Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 45 глава

Толкование Мэтью Генри


Пророчество, изложенное в данной главе, касается только Варуха, тем не менее оно предназначено для поддержки и ободрения всего народа Божьего, который верно служит Ему и держится близко к Нему в трудные времена испытаний. Оно помещено в данном месте, после рассказа о разрушении Иерусалима и рассеянии иудеев, но было изречено намного раньше, в четвертый год правления Иоакима, как и пророчество следующей главы и, возможно, дальнейших. В ней мы читаем:

(I) Насколько напуган и обеспокоен Варух, попав в беду за то, что написал и прочел свиток Иеремии (ст. 1−3).

(II) Что его страхи были сдержаны обличением в его великих ожиданиях и что они умолкли благодаря обетованию об особой сохранности (ст. 4−5). Хотя Варух был всего лишь переписчиком Иеремии, тем не менее Бог обратил внимание на его страхи и побеспокоился о его утешении, ибо Он не презирает ни одного из Своих рабов, а милостиво заботится о наименьшем и наислабейшем о переписчике Варухе так же, как о Иеремии пророке.

Стихи 1−5. В главе 36 написано, как Варух был нанят, чтобы записывать и читать пророчества Иеремии; за это в его адрес поступили угрозы от царя, был выписан ордер на его арест, и он был вынужден прятаться; ему с трудом удалось скрыться благодаря божественной защите, и данная глава должна была быть присоединена к той, но так как она касается отдельного человека, то помещена в конце книги, как послание св. Павла Филимону стоит в конце других его посланий. Обратите внимание:

I. На оцепенение, охватившее бедного Варуха, когда его начали разыскивать посланники царя и ему пришлось прятаться; Бог обратил на это внимание. Варух воскликнул: «Горе мне» (ст. 3). Он был юношей, только что начавшим свой путь в этом мире; он благоговел перед истинами Божьими, хотел служить Богу и Его пророку, но когда дело дошло до страданий, то захотел избавиться от этой работы. Будучи умным и образованным человеком, он имел хорошую репутацию и стремился к продвижению; теперь же он был загнан в угол, оказался в опасности попасть в тюрьму или того хуже, и это сильно огорчило его. Когда он публично зачитывал свиток, то надеялся благодаря этому обрести хорошую репутацию, чтобы на него обратили внимание и предложили хорошую должность; но когда увидел, что вместо этого подвергся презрению и позору, то воскликнул: «Я погиб; я попаду в руки своих преследователей, окажусь в тюрьме и приму смерть или буду изгнан. Господь приложил скорбь к болезни моей, возлагая на меня одну беду за другой. После того, как я попал в одну беду, когда написал и прочел пророчества о гибели моей страны, я испытал скорбь, ибо со мной обращались как с преступником; и хотя для кого-то это может быть неважно, но я не могу вынести; это бремя слишком тяжелое для меня. Я изнемог от вздохов моих (это убивает меня), не нахожу покоя и удовлетворения в своем разуме. Я не могу успокоить себя, чтобы вынести это бремя, и не вижу, как можно облегчить его и утешиться». Варух был благочестивым человеком, но (мы должны признаться) это было его слабостью. Отметьте:

(1) Начинающие в религии подобны необученным солдатам и склонны огорчаться из-за малейших трудностей, с которыми они чаще всего сталкиваются в первое время служения Богу. Они лишь бегут с пешими, и это утомляет их; они оказываются слабыми, когда день бедствия лишь приближается, и это доказательство того, что бедна сила их (Притч 24:10), что их вера слаба и что они лишь младенцы, которые кричат от малейшей боли и всякого страха.

(2) Некоторые наилучшие и самые дорогие святые и рабы Божьи, увидев поднимающуюся бурю, пугались, были склонны ожидать наихудшего и беспокоить себя мрачными предчувствиями более, чем того требовали обстоятельства.

(3) Бог обращает внимание на волнение и беспокойство Своего народа и недоволен этим. Варух должен был радоваться, что признан достойным страдать за такое хорошее дело и в такой хорошей компании, но вместо этого он был раздражен сложившейся ситуацией и винил свой жребий; более того, он нехорошо думал о Боге, словно Он сурово обошелся с ним. Слова сии он произнес во гневе и страсти, но Бог был обижен этим, как был обижен Моисеем, которому дорого пришлось заплатить за то, что он погрешил устами своими, когда его дух был раздражен. Ты сказал то и то, но ты был неправ; Бог записывает то, что мы говорим, даже когда мы говорим необдуманно.

II. На обличение, которое Бог предъявил ему в этой ситуации. Иеремия обеспокоился, увидев его в таком смятении, и не знал, что сказать. Ему не хотелось его наказывать, хотя тот заслужил, а хотелось утешить, хотя и не знал, как это сделать. Но Бог говорит пророку, что нужно сказать ему (ст. 4). Иеремия не мог знать, что было корнем этих жалоб и страхов, но Бог видел это. Они возникли из-за его порочности. Чтобы рана не была залечена поверхностно, Он тщательно исследует ее и показывает, что тот ожидал слишком многого добиться в этом мире и многое пообещал себе, и это сделало беду, в которой он оказался, слишком скорбной и трудной. Отметьте: недовольство этого мира не побеспокоит нас, если мы не будем глупо льстить себе надеждой получить его улыбки, если не будем угождать ему и чрезмерно жаждать. Именно чрезмерная любовь к благам нынешнего времени делает нас нетерпимыми к его бедствиям. Теперь Бог показывает, в чем заключалась его ошибка и безрассудство в данном случае: в его желании или стремлении в изобилии обладать богатством и славой этого мира, ибо (1) этот корабль шел ко дну. Приближалось истребление иудейского народа, его полное и всеобщее истребление: «Что Я построил, чтобы это был дом для Меня, разрушу, и что насадил, чтобы это был Мой виноградник, то искореню всю эту землю, иудейскую Церковь и государство; а ты просишь себе великого? Ты хочешь быть богатым, почитаемым, занимать видное положение? Нет».

(2) «Глупо сейчас красить свою каюту. Неужели ты надеешься вознестись, когда все падают, быть насыщенным, когда все вокруг тебя опустошены?» Израильтянину не приличествует искать личного благополучия больше, чем благополучия государства, особенно искать возвышений для себя, когда народ в опасности. Мы можем применить это к миру и нашему положению в нем; Бог Своим провидением разрушает и исправляет его; все в нем зыбко и подвержено разрушению, мы не должны надеяться долго пребывать здесь. Какое же тогда безрассудство просить себе великого, когда все окружающее незначительно и зыбко!

III. На данное ему Богом ободрение надеяться, что хотя он не будет великим человеком, но будет в безопасности: «Я наведу бедствие на всякую плоть, на все народы и на людей всех рангов, а тебе вместо добычи оставлю душу твою (жизнь в англ. пер.) во всех местах, куда ни пойдешь. Ты должен быть готов, что тебе придется торопиться от места к месту, быть в опасности, но ты всегда будешь спасаться, хотя и часто с трудом; тебе будет сохранена жизнь, но как добыча, которая добывается с трудом и через опасность; ты спасешься, но словно из огня». Отметьте: сохранение и продление жизни часто является великой милостью, и мы должны именно так считать, поскольку это продляет нам возможность славить Бога в этом мире и приготовиться для лучшего мира. Иногда, особенно когда стрелы смерти плотно летают вокруг нас, жизнь это знак благоволения, и мы должны быть очень благодарны за ее сохранность; и пока мы имеем ее, мы не должны жаловаться и разочаровываться в том, что не достигли великих целей, к которым стремились. Душа не больше ли пищи?

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 45 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.