Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 40 глава

Толкование Мэтью Генри


Мы поприсутствовали на погребальном костре Иерусалима и попрощались с пленниками, уведенными в Вавилон, не надеясь услышать о них что-либо в этой книге; возможно, мы найдем что-то в книге Иезекииля; а в этой и следующих четырех главах мы обратим внимание на немногих евреев, оставшихся на своей земле после того, как их братьев увели в плен. Это весьма печальная история, ибо хотя в начале появилась надежда, что они стали на хороший путь, но вскоре оказалось, что они так же упрямы в грехе, как раньше, не смирились и не изменились, пока на них не обрушились все остальные суды, которыми им угрожали в Книге Второзаконие 28, пока не исполнился последний стих этой ужасной главы: «...и возвратит тебя Господь в Египет». В данной главе более детально описывается:

(I) Освобождение Иеремии и его поселение у Годолии (ст. 1−6).

(II) Великое обращение иудеев, рассеянных по соседним странам, к Годолии, который был поставлен их правителем от царя Вавилонского, и хорошее положение их дел, пока он владычествовал над ними (ст. 7−12).

(III) Вероломный план Исмаила против Годолии, осуществление которого описано в следующей главе (ст. 13−16).

Стихи 1−6. Заглавие этой части книги, которое начинает данную главу, похоже, неверно используется (слово, которое было к Иеремии...), ибо в данной главе нет никакого пророчества, а оно должно относиться к главе 42:7, где изложено послание, которое Бог через Иеремию передал оставшимся начальникам и народу. А предшествующий рассказ должен только представить это пророчество и показать основание для него, чтобы его можно было легче понять, а Иеремия, имеющий непосредственное к нему отношение, мог лучше отчитаться о нем. В этих стихах Иеремия по совету Навузардана прилепился к Годолии. Похоже, что Иеремия с почестями был вывезен из двора темницы князьями царя Вавилонского (Иер 39:13−14), но позже мы находим его среди людей в городе в то время, когда младшим офицерам были отданы приказы связывать всех, чтобы впоследствии угнать их в Вавилон; он из-за неведения и по ошибке был связан с остальными и угнан прочь. Бедный муж! Похоже, он родился для трудностей и оскорблений был мужем скорбей! Когда закованные пленники были приведены в Раму недалеко от того места, где находился военный совет и заседал военный суд, где отдавались военные приказы, Иеремия очень скоро был отделен от остальных и освобожден по особому распоряжению суда.

1. Начальник стражи торжественно признал его истинным пророком (ст. 2−3): «Господь Бог твой, Чьим посланником ты был и от Чьего имени ты говорил, изрек это бедствие на место сие; народ был честно предупрежден о нем, но не воспринял предостережение, и теперь навел его Господь. Твоими устами Он сказал об этом, а моею рукой сделал то, что сказал». Похоже, этими словами он оправдывает свои поступки и прославляет себя за то, что был инструментом Бога и исполнил то, что Иеремия, Его посланник, предсказал; тогда, безусловно, это был самый прославленный поступок, когда-либо совершенный им. Всем людям в цепях, собравшимся перед ним, он говорит: «За то, что вы согрешили пред Господом, постигло это вас». Князья Израиля никогда не признавали этого, хотя это было так же очевидно, словно написано солнечным лучом, а языческий князь четко увидел, что народ, которому было оказано такое благоволение со стороны божественной милости, никогда не был бы оставлен подобным образом, если бы не был таким упрямым. Пророки часто говорили об этом со своих кафедр народу Израильскому, но они не принимали их слова ко вниманию, а теперь слышат об этом из уст завоевателя, которому не осмеливаются противоречить и вынуждены выслушивать. Отметьте: рано или поздно человек осознает, что грех является причиной всех его бедствий.

2. Он освобождает его и разрешает поступать так, как ему хочется. Он освободил его от цепей во второй раз (ст. 4), пригласил пойти вместе с ним в Вавилон, но не в качестве пленника, а друга и попутчика. «Я присмотрю за тобой (дословно); не только буду иметь попечение о тебе, но и окажу уважение, буду благотворить тебе, охранять и обеспечивать всем необходимым». Если он не хотел идти в Вавилон, то мог жить там, где ему нравится, в своей стране, ибо теперь вся она была в распоряжении завоевателей. Если ему хочется, он может идти в Анафоф и порадоваться участку земли, который приобрел там. Какая великая перемена произошла в жизни этого человека! Он, которого совсем недавно переводили из одной тюрьмы в другую, теперь обрел свободу переходить от одного владения к другому.

3. Он посоветовал пророку отправиться к Годолии и поселиться у него. Царь Вавилонский поставил его начальником над городами Иудейскими, он был честным иудеем и, возможно, своевременно вместе с друзьями перешел к халдеям; он вел себя настолько безукоризненно, что ему было оказано большое доверие и в его руки были отданы эти города (ст. 5). Пока Иеремия не пошел обратно, а стоял, размышляя, что ему делать, Навузардан, убеждая его не идти в Вавилон и не раздумывать, куда бы пойти, умоляет его всеми средствами пойти к Годолии. Внезапные мысли иногда оказываются мудрыми. Но, давая этот совет, он не стремится обязать следовать ему и не грозит недовольством, если не последует ему: «Иди, куда нравится тебе идти». Мы поступаем дружелюбно, если в таких ситуациях даем совет, но проявляем недружелюбие, если предписываем следовать ему и гневаемся, если ему не следуют. Навузардан согласен, чтобы Иеремия шел, куда хочет, и верит, что он поступит наилучшим образом. Он не только дает ему свободу и одобряет все используемые им средства, но и обеспечивает поддержкой: он дал ему продовольствие и подарок в виде одежды или денег и отпустил его. Посмотрите, как благоразумен начальник телохранителей в оказании милости Иеремии. Он дает ему свободу в опустошенной стране, оставаясь в которой в том положении, в каком он был, он мог бы погибнуть (хотя это была его страна), если бы не был подобным образом милостиво обеспечен всем необходимым. Иеремия не только принял его милость, но и последовал его совету и отправился к Годолии, в Массифу, и жил с ним (ст. 6). Я не знаю, должны ли мы одобрить его благоразумие, ибо события не одобряют его, так как не обернулись для него утешением. Тем не менее мы можем одобрить его благочестивую любовь к Израилю, раз, пока его не выселили оттуда, как Иезекииля, Даниила и других благочестивых людей, он не оставил ее, а предпочел жить с бедными на святой земле, а не с князьями на несвятой.

Стихи 7−16. В данных стихах:

I. Остатку евреев, оставшихся на родной земле, открывается чистое небо и предлагается благоприятная перспектива обрести мир и покой после многих лет бедствий и ужаса, которым они подвергались. В своих пророчествах Иеремия никогда не говорил об этом хорошем времени, которое хранилось для евреев сразу после их пленения, но, похоже, провидение породило и ободрило подобные ожидания, и это время было для бедного народа подобно жизни после смерти. Обратите внимание на детали:

1. Один из них, Годолия, был назначен царем Вавилонским начальником над городами Иудейскими (ст. 7). Чтобы показать, что он стремился облегчить их жизнь, царь назначил на эту должность не какого-либо князя Вавилонского, а одного из их братьев, который (они могли быть уверены в этом) будет стремиться, чтобы у них был мир. Он был сыном Ахикама, сына Сафамова, одним из князей. Мы читаем о его отце (Иер 26:24), что он стал на сторону Иеремии, а не народа. Похоже, он был мужем великой мудрости и мягкого характера, под чьим правлением немногие оставшиеся могли быть очень счастливы. Царь Вавилонский имел о нем хорошее мнение и доверял, ибо ему вверил все, что осталось в стране.

2. У него собрался народ со всех частей страны, все рассеянные евреи пришли, чтобы подчиниться его правлению и найти у него защиту.

(1) Великие мужи, избежавшие насилия халдеев, пришли и смиренно подчинились Годолии, чтобы обрести безопасность и сохранить жизнь. Здесь перечислены некоторые из них (ст. 8). Они пришли со своими дружинами, со своими слугами и солдатами и тем самым укрепили друг друга. Но царь Вавилонский был такого хорошего мнения о своем представителе Годолии, что не ревновал из-за увеличения их количества, а радовался.

(2) Бедные люди, бегством спасшиеся в ближайших странах Моаве, Аммоне и Едоме, побуждаемые любовью к родине, вернулись, как только услышали, что власть там принадлежит Годолии (ст. 11−12). Сам по себе Ханаан был опасным и неприятным местом для проживания, если там не было правительства и правления, и даже сильно любившие его не вернулись бы, пока не услышали, что оно установлено. Это было величайшим ободрением вернуться и объединиться всем, кто был рассеян по чужим странам, ободрением вернуться в свою страну всех, кто оказался под властью чужих царей, и быть во власти правителя из своего народа. Посмотрите, что во гневе Бог помнит о милости и допускает их для дальнейшего испытания их послушания.

3. Модель нового правления взята и учреждена согласно первоначальному договору, который Годолия подтвердил торжественной клятвой (ст. 9): «Он клялся им и людям их, возможно, относительно тех предписаний и наставлений, которые принял от царя Вавилонского, давшего ему власть делать подобные заверения».

(1) Они должны признать, что их земля принадлежит халдеям. «Придите, говорит Годолия, не бойтесь служить халдеям. Не бойтесь этого греха». Хотя божественный закон запрещал им заключать договоры с язычниками, но божественный приговор обязал их покориться царю Вавилонскому. «Не бойтесь этого позора и унижения для своего народа; это то наказание, к которому Бог приговорил вас, и согласиться с ним не будет позором для вас. Не бойтесь его последствий, словно это сделает вас и ваше положение презренным; вы убедитесь, что царь Вавилонский не является таким жестоким землевладельцем, как вы себе представляли; если вы будете мирными, то будете жить в мире; не причиняйте беспокойств правительству, и оно не будет беспокоить вас. Служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо». Если у них появятся трудности, им не будет оказано должного уважения, или они подвергнутся опасности, когда халдеи вновь придут к ним, тогда Годолия, возможно, по наставлению царя Вавилонского, обязан был во всех ситуациях заступаться за них и представлять их обращения царю (ст. 10): «А я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицеем халдеев: от имени всего народа оказывать им почтение, если будет повод, чтобы принимать приказы и платить дань, когда они будут приходить к нам». Все, происходящее между ними и халдеями, будет проходить через его руку; и если халдеи оказали ему такое доверие, то, несомненно, и соотечественники могут довериться. Тем самым Годолия хочет заверить их своей клятвой, что исполнит свои обязанности и будет защищать их, но так как благотворящая сторона склонна делать ошибки (как и многие хорошие люди), он не требует клятвы от них в том, что они будут верными ему; в противном случае последующего зла можно было бы избежать. Тем не менее защита требует верности, хотя подобной клятвы не было, а, присоединившись к Годолии, они фактически согласились с условиями правления и тем, что будут служить царю Вавилонскому.

(2) Хотя они признали, что их земли принадлежат халдеям, но при этом смогут наслаждаться своей землей и получать от нее прибыль (ст. 10): «Собирайте вино и летние плоды и пользуйтесь ими; убирайте их в сосуды ваши, чтобы они сохранились до зимы, как делают люди, живущие в мирное время и надеющиеся, что будут есть от плодов своих рук, более того, от трудов рук других людей, ибо будете пожинать то, что они сеют». Или имелись в виду плоды, произвольно произрастающие на этой богатой почве, ради добычи которых никто не трудился. Подобным образом мы читаем (ст. 12), что они собирали вина и летних плодов очень много, которые в то время выросли, ибо время сбора зерновых закончилось незадолго до того, как Иерусалим был взят. Пока Годолия заботился о безопасности государства, он позволял им наслаждаться преимуществами изобилия и, скорее всего, не требовал платить дань, ибо искал не личного благополучия, а благополучия для многих.

II. Но мрачное облако вновь собирается над этим государством, находящимся во младенческом состоянии, угрожая ужасной бурей. Как быстро эти обнадеживающие планы на будущее были разрушены! Когда Бог начинает суд, то Он доведет его до конца. Мы узнаем, (1) что Ваалис, царь сыновей Аммоновых, ненавидел Годолию и задумал убить его то ли из ненависти к народу иудейскому, о благополучии которого он не мог думать, или из личной неприязни к Годолии (ст. 14). Некоторые считают, что Ваалис символизирует царицу-мать царя аммонитян или царицу-вдову, словно она замыслила этот кровожадный и вероломный план. Кто-то мог подумать, что будет в безопасности, раз великий царь Вавилонский защищает его, но он погиб из-за хитрости этого недалекого владыки или владычицы. Блаженны те, чью сторону принимает Царь царей, Который уловляет мудрецов их же лукавством, ибо даже величайший из земных царей не может всей своей властью защитить нас от лжи и предательства.

(2) Что он нанял Исмаила, сына Нафании, в качестве орудия своей злобы и спровоцировал его убить Годолию, а чтобы он имел для этого хорошую возможность, он направил его к нему, чтобы тот стал одним из его подчиненных и пообещал быть ему верным. Самое варварское сам план, такой же низменный, как и метод его осуществления. Насколько же порочна человеческая природа, как быстро она вырождается (даже в тех, кто считает себя благородной крови), допуская подобные мерзкие мысли! Исмаил был царского рода, и поэтому в нем легко было зародить зависть и ненависть к тому, кто был поставлен губернатором Иудеи, но при этом не был, как он, рода Давидова, хотя в избытке имел дух Давида.

(3) Что Иоанан, муж активный и проворный, узнав о заговоре, известил о нем Годолию; он узнал об этом заранее, а так как доказательства были весьма очевидными, то он считал это доказанным: «Знаешь ли ты! Конечно, знаешь» (ст. 14). Он тайно исследовал это дело (ст. 15), надеясь узнать о нем больше информации. Он предложил свои услуги, чтобы предотвратить осуществление этого заговора, убив Исмаила, чье имя было отвратительно для всего семени Иакова: «Я пойду и убью его. Зачем допускать, чтоб он убил тебя?» Тем самым он показал, что в нем больше смелости и ревности, чем чувства справедливости, ибо если бы было законно убивать ради предотвращения, то кто тогда мог бы считать себя в безопасности, если злобность всегда подозревает наихудшее?

(4) Что Годолия, являясь человеком искренним, не поверил информации о предательстве Исмаила. Он сказал: «Ты неправду говоришь об Исмаиле». Тем самым он показал, что в нем больше доброжелательности, чем благоразумия: больше невинности голубицы, чем мудрости змея. Когда правители бдительны, то они проявляют беспокойство о себе и окружающих. Королева Елизавета говорила, что будет верить плохим известиям о своем народе ровно настолько, насколько мать верит плохим известиям о своих детях; тем не менее многие погибли из-за чрезмерной уверенности в верности окружающих их людей.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 40 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.