В этой главе Аарон и его сыновья после того, как они были торжественно рукоположены на священство, начинают свое служение; они приступили к нему на следующий день после посвящения.
I. Моисей (несомненно по повелению Бога) назначает встречу между Богом и Его священниками, как представителями Его народа. Он повелевает им посетить Его и убеждает, что Бог обязательно явится им (ст. 1−7).
II. Встреча происходит соответственно повелению.
1. Аарон служит Богу, принося жертвы: жертву за грех и всесожжение за себя (ст. 8−14), а также жертвы за народ, который благословляет во имя Господа (ст. 15−22).
2. Бог показывает, что принимает (1) их самих, демонстрируя Свою славу (ст. 23), и (2) их жертвы, поглощая их огнем небесным (ст. 24).
Стихи 1−7. Здесь даются повеления, касающиеся определенных торжественных обрядов, которые совершались на восьмой день, ибо только что рукоположенные священники должны были немедленно приступить к своей работе, после того как истекли дни, положенные для их посвящения. Это должно научить их, что они рукоположены служить, а не бездельничать: «Кто епископства желает, доброго дела желает»; этого служения нужно желать больше, чем славы и выгоды. Священники не получили даже одного дня отсрочки от своего служения, чтобы отвлечься и принять поздравления от друзей с их повышением, а на следующий день уже были заняты работой, ибо их посвящение наполняло их руки. Для духовных Божьих священников выделена постоянная работа, исполнять которую требовал их долг; и для того, чтобы с радостью дать отчет, они не должны были тратить зря время (Иез 43:26−27).
1. Моисей зарождает в них ожидание славного явления Божьего в этот день (ст. 4): «…ибо сегодня Господь явится вам, священникам». И когда все сообщество собралось вместе и стало пред лицем Господним, он сказал им (ст. 6): «Явится вам слава Господня». Хотя у них было достаточно оснований верить, что Бог примет то, что было сделано по Его указанию, соответственно всеобщему убеждению, которое гласит, что Он ищущим Его воздает (даже если не дает каких-либо видимых подтверждений этого), в то же время, раз была такая возможность обязать их более эффективно служить и поклоняться Богу, чтобы они никогда не возвращались к своим идолам, слава Божья явилась им и видимым образом присвоила то, что они соделали. Нам в наше время не следует ожидать подобных явлений; мы, христиане, больше ходим верою, чем видениями, как они. Но мы можем быть уверены, что Бог приближается к тем, кто приближается к Нему, и что жертвы веры действительно благоугодны Ему, хотя духовные жертвы заслуживают знамений, свидетельствующих, что они приняты, если только они действительно духовные, каковыми и должны быть. Тому, кто должным образом посвящен Богу, Он несомненно будет являть себя.
2. Моисей требует, чтобы священники и народ приготовились принять благоволение, которое Бог определил им. Аарон и сыны его и старейшины Израиля — все собрались вместе, чтобы присутствовать при этом (ст. 1). Отметьте: Бог будет являть себя на торжественных собраниях Своего народа и служителей, а тот, кто хочет иметь выгоду и утешение от явлений Божьих, должен посещать богослужения.
(1) Аарону велено приготовить свои жертвы: тельца в жертву за грех (ст. 2). Еврейские толкователи предполагают, что в качестве жертвы за грех был назначен телец, дабы напомнить ему о его грехе, когда он сделал золотого тельца, из-за чего он считал себя навечно недостойным звания и почестей, оказываемых священнику, и о котором у него были все основания вспоминать со стыдом и позором во всех искупительных жертвах, принесенных им.
(2) Моисей должен был повелеть народу приготовиться. До сего момента Моисей говорил народу, что он должен делать, но теперь Аарон, как первосвященник дома Божьего, должен был стать их учителем в том, что относится к Богу: «…и сынам Израилевым скажи…» (ст. 3). Теперь он собирался говорить с Богом от их имени в виде жертвоприношений (язык которых очень хорошо понимал Тот, кто назначил их), а также обращаться к ним от имени Бога в законе, данном о жертвоприношении. Так Моисей пробуждал в народе уважение и послушание Богу, ибо был их предстоятелем в Господе, вразумляющим их.
(3) Вначале Аарон должен был принести свою жертву, а затем жертву за народ (ст. 7). Теперь он должен был приступить к жертвеннику, и Моисей показал ему дорогу к нему; и там [1] он должен был очистить себя, ибо первосвященник сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах (Евр 5:2−3): вначале за себя, ибо как можем надеяться, что наши молитвы о других будут приняты, если сами не примирились с Богом? Никакое служение не может быть угодно Богу, если наша вина за грех не смыта благодаря нашей части в великой искупительной жертве. Тот, кто заботится о душах других, тем самым наставляется в первую очередь заботиться о своей собственной; эта благотворительность должна начинаться дома, но не заканчиваться там. Вначале Тимофей должен был позаботиться о собственном спасении, а затем о тех, кто слушал его (1Тим 4:16). Первосвященник принес искупительную жертву и очистил себя, так как был одним из грешников, но мы имеем первосвященника, который был отделен от грешников и не нуждался в очищении. Когда князь Мессия был заклан как жертва, то это не была жертва за Него самого, ибо Он не знал греха.
[2] Он должен был очистить народ, принеся его жертвы. Теперь, когда он стал первосвященником, его сердце должно было переживать о народе: прежде всего об их примирении с Богом и очищении от греха, разделявшего их и Бога. Он должен был очистить их, как повелел Господь. Посмотрите, как чудесно снизошла милость Бога, который не только позволил очищаться, но и повелел это, не только разрешил, но и требует, чтобы мы примирились с Ним. Поэтому не может быть сомнений, что очищение, которое велено осуществить, будет принято.
Стихи 8−22. Здесь описываются первые жертвы, принесенные священниками-левитами, совершенные согласно только что изданному закону о жертвах. Точно рассказывается о действиях этого жертвоприношения, чтобы было видно, насколько их действия соответствуют постановлению.
1. Аарон собственными руками заколол тельца (ст. 8) и совершил работу младших священников, ибо, несмотря на его высокое звание, он не должен был считать, что какое-либо служение ниже его достоинства и он не может совершить его ради славы Божьей. Моисей продемонстрировал ему, как совершать эту работу благопристойно и проворно, а теперь он показал своим сыновьям, чтобы они также могли исполнять ее, ибо наилучший способ обучения — когда родители собственным примером наставляют своих детей. Поэтому, как ранее Моисей, так и теперь Аарон принес жертвы различных видов из тех, которые требовались по закону и отличались по обряду, чтобы его сыновья были ко всякому доброму делу приготовлены.
2. Он принес эти жертвы сверх утреннего всесожжения, которое первым приносилось каждый день (ст. 17). Отметьте: наши привычные утренние и вечерние молитвы, уединенные и со своими семьями, не должны пропускаться ни по каким причинам, даже в случае, когда предстоит особенное служение; что бы ни добавлялось, но это не должно недооцениваться.
3. Не совсем четко ясно, когда говорится, что он сжег определенные части жертв на жертвеннике (ст. 10−20): то ли он сжег их сразу при помощи обычного огня, как раньше, то ли положил их на жертвенник готовыми, чтобы они зажглись от небесного огня, как ожидалось ранее (ст. 24); или, как считает епископ Патрик, он сжег жертвы за себя обычным огнем, а когда они сгорели, то положил на жертвенник жертвы народа, которые зажглись и были поглощены огнем от Господа. Я бы скорее предположил, что раз обо всех этих жертвах говорится, что он сжег их (за исключением всесожжения за народ, о чем сказано, что он совершил его по уставу (ст. 16), что, похоже, означает то же самое), то это означает, что он не зажигал огонь, чтобы сжечь их, а огонь от Господа коснулся их, загасил зажженный им огонь (как мы знаем, более сильное пламя вытесняет слабое) и внезапно поглотил остатки, которые зажженный им самим огонь поглотил бы медленнее.
4. Когда Аарон совершил то, что должен был сделать над жертвами, то поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его (ст. 22). Это была одна из обязанностей священника, в которой он был прообразом Христа, пришедшего в мир благословить нас; и когда Он расставался со своими учениками при вознесении, то, подняв руки Свои, благословил их и в них всю Свою Церковь, от которой они были представителями и священниками, как и великий Первосвященник нашего исповедания. Аарон поднял руки свои и благословил их, тем самым подразумевая, что ожидает благословений свыше, с небес, которые являются престолом Бога. Аарон мог лишь страстно желать благословения, но лишь Бог имеет исключительное право повелевать им. После благословения Аарон сошел, а Христос после благословения вознесся.
Стихи 23−24. Нам не рассказывается, для чего Моисей и Аарон вошли в скинию (ст. 23). Некоторые из иудейских богословов говорят, что они зашли, чтобы помолиться о явлении божественной славы, но скорее всего они зашли, чтобы Моисей мог наставить Аарона, как правильно совершать служение в скинии — воскурять фимиам, зажигать светильники, раскладывать хлебы и так далее, дабы тот в свою очередь мог научить сыновей. Но когда они вышли, то вместе благословили народ, который стоял, ожидая обещанного явления божественной славы; и именно теперь, после того, как Моисей и Аарон объединились в молитве, они получили то, чего ожидали. Отметьте: Бог являет себя, Свою славу и благодать чаще всего в ответ на молитву. Когда Христос молился, то отверзлось небо (Лк 3:21). Слава Божья явилась не во время принесения жертвы, а когда священники помолились (как и в 2Пар 5:13), когда они прославили Бога, что подразумевает, что молитвы и славословия Божьих духовных священников более угодны Богу, чем все всесожжения и жертвы. Когда торжественный обряд был закончен, благословение провозглашено, а общество в конце дня было готово разойтись, тогда Бог засвидетельствовал о Своем присутствии, а народ получил великое удовлетворение, которого стоило ожидать.
I. И явилась слава Господня всему народу (ст. 23). Что именно за явление было, нам не сказано; несомненно, что это зрелище сопровождалось его доказательством. Слава, которая наполнила скинию (Исх 40:34), теперь явилась у дверей скинии тем, кто там присутствовал; так владыка показывает себя ожидающей его толпе, чтобы удовлетворить ее. Тем самым Бог засвидетельствовал их дары и показал, что Он достоин их служения. Отметьте: кто усердно посещает Бога, приближаясь к Нему указанным путем, тот будет иметь возможность видеть Его славу в достаточной степени, чтобы удовлетвориться этим зрелищем. Кто пребывает в доме Божьем, тот глазом веры сможет созерцать красоту Господню.
II. И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук (ст. 24). В этом месте образованный епископ Патрик делает весьма правдоподобное предположение о том, что Моисей и Аарон находились в скинии до тех пор, пока не настало время вечерней жертвы, которую совершил Аарон, но здесь об этом не упоминается, так как было обычным делом и именно эту жертву сжег на жертвеннике огонь от Господа. То ли этот огонь сошел с небес, то ли со Святое Святых, то ли от видимого явления славы Божьей, которую видели все люди, несомненно одно: это было видимым доказательством благоволения Бога к их служению, как впоследствии к жертвам Соломона (2Пар 7:1) и Илии (3Цар 17:38).
1. Этот огонь действительно сжег (или дословно поглотил) эту жертву. Это свидетельствовало о том, что жертва принята, так как (1) означало, что Бог отвратил Свой гнев от народа. Гнев Божий — это огонь пожирающий; этот огонь мог справедливо коснуться народа и сжечь за его грехи, но он коснулся жертвы и поглотил ее, символизируя, что Бог принял ее как искупительную жертву за грешника.
(2) Это означало, что Бог вступил в завет и общение с ними: они съели свою часть жертвы, а огонь Божий — свою часть; это было похоже, словно Он вечерял с ними, а они — с Ним (Откр 3:20).
2. Этот выглядело, словно огонь овладел жертвенником. Так был зажжен огонь в доме Божьем, который должен был гореть до тех пор, пока стоял дом, о чем мы читали ранее (Лев 6:13). Это также было прообразом грядущих благ. Дух сошел на апостолов в виде огня (Деян 2:3), подтверждая их полномочия, как и в данном случае — полномочия священников. А святой огонь, сходящий на наши души, дабы воспламенить в них благочестивые и благоговейные чувства к Богу и святую ревность, сжигающую плоть и ее похоти, является несомненным доказательством милостивого благоволения Бога к нашим личностям и делам. Работа, которую совершает в нас Его благодать, способствует славе Божьей. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин 4:13). И с этого момента (1) все их жертвы и воскурения должны были зажигаться от этого огня. Отметьте: к Богу уходит лишь то, что приходит от Него. Мы должны иметь благодать — этот святой огонь от Бога благодати, в противном случае не сможем служить благоугодно Богу (Евр 12:28).
(2) Священники должны были поддерживать его горящим, постоянно пополняя горючим, а горючим должно быть дерево — самое чистое топливо. Подобным образом те, кому Бог дал благодать, должны остерегаться, чтобы Дух не угас.
III. Здесь нам рассказывается, какое воздействие на народ оказало видение Божьей славы и благодати. Они приняли ее (1) с величайшей радостью: «…народ воскликнул от радости», тем самым побуждая себя и друг друга к святому ликованию, получив уверенность в том, что сейчас Бог приблизился к ним, что говорило о величии народа (Втор 4:7).
(2) С глубочайшим благоговением: народ пал на лицо свое, смиренно восхищаясь величием Бога, который соизволил подобным образом явить себя им. Тот страх Божий является греховным, который отталкивает нас от Него, а благодатный страх побуждает нас преклониться перед Ним. В то время происходящее событие произвело очень хорошее впечатление на их разум, но очень скоро оно стерлось; так происходит часто, когда затрагиваются лишь чувства, в то время как влияние веры более длительное.
толкование Мэтью Генри на Левит, 9 глава