История наилучший толкователь пророчества, и поэтому для лучшего понимания пророчеств данной книги, которая описывает уничтожение Иерусалима и царства Иудеи, нам приводится описание этого печального события. Оно в значительной степени совпадает с историй, описанной в 4 Книге Царств, гл. 24−25, а со многими ее деталями мы сталкивались раньше в этой книге. Но эти события вновь повторяются и приводятся для того, чтобы пролить свет на Книгу Плач Иеремии, которая следует за этой, и послужить к ней ключом. А стихи в заключительной части главы, повествующие о продвижении находящегося в плену Иоакима, которое имело место после времени Иеремии, оправдывает предположение тех, кто считает, что эта глава была написана не самим Иеремией, а мужем, вдохновленным свыше, находившимся среди пленников, для постоянного напоминания тем, для кого Иерусалим был основной радостью. В данной главе описывается:
(I) Плохое правление Седекии; значительно умножился грех, заслуживающий наказания (ст. 1−3).
(II) Осада и взятие Иерусалима халдеями (ст. 4−7).
(III) Суровое обращение, с которым столкнулись Седекия и князья (ст. 8−11).
(IV) Разрушение храма и города (ст. 12−14).
(V) Пленение народа (ст. 15−16) и количество уведенных в плен (ст. 28−30).
(VI) Разграбление храма (ст. 17−23).
(VII) Хладнокровное убийство священников и некоторых других выдающихся мужей (ст. 24−27).
(VIII) Лучшие времена, до которых дожил Иоаким в конце своей жизни после смерти Навуходоносора (ст. 31−34).
Стихи 1−11. Повествование начинается с описания начала правления Седекии, хотя до того пленники дважды уводились в Вавилон: первый раз в четвертый год правления Иоакима, и второй раз в первый год правления Иехонии; но, возможно, оно было написано одним из тех, кто был уведен вместе с Седекией, как порицание самим себе за то, что они вообразили, будто не отправятся в плен вслед за своими братьями, надеждами на что всячески ублажали себя. Здесь говорится о том, что (1) Бог был недоволен Иудой и Иерусалимом за их грех (ст. 3). Его гнев против них достиг такой степени, что Он решил отвергнуть их от лица Своего, от Своего благодатного и милостивого присутствия, как отец, чрезвычайно гневающийся на своего непослушного сына, когда велит ему убираться прочь. Он согнал их с хорошей земли, которая была знамением Его присутствия с ними благодаря предопределенному изобилию, изгнал из святого города и храма, который был знамением Его присутствия с ними благодаря заветной благодати и любви. Отметьте: кто отлучен от Божьих постановлений, у того есть основания жаловаться, что он в какой-то степени отвергнут от лица Его; но никто не отлучен от милостивого присутствия Бога, кроме тех, кто из-за своего греха лишился его. И поэтому именно этого плода греха мы должны опасаться больше всего, как Давид, сказавший: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс 50:13).
(2) Седекия недостойно вел себя и плохо управлял страной; и так как Бог был недоволен его народом, то Он оставил ему такого правителя, а так как был недоволен им, то наказал его. Когда Седекия вступил на трон, то достиг уже благоразумного возраста; ему был двадцать один год (ст. 1); он не был наихудшим царем (ибо мы нигде не читаем о его идолопоклонстве), тем не менее его характер был таков, что он делал злое в очах Господа, ибо не делал то добро, которое должен был делать. Но его злые дела, которые значительно ускорили истребление, заключались в том, что он восстал против царя Вавилонского (англ. пер.); это было его грехом и говорило о его безрассудстве, это также привело не только к заслуженному, но и значительному истреблению его народа. Бог был весьма недоволен им за его предательское поведение по отношению к царю Вавилонскому (что следует из Иез 17:15 и далее); а так как Он гневался на Иуду и Иерусалим, то предал его собственным советам, в результате чего он совершил глупые поступки, оказавшиеся фатальными для него и его царства.
(3) После восемнадцати месяцев осады халдеи наконец-то овладели Иерусалимом. Они расположились вокруг него и блокировали в девятый год правления Седекии, в десятый месяц (ст. 4), а стали его хозяевами в одиннадцатый год царя Седекии, в четвертый месяц (ст. 6). В память об этих двух памятных датах, приблизивших их к гибели, они соблюдали пост четвертого месяца и пост десятого месяца (Зах 8:19); пост пятого месяца соблюдался в память о сожжении храма, а седьмого в память об убийстве Годолии. Мы можем легко представить или, скорее, не можем представить, каким печальным временем для Иерусалима были эти полтора года, когда город находился в осаде, продукты не завозились, а его жителей то и дело тревожили атаки врага; а так как они упрямо решили держаться до последнего, то оставалось лишь некое страшное ожидание суда. Голод в городе (ст. 6) не дал им возможности удержать город, но и не убедил их капитулировать; не было хлеба у народа земли, и поэтому воины не могли качественно нести свою службу, а оказались неспособными служить; и поэтому неудивительно, что был сделан пролом в город (ст. 7). В такой ситуации, когда нет воинов, стены долго не продержатся, как и воины без стен; ничто не поможет народу без Бога и Его защиты.
(4) Позорное бегство царя и его вельмож. Они вышли из города ночыо (ст. 7), стараясь пробраться незамеченными (я не знаю куда, да и они, наверно, тоже); но царь был схвачен преследователями на равнинах Иерихонских, его охрана и войско его разбежалось от него (ст. 8). Его испуг не был беспочвенным, ибо невозможно избежать судов Божьих: они придут на грешника и постигнут его (Втор 28:15), куда бы он ни бежал, особенно исполнившиеся суды, которыми ему угрожали (Втор 28:52−53 и далее).
(5) Царь Вавилонский выносит Седекии ужасный приговор и сразу приводит его в исполнение. Он грозился произнести над ним суд (ст. 9) как над бунтарем. Нельзя думать, не испытывая крайней досады и сожаления о том, что с царем, царем Иудеи, царем дома Давидова обращаются как с преступником на суде у языческого царя. Но он не смирился перед Иеремией пророком, и поэтому Бог должен был подобным образом смирить его. Согласно приговору, вынесенному ему надменным завоевателем, сыновья Седекии были заколоты пред глазами его и все князья Иудейские (ст. 10); затем у Седекии были выколоты глаза, а он сам окован медными оковами и с триумфом приведен в Вавилон. Возможно, враги смеялись над ним, как над Самсоном, когда его глаза были выколоты; он был приговорен в заключении проводить остатки своей жизни (я не могу сказать «дней», ибо больше он не видел дней) во тьме и бедствии. Он содержался в тюрьме до дня смерти его, хотя на его похоронах ему были возданы некоторые почести (Иер 34:5). Иеремия часто говорил ему, что его ожидает в будущем, но он не внимал предостережениям, когда мог предотвратить опасность.
Стихи 12−23. В этих стихах описывается скорбное событие разрушение, совершенное халдейской армией месяц спустя после того, как город был захвачен под предводительством Навузардана, который был начальником телохранителей или генералом армии в этом мероприятии. На полях написано, что он был начальником палачей или убийц, ибо солдаты являются лишь палачами, а Бог задействует их в качестве исполнителей Своего приговора, вынесенного греховному народу. Навузардан был начальником солдат, но у нас есть основания опасаться, что теперь, когда он вошел в Иерусалим, в недра города, как руководитель массового истребления, то, исполняя приговор, он не взирал на Бога, а служил царю Вавилона и своим личным целям.
1. Он сжег храм дотла, но вначале ограбил его и вынес оттуда все ценное: «Он сожег дом Господень, это святое и красивое здание, где отцы их прославляли Его» (Ис 64:11).
2. Он сжег царский дворец, возможно, тот, который построил Соломон после того, как завершил постройку храма, ставший с того времени домом царя.
3. Он сжег все дома в Иерусалиме, то есть дома знатных людей; если каким-то строениям и удалось избежать этой участи, то это были жалкие строения бедняков.
4. Он разрушил все стены вокруг Иерусалима, отомстив за то, что они так долго стояли на пути его армии. Так укрепленный город превратился в руины (Ис 25:2).
5. Он многих увел в плен (ст. 15, англ. пер.); он увел бедных из народа, то есть городских жителей, ибо несколько из бедного народа земли (людей, живших в окрестностях) он оставил для виноградников и земледелия. Он также увел прочий народ, оставшийся в городе, которому удалось избежать меча и голода, и дезертиров, которые, как ему казалось, этого заслуживали, или, скорее, как считал Бог, ибо Он уже одних предопределил моровой язве, других мечу, третьих голоду, четвертых в плен (Иер 15:2).
6. Но особенно детально описано, как были вынесены принадлежности храма. Все, что представляло собой большую ценность, было вынесено ранее сосуды из серебра и золота. но некоторые предметы остались и были вывезены теперь (ст. 19). Большая же часть добычи, награбленной в храме, была сделана из меди, и так как эти предметы представляли собой меньшую ценность, то были вывезены последними. Когда золото было вывезено, то медь вскоре последовала за ним, согласно предсказаниям Иеремии (Иер 27:19 и далее), ибо народ не раскаялся. Когда стены города были разрушены, то были также снесены и столбы храма; это было доказательством того, что Бог сила и опора их гражданского и церковного правления отошел от них. Никакие стены не могут защитить, равно как и никакие столбы не могут поддержать тех, от кого отошел Бог. Эти столбы храма не использовались для поддержки (ибо на них ничего не держалось), а предназначались для украшения и значимости. Они назывались Jachin Он созиждет и Воаг в Нем сила; и поэтому их сокрушение означало, что Он больше не будет созидать Свой дом и не будет его силой. Эти столбы здесь детально описаны (ст. 21−23 из 3Цар 7:15), чтобы их поразительная красота и величавость произвела на нас особое впечатление в связи с их уничтожением. Все сосуды, принадлежащие медному жертвеннику, были унесены, ибо беззаконие Иерусалима, как и беззакония дома Илии, нельзя было очистить ни жертвами, ни приношениями (1Цар 3:14). Писание говорит (ст. 20), что меди во всех этих вещах невозможно было взвесить; подобным образом при их изготовлении (3Цар 7:47) вес меди не определен (2Пар 4:18) так же было и при уничтожении их. Грабители не останавливались, чтобы взвесить их, как делают, когда приобретают вещь, ибо сколько бы они ни весили, все это принадлежало им.
Стихи 24−30. В данных стихах описывается очень печальное событие:
(1) Хладнокровное избиение некоторых знатных людей в Ривле; всего их было 72 человека (соответственно количеству старейшин в Израиле, Чис 11:24−25), так подсчитано в 4Цар 25:18−19. Там мы читаем, что пять человек было взято из храма, два из города, пять из царского двора и шестьдесят человек из народа страны. Перечисленное здесь количество людей совпадает с упомянутым в Книге Царств, за исключением одной статьи: там сказано, что из царского двора было взято пять человек, а здесь семь человек, предстоявших лицу царя. Д-р Лайтфут объясняет это так: он взял семь человек из царского окружения, но двумя из них были Иеремия и Авдемелех, которых освободили, о чем мы читали ранее; поэтому только пять из них были преданы смерти, и, таким образом, количество было сокращено до семидесяти двух человек, которые принадлежали всем социальным слоям, ибо все они извратили пути свои; возможно, они были поставлены в пример другим, ибо особенно побуждали к неповиновению царю Вавилонскому. Первосвященник Сераия указан первым, его священная должность не помогла ему избежать этого удара; да и как он мог избежать его, если сам осквернил его своим грехом? Князь Сераия был тихим князем (англ. пер., Иер 51:59), но, возможно, священник Сераия не был таковым, а характеризовался как беспокойный и непокорный, и это вызвало неприязнь царя Вавилонского. Вожди этого народа ввели его в заблуждение, и теперь они определенным образом стали монументами божественной справедливости.
(2) Пленение оставшихся людей. Придите и посмотрите, как выселен был Иуда из земли своей (ст. 27): земля изрыгнула их так же, как ранее изрыгнула живших здесь хананеян. Бог предупреждал их, что именно так все произойдет, если они будут ходить их путями и подражать их мерзким обычаям (Лев 18:28). Далее рассказывается [1] о двух пленениях, которые имели место ранее: первое в седьмой год правления Навуходоносора (то же пленение, о котором сказано, что оно было в восьмой год его правления, 4Цар 24:12); второе в восемнадцатый год его правления (то же, о котором сказано в ст. 12, что оно было в девятнадцатый год его правления). Но упомянутое здесь количество очень мало по сравнению с тем, которое упоминается ранее (4Цар 24:14,16): тогда было уведено 18000, а здесь говорится только о 3023; оно также мало по сравнению с тем, о чем можно предположить со ссылкой на последнее, ибо, когда оставшиеся были уведены (ст. 15), их было больше, чем 832 души. И поэтому д-р Лайтфут предполагает, что, так как это количество упоминается вместе с рассказом о предании смерти в Ревле знатных людей, то все упомянутые как уведенные в плен были преданы смерти как бунтовщики.
[2] О третьем пленении, которое не упоминалось ранее. Оно имело место в двадцать третий год правления Навуходоносора, четыре года спустя после разрушения Иерусалима (ст. 30): тогда Навузардан пришел и выселил 745 евреев возможно, это было сделано в отместку за смерть Годолии, которую можно рассматривать как еще один бунт против царя Вавилонского, а захваченные в то время люди вместе с Исмаилом совершили это убийство и за это были не только уведены, но и преданы смерти (хотя это недостоверный факт). И если это общее количество пленников (всего четыре тысячи шестьсот душ, ст. 30), то мы можем обратить внимание, что он было сокращено непонятным образом, и удивляться, как впоследствии им удалось вновь стать такими многочисленными, как оказалось, ибо похоже, что как в Египте, так и в Вавилоне Господь сделал их плодовитыми в земле, где они страдали; чем больше их угнетали, тем больше они умножались. А истина такова: этот народ часто являл чудеса суда и милости.
Стихи 31−34. Этот отрезок истории, повествующий о возвышении Иоакима, находящегося в узах, мы читали ранее (4Цар 25:27−30); только там говорится, что это произошло в двадцать седьмой день двенадцатого месяца, а здесь в двадцать пятый, но в подобных вопросах два дня составляют незначительную разницу. Возможно, приказ о его освобождении был издан в двадцать пятый день, но не был представлен царю до двадцать седьмого дня. В данной истории мы можем обратить внимание, что (1) новые хозяева издают новые законы. Навуходоносор долгое время держал этого несчастного правителя в тюрьме, и его сын, хорошо относившийся к узнику, из-за своего отца не мог оказать ему благоволения или улыбнуться, как Ионафан Давиду из-за своего. Но когда неуживчивый старик умер, его сын проявил сочувствие Иоакиму и сделал своим фаворитом. Очень часто дети уничтожают результаты трудов своих отцов; и хорошо, если бы всегда это делалось на благо, как в данном случае.
(2) Мир, в котором мы живем, изменчив. В самом начале Иоаким с трона был отправлен в тюрьму, а теперь он вновь продвинут и занял государственный престол (ст. 32), хотя и не престол силы. Как ранее он сменил царские одежды на облачение узника, так и теперь он вновь надел прежние одежды. Такой шахматной доской является этот мир: процветание и нищета стоят друг против друга, чтобы мы научились радоваться как не радующиеся и плакать как не плачущие.
(3) Хотя ночь страданий будет очень длинной, но мы не должны отчаиваться, а верить, что день все-таки начнется. На протяжении тридцати семи лет Иехония был узником, находился в тюремном заключении и в презрении. В таком положении он был с восемнадцати лет, и мы можем предположить, что он настолько привык к плену, что забыл приятный вкус свободы, или, скорее, после такого длительного заключения она будет вдвойне приятней для него. Пусть те, чьи страдания были продлены, ободряют себя этим примером; видение говорит о благоприятном конце, поэтому ожидайте его. Dum spiro spero — пока есть жизнь, есть и надежда. Non si male nunc, et olim sic erit — хотя сейчас мы страдаем, но не всегда будем страдать.
4. Бог может сделать так, что Его народ обретет благоволение в глазах тех, кто угнетал его, и их сердца непонятным образом начнут сострадать ему, согласно слову (Пс 105:46): «Он возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их». Он может заставить говорить любезно тех, кто говорил грубо, и заставить кормить Свой народ тех, кто питался им. Поэтому находящиеся в угнетении увидят, что они не напрасно надеялись и смиренно уповали на спасение Господне. Наше время в руке Божьей, ибо там же находятся сердца всех, с кем мы имеем дело.
5. А теперь относительно сути: сравнивая пророчество и историю, изложенную в этой книге, мы можем научиться, в общем, (1) что довольно часто церкви и люди, удостоенные высоких почестей, деградируют и становятся весьма порочными.
(2) Что беззаконие стремится погубить тех, кто пригрел его; и если в нем не раскаяться и не отречься, то оно обязательно приведет к гибели.
(3) Что внешнее исповедание и привилегии не только не оправдают грех и не избавят от гибели, но и значительно усугубят то и другое.
(4) Что ни одно слово Бога не останется неисполненным, а события будут точно соответствовать предсказанию; что неверие человека не сделает угрозы Бога, равно как и Его обетования, недейственными. Справедливость и истина Бога здесь описаны в суровых и кровавых красках для обличения или смущения всех, кто смеется над Его угрозами. Но не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Данное объяснение автора вызвано, по-видимому, тем, что в английском переводе Библии употреблено слово watcher наблюдатель, страж (тогда как в русском осаждающие, ст. 16).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 52 глава