Эта глава является торжественным заключением основной части законов, данных левитам. Заповеди, приведенные в этой и следующей книге, либо относятся к некоторым частным вопросам, либо являются повторением и разъяснением предшествующих постановлений. Эта глава содержит основные увещевания к выполнению этих законов, обещая награду в случае послушания, с одной стороны, и угрожая наказанием за непослушание — с другой; первое работает благодаря надежде, второе — на страхе, и то и другое является рукоятками души, с помощью которых она удерживается и управляется. Здесь:
(I) Повторяются две или три основные заповеди (ст. 1−2).
(II) Приводится многообещающее обетование обо всех благах, если они будут соблюдать Божьи заповеди (ст. 3−13).
(III) Описываются ужасные угрозы губительных судов, которые обрушатся на них, если они будут упрямы и непослушны (ст. 14−39).
(IV) Звучит милостивое обещание вернуть милость тем, кто покается и изменится (ст. 40 и далее). Созвучно этому см. Втор 28 гл.
Стихи 1−13. Эти стихи:
I. Внушают заповеди закона, которые влекут за собой серьезные последствия и особым образом испытывают послушание (ст. 1−2). Они представляют собой вторую и четвертую заповеди в кратком виде, на которых чаще всего настаивают в других частях закона, так как они являются самыми обширными. Подобно тому как хозяин, поручая своему слуге много заданий, повторяет из них самые важные, которыми слуга скорее всего пренебрежет, и велит, чтобы, чем бы он ни занимался, помнил об этих, так и здесь Бог через Моисея после многих заповедей заканчивает особым призывом соблюдать эти две великие заповеди.
1. «Смотрите, чтобы вы никогда не поклонялись образам и никогда не делали никаких образов или картин для религиозного поклонения» (ст. 1). Никакой другой грех так не раздражал Бога, но в то же время не было другого греха, которому они были более подвержены и который впоследствии повлек за собой губительные для них последствия. Мы не только должны знать, что Бог является личностью, что Он триедин и обладает глобальным влиянием, но и верить, что Он — бесконечный Дух; и поэтому тот, кто делает Его в виде образа и представляет таким, кто ограничивает Его образом, посвящая ему, кто поклоняется Ему через образ, склоняясь перед ним, тот заменяет истину ложью и славу Его поруганием.
2. «Смотрите, чтобы вы глубоко почитали субботу и религиозные собрания» (ст. 2). Как ничто не разлагает религию больше, чем образы в поклонении, так ничто больше не поддерживает ее, чем соблюдение суббот и благоговение перед святилищем. Они в значительной степени являются инструментами, созидающими религию, благодаря которым поддерживается ее сущность. Поэтому в пророках мы находим, что следующим за идолопоклонством грехом, в котором их чаще всего обличали и за который им угрожали, считается грех осквернения субботы.
II. В высшей степени ободряют израильтян жить, постоянно повинуясь Божьим заповедям; они пространно и твердо уверяют их, что если будут поступать по заповедям, то будут счастливым народом и будут благословлены всеми благами, каких только смогут пожелать. Человеческие власти усиливают свои законы наказаниями, которым подвергнутся его нарушители, но Бог известен тем, что награждает тех, кто ищет и служит Ему. Давайте рассмотрим эти великие и драгоценные обетования, которые хотя в основном касались жизни и гражданского благополучия того народа, но в то же время были прообразом духовных благословений, дарованных по завету благодати всем верующим через Христа.
1. Множество и изобилие плодов, производимых землей. Они в должное время и в нужном количестве (ни много, ни мало) будут иметь дождь — именно столько, сколько нужно земле, которая увлажнялась дождем небесным (Втор 11:10−11), чтобы дать произрастения свои (ст. 4). Тот факт, что плодородие земли, находящейся внизу, зависело от небес, находящихся вверху, определенно указывает нам, что мы должны ожидать всякое благо и совершенный дар свыше, от Отца света. Обещано, что земля будет производить плоды в таком количестве, что они будут все время заняты работой во время сбора винограда и жатвы (ст. 5). Как только они соберут колосья и обмолотят их, созреет урожай винограда, и как только они закончат его убирать, подойдет время сеять. Длительный сбор урожая часто для нас является последствием плохой погоды, а у них это было связано с большим урожаем. Это символизирует изобилие благодати, которая изольется во времена Евангелия, когда пахарь застанет еще жнеца (Ам 9:13), и великую жатву душ, собранных у Христа. Урожай будет настолько изобильным, что им придется выбросить старое и отдать его бедным ради нового, чтобы освободить для него место в своих житницах, которые они не будут ломать, чтобы построить большие, как это сделал богач (Лк 12:18), ибо Бог послал им изобилие не для того, чтобы они накапливали из года в год, а чтобы раздавали. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ (Притч 11:26). Обетование «Я изолью на вас благословение, что у вас не будет места, чтобы принять его» (Мал 3:10, англ. пер.) поясняет данное (ст. 10). И вот слова, которые венчают благословение изобилия (ст. 5): «…и будете есть свой хлеб досыта»; это подразумевает, что они не только будут иметь изобилие, но и удовлетворяться им. Они будут иметь достаточно и знать, что имеют достаточно. Подобным образом бедные будут есть и насыщаться (Пс 21:27).
2. Мир под божественной защитой. «И будете жить на земле вашей безопасно (ст. 5); вы действительно будете жить в безопасности и осознавать это; вы будете ложиться отдыхать, помня о силе и обетовании Божьем, и не только никто не сможет причинить вам вред, но и никто вас не обеспокоит» (ст. 6, см. Пс 4:8). Их не будут осаждать дикие звери — их сгонят с земли вашей или, как обещано (Иов 5:23), будут звери полевые в мире с тобою. Им не следует бояться сигналов войны: меч не пройдет по земле вашей. Эта святая безопасность обещана всем верным (Пс 90:1 и далее). Тот пребывает в безопасности, кто пребывает в Боге (Иов 9:18−19).
3. Победа и успех во внешних войнах, в то время как дома у них мир и спокойствие (ст. 7−8). Их уверяют в том, что рука Божья будет вступаться за них таким замечательным образом, что никакое несоответствие в количестве выступивших против них не поможет их врагам: пятеро из вас будут иметь достаточно смелости, чтобы атаковать, и достаточно силы, чтобы прогнать и победить сто, как это было с Ионафаном (1Цар 14:12), на собственном опыте познавшем истину собственного высказывания: «…для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих» (1Цар 14:6).
4. Умножение их народа: «…плодородными сделаю вас, и размножу вас» (ст. 9). Так должно было исполниться данное Аврааму обетование о том, что его потомство будет как песок земной; и оно было бы намного многочисленнее, если бы своим грехом они не сократили его. Евангельской Церкви обещано, что она будет плодородной (Ин 15:16).
5. Благоволение Бога, который является источником всех благ: «Призрю на вас» (ст. 9). Если глаз нашей веры будет направлен на Бога, то глаз Его благоволения будет направлен на нас. Это обетование больше подразумевает, чем выражает: «Душа Моя не возгнушается вами» (ст. 11), хотя в этих Его словах звучит угроза: «Не благоволит к тому душа Моя» (Евр 10:38). Хотя в них присутствовало то, что могло справедливо удалить Его от них, в то же время, если они будут тщательно придерживаться Его постановлений, Он не будет испытывать к ним отвращения.
6. Знаки Его присутствия с ними, явленные благодаря Его повелениям: «Я поставлю жилище Мое среди вас» (ст. 11). Их слава и привилегии заключались в том, что недавно Божья скиния была построена среди них, но в этих словах Он дает им знать, что дальнейшее ее пребывание будет зависеть от их хорошего поведения. Недавно построенная скиния будет находиться у них только в том случае, если они будут послушны. Отметьте: чтобы Божьи постановления утвердились среди нас как гвоздь в определенном месте, необходимо, чтобы мы тщательно их исполняли. Добавлено (ст. 12): «Я буду ходить среди вас с удовольствием и наслаждением, как садовник в своем саду; Я буду поддерживать общение с вами как человек, прогуливающийся со своим другом». Похоже, на это место ссылается Книга Откровения 2:1, где говорится, что Христос ходит посреди семи золотых светильников.
7. Благодать завета, как источник и основание, приятность и надежность всех этих благословений: «Я буду тверд в завете Моем с вами» (ст. 9). Пусть исполняют свою часть завета, а Бог обязательно исполнит Свою. Итог всех заветных благословений подводится отношением, определяемым заветом (ст. 12): «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом»; и все они основаны на их искуплении: «Я Бог ваш, так как Я вывел вас из земли Египетской» (ст. 13). А раз Он выкупил их, то и владеет ими, и Он никогда не оставит их, пока они не оставят Его. Он сокрушил узы их ярма и повел их с поднятою головой; это значит, что избавление из Египта прославило их и даровало им покой, и теперь, избавившись от рук своих врагов, они могли служить Богу без страха с поднятою головою. Но когда Израиль отказался от Христа и на этом основании Христос отказался от них, то с этого момента хребет их стал согбен навсегда под тяжестью их вины, которая была тяжелее рабства в Египте (Рим 11:10).
Стихи 14−39. После того, как Бог показал им благословения (жизнь и блага, которые сделают их счастливым народом, если они будут послушны), далее в этих стихах Он показывает проклятие, смерть и зло, которые сделают их несчастными, если они будут непослушны. Пусть не считают себя настолько глубоко укорененными, что Божья сила не сможет погубить их, как не считают себя настолько привилегированными, что Его справедливость не погубит их, если они взбунтуются и восстанут против Него. Нет, только вас признал Я… потому и взыщу с вас за все беззакония быстрее и суровее, чем с других (Ам 3:2). Обратите внимание:
I. Как описан грех, который навлечет на них это бедствие. Это не грехи невежества или слабости; для этого Бог обеспечил их жертвами. Это не те грехи, в которых они раскаиваются и оставляют, а грехи, совершенные самонадеянно, в которых они продолжают упорствовать. Вот то, что несомненно навлечет на них гибель:
1. Презрение к Божьим заповедям (ст. 14): «Если же не послушаете Меня, обращающегося к вам через закон, и не будете исполнять всех заповедей сих, то есть стремиться и прилагать усилия, чтобы исполнить их, а там, где ошибаетесь, — использовать предписанные средства». Предполагается, что этот грех начинается с обычной беспечности, пренебрежения и упущений. Эти качества сами по себе уже плохие, но они открывают путь для еще худших, ибо люди от рождения (1) презирают Божьи постановления (ст. 15) — предписанные обязанности и власть, предписывающую их, — имея невысокое мнение о законе и Законодателе. Отметьте: тот стремительно мчится к собственной гибели, кто начинает думать, что быть религиозным — ниже его достоинства.
(2) Гнушаются Моими законами; их души испытывают к ним отвращение. Отметьте: кто начинает презирать религию, тот постепенно начнет испытывать к ней отвращение; презрительные мысли о ней созреют в плохие мысли; кто отворачивается от нее, тот повернется против нее, и их сердца восстанут на нее.
(3) Нарушают Его завет. Хотя не всякое нарушение заповеди приравнивается к нарушению завета (мы бы погибли, если бы это было так), тем не менее, если человек достигает такой глубины порочности, что презирает и гнушается заповедями, то следующий его шаг будет отречением от Бога и всех связей с Ним. Кто отвергает заповедь, тот в конце отречется от завета. Обратите внимание: они разрывают завет с Богом; Он заключил его, а они разрывают. Отметьте: если бы завет между Богом и человеком сохранился, то вся слава принадлежала бы Богу, но если он разорван, то на человека ложится вся вина — из-за него произошел этот разрыв.
2. Презрение к Его наказаниям. Даже их непослушание не станет гибелью, если они не будут упрямиться и отказываться покаяться в нем, независимо от методов, которыми Бог будет перевоспитывать их. Презрение к слову Божьему не приведет их к погибели, если только к этому они не добавят презрение к Его жезлу, который должен привести их к покаянию. Это выражено тремя фразами:
(1) «Если и при всем том не послушаете меня…» (ст. 18,21,27). Если вы не научитесь послушанию благодаря своим страданиям, а останетесь такими же глухими к громким сигналам Божьих судов, как и ранее — к сдержанным увещеваниям Его слова и тайным нашептываниям собственной совести, то вы безусловно упрямы.
(2) «Если же после сего пойдете против Меня…» (ст. 21,23,27). Все грешники идут против Бога, против Его истины, Его законов и советов, но особенно те, которые не исправляются под воздействием Его судов. Предназначение жезла — смирять их, смягчать и приводить к покаянию, но вместо этого их сердца еще больше ожесточаются и раздражаются против Бога, и в тесное для себя время они еще больше грешили пред Господом (2Пар 28:22, англ. пер.). Это означает ходить против Бога. Некоторые читают это место так: «Если во всех ситуациях вы поступаете бездумно и самонадеянно, словно не обращаете внимания на то, что делаете, — правильно вы поступаете или нет, — на то, что Бог делает с вами, — то ли Он за вас, то ли против вас, — спотыкаясь в полном неведении».
(3) «Если и после сего не исправитесь…». Наказывая, Бог стремится исправить, давая людям ощутимые обличения о зле, причиняемом грехом, и обязывая их искать Его, чтобы получить помощь; это основное назначение наказания; но тот, кто не изменяется под воздействием судов Божьих, должен быть готов к тому, что они погубят его. Тому, кто часто испытывал на себе наказывающую руку Бога, но продолжал идти греховным путем, придется за многое ответить; он испытал болезни и боль, но так и не изменился, его преследовали трудности и бедность, но он не изменился, нарушал заповедь за заповедью, но не обратился к Господу (Ам 4:6 и далее).
II. Как описано бедствие, которое навлечет на них их грех.
1. Сам Бог восстанет против них, и это будет корнем и причиной всех их бедствий.
(1) «Обращу лицо Мое на вас (ст. 17), то есть восстану против вас и погублю вас». Бог будет противиться этим гордым грешникам и заставит пасть тех, кто противопоставляет себя Его власти. Или лицо подразумевает гнев: «Я продемонстрирую, что крайне недоволен вами».
(2) «Я пойду против вас (ст. 24,28), а с противящимися Я буду сражаться (Пс 27)», — написано на полях. Когда Бог Своим провидением разрушает планы людей, которые им кажутся хорошо спланированными, перечеркивает их цели, разрушает средства и усилия, расстраивая их ожидания, тогда Он идет против них. Отметьте: ничего нельзя добиться, сражаясь со всемогущим Богом, ибо Он сокрушит либо сердце, либо шею того, кто соперничает с Ним; Он либо приведет его к покаянию, либо к гибели. «Во всех рискованных предприятиях Я буду с вами», — читают некоторые. «Вся любовь и милость, которые сопутствовали бы вам согласно завету, будут забыты, и Я предоставлю вас общему провидению». Отметьте: тот, кто отказывается от Бога, заслуживает, чтобы Бог отказался от него.
(3) Так как они продолжают упорствовать, то суды, касающиеся их, будут умножаться. Если первый ощутимый знак Божьего недовольства не достигнет своей цели, не смирит и не изменит их, тогда (ст. 18) «Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши»; и вновь (ст. 21): «Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши»; и вновь (ст. 24): «Поражу вас всемеро»; и (ст. 28): «Я накажу вас всемеро за грехи ваши». Отметьте: если незначительные суды не достигают своей цели, то Бог пошлет большие, ибо Он побеждает, когда судит. Если истинное покаяние не останавливает этот процесс, то он продолжается, пока наказание не прекратится. Тем, кто упорствует и не исправляется, стоит после одной бури ожидать другой, более неистовой; и как бы сурово их ни наказывали, пока не оказались в аду, они должны говорить: «Худшее еще впереди», если только они не покаются. Если плавильщик плавил напрасно (Иер 6:29), то печь нужно разжечь в семь раз сильнее (крылатое выражение, используемое в Дан 3:19) и вновь в семь раз сильнее; а кто из нас может жить с таким пожирающим огнем? Бог не начинает с самых суровых судов, чтобы показать, что Он терпелив и не желает смерти грешников. Но если они не покаются, то Он перейдет к более суровым судам, чтобы показать, что Он праведен и над Ним нельзя смеяться или бросать Ему вызов.
(4) Описание их бедственного положения завершается угрозой: «И возгнушается душа моя вами» (ст. 30). Самый несчастный человек тот, кем гнушается Бог, ибо Его негодование справедливо и действенно. Поэтому если кто отойдет, как эти, то не благоволит к тому душа Бога (Евр 10:38) и Он извергнет их из уст Своих (Откр 3:16). Это звучит странно, но в то же время правдоподобно: «Разве душе Твоей опротивел Сион?» (Иер 14:19).
2. Все творение будет враждовать с ними. Все суровые Божьи суды будут посланы на них, ибо в Его колчане много стрел. Перечисленные здесь угрозы очень детальны, так как в действительности являются пророчествами и Предвидевший их непокорство знал, что именно такими они окажутся (Втор 31:16,29). Этот длинный список угроз показывает, что зло преследует грешников. Здесь приводятся:
(1) Угрозы преходящих судов.
[1] Телесные болезни в виде эпидемий: «Я пошлю на вас как надзирателей, которые будут сурово владычествовать над вами, ужас, чахлость и горячку» (ст. 16). Когда мы переводим слово «ужас», то некоторые считают, что оно означает некую болезнь, возможно (говорит образованный епископ Патрик), падучую, которая, безусловно, вызывает ужас. Чахлость характеризует все хронические болезни, а все острые приступы болезни — горячка. От этого утомляются глаза и зарождается скорбь у посещающих их, у их друзей и родственников. Отметьте: все болезни — слуги Бога; они делают то, что Он им велит, и часто используются как бич, которым Он наказывает провоцирующий Его народ. Бог угрожает им эпидемиями (ст. 25), когда они соберутся вместе в своих городах, опасаясь меча. Чем больше людей собрано вместе, тем большее опустошение наносит эпидемия, а если она поражает солдат, которые должны защищать место, то это чаще всего приводит к фатальным последствиям.
[2] Голод и недостаток хлеба; эти беды настигнут их несколькими способами. Во-первых, в результате грабежа (ст. 16): «…враги ваши съедят его и унесут, как это делали мадианитяне» (Суд 6:5−6). Во-вторых, из-за неблагоприятной погоды, особенно из-за недостатка дождя (ст. 19): «…и небо ваше сделаю как железо; Я не позволю дождю пролиться, и небеса будут отражать жар; тогда земля станет сухой и твердой, как медь, а их труд при вспахивании и посеве будет напрасен» (ст. 20), ибо произрастения земли больше зависят от Божьего провидения, чем от хорошего ведения хозяйства. Он истребит у них хлеб (ст. 26), от которого зависит жизнь, так как он поддерживает ее: возможно, они уповали на него больше, чем на Божье благословение. Будет ощущаться такой большой недостаток хлеба, что если раньше одна семья наполняла печь хлебом собственного изготовления, то теперь десять семей будут наполнять одну печь, а они сами, их дети и слуги будут ограничены в содержании. И теперь они будут есть и не будут сыты. Чем меньше они будут иметь, тем более требовательными станут их аппетиты. В-третьих, из-за осады своих городов они дойдут до такой крайности, что будут есть плоть сынов своих и дочерей своих (ст. 29).
[3] Войны и победы их врагов над ними: «…и падете пред врагами вашими» (ст. 17). Ваши наилучшие мужчины умрут в сражении, и будут господствовать над вами неприятели ваши; и это будет справедливо, раз вы не желаете, чтобы над вами господствовал Бог, который любит вас (2Пар 12:8). Несчастлив тот народ, чьими врагами являются его руководители, которые владычествуют над ним; или тот народ, чьи руководители стали его врагами и тайно ищут возможности навредить ему. Так Бог сломит их гордое упрямство (ст. 19). Бог дал им власть над народами, но если они, вместо того чтобы быть благодарными за эту власть и употреблять ее для служения Царству Божьему, возгордились ею и извратили цели, ради которых она им была дана, то Бог поступил справедливо, отняв ее у них. Так Бог наведет на них мстительный меч в отмщение за завет (ст. 25). Отметьте: Бог справедливо соперничает с теми, кто нарушил завет с Ним, и Он не потерпит, чтобы над Ним смеялись из-за предательства вероломных людей; тем или иным способом Он отомстит поступающим безответственно по отношению к Нему.
[4] Дикие звери: львы, медведи и волки, которые размножатся и будут рвать на части всех, кто станет у них на пути (ст. 22); подобную историю о двух медведях, растерзавших сорок два ребенка, мы читаем в Писании (4Цар 2:24). Это одна из четырех тяжких казней, которыми угрожал Бог (Иез 14:21), четко ссылаясь на эту главу. Человек был сотворен, чтобы владычествовать над тварями, и хотя многие из них сильнее его, тем не менее никто из них не мог навредить ему; более того, все они должны были служить ему; и если бы он первый не отказался от Божьего владычества, то не потерял бы свою власть. А теперь все твари восстали против того, кто восстал против своего Творца; и когда Господу их духов угодно, они становятся палачами Его гнева и служителями Его справедливости.
[5] Плен или рассеяние: «А вас рассею между народами (ст. 33), когда вы будете в земле врагов ваших (ст. 34)». Никогда еще люди так не объединялись и не смешивались, как израильтяне в то время, но за их грех Бог пообещал рассеять их, чтобы они потерялись среди язычников, от которых Бог милостиво отделил и отличил их, но с которыми они недостойным образом сами смешались. Более того, когда они рассеются, божественная справедливость не остановится, а достанет свой меч, который будет находить и преследовать их, где бы они ни были. Казням Божьим нельзя противостоять и от них нельзя скрыться.
[6] Полное разорение и опустошение их земли; оно будет настолько значительным, что даже их враги, способствовавшие этому, изумятся, осматривая ее (ст. 32). Во-первых, их города будут разорены, заброшены и необитаемы, все здания — разрушены, а те, кому удастся спастись от опустошительных войн, угаснут сами по себе. Во-вторых, их святилища будут разорены: синагоги, где они встречались каждую субботу для религиозного поклонения, и их скиния, куда они приходили три раза в год. В-третьих, сама страна будет разорена, не вспахана и не обработана (ст. 34−35); и тогда земля насладится своими субботами, так как они не соблюдали религиозно субботние года, назначенные Богом. Они пахали землю, когда Бог велел, чтобы она покоилась, и поэтому были справедливо изгнаны с нее; а само выражение подразумевает, что земля радовалась и покоилась, когда освободилась от бремени таких грешников, от которых она стенала (Рим 8:20 и далее). Вавилонский плен длился семьдесят лет, и на протяжении этого времени земля праздновала субботы свои (2Пар 36:21), как говорит Писание со ссылкой на это место.
[7] Разрушение их идолов скорее можно назвать милостью, чем казнью, но здесь оно упоминается как необходимый акт справедливости, так как именно за этот грех на них обрушились все эти бедствия: «Я разорю высоты ваши» (ст. 30). Кто не расстанется со своими грехами, повинуясь заповедям Божьим, тот расстанется с ними благодаря Его казням; раз они сами не разрушили свои высоты, то это сделает Бог. А чтобы обличить их в безрассудной привязанности к своим идолам, Писание предсказывает, что их трупы будут повергнуты на обломки их идолов. Тот, кто предан своим похотям, рано или поздно насытится ими. Идолы не смогут помочь ни себе, ни поклоняющимся им, но тот, кто делает их такими, как он сам, должен погибнуть таким же образом, и поэтому и те и другие упадут в канаву как слепые.
(2) Бог угрожает духовными казнями. Они поразят разум людей, ибо Тот, кто сотворил разум, может, если Ему угодно, Своим мечом коснуться его. Он угрожает:
[1] Что не примет их: «Я не буду обонять приятного благоухания жертв ваших» (ст. 31). Хотя казни Божьи не отделят народ от их грехов, в то же время они лишат их фимиама; но все напрасно, так как даже их фимиам был мерзостью (Ис 1:13).
[2] Они лишатся смелости при ведении войн, будут подавлены и сломлены. Они будут не только бояться и бежать (ст. 17), но от страха побегут и падут, когда никто не преследует (ст. 36). Виновная совесть будет постоянно мучить их, и поэтому не только звук трубы, но и шум листа погонит их. Отметьте: кто отбрасывает страх Божий, тот подвергает себя страху перед всем другим (Притч 28:1). Страх будет сталкивать их друг с другом (ст. 37−38). И те, которые раньше умножали вину друг друга, теперь будут умножать страхи друг друга.
[3] У них не будет надежды получить прощение грехов (ст. 39): «Они исчахнут за свои беззакония и как же они смогут жить?» (Иез 33:10). Отметьте: Бог поступает праведно, подвергая отчаянию получить прощение тех, кто самонадеянно грешил; и только благодаря свободной благодати мы не оставлены иссыхать в беззакониях, в которых были рождены и в которых жили.
Стихи 40−46. Эта глава заканчивается милостивым обетованием вернуть Божье благоволение тем, кто покается, чтобы они (если только это не будет их собственная вина) не иссохли в своих беззакониях. Посмотрите с изумлением на богатства Божьей милости к народу, который так упрямо противился казням Божьим и не думал подчиниться до тех пор, пока не был доведен до крайности. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся (Зах 9:12). Как бы плохо ни обстояли дела, их можно изменить. Но у Израиля есть надежда. Обратите внимание:
I. Как описано покаяние, которое сделает их достойными этой милости (ст. 40−41). Приводятся три требования:
(1) Исповедание, которым они должны воздать славу Богу и взять весь позор себе. Они должны исповедать грех, свой и своих отцов, должны оплакивать свою вину в нем, так как почувствовали на себе причиненную им боль. Так они могут избавить себя от гнева. При исповедании они должны представить грех в его наихудшем виде, как преступления, которые шли против Бога. В этом заключается порочность греха, самое худшее, что есть в нем, и именно это мы должны больше всего оплакивать при исповедании. Должно также присутствовать признание гнева Божьего; они не должны придавать значения инструментам их бедствия и вторичным причинам, а исповедать, что это Бог идет против них и воздает им по их грехам. Подобное этому исповедание совершил Даниил (Дан 9 гл.) как раз перед освобождением, а также об этом можно прочитать в Книге Ездры (гл. 9) и Книге Неемии (Неем 9:2).
(2) Раскаяние и благочестивая скорбь о содеянных грехах: «Тогда покорится необрезанное сердце их». Нераскаявшееся, неверующее и несмиренное сердце названо необрезанным сердцем; это сердце язычника, не знающего Бога, а не израильтянина, состоящего с Ним в завете. Истинное обрезание — которое в сердце (Рим 2:29), без которого обрезание плоти бесполезно (Иер 9:26). При покаянии это необрезанное сердце смиряется, то есть действительно сокрушается и раскаивается во грехе. Отметьте: смиренное сердце под воздействием смиряющих провидений готовится для избавления и истинного утешения.
(3) Покорность справедливости Бога во всех Его действиях. Если они будут терпеть за свое беззаконие (ст. 41,43), то есть если оправдают Бога и осудят себя, если будут терпеливо нести наказание, осознавая, что заслужили его, и внимательно соответствовать цели, для которой Бог запланировал его, если примут его, как милость, как врача, и правильно используют его, тогда их можно считать раскаявшимися грешниками.
II. Как описана милость, которую они получат благодаря своему покаянию.
1. Бог не откажется от них. Хотя они презирали законы Мои, но за все это Я не презрю их (ст. 43−44). Бог говорит как нежный Отец, который не может заставить свое сердце лишить наследства сына, который сильно раздражал его. Как поступлю с тобою, Ефрем? (Ос 11:8−9). Пока Он закладывал основания Своей Церкви в мире язычников, Иудейская Церковь не была совершенно оставленной или изгнанной.
2. О них будут помнить: «Я землю вспомню с благоволением», и это базируется на обетовании, данном ранее — «Я вспомню завет Мой», — которое повторяется в ст. 45. Писание говорит, что Бог вспоминает завет, когда исполняет его обетования, из Своей верности, а не потому что в нас есть что-то, заслуживающее Его благоволения — потому что Он так же благ, как и Его слово. Вот как звучит призыв Церкви: «Призри на завет Твой» (Пс 73:20). Он вспомнит Свой завет, который оставляет место для покаяния, и обещает прощение покаявшимся; и вспомнит Посредника завета, который был обещан Аврааму, Исааку и Иакову и был послан, когда настала полнота времени, в память об этом святом завете. Слово «завет» повторяется трижды, что подразумевает, что Бог его постоянно помнит и хочет, чтобы мы также помнили его. Люди, с которыми был заключен завет, также упоминаются в необычном порядке, per modum ascensus — по восходящей линии, начиная с Иакова, чтобы постепенно привести их к самому древнему обетованию, которое было дано отцу верных; так, в другом месте (Мих 7:20) говорится, что Он явил верность Иакову и милость Аврааму. Ради них (ст. 45), а не ради их заслуг, ради их привилегий, Он вспомнит завет с их предками, и ради них будет милостив к ним, даже самым недостойным. Писание говорит, что они в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим 11:28). Отметьте: к тем, кто шел против Бога греховными путями, но потом вернулся к Нему через искреннее покаяние, Господь повернется особым путем милости (хотя Он шел против них путями казней), который согласуется с заветом искупления и благодати. Никто не готов так покаяться, как Бог готов простить после покаяния через Христа, который послан для завета. И наконец, эти постановления называются законами, которые постановил Господь между собою и между сынами Израилевыми (ст. 46). Его общение с Церковью поддерживается Его законом. Дав им Свой закон, Он явил не только Свою власть над ними, но и Свое благоволение к ним. А они, соблюдая их, явили не только свой святой страх, но и святую любовь, поэтому эти постановления скорее можно назвать заветом, а не законом, ибо Он привлекает узами человеческими.
толкование Мэтью Генри на Левит, 26 глава