Стихи 1−9. Данное пророчество направлено против народа Едома, и некоторые полагают, что оно адресовано всем врагам Израиля, которые рано или поздно будут свергнуты. Раввин считает, что под Едомом подразумевается Рим. Так полагали римские христиане, которые имели непримиримую вражду к этому городу, но если мы решим, что здесь речь идет о римских антихристианах, то найдем отрывки, достаточно подтверждающие эту точку зрения. Хотя Едом был умерщвлен во времена Маккавеев, как и ранее Иосафатом, но, похоже, его уничтожение было символическим (как и отвержение Исава) и касалось более отдаленных событий — уничтожения врагов евангельской Церкви, ибо так погибнут все враги Бога. Мы читаем (Ис 34:5), что меч Господа нисходит на Едом; это символизирует всеобщий день Божьего воздаяния за противостояние Сиону (ст. 8). Некоторые справедливо обращают внимание на то, что великим искушением для народа Израиля было видеть своих соотечественников, сыновей возлюбленного Иакова, в беде, а идумеев не только процветающими, но и радующимися их бедам; поэтому Бог дает им видение уничтожения Едома, которое будет всеобщим и окончательным, и блаженного результата их собственного наказания. В данных стихах мы можем обратить внимание:
I. На объявление войны Едому (ст. 1): «Весть слышали мы (или, скорее, приказ) от Господа, Бога воинств; Он изрек повеление; это Его решение и указ, который не может быть пересмотрен или отменен, и он гласит, что все, кто причиняет зло Его народу, обязательно навлекут зло на себя. Мы услышали весть о том, что Бог вышел из Своей святой обители и готовит Свой престол для суда; посол послан объявить народам — скорее, вестник, некий служитель или посланник провидения, — чтобы объявить народам или пророкам Господа, которые возвещают каждому народу его бремя». Те, кого Бог использует, кричат друг другу: «Вставайте, побуждайте себя и друг друга; давайте выступим против Едома войною!» В параллельном месте объединенные силы под предводительством Навуходоносора подобным образом побуждали себя и других напасть на эту страну: «Соберитесь и идите против него» (как написано в параллельном месте, Иер 49:14). Отметьте: когда Богу нужно совершить кровавую работу среди врагов Его Церкви, то Он найдет и настроит руки и сердца, чтобы они совершили ее.
II. На предсказание успешности этой войны. Едом будет покорен, разграблен и уничтожен, ибо все его союзники окажутся несостоятельными и не помогут ему. Подобным образом все враги Божьей Церкви разочару-ются во всем, на что они полагались.
1. Едомляне полагались на свое богатство, на положение, которое занимали среди народов, и свое влияние на них? — Все это придет в упадок (ст. 2): «Вот, Я сделал тебя малым между народами, и теперь никто из твоих соседей не будет добиваться твоей дружбы или стараться заключить с тобой союз; ты в большом презрении среди них; на тебя смотрят неуважительно, как на безрассудный и неверный народ». Гордость сердца твоего обольстила тебя (ст. 3).
Отметьте:
(1) Кто хорошо думает о себе, тот склонен воображать, что другие тоже хорошо думают о нем; но когда они захотят узнать правду, то увидят, что ошибались; так их гордость обманула и убила их.
(2) Бог с легкостью может унизить тех, кто возвеличивает и превозносит себя. Он найдет способ, как сделать это, ибо Он гордым противится, мы часто видим незначительными и подверженными всеобщему презрению тех, кто когда-то выглядел величественно, перед кем заискивали и кем восхищались.
2. Едомляне уповали на укрепительные сооружения своей страны, природные и искусственные, на славу и преимущества, которые имеют благодаря им? — Они также обманут их. Этот народ жил в расселинах скал, как орел в своем гнезде, на возвышенном месте; он не только превознесся выше своих соседей, что и послужило поводом для их гордости, но и укрепился против своих врагов, что послужило основанием для их самоуверенности; они полагали, что находятся настолько высоко, что опасность не достигнет их. Обратите внимание:
(1) Что сказал Едом, возгордившись сердцем: «Кто низринет меня на землю?» Он говорит с уверенностью в собственных силах, презирая суды Божьи, словно всемогущая сила не может победить его. Что же касается всех его врагов и даже самого Бога, то на них он смотрит с пренебрежением (Пс 9:26) и бросает им вызов. Их отец Исав продал свое первородство, а они вознеслись, словно им все еще принадлежит верх достоинства и верх могущества. Многие лишились своих привилегий, но продолжают хвалиться ими. Так как Едом поднялся и пре-вознесся, то вообразил, что никто не сможет свергнуть его.
Отметьте: плотская самонадеянность — это грех, который с особой легкостью поражает людей в дни их славы, могущества и процветания; он совершает то, что и любой другой грех: делает людей созревшими для гибели и усугубляет ее, когда она приходит.
(2) Что Бог отвечает на это (ст. 4). Если люди осмеливаются бросать вызов Всемогущей силе, то их вызов будет принят. «Кто низринет меня на землю?» — спрашивает Едом. «Я, — отвечает Бог, — хотя бы ты поднялся высоко, как орел, который высоко парит и строит гнезда, более того, среди звезд устроил гнездо твое — выше, чем летают орлы, — но это лишь твое воображение, и оттуда Я низрину тебя». Об этом мы читаем в Книге Иеремии 49:15−16. Отметьте: грешнику несомненно придется постыдиться собственной гордости и самонадеянности, когда он падет и его упования окажутся несостоятельными.
3. Едомляне уповали на свое богатство, обилие которого рассматривали как средства, необходимые для ведения войны? Они считают деньги своей защитой? Деньги являются их укрепленным городом? — Так происходит лишь в их воображении, ибо богатство скорее подвергнет их опасности, а не защитит; оно станет добычей для врага, а из-за него и они сами (ст. 5−6). Об этом много говорится в Книге Иеремии 49:9−10. Далее в скобках стоит фраза: «Как ты разорен! Ты и все твои склады (в англ. пер.)». Пророк предсказывает эти события и оплакивает то, что нить их процветания отрезана. Как ты пал, как велико твое падение! Как ты поражен (в халдейском переводе)! Вы остались безрассудными, даже подвергнувшись опустошительным судам, словно это были общие удары провидения! Но пророк показывает, что их постигнет полная гибель, а не общее бедствие, ибо (1) обычным бедствием можно назвать ситуацию, когда грабят богатство и человек теряет часть своего большого имущества. Воры приходили к ним (ибо, где трупы, там собираются хищные птицы), ночные грабители, и они украли столько, сколько надобно им, сколько смогли и собирались украсть; они украли не больше, чем смогли унести, а когда имущества много, то украденное трудно обнаружить. Когда грабят огороды или виноградники, то уносят только то, что нужно, и оставляют несколько ягод владельцу, которому нетрудно смириться с потерей и скоро восстановить ее. Но (2) не так будет в Едоме: едомляне лишатся всего своего богатства, все попадет в руки захватчиков, а не только самое драгоценное и значительное (ст. 6). Как обобрано все у Исава — все то, к чему стремилось его сердце и что он считал своим блаженством; как его блага, его наилучшее имущество, которое он так тщательно хранил и скрывал, теперь ищут и хватают враги! Как обысканы тайники его — его сокрытые богатства! Как они разграблены! Его склады, которые в течение многих лет не видели света, теперь стали добычей врага.
Отметьте: как бы ни запирали и ни прятали земные богатства, как бы их тщательно ни хранили, но воры могут прийти, разрушить защиты и украсть их, поэтому мы поступим мудро, если будем откладывать себе сокровища на небесах.
4. Они уповают на свои союзы с соседними государствами и на могущественных монархов? — Те тоже подведут их (ст. 7): «Все союзники твои, аммонитяне и моавитяне, другие сильные сторонники, которые были в мире с тобой и заключили договор об обо-ронительных и нападающих действиях и торжественно пообещали, что не будут причинять тебе зло, а оказывать всякую помощь — они, ядущие хлеб твой, с которыми ты уважительно обращался и чьего расположения искал, — жили за твой счет. Их солдаты имели свободный доступ в твою страну и принимали плату, как твои помощники; они выпроводят тебя до границы твоей земли: будут очень почтительны к твоим посланникам и отправят их домой, проводив до самой границы; кажется, что они готовы послужить тебе своей армией, когда для этого представится возможность, и пройдут с тобой до границы, но так будет, пока ты не решишь вступить в бой с захватчиками, и тогда (1) они обманут тебя. Они побегут назад и отступят, когда ты будешь в отчаянном положении, и окажутся надломленным тростником для уставшего путника, летними высохшими потоками для жаждущего путника, не приносящими никакой пользы. Более того:
(2) Они одолеют тебя. Они окажутся для тебя слишком сильным врагом: вначале они навяжут этот договор, а затем обманут и доведут до гибели, подвергнув опасности и оставив тебя легкой добычей для врага». Отметьте: кто делает плоть своей мышцей, против того эта мышца и обратится. Но это еще не самое худшее.
(3) «Они нанесут тебе удар, то есть в качестве опоры и поддержки, в качестве основания, на которое можно опереться, и подушки, на которой можно полежать, они предложат тебе то, что ранит тебя, но не так, как ранят тернии, а как ранит меч». Если Бог подкладывает нам мышцы Своей силы и любви, то они будут для нас твердыми и удобными; Бог, заключивший с нами завет, никогда не обманет. Но если мы доверимся своим союзникам и тому, что они предложат нам, то это может нанести удар и обесчестить нас. И посмотрите, какой справедливый приговор вынесен Едому за упо-вание на тех, кто так зло обманул его: «Нет в нем разумения (смысла в рус. пер.), в противном случае он никогда не позволил бы им обмануть себя и не уповал бы на них».
Отметьте: те демонстрируют, что в них нет разумения, которые, в то время как их ободряют уповать на Творца, обманывают себя, возлагая свое упование на творения.
5. Они уповали на хитрость своих министров? — Они подведут их (ст. 8). Едом про-славился своими великими государственными деятелями — мужами образованными и опытными, которые участвовали в заседаниях, помогая правительству, очень хорошо владели искусством управления и во всех договорах обычно действовали хитрее своих соседей; но теперь их советники стали глупыми. Вот как Бог поступит с их мудрецами: «Не в тот ли день Я истреблю мудрых в Едоме? Как мужи они падут от меча вместе с остальными (Пс 48:11), и их мудрость не спасет их; как мудрецы они запутаются в своих решениях; их наилучшие планы расстроятся, средства — окажутся несостоятельными, и все планы, с помощью которых они надеялись утвердиться сами и продвинуть государственные интересы, погубят их. Так не будет более мудрости в Фемане, как сказано в параллельном месте (Иер 49:7). Это будет (1) справедливым наказанием за их безрассудство и упование на плотскую мышцу: «Нет в нем разумения» (ст. 7, англ. пер.). У них не хватило разума, чтобы уповать на живого Бога, на Бога истины, и они возложили свое упование на человека — существо хрупкое, непостоянное и лживое; поэтому Бог истребит их благоразумных.
Отметьте: Бог справедливо лишит благоразумия воздерживаться от опасного пути тех, кто не использует свое благоразумие, чтобы воздерживаться от пути греха. Кто глуп, тот пусть остается глупцом.
(2) Предвестником их уничтожения. Безусловно, тот народ отмечен для гибели, от которого Бог скрывает то, что содействует их миру, от глаз тех, кому вверено определять тактику ее поведения. Quos Deus vultperdere, eos demenant — Бог лишает разума тех, кого собирается уничтожить. (см. Иов 12:17).
6. Они уповали на силу и смелость своих солдат? Они не только сильны физически, но и обладают силой духа и смелостью, могут встретиться с врагом лицом к лицу и отстоять свою землю; но теперь (ст. 9) поражены будут страхом храбрецы твои, Феман; смелость покинет их, дабы все на горе Исава истреблены были убийством; никто не спасется. Несомненно, что слабые, боязливые и невооруженные люди попадут в руки губителя, раз храбрецы будут поражены и не только проиграют сражение, но и потеряют свою жизнь из-за того, что лишились своего духа. Рыдай кипарис, ибо упал кедр.
Отметьте: смерть или разобщение мужей храбрых часто приводит к смерти и гибели многих. Напрасно уповать на мужей храбрых и надеяться, что они защитят нас, если не защищает Бог, тем более, если всемогущий Бог против нас.
Стихи 10−16. После того, как мы прочитали об участи Едома и его полной гибели, то естественно задать вопрос: «Почему, какое зло он совершил? Какие основания есть у Бога бороться с ним?» Безусловно, многое в Едоме было неправильно: они были греховным народом — народом, обремененным беззакониями. Но им предъявляется обвинение в одном преступлении, которое наполнило их меру и навлекло на них гибель. Вот преступление, в котором они обвиняются и обличаются и за которое осуждаются, — зло, причиненное народу Божьему (ст. 10): «За притеснение брата твоего, Иакова, за старую наследственную враждебность, которую ты питал к народу Израиля. За это покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда». Отметьте: зло, причиняемое людям, оскорбляет Бога, праведного Бога, Который любит правду и ненавидит нечестие; и как Судия всей земли Он возместит убыток тем, кто пострадал от зла, и отомстит тем, кто совершил зло. Всякое насилие и всякая неправда — грех, но насилие особенно усугубляется, если совершается (1) против своего народа. Это насилие против брата твоего, твоего близкого родственника, для которого ты должен быть goel — искупителем, чей долг творить правду, если другие причиняют ему вред. Как же нечестиво поступает тот, кто совершает против него зло! Ты на сына матери твоей клевещешь, а это делает твой грех чудовищно греховным (Пс 49:20).
(2) Против народа Божьего. «Это брат твой Иаков, который заключил завет с Богом и дорог Ему. Ты ненавидишь того, кого Бог любит; Бог обручил его Себе и ревностно заступится за него, Он печется о его интересах, как о Своих собственных, и поэтому воспринимает насилие в его адрес как насилие над Ним самим. «Всякий, кто коснется Иакова, коснется зеницы ока Бога Иакова». Подобное поведение crimen laesae majestatis — государственная измена, за которую, как за государственную измену, Едом подвергнется позорному наказанию: «Покроет тебя стыд, который окажется гибельным, и ты истреблен будешь навсегда».
В следующих стихах более подробно рассказывается:
I. Как именно Едом притеснял своего брата Иакова, и что послужило доказательством для данного обвинения. Не показано, что едомляне сами нападали на Израиль, но это было скорее из-за того, что не было достаточно сил, а не желания; они были достаточно озлоблены, чтобы сделать это, но не были равным соперником для израильтян. Им предъявляется обвинение в варварском поведении по отношению к Иудее и Израилю, когда те оказывались в беде: возможно, были близки к гибели от рук халдеев, или на них обрушивались другие бедствия; похоже, именно так они постоянно относились к ним. Обратите вни-мание на обвинение, предъявленное едомлянам (Пс 116:7): в день Иерусалима они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его» (см. также Иез 25:12). В данных стихах подробно перечисляется, что послужило основанием для обвинения в том, чего они не должны были делать (ст. 12−14): «Не следовало бы тебе злорадно смотреть и не следовало бы тебе входить, но ты сделал это». Отметьте: оценивая себя, хорошо сравнивать сделанное нами с тем, что мы должны были сделать — наши поступки с нашими правилами, — чтобы раскрыть, что было сделано неправильно и чего мы не должны были делать. Мы не должны были быть там в это время, не должны были быть в той или иной компании, не должны были говорить то, что сказали, и иметь свободу, которую имели. Если мы именно так посмотрим на грех в зеркале заповедей, то он окажется чрезмерно порочным. Давайте посмотрим:
1. Каким было положение дел в Иудее и Израиле в то время, когда едомляне вели себя так подло и оскорбительно по отношению к ним.
(1) Это был день бедствия для них (ст. 12). Это был день несчастья его, таким он назван три раза (ст. 13). Для едомлян же это был день процветания и мира, в то время как для Израиля I день бедствия и день несчастья, ибо чаще всего суд начинается с дома Божьего. Детей наказывают, когда чужих оставляют в покое.
(2) Это был день гибели их (ст. 12), когда город и страна были опустошены и лежали в руинах.
(3) Это был день, когда иноплеменники вошли в ворота Иерусалима, когда город после долгой осады был взят и в него вошли военачальники царя вавилонской армии, когда они сели у ворот, как судьи земли, и бросали жребий, распределяя добычу Иерусалима подобно тому как воины делили одежду Христа. Они решали, какой будет доля завоевателей, какие земли им будут принадлежать и какое имущество; или они решали, где и когда будут атаковать его.
(4) Это был день, когда чужие уводили войско его в плен (ст. 11), брали воинов узниками войны и уводили прочь в бедности и позоре в свою страну; или эти слова означают, что пленников было так много, что они были похожи на армию.
(5) Это был день отчуждения, когда брат твой, который долгое время был дома и покоился на своей земле, стал чужим и изгнанником в чужой стране. Если таковым был горестный день иудеев, то едомляне, их соседи и братья, должны были посочувствовать и помочь им, выразить свои соболезнования и утешить; им следовало трепетать, думая о том, что они могут быть следующими, ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
2. Как повели себя едомляне по отношению к ним, когда их братья оказались в беде, ибо именно за это они здесь осуждаются.
(1) Они с удовольствием смотрели на страдания народа Божьего: они стояли насупротив (ст. 11), вдалеке, хотя должны были подойти, чтобы помочь страждущим соседям, и смотрели злорадно в день несчастья их (ст. 12−13) безразличным глазом, как священник и левит посмотрели на раненого человека и прошли мимо. За многое придется ответить тем, кто праздно наблюдал за бедами и страданиями своих близких, в то время как могли им активно помочь. Но это еще не все; они смотрели на них презрительно, с удовлетворением наблюдая за происходящим; они смотрели и смеялись, видя Израиль в беде, говоря: «Ага, именно этого мы хотели». Они услаждали свои глаза жалким видом разрушенного Иерусалима, как те, которые долго ожидали и желали увидеть это событие. Отметьте: мы Должны следить за тем, какими глазами смотрим на страдания наших братьев, и если не можем смотреть на них с состраданием и нежностью, то лучше вообще не смотреть на них: «Не следовало тебе злорадно смотреть (как ты это делал) на день брата твоего».
(2) Они торжествовали и оскорбляли израильтян, бранили, когда те были в скорби, а сами радовались вместе со своими друзьями. Они радовались о сынах Иуды в день гибели их. Они не были обучены хорошим манерам и не скрывали радости, причиной которой было разрушение Иерусалима, и не лицемерили, а открыто демонстрировали свою радость, грубо и нагло возвещая о ней; они радовались, зло-радствовали, оскорбляли и топтались по ним. Дух едомлян имеют те, которые радуются бедствиям других, особенно бедствиям изра-ильтян в день несчастия их.
(3) Они говорили гордо (в англ. пер.), расширяли рот (дословно и в рус. пер.) против Израиля, говорили с большим презрением в адрес страдающих израильтян, высокомерно гордясь своей нынешней безопасностью и процветанием Едома, словно, исходя из различия в их нынешнем положении, можно было сделать вывод о том, что ныне они поменялись ролью и теперь Исав является возлюбленным и любимцем небес, а Иаков ненавистен и отвержен. Отметьте: кто стал самонадеянным и возгордился, видя унижение и умерщвление других, тот должен быть готов к тому, что тем или иным способом он сам будет унижен и умерщвлен.
(4) Они не остановились на этом и вошли в ворота народа Божьего в день бедствия их и касались имущества его. Хотя они не помогали захватчикам завоевывать его, но помогали грабить и претендовали на часть в добыче (ст. 13). Иерусалим был оставлен открытым, и тогда они вошли в него; его богатства были разбросаны, и они забирали их себе, оправдываясь тем, что имели право взять его или оставить, в то время как брали то, что им не принадлежало. Вавилон опустошил Иерусалим, а Едом, забирая добычу, стал particeps criminis — соучастником преступления, и он будет наказан как соучастник ex post facto — после содеянного.
Отметьте: кто думает разбогатеть за счет гибели народа Божьего, тот делает себя беднее, а кто думает, что имеет право назвать своим то, к чему приложил свои руки в день бедствия, тот обманывает сам себя.
(5) Они поступили еще хуже; они не только грабили своих братьев, но и убивали их в день их несчастья, прилагали руки не только к их имуществу, но и к самим людям (ст. 14). Когда победоносный меч халдеев совершал свое кровавое дело среди иудеев, то многим удалось избежать гибели, и они вполне могли спасти свою жизнь бегством; но едомляне подло перехватывали их; они стояли на перекрестках, где встречалось несколько дорог, по каждой из которых трепещущие израильтяне пытались убежать от своих яростных преследователей. Там они останавливали их: одних они сами жестоко и трусливо убивали, других забирали в качестве пленников и передавали преследователям: это делалось лишь для того, чтобы снискать расположение тех, которые в то время были победителями. Им не следовало быть жестокими по отношению к тем, кто был отдан на их милость, кто никогда не делал и не собирался причинять им зла; им не следовало предавать тех, кого они могли защитить, но сердце нечестивых жестоко. Невозможно читать об этом, не испытывая величайшего сострадания к тем, с кем так жестоко обошлись: когда беженцы пали от меча своих вероломных соседей, от которых не ожидали никакой опасности, после того как им удалось избежать меча явного врага и они думали, что им удалось спастись. Невозможно также читать об этом, не испытывая высочайшего негодования в адрес тех, кто абсолютно потерял гуманность и поступал жестоко с теми, кто заслуживал сострадания.
(6) В данной ситуации они объединились с открытыми врагами и преследователями Израиля: «Ты был как один из них и виновен в равной степени с главными преступниками», Кто объединяется со злодеями и помогает им совершать злые дела, тот будет считаться таким же, как они, и вместе с ними будет наказан.
II. Как они будут постыжены за свое насилие.
1. Они скоро увидят, что чаша идет по кругу — чаша трепета; и когда они осознают, что находятся в таком же бедственном положении, в каком пребывает Израиль Божий, то им стыдно будет вспомнить, как они торжествовали над ним (ст. 15): «Близок день Господень на все народы, когда Бог воздаст страданиями тем, кто причинял страдания Его Церкви». Хотя суд начинается с дома Божьего, но он там не заканчивается. Это должно действенным образом удерживать нас от ликования по поводу бедственного положения других людей, ибо мы не знаем, как скоро сами можем оказаться в подобном положении.
2. Они получат по заслугам за свою враждебность в адрес народа Божьего и за причиненное ему зло: «Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою». Праведный Бог воздаст народам и отдельным людям по их делам наказание часто очень точно соответствует греху, и жестоко обращающиеся с другими сами страдают от жестокого обращения. Справедливый и ревностный Бог найдет время и способ отомстить за зло, причиненное Его народу, тем, кто причинил ему вред. «Как вы пили на святой горе Моей (ст. 16) — то есть, как вы, исповедующий Бога народ, который обитает на Его святой горе, испили до дна чашу страданий (и пребывание на святой горе не спасло их), — так все народы всегда будут пить в свою очередь из той же горькой чаши, ибо если на город, на котором наречено имя Мое, Он начинает наводить бедствие, то останутся ли ненаказанными те, которые не знают Его имени? (См. Иер 25:29). Частично бремя Едома (Иер 49:12) заключалось в том, что те; которым не суждено было пить чашу (и у кого были основания надеяться, что это не коснется их), непременно будут пить ее, и останется ли Едом, то есть поколение гнева Божьего, ненаказанным? — Нет, ты непременно будешь пить чашу; чаша трепета будет взята из рук народа Божьего и подана в руки мучителям его (Ис 51:22−23). Более того, они должны быть готовы к тому, что их участь в день их бедствия будет хуже участи Израиля в день его бедствия, ибо:
(1) Страдания народа Божьего были посланы ему лишь на время и скоро закончились, а их враги постоянно будут пить вино ярости Божьей (Откр 14:10).
(2) Осадок чаши хранится для нечестивых земли (Пс 74:9); они будут пить и проглотят или будут глотать (написано на полях) до дна.
(3) Хотя народу Божьему, возможно, и придется пить какое-то время вино изумления (Пс 59:4), но он исцелится и вновь восстановится, а язычники будут пить, проглотят и будут — как бы и не было; о них не останется никаких воспоминаний; они будут полностью истреблены и искоренены. Да погибнут все твои враги, Господи! И они погибнут, если не обратятся.
Стихи 17−21. После угроз об уничтожении в адрес врагов Церкви, которое полностью исполнится в великий день воздаяния, и угроз о суде, ради которого Христос однажды уже пришел в этот мир и придет еще, здесь приводятся драгоценные обетования о спасении Церкви, которыми данное пророчество завершается также, как пророчества Иоиля и Амоса; однако они могли частично исполниться при возвращении иудеев из Вавилона (несмотря на ликование Едома по поводу их плена, словно он был вечным), но, безусловно, полностью исполнятся, когда Иисус Христос совершит великое спасение, о котором свидетельство-вали все пророки. В данных стихах обещано:
I. Что спасение будет на горе Сион на святой горе, где Бог посадит Своего помазанного Царя (Пс 2:6): «На горе Сион будет спасение» (ст. 17). Там будут спасшиеся (написано на полях). Остаток Израиля на святой горе спасется (ст. 16). Христос сказал: «Спасение от Иудеев» (Ин 4:22). Бог совершил спасение для иудеев, и это спасение было прообразом нашего спасения, совершенного Христом. Но гора Сион — это евангельская Церковь, от которой выйдет закон Нового Завета (Ис 2:3). Там о спасении будут проповедовать и молиться; к евангельской Церкви добавятся спасенные, и те, кто придет с верой и надеждой на гору Сион, будут спасены от гнева и проклятия, от греха, смерти и ада, в то время как находящиеся вдали от нее будут оставлены погибать.
II. Что там, где спасение, будет и освящение, соответствующее ему: «Там будет святость (ст. 17, англ. пер.), чтобы приготовить сынов Сиона для этого спасения, ибо там, где Бог планирует получить славу, Он дает благодать». Безусловно, временные спасения совершаются для нас из милости, когда им сопутствует святость и в нас вырабатывается расположение принять их с любовью и благодарностью к Богу; когда мы освящены, то и они освящены для нас. Сама по себе святость — это великое спасение, залог вечного спасения, которое мы ожидаем. Там, на горе Сион, в евангельской Церкви, будет святость, ибо она станет Божьим домом навеки, а великие намерения Евангелия и его благодати — насадить и распространить святость. Там будет обитать Святой Дух, святые постановления, святой Иисус и избранный остаток святых душ, в которых и среди которых нравится обитать святому Богу. Отметьте: где святость, там будет спасение.
III. Что это спасение и освящение распространится, обоснуется и будет господствовать во всем мире: «Дом Иакова и сама гора Сион, на которой совершится спасение и где будет обитать святость, завладеет их владениями (англ. пер.); то есть среди язычников будет учреждена евангельская Церковь, которая наполнит землю». Апостолы Христа своими проповедями завладеют сердцами людей для Того, Чьими посланниками и служителями они являются, а когда они завладеют их сердцами, то завладеют и их владениями, ибо кто посвятил себя Господу, тот отдаст Ему все, что . имеет. Когда сердце Лидии открылось для Христа, то ее дом открылся для Его служителй. Когда языческие народы стали народами спасенными, были научены и стали ходить во свете Господа, когда они принесли в Новый Иерусалим славу и честь свою (Откр 21:24), тогда дом Иакова завладел их владениями. Эта часть обетования исполнилась, когда христианская религия была насаждена в мире, и она будет исполняться больше и больше по мере того как престол Христа будет учреждаться там, где находится престол сатаны, по мере того, как трофеи Его побед будут водружаться на руинах дьявольского царства. Здесь также предсказывается:
1. Как это владение будет получено и одержана победа над оппозицией (ст. 18): «Дом Иакова будет огнем и дом Иосифа — пламенем, ибо их Бог есть и будет огнем поядающим; а дом Исава будет соломою, которую с легкостью поглотит этот огонь». Это исполнилось, (1) когда благодаря благодати Христа толпы людей обратились; Евангелие, проповеданное и доме Иакова и Иосифа, там признанное и исповеданное, будет подобно огню и пламени, которое растопит и смягчит ожесточенные сердца, сожжет примесь греха и порочности, чтобы они были очищены и обновлены духом суда и духом огня. Когда Христос придет, то Он будет подобен огню расплавляющему (Мал 3:1−2).
(2) Когда смутятся все нераскаявшиеся непримиримые враги Евангелия Христа, которые противостояли ему и делали все возможное, чтобы помешать учреждению царства Мессии с его помощью. День Евангелия — это день, пылающий, как печь, и тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома (Мал 4:1). Иаков и Иосиф будут как огонь и пламя, ибо имевшие дело с ними, желающие причинить им зло, увидят, что тем самым губят себя; они будут для них как горящий светильник среди снопов (Зах 12:6). Писание говорит, что слово Бога в устах Его служителей будет подобно огню, а люди — дровами, и этот огонь пожрет их (Иер 5:14). Беззаконник будет убит духом уст Христа (2Фес 2:8). Кто огнем Евангелия не очищается, как золото, тот будет им поглощен, как примесь, ибо это будет либо благоухание жизни, либо запах к смерти. Когда были уничтожены идолы и идолопоклонство, а богатство и власть народов начали служить Христу и Его Евангелию, когда добыча мужа сильного с оружием разделена сильнейшим, тогда дом Иакова и Иосифа поглотил дом Иса-ва, и никого из них не осталось. Это Господь сказал через Своих пророков и сделал через Своих апостолов.
2. Насколько далеко протянутся эти вла-дения (ст. 19−20). Это описано на еврейском языке и здесь говорится, что после возвращения из плена они завладеют израильской землей. Переселенные из войска Израилева, то есть войско Израилево, которое долгое время находилось в плену, но теперь вернулось и все еще называлось сынами плена, не только вернут себе свою землю, но и присоединят к ней землю своих соседей. Некоторые из них станут прозелитами и объединятся с евреями, которые, завладев ими в святом общении, завладеют и их землей. Мы должны считать себя действительно обогатившимися, если наши соседи обращаются к страху Божьему и вере во Христа, когда они приходят и объединяются с нами, чтобы поклониться Богу. Мы должны полагать, что подобное пополнение к нашему христианскому общению укрепляет и обогащает больше, чем умножение нашего имущества. Или следует понимать так, что древние обитатели этих земель, которые были уведены в плен, затерялись и так никогда не вернулись к своему имуществу; поэтому сыны Израилевы завладеют землями, которые граничили с ними, ибо их численность очень скоро возрастет настолько, что их собственной земли будет недостаточно, и поэтому имущество их соседей будет конфисковано в их пользу ob defectum sanguinis — из-за отсутствия наследников. Они войдут в земли, которые граничат с ними: страной Исава завладеют жители южных областей Ханаана, ибо она соприкасается с ними. Живущие в долине, в западной части Ханаана, которая считалась равнинной страной, завладеют землей Филистимлян — своих соседей. Иуда, который был главным из двух вернувшихся колен, завладеет полем Ефрема и полем Самарии, которые раньше принадлежали десяти коленам, а Вениамин — другое колено — завладеет Галаадом по другую сторону Иордана, который принадлежал двум с половиной коленам. Царство Израиля объединится с Иудой в государственных и религиозных интересах, и, как друзья и братья, они будут взаимно владеть и пользоваться пра-вами друг друга. Они вместе будут владеть землею Хананейскою до самой Сарепты, которая принадлежала Сидону, а Иерусалим завладеет южными городами до самого Сефарада. Так евреи расширили свои границы со всех сторон. Современные раввины учат своих учеников, что под Сарептой и Сефарадом следует понимать Францию и Испанию, обосновывая это безосновательное утверждение на том, что со временем евреи будут хозяевами этих стран; и они называют и считают христиан едомлянами, над которыми одержат владычество. Но данное обетование несомненно имеет духовное значение; оно исполнится учреждением в мире христианской Церкви, евангельского Израиля, и оно будет исполняться больше и больше, когда Церковь начнет увеличиваться и к ней будет добавляться все больше людей, пока мистическое тело не будет совершенным. Когда служители и христиане убеждают людей прийти ко Христу и покориться Господу, тогда они завладевают ими. Обращенные, которых имел Авраам названы душами, которые он приобрел (Быт 12:5, англ. пер.). Они добиваются этого владычества не vi et armis — силой и властью ибо оружия воинствования нашего не плотские, а духовные. Этого владычества добиваются и поддерживают благодаря проповеди Евангелия и силы божественной благодати, сопутствующей ему.
IV. Что царство Искупителя будет сооружено и сохранено ради утешения Его верных подданных, а также для ужаса и позора всех Его врагов (ст. 21): «И будет царство Господа — Господа Иисуса Христа». Бог даст Ему царство, вложив в Его руки всю власть на небе и на земле; люди дадут Ему царство, покоряясь Ему как Его усердный народ и назначив Его своей главою. Дело царя — защищать своих подданных и подавлять их врагов; это и будет делать Христос; Он будет награждать и наказывать.
1. Гора Сион будет спасена; на нее придут спасители — проповедники Евангелия, которые так названы, ибо их дело — спасать себя и слушающих их. В этом деле они являются соработниками Христа, но при этом немногого добьются, если Его благодать не будет работать вместе с ними.
2. Гору Исава будут судить; те же, которые придут на гору Сион как спасители, будут судить гору Исава, ибо слово Евангелия в их устах, которое спасает верующих, судит неверующих, обличает и осуждает их. Служители Христа — это спасители на горе Сион, когда они проповедуют, что верующие спасутся, то судят гору Исава, тем самым проповедуя, что неверующий осужден будет; им не только дано поручение, но и велено делать это (Мк 16:16). В ходе Божьего провидения Его Писание исполняется; когда Бог воздвигает друзей Церкви, находящейся в беде (как в древние времена он воздвигал судей, чтобы спасти Израиль, Суд 2:16), тогда приходят спасители на гору Сион, чтобы спасти ее от разрушения и гибели; а когда враги Церкви гибнут и лишаются своей силы, тогда судят гору Исава; и это будет происходить во всяком веке таким образом, который Бог считает наилучшим; мы можем быть уверены в том, что врата ада не одолеют Церковь, а Церковь одолеет их, ибо будет царство Господа. Царства мира будут принадлежать Ему, и Он принял и примет для Себя великую силу и царство.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Авдия, 1 глава