Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 49 глава

Толкование Мэтью Генри


Чаша трепета продолжает идти по кругу, и всем народам предстоит испить из нее, соответственно наставлениям, данным Иеремии (Иер 25:15). В этой главе она передается в руки: (I) аммонитов (ст. 1−6); (II) едомитян (ст. 7−22); (III) сириян (ст. 23−27); (IV) жителей Кидара и царств Асора (ст. 28−33); еламитян (ст. 34−39). Если Израилю с трудом удалось спастись, то где окажутся все эти народы?

Стихи 1−6. По родству и соседству за моавитянами были аммониты, и поэтому они следующими призваны к ответу. Их страна граничила с двумя с половиной коленами Израиля по другую сторону Иордана и была плохим соседом, но раз они были соседями, то их должны были коснуться эти переходящие по кругу предсказания.

1. Во имя Бога аммонитяне обвиняются в незаконных посягательствах на законные владения колена Гада, граничившие с их землей (ст. 1). Задан вопрос с целью раскрыть, имеют ли они право на те территории, которые, после того как царь Ассирийский увел жителей Галаада (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), остались ненаселенными или, по крайней мере, без охраны в качестве легкой добычи для следующего захватчика. «Разве они остались без хозяина ob defectum sanguinis — из-за отсутствия наследника? Разве нет сыновей у Израиля? Разве нет у него наследника? Разве не осталось жителей Гада, которым по праву принадлежало наследство? Даже если их нет, то разве нет израильтян или жителей Иуды ближе им по родству, чем вы?» Почему тогда их царь, словно он обладает правом на их оставленные земли, или Малхом, их идол, словно он имеет право передать их своим идолопоклонникам, завладел Гадом, и народ его живет в городах его, которые, согласно жребию, принадлежат этому колену народа Божьего? Более того, были сыновья и наследники их племени, en ventre de sa mere в чреве их матери, и аммониты, чтобы лишить их прав владения, варварски убили их (Ам 1:13): они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои и после захвата их территории никто впоследствии не мог предъявить на нее права. Так они величались на пределах его и хвалились, что она принадлежала им (Соф 2:8). Отметьте: хотя среди людей сила часто оказывается сильнее прав, но эта сила контролируется Всевышним, Который восседает на престоле и судит по правде. Кто думает, что ему принадлежит все, к чему он может приложить руки и на что, похоже, никто не предъявляет свои права, тот увидит, что ошибался. Справедливость не только на стороне владельцев, но после их смерти на стороне их наследников, обманывать которых великий грех, даже если они не знают о своих правах или не знают, как ими воспользоваться. И когда подобный вред наносится народу Божьему, то за него будет взыскано.

2. Они осуждаются за насилие.

(1) Ужас охватит их: Бог сделает так, что даже в Равве, их главном и очень укрепленном городе, слышен будет крик брани (ст. 2). Господь Бог Саваоф, Господь воинств, имеющий в Своем распоряжении все армии, наведет на них ужас со всех окрестностей их (ст. 5). Отметьте: у Бога есть много способов напугать тех, кто внушал ужас Его народу.

(2) Их города будут лежать в руинах: Равва, их главный город, сделается грудою развалин, и дочери ее другие города, которые зависели от нее и, как дочери, принимали от нее закон, будут сожжены огнем. Поэтому их жители будут вынуждены оставить их; они будут плакать и опояшутся вретищем как люди, потерявшие все, что имели, не знающие, что делать.

(3) Их страна, которой они так гордились, будет опустошена (ст. 4): «Что хвалишься долинами, надеющаяся на сокровища свои, вероломная дочь?» Они обвиняются в отступничестве, в уходе от Бога и поклонения Ему, ибо они были потомками праведного Лота. Правда, что они не заключали с Богом такой завет, как Израиль, тем не менее все идолопоклонники могут быть названы отступниками, ибо поклонение истинному Богу предшествовало поклонению ложным богам. «Они были непокорными и упрямыми», читают некоторые; и когда они оставили своего Бога, то начали хвалиться своими долинами, особенно той, которую называли текущей долиной, так как она изобиловала всякими благами. Они насильно отняли ее у израильтян и хвалились этим поступком. Они хвалились силой своих долин, которые были недоступными благодаря окружавшим их горам, хвалились производимыми продуктами и сокровищами, приобретаемыми благодаря им, и говорили: «Кто придет ко мне!» Пока они наслаждались богатствами своей страны, они льстили себе надеждой на то, что никто не придет и не нарушит их наслаждение: и завтра то же будет, что сегодня, поэтому они с пренебрежением смотрели на Бога и Его суды. Они были гордыми, сладострастными и самоуверенными; но почему? Отметьте: кто отступает и отворачивается от Бога, у того есть мало оснований наслаждаться или возлагать упование на какие-либо мирские радости (Ос 9:1).

(4) Их народ от малого до великого будет изгнан из страны. Одни побегут искать прибежище, другие будут уведены в плен, и поэтому их земля будет выглядеть довольно опустошенной: их царь и его князья (англ. пер.), более того, Малхом, их Бог, вместе со священниками и князьями пойдет в плен (ст. 3), все разбегутся, кто куда, будут стараться убежать подальше (ст. 5), забывая о долинах, текущих долинах, которые в данный момент подвели их. В дополнение к их бедствиям, никто не соберет разбежавшихся, никто не откроет им дверь, как Иаиль навстречу Сисаре, чтобы пригласить его. И спасающиеся бегством будут настолько обеспокоены собственным спасением, что не будут обращать внимания на других, даже на самых близких людей, и на странников, не знающих, куда идти (как в Иер 47:3).

(5) Тогда страна Аммонитов перейдет в руки оставшихся израильтян (ст. 2): тогда овладеет Израиль теми, которые владели им, овладеет землей тех, кто владел его землей, по праву репрессалии. Отметьте: когда потери, понесенные обиженными, возмещаются несправедливой добычей захватчиков, тогда следует признать справедливость божественного провидения. Хотя враги Божьего Израиля могут на какое-то время сделать его своей добычей, но столы скоро будут перевернуты.

3. Тем не менее им дается видение последующей милости (ст. 6), как ранее Моаву. Настанет день, когда Бог возвратит плен сыновей Лимоновых, ибо так будут обстоять дела человеческие: колесо оборачивается.

Стихи 7−22. Далее о своей участи от Бога через уста Иеремии узнают едомитяне: они также были старыми врагами Божьего Израиля; но настанет день, когда им придется ответить за это; он близок и предсказан, звучат не только угрозы в адрес едомитян, но и утешение для Израиля Божьего, чьи страдания значительно усугубились победой врагов над ними и их ликованием (Пс 136:7). Многие выражения, используемые в пророчестве против Едома, позаимствованы из пророчества Авдия в его же адрес, ибо все пророки были вдохновлены одним и тем же Духом; в их пророчествах должна присутствовать прекрасная гармония и согласованность. Здесь предсказано:

I. Что Едом будет опустошен и разорен, что Бог наведет на него погибель Исава бедствие, которого он заслуживал и которое Бог задолго предопределил для него за старые грехи (ст. 8). Близится время, когда Бог посетит его и призовет к ответу, и тогда едомитяне будут бежать от меча, обратив тыл, и скрываться в пещерах, чтобы спрятаться. Все их имущество будет унесено завоевателями; в то время как обиратели винограда оставили бы несколько недобранных ягод и даже воры похитили бы, сколько им нужно, но захватчики никогда не насытятся (ст. 9−10); они донага обберут Исава и лишат едомитян всего, что они имеют; они найдут способ и средства проникнуть в их самые потаенные сокровищницы и обнаружат даже потаенные места, где те надеялись сохранить свои богатства, и обыщут их; в результате никому из едомитян не удастся сохранить свое богатство, равно как себя и своих детей, ничего, что можно было бы укрыть в небольшой комнате: и скрыться он не сможет, истреблено будет племя его. Его братья моавитяне и его соседи филистимляне, от которых он надеялся получить помощь или, по крайней мере, прибежище, будут разорены так же, как он, и не смогут помочь ему. И не будет его или не будет никого, не останется никого, кто мог бы сказать (ст. 11): «Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их». Когда они побегут или будут умирать, то не останется никого ни родственника, ни друга, ни служителя, кто позаботился бы об их оставшихся женах и детях. Не станет Едома он истреблен и уничтожен, и не останется никого, кто сказал бы: «Оставь сирот твоих». Если глава семьи убит или уведен насильно, то есть некое утешение, если у него есть друг, на которого он может положиться и оставить свою семью; но у едомитян не будет таковых, ибо это бедствие коснется всех. Халдейский перевод считает, что это слова Бога, обращенные к Своему народу, проводящие отличие между ними и едомитянами в данном бедствии, и читает их так: «Но ты, дом Израилев, не оставишь сирот твоих; Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на тебя. Что бы ни случилось со вдовами и сиротами Едома, Я позабочусь о ваших». Отметьте: неизреченным утешением для народа Божьего, когда они умирают, является то, что они могут оставить своих живых родственников на Бога, могут с верой вручить их Ему и ободрить уповать на Него; и хотя они не могут пообещать себе, что те добьются больших успехов в этом мире, но могут надеяться, что Он сохранит их в живых, если только они будут уповать на Него. Пусть едомитяне со своей стороны будут готовы к тому, что их страна станет пустынею и проклятием, ибо указ изречен; Бог поклялся Собою (ст. 13), что их города сделаются пустынями, более того, вечными пустынями, они станут ничтожными и презренными. Когда-то они были величественными, но Бог сделает их малыми между народами, кто презирал народ Божий, тот сам останется в большом презрении (ст. 15, Авд 1:2); более того, они станут ужасом и даже чудовищем (ст. 17): «И будет Едом настолько опустошен (англ. пер.), что всякий, проходящий мимо, изумится, более того, он будет вызывать ужас; Едом станет подобен Содому и Гоморре, никто не захочет приблизиться к его руинам, и ни один человек не будет жить там (ст. 18) таким пугающим станет это место.

II. Что инструменты этого опустошения будут очень грозными и решительными. Они получат свое поручение от Бога; Он призовет их к этому служению (ст. 14): «Я слышал слух или сообщение от Господа; слышал его благодаря пророчеству Авдия (как будто шепот, обращенный ко мне) о том, что посол, или глашатай, послан к народам, которые должны опустошить Едом, сказать: «Соберитесь, постройте все свои войска и идите против него, ибо (ст. 20) таково определение Господа, какое Он постановил об Едоме». Вопрос решен, указ издан, и противостоять ему нет смысла. Бог решил, что Едом должен быть уничтожен, и тогда инструмент, задействованный в уничтожении, должен прийти стремительно и неумолимо. Это предсказание о Навуходоносоре.

1. Он взойдет, как лев, жестокий и свирепый, как лев, разъяренный возвышением Иордана, вышедшего из своих берегов, ибо это вынуждает его покинуть свое прибрежное логово и найти место в вышерасположенной местности (ст. 19). Он выйдет и будет рычать, готовый поглотить всех ставших на его пути. Он взойдет на крепленные жилища, крепости и башни и заставит их поспешно уйти из И дум ей (так можно прочитать следующие слова), чтобы лишить их необходимых средств для обороны, ибо кто избран, того поставлю над нею, чтобы привести приговор в исполнение, мужа, годного для этой цели, избранного из народа, ибо когда Богу нужно совершить работу, то Он находит подходящие инструменты, чтобы они совершили ее: «Ибо кто подобен Мне, когда Я выбираю инструменты и вдохновляю их совершить дело? И кто назначит Мне время (англ. пер.)? Кто потребует от Меня ответа (рус. пер.), будет указывать время и место, чтобы встретиться со Мной? Кто будет спорить со Мной в сражении? А когда Я пошлю льва в стадо, то какой пастырь сможет или осмелится противостать Мне, противостать тому льву и понадеется спасти свое стадо?» Отметьте: когда Богу нужно совершить какую-нибудь работу, то Он очень быстро найдет тех, кто может осуществить ее; и весь мир не сможет найти тех, кто смог бы противостать им. Более того, если Бог захотел уничтожить Едом и изгнать его народ, то Он не будет нуждаться во льве разъяренном льве, который бы сделал это: самые малые из стад повлекут их (ст. 20); самые малые слуги в свите Навуходоносора, самые слабые из тех, которые следуют за станом, повлекут их на истребление, заставят бежать и подчинят себе и опустошат жилища их. Бог может совершать великие дела инструментами, которые меньше всего подходят для этого. Когда армия халдеев выступит против едомитян, тогда заняты будут все руки и наибеднейший солдат будет тащить для себя.

2. Навуходоносор придет не только как лев царь зверей, но и как орел царь птиц (ст. 22): как орел поднимется он и полетит стремительно и сильно, хлопая своими крыльями над Восором, чтобы сохранить его для себя (как в Иер 48:40); и сразу сердца храбрых дрогнут, ибо увидят, что с таким врагом бессмысленно сражаться.

III. Что упование едомитян подведет их в день бедствия.

1. Они уповали на свою мудрость, но она окажется бесполезной: это первое, на что указывает данное пророчество против Едома (ст. 7). Этот народ ранее славился своей мудростью, его государственные мужи считались превосходными политиками; но теперь, принимая решения, они будут использовать такие неверные средства и настолько запутаются в своих планах, что люди будут спрашивать с изумлением: «Что случилось с едомитянами? Разве нет более мудрости в Фемане? Неужели мудрые сыны востока (3Цар 4:30) стали глупцами? Неужели считавшиеся самыми разумными не знают, что делать? Разве не стало совета у разумных?» Так и происходит, когда Бог решает погубить народ, ибо кого Он решил погубить, того лишает разума (см. Иов 12:20). Разве оскудела мудрость их? Разве она пресытилась (в одних переводах), иссякла (в других)? Да, она окажется бесполезной, раз Бог вышел сражаться с ними.

2. Они уповали на свою силу, но она окажется бесполезной для них (ст. 16). Они внушали ужас всем своим соседям; все боялись и раболепствовали перед ними, и это сделало их гордыми, самонадеянными, уверенными в своей силе и безопасности; так как ни один из соседних народов не осмеливался иметь с ними дело, то они думали, что никто другой также не осмелится. Значительную часть их территории занимали горы, и они надеялись использовать ущелья между ними в сражении против захватчиков, но эти трудности обманули их, равно как и воображаемая недоступность; они оказались не такими грозными и сильными, как казались, и не такими защищенными, как надеялись. Какими бы вознесенными они ни казались, Бог свергнет их, ибо как нет более мудрости, так и силы против Господа. Обратите внимание на эти выражения (Авд 1:3−4,8).

IV. Что их истребление будет неминуемым и весьма поразительным.

1. Бог определил его (ст. 12); так Он сказал; более того (ст. 13), Он поклялся, что едомитяне не останутся ненаказанными, а выпьют чашу трепета, которая была дана в руки всем их соседям. Из этой горькой чаши придется испить даже тем, которым не суждено было пить чашу, кто не заслужил ее, как едомитяне: народам, которые не были такими же врагами Израиля, как Едом. Даже самому Израилю, который был избранным народом Божьим, многие, очень многие из которого хранили Его заповеди, на основании чего надеялись быть исключением, даже им придется вкусить ее. Так неужели едомитяне надеялись, что она минует их? Нет, непременно будут пить ее. Отметьте: когда Бог наказывает менее виновных, то глупо более виновным надеяться остаться ненаказанными; и если суд начинается с дома Божьего, то он достигнет и чужестранцев.

2. Весь мир обратит на это внимание (ст. 21): «Потрясется земля, и все народы забеспокоятся от шума падения их; новости об этом заставят их трепетать». Отголосок крика их слышен будет у Чермного моря, которое омывало берега Едома. Крики завоевателей и вопли побежденных будут настолько громкими, а новость об опустошении Идумеи поднимет столько шума среди народов, что она будет слышна среди кораблей, нагружающихся в Красном море (3Цар 9:26), и они разнесут эти новости во все отдаленные земли. Отметьте: падение тех, кто производил шум своей помпезностью и силой, произведет еще больший шум.

Стихи 23−27. Царство Сирийское располагалось севернее Ханаана так же. как Едом южнее; и теперь мы должны перенестись туда, чтобы увидеть приближение кончины этого царства, которое часто беспокоило Израиль Божий. Дамаск был столицей этого царства, и гибель всего царства предполагала и его гибель; тем не менее Емаф и Арпад, два других значительных города, также перечислены (ст. 23), равно как и чертоги Венадада, построенные им, были особо отмечены для гибели (ст. 27) (см. также Ам 1:4). Некоторые считают, что Венадад (сын Адера, или их идол, или один из древних царей, от которого произошли остальные) это общее имя царей Сирии, так же как фараон царей Египта. Относительно же суда над Дамаском обратите внимание, (1) что он начнется с сильного страха и робости. Его жители услышат скорбную весть о том, что царь Вавилона со своей армией выступил против них. Они уныли и не знают, что предпринять ради собственной безопасности; их души оробели, дух оставил их, и они стали похожи на море взволнованное, которое не может успокоиться (Ис 57:20), или на людей в тревоге на море; или эти слова означают, что скорбь, начавшаяся в городе, достигнет берегов моря (ст. 23). Посмотрите, как легко может Бог лишить духа те народы, которые особенно славились своей отвагой. Теперь оробел Дамаск (ст. 24): город, считавший, что сможет смотреть в лицо самой грозной армии врагов, теперь обратился в бегство и признает, что нет смысла сражаться с судьбой, как женщине в родах нет смысла бороться с болью, которой она не может избежать, и ей приходится покориться. Это был город славы (ст. 25), но не Божьей славы, а своей, город, который хвалили и которым восхищались все странники, посещавшие его. Это был город радости, где было изобилие и средоточие всех наслаждений сынов человеческих, избыток веселья и наслаждения. Мы читаем (хотя в этом нет необходимости), что это был город радости моей, который сам пророк иногда посещал с удовольствием. Или это могли быть слова царя, оплакивающего гибель города его радости. Но теперь весь он был охвачен страхом и скорбью. Отметьте: кто считает своим блаженством плотские радости, тот обманывает себя, ибо Бог Своим провидением может омрачить их и положить им конец. Он может быстро сделать город славы порицанием, а город радости ужасом для себя.

(2) Что он закончится ужасным падением и огнем. [1] Жители Дамаска будут убиты (ст. 26): юноши его, которые должны сражаться с врагом и защищать город, падут от меча на улицах его; и все воины, могучие мужи, разбирающиеся в войне и участвующие в служении своей стране, погибнут. [2] Город будет лежать в пепле (ст. 27): «Огонь будет зажжен осаждающими в стенах города, и он поглотит все на своем пути: в частности чертоги Венадада, где замышлялось много зла против Божьего Израиля, за что сейчас Бог навестил его.

Стихи 28−33. Эти стихи предсказывают опустошение, которое Навуходоносор и его армия оставят после себя среди народа Кидара (который произошел от Кидара сына Измаила и наследовал часть каменистой Арабии) и царств Асорских, менее значительных из присоединившихся к нему, жители которых первоначально, возможно, были хананеями царства Асорского на севере Ханаана, царем которого был Иавин; но так как они были изгнаны оттуда, то поселились в пустынях Арабии и объединились с народом Кидара. Говоря об этом народе, обратите внимание:

I. Каким было их нынешнее состояние и положение? Они жили в шатрах, не имели стен, а лишь покрывала (ст. 28), у них не было ни укрепленных городов, ни дверей, ни запоров (ст. 31). Они были пастухами, не имели ни богатств, ни денег, а только стада, пасущиеся на земле, и верблюды. Среди них не было воинов, так как они не боялись захватчиков, равно как и купцов, ибо они жили по одиночке (ст. 31). Чужеземцы не навещали их и не торговали с ними; они жили сами по себе, довольствуясь продуктами и радостями своей страны. Так их образ жизни значительно отличался от образа жизни окружавших их народов.

1. Они были очень богаты; хотя они не торговали и не имели богатств, но здесь говорится, что это был народ богатый (ст. 31, англ. пер.), так как имел все необходимое для различных ситуаций человеческой жизни и был удовлетворен этим. Отметьте: действительно богатым является тот, кто имеет достаточно, чтобы восполнить свои нужды, и знает, что имеет достаточно. У нас нет необходимости обращаться к сокровищам царей и провинций или к наличным деньгам торговцев, чтобы посмотреть на богатых людей; их можно найти среди пастухов, живущих в шатрах.

2. Они были весьма беспечны: народом, живущим беспечно. Их богатству никто не завидовал, а если и завидовал, то мог мирно прийти и насладиться им; поэтому они никого не боялись. Отметьте: кто живет непорочно и честно, тот может считать себя в безопасности, даже если у него нет дверей и запоров.

II. Какие планы относительно них были у царя Вавилонского и как он напал на них: «Он сделал решение о вас и составил против вас замысел» (ст. 30). Этот гордый человек решил, что нельзя позволить, чтобы о нем, покорившем много укрепленных городов, сказали, что он не покорил живущих в шатрах. Странно, если орел снизойдет до того, чтобы охотиться за мухами, а такой великий владыка разыграет такую малую игру, но все становится рыбой, когда попадает в сеть алчного амбициозного человека. Отметьте: не всегда человек, имеющий право сказать, что он никому не причинял зла, защищен от страданий; равно как и безвредность не является защитой против такого человека, как Навуходоносор. Тем не менее, как бы ни был он несправедлив в своих поступках, Бог, направивший его так поступить, был справедлив. Этот народ жил мирно и не причинял зла своим соседям, как делают многие, которые тем не менее виновны перед Богом, и поэтому их нужно было наказать за оскорбление, нанесенное Богу, и Он сказал: «Вставайте, выступайте против Кидара и опустошайте сыновей востока». Они будут делать это, чтобы удовлетворить свою алчность и амбиции, но Бог хотел, чтобы это делалось для назидания неблагодарного народа и предостережения всем людям не быть беспечными и ожидать бед, когда они считают себя в полной безопасности. Бог говорит халдеям (ст. 31): «Вставайте, выступайте против народа мирного, живущего беспечно, идите и предупредите их, чтобы никто не думал, что их горы стоят так крепко, что не поколеблются».

III. На великое изумление, которое овладеет ими, и великое разорение, причиненное им: «...и будут кричать им»; живущие на границе пошлют предупреждение во все части страны, и люди из-за этого будут в крайнем недоумении; они будут кричать: «Ужас отовсюду! Мы окружены врагом». Этот страх поставит их на ноги, но никто не захочет оказать сопротивление. Враг возвестит им страх отовсюду. Ему не нужно будет наносить удары; он просто выгонит их из палаток своими криками (ст. 29). По первой тревоге они побегут, уйдут далеко и сокроются (ст. 30), как поступили едомляне (ст. 8); но после они увидят, что этот ужас отовсюду не безосновательный, ибо он со всех сторон (ст. 32). Неудивительно, что страх со всех сторон, если враги отовсюду. Итог будет таков:

(1) Все, что они имеют, станет добычей халдеев; они возьмут себе и покровы и всю утварь их; хотя их образ жизни простой и суровый, а у захватчиков есть все лучшего качества, но они возьмут это назло: добычу ради грабежа. Они шатры их и овец их возьмут себе (ст. 29). Их верблюды будут отданы в добычу тем, кто пришел за ними (ст. 32).

(2) Не сказано, что кто-либо из местных жителей будет убит, ибо они не будут пытаться сопротивляться, а их шатры и овцы будут приняты в качестве выкупа за их жизнь. Но они будут лишены жилищ и рассеяны; хотя они обитали в пустыне, вдали от дорог, и поэтому думали, что находятся вне опасности (данной характеристикой отличался этот народ, Иер 9:23,25−26), тем не менее они будут рассеяны по всем ветрам во все части мира. Отметьте: уединенность и незаметность не всегда гарантируют защищенность и безопасность. Многие, делающие вид, что являются странниками для этого мира, благодаря невероятным проявлениям провидения будут вынуждены ими стать; а многим, ведущим очень уединенный образ жизни, может выпасть один жребий с теми, кто ищет приключений и подвергает себя опасностям.

(3) Их страна станет необитаемой; так как она расположена вдали от главных дорог, не имеет городов или земель, привлекающих странников, то никто не будет заинтересован в том, чтобы наследовать ее, и поэтому будет Асор вечною пустынею (ст. 33). Если трудолюбивых людей переселить в другое место, то многие постараются поселиться на их месте, так как они жили в изобилии; но в данном случае переселили людей мирных и беспечных, и человек не будет стараться жить там, где жили они, так как они жили в бедности.

Стихи 34−39. Это пророчество датировано началом правления Седекии; возможно, что другие пророчества против язычников были изречены в то же время. Еламитяне были персами, происшедшими от Елама, сына Сима (Быт 10:22); в то же время некоторые считают, что только та часть Персии, которая ближе всех была расположена к иудеям, называлась Елимаис и присоединилась к Еламу и Миду, которые, как говорят они, выступали против Божьего Израиля и носили колчан в походах против них (Ис 22:6); и поэтому их нужно причислять к последним. Здесь предсказывается, в общем, что Бог наведет на них бедствие и гнев Свой, который сам по себе является достаточным бедствием и в себе имеет бедствие (ст. 37). Более детально:

(1) Их армии окажутся бессильными и неспособными сослужить какую-либо службу. Еламитяне были известными лучниками, но Бог говорит: «Вот, Я сокрушу лук Елама (ст. 35), уничтожу их артиллерию, и тогда их главная сила будет сокрушена». Бог часто устраивает так, чтобы предмет нашего упования подвел нас и наша главная сила меньше всего помогла нам.

(2) Этот народ будет рассеян. Со всех частей мира против них выступят враги и уведут с собой пленников в свои страны; они побегут в разные стороны, чтобы спасти свою жизнь, и поэтому не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные еламиты (ст. 36). Бог наведет на Елам четыре ветра; буря будет приходить то с одной стороны, то с другой, бросать и торопить их в нескольких направлениях. Мы не знаем, откуда может подняться ветер бедствий, но если Бог окружает нас Своим благоволением, то мы в безопасности и можем быть спокойны, откуда бы буря ни пришла. Страх погонит людей в другие страны; они будут поражены страхом пред врагами своими; но, словно этого недостаточно, Бог пошлет вслед их меч (ст. 37). Отметьте: Бог может Своими судами следовать за теми, кто надеется с помощью бегства избежать их и оказаться вне пределов досягаемости. Зло преследует грешников.

(3) Их князья будут уничтожены, и поставлено новое правительство (ст. 38): «Я поставлю престол Мой в Еламе». Там будет поставлен престол Навуходоносора или Кира, который начал свои завоевания с Елимаиса. Или, возможно, здесь подразумевается престол, на котором будет восседать Бог, чтобы судить. Он даст им знать, что Он царствует, что Он судит на земле, что цари и князья подотчетны Ему, и как бы высоко они ни вознеслись, Он выше их. Царь Елама был известен с древних времен (Быт 14:1). Кедорлаомер в свое время был царем Елама и могущественным мужем; соседние народы служили ему; его наследники, можно предположить, занимали значительное положение; но царь Елама для Бога не важнее любого другого человека. Когда Бог поставит престол Свой в Еламе, то истребит там царя и князей и поставит тех, кого Ему угодно.

(4) Тем не менее опустошение Елама не будет вечным (ст. 39): «Но в последние дни возвращу плен Елама». Когда Кир разрушит Вавилон и империя перейдет в руки персов, тогда еламитяне несомненно вернутся на родину со всех стран, куда были рассеяны, и поселятся там. Но это обетование полностью совершится во дни Мессии, когда мы находим еламитян среди тех, кто при схождении Святого Духа услышал апостолов говорящими их языками о великих делах Божиих (Деян 2:9,11); это является самым желанным освобождением от плена. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 49 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.