В данной главе настойчиво говорится о тех же вещах, что и в предыдущих, хотя они довольно неприятны. Люди не обращали внимания на то, что им говорилось о грехе и опасности, которой они из-за него подвергаются; тем не менее для их же блага необходимо, чтобы им говорили об этом; лучше бы они послушали, что говорит об этом слово Божье и их верные служители, пока еще можно раскаяться во грехе и предотвратить опасность.
I. В адрес народа Израиля звучат обличения и угрозы за их идолопоклонство (ст. 1−4).
II. Им угрожают и обличают в распутстве, гордости, любви к роскоши и других видах злоупотребления богатством и процветанием (ст. 5−8).
III. За эти и все другие грехи им предсказана страшная гибель (ст. 12−13,15, ст. 1, гл. 14).
IV. Тем не менее сохранившие уважение к своему Богу, в данной главе получают ободрение надеяться, что Он поможет им, хотя их цари и князья, все другие помощники окажутся несостоятельными (ст. 9−11,14).
Стихи 1−4. Идолопоклонство было грехом, который с особой легкостью поражал еврейский народ, пока он не оказался в плену; вначале в этом были виновны десять колен, особенно после царствования Ахава, и именно в этом грехе в данных стихах они обвиняются. Обратите внимание:
I. На меры, предпринятые Богом для того, чтобы народ не впал в идолопоклонство. Об этом говорится в ст. 4. Бог сделал все необходимое и уместное, чтобы удержать народ в близости к Нему; что же еще можно было сделать?
1. Он явил им Себя как Господа Бога их и сделал их Своим избранным народом. Своим словом и Своими делами от земли Египетской Он возвестил: «Я — Господь Бог твой»; Он сказал им с небес на горе Синай о том, что Он — Господь Бог их, Который вывел их из Египта. Это Он продолжал возвещать им и доказывать через Своих пророков и Свои провидения.
2. Он дал им закон, запрещающий поклоняться кому-либо другому: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня; ты не только не должен признавать и поклоняться кому-либо другому, но и узнавать других, совершать обряды и подражать язычникам, знакомым тебе». Отметьте: блаженно неведение, благодаря которому мы не знаем то, чего не должны делать. Мы читаем похвальные отзывы о тех, кто не знает глубин сатанинских.
3. Он дал им для этого хорошее основание: нет Спасителя кроме Меня. Кого бы мы ни принимали своим Богом, мы ожидаем, что Он будет нашим спасителем, который сделает нас счастливыми сейчас и позже; чтобы иметь защиту, требуется наша верность, а чтобы получить спасение и надежду обрести его, требуется наше восхищение.
II. На славу Ефрема, пока он воздерживался от идолопоклонства (ст. 1): «Когда Ефрем говорил с трепетом (англ. пер.), то есть (как понимает д-р Покок) пока он вел себя по отношению к Богу, как его отец Иаков, рыдая и жалуясь, пока он не говорил высокомерно и надменно против Бога и Его пророков, пока он поддерживал святой страх Божий и поклонялся Ему в страхе, до тех пор он был высок в Израиле, то есть считался значительным среди колен и пользовался уважением». Иеровоам, происходивший их этого колена, превознес себя и свою семью. Когда он говорил, все трепетали, то есть все окружающие стояли вокруг него с благоговением (как понимают некоторые). Отметьте: кто смиряет себя, особенно смиряет себя перед Богом, тот будет превознесен. Когда люди говорят о себе скромно и правдиво, подвергая сомнению собственный суд и уважая суд других, то они превозносят себя и обретают хорошую репутацию. Но что касается Ефрема, то он скоро потерял свою славу: но сделался виновным через Ваала — и погиб, то есть он потерял свою репутацию, его слава скоро померкла и погасла, а он сам — во прахе. Под Ваалом здесь подразумевается идолопоклонство; когда Ефрем оставил Бога и начал поклоняться истуканам, тогда государству была нанесена смертельная рана и оно впоследствии так никогда и не оправилось. Отметьте: всякий человек (или люди), оставляющий Бога, обрекает себя на смерть.
III. На вопиющее распространение идолопоклонства среди них (ст. 2): «И ныне прибавили они ко греху». Когда Ефрем только начал грешить и поклоняться Ваалу, то лед треснул; но он становился все хуже и хуже, жаждал больше идолов, привязывался все крепче к тем, которых уже любил, и становился все более смешным при поклонении им. Отметьте: путь идолопоклонства, как и другие грехи, ведет вниз, и людям сложно самим остановиться на нем. В печальном положении оказываются все те, кто оставил Бога, ибо они грешат все больше и больше. Давайте проследим за их отступничеством.
1. Они сделали для себя литых истуканов, гордились тем, что имеют богов, которым можно придать любую форму, какая им нравится; возможно, это были тельцы в миниатюре, похожие на серебряные храмы Артемиды; фанатики, поклонявшиеся тельцам, носили их с собой; возможно, они делали для себя истуканов богов, которым они поклонялись.
2. Они делали их из серебра своего и поэтому не сомневались в своем праве владения ими, когда приобретали их за свои деньги или делали из своего блюда, расплавленного для этой цели. Посмотрите, какие они несли расходы, чтобы послужить своим идолам, которых почитали наилучшим из того, что имели, и поэтому делали своих литых истуканов из серебра.
3. Они делали их по понятию своему, соответственно своему воображению. Они сами решали, какую форму придать своему истукану, и делали богов, соответственно своим наилучшим представлениям. Или по подобию своему (можно и так понять) — в виде человека. И когда они делали истуканов в виде человека, подобного себе, то делали себя деревьями и камнями, подобными им в реальности, ибо подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
4. Эти истуканы представляли собой полную работу художников. Они не притязали, как Артемида, на то, что произошли от Юпитера (Деян 19:35); возможно, ремесленник, изготовлявший их, писал на них их имена: такой-то истукан был изготовлен таким-то человеком (см. Ос 8:6; Ис 44:9 и далее).
5. Хотя истуканы были изготовлены их руками, но любить должны были их души, ибо они говорили приносящим жертву людям: «Целуйте тельцов!» Возможно, подобным образом священники призывали людей почитать идолов, или сами люди, которым не позволялось достаточно приблизиться, призывали приносящих жертву — священников, совершавших обряд, — целовать тельцов от их имени, так как сами они не могли сделать этого; им очень нравилось оказывать высочайшие знаки почитания идолам, перед которыми они были научены благоговеть. Хотя это были тельцы, но раз они были богами, то поклоняющиеся сами лично или через своих доверенных лиц подобным образом оказывали им почести. Они целовали тельцов в знак своего восхищения, любви и верности им как своим богам. Подобным образом нам велено целовать Сына, считая Его нашим Господином и Богом.
IV. На угрозы пролить гнев за их идолопоклонство. Господь, Чье имя — Ревнитель, Бог ревнивый, и Он не отдаст Своей славы другому, поэтому все поклоняющиеся истуканам будут постыжены, особенно если так поступать будет Ефрем (Пс 96:7). Раз им так нравится целовать своих тельцов, то Бог пошлет им ощутимые обличения в их безрассудстве (ст. 3). Поклоняясь своим истуканам, они надеялись обрести безопасность и удовлетворенность: чтобы благодаря этому их процветание утвердилось; но Бог говорит им, что они разочаруются и за зло свое нечестивый будет отвергнут. Это проиллюстрировано с помощью четырех сравнений. Они станут (1) как утренний туман, который обещает потоки дождя высохшей земле.
(2) Как утренняя роса, которая похожа на залог этого дождя. Но они исчезнут, и день окажется таким же сухим и жарким, как и прежде; таким скоротечным и мимолетным было их исповедание благочестия (Ис 6:4), они не оправдали ожиданий, возложенных на них Богом, и поэтому вполне справедливо таким же будет их процветание; их надежды на идолов не оправдаются; так будет со всеми, кто делает идолом этот мир.
(3) Они — как мякина, легкая и бесполезная, и будут унесены как прах, возмещаемый ветром с лица земли (Пс 1:4; Пс 24:5; Иов 21:18). Более того:
(4) Они станут как дым из трубы — вредный и зловонный (см. Ис 65:5), и рассеются как дым, быстро исчезающий (Пс 67:2). Отметьте: основательные и длительные утешения можно ожидать только от Бога.
Стихи 5−8. В данных стихах мы можем обратить внимание на следующее:
1. Бог щедро обеспечивал Израиль и своевременно благословлял их всем необходимым (ст. 5): «Я признал тебя в пустыне: ознакомился с твоей ситуацией и обеспечил всем необходимым даже в земле жаждущей, когда ты оказался в отчаянном положении и не мог получить помощь обычным путем». Обратите внимание на описание этой пустыни (Втор 8:15; Иер 2:6) и скажите: «Бог, Который знал их, и признал их, и питал там их, был их верным другом, ибо проявил себя таковым, когда они были в нужде; Он проявил Себя другом вседостаточным, Который смог накормить огромную армию людей, когда все естественные источники питания оказались несостоятельными, там, где все они погибли бы, если бы чудеса не были их хлебом насущным». Отметьте: помощь, полученная в крайней необходимости, возлагает на нас особые обязательства и не должна никогда забываться.
2. Они оказались недостойными и неблагодарными, злоупотребив оказанной Богом милостью. Бог не только позаботился о них в пустыне, но и отдал им во владение Ханаан — добрую землю, большие и тучные пастбища. И (ст. 6), имея пажити, они были сыты. Бог дал им изобилие и лакомства, и они не экономили их, а, будучи длительное время ограниченными манной, войдя в Ханаан, наелись досыта. Это было не только обнадеживающим знамением: если бы они были более скромными и умеренными в использовании изобилия и научились отказывать себе, то их ожидали бы лучшие времена и более щедрые обетования. Но к чему это привело? Когда насыщались, то превозносилось сердце их. Роскошь и чувственные удовольствия сделали их гордыми и самонадеянными. Их состояние лучше всех прокомментировал Моисей (Втор 32:13−15): «Утучнел Израиль, и стал упрям». Когда тело откармливается от изобилия, тогда душа возносится в гордости. Тогда они начали думать, что их религия недостойна их, и они не могли убедить себя снизойти до служения ей. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа. Когда они были бедными и немощными в пустыне, то считали необходимым поддерживать общение с Богом, но когда они умножились и утвердились в Ханаане, то начали думать, что больше не нуждаются в Нем: «Превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня». Отметьте: если мирское процветание питает человеческую гордость, то оно заставляет его забыть Бога, ибо люди помнят о Нем только тогда, когда нуждаются в Нем. Но если Израиль насытился, то что еще Всемогущий может сделать для него? Поэтому они говорили Богу: «Отойди от нас!» (Иов 22:17). Печально, что милости, которые должны побудить нас помнить Бога и изучать, чем мы можем отплатить Ему, приводят к тому, что мы забываем Его и становимся невнимательными к тому, что делаем против Него. Мы должны знать, что живем благодаря Богу, существуя за счет обычного провидения, даже если живем не за счет чудес, как Израиль в пустыне.
3. Бог справедливо возмущен их низменной неблагодарностью (ст. 7−8). В их адрес звучат угрозы (ст. 3) в том, что они будут лишены всех благ. Угрозы, приведенные здесь и далее, подразумевают, что на них обрушится всякое зло, ибо теперь Бог, Который так много помогал им, обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. В данном месте это звучит весьма угрожающе: «Я буду для них, как лев, как скимен». Лев силен, и никто не может противостоять ему. Скимен же здесь упоминается из-за своего коварства и бдительности: «Как скимен буду подстерегать при дороге». Как хищник лежит в засаде при дороге, подстерегая путника, чтобы схватить и поглотить его, так и Бог Своими судами будет наблюдать за ними к погибели, как раньше наблюдал к добру (Иер 44:27). Ни одна возможность ускорить или усугубить их гибель не будет упущена (Иер 5:6): барс будет подстерегать у городов их. Рысь или пятнистый хищник (каковым является барс) прежде всего среди других зверей известен своей стремительностью (linx visu — глаза рыси), это подразумевает, что не только сила, но и мудрость Бога будет участвовать в борьбе против тех, с кем Он соперничает. Некоторые читают (что сопоставимо с оригиналом): «Я буду для них, как скимен при дороге в Ассирию». Суды Божьи обрушатся на них как раз тогда, когда они отправятся в Ассирию искать защиты и помощи. Добавлено: «Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и поэтому особо сердитая и жестокая (2Цар 17:8; Притч 28:15)»; эти слова подразумевают, что Бог был сильно раздражен ими и хотел, чтобы они прочувствовали это: «Он будет раздирать вместилище сердца их». Замечено, что лев стремится поразить сердце животного, на которое он охотится; Он будет поедать их там, как львица. Он пошлет им такие суды, которые будут охотиться за их духами и пожирать их жизненно важные органы. Их сердца превознеслись (ст. 6)? — Бог предпримет эффективные меры, чтобы смирить их: полевые звери будут терзать их. По отношению к ним Бог будет не только как лев и скимен: эта метафора исполнится по букве, ибо лютые звери являются одним из четырех суровых судов, которыми Бог будет уничтожать раздражающий Его народ (Иез 14:15).
Все это учит нас, (1) что злоупотребление милостью влечет за собой великие тяготы. Кто презирает Бога и оскорбляет Его, когда Он для них — нежный Пастырь, тот убедится, что Он будет для Своего стада таким же жестоким, как хищники. Тем, кого Он напрасно хранил Своим долготерпением и приглашал с любовью, Он покажет Свой гнев и сделает их его сосудами (Рим 9:22). Patientia laesa fit furor — Подвергнутое презрению терпение обратится в ярость.
(2) Что суды Божьи, когда они приходят по поручению против нераскаявшихся грешников, будут весьма страшны и непреодолимы. Они будут раздирать вместилище сердца, наполнят душу недоумением и разорвут ее на части; мы не сможем преодолеть их, подобно тому как ягненок не может устоять перед рыкающим львом, ибо кто знает силу гнева Божьего? Итак, зная страх Господень, давайте вразумлять себя иметь с Ним мир, ибо разве мы сильнее Его?
Стихи 9−15. Первый стих данного отрывка является итогом, или содержанием всех остальных (ст. 9), где говорится, (1) что вся вина за гибель Израиля лежит на нем: «Погубил ты себя, Израиль; Ты сам навлек все это» или: «Это погубило тебя, Израиль — твой грех и твое безрассудство, в котором обвиняли тебя ранее. Твое нечестие много раз наказывало тебя, а теперь наконец погубит тебя». Отметьте: добровольные грешники — самоубийцы. Упрямый отказ раскаяться — это тягчайшее самоубийство. Кровь тех, кто погиб от истребителя, на их головах; они погубили себя сами.
(2) Что вся слава за помощь, оказанную Израилю, приписывается Богу: «Только во Мне — опора твоя», то есть [1] это может означать: «Я бы помог тебе и исцелил, но ты не желал помощи и исцеления, а был решительно настроен на свое истребление». Осуждение грешников усугубится не только тем, что они сами делали то, что вело к их гибели, но и отвергли предложения, сделанные им Богом, и методы, Им предпринятые, чтобы предотвратить ее: «Сколько раз хотел Я собрать вас, и вы не захотели». Он мог легко и эффективно помочь им, но они отказывались от помощи. Более того:
[2] эти слова могут означать: «Твоя ситуация плохая, но не отчаянная. Погубил ты себя, но приди ко Мне, и Я помогу тебе». Это — доска, брошенная после кораблекрушения, которая являет не только великую силу Бога и показывает, что Он может помочь в наихудшие времена (помочь тем, кто не может помочь себе), но также показывает богатство Его благодати, которая поможет тем, кто погубил себя (и поэтому справедливо может быть оставлен погибать), поможет тем, кто долго отказывался от Его помощи». Д-р Покок по-другому читает и истолковывает этот стих: «О Израиль! Тебя погубило то, что во Мне — опора твоя. Злоупотребление Богом и Его милостью сделало тебя дерзким на нечестивых путях, ведущих к гибели».
В остальных стихах мы можем увидеть:
I. Как Израиль губил себя. Сказано (Ос 14:1), что они восстали против Бога, отказались быть верными Ему, заключили союзы с Его врагами и вышли с оружием против Него; и именно это погубило их, ибо никогда не преуспевал ожесточивший себя против Бога. Отметьте: восстающие против Бога губят себя, ибо делают Своим врагом того, для Кого являются неравным соперником.
1. Они накапливали себе гнев в день гнева и тем самым губили себя. Каждый день они делали то, что припомнится им в другой день (ст. 12): «Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех». Бог увидел его, записал, предъявит и позднее взыщет за него. Прежние грехи привели их к нынешнему истреблению, ибо они запечатаны в Его хранилищах (Втор 32:34−35; Иов 14:17). Они хранятся надежно и не забудутся, равно как и доказательства против них не будут утеряны; но они хранятся тайно, они сокрыты, и даже сам грешник не знает об этом. Они связаны Божьим всеведением и в совести грешника. Отметьте: грехи грешников не забыты, пока не прощены, им ведется точный подсчет, и записи будут открыты в определенное время.
2. Они не спешат каяться и помочь себе, когда в их адрес звучат божественные упреки; они сами губят себя, потому что не делают то, что должны, для своего спасения (ст. 13).
(1) Из-за греха они оказались в беде и страданиях: «Муки родительницы постигнут его». Их будут поражать за грех, и тогда они прочувствуют его; из-за него они будут страдать и мучиться; их муки будут острыми и тяжкими, но в то же время, как боли женщины при родах, обнадеживающими и многообещающими, ведущими к избавлению; хотя этими страданиями Бог наказывает их, но при этом желает им добра. Они подвергаются наказаниям, чтобы не погибнуть.
(2) Но благодаря этим страданиям они не осознают необходимость покаяться и измениться, что в итоге превратило бы их скорбь в истинную радость: «Он — сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей, а, дойдя до родов, боролся, чтобы родиться, дабы не задохнуться и не родиться мертвым». Если бы при рождении дети могли понимать свою ситуацию, то мы посчитали бы неразумным ребенка, который хочет, чтобы рождение длилось дольше, ибо скоро будет освобожден пленник, чтобы не умер в яме (Ис 51:14, англ. пер.). Отметьте: вполне справедливо собственным губителем можно назвать того, кто задерживает и откладывает покаяние — единственное средство, благодаря которому мы можем помочь себе. Кто откладывает обращение к Богу, не торопит себя обратиться к Нему и довести дело до конца, тот подвергает себя опасности потерпеть неудачу.
3. Они являются собственными губителями, так как делают то, что несомненно приведет их к гибели, и пренебрегают тем, что оказало бы им помощь. В данных стихах приводится печальное описание опустошения, к которому они приговорены (ст. 15; Ос 14:1). Считается доказанным, что Ефрем плодовит между братьями своими; его имя означает плодовитость. Он плодовит в отношении многочисленных продуктов, производимых его страной, и огромного количества ее граждан; это было богатое и многочисленное колено, как и предсказывалось ранее, но грех обратил их плодовитость в бесплодие. Иосиф — отрасль плодоносного дерева, но из-за греха был поражен. Орудием поражения стал восточный ветер, символизирующий чужеземную армию, которая должна напасть на него. Он назван ветром Господним не только потому, что будет очень сильным и разрушительным, но и потому, что будет послан по божественному повелению; он придет от Господа и сделает то, что Он повелит; и посмотрите, что в результате произойдет с этим процветающим коленом и какое опустошение произведет война.
(1) Это было богатое колено? — Чужеземный враг сделает его бедным. Поднимется ветер Господень из пустыни — леденящий, губительный ветер, — и иссохнет родник его и иссякнет источник его, от которого питалось водой это дерево; истощатся источники его богатства. Захватчик опустошит страну и доведет до бедности земледельцев, он остановит торговлю и коммерцию и доведет до нищеты торговцев; и пусть великие люди, чье богатство заключается в богатом убранстве, не думают, что им удастся избежать суда, ибо враг опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов. Посмотрите на безрассудство тех, кто откладывает свое богатство на земле: они откладывают его в драгоценных сосудах (сосудах желаний, дословно), к которым направлена их любовь и в которых надеются обрести утешение и удовлетворение. Но это богатство может испортиться, и из-за него они могут пострадать; его могут испортить моль или ржавчина, или воры и солдаты могут украсть или отобрать его. Мудрыми и счастливыми являются те, которые откладывают свое богатство на небесах, в благах того мира, которые не подвержены тлению и не могут быть отобраны у нас. Они постоянно счастливы и поэтому истинно мудры.
(2) Это было многочисленное и плодовитое колено? — Враг истребит его и сделает малочисленным: «Опустошена будет Самария, останется без обитателей».
[1] Будут истреблены те, которые являются защитой и радостью нынешнего поколения; мужи, носящие оружие, окажутся бессильными, ибо от меча падут они и не останется никого, кто поднял бы голову против яростного завоевателя, позаботился о государстве или об отдельных семьях.
[2] Будут истреблены те, которые являются наследниками и надеждой следующего поколения и должны встать на место тех, кто пал от меча; будет искоренен весь народ, и младенцы их будут разбиты самым жестоким и варварским способом, беременные их (если это возможно, то является самым бесчеловечным) будут рассечены. Так слава Самарии как птица улетит: ни рождения, ни беременности (Ос 9:11; 10:14). Посмотрите на примеры этой жестокости (4Цар 8:12; 15:16; Ам 1:13).
II. Как Бог помогал этому народу, который губил себя; Он был его единственным помощником (ст. 10): «Я буду твоим царем (англ. пер.), чтобы руководить тобой и спасать тебя». Хотя они отказывались быть Его подданными и восстали против Него, но Он будет их Царем и не оставит их. Обязанность хорошего царя — хранить свой народ не только от гибели в результате нападения врага извне, но и хранить их, чтобы они не погубили друг друга. Бог будет Царем Израиля, как и был Царем его от века. Отметьте: наша ситуация будет плачевна, если Бог не будет относиться к нам лучше, чем мы сами относимся к себе.
1. Бог будет их царем, когда у них не будет другого царя; Он защитит и спасет их, когда будут истреблены и уйдут те, кто должен был защищать и спасать их. «Я буду тем (можно и так прочитать ст. 10), кто поможет тебе». «Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих; Пусть он входит и выходит перед тобой и сражается за тебя, когда твои города атакованы чужеземной силой, пусть он подавляет опасные ссоры, возникающие между самими горожанами! Где судьи твои, которые, совершая гражданское правосудие, должны были хранить гражданский мир, ибо правда и мир облобызаются. Где судьи твои, которых ты так хотел и на которых уповал? О них ты сказал: «Дай нам царя и начальников»». Это ссылка (1) на глупое и безрассудное желание иметь царя, охватившее весь народ, когда они устали от теократии, или божественного правления, которое имели во времена судей, так как оно казалось им слишком презренным. Они отвергли Самуила и в его лице — Господа, сказав: «Дай нам царя, как у других народов», в то время как Господь был их Царем.
(2) На желание десяти колен вместо благочестивого правления дома Давидова иметь другое правление, ибо считали его слишком абсолютным и суровым для себя и надеялись улучшить свое положение, поставив Иеровоама. Оба эти примера демонстрируют [1] недальновидность человека в отношении самого себя. Когда люди недовольны своим нынешним жребием, то им нравится новизна, и они думают, что благодаря перемене улучшат свое положение; но таковые обычно разочаровываются и не получают тех преимуществ, которые надеялись обрести при перемене.
[2] Неуважение к Богу людей, думающих, что смогут усовершенствовать Божьи постановления и изменить их. Бог дал Израилю судей и пророков, чтобы они вели его, но он устал от них и воскликнул: «Дай нам царя и начальников». Бог дал им дом Давидов, учредив его по завету царства, но они вскоре утомились от этого и воскликнули: «Нет нам части в Давиде». Кто недоволен тем, что Бог делает для него, и думает, что может сам улучшить свое положение, тот губит себя. Тем не менее божественное провидение удовлетворяет оба эти требования и дает вначале Саула, а потом Иеровоама. Чем же они улучшили свое положение? Саул был дан им во гневе (с громом, 1Цар 12:18−19) и вскоре забран во гневе на горе Гелвуй. Царское правление десяти колен было дано во гневе не только на Соломона за его отступничество, но и на десять колен, желавших этого, за их недовольство домом Давидовым; и теперь Бог собирался лишить их этого силой царя Ассирийского. Поэтому спрашивается: «Где царь твой теперь?» Его нет, долгое время они будут оставаться без царя и без князя (Ос 3:4), и не будет никого, кто спас бы их или руководил ими. Отметьте: во-первых, Бог часто дает во гневе то, что мы греховно и неумеренно желаем; Он дает желаемое с проклятием и вместе с тем предает нас нашим собственным похотям. Подобным образом Он дал Израилю куропаток. Во-вторых, мы часто разочаровываемся в том, чего чрезмерно желаем; и желаемое не спасает нас, вопреки нашим надеждам. В-третьих, Бог во гневе лишает нас того, что дает нам во гневе; то, что Он дает нам, хотя мы желаем этого не ради хороших целей, Он забирает, так как мы неправильно его используем. Блаженство святых заключается в том, что все, что Бог дает или забирает у них, делается с любовью и дает им повод для хвалы. Для чистых все чисто. А беда нечестивцев заключается в том, что независимо от того, дает Бог или забирает, все это делается во гневе; для них нет ничего чистого и утешительного.
2. Бог сделает для них то, что ни один другой царь не сделал бы для них, если бы они имели такового (ст. 14): «От власти ада Я искуплю их». Хотя по плоти Израиль был приговорен к истреблению, но Бог хранил милость для Своего духовного Израиля, для которого должны были исполниться все обетования; и на это, помимо прочего, ссылается апостол (1Kop 15:55), в частности когда говорит о благословенном воскресении верующих в последний день, не исключая их духовное воскресение от смерти греха к святой, небесной, духовной и божественной жизни. Обещано, (1) что пленники будут освобождены и искуплены от власти ада. Они будут освобождены благодаря искуплению; мы знаем, Кто заплатил за их искупление и что это было за искупление, ибо это был Сын Человеческий, отдавший душу для искупления многих (Мф 20:28). Именно Он так искупил их. Те, которые покаялись и уверовали, за счет праведности Христа освобождались от вины за грех и избавлялись от смерти и ада, которые были платой за грех; искупленными Господа станут в великий день те, кто выйдет из могилы с ликованием, и тогда узы смерти не смогут удержать их, как и их Господина.
(2) Что завоеватель будет уничтожен: «Смерть! Я буду твоей казнью!» (англ. пер.). Иисус Христос стал казнью, когда уничтожил смерть и ад и своей смертью лишил силы имеющего державу смерти, когда Своим воскресением восторжествовал над смертью. Но полностью они будут уничтожены при воскресении верующих в великий день, когда смерть навсегда будет побеждена и этот последний враг будет уничтожен. Но слово, которое мы переводим как «я буду» вполне можно перевести как «ubi nunc — где твои казни?» Именно так воспринимает эти слова апостол: «Смерть! Где твоя казнь, или жало, которым ты так долго донимала мир? Ад! Где твоя победа, или истребление, которым ты уничтожал человечество?» Христос упразднил смерть, лишил ее силы и изменил ее сущность; тем самым Он дал нам возможность восторжествовать над нею. Он дал это обетование, и оно исполнится для всех, кто принадлежит Ему, ибо раскаяния в том не будет у Него; Он никогда не потребует пересмотреть приговор, вынесенный смерти и аду, ибо Он не человек, который жалеет о своих поступках. Поэтому возблагодарим Бога, Который дал нам эту победу.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 13 глава