную магию? Может, ты вызвал этот ветер? Скажи нам, по какому делу ты сейчас направляешься? Может, как Валаам, ты собираешься проклясть народ Божий, и этот ветер послан, чтобы остановить тебя?»

[2] Они спросили, из какой он страны. Один из них задал вопрос: «Куда идешь ты?», другой, не дождавшись ответа, спросил: «Где твоя страна»? и третий спросил: «Из какого ты народа? Ты из халдеев, которые известны ворожбой,; или из арабов, которые известны воровством» Они хотели узнать, из какой он страны, чтобы, зная, кто является богом этой страны, они могли догадаться, мог ли он оказать им какую-либо милость и усмирить бурю.

5. Иона дает полный ответ на все эти вопросы.

(1) Они спрашивают, из какой он страны?» Он отвечает, что он еврей (ст. 9); он не только принадлежит народу Израиля, но и придерживается религии, принятой от отцов. Он — еврей, и поэтому ему особенно стыдно признаться, что он преступник, ибо грехи евреев как народа, имеющего особенное исповедание и особенные привилегии, больше грехов других народов и более порочны.

(2) Они спрашивали о его профессии: «Какое твое занятие?» В ответ на этот вопрос он описывает свою религию, ибо она была его призванием и ее он сделал основным делом своей жизни: «Я чту Господа Иегову; Он Бог, Которому я поклоняюсь и молюсь, Бог небес, всемогущий Господь всего сущего, сотворивший море и сушу и повелевающий обоими». Он не является богом одной отдельной страны (о чем они спрашивали), каковыми являлись боги, которых призывали все находящиеся на корабле, а является Богом всей земли; Он сотворил море и сушу и управляет и пользуется ими так, как Ему угодно. Он упоминает это не только для того, чтобы осудить себя за собственное безрассудство, когда он решил бежать от лица этого Бога, но и стремясь убедить моряков оставить поклонение и служение многим богам и прийти к поклонению и послушанию единственному живому и истинному Богу. Когда мы находимся среди незнакомых людей, то должны делать все возможное, чтобы привести их к познанию Бога, должны быть готовы в каждой ситуации признать свою зависимость от Него и благоговение перед Ним.

(3) Они спрашивали о преступлении, за которое его сейчас преследовали? Он признался, что бежит от лица Господня и своего долга и что буря была послана вслед, чтобы вернуть его. У нас есть основания полагать, что он говорил это с печалью и скорбью, оправдывая Бога и осуждая себя, рассказывая морякам, каким великим является Бог Иегова, Который мог послать такую великую бурю в качестве Своего посланника за Своим слугой-беглецом.

6. Нам сообщается, какое впечатление его слова произвели на моряков: «И устрашились люди страхом великим, и вполне справедливо, ибо постигли, (1) что Бог гневается — тот Бог, Который сотворил море и сушу». Эта буря была послана рукой оскорбленной справедливости, и поэтому у них были основания бояться, что им придется нелегко. Суды, поражающие за какой-то определенный грех, имеют определенный вес и вселяют определенный ужас.

(2) Что Бог гневался на человека, который боялся Его и поклонялся Ему, только за то, что он убежал от своего дела в конкретном случае; это испугало их. «Если пророк Господень был так сурово наказан за, одно преступление, то что будет с нами, виновными во многих великих и отвратительных преступлениях?» Если праведник спасается с таким трудом и так сурово наказывается за единичный акт непослушания, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет 4:17−18). Они спросили Его: «Для чего ты это сделал? Если ты боишься Бога, сотворившего море и сушу, то почему настолько глуп, чтобы думать, что можешь убежать от Его лица? Какой глупый и непостижимый поступок!» Так он был обличен, как Авраам Авимелехом (Быт 20:16, англ. — пер.), ибо если исповедующие религию поступают нехорошо, то должны быть готовы услышать об этом от тех, кто не имеет такого исповедания. «Для чего ты это сделал нам? — можно и так прочитать, — зачем ты навлек на нас это преследование?» Отметьте: кто совершает умышленный грех, тот не знает, как далеко могут завести его нехорошие последствия и какое зло он может причинить.

Стихи 11−17. Ясно, что именно Иона был тем мужем, из-за которого это зло постигло их, но было недостаточно обнаружить этого человека, чтобы удовлетворить требованиям бури; они нашли его, но нужно было еще что-то сделать, ибо море не переставало волноваться (ст. II) и стало еще более бурным (написaно на полях), ибо если мы видим, что грех стал причиной наших бед и не оставляем его, то лишь делаем еще хуже свою ситуацию. Поэтому моряки решили продолжить свои действия.

I. Они спросили Иону, что, по его мнению, они должны с ним сделать (ст. 11): «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Они поняли, что Иона — пророк Господень, и поэтому решили не делать с ним ничего, предварительно не посоветовавшись с ним. Казалось, он действительно был преступником, не выполнившим своих обязательств, но, похоже, он также раскаивался в совершенном поступке, и поэтому они не хотели причинять ему зло или поступать с ним жестоко. Отметьте: мы должны поступать очень чутко по отношению к тем, чья вина раскрыта и он из-за этого страдает. Они не будут бросать его в море, если он может придумать какой-то другой способ, с помощью которого можно спасти корабль. Или тем самым они хотели показать, насколько простой был его случай, ибо у них не было другого способа, кроме как выбросить его за борт. Пусть сам будет себе судьей, как раньше был собственным обвинителем, и пусть сам скажет это. Отметьте: когда грех поднимает бурю и мы испытываем на себе знаки Божьего недовольства, нам следует спросить, что нам делать, чтобы море успокоилось? Когда мы попали в бурю, то должны молиться и верить и стараться соответствовать цели, ради достижения которой она была послана, и тогда буря успокоится. Но особенно нам нужно задуматься о том, что делать с грехом, который поднял эту бурю: его нужно раскрыть и исповедать с покаянием, его нужно возненавидеть, от него отречься и полностью оставить его. Что мне за дело до него? Распни его, распни его, ибо он совершил это зло.

II. Иона зачитывает свой собственный приговор (ст. 12): «Возьмите меня и бросьте меня в море». Он не мог сам прыгнуть в море, но отдал себя в их руки, чтобы они бросили его в море, заверив их, что только тогда море утихнет. Он предложил это из жалости к морякам, чтобы они не страдали из-за него. «Да будет рука Твоя на мне (как сказал Давид, 1Пар 21:17), ибо я виновен; пусть лучше я умру за свой грех, но не страдают из-за него невинные люди». Это слова истинно раскаявшихся грешников, которые искренне желают, чтобы кроме них никто не пострадал, или из-за их грехов и безрассудства участь других не стала хуже. Пророк предложил это также, подчиняясь воле Бога, Который послал бурю преследовать его; он осудил себя быть брошенным в море, чтобы не быть осужденным Господом к вечному бедствию, так как четко видел Бога, осуждающего его.

Отметьте: кто искренно смирился из-за своего греха, тот с радостью подчинится воле Бога, даже если ему вынесут смертный приговор. Если Иона видит, что таким является наказание за его преступление, то принимает, подчиняется ему и оправдывает Бога, определившего его. Неважно, если истреблена плоть, неважно, как она истреблена, главное — чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор 5:5). Он приводит для этого основание: «Ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». Посмотрите, насколько Иона готов взять на себя всю вину и считать все их бедствия своими: «Только из-за меня, грешника, эта буря обрушилась на вас; выбросьте меня в море, ибо (1) я этого заслужил. Я позорно оставил своего Бога, и из-за меня Он гневается на вас. Я недостоин дышать тем воздухом, который из-за меня поднял этот ветер, и плыть на этом корабле, который из-за меня так сильно бросают волны. Бросьте меня в море, как вы выбросили из-за меня в море свою кладь. Смерть в морской пучине слишком хороша для меня; обычная смерть является слишком легким наказанием для такого отъявленного преступления.

(2) Нет другого способа успокоить море. Если эта буря поднялась из-за меня, то вы не сможете успокоить ее, выбросив с море свой товар; вы должны выбросить меня». Когда совесть пробудилась и в ней поднялась буря, то успокоить ее может лишь отказ и оставление греха, поднявшего такое волнение. Мы не успокоим совесть, расставшись с деньгами; это можно сделать, лишь выбросив Иону за борт. Иона является прообразом Христа в том, что отдал душу Свою для искупления многих, с той лишь существенной разницей, что буря, которой Иона отдал себя, поднялась из-за него самого, а та, которой отдал Себя Христос, была поднята нами. Тем не менее, как Иона отдал Себя, чтобы его выбросили в разъяренное море и оно успокоилось, так поступил наш Господь Христос, когда умер, чтобы мы жили.

III. Бедные моряки делали все возможное, чтобы избавить себя от необходимости бросать Иону в море, но все напрасно (ст. 13): «Эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле и, если необходимо расстаться с Ионой, благополучно доставить его на берег; но не могли». Все их усилия были напрасны, потому что море все продолжало еще сильнее бушевать против них, и поэтому они никак не могли добраться до земли. Если иногда им казалось, что они достигли своей цели, то в ту же минуту волны вновь отбрасывали их в море. Корабль оставался значительно перегруженным; хотя моряки пытались облегчить его, выбросив кладь, но он не стал легче, пока на нем находился Иона. Кроме того, они гребли против ветра и прилива — ветра Божьей ярости и прилива Его намерений; но напрасно бороться с Богом и стараться спастись другим способом, помимо уничтожения своих грехов. Из всего этого следует, что моряки не хотели приводить в исполнение приговор, который Иона вынес самому себе, хотя знали, что из-за него эта буря обрушилась на них. Они медлили частично из-за того, что боялись взять на себя вину за кровь, частично из сострадания, которого не могли не испытывать к бедному Ионе как к человеку хорошему, искреннему и попавшему в беду. Отметьте: чем больше грешники смиряются и уничижаются, судят и осуждают себя, тем больше вероятность, что они найдут сострадание у Бога и человека. Чем больше Иона говорил: «Бросьте меня в море», тем большее нежелание это делать испытывали моряки.

IV. Когда они убедились, что Иону нужно выбросить в море, то прежде всего помолились Богу, чтобы на них не было вины за кровь и чтобы потом их не обвиняли в этом (ст. 14). Когда они увидели, что напрасно пытаться грести против волн, то оставили свои весла и начали молиться: «Тогда воззвали они к Господу Иегове — истинному и живому Богу, — а не ко многим богам и многим господам, как взывали раньше (ст. 5)». Они молились Богу Израиля, убедившись в том, что Он — единственный Бог, благодаря провидениям Божьим, коснувшимся Ионы, и данной им информации. Приняв решение бросить Иону в море, они вначале торжественно заявили небесному суду, что делают это неохотно и тем более не из злобности или желания отомстить ему за то, что по его вине эта буря обрушилась на них. Нет, да простит их его Бог за то, что они делают! Они вынуждены так поступить se defendendo — ради самозащиты, не имея другой возможности спасти свою жизнь; они делают это как служители справедливости, ибо Бог и он сам приговорили его к такой великой смерти. Поэтому они смиренно просят Бога, Которого боится Иона, чтобы они не погибли за душу человека сего.

Посмотрите, (1) как сильно они боятся, чтобы их не обвинили в пролитии крови, особенно крови человека, боящеюся Бога, поклоняющегося Ему и имеющего общение с Ним; они поняли, что именно таким был Иона, хотя и провинился в данном случае. Природная совесть человека не может не бояться обвинений в пролитии крови и делает человека очень ревностным в молитве (как Давид, молившийся об избавлении от вины, Пс 50:16). Так и в данной ситуации моряки говорят: «Молим Тебя, Господи... да не вменишь нам кровь невинную». Они сейчас с такой ревностью молятся, чтобы спастись и не погибнуть за грех, как раньше молились, чтобы не погибнуть в море; они ревностно молятся, потому что Иона оказался не обычным, а очень хорошим человеком, мужем Божьим, поклоняющимся великому Творцу неба и земли. И поэтому эти невежественные моряки испытывали перед ним благоговение и трепетали от мысли, что им нужно лишить его жизни. Невинная кровь драгоценна, но кровь святых и пророков — намного более драгоценна; и в этом убедятся на собственном опыте те, которые каким-либо образом оказались виновны в ее пролитии. Моряки видели, что Иону преследует божественное мщение, но при этом не могли без ужаса думать о том, что им придется быть его палачами. Хотя Бог борется с ним, но они думают: «Да не будет нашей руки на нем». В то время израильтяне убивали пророков за то, что они исполняли свой долг (о чем свидетельствовали недавние преследования Иезавели), и не щадили их жизнь; это усугублялось состраданием язычников к тому, кого они считали пророком, хотя в то время он оставил путь своего долга.

(2) Как они боятся вызвать гнев Бога; они опасаются вызвать гнев Бога, если предадут смерти Иону, ибо Он сказал: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла; вы делаете это себе в погибель». И моряки говорят: «Господи, да не погибнем за душу человека сего. Да не будет это затруднительное положение фатальным для нас. Мы видим, что нам придется погибнуть, если мы сохраним ему жизнь. Не погуби нас за то, что мы отнимаем его жизнь». Они приводят правильное оправдание: «Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! Ты поставил нас в такое положение, когда мы вынуждены сделать это; ветер, преследовавший его, и жребий, указавший на него, были Тобой направлены, равно как и теперь Ты направляешь нас. Мы — всего лишь орудия провидения, и так мы поступаем против своей воли, но при этом должны сказать: Да будет воля Господня».

Отметьте: когда Божье провидение явно ведет нас сделать то, что противоречит нашим желаниям и склонностям, то получим некоторое удовлетворение, сказав: «Ты. Господи, соделал то, что угодно Тебе». И если это угодно Богу, то мы должны быть удовлетворены, даже если это не угодно нам.

V. Умалив виновность, которой они опасались, моряки приступили к исполнению приговора (ст. 15): «Они взяли Иону и бросили его в море». Они изгнали его со своего корабля, из своего общества и бросили в море — неистовое, бушующее море, которое воскликнуло: «Давай, давай; сдайте этого предателя, или вам не видать покоя». Мы можем вполне представить, в каком замешательстве и недоумении оказался бедный Иона, когда увидел, что стремительно приближается в присутствие Бога, выступавшего в качестве Судьи, от Чьего лица он убегал, когда Тот выступал в качестве Учителя. Отметьте: кто убегает от Бога, тот не знает, какой гибели себя подвергает. Горе им, ибо они убежали от Меня. Грех, подобно Ионе, который явился причиной бури, нужно бросить в море; мы должны оставить его, предать смерти, утопить то, что в противном случае погрузит в бедствие и пагубу. И если мы подобным образом через искреннее покаяние и тщательную реформацию бросим свои грехи в море и никогда впредь не будем возвращаться к ним, то Бог .(Своей прощающей милостью подавит наши беззакония и ввергнет в пучину морскую все грехи наши (Мих 7:19).

VI. Когда Иону выбросили в море, то буря сразу прекратилась. Море получило то, за чем пришло, успокоилось, удовлетворившись, и утихло море от ярости своей. Это был пример всемогущей силы Бога, Который смог очень быстро успокоить бурю; это также продемонстрировало справедливость Его руководства, ибо, как только страдание достигло цели, ради которой было послано, оно сразу было удалено. Бог не будет бороться вечно; Он будет противиться лишь до тех пор, пока мы не подчинимся и не уступим Ему. Если мы оставим свои грехи, то Он очень скоро отвратит Свой гнев.

VII. Благодаря этому моряки еще больше Утвердились в своей вере в то, что Бог Ионы является единственным истинным Богом (ст. 16): «Иустрашились эти люди Господа великим страхом»; они прониклись глубоким благоговением перед Богом Израиля и приняли решение впредь поклоняться только Ему, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать и уничтожать. Когда они увидели силу Бога, поднявшего и усмирившего бурю, Его справедливое отношение к Ионе, Своему слуге, Его милость, проявленную к ним, когда он спас их, находящихся на краю гибели, тогда они убоялись Господа (Иер 5:22). Чтобы продемонстрировать свой страх перед Ним, они принесли Господу жертву, как только вновь пристали к берегу земли Израиля, и дали обет, что так будут делать впредь в благодарность за свое спасение, чтобы принести искупление за свои души. Или, возможно, они нашли на борту судна то, что могло быть принесено в жертву Богу сразу же, или в данном месте могли подразумеваться духовные жертвы молитвы и хвалы, которые Богу угодны более, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами (см. Пс 116:3 и далее). Мы должны давать обеты не только тогда, когда ищем милости, но и когда получаем ее (что более благородно), как те, которые продолжают узнавать, что еще можно воздать Богу.

VIII. После всего происшедшего жизнь Ионы была чудесным образом спасена, и мы вновь слышим о нем. В суде Бог помнит о милости. Ионе не столько был причинен вред, сколько он был напуган; Бог не столько хотел наказать его за грех, сколько вернуть к своему долгу. Хотя он бежал от лица Господнего и, похоже, попал в Его мстительные руки, но Бог хотел, чтобы он совершил для Него дело, и поэтому приготовил большую рыбу, чтобы поглотить Иону (Иона 2:1, англ. пер) — кита, как называет ее наш Спаситель (Мф 12:40), из разновидности самых больших китов, которые имеют гортань больше, чем у других, и в желудке которых иногда находили мертвые тела людей во всеоружии. В истории сотворения особое внимание обращается на тот факт, что Бог сотворил рыб больших (Быт 1:21) и левиафана, чтобы он играл в море (Пс 113:26). Но Бог нашел дело для этого левиафана, приготовил его, исчислил его (дословно), назначил принять Иону и быть его спасителем. Отметьте: Бог повелевает всеми творениями, Он может заставить любого из них служить Своим намерениям и оказывать милость Его народу, даже рыб морских, которые меньше всех других изучены людьми, даже больших китов, которые вообще не подчиняются человеку. Эта рыба была приготовлена, она находилась под водой, недалеко от корабля, чтобы не дать Ионе потонуть в морской пучине и спасти его жизнь, хотя тот заслуживал смерти. Давайте на этом остановимся и увидим спасение Господне; давайте восхитимся Его силой, когда Он смог подобным образом спасти тонущего человека, и Его состраданием, раз Он смог спасти того, кто убежал и оскорбил Его. Только благодаря милости Господа Иона не погиб. Рыба проглотила Иону, но не для того, чтобы съесть, а чтобы защитить его. Из ядущего вышло ядомое, ибо Иона оставался жив и пребывал в безопасности во чреве этого кита три дня и три ночи, он не был уничтожен яростью животного и не задохнулся от недостатка воздуха. В природе такое невозможно, но не для Бога природы, ибо Ему все возможно.

Благодаря своему чудесному избавлению Иона должен был стать (1) монументом божественной милости для ободрения тех, кто согрешил и ушел от Бога, побуждающим их вернуться и покаяться.

(2) Успешным проповедником для Ниневии; если вести о его чудесном спасении достигнут Ниневии, то это значительно посодействует его успеху.

(3) Прообразом Христа, Который был погребен и воскрес по Писанию (1Кор 15:4), ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40). Погребение Ионы было прообразом погребения Христа. Бог приготовил могилу Ионе так же, как Христу, задолго до того, как он был определен для служения, чтобы Он был погребен у богатого (Ис 53:9). Была ли могила Ионы необычной и новой? Такой же была могила Христа, в которой ранее не лежал ни один человек. Был ли Иона в течение этих трех дней и трех ночей наилучшим из того, что там находилось? Так и Христос; но оба должны были вновь воскреснуть, чтобы принести доктрину покаяния языческому миру. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Ионы, 1 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.