В данной главе и следующей провозглашается суд Вавилону, который поставлен последним среди пророчеств Иеремии против язычников, так как он должен был осуществиться последним; когда чаша Божьей ярости пошла по кругу (Иер 25:17), царь Сисаха из Вавилона испил ее последним. Вавилон в качестве жезла в руке Божьей использовался для наказания других народов, а теперь, наконец, этот жезл будет брошен в огонь. Исайя предсказал уничтожение Вавилона Киром задолго до того, как оно свершилось, а теперь, когда царство достигло наивысшей точки расцвета, его предсказал и Иеремия, ибо хотя в то время он видел, что царство процветает подобно многоветвистому дереву, но предвидел время, когда оно высохнет и будет срублено. И как пророчество Исайи об уничтожении Вавилона и освобождении Израиля от его владычества должно было символизировать евангельскую победу всех верующих над силами тьмы и великое спасение, совершенное нашим Господом Иисусом Христом, так и пророчество Иеремии о том же событии, похоже, должно было указать на пророческую победу евангельской Церкви в последние дни над новозаветным Вавилоном; отсюда были позаимствованы многие отрывки Книги Откровение. Так как царство Вавилонское было больше и сильнее любого царства, против которого здесь пророчествовалось, то его падение само по себе было более значительным; а так как оно больше всех остальных угнетало народ Божий, то пророк очень детально описывает это событие для утешения пленников; то, что часто предсказывалось ранее в общих чертах (Иер 25:12 и 27:7), здесь описано более подробно, с большим пророческим пылом, равно как и светом. Для Вавилона у Бога хранились ужасные суды, равно как и славные благословения для оказавшихся там пленников. которые сменяют друг друга в пророчестве данной главы, ибо Вавилон был уничтожен, чтобы дать путь возвращению из плена народа Божьего. В данной главе описана:
(I) Гибель Вавилона (ст. 1−3, 9−16, 21−32 и 35−46).
(II) Искупление народа Божьего (ст. 4−8,17−20,33−34). Так как они противопоставлены друг другу, то легко сказать, чей бы жребий мы предпочли: преследующих вавилонян, которые хранились для великой гибели, хотя сейчас и процветали, или преследуемых израильтян, хранимых для великой славы, хотя в то время были в неволе.
Стихи 1−8. 1. В данных стихах против Вавилона говорит слово тот, чьи дела всегда соответствовали его словам и чьи слова исполнились. Царь Вавилона был очень добр к Иеремии, тем не менее пророк должен был предсказать гибель этого царства, ибо Божьи пророки не должны руководствоваться благоволением или симпатией. Кем бы ни были наши друзья, но если они враги Бога, мы не должны говорить им, что у них будет мир.
1. Здесь об уничтожении Вавилона говорится как об уже свершившемся событии (ст. 2). Пусть об этом будет возвещено народам как об истинной новости, великой новости, которая всех их касается; пусть вывесят флаг, как обычно делается при одержании победы, чтобы все узнали об этом; пусть весь мир обратит на это внимание: Вавилон взят. Пусть воздадут за это славу Богу, пусть Его народ утешится этой победой и не скрывает ее. Позаботьтесь, чтобы об этом узнали, чтобы познан был Господь по суду, который Он совершил (Пс 9:17).
2. Здесь об этом говорится как о деле, тщательно исполненном, ибо (1) даже идолы Вавилона, которых люди защищали с максимальной заботой и от которых ожидали защиты, будут уничтожены. Вил и Меродах были их главными божествами; они будут сокрушены, и их истуканы будут посрамлены.
(2) Страна будет опустошена (ст. 3) от севера, от Мидии, которая располагалась севернее Вавилона, и от Ассирии, со стороны которой Кир напал на Вавилон; оттуда придет народ, который сделает землю его пустынею. Их страна располагалась севернее государств, которые они разрушили, и поэтому им угрожали бедствием с севера (Отпе malum ab aquilone — всякое зло приходит с севера), но Бог найдет народы, живущие еще севернее, которые нападут на них. Роскошь и сила старого Рима были свергнуты северными народами готами и вандалами.
II. Также приводится слово утешения для народа Божьего сыновей Израиля и Иуды, ибо многие представители десяти колен присоединились к двум коленам, когда те выходили из Вавилона.
1. Обещано, что вначале они вернутся к своему Богу, а потом на свою землю, а обетование об их обращении и реформации дает путь для других обетований (ст. 4−5).
(1) Они будут плакать и взыщут Господа (как поступил весь дом Израилев во времена Самуила, 1Цар 7:2); они будут ходить и плакать. Эти слезы придут не от мирских скорбей, как слезы, вызванные отправкой в плен, а будут результатом благочестивой скорби; это слезы покаяния за грех, слезы радости о благополучии Израиля на рассвете дня их избавления, что побудило их больше скорбеть о грехе, чем о бедствиях, сопутствующих плену; именно это побудило их к покаянию, когда другие средства оказались несостоятельными. Отметьте: когда народ Божий начинает чувственно реагировать на воздействие руки Божьей, то это является хорошим признаком того, что Бог приближается к нему путями милости.
(2) Они взыщут Господа; они не погрузятся в свою скорбь, а побудят себя искать утешения там, где его можно найти: будут ходить и плакать и взыщут Господа, Бога своего. Ищущие Господа должны искать Его с великою скорбью, как искали Христа Его родители (Лк 2:48). А кто в скорби, тот должен искать Господа, и тогда его скорбь быстро обратится в радость, ибо ищущие Его найдут Его. Они взыщут Господа как Бога своего и не будут больше иметь ничего общего с идолами. Когда они услышат, что идолы Вавилона сокрушены и посрамлены, то настанет для них время спрашивать об их Боге и вернуться к Тому, Кто живет вечно. Люди обманываются и разочаровываются в ложных богах для того, чтобы вернуться к единственному истинному Богу.
(3) Они задумаются о возвращении на родину; они будут думать об этом не только как о милости, но и о долге, ибо есть единственная святая гора Сион, на которой стоит дом Господа, их Бога (ст. 5): «Будут спрашивать о пути к Сиону, обращая к нему свои лица». Сион был городом их торжественных собраний; они часто думали о нем, находясь в плену (Пс 136:1); но теперь, когда руины Вавилона вселили в них некие надежды на освобождение, они говорили только о возвращеиии в Сион. Их сердца были настроены на него и раньше, но теперь они обратили к нему свои лица. Они жаждали там оказаться; они начали свой путь к Сиону и решили обязательно добраться до него. Путешествие будет длинным, и они не знают дороги, но они будут спрашивать о пути и изо всех сил стремиться попасть в Сион; но так как они решили не возвращаться, то будут стараться не потерять путь. Это символизирует возвращение бедных душ к Богу. Небеса это Сион, к которому они стремятся, как к своей цели, на нее настроены их сердца; к Сиону они обращают свои лица и поэтому будут спрашивать о пути к нему. Они не спрашивают пути к небесам, обращая свои лица к этому миру, равно как не обращают свои лица к небесам, отправляясь в путь, не зная дороги. Во всех истинных обращенных присутствует искреннее желание достичь цели и постоянная забота не сбиться с пути; и благословенное зрелище представляет собой народ, спрашивающий о пути к небесам и повернувший к ним свои лица.
(4) Они обновят свой завет с Богом и в будущем будут более тщательно его соблюдать: «Идите и присоединитесь к Господу союзом вечным». Они нарушили завет с Богом, фактически отделились от Него, но теперь решили присоединиться к Нему, вновь посвящая себя Ему. А когда отступники возвращаются, то они должны творить свои первые дела и обновить ранее заключенный завет. Этот союз должен быть вечным и нерушимым; об этом нельзя забывать, ибо память о нем будет средством, чтобы должным образом соблюдать его.
2. Их нынешнее положение оплакивается как весьма печальное, остававшееся таковым долгое время: «Народ Мой (ибо Бог признает его Своим теперь, когда тот вернулся к Нему) был как погибшие овцы (ст. 6); скитались они с горы на холм, их гнали с места на место, и они не могли найти пажить; они забыли ложе свое в своей стране и не могли найти пути туда». Их бедственное положение особо усугубляло то, что (1) пастыри их совратили их с пути их князья и священники; они отвратили их от долга и спровоцировали Бога прогнать их с собственной земли. Плохо обстоят дела у народа, когда их вожди заблуждаются, когда те, кто должен направлять, защищать и содействовать их интересам, предают их.
(2) Во время блужданий они подвергались опасности со стороны хищников, считавших, что имеют право на них, словно те были бродягами и отбросами, не имеющими хозяина (ст. 7). Именно их, как блуждающих овец, все, которые находили их, пожирали и делали своей добычей; а причинив им наибольшее зло, они смеялись над ними, говоря, что именно это они заслужили, о чем много раз им говорили их пророки. Причинявшие им зло не подлежали оправданию, хотя обманывали их, говоря: «Мы не виноваты, потому что они согрешили пред Господом», ибо не могли признаться, что согрешили перед ними. И посмотрите, какое они имели представление о Господе, против Которого согрешили: словно Он не был единственным и истинным Богом, а лишь жилищем правды и надеждою отцов их, они оказали презрение храму и традициям своих предков и поэтому заслужили эти тяжкие страдания. И несомненно то, что они оставили жилище правды и Того, Кто был надеждою отцов их, усугубляло их грех и оправдывало Бога, хотя и не оправдывало их противников, причинивших им такое зло.
3. Их призывают поторопиться отправиться в путь сразу, как только откроется для них дверь свободы (ст. 8): «Бегите не только от границ, но и из среды Вавилона, как бы хорошо вы там ни устроились, не думайте поселяться там, а спешите в Сион; будьте как козлы впереди стада овец; сражайтесь за то, что является самым главным и приведет к хорошим результатам». Козел прекрасен в движении (Притч 30:31, англ. пер.), ибо он идет первым. Великая благодать быть первым в хорошем деле и подавать другим хороший пример.
Стихи 9−20. В данных стихах Бог через Своего пророка, как и далее через Свое провидение, вступает в конфликт с Вавилоном. Обратите внимание:
I. Инструментам, задействованным в уничтожении Вавилона, дано поручение и указание. Армия, которая должна совершить это, названа сборищем великих народов (ст. 9); это были мидяне и персы, все их союзники и иноземные войска; эта армия названа сборищем, так как была образована согласно божественной воле и совету, чтобы исполнить этот приговор. Бог поднимет ее, чтобы сделать это; Он склонит и сделает их пригодными, чтобы совершить это служение, а затем приведет их, ибо все их передвижения находятся под Его контролем и указаниями. Он изречет приказ и велит им выстроиться в боевой порядок вокруг Вавилона (ст. 14), и тогда они расположатся против него (ст. 9), ибо что Бог предопределил, то Он сделает; и тогда он быстро будет взят; от момента расположения вокруг города они постоянно будут отвоевывать у него землю, пока не возьмут его. Бог велит им стрелять в него и не жалеть стрел (ст. 14), и тогда стрелы у них будут, как у искусного воина, обладающего умением, силой, хорошим глазом и хорошей рукой (ст. 9); стрелы его не возвращаются даром. Когда Бог дает поручение, то дарует успех. Более того, им велено не только стрелять в него (ст. 14), но и поднять крик против него (ст. 15) ликующий крик, поднимаемый теми, кто уже одержал победу. Кому Бог велит стрелять, тот может делать это с восклицанием, ибо он наверняка не промахнется.
II. На опустошение и уничтожение, которому подвергнется Вавилон. Это представлено различными величественными выражениями.
1. Сокровища Вавилона станут богатой и легкой добычей для завоевателей (ст. 10): «Халдея сделается добычею своих завоевателей, которые обогатятся за счет грабежа ее, и, что кажется странным, все опустошители ее насытятся; они получат много и сами скажут, что имеют достаточно.
2. Вавилон опустеет и лишится жителей: он сделается необитаемым (ст. 13) до такой степени, что всякий, проходящий через него, будет радоваться его падению и вместо сострадания посвищет, смотря на все язвы его (ст. 13).
3. Их предки будут стыдиться их трусости, когда они побегут при первом же нападении (ст. 12): «Мать ваша, сам Вавилон, родившая вас, покраснеет, видя себя оставленной теми, кто должен защищать ее». Подобным образом христиане прежних веков могут справедливо стыдиться, видя, насколько изменились времена и как сильно они деградировали; никакой грех не приносит такую верную и жестокую гибель для людей и народа, как отступничество.
4. Восхищавшиеся Вавилоном увидят его весьма презренным: последнее из царств, владевшее народами, станет пустыней, сухой землей и степью (ст. 12). Страна, которая была населена людьми, опустеет, а ее плодородная почва станет бесплодной.
5. Великий город, глава всего, будет полностью разрушен. Пали твердыни его, и поэтому рушились стены его, ибо как могут устоять стены, когда божественное отмщение стоит у дверей и колеблет их основание? Именно с отмщением Господним не может соперничать ни закон, ни сражение.
6. В Вавилоне не останется бедного из народа земли для виноградников и земледелия, как это было в Израиле (ст. 16): истреблен в Вавилоне и сеющий и действующий серпом; страна будет настолько безлюдной, что некому будет возделывать землю и собирать ее плоды. Настанет время жатвы, но не будет жнецов; настанет время сеять, но некому будет сеять; Бог сделает все, что необходимо с Его стороны, но не будет людей, чтобы сделать их работу.
7. Все иноземные войска, которых они наняли для военного служения, оставят их, как часто делают наемники при приближении опасности (ст. 16): «От страха губительного меча каждый возвратится к народу своему». Эта угроза звучала раньше в адрес Египта (Иер 46:16).
III. На причину, приведшую к истреблению. Это был результат Божьего недовольства: именно от гнева Божьего Вавилон станет необитаемым (ст. 13); Его гнев праведен (ст. 14), ибо он согрешил против Господа, и поэтому Бог не жалеет стрел. Отметьте: именно грех делает людей целью для стрел суда Божьего. В Вавилоне в изобилии процветало идолопоклонство и безнравственность, тем не менее эти факторы не упоминаются в качестве оснований для гнева Божьего, а лишь вред, причиненный народу Божьему из-за вражды к нему как к народу Божьему. Они были расхитителями наследия Божьего (ст. 11); и хотя Бог использовал их для наказания Своего народа, тем не менее это было предъявлено им как ужасное преступление, ибо они стремились к его полному уничтожению.
1. Они причиняли зло Иерусалиму с удовольствием (ст. 11): «Вы веселились, вы торжествовали». Бог неохотно посылает страдания Своему народу и поэтому очень недоволен, если задействованные Им инструменты делают это с удовольствием. Когда Тит Веспасиан разрушил Иерусалим, то он рыдал над ним, а халдеи радовались этому событию.
2. Награбленное в Иерусалиме они использовали для собственных наслаждений: «Вы утучнели (англ. пер.), как телица на траве, и ржали, как боевые кони; покорение Иерусалима сделало вас распутными и гордыми, вы стали безрассудными и грозными для всех окружающих, поэтому должны стать добычей». Кто подобным образом заглатывал богатства, тому придется извергнуть их. Поэтому они подали руку свою (ст. 15): подчинились завоевателю и своевременно покорились ему, и поэтому сейчас вы можете отомстить ему, получить репрессалию и поступать с ним так, как он поступал с вами.
3. Они стремились полностью уничтожить Божий Израиль: Израиль — рассеянное стадо, как и раньше (ст. 6); его не только тревожат своим лаем собаки, но даже львы самые сильные противники рычаг и разгоняют их (ст. 17). Один князь Ассирийский увел далеко десять колен и поглотил их; другой завоевал Иуду, разграбил и довел его до обнищания, отрывал шерсть и плоть у бедных овец; а теперь Навуходоносор ужас и наказание для соседей воспользовался ослабленным положением, до которого он был доведен, напал на него и кости его сокрушил. Он значительно разрушил его и поэтому должен быть наказан за это, как и царь Ассирийский (ст. 18). Отметьте: кто повторяет грехи своих предшественников, тот должен быть готов к тому, что его будут преследовать их казни; если они поступают так же, как те, то и их участь будет такой же.
IV. Израилю Божьему обещана милость, которая будет не только сопутствовать, но и будет оказана благодаря уничтожению Вавилона.
1. Бог возвратит их плен; они будут освобождены из рабства и вновь придут на пажить свою, как рассеянные овцы приходят в свою овчарню (ст. 19). Они сохранят свое право на землю Ханаанскую; она так и останется их жилищем. То время, когда они были лишены прав владения ею, не лишило их этих прав. Теперь они восстановят их и вновь будут наслаждаться ею.
2. Он восстановит их процветание; они будут не только жить, но жить в достатке на своей родине; они будут пастись на Кармиле и Васане самых богатых и плодородных частях страны. Эти овцы будут собраны из пустынных мест, куда были рассеяны, и вновь отведены на хорошую пажить. Там их души насытятся, хотя долгое время испытывали голод и были урезаны в обеспечении; теперь там они найдут достаточно, чтобы насытиться, и их сердца будут насыщены. Они спрашивали путь к Сиону (ст. 5), где можно будет послужить Богу и поклониться Ему. Именно к этому они стремились, возвращаясь на родину, но Бог не только приведет их туда, но приведет также на Кармил и Васан, где они обильно насытятся. Отметьте: кто возвращается к Богу и своему долгу, тот, поступая так, обретет истинное удовлетворение для своей души; и те, кто ищет прежде всего Царства Божьего и его правды, кто стремится построить жилище на Сионе святой горе, тому все остальное приложится, даже утешения Ефрема и Галаада, их плодородных холмов.
3. Бог простит их беззакония, и это будет основанием для их покоя (ст. 20): в те дни будут искать неправды Израилевой, и не будет ее. Бог не только не будет наказывать их беззакония, но и забудет о нанесенных Ему обидах и примирится с ними. Он будет относиться к их греху, словно его никогда не было, словно это рассеянное облако или вычеркнутый долг, и забросит его за Свой хребет; более того, Он забросит его в глубины морские, и он уже никогда не выплывет среди Божьих сокровищ, равно как и не будет опасности, что вновь появится и выступит против них. Это показывает, что Бог полностью прощает грех: Он не вспомнит его более. Отметьте: избавление от беды является утешением в том случае, если оно является плодом прощения греха (Ис 38:17). Когда Иуда и Израиль выходили из Вавилона, то они были настолько полно прощены, что Писание говорит: они от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои (Ис 40:2). Это также включает полную реформацию их сердца и жизни, равно как и полное прощение их грехов. Если после их возвращения из Вавилона кто-то будет искать среди них идолов или соблюдения обычаев идолопоклонников, то не будет их и не найдется их; они будут очищены от всякой примеси, а следовательно, и от вины, ибо Бог говорит: «Я прощу тех, которых оставлю в живых; Я буду благосклонен к ним (дословно)»; а так может сделать лишь Тот, Кто имеет огромное сострадание. Отметьте: чьи грехи Бог прощает, тех людей Он хранит для великих дел, ибо кого Он оправдывает, тех и прославит.
Стихи 21−32. 1. Войска выстроены, и им дано поручение уничтожить Вавилон; все готово для нападения на это могущественное царство: «Идите против земли Мератаим (Мегайшт) страны Марди, расположенной частично в Ассирии и частично в Армении, и против жителей Пехода (анг. пер.)» еще одна страна, упомянутая в Книге Иезекииля 23:23, которую захватил Кир по пути в Вавилон. Армии Кира велено идти против Вавилона (ст. 21) идти на него со всех краев. Пусть идут все вместе, ибо там для них будет достаточно работы и добычи (ст. 26). Отдаленность этого места не должна быть препятствием для участия в походе. В частности, против Вавилона должны быть созваны стрельцы (ст. 29). Так Господь открыл хранилище Свое (ст. 25), Свою сокровищницу (дословно), и взял из него сосуды (орудия в англ. пер.) гнева Своего, как великие владыки достают из своих хранилищ и складов необходимое обеспечение для своих армий, когда они отправляются в великие походы. Теперь Мидия и Персия Божий склад оружия, и оттуда Он достает орудия Своего гнева; это Кир, его великие военачальники и армии, которые Бог будет использовать для уничтожения Вавилона. Отметьте: великие люди являются лишь инструментами, которые великий Бог использует, чтобы служить Своим целям. У Него имеется множество инструментов, которые находятся в Его распоряжении, Его склады готовы и будут открыты, когда нужно будет. Это дело Господа Саваофа. Отметьте: когда Бог совершает дело, то Он показывает, что является Господом Саваофом Господом воинств, и Он не будет нуждаться в инструментах для его совершения.
2. Им даются наставления, что делать. В общем: «Сделай все, что Я повелел тебе» (ст. 21). Вот что сказано о Кире (Ис 44:28): «Он исполнит всю волю Мою в походе против Вавилона». Они должны опустошить и истребить все за ними; уничтожив все один раз, они должны сделать это еще раз; или эти слова означают, что им следует уничтожить потомство, которое должно появиться после них. Они должны отворить житницы ее (ст. 26), разграбить ее богатства и обратить ее артиллерию против нее самой. Они должны разбросать ее, как груды мусора (англ. пер.); пусть все богатства Вавилона будут перекопаны вместе с грудами руин и мусора. Растопчите ее, как снопы (написано на полях и в рус. пер.), совсем истребите ее. Посмотрите, как мало ценит Бог то, что так высоко ценят люди и согласно чему они оценивают себя. Их князья и великие люди отучнели и падут от меча, но не как воины на поле брани, о которых мы говорим, что они почили во славе, а как животные от руки мясника (ст. 27): «Убивайте всех волов ее, всех ее могучих мужей; пусть они тупо и бесчувственно идут на заклание; горе им» Их ситуация особенно печальна, ибо они слабо ее отображают. Пришел день их, когда они падут, день, когда им придется за все ответить, а они и не знают об этом.
3. Им даются заверения в том, что они победят. Пусть делают то, что Бог им велит, и тогда они осуществят свои угрозы. Они совершат великое разрушение (ст. 22). Вавилон сделается ужасом (ст. 23); юноши его и все воины его, которые должны защищать его, истреблены будут в тот день (ст. 30). Бог на него (ст. 31); Он расставил сети для него (ст. 24); Он организовал этот поход против него, и он будет поражен, как птица, попавшая в сеть. Кир обязательно победит, ибо Он сражается под рукой Божьей. Бог зажжет огонь в городах Вавилона (ст. 32), и кто сможет устоять перед Ним, когда Он гневается, или угасить огонь, Им зажженный?
4. Приводятся основания для такого сурового обращения с Вавилоном. Участвующие в этой войне, если захотят, могут узнать о ее причинах, и они будут удовлетворены их справедливостью, ибо все, призванные к этому служению, должны испытывать удовлетворенность.
(1) Вавилон причинил много бед и нанес вред всем своим соседям; он был молотом всей земли (ст. 23) избивающим, повергающим и сокрушающим все дальние и близкие народы. Он уже достаточно долго трудился, и теперь настало время, чтобы его разбить и сокрушить. Отметьте: Тот, Который является Богом народов, рано или поздно вступится за права обиженных народов и выступит против тех, кто несправедливо и жестоко посягал на них. Бог всей земли сокрушит молот всей земли.
(2) Вавилон бросил вызов самому Богу: «Ты восстал против Господа (ст. 24), вступил с Ним в спор (подчеркивает слово), ссылаясь на закон или вступая в сражение, открыто противостал Ему, вступил в соперничество с Ним, восстал против Него; и поэтому сейчас ты найден и схвачен, словно попал в сеть». Отметьте: кто сражается против Бога, тот рано или поздно убедится, что не является ровней для Него.
(3) Вавилон разрушил Иерусалим, святой город, и находящийся там святой дом, и теперь ему придется ответить за это. Об этом открыто возвещено в Сионе, в день посещения Вавилона; это мщение Господа Бога нашего, мщение за храм Его (ст. 28). Вавилону было предъявлено обвинение в том, что он сжег храм и вывез его сосуды; на этом ставится большее ударение, чем на том, что он был молотом всей земли, ибо Сион был весельем и славой всей земли. Отметьте: какое бы зло ни было причинено Божьей Церкви (Его храму в этом мире), за него несомненно придется ответить; и никакое отмщение не будет более суровым и тяжелым, чем мщение за храм.
(4) Вавилон был очень высокомерен и заносчив и поэтому должен был пасть, ибо слава Бога взглянуть на всех высокомерных и унизить их (Иов 40:7). «Я-на тебя, самый гордый (ст. 31, англ. пер., и вновь ст. 32), гордыня (рус. пер.); ты гордый, как сама гордость». Отметьте: гордость человеческих сердец настраивает Бога против них и быстро готовит их для гибели, ибо Бог гордым противится и сокрушает их. Споткнется гордыня и упадет; они будут не столько падать оттого, что другие повергают их, сколько из-за того, что сами будут спотыкаться, ибо держат свои головы так высоко, что никогда не смотрят под ноги, чтобы выбрать свой путь и избежать камней преткновения, а идут напролом. Гордость Вавилона несомненно приведет его к гибели, ибо он вознесся против Господа, против Святого Израилева (ст. 29) и оскорбил Его, обидев Его народ. Он сделал Бога Своим врагом, и поэтому, когда он падет, то никто не поднимет его (ст. 32). Кто может помочь встать тому, кого поверг Бог?
Стихи 33−46. В этих стихах:
I. Описаны страдания Израиля и его избавление от этих страданий. Бог обращает внимание на узы Своего народа в Вавилоне, как и на его узы в Египте; Он увидел страдание народа и услышал вопль его. Угнетены сыновья Израиля и сыновья Иуды (ст. 33). Оставшиеся в живых пленники из десяти колен после объединения царств Ассирии и Халдеи, похоже, объединились с пленниками двух колен и плакали вместе с ними; они были угнетены вместе. Они смиренно просили дать им свободу, и это все, что они делали; они не пытались сделать что-нибудь для этого, ибо все, пленившие их, крепко держали их и были слишком сильными для них. Но в беде у них было утешение: хотя они слабы, но Искупитель их силен (ст. 34), их Мститель (подчеркивает слово), Тот, Кто имеет на них право, Который предъявит права и докажет Свои полномочия. Он сильнее их врагов, которые крепко держат их; Он может одолеть все силы, выступившие против них, и дать силу Своему народу, хотя он очень слаб. Господь Саваоф имя Его, и Он соответствует Своему имени; Он докажет, что таков, каким называет Его народ, и будет таким, каким они надеются увидеть Его. Отметьте: неизреченным утешением для народа Божьего является то, что, хотя против них выступают войска, но на их стороне Господь воинств, и Он разберет дело их, заступится за них ревностно, эффективно, защитит и выиграет его, чтобы успокоить землю, землю Его народа, и освободить от окружавших ее врагов. Это касается всех верующих, которые жалуются на владычество греха и порочность, на свою слабость и многочисленные немощи. Таковые пусть знают, что Искупитель их силен; Он сможет удержать то, что они вверяют Ему, и Он заступится за них. Грех не будет владычествовать над ними; Он сделает их свободными, и они будут свободными; Он даст им покой тот покой, который остается еще для народа Божьего.
II. Описан грех Вавилона и его наказание за этот грех.
1. Он обвиняется в идолопоклонстве и преследовании.
(1) Захватчики угнетали народ Божий: крепко держали их и не хотели отпустить их. Они пленников своих не отпускали домой (Ис 14:17). За это Бог соперничал с ними, как во времена древние с фараоном; это дорого ему стоило, но они не приняли предостережения. Он приведет в трепет жителей Вавилона (ст. 34), ибо они тревожили народ Божий, о чьей славе и утешении Он ревнует; поэтому Он воздаст скорбью оскорбляющим их, а оскорбляемым отрадою (2Фес 1:6−7).
(2) Они оскорбили самого Бога, обворовали Его, отдав другим славу, которая должна принадлежать только Ему, ибо (ст. 38) это земля истуканов. Вся страна изобиловала истуканами, они восхищались ими и любили их до безумия, не жалели средств и усилий для поклонения им, без устали воздавая им почести; они вели себя, как безумные, как люди, лишенные ума; в своих обрядах идолопоклонства они не руководствовались благоразумием или разумом, а были похожи на людей неистовых. Слово, используемое здесь для обозначения идолов, означает ужасы ЕпШ, так называли весьма грозных исполинов, так как они делали истуканов, изображающих их богов, которые выглядели очень страшно, чтобы пугать ими глупцов и детей. Их идолами были чучела, но они любили их до безумия. Вавилон был матерью блудниц (Откр 17:5), источником идолопоклонства. Отметьте: самый безумный поступок в этом мире делать богом какое-либо творение, а люди гордые, противящиеся Господу, истинному Богу, справедливо впадают в сильные заблуждения, безумствуя от любви к идолам, которые бесполезны. Но это сумасшествие нечестие, за которое с грешников будет сурово взыскано.
2. Суды Божьи над ними за эти грехи значительно разорят и уничтожат их.
(1) Все, что должно было защитить и поддержать их, будет истреблено мечом. Халдеи долгое время были мечом Божьим, которым Он истреблял окружающие греховные народы, но теперь, так как они сами были такими же плохими, как и любой из них, или даже хуже, то меч придет на них, а именно на жителей Вавилона (ст. 35) меч войны; а так как его держит, посылает и направляет рука Божья, то это меч справедливости. Он будет направлен [1] на князей их. Они падут от него, и их достоинства, богатство и слава не защитят их. [2] На мудрых их: на их философов, государственных деятелей и советников; их знания и благоразумие не защитят их и не помогут народу. [3] На обаятелей их: предсказателей и астрологов, здесь названных лжецами (ст. 36, англ. пер.), ибо они обманывали людей своими предсказаниями о мире и процветании. Меч, обрушившийся на них, сделает их безумными, и они будут говорить как глупцы станут похожи на людей, потерявших разум. Отметьте: Бог имеет меч, который может достичь души и поразить разум, который может принести человеку духовные наказания. [4] На воинов их. Меч поразит их дух; если они не будут убиты, то оробеют и не будут больше воинами, ибо какую пользу смогут принести им их руки, если сердца оробеют? [5] На их войска: на коней их и на колесницы их; захватчики станут хозяевами всех их военных складов, они захватят или уничтожат их коней и колесницы. Войска других народов, которые служили в их армии, значительно оробеют: разноплеменные народы среди него будут слабы и трусливы, как женщины. [6] На их казну: меч на сокровища их, которые необходимы для ведения войны; они будут расхищены, и враги будут использовать их против них самих. Посмотрите, какое всеобщее поражение наносит меч, когда приходит по поручению.
(2) Страна будет опустошена (ст. 38): придет засуха на воды его, которые защищали город. Кир осушил Евфрат, прокопав много каналов и сделав его проходимым для своей армии, и поэтому она легко добралась до стен Вавилона, который благодаря реке считался неприступным. «Воды, которые делали землю плодородной, иссякнут, и поэтому она превратится в пустыню; сыны человеческие не будут селиться там, а лишь степные звери с шакалами» (ст. 39). О Вавилоне было предсказано (Ис 13:19−22), что его ждет участь Содома и Гоморры (ст. 40). То же самое предсказано в адрес Едома (Иер 49:18). Раз халдеи разорили Едом, то теперь сами будут разорены.
(3) Царь и царство будут в полном недоумении и ужаснутся от вражеского вторжения (ст. 41−43). Все используемые здесь выражения описывают грозную силу захватчиков, сопутствующий им ужас и великий страх, охвативший царский двор и народ; мы сталкивались с этим раньше (Иер 6:22−24), когда описывалась армия халдеев, напавшая на Иудею. Сражение, о котором ранее пророк пророчествует дочери Сиона, теперь звучит в адрес дочери Вавилона; это подразумевает, что им будет отплачено их же монетой. Бог может найти армию, которая будет ужасом и опустошением для тех, кто был ужасом и опустошением для других; а кто был жесток и не оказывал милости, тот должен быть готов, что с ним будут обращаться жестоко и он не найдет милости. Между этими двумя отрывками есть только одно различие: там говорится: «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились», а здесь: «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились»; эти слова означают, что этот гордый и дерзкий правитель во дни бедствия ослабеет и оробеет так же, как самые незначительные израильтяне во дни их бедствия.
(4) Они будут не только напуганы, но и испытают страдания, ибо захватчик восходит, как лев (ст. 44), и он опустошит жилища их с ними (ст. 45); опустошение будет таким поразительным, что все окружающие народы будут этим напуганы (ст. 46). Эти три стиха мы уже читали ранее (Иер 49:19−21) в пророчестве об уничтожении Едома, которое было совершено халдеями; и здесь они повторяются mutatis mutandis — с новыми необходимыми изменениями в пророчестве об уничтожении Вавилона, которое должно свершиться над халдеями, чтобы показать, что хотя проявления провидения могут казаться несправедливыми в то время, когда они совершаются, но в конце их справедливость будет очевидна; когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты (Ис 33:1; Откр 13:10).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 50 глава