О том, что суд начинается с дома Божьего, мы прочитали в предыдущем пророчестве и истории; теперь мы узнаем, что на этом он не останавливается. В данной и следующих главах предсказывается истребление соседних народов, совершенное в основном царем Вавилонским, пока, наконец, самому Вавилону не пришлось ответить за это. Первым здесь идет пророчество о Египте, и ему посвящена целая глава, в которой предсказывается:
(I) Поражение армии фараона Нехао армией халдеев в Кархамисе, которое произошло очень скоро, в четвертый год правления Иоакима (ст. 1−12).
(II) Нападение Навуходоносора на землю Египетскую и сопутствующий ему успех; это случилось несколькими годами после разрушения Иерусалима (ст. 13−26).
(III) Приводится утешение Израилю Божьему, находящемуся среди этих бедствий (ст. 27−28).
Стихи 1−12. Первый стих является заглавием этой части книги, повествующей об участи соседних народов. Это слово Господне, которое было к Иеремии о народах языческих, ибо Бог Царь и Судья всех народов, Он знает и призовет к отчету всех, кто знает Его и кто не обращает на Него никакого внимания. Исайя и Иезекииль пророчествовали против этих народов, к которым Иеремия обращается по отдельности, ссылаясь на одни и те же события. В Ветхом Завете мы читаем слово Господне против язычников, а в Новом Завете слово Господне к язычникам о том, что те, которые были дальними, стали близкими. Он начинает с Египта, ибо египтяне были старыми угнетателями Израиля и недавно обманули их, когда те доверились им. В этих стихах он предсказывает гибель войска фараона Нехао от армии Навуходоносора в четвертый год правления Иоакима; победа царя Вавилонского будет настолько сокрушительной, что он завладеет всем от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому, и настолько ослабит его, что тот не выйдет более из земли своей (о чем читаем в 4Цар 24:7). Так дорого ему пришлось заплатить за вылазку против царя Ассирийского, совершенную четыре года назад, во время которой он убил Иосию (4Цар 23:29). Здесь предсказывается в высокопарных выражениях о победе над Египтом и расстройстве планов египтян; об этом Иеремия говорит с особым удовольствием, так как фараону Нехао было отмщено за смерть Иосии, которого он оплакивал.
I. Пророк укоряет египтян за основательные приготовления к этому сражению и призывает их стараться изо всех сил, ибо так это и будет происходить: «Тогда идите и готовьте щиты, пусть орудия войны будут готовы» (ст. 3). Египет был известен своими конями пусть седлают коней и поднимают кавалерию: «Садитесь, всадники, и становитесь в шлемах и т.д.» (ст. 4). Посмотрите, какие приготовления совершают сыны человеческие, какие прилагают усилия, как беспокоятся и идут на значительные траты, чтобы убивать друг друга, словно сами по себе они умирают недостаточно быстро. Он сравнивает их поход на войну с подъемом реки Нил (ст. 7−8): «Теперь Египет поднимается, как река, не желая оставаться в пределах своих берегов и угрожая затопить все прибрежные земли». В данном случае на поле боя египтяне привели весьма грозную армию. Пророк призывает их: «Садитесь на коней и мчитесь, колесницы, и выступайте». Он призывает собрать вместе все объединенные войска: «Ефиоплян, которые произошли от той же линии, что и египтяне (Быт 10:6), и были их соседями и союзниками, Ливиян и Лидян, поселившихся в Африке, к западу от Египта, откуда египтяне черпали помощь для своей армии». Пусть укрепляются, используя все свое искусство и выгоду, но все будет напрасно; несмотря на все их старания, они будут позорно побеждены, так как против них будет сражаться Бог, ибо нет мудрости, и нет совета вопреки Господу (Притч 21:30). Кто отправляется на войну, тот должен не только готовить щиты и седлать коней, но покаяться в своих грехах и молиться Богу о Его присутствии, чтобы оно оградило его от зла.
II. Пророк укоряет их в том, что они возлагали на этот поход великие надежды, которые абсолютно противоречили намерениям Бога, собравшего их вместе. Они знали свои мысли, и Бог знал их; Он сидел на небесах и смеялся над ними; а они не знают мыслей Господних, что Он собрал их как снопы на гумно (Мих 4:11−12). Египет говорил (ст. 8): «Поднимусь и покрою землю, и никто не сможет воспрепятствовать мне; погублю город, какой бы город ни стал на моем пути». Подобные слова говорил фараон во времена древние: «Погонюсь, настигну». Египтяне говорили, что это будет их день, а Бог сказал, что это будет Его день: «День сей у Господа Бога Саваофа (ст. 10), когда Он вознесется и разгромит египтян». Они думали одно, а Бог другое; они предприняли этот поход, чтобы возвеличиться и расширить свои владения, а Бог хотел, чтобы он послужил для уничижения и ослабления их царства. Это день отмщения за смерть Иосии; это день, когда приносится жертва божественной справедливости, и толпы грешников Египта падут ее жертвами. Отметьте: когда люди думают возвеличить себя, участвуя в неправедных мероприятиях, то пусть будут готовы к тому, что Бог прославит Себя, дискредитируя и истребляя их.
III. Пророк укоряет их в трусости и позорном побеге, когда они вступили в сражение (ст. 5−6): «Почему же, вижу я, они оробели и обратились назад, несмотря на все существенные и весомые приготовления, их смелые и решительные высказывания, когда халдейская армия столкнулась с ними? Их воля сломлена, и дух покинул их».
1. Они с позором отступили. Даже сильные, которые (кто-то мог бы подумать) должны твердо стоять на своей земле, бегут не оглядываясь, бегут единодушно, выбирая наилучший путь, бегут в смущении и с максимальной торопливостью. У них нет ни времени, ни желания оглянуться, отовсюду ужас, они ощущают это.
2. Тем не менее им не удается убежать. Спасаясь бегством, они подвергли себя позору, но не получили удовлетворения, сопутствующего спасению жизни.; они могли с таким же успехом остаться на своей земле и умереть на ней, ибо даже быстроногий не убежит. Легковесность колес подведет их, когда дело дойдет до испытания, равно как и храбрость их сердец; не спасется сильный, более того, они будут поражены и рассыпятся на кусочки. Спасаясь бегством, они споткнутся и падут на севере, продвигаясь по направлению к вражеской стране, ибо будут в таком недоумении, что вместо того, чтобы бежать домой, как обычно поступают воины в подобных ситуациях, они побегут в противоположном направлении. Отметьте: не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа. Не всегда победа достается храбрым мужам.
IV. Он укоряет их за то, что они совершенно не смогли отразить удар, который окажется смертельным для их народа (ст. 11−12). Дева, дочь Египта, жившая в роскоши и богатстве, будет тяжело ранена этим поражением. Поэтому пусть ищет бальзам Галаадский и врачевателей; пусть использует все лекарства, которые предпишут ей мудрецы для исцеления от этой раны и для восстановления потерь, причиненных поражением. Но все будет напрасно; нет для тебя исцеления; больше они никогда не смогут собрать на поле брани такую могущественную армию. «Народы, возвещавшие ранее твою славу и силу, теперь услышат о посрамлении твоем: как позорно ты была разбита и как ослабела от этого». Ликующим победителям не нужно будет распространять эту весть, вопли и крики побежденных будут возвещать об этом: «Вопль твой наполнит землю», ибо когда они побегут в разных направлениях, то сильный столкнется с сильным и собьет его с ног; они будут пребывать в такой растерянности, что оба станут добычей для преследователя, легкой добычей. Таких ситуаций будут тысячи, и страна наполнится воплями побежденных. Поэтому да не хвалится сильный силою своею, ибо может настать время, когда она ему не принесет пользы.
Стихи 13−28. Эти стихи пророчествуют:
I. О замешательстве и ужасе в Египте. Исполнение предсказания первой части главы сделало египтян абсолютно неспособными совершать попытки нападения на другие народы, ибо что они могли сделать, раз их армия была разгромлена? Тем не менее в своей стране они оставались сильным народом, и их соседи не осмеливались напасть на них. Хотя цари Египетские не выходили более из земли своей (4Цар 24:7), тем не менее они поддерживали безопасность и спокойствие в своей стране; и чего они могли желать больше, чем мирно наслаждаться жизнью на родной земле? Можно было бы подумать, что все люди должны удовлетворяться этим и не стремиться напасть на своих соседей. Но чаша беззаконий Египта наполнилась, им недолго осталось наслаждаться спокойствием в своей стране; посягавшие на права других станут объектом посягательств. Цель данного пророчества показать, что царь Вавилонский скоро придет, чтобы поразить землю Египетскую и принести войну в ее сердце, как раньше он принес ее в страну (ст. 13). Это пророчество исполнилось той же рукой, что и предыдущее рукой Навуходоносора, но намного позже; по крайне мере прошло лет двадцать; и, возможно, оно было предсказано намного позднее первого пророчества, приблизительно в то же время, что и другое пророчество о том самом событии, которое рассматривается здесь (Иер 43:10).
1. В Египте прозвучала военная тревога к большому удивлению египтян (ст. 14), его жители были извещены о том, что приближается враг, что меч пожирает окрестности соседних государств, и поэтому для египтян самое время подумать о защите и приготовиться к войне, чтобы оказать врагу теплый прием. Они должны были возвестить об этом во всех частях Египта, особенно в Магдоле, Нофе и Тафнисе, потому что именно в этих местах поселились иудейские беженцы или беглецы, презрев Божье повеление (Иер 44:1); так пусть услышат, каким ветхим прибежищем окажется для них Египет.
2. Таким образом здесь предсказывается отступление армий соседних народов, нанятых египтянами. Возможно, некоторое значительное количество этих войск было поставлено на границе, чтобы предупредить о нападении, где они были разгромлены захватчиками и обращены в бегство. Тогда сильные были опрокинуты (ст. 15), словно проливным дождем (то же слово используется в Притч 28:3); никто из них не смог устоять, потому что Господь погнал их с этих ответственных постов; Он погнал их, поразив Своим ужасом, дав возможность халдеям погнать их. Не сможет устоять тот, кого гонит гнев Бога. Именно Он умножил падающих; более того, когда настанет их время падать, врагу не нужно будет нападать на них, они сами будут падать один на другого, и каждый будет камнем преткновения для своего ближнего, идущего за ним; более того, если Богу угодно, то они будут падать один на другого и меч каждого обращен будет против ближнего своего. И наемники его, нанятые Египтом для сражения, среди него, как откормленные тельцы, крепкие телом и сильные духом воины, выглядели способными для боевых действий и обещали исполнить свою роль в сражении с врагом; но они сами обратились назад; они пали духом и вместо того, чтобы сражаться, побежали все. Как они могли сопротивляться своему жребию, когда пришел на них день погибели их, день, когда Бог посетил их во гневе? Некоторые считают, что их сравнивают с откормленными тельцами за любовь к роскоши; они погрязли в удовольствиях и были совершенно не приспособлены к трудностям, поэтому не могли устоять и обратились назад. В ужасе (1) они побежали по направлению к своей стране (ст. 16): «Они говорили: «Вставай и возвратимся к народу нашему, где будем в безопасности от губительного меча халдеев, сокрушающих все на своему пути»». В тяжелые времена не стоит чрезмерно полагаться на наемные войска, сражающиеся только за деньги, которым все равно за кого сражаться.
(2) Они неистово кричали и громко обвиняли фараона за его трусость и плохую тактику, которые, возможно, явились причиной поражения. Когда он поставил их на границе своего государства, то, возможно, пообещал, что вскоре придет сам с огромной армией своих подданных, чтобы оказать им поддержку; но он подвел их, и когда враг приблизился, они увидели, что никто не поддерживает их и они в одиночестве предоставлены ярости захватчиков. Тогда неудивительно, что они оставили свои посты и службу, восклицая: «Фараон, царь Египта, смутился (всего лишь болтун, в англ. пер., ст. 17); он может лишь оскорблять и много говорить о своих великих делах, которые совершит, но это все; он ничего не сделал». Все его обещания, данные своим союзникам или наемникам, исчезли как пар. Он не оказал обещанную помощь или пришел слишком поздно: он пропустил условленное время, не сдержал своего слова, не пришел в условленный день, и поэтому они попрощались с ним; они никогда больше не будут служить ему. Отметьте: кто поднимает много шума в бизнесе, тот часто оказывается лишь болтуном. Кто много говорит, тот мало делает.
3. Грозная сила халдейской армии здесь описана как сметающая все на своем пути. Царь царей, Которого имя Господь Саваоф и перед Которым самые могущественные цари земли, являющиеся богами для нас, всего лишь кузнечики, сказал и поклялся: «Живу Я, говорит Царь, как Фавор среди гор и как Кармил при море; так верно царь Вавилонский победит силу Египта; такое повеление он получит и такое влияние обретет (ст. 18). Он и его войска придут на Египет с топорами, как дровосеки (ст. 22), и египтяне не смогут противостоять им, как не может дерево противостоять человеку, пришедшему с топором, чтобы срубить его. Так и Египет будет вырублен, как лес, дровосеками, что (если будет много работников и они будут обеспечены необходимыми инструментами) будет сделано за короткое время. Египет является густонаселенной страной, в нем много городов и поселков; он похож на лес, деревья которого несметны, или неисчислимы; он очень богат, полон сокрытых сокровищ, многим из которых удастся избежать исследующего глаза халдейских солдат, которые, тем не менее, нанесут большой урон стране, ибо их более, нежели саранчи, прилетающей огромными роями и наводняющей всю страну, пожирающей всякое растение (Иоиль 1:6−7). То же сделают халдеи, ибо нет числа им». Отметьте: Господь воинств имеет в Своем распоряжении неисчислимое войско.
4. Предсказывается опустошение и разорение этой богатой страны. Сейчас Египет прекрасная телица или телец (ст. 20), тучная и сияющая, не привыкшая к ярму или подчинению, своенравная, как хорошо откормленная, очень веселая телица. Некоторые считают, что это ссылка на Аписа вола или тельца, которому поклонялись египтяне, откуда израильтяне научились поклоняться золотому тельцу. Египет прекрасен, как божество, и восхищается собой, но погибель идет, истребление идет (читают некоторые); но погибель идет от севера, откуда придут халдейские воины; их будет очень много мясников или приносящих жертвы, чтобы убивать и мучить прекрасную телицу.
(1) Египтяне будут разбиты, укрощены, и их настроение изменится: посрамлена дочь Египта (ст. 24); она пребудет в изумлении. Голос ее несется, как змеиный, то есть он будет очень низким и покорным; они не будут реветь, как прекрасная телица, издающая громкий звук, а будут свистеть из своих щелей, как змеи. Они не осмелятся громко жаловаться на жестокость завоевателей, а будут скорбеть с тихим ропотом. Теперь они не будут, как раньше, отвечать грубо, а вместе с нищими говорить с мольбою, прося сохранить жизнь.
(2) Они будут уведены пленниками во вражескую землю (ст. 19): «О дочь жительница Египта, живущая в безопасности и изысканности в прекрасной и плодородной стране! Не думай, что так будет всегда, а готовь себе нужное для переселения (готовься отправиться в плен, в англ. пер.); вместо богатой одежды, которая лишь искушает врага сорвать ее с тебя, надень простую и теплую одежду; вместо красивых туфель надень крепкие и приучайся к трудностям, чтобы тебе было легче их переносить». Отметьте: нам следует, помимо всех других приготовлений, быть готовыми к трудностям. Мы заботимся об угощении для наших друзей, так давайте не забудем позаботиться об угощении для наших врагов; и среди всего необходимого не забудем то, что нам понадобится в рабстве. Египтянам нужно приготовиться бежать, ибо их города будут опустошены. Особенно опустеет и останется без жителей Ноф там все будут истреблены или уведены в плен. Есть наказания, от которых царь и народ избавлены, но здесь даже они остались незащищенными: будут наказаны жители Но (англ. пер.), который назван густонаселенным (Наум 3:8, англ. пер.). Хотя они объединяют руки, но им не удастся сбежать; и им не стоит надеяться сбежать с толпой. Даже если их будет очень много, они увидят, что Бог слишком могуществен для них. Их цари и все князья падут, равно как их боги (Иер 43:12−13), идолы и великие люди. Те, кого они звали своими опекунами и божествами, не смогут защитить их. Фараон будет уничтожен, как и все надеющиеся на него (ст. 25), в частности иудеи, пришедшие жить в его стране и уповающие на него больше, чем на Бога. Все они будут преданы в руки народа северного (ст. 24): не только в руки Навуходоносора могущественного властелина, но и в руки рабов его, согласно проклятию, адресованному потомству Хама, от которого произошли египтяне, чтобы они были рабами рабов. Они будут искать их души, и в их руки будут преданы.
5. Сообщается, что со временем Египет вновь восстановится (ст. 26): но после того будет он населен вновь, в нем поселятся люди, хотя в то время он был почти пуст. Иезекииль предсказывает, что это произойдет по истечении сорока лет (Иез 29:13). Посмотрите, каким переменам подвержены народы земные, как они истребляются и вновь умножаются; и пусть процветающий народ не считает себя в безопасности, равно как и находящиеся в рабстве не отчаиваются.
II. Утешение и мир Израилю Божьему (ст. 27−28). Некоторые считают, что это говорится тем иудеям, которых царь Египетский увел в плен вместе с Иоахазом, но мы не находим, что кто-либо был уведен в плен вместе с ним; скорее это касается пленников в Вавилоне, для которых у Бога хранилась милость, или, в общем плане, всего народа Божьего для их ободрения в самые трудные времена, когда суды Божьи свирепствуют повсюду среди народов. Эти слова утешения приводились нам ранее (Иер З0:10−11).
1. «Пусть нечестивцы земли трепещут, ибо у них для этого есть основание, ты же не бойся, раб Мой, Иаков, и не страшись, Израиль!» И вновь: «Не бойся, Иаков» Бог не хочет, чтобы Его народ был боязливым.
2. Нечестивые земли будут отметены, как изгарь, никто не будет о них заботиться, а народ Божий, чтобы обрести спасение, будет найден и собран, даже если будет далеко рассеян; он будет выкуплен, даже если его будут крепко удерживать в плену, и вернется.
3. Нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться; они бегут, когда никто не гонится за ними. Но Иаков, оставаясь дома в Боге, будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо когда он в страхе, то у него есть Бог, на Которого он уповает.
4. На нечестивых Бог взирает издали, а когда дело касается Иакова, то Он с ним, его скорый помощник.
5. Я истреблю все народы, угнетавшие Израиль Божий, такие, как Египет и Вавилон, а для Израиля Божьего у Меня хранится милость; они будут наказаны, но не оставлены; они будут наказаны в мере, в зависимости от степени и продолжительности. Народы имеют периоды своего существования; еврейскому народу, как нации, пришел конец, а евангельская Церковь, Божий духовный Израиль, продолжает существовать и пребудет до конца времен. Эта часть Божьего пророчества полностью исполнится: хотя Бог наказывает его, но никогда не истребит.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 46 глава