Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 41 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе описывается очень трагическая история, которая показывает, что зло преследует грешников. Мрачное облако, образовавшееся в предыдущей главе, в данной разражается ужасной бурей. Те немногие иудеи, которым удалось избежать плена, с гордостью думали, что они остались жить на своей земле, в то время как их братья отправились, не зная куда; они радовались вину и собранным летним плодам и чувствовали себя в безопасности под защитой Годолии, когда внезапно и их настигла гибель.

I. Исмаил вероломно убивает Годолию (ст. 1−2).

II. Все евреи, бывшие с ним, также убиты (ст. 3), а ров наполнился их мертвыми телами (ст. 9).

III. Около восьмидесяти благочестивых человек, пришедших в Иерусалим, были встречены Исмаилом и также убиты (ст. 4−7). Только десяти удалось спастись (ст. 8).

IV. Избежавших меча Исмаил сделал своими узниками и отправил в страну Аммонитов (ст. 10).

V. Благодаря смелости и решительности Иоанана пленники освобождены, и теперь он становится их военачальником, хотя убитые не отмщены (ст. 11−16).

VI. Он собирается отвести их в землю Египетскую (ст. 17−18), о чем мы больше узнаем в следующей главе.

Стихи 1−10. Трудно сказать, что больше поражает: то, что Бог допустил это, или то, что люди совершают подобные преступления. Здесь описывается очень подлое, вероломное и кровавое преступление, совершенное мужами, которые по своему происхождению должны быть мужами чести, а согласно своей религии мужами справедливыми; они поступили так со своими одноплеменниками, представителями того же народа и той же религии, со своими братьями, попавшими в беду, когда те оказались во власти победоносных халдеев и под ударами судов Божьих, которых они никоим образом не провоцировали; они совершили это не ради выгоды, а хладнокровно, искусно и умело. Вряд ли мы найдем подобный пример вероломной жестокости во всем Писании; и поэтому, когда мы читаем у Иоанна, что Он увидел жену, упоенную кровью святых, то можем дивиться удивлением великим. Но Бог допустил это, чтобы завершить уничтожение несмирившегося народа и полностью использовать средства для наказания тех, кто наполнил чашу своих беззаконий. Пусть это исполнит нас негодованием против нечестивых людей и благоговением перед Божьей праведностью.

I. Вначале Исмаил и его приверженцы предательски убили Годолию. Хотя царь Вавилонский сделал его значительным человеком и поставил начальником над страною, хотя Бог сделал его благочестивым человеком и благословением для своей страны, а его ходатайство о ее благополучии было жизнью после смерти, тем не менее ничто не могло обезопасить его. Исмаил был из племени царского (ст. 1), и поэтому он взревновал из-за возрастающего величия Годолии и пришел в ярость от того, что тот заслужил доверие и принял поручение царя Вавилонского. С ним было десять человек, которые также были вельможами царя, движимые тем же раздражительным чувством обиды, что и он. Они и раньше встречались с Годолией, желая вверить себя его защите (Иер 40:8), а теперь они вновь пришли к нему с визитом и ели вместе хлеб в Массифе. Годолия щедро принял их и не возбуждал в них зависти, несмотря на информацию о них, полученную от Иоанана. Они притворились его друзьями и не предостерегли его быть начеку; он был искренен и дружелюбен к ним и делал все возможное, чтобы угодить им. Но те, которые ели хлеб с ним, подняли на него пяту свою. Они не выискивали повод для ссоры, а ждали ситуации, когда он останется один, чтобы предательски убить его (ст. 2).

II. Они также предали мечу всех, кого нашли там с оружием, иудеев и халдеев, которые служили Годолии или могли отомстить за его смерть (ст. 3). Словно халдеи недостаточно пролили кровь израильтян, их собственные князья в данной ситуации смешивают ее с кровью халдеев. Виноделы и земледельцы заняты работой на своих полях и ничего не знают об этой кровавой бойне так искусно она была проведена и скрыта.

III. Несколько благочестивых честных людей, которые пришли в слезах, чтобы оплакать разрушение Иерусалима, были встречены Исмаилом и убиты вместе с остальными. Обратите внимание:

(1) Откуда они пришли (ст. 5) из Сихема, Силома и Самарии, городов, которые были известными, но теперь ослабели; они принадлежали десяти коленам, но и там остались люди, сохранившие любовь к поклонению Богу Израиля.

(2) Куда они шли в дом Господень, в Иерусалимский храм, о разрушении которого они слышали и собирались воздать почести его праху или увидеть его руины, чтобы их глаз мог повлиять на сердце и вызвать в нем скорбь. Они и о прахе его жалеют (Пс 101:15). Они принесли дары и ливан в руках, чтобы в том случае, если найдут там жертвенник, даже если это будет жертвенник из земли, и какого-либо священника, готового служить, не оказалось, что им нечего принести; если нет, то они проявят свою добрую волю, как Авраам, когда он пришел на место жертвенника, хотя жертвенника не было. Раньше народ Божий шел в дом Господень с радостью, а эти люди пришли как плакальщики, с обритыми бородами и в разодранных одеждах, ибо провидение Божье громко призвало их рыдать и скорбеть, ибо такого, как в последние месяцы, еще не происходило с поклоняющимися Богу.

(3) Как их заманили в фатальную ловушку злобностью Исмаила. Услышав о приближении людей, он решил и их предать смерти таким кровожадным он был. Похоже, он ненавидел всякого, кто носил имя израильтянина или просто честного человека. Он возненавидел этих паломников в Иерусалим из-за цели их прихода. Исмаил вышел встретить их с крокодиловыми слезами на глазах, притворяясь оплакивающим разрушение Иерусалима, как и они; а чтобы узнать, как они относятся к Годолии и его правлению, он пригласил их в город и узнал, что они уважают его; это укрепило его в решении убить их. Он сказал им: «Идите к Годолии», притворяясь, что хочет, чтобы они пришли и жили с ним, в то время как хотел, чтобы они пришли и умерли вместе с ним (ст. 6). Они слышали так много хорошего о Годолии, что захотели поближе познакомиться с ним; но Исмаил, как только они вошли в середину города, напал на них и убил их (ст. 7); безусловно, он забрал принесенные ими дары и употребил для собственных нужд, ибо человек, не остановившийся перед таким убийством, не остановится и перед таким святотатством. Заслуживает внимания то, как он обращался с их мертвыми телами и теми, что были убиты ранее. Он сбросил их в тот большой ров (ст. 7), который Иудейский царь Аса сделал раньше, то ли в самом городе, то ли в его окрестностях, когда строил или укреплял Массиф (3Цар 15:22). Он должен был быть пограничным укреплением против Ваасы, царя Израильского, которого он боялся (ст. 9). Отметьте: кто роет ров с хорошим намерением, тот не знает, насколько плохо он может использоваться в то или иное время. Он убил так много людей, что не мог похоронить каждого человека отдельно в могиле или не хотел воздать им почести, поэтому бросил всех беспорядочно в один ров. Среди последней группы людей, приговоренных к истреблению, десять были помилованы, но не из сострадания, а из-за алчности тех, в чьей милости они оказались (ст. 8). Они сказали Исмаилу, когда он собрался насытиться их кровью, как ненасытная пиявка, после убийства их попутчиков: «Не умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые, богатство страны, большие склады, хранящие в изобилии продукты потребления, которые может позволить себе только государство: пшеница и ячмень, масло и мед»; эти слова подразумевали, что они откроют ему их местонахождение и он сможет завладеть ими, если пощадит их. Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Приманка сработала. Исмаил оставил им жизнь, но не из милости, а из любви к деньгам. В данной ситуации богатство сберегалось владетелем его не во вред ему (Еккл 5:12) и не отягощало его жизнь (Иов 31:39), а сохранило им жизнь. Соломон обращает наше внимание на то, что богатством своим человек выкупает жизнь свою. Но кто думает подобным образом подкупить смерть, когда она приходит по поручению, и уговорить ее, сказав: «Не умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые», тот убедится, что смерть непреклонна, а он сам обманут.

IV. Он сделал всех своими пленниками и увел. Дочери царя (которыми халдеи не обременяли себя, ибо имели у себя царских сыновей), бедняки, виноградари, земледельцы, вверенные попечению Годолии, все в качестве узников были уведены к сыновьям Аммоновым (ст. 10). Возможно, Исмаил хотел преподнести их в качестве подарка или трофеев его вероломной победы царю этой страны, подстрекавшему его. Эта печальная история является предупреждением для нас никогда не чувствовать себя в безопасности в этом мире. Наихудшее может приключиться с нами, когда мы думаем, что оно уже позади; и конец одной беды, которую мы считаем концом всех бед, может оказаться началом другой, еще большей. Узники подумали: «Конечно, горечь смерти и пленения миновала», но одни умерли от меча, а другие попали в плен. Когда мы считаем себя в безопасности и становимся беспечными, тогда смерть может подойти с той стороны, откуда мы ее меньше всего ожидаем. Многие суда терпят крушение в гавани. Мы не должны быть уверены в покое по эту сторону небес.

Стихи 11−18. Было бы хорошо, если бы Иоанан, уведомив Годолию о вероломном замысле Исмаила, хотя и не получив разрешения убить Исмаила и не имея возможности таким образом предотвратить преступление, все-таки остался с Годолией, ибо он со своими военачальниками и воинами мог бы послужить охраной для Годолии и вселить страх в Исмаила; тогда он предотвратил бы зло без кровопролития. Но похоже, в то время они были в походе, возможно, неблагоприятном, и поэтому их не было на месте, где они должны были совершать свое главное служение. Кто склонен к блужданиям, того часто не оказывается на своем месте, когда он особенно нужен. Наконец они услышали о всех злодеяниях, какие совершил Исмаил (ст. 11), и решили попытаться отыграться, о чем рассказывается в этих стихах.

1. Нам искренне хотелось бы, чтобы Иоанан отомстил убийцам, но ему удалось только спасти пленников. Очень жаль, ибо пролившие так много крови заслуживали, чтобы их кровь была пролита; и странно, что божественное отмщение оставило их в живых, но было именно так. Иоанан собрал силы, какие смог, и пошел сразиться с Исмаилом (ст. 12); узнав о совершенном убийстве (ибо хотя тот на некоторое время скрыл его, ст. 4, но оно было раскрыто), он отправился вслед за ним. Он преследовал его и догнал у Гаваонского пруда (о котором мы читаем во 2Цар 2:13). Исмаил увидел врага во всей силе, его сердце дрогнуло, его виновная совесть набросилась на него, и он не осмелился сразиться с равным ему по силе врагом. Самые жестокие часто оказываются самыми трусливыми. Бедные пленники обрадовались, когда увидели Иоанана и всех бывших с ним, считая их своими избавителями (ст. 13); они сразу повернули и приблизились к ним (ст. 14), ибо Исмаил не взял их под стражу, увидев Иоанана. Отметьте: кто хочет, чтобы ему помогли, тот должен помогать себе сам. Эти пленники не ждали, пока их завоевателей перебьют, а использовали первую возможность, чтобы сбежать, как только увидели, что их друзья заступились за них, а враги пали духом. Исмаил оставил добычу, чтобы спасти свою жизнь, и убежал с восьмью человеками (ст. 15). Похоже, два из десяти сопровождавших его бандитов или помощников (о которых говорилось в ст. 1) то ли оставили его, то ли были убиты во время действий. Ему самому удалось сбежать к аммонитянам. Он поступал как абсолютный изменник, полностью оставивший всякое родство с обществом Израилевым, хотя был царского семени; и больше мы не слышим о нем.

2. Нам искренне хотелось бы, чтобы Иоанан, освободив пленников, поселился вместе с ними и мирно руководил ими, как Годолия, но вместо этого он собирается отвести их в землю Египетскую, как Исмаил хотел отвести их в землю Аммонитов. И поэтому, хотя он обрел власть над ними лучшим способом, чем Исмаил, и довольно честно, но не воспользовался данной ситуацией лучшим образом. Годолия, который был кроткого и спокойного духа, являлся для них благословением, а Иоанан, имевший беспокойный и дерзкий дух, был поставлен над ними им же во вред, чтобы довершить их гибель после того, как (так они полагали) они были искуплены. Так Бог продолжал идти против них.

(1) Решение Иоанана и его военачальников было слишком поспешным; ничто не устраивало их, и они решили уйти в Египет (ст. 17), а для этого на какое-то время разбили стан в селении Химам, близ Вифлеема города Давида. Возможно, это была земля, которую Давид отдал Химаму, сыну Верзеллия; и хотя она вернулась семье Давида после юбилейного года, но так и продолжала носить имя Химама. Там Иоанан устроил свой штаб, направляя свой путь в Египет то ли из личной привязанности к этой стране, то ли под воздействием древнего упования на помощь Египта в случае нужды. Похоже, спаслось некоторое количество военных людей, те воины, которые были с ним, жены и дети, которых он освободил от Исмаила; так они были переливаемы из сосуда в сосуд, потому что остались неизмененными.

(2) Основание для подобного решения было весьма несерьезным. Они сделали вид, что боятся халдеев, которые придут и неизвестно как поступят с ними, потому что Исмаил убил Годолию (ст. 18). Я не думаю, что они действительно ощущали опасность с этой стороны, ибо хотя халдеи и имели достаточный повод, чтобы негодовать из-за убийства своего наместника, но не были настолько неблагоразумны или несправедливы, чтобы мстить за это тем, кто так яростно выступил против убийц. Они лишь использовали этот повод как предлог, чтобы скрыть порочное стремление своих неверующих предков уйти в Египет, которое было сильно в них. Кто оправдывает свой грех притворными страхами, тот справедливо потеряет свое утешение.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 41 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.