Вторая элегия, написанная алфавитным акростихом, звучит в такой же печальной тональности, как и предшествующая, и весьма похожа на нее по содержанию. Начинается она также со слова «Эйха»: «Как печальна наша участь! Увы нам!»
(I) Здесь отмечено, что причиной бедствий Сиона стал гнев его Бога (ст. 1−9).
(II) Здесь отмечено, что следствием бедствий Сиона стала скорбь его детей (ст. 10−19).
(III) Сетование к Богу с просьбой о милостивом рассмотрении дела (ст. 20−22). Рука, которая ранила, должна исцелить.
Стихи 1−9. Состояние Божьей Церкви, Иакова и Израиля, Сиона и Иерусалима представлено здесь весьма прискорбным; но похоже, что акцент в данных стихах постоянно ставится именно на роли Божьей руки в бедствиях, от которых они стенали. Даже сами события не столь прискорбны по сравнению с тем фактом, что их совершил Бог и что Он гневается на народ; именно Он наказывает их, причем наказывает их во гневе и в ярости; Господь стал их врагом о борется с ними; именно в этом состоит горечь полыни и желчи данного страдания и бедствия.
I. Было время, когда Бог находил радость в Своей Церкви, являлся ей и заступался за нее, как друг. Теперь же Он недоволен ею; Он гневается на нее, выступает против нее и действует подобно врагу. Данная мысль здесь неоднократно повторяется и становится поводом для горького плача. Свои деяния Бог совершил во гневе; сей день становится поистине печальным для нас, ибо это день гнева Его (ст. 1); и опять-таки: в ярости Своей (ст. 2) и в пылу гнева (ст. 3) Он разрушил и сломил, причем в негодовании гнева Своего (ст. 6). Следует заметить: кто умеет ценить Божью благосклонность, для того нет ничего страшнее гнева Господня; легче перенести исправление, совершаемое с любовью, но обличения с любовью ранят глубоко. Именно Божий гнев воспылал в Иакове, как палящий огонь (ст. 3), огонь поядающий; он пожирает все вокруг, все почести и утешения Церкви. Именно ярость Свою Господь излил как огонь (ст. 4), подобно огню и сере, которые Он пролил дождем на Содом и Гоморру; но именно грех воспламенил этот огонь. Бог нежный отец Своим детям, и мы можем быть уверены, что он не станет гневаться на них, за исключением случаев, когда они провоцируют Его, дают Ему повод для гнева; и Он никогда не станет гневаться сильнее, чем на то есть причина. Условие Божьего завета с Его народом гласит, что если они будут слушать гласа Его, то Он станет врагом врагов их (Исх 23:22). И Господь соблюдал это, пока они держались близко к Нему; теперь же Он стал им врагом, по крайней мере, стал как неприятель (ст. 5). Он натянул лук Свой, как неприятель (ст. 4). Он направил против них десницу Свою с обнаженным мечом, как враг. На самом деле Бог не враг Своему народу, за исключением тех случаев, когда Он гневается на них и наказывает их в ярости. И мы, бывает, сильно сердимся на ближайших друзей и родственников, хотя далеки от враждебности к ним. Но подчас Господь становится как неприятель своему народу, когда Его провидение посылает им события, которые (если наблюдать со стороны) могут погубить их, когда все оборачивается против них, и нет ничего на их стороне. Но, слава Богу, у нас есть миротворец Христос, с Которым мы получили примирение и Который убил вражду, и в Нем мы можем помириться с Соперником; и если поступим так, то проявим мудрость, поскольку с Ним состязаться бесполезно, тем более что Он предлагает нам мир на выгодных условиях.
II. Было время, когда Божья Церковь представала весьма блистательной и знаменитой, достойной среди народов; теперь же помрачил Господь... дочерь Сиона (ст. 1), покрыл ее темным облаком, которое устрашает само по себе и сквозь которое она не видит Божьего лица; густым облаком (таково значение слова), черным облаком, затмевающим всю ее славу и скрывающим ее превосходство; причем не таким облаком, под защитой которого Бог вел народ по пустыне и в виде которого Он завладел храмом и наполнил тот Своей славой; нет, теперь облако повернулось к ним той стороной, которой оно было обращено к египтянам на Чермном море. Господь с небес поверг на землю красу Израиля; их князья (2Цар 1:19), их религиозное служение, их благолепие святыни все, что вызывало любовь и уважение со стороны соседей и делало израильтян привлекательными, что подняло их до небес, теперь поблекло и исчезло, потому что Бог покрыл это облаком. Он сломил все роги Израилевы (ст. 3), всю его красоту и величие (Пс 131:17), изобилие и полноту, всю его силу и власть. Народ в своей гордыне поднял рог на Господа, и поэтому Бог справедливо сломил рог его. Он лишил иудеев способности дать отпор врагам; Он отвел десницу их назад (дословно у автора, прим. перев.), поэтому они не могут защищаться от ударов и наносить свои. Что они могут сделать врагу правой рукой, если Бог отвел ее назад и высушил, как руку Иеровоама? Таким образом была повержена краса Израиля, когда народ, славившийся своим мужеством, не смог ни отстоять своих позиций, ни добиться успеха.
III. Было время, когда Иерусалим и города Иуды отличались силой и крепостью и население могло полагаться на их неприступность для врага. Теперь же Господь в гневе погубил их; они совсем исчезли; крепости и преграды устранены, и захватчики не встречают никакого сопротивления: неприступные сооружения, бывшие некогда их силой и красой, разрушены и опустошены.
1. В гневе погубил Господь все жилища Иакова (ст. 2), его города и селения; они сожжены или разрушены, то есть совершенно погублены, так что создается впечатление, что их проглотили (англ. пер., ст. 2), от них ничего не осталось. Погубил Господь... не пощадил. Казалось бы, жалко разрушать такие великолепные дома, столь добротно построенные и шикарно обставленные; следовало бы пожалеть и несчастных обитателей, которые лишились своих жилищ и вынуждены стать скитальцами; но, похоже, присущее Богу сострадание изменило Ему: Он истребил Израиля (ст. 5), как лев глотает свою добычу.
2. Господь погубил не только обычные жилища, но и дворцы, разорил все чертоги его, жилища князей и важных людей (ст. 5), хотя они были самыми роскошными, прочными, неприступными и хорошо охраняемыми. Божьи суды, когда они приходят с определенной миссией, низводят дворцы до уровня хибар и легко сметают их. Если дворец, какупомянутые здесь, осквернен грехом, то пусть ожидает проклятия свыше, которое истребит его и дерева его и камни его (Зах 5:4).
3. Господь погубил не только жилища, но и укрепления, башни, крепости и убежища. Он разрушил их в ярости Своей и поверг на землю, ибо устоят ли они на пути Его судов, смогут ли остановить их развитие? Нет! Да упадут они, как листья осенью; да разрушатся до основания и коснутся земли! (ст. 2). И снова: Господь... разрушил укрепления его (ст. 5); ибо какая сила могла быть у народа против Бога? И таким образом Господь распространил у дочери Иудиной сетование и плач, ибо иудеи неизбежно попали во власть страшного оцепенения, когда увидели, что полностью лишились защиты. Ударение на этом делается еще раз: чтобы разорить все чертоги, Бог предал в руки врагов стены чертогов (ст. 7−9), которые обеспечивали народу безопасность; и когда они упали, то вскоре разрушились и чертоги. Стены дворцов не могут защитить их, если только Сам Господь не станет стеной огненной вокруг них. Господь совершил это в гневе, тем не менее сделал это продуманно. Разрушение стало результатом заранее поставленной цели и совершалось мудрым и спокойным провидением, ибо Господь определил разрушить стену дочери Сиона, Он привел халдейское войско для исполнения данной цели. Следует заметить: какие бы опустошения Бог ни совершал в Своей Церкви, все они соответствуют Его воле; Он выполняет положенное нам, даже если таковое направлено против нас. Но, когда это совершилось, Господь протянул вервь, измерительную вервь, чтобы все было сделано точно по мере: доселе разрушение дойдет и не перейдет, истребится не более того, что было определено. Либо же здесь подразумевается вервь разорения (Ис 34:11), нивелирный ход, ибо Господу угодно продолжить Свое дело, Он не отклонил руки Своей от разорения, не отклонил десницы, которую Он направил на Свой народ, как враг (ст. 4). Цель будет исполняться в соответствии с изначальным определением, и Божья рука не отклонится, пока не совершит Божью волю до конца. Поэтому Господь истребил внешние укрепления, которым народ радовался и на которых, возможно, устраивали веселье, а теперь будут плакать, ибо вместе разрушены и стены, и внешние укрепления, или бастионы; они упали и оставлены соболезновать друг другу по поводу падения. Ворота исчезли в мгновение ока, так что создавалось впечатление, что они погрузились в землю под собственной тяжестью; Господь разрушил и сокрушил запоры их, те вереи ворот Иерусалима, которые Он сам прежде укрепил (Пс 147:2). Ворота и запоры не помогут нам, если Бог лишил нас Своей защиты.
IV. Было время, когда их правительство процветало, их князья играли видную роль, их царство было великим среди народов и соотношение сил было на их стороне; теперь же все наоборот: Господь отверг царство и князей его, как нечистых (ст. 2). Сначала они осквернили себя идолопоклонством, а потом Бог поступил с ними, как подобает поступать с нечистым Он бросил их в навозную яму самое подходящее для них место. Он лишил их славы, чтобы не попиралась и не хулилась ее святость (такое свойство мы приписываем величию); поэтому не удивительно, что теперь, когда Бог в негодовании гнева Своего отверг царя и священника, чьи фигуры всегда считались достойными уважения и неприкосновенными, их презирает каждый (ст. 6). Господь отказался от них; Он больше не считает их достойными почестей, гарантированных заветами о царстве и священстве, но лишает их таковых; и тогда царь Седекия оказался в поношении, и первосвященник Сераия был казнен, как злодей. С головы дочери Сиона упал венец, ибо царь ее и князья ее среди язычников (ст. 9), невольники у них, которых язычники оскорбляют и обходятся не просто как с простыми пленниками, а как с ничтожнейшими, невзирая на их положение. Следует заметить: со стороны Бога справедливо унизить Своими судами людей, которые унизили себя грехом.
V. Было время, когда у них совершались Божьи установления с присущей им силою и чистотой, а также были знаки Божьего присутствия. Теперь же они этого лишились, исчезла именно та краса Израиля, которая поистине была величайшей его красой.
1. Ковчег был подножием ног Бога, под крышкой, между херувимами; среди всех других символов Божьего присутствия данный являлся самым священным (он назван подножием Его ног, 1Пар 28:2; Пс 98:5; Пс 131:7); там почивала Божья слава, и ввиду этого Израиль часто обретал защиту и спасение; теперь же Бог не вспомнил о подножии ног Своих. Самому ковчегу Он позволил попасть, по-видимому, в руки халдеев. Пребывая в гневе, Господь выбросил его, ибо тот уже не будет Его подножием; теперь подножием Его ног будет земля, как и прежде, до появления ковчега (Ис 66:1). Да и какую ценность могут иметь знаки Божьего присутствия, когда присутствия уже нет? Да и не в первый раз Господь отдает Свой ковчег в плен (Пс 77:61). Бог и Его Царство устоят и без этого подножия.
2. Прежде отправлявшие святые таинства были приятными для глаз в скинии дочери Сиона (англ. пер., ст. 4); они были чище снега, белее молока (Плач 4:7); не было людей более прекрасных в глазах всех благочестивых, нежели служители скинии. Но теперь они убиты, и их кровь смешалась с жертвами их. Итак, священник в презрении, равно как и царь. Следует заметить: нам надлежит видеть Божью руку в умерщвлении людей, приятных для глаз в скинии Сиона; это сделал Господь, и надлежит плакать о сожженных, которых сожег Господь, как всему дому Израилеву в случае с Надавом и Авиудом (Лев 10:6).
3. Божьей скинией был храм (равно как и скиния в свое время называлась храмом Господа, Пс 26:4); теперь Бог отнял ограду Свою (ст. 6), Он выдернул ее столпы и обрезал верви; она уже не будет скинией, тем более Его скинией. Бог отнял ее, подобно тому как садовник убирает свой шалаш или навес, когда тот отслужил свое и больше не понадобится. Господь убирает скинию быстро и легко, без особого сожаления и содрогания, как если бы речь шла о шатре в винограднике или о шалаше в огороде (Ис 1:8), о любом шалаше, который делает себе сторож (Иов 27:18). Если люди бесчестят Божью скинию, то со стороны Бога справедливо отнять ее у них. Господь обоснованно отказался обонять жертвы во время торжественных собраний их (Ам 5:21); иудеи побудили Его удалиться от них, поэтому не удивительно, что Бог разорил Свое место собраний; что они будут делать с местом собраний, когда их служение стало мерзостью? Господь отвратил сердце Свое от святилища Своего (ст. 7); оно было осквернено грехом единственной вещью, которую Он ненавидит, и из-за этого Он возненавидел даже Свое святилище, в котором некогда находил радость и называл Своим покоем на веки (Пс 131:14). Так Он поступил с Силомом. И теперь враги шумели, торжествуя и богохульствуя, в доме Господнем, где так же громко некогда звучали храмовые песни и музыка в праздничный день (см. Пс 73:4). Существует мнение, что под местом собраний (ст. 6) подразумевается не только храм, но и синагоги и школы пророков, которые сожгли враги (Пс 73:8).
4. Память о праздниках и субботах бережно хранилась, и народ постоянно помнил о них. Теперь же заставил Господь забыть о таковых, причем не только среди людей, живших вдали от Иерусалима, но даже на самом Сионе; ибо не осталось никого, помнящего о них, равно как и не осталось мест, где праздники и субботы прежде соблюдались. Теперь, когда Сион был в руинах, не проводили никакого различия между субботой и другими днями; каждый день был днем плача, так что празднества были забыты. Следует заметить: со стороны Бога справедливо отнять благо и утешение от суббот и праздников у тех людей, которые не ценили их должным образом и не соблюдали их добросовестно, а обесчестили (что было одним из грехов, который часто вменялся евреям в вину). Кто видел дни Сына Человеческого и пренебрег ими, тот, может быть, и пожелает увидеть хотя бы один из тех дней, но ему не будет позволено (Лк 17:22).
5. Жертвенник, освящавший дары народа, теперь отвержен, ибо Бог больше не желает принимать от них дары и жертвы (ст. 7). Жертвенник был трапезой Господней, но теперь Бог не хочет содержать у них дом; Он не станет устраивать им пир и не будет пировать вместе с ними.
6. Прежде иудеи были благословлены пророками и учителями закона; теперь же не стало закона (ст. 9), народ больше не читает закон, книжники его больше не толкуют; скрижали закона исчезли вместе с ковчегом; книга закона отнята у них, и народу запрещено ее иметь. Что будут делать с Библией люди, которые не смогли воспользоваться ею, когда она у них была? И пророки ее не сподобляются видений от Господа; Бог более не отвечает им ни чрез пророков, ни во сне (таким был и печальный удел Саула, 1Цар 28:15). Они преследовали Божьих пророков, пренебрегали видениями, которые те получали от Господа, и поэтому со стороны Бога справедливо не поставлять им больше пророков и не посылать видений. Пусть теперь пойдут к пророкам, которые льстили им и обманывали мечтами сердца своего, ибо у них нет никого от Господа, кто утешил бы их или сказал им: доколе. Кто обращается с Божьими пророками плохо, тот заслуженно лишается их.
Стихи 10−22. Данная книга справедливо названа Плач, ибо звучат весьма горькие стенания, идеально передающие силу скорби, горя и страданий и являющие собою не что иное, как слова из свитка Иезекииля (Иез 2:10).
I. Здесь представлены рукописи стенаний, претендующие на правдивое изображение жизни.
1. Судьи и правители, которые раньше появлялись в парадных мантиях, отложили те в сторону или, скорее, сняли их и надели траурные одежды (ст. 10); старцы уже не заседают в суде, на престолах дома Давидова, но сидят на земле, не имея места для отдыха, или же в знак великой скорби, подобно тому как друзья Иова сидели с ним на земле (Иов 2:13). Они не открывают, как бывало раньше, своих уст у ворот, чтобы выразить мнение, но сидят... безмолвно, сокрушенные печалью, не зная, что сказать. Они посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем, как было принято у глубоко скорбящих; они утратили свою власть и богатство, что и побудило их к такой скорби. Ploratur lachrymis amissa pecunia veris Непритворны слезы, которые мы проливаем над утраченным имуществом.
2. Молодые женщины, которые раньше одевались с особой роскошью и ходили, подняв шею (Ис 3:16), теперь унижены: опустили к земле головы свои девы Иерусалимские; кто раньше всегда был расположен к веселью и бросал вызов печали, тот теперь вынужден познать ее.
3. Пророк сам подает пример плачущим людям (ст. 11). Истощились от слез глаза его; он плакал до тех пор, пока у него не стало сил для плача, чуть не выплакал глаза, плакал до слепоты. И все равно внешние проявления печали не могут выразить до конца того, что творится внутри. Волнуется в нем внутренность его так же, как она волновалась в предвидении этих бед (Иер 4:19−20), что, казалось бы, может освободить его от плача теперь; но даже пророк, для которого эти события не стали неожиданностью, испытывал нестерпимую скорбь, вплоть до того, что изливается на землю печень его; он ощущал себя совершенно разбитым, как будто бы все его внутренности расплавились и растворились (как в Пс 21:15). Причем с Иеремией обращались лучше, чем с его соседями, и лучше, нежели его соотечественники обращались ранее с ним самим. Более того, их гибель стала для него избавлением, их пленение его освобождением. То, что сделало их невольниками, сделало его фаворитом. Тем не менее его личные интересы тонут в заботах об общем благе, и он оплакивает гибель дочери народа своего так проникновенно, как если бы он сам больше всех пострадал от этого всеобщего бедствия. Следует заметить: нам надлежит оплакивать Божьи суды, ниспосланные нашей стране и народу, даже если нам, со своей стороны, посчастливилось их избежать.
II. Здесь звучит призыв к плачу: сердце их вопиет к Господу (ст. 18). Существуют опасения, что речь шла не о вопле истинного покаяния, но о горьком сетовании; сердце людей было до отказа наполнено скорбью, и они давали ей выход в виде душераздирающего визга и воплей, в которых упоминали Божье имя. Тем не менее мы склонны милостиво предположить, что многие из них в своей тесноте непритворно взывали к Богу о милости; и пророк побуждает их поступать именно так: «Стена дочери Сиона! Либо вы, стоящие на стене, вы, сторожи на стенах (Ис 62:6), кричите, когда увидите, что враг расположился вокруг стен и приближается к ним. Либо плачь, дочерь Сиона, из-за стен (то есть они являются предметом плача), из-за падения стен (которое произошло лишь месяц спустя после захвата города), из-за последующего бедствия». Именно по этой причине плакал Неемия много лет спустя (Неем 1:3−4). «Лей ручьем слезы день и ночь, плачь непрестанно, не давай себе покоя от плача, не спускай зениц очей твоих». Это подразумевает:
(1) Что бедствия будут продолжаться, и причины для скорби станут появляться вновь и вновь, ежедневно и еженощно у народа будет возникать новый повод, чтобы оплакивать себя.
(2) Что люди весьма склонны постепенно терять чувствительность к Божьей руке и поэтому нуждаются в призывах к все большей и большей скорби о собственной душе, до тех пор пока их гордое и жесткое сердце не станет достаточно мягким и смиренным.
III. Здесь определены причины плача, причем бедствия, которые предстоит оплакивать, описаны весьма подробно и проникновенно.
1. Многие погибают от голода, который является весьма болезненным судом, и как печальна участь людей, которых он постигнет! Незадолго до этого Господь старался исправить народ, наказав его скудостью в питании по причине бездождия (Иер 14:1), и тогда они не пришли к покаянию посредством меньшего суда, поэтому теперь Господь довел их до такой крайней нужды посредством трудностей, сопутствующих осаде. Ибо:
(1) Дети умирали от голода на руках у своих матерей; дети и грудные младенцы, чья невинность и беспомощность дает им право на облегчение в первую очередь, умирают от голода среди городских улиц (ст. 11), подобно раненым (ст. 12), потому что нет для них пищи. Смерть от голода так же неизбежна, как и смерть от ранения. Дети долго лежат, с плачем прося у матерей хлеба, чтобы поесть, и вина, чтобы утолить жажду, ибо их приучили к вину, и теперь им его недостает. Но для них ничего нет, поэтому в конце концов они изливают души свои в лоно матерей своих, и там испускают дух. Упоминаниє об этом звучит еще раз: дети издыхают от голода на углах всех улиц (ст. 19). Однако то было не самым худшим:
(2) случалось, что матери собственными руками убивали младенцев и ели их (ст. 20). Таким скудным был запас продовольствия, что женщины ели плод свой, причем младенцев, и это соответствовало угрозе (Втор 28:53). Подобное происходило и при осаде Самарии (4Цар 6:29). До такой крайности, вернее, до такой жестокости они дошли из-за голода. Давайте же мы, живя в достатке, будем благодарить Бога за то, что у нас есть пища не только для себя, но и для наших детей.
2. Многие падают от меча, истребляющего всех подряд, в особенности когда он вложен в руку такого жестокого врага, как халдеи.
(1) Они никого не щадили, в том числе самых выдающихся людей; даже священник и пророк, которые, казалось бы, могли, более чем кто-либо другой, рассчитывать на защиту с небес и на уважение на земле, убиваемы были. Причем, в отличие от Офни и Финееса, не где-нибудь на поле боя, в непривычном для них месте, а там, где они трудились и надеялись найти убежище.
(2) Халдеи не взирали на возраст, не щадили даже тех, кто по малолетству или по немощности не мог держать меча, ибо даже они пали от меча. «Юноши, которые еще не выросли, чтобы носить оружие, и старики, уже освобожденные от воинской повинности, лежат на земле по улицам, пока не найдется какая-нибудь добрая рука, чтобы похоронить их».
(3) Халдеи не взирали на пол: девы мои и юноши мои пали от меча. Во время самых жестоких военных операций, о которых мы когда-либо читали, девушек щадили, и они становились частью добычи (Чис 31:18; Суд 5:30), здесь же девы предавались мечу наравне с юношами.
(4) Это было от Господа; Он допустил, чтобы меч халдеев истреблял всех без разбора: Ты убивал их в день гнева Твоего, ибо именно Бог умерщвляет и оживляет и оставляет в живых, как Ему угодно. Далее звучат резкие слова: Ты убивал их... заколал без пощады; ибо не потерпела душа Его страдания Израилева. Врагов, которые так беспощадно расправлялись с иудеями, Бог Сам призвал и собрал: Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои (ст. 22), то есть собрал халдеев, которые были для меня ужасом». Враги собрались в Иерусалиме такой плотной толпой, как некогда собирались на праздник поклоняющиеся, поэтому за врагами было численное превосходство, и никому не удалось ни убежать, ни уцелеть. Иерусалим превратился в настоящую бойню. У матерей разрывается сердце при виде того, как бесчеловечно обращаются и внезапно убивают рожденных ими в муках и воспитанных с такой нежной заботой: тех, которые были мною вскормлены и выращены, враг мой истребил, как будто бы выведенных к убийце, как агнцы к мяснику (Ос 9:13). Сион, который был матерью всему народу, плачет оттого, что воспитанные при его дворе под наставничеством его духовенства сделались жертвой.
3. Народ обманывали лжепророки (ст. 14). Данный факт Иеремия оплакивал задолго до этого, весьма встревоженно заметив: Господи Боже! Вот, пророки говорят им: «Не увидите меча» (Иер 14:13); упоминает он об этом и здесь среди сетований: пророки твои провещали тебе пустое и ложное. Они притязали на то, что открывают тебе мнение и волю Бога и что они якобы получают видения Всемогущего, а затем говорят Его слова, но все это было пустым и ложным. Их видения оказались собственными выдумками, и даже если они сами думали, что имеют видения, то таковые были всего лишь плодом больного воображения безумной головы, что явно следует из их сообщений, содержащих необоснованную и неуместную информацию. К тому же, вероятнее всего, они сами знали, что их видения были ложью и мистификациями и служили лишь украшением обмана, который они умышленно навязывали людям, чтобы получить от этого выгоду для себя. Они не Божьи, а твои, дочерь Сиона, пророки; Господь никогда их не посылал, равно как и не были они пастырями по Его сердцу, но их воздвигли люди, продиктовав, что им нужно говорить, так что они были пророками по сердцу народа.
(1) Пророкам следует говорить людям об их недостатках, выявлять их грехи, чтобы привести к покаянию и таким образом предотвратить их гибель; однако эти пророки знали, что, поступая так, они лишатся привязанности людей и их пожертвований, знали также и о том, что не могут обличать слушающих, не обличая одновременно самих себя, и поэтому не раскрывали твоего беззакония; они не видели, а если и видели, то не усматривали в нем большого зла и особой опасности, а посему не желали об этом говорить, хотя обличение могло бы послужить средством предотвращения пленения, если бы вследствие такового прекратились беззакония.
(2) Пророкам следует предупреждать людей о грядущих на них Божьих судах, эти же изрекали тебе откровения ложные. Они знали, что сообщения, передаваемые ими якобы от Бога, являются ложью, но вероломно приписывали их Господу; так что, успокаивая народ внушением ему мирской беспечности, они стали виновниками изгнания, которого, поступая честно, можно было бы избежать.
4. Над ними смеялись соседи: руками всплескивают о тебе все проходящие путем (ст. 15). Иерусалим занимал высокое положение, приобрел великое имя и был весьма влиятельным среди народов; он внушал всем окружающим зависть и ужас, и, когда этот город так унизился, все они (как свойственно поступать людям в подобном случае) ликовали при его падении. Они свищут и качают головою своею, наслаждаясь зрелищем того, как мало осталось от его прежних притязаний. «Это ли город, говорят они, который называли совершенством красоты?» (см. Пс 49:2). Теперь он стал верхом уродства! Куда делась вся его краса? Это ли город, который называли радостью всей земли (см. Пс 47:3), который располагал щедрыми дарами Божьей благодати более любого другого места и которому радовалась вся земля? Где теперь его радость и где его слава? Конечно, так насмехаться над несчастьями других большой грех, и он весьма сильно усугубляет скорбь скорбящих.
5. Над ними восторжествовали враги (ст. 16). Желавшие Иерусалиму зла, когда у того был мир, теперь давали выход злобе и недобрым умыслам, которые прежде скрывали. Сейчас они разинули пасть свою, причем весьма широко; они свищут и скрежещут зубами в ярости и с презрением; они ликуют своей победе над Иерусалимом и богатой добыче, которую обрели, завладев городом: «Поглотили мы его; это наше достижение и приобретение; он теперь полностью наш. Теперь уже никто не станет искать его расположения и бояться, как прежде. Только этого дня и ждали мы, дождались, увидели! Хорошо по душе нашей!» Следует заметить: враги Церкви склонны принимать ее потрясения за крах и, соответственно, радоваться им; однако они убедятся, что заблуждались, ибо и врата ада не одолеют Церкви.
6. Их Бог во всех этих событиях выступал против них: совершил Господь, что определил (ст. 17). Разрушители Иерусалима не имели бы над ним никакой власти, если бы не было дано им свыше. Они всего лишь меч в Божьей руке; именно Господь разорил без пощады. «В этом споре Господа с нами мы не ощутили Его обычного сострадания к нам». Бог дал врагу порадоваться над тобою (см. также Иов 30:11); Он вознес рог неприятелей твоих, дал им власть и повод для гордости. На самом деле именно по той причине, что Господь стал иудеям врагом, беда оказалась весьма тяжкой, но данный факт служит и самым сильным доводом в пользу того, чтобы ее терпеливо переносить; мы обязаны покоряться действиям Бога, ибо (1) они служат исполнению Его замысла: совершил Гэсподь, что определил; данные действия совершаются после взвешенного размышления, а не поспешно по импульсивному решению; Бог готовил именно зло (Иер 18:11), и мы можем быть уверены, что подготовка проходила в строгом соответствии с Божьим намерением. Божий замысел направлен против Его народа, что в результате подтвердится.
(2) Речь идет об осуществлении Божьих предсказаний, об исполнении Писания; теперь Господь исполнил слово Свое, изреченное в древние дни. Когда Бог давал израильтянам Свой закон через Моисея, то сказал, какие суды Он непременно наведет на них, если они нарушат этот закон; и теперь, когда они были виновны в нарушении закона, Господь привел приговор в исполнение согласно Писанию (Лев 26:16 и далее, Втор 28:15). Следует заметить: во всех событиях Божьего провидения относительно Его Церкви полезно обратить внимание на исполнение Его Слова; потому что между судами Божьей руки и судами Его уст существует строгое соответствие, и если сравнивать и те и другие, то можно убедиться, что они объясняют и иллюстрируют друг друга.
IV. Здесь ведутся поиски утешений, которые можно было бы рекомендовать для облегчения стенаний.
1. Поиски и вопросы, касающиеся утешений (ст. 13). Пророк ищет нужные слова, чтобы утешить дочерь Сиона в данном случае: Что мне сказать тебе... чтобы утешить тебя, дева, дочерь Сиона? Следует заметить: нам нужно стараться утешить людей, чьи бедствия мы оплакиваем, и, тогда как своим беспокойством мы делаем только хуже, наша мудрость должна исправить это и потрудиться принести наибольшую пользу; нам следует научиться превращать свое сочувствие скорбящим друзьям в настоящее утешение. Итак, здесь пророк прибегает к двум распространенным в случае скорби способам утешения, но оставляет их, поскольку они не оказывают влияния. Мы обычно стараемся утешить своих друзей, говоря им, (1) что их случай не является единственным, не имеющим прецедентов, что есть много людей, чья беда еще больше и переносится еще тяжелее. Но в случае с Иерусалимом данный аргумент не приемлем: «С чем сравнить тебя или чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя? Какой город, какая страна переживала подобное? Какие свидетельства мне привести в качестве примера, соответствующего твоему бедственному состоянию в данное время? Увы, таковых просто нет! Нет печали, подобной твоей, ибо никто не удостаивался чести, подобной твоей».
(2) Мы говорим друзьям, что их случай не безнадежен, что все наладится; но эти слова совершенно неприемлемы здесь с точки зрения человеческих возможностей; ибо рана твоя велика, как море, и подобна разлому, который подчас образуется на земле, когда об нее разбиваются морские волны, его невозможно устранить, он становится все шире и шире. Ты ранена, кто может исцелить тебя? Ни мудрость, ни власть человека не способна устранить опустошение, сопутствующее такому пошатнувшемуся состоянию. Значит, бесполезно назначать обычные средства лечения, и поэтому:
2. Рекомендуемое средство обратиться к Богу и в молитве покаяния вверить Ему свое дело, а также проявлять настойчивость и постоянство в молитвах такого рода: «Вставай из праха, из твоего уныния, взывай ночью, бодрствуй в молитве; когда другие спят, ты будь на коленях, умоляй Бога о милости при начале каждой стражи, каждой из четырех ночных страж (пусть твои очи предваряют их, Пс 118:148), и тогда изливай, как воду, сердце твое пред лиц ем Господа (ст. 19), пусть твоя молитва будет свободной и обильной, искренней и серьезной, откройся Господу, изложи Ему свое дело; простирай к Нему руки твои со святым желанием и упованием; умоляй о душе детей твоих. Эти бедные овцы, что сделали они? (2Цар 24:17). Возьми с собой слова, возьми с собой эти слова: воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так (ст. 20), с кем ты так поступил. Разве они не Твои собственные, не семя Твоего друга Авраама и Твоего избранного Иакова? Господи, прими их дело к Твоему сострадательному рассмотрению!» Следует заметить: молитва это целебный бальзам для любой раны, даже самой болезненной, лекарство от всех болезней, даже самых серьезных. И наше дело в молитве не предписывать, а подписываться под всем, что решила Божья мудрость и воля; нужно представить Господу свое дело и оставить на Его усмотрение. Воззри, Господи, и посмотри, и да будет воля Твоя!
толкование Мэтью Генри на Плач Иеремии, 2 глава