Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Плач Иеремии | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


Цель данной главы та же, что и двух предыдущих глав, но ее структура несколько отличается: то, что там было представлено длинным стихом, здесь представлено коротким другой ритм, а стихи идут не в обычном алфавитном порядке, как в тех главах, а в утроенном. В данной главе:

(I) Представлена печальная жалоба на недовольство Бога и его плоды (ст. 1−20).

(II) Приводятся слова утешения народу Божьему, когда он оказался в беде (ст. 21−36).

(III) Предписывается долг, который нужно совершать в данном страждущем положении (ст. 37−41).

(IV) Жалоба обновляется (ст. 42−54).

(V) Дается ободрение уповать на Бога и продолжать ожидать спасения, взывая при этом к Его справедливости в отношении преследователей Церкви (ст. 55−66).

Некоторые полагают, что все эти слова были произнесены пророком, когда он был в заключении и подвергался преследованиям, но, скорее всего, это говорил человек, принадлежащий Церкви, которая в то время была в плену и определенным образом опустошена, что пророк принимал близко к сердцу. Но жалобы данной главы носят более общий характер, по сравнению с предыдущими главами, и подходят как к ситуации отдельных людей, так и всего народа в целом; они более предназначены для уединенного общения, чем для торжественного собрания. Некоторые полагают, что в данных жалобах Иеремия выступает не только в роли ходатая за Израиль, но и как прообраз Христа, которого некоторые воспринимали как Иеремию, плачущего пророка, так как Его часто видели в слезах (Мф 16:14) и к Нему можно отнести многие отрывки данной главы.

Стихи 1−20. Заглавие 101 Псалма можно вполне уместно применить в качестве вступления к данной главе: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою», ибо изливаемая здесь жалоба очень чувственна и плачевна. Давайте более подробно рассмотрим ее. Пророк жалуется, (1) что Бог гневается. Это рождает страдание и придает ему горечь (ст. 1): «Я человек, выдающийся человек, испытавший горе, прочувствовавший его от жезла гнева Его». Отметьте: Бог иногда гневается на Свой народ; но при этом не нужно жаловаться, что Он действует мечом истребляющим, ибо это лишь жезл исправительный. Для него это только жезл гнева Его, наказывающий, который хотя и доставляет страдание в нынешнее время, но в конце окажется полезным. Мы должны быть готовы испытать горе, и если этот жезл причинит нам не только обычные страдания, то мы не должны выражать недовольство, а быть уверены, что Его гнев справедлив, а страдание легкое и к нему добавлена милость.

(2) Что он в недоумении и вообще пребывает во тьме. Тьма означает великую тьму и растерянность, отсутствие утешений и наставления; именно на это он жалуется (ст. 2): «Он повел меня Своим провидением и непостижимой цепью событий и ввел во тьму, а не во свет во тьму, которой я боюсь, а не во свет, который я надеялся увидеть. Он посадил меня в темное место темное, как могила, как давно умерших, о которых совсем забыли и никто не знает, кто они и кем были». Отметьте: хотя Израиль Божий является чадом света, но он иногда пребывает во тьме.

(3) Что Бог выступил против него как враг, как открытый враг. Бог был на его стороне, но теперь «Он обратился на меня (ст. 3), насколько я разбираюсь в ситуации, ибо против меня весь день обращает руку Свою и наказывает меня каждое утро» (Пс 72:14, англ. пер.). Когда Божья рука постоянно действует против нас, то мы склонны думать, что и Его сердце настроено против нас. Однажды Бог сказал (Ос 5:14): «Я как скимен для дома Иудина», и теперь Он воплотил это слово (ст. 10): «Он стал для меня как бы медведь в засаде, поражающий меня Своими судами, как бы лев в скрытном месте, и поэтому, куда бы я ни пошел, я пребываю в постоянном страхе, что за мной охотятся, и никогда не чувствую, что нахожусь в безопасности». Стреляют ли люди в тех, кого считают своими врагами? Он натянул Свой лук, который был создан, чтобы действовать против врагов Церкви, и направил его против ее сыновей (ст. 12). Он поставил меня как бы целью для стрел, в которую Он целится и несомненно поразит; и тогда стрелы из Его колчана войдут в почки мои и нанесут смертельную рану внутреннюю рану (ст. 13). Отметьте: Бог в Своем колчане имеет много стрел; они летят быстро и глубоко проникают.

(4) Что он похож на человека, сильно страдающего телом и разумом. Еврейское государство в то время можно было вполне уместно сравнить с человеческим телом, изношенным из-за возраста, от которого нет средства для исцеления (ст. 4): «Он измождил плоть мою и кожу мою, они истощены и высохли; я выгляжу как человек, готовый сойти в могилу; более того, Он сокрушил кости мои и тем самым лишил меня возможности помочь себе. Он пресытил меня горечью горьким осознаем своих бедствий» (ст. 15). Бог имеет доступ к духу и настолько может наполнить горечью, что она будет пребывать во всех удовольствиях; так, когда желудок болен, все съеденное портится в нем: «Он напоил меня полынью настолько одурманил осознанием собственных страданий, что я не знаю, что говорить и делать. Он добавил камни в мой хлеб, чтобы сокрушить камнями зубы мои (ст. 16) и принятая мною пища не доставляла мне удовольствия и не питала меня. Он покрыл меня пеплом, как это делают скорбящие, или (как читают некоторые) Он накормил меня пеплом, и я ел пепел, как хлеб» (Пс 101:10).

(5) Что он не видит какой-либо возможности сбежать или избавиться от страданий (ст. 5): «Он огородил меня, как выстраивают крепости и дивизионы против осажденного города. Где раньше пролегал открытый путь, там теперь он перегорожен: со всех сторон Он обложил меня горечью и тяготою; я обеспокоен, недоволен и утомляю себя поисками пути для бегства, но не могу найти ни одного (ст. 7). Он окружил меня стеною, чтоб я не вышел». Когда Иерусалим был осажден, то говорили, что он был окружен отовсюду (Лк 19:43). «Я в оковах; и как некоторых отъявленных преступников заковывают дважды, отягощая их железом, так и Он отяготил узы мои. Он также каменьями преградил дороги мои (ст. 9): не только огородил путь мой тернами (Ос 2:6), но и перекрыл его каменной стеной, через которую невозможно перебраться, и тем самым извратил стези мои. Я мечусь из стороны в сторону, поворачивая направо и налево, чтобы продвинуться вперед, но продолжаю двигаться назад». Бог поступает справедливо, заставляя тех, кто ходит кривыми путями греха и нарушает Божьи законы, ходить дорогами страданий, противодействуя своим намерениям и сокрушая средства. «Он извратил пути мои, разрушил все мои планы, и поэтому мне осталось лишь погибнуть (ст. 11). Он растерзал меня на кусочки; Он растерзал и ушел (Ос 5:14), привел меня в ничто, лишил меня общества и душевных утешений».

(6) Что Бог повернулся глухим ухом к его молитвам (ст. 8): «Когда я взывал и вопиял, как человек ревностный, желающий, чтобы его услышали, Он задерживал молитву мою и не позволял ей дойти до Него». Божье ухо, как правило, открыто для молитв Его народа, равно как и дверь милости для тех, кто стучит в нее, но теперь они закрыты даже для тех, кто взывает и вопиет. Так иногда кажется, что Бог гневается даже на молитвы Своего народа (Пс 79:5), и его положение становится отчаянным, когда они не получают не только пользу от ответа, но и утешение от того, что их молитвы приняты.

(7) Что соседи смеются над его бедами (ст. 14): «Я стал посмешищем для всего народа моего, для всех нечестивцев, находящихся среди него, которые веселятся, видя, каким наказаниям подвергается народ и, в частности, видя скорби Иеремии. Я стал их песнью, их ручным музыкальным инструментом, их тимпаном (Иов 17:6, англ. пер.), на котором они играли, как Нерон на своей арфе, когда Рим был объят пламенем.

(8) Что он отчаялся надеяться получить помощь и избавление: «Ты не только отнял у меня мир, но и удалил мир от души моей (ст. 17), и поэтому он стал не только недостижимым для меня, но и невидимым. Я забыл о благоденствии; я так давно имел его и вряд ли когда-нибудь восстановлю его, что даже перестал думать об этом. Я настолько привык к скорби и рабству, что не знаю, что означает радость и свобода. Я решил, что все пропало, и сделал вывод: «Погибла сила моя и надежда моя на Господа (ст. 18); я не могу больше полагаться на Бога и ожидать от Него поддержки, ибо Он не ободряет меня к этому; мне не стоит ожидать, что Он заступится за меня и положит конец моим бедам, ибо, похоже, ситуация безнадежная и мой Бог неумолим». Безусловно, он проявил слабость, сказав эти слова (Пс 76:11), ибо Бог твердыня вечная; Он неувядающая надежда Своего народа, что бы пророк ни думал.

(9) Что при каждом воспоминании о своих бедах скорбь возвращается к нему, и его воспоминания были такими же грустными, как и видение будущего (ст. 19−20). Прилагал ли он усилия, как Иов (Иов 9:27), чтобы забыть жалобы свои? Увы! Он не стремился к этому; при всяких обстоятельствах он вспоминал о страдании и бедствии своем, о полыни и желчи. Пророк патетически говорит о своих страданиях, ибо тяжело воспринимал их при воспоминании! Это страдание само по себе было бедствием. Мое страдание и мое преступление (читают некоторые), мое бедствие и мой грех явились причиной моих страданий; это было полынью и желчью в страдании и бедствии. Именно грех делает чашу страданий горькой. Твердо помнит это душа моя. Пленники в Вавилоне постоянно помнили о бедствиях, связанных с осадой, а пожар и руины Иерусалима так и продолжали стоять у них перед глазами, когда они плакали, вспоминая Сион; они не могли забыть Иерусалим (Пс 136:1,5). «Душа моя, вспоминая обо всем этом, падает во мне, она угнетена не только осознанием бедствий, но и горечью из-за осознания греха». Отметьте: нам следует смирять свое сердце, когда нас касаются смиряющие провидения, и обновлять раскаянное смирение из-за греха при всяком воспоминании о наших страданиях и бедствиях. Так мы можем извлечь благо из прежних наказаний и предотвратить последующие.

Стихи 21−36. Но вот облака начинают рассеиваться, и небо проясняется; в первой части главы была представлена очень печальная жалоба, но теперь мелодия изменилась и скорбящие о Сионе начинают выглядеть более радостными. Но ради надежды сердце сокрушается. Чтобы сохранить сердце от полного разрушения, ему предлагается вспомнить то, что даст основание для упования (англ. пер. ст. 21); это ссылка на то, что будет позднее, а не на то, что было ранее. «Вот, что я отвечаю сердцу моему», написано на полях и в русском переводе; то, что хранится и откладывается в наших сердцах, иногда похоже на то, что давно забыто и затеряно, пока Бог Своей благодатью не возвратит забытое нашим сердцам, чтобы оно было готово для нас, когда подвернется случай воспользоваться. «Я восстанавливаю это в своей памяти и потому уповаю, я удержан и не погрузился в отчаяние». Давайте посмотрим, что же нужно вспомнить.

I. Как бы плохо ни обстояли дела, лишь благодаря милости Божьей они не обстоят еще хуже. Мы испытываем горе от жезла его, но по милости Господа мы не исчезли (ст. 22). Когда мы в беде, то для ободрения веры и надежды следует отметить все «за» и «против». Дела обстоят плохо, но могло быть еще хуже, и поэтому есть надежда, что они изменятся к лучшему. Здесь обратите внимание:

(1) Признано существование потоков милости: «Мы не исчезли». Отметьте: Церковь Бога похожа на куст Моисея, горящий, но не сгорающий; с какими бы трудностями ей ни пришлось или ни придется столкнуться, она будет существовать в этом мире до конца времен. Она гонима людьми, но не оставлена Богом, и поэтому, хотя она низлагаема, но не погибает (2Кор 4:9), наказуема, но не исчезла, обновлена в печи, как серебро, но не исчезла, как примесь.

(2) Эти потоки восходят к источнику: «По милости Господа...» Здесь слово «милости» стоит во множественном числе, подразумевая изобилие различных милостей. Бог является неистощимым источником милости, Отцом милостей. Отметьте: мы все в долгу перед щадящей милостью Бога за то, что не исчезли. Другие окружающие нас люди исчезли, и мы сами подвергались опасности, тем не менее мы не исчезли, мы избежали могилы и ада. Если бы с нами обращались соответственно нашим грехам, то мы бы исчезли намного раньше; но с нами обращались по милости Господа, и мы должны признать это ради Его славы.

II. Что даже находясь во глубине страданий, они все-таки ощущали нежность божественного сострадания и истинность божественного обетования. Несколько раз они жаловались, что Бог не сострадал им (Плач 2:17,21), но теперь они поправляют себя и признают, (1) что милосердие Бога не истощилось; оно действительно не истощилось, хотя казалось, что Он во гневе затворил щедроты Свои. Эти реки милости текут полноводно и постоянно, но никогда не высыхают. Нет; они обновляются каждое утро; каждое утро перед нами предстают новые примеры Божьего сострадания к нам; Он посещает нас с ними каждое утро (Иов 7:18); Господь каждое утро являет суд Свой неизменно (Соф 3:5). Когда наши утешения истощаются, тогда сострадание Бога не истощается.

(2) Что велика верность Его. Хотя кажется, что завет нарушен, но они признают, что он продолжает действовать во всей силе; и хотя Иерусалим лежит в руинах, но истина Господня пребывает вовек. Отметьте: как бы мы ни страдали, но мы не должны потакать нехорошим мыслям о Боге, а быть готовы признать, что Он милостив и верен.

III. Что Бог является и всегда будет вседостаточным блаженством для Своего народа; они избрали Его и уповают именно на такого Бога (ст. 24): «Господь часть моя, говорит душа моя».

1. То есть: «Когда я потеряю все, что имею в этом мире, свободу и средства к жизни, и практически саму жизнь, я не потеряю своей заинтересованности в Боге». Наш удел на земле весьма зыбкий, а Бог наша часть навеки.

2. «Пока я имею часть в Боге, я имею достаточно благ, которые служат противовесом для всех моих бед и восполняют все мои потери». Даже если нас ограбили, наша часть остается в сохранности.

3. «Это то, на что я уповаю и в чем с удовлетворением покоюсь: итак буду надеяться на Него. Я буду надеяться на Него и ободрять себя в Нем, когда все другие поддержки и ободрения окажутся несостоятельными». Отметьте: наш долг сделать Бога частью своей души, а затем использовать Его как Свою часть и утешаться ею среди своих сетований.

IV. Кто имеет дело с Богом, тот убедится в том, что не напрасно уповал на Него, ибо (1) Он благ к тем, кто так поступает (ст. 25). Он благ ко всем; щедроты Его на всех делах Его, все Его творения вкушают Его милости. Но Он особым образом благ к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Отметьте: когда беды продляются, а избавление откладывается, тогда мы должны терпеливо надеяться на Бога и Его милостивое возвращение к нам. Пока мы надеемся на Него верой, мы должны искать Его молитвой: наши души должны искать Его, в противном случае поиски ни к чему не приведут. Наши поиски помогут нашему упованию. А кто подобным образом уповает и ищет Бога, к тому Он будет милостив; тому Он покажет дивную милость Свою.

(2) Кто так поступает, тот увидит, что это во благо ему (ст. 26): «Благо (т.е. наш долг, и это принесет нам неизреченное утешение и удовлетворение) тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа; кто надеется, что оно придет, хотя трудности, лежащие на его пути, кажутся неодолимыми; кто ожидает, пока оно придет, хотя оно долго откладывается; кто, ожидая, спокоен и молчалив, не спорит с Богом и не раздражается, а соглашается с божественным предназначением. Отче, да будет воля Твоя». Если мы воскресим это в своем разуме, то можем надеяться, что в конце все закончится хорошо.

V. Что страдания в действительности приносят нам благо, и если мы правильно относимся к ним, то они послужат нам во благо. Благо не только уповать и ожидать спасения, но и нести бремена в трудное время (ст. 27): «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей». Много юношей было уведено в плен. И, чтобы облегчить их участь, пророк говорит, что для них благо нести иго в этом плену, и они убедятся в этом, если приспособятся к его условиям и будут трудиться, чтобы достичь целей Бога, возложившего на них это тяжелое ярмо. Эти слова также можно применить к игу Божьих заповедей. Благо для молодых людей взять на себя это иго с самой юности; мы не можем слишком рано стать религиозными. Если мы приступаем к своему долгу в юности, то это сделает его более благоприятным для Бога и более легким для нас. Но здесь, похоже, имеется в виду иго страданий. Многие убедились в том, что хорошо его нести с юности своей; это делает смиренными и благочестивыми, а также отучает от этого мира тех, кто в противном случае был бы гордым и своенравным, как телец неукротимый. Но действительно ли благо человеку, когда он несет иго в юности своей и в каких ситуациях так получается? На этот вопрос он отвечает в дальнейших стихах.

1. Так происходит, когда мы спокойны и покладисты в страданиях, когда мы сидим уединенно и молчим, а не мечемся из стороны в сторону к разным людям с жалобами, усугубляющими наши бедствия, и проявляем недовольство Божьим провидением, коснувшимся нас, когда удаляемся в уединенное место, чтобы во дни несчастья поразмышлять и посидеть в уединении, чтобы поговорить с Богом и со своим сердцем, заглушая все недовольные и подозрительные мысли, возлагая руку на свои уста, как Аарон, который сохранил свой мир, подвергаясь суровому испытанию. Неся иго, мы должны хранить молчание, как и те, кто надел его на нас: не снимать своевольно его со своей шеи, а терпеливо подчиниться ему, раз оно возложено Богом. Когда страдающие с юности приспосабливаются к своим страданиям, прилаживают свою шею к ярму и учатся соответствовать цели, которую преследует Бог, пославший эти страдания, тогда они увидят, что для них благо носить его, ибо после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

2. Так происходит, когда мы смиряемся и несем свои страдания. Иго приносит благо тому, кто полагает уста свои в прах, кто не только положил руку на уста свои в знак покорности воле Бога в страданиях, но и полагает уста свои в прах в знак скорби, позора, отвращения к самому себе при воспоминании о грехе, кто доведен до бедственного положения и изменен, повергнут и покорен и вынужден лизать прах (Пс 71:9). И мы должны подобным образом смирить себя тогда, может быть, еще есть надежда, или (как написано в оригинале), возможно, есть надежда. Если есть какой-либо способ обрести и сохранить добрую надежду в страданиях, то это данный путь; тем не менее мы должны быть очень скромны в своих ожиданиях и надеяться, что это может быть, как люди, считающие себя абсолютно недостойными этого. Отметьте: кто искренно смирился из-за греха, тот будет рад обрести добрую надежду через благодать на любых условиях и готов ради этого положить уста свои в прах; кто хочет обрести надежду, тот должен это сделать, и если он имеет хоть какие-то ободрения, удерживающие его сердце от погружения в прах, когда он уже положил туда свои уста, то должен приписать это свободной благодати.

3. Так происходит, когда мы кротки и сострадательны к тем, кто является инструментами наших бедствий, когда нами владеет дух прощения (ст. 30). Благо от ига тому, кто подставляет ланиту свою бьющему его или, скорее, обращает к нему другую щеку (Мф 5:39), а не отвечает ударом. Наш Господь Иисус оставил нам пример подобного поведения, ибо предал хребет Свой биющим (Ис 50:6). Кто может вынести презрение и порицание, не воздавать ругательством за ругательство и горечью за горечь, кто, пресыщаясь поношением, хранит его в себе, не отвечает за обиду и не изливает поношение на тех, кто пресытил его самого, а изливает его пред Господом (как поступали те, кто был довольно насыщен поношением от надменных, Пс 122:4), тот увидит, что благо человеку, когда он несет иго, и это даст ему духовное преимущество. Итог таков: если от скорби происходит терпение, а от терпения опытность, то от опытности надежда, которая не постыжает.

VI. Что Бог милостиво повернется к Своему народу со своевременными утешениями соответственно времени, в течение которого поражал их (ст. 31−32). Страждущий раскаивается и терпелив, ибо верит, что Бог благ и милостив, а это в значительной степени побуждает к евангельскому покаянию и христианскому терпению. Мы можем поддерживать себя следующими соображениями.

1. Хотя нас угнетают, но мы не оставлены; когда отец наказывает сына, то это не значит, что он лишает его наследства.

2. Хотя нам временами кажется, что мы оставлены, когда утешения удерживаются, а спасение откладывается, но на самом деле это не так, ибо не на век оставляет Господь, противостояние с нами не будет вечным.

3. В какой бы скорби мы ни пребывали, именно Бог допустил это, и в этом присутствует Его рука. Именно Он посылает горе, и поэтому мы можем быть уверены, что все устроено мудро и милостиво; оно дается лишь на время, когда появляется необходимость нам поскорбеть немного (1Пет 1:6).

4. У Бога хранятся сострадания и утешения даже для тех, кому Он послал горе. Мы не должны думать, что раз Бог послал горе, то этот мир поможет нам. Нет, Тот, Кто послал горе, пошлет и помощь, или мы погибли. Una eademque manus vulnus opemque tulit — та же рука, которая нанесла рану, исцелит ее. Он уязвил — и Он исцелит нас (Ос 6:1).

5. Когда Бог поворачивается, чтобы оказать нам милость, то Он делает это не за наши заслуги, а по Своей милости, по великой благости Своей. Мы настолько недостойны, что только великая благость может помочь нам; и тогда чего только мы не можем ожидать от нее? А то, что Бог послал горе, не должно разуверять нас в наших ожиданиях.

VII. Когда Бог действительно посылает горе, то Он делает это ради мудрых и святых целей и не радуется нашим бедствиям (ст. 3З). Правда, что Он наказывает и огорчает сынов человеческих, все наши скорби и наказания приходят от Него, но Он делает это неохотно, не по изволению сердца Своего (говорит слово).

1. Он наказывает нас только тогда, когда мы даем Ему для этого повод. Он не испытывает Свое недовольство так, как проявляет Свое благоволение ех тего motu — как заблагорассудится. Если Он являет нам Свою милость, то потому, что Ему кажется, что так хорошо; если же Он пишет против нас горькие обвинения, то потому, что мы заслуживаем их и нуждаемся в них.

2. Он наказывает не с удовольствием, Он не радуется смерти грешников или смятению святых, а наказывает неохотно. Чтобы наказать, Он покидает Свое место, ибо Его место это престол милости. Он не радуется бедственному положению Своих творений, особенно Своего народа; более того, Он страдает и Его душа скорбит из-за бедствия Израиля.

3. Он хранит милость к Своему народу даже тогда, когда наказывает его. И если Он неохотно огорчает сынов человеческих, то тем более Своих детей. Как бы ни было, но Бог благ к ним (Пс 72:1), и они могут верой увидеть любовь в Его сердце, видя недовольство на Его лицо и жезл в Его руке.

VIII. Хотя Он использует людей в качестве Своей руки или, скорее, в качестве инструментов в Своей руке для наказания Своего народа, но Он недоволен их несправедливыми действиями и причиняемым ими злом (ст. 34−36). Хотя с помощью насилия нечестивых и неразумных людей Он служит собственным целям, но из этого не следует, что Он одобряет это насилие, как иногда полагает Его народ (Авв 1:13): «Для чего же Ты смотришь на злодеев?» Враги причиняли зло и угнетали народ Божий двумя путями, и в данных стихах пророк заверяет нас, что не одобрял ни одного из них:

(1) если люди наносили ему вред силой оружия, то Бог не одобрял этого. Он Сам не попирал ногами Своими узников земли, а внимал воплям узников; Он также не одобрял, когда люди так поступали; более того, Он весьма недоволен этим. Жестоко поступают те, кто топчется по угнетенным, которые находятся в узах и не могут помочь себе.

(2) Если люди причиняли зло народу Божьему под видом соблюдения закона и отправления правосудия, если они неправедно судили человека, и он не мог узнать свои права и отстоять их, ибо это было выше его возможностей, если они притесняли человека в деле его и выносили несправедливый приговор или неверно судили, то пусть знают:

[1] Что Бог видит их. Все это происходит пред лицем Всевышнего (ст. 35); все это происходит у Него на виду, перед Его глазами, и очень удручает Его. Они не могут не знать об этом и поэтому своим поступком бросают Ему вызов. Он Всевышний, и они отнеслись с пренебрежением к Его власти над ними, злоупотребив своей властью над своими подданными и не подумав, что Он высший над высоким (Еккл 5:8).

[2] Что Бог не одобряет их. Здесь больше подразумевается, чем выражено. Извращение правосудия и угнетение правых в огромной степени оскорбляет Бога; и хотя Бог может использовать их для наказания Своего народа, но Он рано или поздно расквитается с теми, кто это делал. Отметьте: хотя Бог может допустить, чтобы злодеи какое-то время процветали, и с их помощью служить собственным целям, но при этом Он не одобряет их злые дела. Не может быть у Бога неправосудие, и Он не может благоволить к тем, кто так поступает.

Стихи 37−41. Чтобы получить право на утешения, предназначенные для страдающих, описанные в предыдущих стихах, и вкусить их сладость, в этих стихах представлены обязанности, предписанные людям, находящимся в страданиях, благодаря которым мы можем надеяться получить эти утешения.

I. Мы должны видеть и признать руку Бога во всех бедах, обрушившихся на нас в какое-либо время личных и государственных (ст. 37−38). Этот принцип здесь изложен как великая истина, которая поможет нам успокоить свой дух, испытывая страдания, и освятить их для нас.

1. Как бы ни поступали люди, но направляет их именно Божья рука. Кто это говорит: «И то бывает (замышляется план и приводится в действие), чему Господь не повелел быть?» Люди могут поступать лишь согласно совету Бога, иметь силу и успех лишь тот, который дан им свыше. Сердце человека обдумывает свой путь: он планирует и ставит цели, он говорит, что будет делать то и то (Иак 4:13), но Господь управляет шествием его совсем не так, как он планировал и задумывал, и то, чего он ожидал, не произошло, если только не Божья рука и не Его совет ранее так предопределили быть (Притч 16:9; Иер 10:23). Халдеи говорили, что хотят уничтожить Иерусалим, и так произошло, но не потому, что так сказали халдеи, а потому что Бог повелел этому быть и дал им поручение сделать это. Отметьте: люди всего лишь инструменты, которые использует великий Бог, и Он руководит ими, как Ему угодно, при управлении этим нижним миром; без Него они не могут совершить ни одно из своих намерений.

2. Каков бы ни был жребий людей, именно Бог определяет его: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» Конечно, это так; и это более патетично выражено в оригинале: «Разве это добро и это зло не исходят от уст Всевышнего?» Разве это не то, что Он определил и предназначил для нас? Да, это так; и для того, чтобы примирить нас с нашими страданиями, можно применить эту основную истину. «Это утешение я принял от руки Божьей, так неужели злого не буду принимать?» так убеждал себя Иов (Иов 2:10). Мы здоровы или больны, богаты или бедны? Мы успешны в осуществлении своих планов или не можем их осуществить? Все это предопределил Бог; всякий человеческий суд исходит от Него. Господь дал, Господь и взял; Он творит свет и тьму, как сделал это вначале. Отметьте: все события божественного провидения являются всего лишь плодами божественного совета; все, что произошло, направлено Богом; дела Его рук согласуются со словами Его уст; Он говорит и исполняется; все Его намерения легко и действенно осуществляются.

II. Мы не должны ожесточаться против Бога за какие-либо страдания, которые Он возлагает на нас (ст. 39): «Зачем сетует человек живущий?» Похоже, в данном месте пророк проверяет себя самого за жалобу, вознесенную в первой части главы, где он, похоже, выражает недовольство суровостью и недоброжелательностью Бога. «Разве хорошо гневаться? Чем я раздражен до такой степени?» Кто необдуманно обвиняет Бога, тот, поразмыслив, должен обвинить себя в этом. Исходя из доктрины всемогущего и всеобщего провидения Божьего, в котором он заверял в предыдущих стихах, пророк делает такой вывод: «Зачем сетует человек живущий?» Что бы ни сделал Бог, мы не должны против Него открывать уст своих (Пс 38:10). Кто недоволен своим жребием, тот выражает недовольство Тем, Кто вручил его ему. Страждущие пленники должны были подчиниться воле Бога во всех своих страданиях. Отметьте: хотя мы можем изливать свои жалобы перед Богом, но не должны возносить жалобы против Бога. Как! Неужели может жаловаться человек живущий за то, что наказываются его грехи (англ. пер.)? Приведенные здесь основания весьма убедительны.

1. Мы люди; так давайте покажем себя людьми. Стоит ли человеку жаловаться? И вновь: о человек! Мы люди, а не животные, мы разумные творения, которые должны поступать благоразумно; давайте посмотрим вверх и вперед, и мы отовсюду сможем почерпнуть достаточно рассуждений, чтобы заглушить наши жалобы. Мы люди, а не дети, которые плачут из-за всего, что причиняет им неудобство. Мы люди, а не боги, подданные, а не господа; мы не принадлежим самим себе и не являемся собственными творцами; у нас есть обязательства, и мы должны подчиняться. Мы люди, а не ангелы и поэтому не должны надеяться, что будем избавлены от трудностей, как они; мы являемся обитателями не того мира, где нет печали, а этого мира, где обитает лишь скорбь. Мы люди, а не бесы и не находимся в таком же отчаянном, безнадежном и беспомощном положении, как они, и имеем то, что может нас утешить, но не их.

2. Мы люди живые. Благодаря доброй руке Бога над нами мы все еще живы, хотя с каждым днем умираем, так стоит ли сетовать человеку живущему? Нет, у него есть больше оснований благодарить, чем жаловаться на бремена и бедствия жизни. Наша жизнь хрупка и нам не принадлежит, но мы живы, живые, живые должны славить, а не жаловаться (Ис 38:19); пока есть жизнь, есть надежда, и поэтому, вместо того чтобы жаловаться, что все плохо, мы должны ободрять себя надеждой, что положение дел улучшится.

3. Мы люди грешные, и то, на что мы жалуемся, всего лишь наказание за грех; более того, это наказание намного меньше того, что заслуживают наши грехи. У нас нет оснований жаловаться на беду, ибо это результат наших дел, и мы должны в этом винить себя. Наше собственное нечестие наказывает нас (Притч 19:3). У нас нет оснований ссориться с Богом, ибо Он праведен в Своих поступках; Он управляет всем миром, и поэтому необходимо, чтобы Он поддерживал славу Своего руководства, наказывая непокорных. Мы страдаем за наши грехи? Тогда давайте не будем жаловаться, ибо нам нужно сделать другое дело: вместо того чтобы роптать, нам нужно покаяться; а чтобы получить доказательство того, что Бог примирился с нами, мы должны прилагать усилия, чтобы смириться с Его святой волей. Мы наказываемся за грехи наши? Тогда мы поступим мудро, если покоримся и поцелуем розгу, ибо если будем продолжать идти против воли Бога, то Он накажет нас в семь раз сильнее, ибо когда Он судит, то превозмогает. Если же мы приспособимся к Нему, то хотя и будем наказаны Господом, но не будем осуждены с этим миром.

III. Когда Бог наказывает, то мы должны стараться соответствовать Божьим намерениям, а именно напомнить нам наши грехи и забрать нас к Себе-домой (ст. 40). Именно ради этого нам посылаются страдания.

1. Трезвое размышление о самих себе и воспоминание прошлой жизни. Испытаем и исследуем пути свои; исследуйте, каким они были, и тогда испытайте, были ли они правильными и хорошими или нет; испытайте их, как испытывают преступника, изменившего внешность, который спасается бегством и пытается спрятаться, и затем исследуйте, виновны вы или нет. Пусть совесть испытывает и исследует, пусть она действует честно, проведет тщательное расследование и вынесет нелицеприятный приговор. Исследуйте свои пути, чтобы с их помощью исследовать самих себя, ибо мы должны судить о себе не по своим тусклым желаниям, а по своим шагам, не по одному отдельному шагу, а по своим путям, по целям, к которым стремимся, по правилам, согласно которым мы поступаем, по соответствию настроя нашего разума и уклада нашей жизни этим целям и правилам. Когда мы страдаем, то это время обратить сердце свое на пути свои (Агг 1:5), чтобы можно было покаяться в том, что было сделано неверно, измениться ради будущего и соответствовать цели, ради которой было послано страдание. Во времена государственных бедствий мы склонны размышлять о путях других людей и возлагать на них вину, хотя наша задача испытать и исследовать пути свои. Дома у нас есть достаточно дел; и каждый из нас должен сказать: «Что я сделал? Какими делами я подлил масла в государственный пожар?»; если бы каждый из нас мог изменить самого себя, тогда мы все могли бы измениться.

2. Искренний разговор с Богом: «Давайте обратимся к Господу, к Тому, Кто обратился против нас и от Кого мы обратились. Давайте обратимся к Нему покаянием и реформацией, как к своему владельцу и руководителю. Мы были с Ним, но с тех пор, как оставили Его, нам никогда не было хорошо; поэтому давайте сейчас вновь обратимся к Нему». Это должно соответствовать предыдущему побуждению и быть его плодом: мы должны испытать и исследовать пути свои, чтобы обратиться от злых путей своих к Богу. Именно так поступил Давид (Пс 118:59): «Я размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим».

IV. Мы должны принести себя Богу в пламени поклонения: вознести Ему свои наилучшие привязанности и служения (ст. 41). Когда мы страдаем, (1) то должны взирать на Господа как на Бога, сущего на небесах, Который бесконечно выше нас и имеет неоспоримое владычество над нами, ибо небеса царствуют, и поэтому с ними не нужно спорить, а подчиниться им.

(2) Мы должны молиться Ему, верить и надеяться, что примем от Него милость, ибо именно это подразумевается в словах «вознесем руки наши Ему» (жест, используемый в молитве и иногда вместо нее, как в Пс 140:2: «...да будет воздеяние рук моих — как жертва вечерняя»), это означает, что мы просим у Него милости и готовы ее принять.

(3) Наши сердца должны возноситься вместе с молитвами. Мы должны возносить сердца свои и руки так же, как изливать душу свою словами. Именно на сердце смотрит Бог в этом и других служениях, ибо какая польза от жертвы, если в ней не участвует сердце? Если внутренний настрой в какой-либо мере не соответствует внешним проявлениям, то мы лишь смеемся над Богом и обманываем самих себя. Молитва это вознесение души к Богу (Пс 24:1), к нашему Отцу на небесах; и душа, которая надеется быть с Богом на небесах вечно, будет подобным образом, благодаря частым актам поклонения, узнавать путь туда и стремиться вперед по этому пути.

Стихи 42−54. Легче винить себя за жалобу, чем обвинять себя при ее отсутствии. Пророк признал, что живущий человек не должен жаловаться (словно он испытывал себя на предмет жалобы в первой части главы), но в данных стихах облака после дождя вновь возвращаются и рана вновь начинает кровоточить, ибо, чтобы привести обеспокоенный дух в уравновешенное состояние, нужно приложить много сил.

I. Они исповедуют, что Бог праведен, посылая им эти страдания (ст. 42): «Мы отпали и упорствовали». Отметьте: когда мы оказались в беде, то нам следует оправдывать Бога, признавая собственные грехи и возлагая на себя вину. Назовите грех преступлением, назовите его непокорством и вы не ошибетесь. Таков результат испытаний и исследований своих путей; чем больше люди их исследуют, тем хуже они предстают перед ними. Тем не менее:

II. Они жалуются на страдания, которым подверглись, но при этом бросают тень на Бога; в этом мы ни в коем случае не должны подражать им, а, находясь даже в самых суровых испытаниях, всегда должны думать и говорить о Нем возвышенно и доброжелательно.

1. Они жалуются на Его суровость и знаки недовольства ими. Они покаялись в своих грехах, но (ст. 42) «Ты не простил» (англ. пер.). Они не получили заверений и утешений прощения; суды, обрушившиеся на них за их грехи, не прекратились, и поэтому им кажется, что нельзя говорить о прощении греха. Это было ошибкой, которую часто совершал народ Божий, когда его душа была угнетена и обеспокоена. Их ситуация действительно заслуживала сострадания, но они жаловались: «...Ты не помиловал» (англ. пер. ст. 43). Их враги преследовали и убивали их, но не это было самое плохое: они были лишь инструментами в руке Бога; «Ты преследовал нас, умерщвлял нас, хотя мы надеялись, что Ты защитишь и спасешь нас». Они жаловались, что между ними и Богом была стена разделения, и это (1) препятствовало Божьему благоволению сходить на них. Отраженные лучи Божьей милости раньше составляли красоту Израиля, но теперь «Ты покрыл нас гневом, так что наша слава скрыта и исчезла; теперь Бог гневается на нас, и мы не являемся таким прославленным народом, каким нас воспринимали раньше». Или можно понимать так: «Ты покрыл нас, как покрывают людей при захоронении и забывают их».

(2) Препятствовало их молитвам восходить к Богу (ст. 44): «Ты закрыл себя облаком», но не тем светлым облаком, в котором Он вступил во владение храмом и которое давало возможность поклоняющимся приблизиться к Нему, а тем облаком, в котором Он сошел на гору Синай, побудившим людей в благоговении стоять на расстоянии от Него. «Это облако настолько толстое, что, кажется, не доходила молитва наша и терялась в нем; мы не можем получить аудиенцию». Отметьте: иногда продление беды является искушением даже для молящегося народа, и он начинает сомневаться, является ли Бог таким, каким они Его всегда считали, Богом, Который слышит молитвы.

2. Они жалуются на презрение своих соседей, на позор и бесчестье, в котором пребывали (ст. 45): «Сором и мерзостью Ты сделал нас, или отходами, которые выбрасывают в мусорную яму». На это ссылается апостол Павел, когда рассказывает о страданиях апостолов (1Кор 4:13): «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». «Мы как мусор или отбросы среди народов, по которому всякий топчется; на нас смотрят, как на самый презренный народ, ни на что не годный, а лишь для того, чтобы его выбросить, как выбрасывают соль, которая потеряла силу. Разинули на нас пасть все враги наши (ст. 46), как лев, алчущий добычи и рыкающий, чтобы поглотить нас; или они разинули на нас пасть, чтобы иметь возможность сказать о нас все, что им хочется». Эти жалобы мы слышали раньше (Плач 2:15−16). Отметьте: очень часто подлые и недоброжелательные люди набрасываются и сбивают с ног тех, кто упал в глубину отчаяния с высоты славы. Но все это они сами навлекают на себя своим грехом. Если бы они сами не сделали себя порочными, то их враги не смогли бы сделать их таковыми; поэтому отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их за то, что они отвергли Его.

3. Они жалуются на плачевное опустошение, нанесенное их врагами (ст. 47): «Ужас и яма доля наша; враги не только напугали и встревожили нас, но и одолели нас своими военными хитростями, поразили засадами, устроенными против нас; и за этим последовало опустошение и разорение; погибла дочерь народа моего (ст. 48), все дочери моего города» (ст. 51). Враги, захватив некоторых из них, как птичку в сеть, охотились за другими, как хищные птицы охотятся за безобидными (ст. 52): «Мои враги всячески усиливались уловить меня, как птичку, которую гонят от куста к кусту»; так Саул охотился за Давидом, как за куропаткой. Такой неугомонной была враждебность их преследователей, хотя для этого у них не было причин. Они делали это без всякой причины, без какой-либо провокации с их стороны. Хотя Бог был праведен, но они были неправедны. Давид часто жаловался на тех, кто ненавидел его без причины; таковы враги Христа и Его Церкви (Ин 15:25). Их враги гонялись за ними, пока едва не догнали их (ст. 53): «Они повергли жизнь мою в яму». Они закрыли своих пленников в темных тюрьмах, где они были как бы истреблены с земли живых (как в ст. 6); или здесь говорится, что дела государства и царства были настолько разрушены, что жизнь в них почти угасла, а люди были брошены в яму или в могилу и закиданы камнями, которые используют, чтобы привалить к двери гроба. Они считали еврейский народ мертвым и похороненным и вообразили, что он не сможет воскреснуть. Таким видел его Иезекииль в своем видении полем, полным мертвых и сухих костей. Их истребление сравнивается не только с похоронами мертвого человека, но и с погружением живого человека в воду, где он не может долго оставаться живым (ст. 54). Воды страданий поднялись до головы моей. Воды потопа поднялись и почти покрыли их. Силы халдеев набросились на них, как прорвавшаяся вода, которая поднялась так высоко, что достигла их головы; они не могли перейти ее и не могли переплыть, поэтому неизбежно должны были утонуть. Отметьте: народ Божий иногда может оказаться в таком бедственном положении, что не может найти твердого места для своей веры, равно как и удержать голову над водой, имея какие-нибудь благоприятные надежды.

4. Они жалуются на свою чрезмерную скорбь и страх в связи со сложившейся ситуацией.

(1) Страдающая Церковь утопает в слезах, и пророк оплакивает ее (ст. 48−49): «Потоки вод изливает око мое так сильно они рыдают; око мое изливается и не перестает, так как они постоянно плачут, без перерыва, ибо нет облегчения их бедствиям». Они постоянно были на пике душевного расстройства, и дни не становились лучше. Добавлено (ст. 51): «Око мое опечаливает душу мою. Чем больше я смотрю на опустошение города и страны, тем больше я огорчаюсь. Куда бы я ни бросил взгляд, я вижу то, что обновляет мою скорбь, и скорблю ради всех дочерей моего города»: ради всех соседних городов, которые были на положении дочерей Иерусалима города-матери. Или можно понимать так: «Мое плачущее око воздействует на мое сердце, выход скорби, вместо того чтобы облегчать, лишь умножает и усиливает ее». Или так: «Мое око растапливает мою душу, я почти излил свой дух; не только око мое иссохло от горести, но душа моя и утроба моя» (Пс З0:10−11). Великая и продолжительная скорбь истощает дух и сводит в могилу не только многих седовласых старцев, но и молодых. Я плачу, говорит пророк, больше, чем все дочери моего города (написано на полях); в выражении скорби он превзошел даже представительниц слабого пола. Никто не унижает себя, изливая слезы о грехах грешников и страданиях святых; таким был наш Господь Иисус, ибо когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем, чего не сделали дочери Иерусалимские.

(2) Вся она во власти страхов и скорбит не только о том, что сейчас происходит, но опасается худшего и считает, что все пропало (ст. 54): «Тогда я сказал: «Погиб я, я уничтожен, и у меня нет надежды на восстановление; я похож на человека умершего»». Отметьте: кто повергнут в уныние, тот склонен считать себя погибшим (Пс 30:23, Иона 2:4).

5. Среди этих печальных жалоб слышится одно слово утешения, из чего следует, что их ситуация не была такой плохой, как они представляли (ст. 50). Мы продолжаем плакать, доколе не призрит и не увидит Господь с небес. Эти слова подразумевают, что (1) они будут удовлетворены, если Бог милостиво посмотрит на их бедствия, и это будет для них достаточной компенсацией за все их скорби. «Если Бог, Который сейчас закрыл себя облаком, словно не знает о наших бедах (Иов 22:13), воссияет, то все будет хорошо; если Он посмотрит на нас, то мы спасемся» (Пс 79:20; Дан 9:17). Как бы плохо ни обстояли дела, но лишь один благосклонный взгляд с небес поставит все на свои места.

(2) У них есть надежда, что Бог наконец-то милостиво посмотрит на них и поможет им; более того, они уверены в этом: «Хотя Он долго борется, но не будет бороться вечно; хотя мы заслужили это».

(3) Продолжая плакать, они продолжали ожидать, при этом они не ожидали помощи или сочувствия от кого-либо другого; лишь Его милостивое внимание утешит их; ничто не утрет слезы с их глаз, пока Он не призрит с небес. Их очи, которые сейчас изливают потоки вод, будут обращены к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс 122:2).

Стихи 55−66. На протяжении всей данной главы мы можем наблюдать борьбу между разумом и верой, страхом и надеждой, происходящую в душе пророка; он жалуется, а затем утешает себя, добавляя утешения и возражения к своим жалобам (как в Пс 41). Но, как здесь, так и там, за верой остается последнее слово, и она выходит победителем, ибо эти стихи заканчиваются неким утешением. И в этих стихах он утешает себя двумя вещами:

1. Познанием Божьей милости даже в страданиях. Это может быть ссылкой на личный опыт пророка, которым он ободряет себя в вопросе государственных бедствий. Тот, Кто своевременно помогал отдельным святым, не подведет Церковь в целом. Или здесь может подразумеваться остаток благочестивых людей, находящихся среди иудеев, которые увидели, что не напрасно уповали на Бога. По трем признакам пророк и его благочестивые друзья определили, что Бог милостив к ним.

1. Он слышал их молитвы, хотя они опасались, что облако Его гнева было настолько толстым, что их молитвы не дойдут до Него (ст. 44), но после вторичного размышления или, по крайней мере, после следующего исследования они убедились в противоположном: Бог не говорил им: «Ищете Меня напрасно». Когда они оказались в яме глубокой, как человек без силы, между мертвыми брошенный, тогда они призвали имя Господне (ст. 55); их плач не препятствовал их молитве. Отметьте: даже если мы брошены в глубокую яму, то и оттуда можем найти доступ к Богу, пребывающему в наивысших небесах. Из глубины взываю к Тебе, Господи (Пс 129:1), как взывал Иона из живота кита. Мог ли Бог услышать их из глубокой ямы, и хотел ли Он этого? Да, это так; пророк говорит: «Ты слышал голос мой»; и некоторые считают следующие слова восклицанием с таким же благодарным признанием: «Ты не закрыл уха Своего от воздыхания моего, от вопля моего» (англ. пер.); оригинал согласуется с этим чтением. Мы читаем их как прошение о следующей аудиенции: «Не закрой уха Твоего». Бог услышал наш глас, когда мы взывали к Нему даже из глубокой ямы; и это послужит для нас ободрением надеяться, что и в другое время Он не закроет Своего уха. Обратите внимание, что он называет свою молитву воздыханием, ибо в молитве наше дыхание направлено к Богу, и мы дышим Им. Хотя в молитве мы слабы, не можем воскликнуть громко, а только воздыхаем воздыханиями неизреченными, тем не менее, если мы искренни, то не останемся без внимания. Молитва это дыхание нового человека: впитывание воздуха милости в прошениях и выдыхание его в хвале; и то и другое является доказательством и средством для поддержания духовной жизни. Некоторые читают: «...от моего последнего вздоха». «Когда мое дыхание станет тяжелым и будет готово угаснуть, когда мне покажется, что это мой последний вздох, тогда Ты обратишь внимание на мое бедственное положение».

2. Он заглушил их страхи и успокоил их дух (ст. 57): «Ты приближался, когда я взывал к Тебе; Ты милостиво заверил меня в Своем присутствии и дал возможность увидеть Тебя вблизи, когда я думал, что Ты далеко от меня». Отметьте: когда мы приближаемся к Богу путем долга, тогда мы сможем верой увидеть, что Он приближается к нам путем милости. Но это еще не все; Ты говорил: «Не бойся!» Эти слова говорили пророки Божьи, проповедуя им не бояться (Ис 41:10,13−14); они убеждали народ в том, что Его провидение предотвратит то, чего они боятся, а Его благодать успокоит их разум и сделает спокойными, свидетельствуя Духом Божьим их духам о том, что они так и остались Его народом, хотя находятся в беде, и поэтому они не должны бояться.

3. Он уже начал заступаться за них (ст. 58): «Ты защищал, Господи, дело души моей; то есть (как следует далее) Ты искупил мою жизнь, спас ее от рук тех, которые хотели отнять ее у меня, спас ее, когда ее уже почти поглотили, и отдал мне в добычу». Это ободрение для них надеяться, что Он и в дальнейшем будет вступаться за них: «Ты избавил душу мою от смерти и поэтому избавишь ноги мои от преткновения; Ты защищал дело души моей и поэтому заступишься в других ситуациях».

II. Он утешает себя, взывая к Божьей справедливости (чтобы она вынесла приговор) и к Его всеведению.

1. Он взывает к Его фактическому знанию сути вопроса, насколько злобны и недоброжелательны Его враги (ст. 59): «Ты видишь, Господи, обиду мою; я не делал ничего плохого, но сильно пострадал». Тот, Кто знает все, знает, (1) насколько озлоблены они против него: «Ты видишь всю мстительность их, их желание причинить мне зло, словно это было позволено им за великий вред, причиненный мною им». Отметьте: чтобы предостеречь себя и вызвать страх, мы должны задумываться о том, что Бог знает все наши мстительные мысли в адрес других людей, поэтому не должны позволять этим мыслям появляться или укореняться в нас; Он знает все мстительные мысли, которые другие люди безосновательно вынашивают в своем уме против нас; поэтому мы не должны бояться их, а предоставить Господу защищать нас от них.

(2) Замыслы и планы, с помощью которых они хотели причинить ему зло: «Ты видишь все замыслы их против меня» (ст. 60); и еще раз: «Ты слышишь все замыслы их против меня» (ст. 61) их желание и планы погубить меня; проявляется ли это в слове или в деле, но Ты знаешь об этом; более того, даже если их результаты не будут ни видны, ни слышны, но их замыслы против меня будут известны и разгаданы Тем, для Кого все открыто и обнажено». Отметьте: даже самые тайные замыслы врагов Церкви во всем объеме известны Тому, от Кого они ничего не могут скрыть.

(3) Презрение и клевету в его адрес: все слова, которые они с презрением говорили о нем и которыми хотели опозорить его: «Ты слышишь, Господи, ругательство их (ст. 61): все плохие слова в мой адрес, все предъявленные мне обвинения, которых я не знаю, все используемые способы, с помощью которых они хотят представить меня отвратительным и презренным речи восстающих на меня (ст. 62), оскорбительные слова, которые они используют, когда говорят обо мне; я у них на устах постоянно: когда они сидят и встают, когда ложатся спать ночью и встают рано утром, когда садятся есть со своими друзьями и когда встают из-за стола; они смеются сами и веселят друг друга моими бедами, как филистимляне смеялись над Самсоном». Иерусалим был их тимпаном, на котором они играли. Возможно, у них была какая-то мелодия или пьеса, опера или интерлюдия, которую они называли «Разрушение Иерусалима»; и хотя по своему содержанию она была трагедией, но сильно веселила тех, кто желал зла этому святому городу. Отметьте: однажды Бог призовет к ответу грешников за все злые речи, которые они говорили в адрес Его или Его народа (Иуд 1:15).

2. Он призывает Бога рассудить его дело: «Ты видишь. Господи, обиду мою, не нужны никакие аргументы, чтобы доказать ее, равно как не нужен обвинитель, чтобы усилить и усугубить ее; Ты видишь его в истинном свете; и теперь я предоставляю его Тебе. Рассуди дело мое (ст. 59). Обращайся с ними, (1) как они того заслуживают (ст. 64): «Воздай им, Господи, по делам рук их». Обращайся с ними так, как они обращались с нами; пусть Твоя рука прострется против них, как они простерли свою руку против нас. Они доставили нам много неприятностей; и теперь, Господи, пошли им помрачение сердца (ст. 65), скорбь в сердце (читают одни); пусть пугающее зло окружает их со всех сторон и они не видят, как от него можно избавиться. Пошли им подавленное сердце (читают другие), чтобы они впали в отчаяние и считали себя погибшими». Бог может запутать голову, которая считает себя очень ясной, и сделать робким сердце, которое считает себя самым отважным.

(2) Согласно угрозам: «Пошли проклятие твое на них, то есть пусть придут на них проклятие и все зло, которое провозглашается в Твоем слове против врагов Твоего народа (ст. 65). Они проклинали нас; а так как они любили проклятие, то пусть оно придет на них Твое проклятие, которое сделает их действительно несчастными. Их проклятия были необоснованными и поэтому бесплодными, они не сбудутся; но Твои проклятия справедливы и сбудутся. Кого Ты проклял, тот действительно проклят. Да исполнится это проклятие (ст. 66). Преследуй их, Господи, гневом, и истреби, как они преследовали и истребляли нас во гневе. Истреби их из поднебесной, пусть не имеют счастья видеть свет и находиться под влиянием небес. Истреби их так, чтобы все, кто увидит это, могли сказать: «Это истребление от Всемогущего, Который живет на небесах и смеется над ними» (Пс 2:4), чтобы они могли познать власть небесную (Дан 4:23)». То, что сказано в адрес идолов, здесь сказано идолопоклонникам (которые в этом похожи на них): «Они исчезнут с земли и из-под небес» (Иер 10:11). Они не только будут лишены счастья пребывать на невидимых небесах, но и лишены утешений видимых небес, которые принадлежат Господу (Пс 113:24); поэтому те, которые восстали против Него, недостойны быть под их защитой.

толкование Мэтью Генри на Плач Иеремии, 3 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.